Кому принадлежит космос международное право

Обновлено: 30.06.2024

Космическое право – отрасль международного права, представляющая собой совокупность правовых норм и принципов, направленных на регулирование использование космического пространства, правовой статус космических объектов и космонавтов.

Космическое пространство – пространство за пределами воздушной сферы Земли.

Субъекты международного космического права

  • Суверенные государства;
  • Международные межправительственные организации;
  • Международное право допускает осуществление космической деятельности юридическими лицами, но при этом они все же не являются субъектами космического права, так как их деятельность строго регулируется государствами.

Объекты космического права

  • Космическое пространство;
  • Небесные тела;
  • Искусственные космические объекты;
  • Космонавты;
  • Результаты практической космической деятельности.

Источники космического права

  • Устав ООН;
  • Договор о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела;
    и др.

Международно-правовой режим космического пространства и небесных тел

Космическое пространство – пространство за пределами воздушной сферы Земли.

Согласно международным договорам использование космического пространства и небесных тел должно осуществляться только в мирных целях и в интересах всего человечества:

  • На космическое пространство, небесные тела, включая Луну не может распространяться суверенитет отдельных государств;
  • Участники космической деятельности руководствуются принципами сотрудничества и взаимопомощи при исследовании космического пространства, небесных тел и осуществлении практической деятельности в космосе;
  • При осуществлении космической деятельности государства участники информируют Генерального секретаря ООН, общественность и международное сообщество о своей деятельности связанной с использованием и исследованием Луны (о времени запуска, о продолжительности исследований, о деятельности). При осуществлении исследований на Луне государства участники могут собирать образцы минеральных веществ и вывозить их. Государства могут осуществлять исследовательскую деятельность Луны в любом месте на ее территории (передвижение не ограничено);
  • Вместе с тем государства сохраняют право собственности на космические объекты и объекты, сооруженные на небесных телах;
  • Также запрещается выводить на орбиту Земли и в Космическое пространство любые виды оружия массового уничтожения и устанавливать такое оружие на небесных телах. Запрещается создание на Луне и других небесных телах Военных баз, испытания любых типов оружия.

Международно-правовой режим космических объектов. Правовое положение космонавтов

Конвенция о регистрации космических объектов, запускаемых в космическое пространство 1975 требует от государства регистрации:

  • внесения космического объекта в национальный регистр и в реестр Генерального секретаря ООН;
  • нанесения маркировки, по которой в дальнейшем может быть произведена идентификация объекта или его частей в случае обнаружения их за пределами государства регистрации.

Космонавты рассматриваются как посланники человечества в космосе и им оказывается помощь при аварии, бедствии или вынужденной посадке на территории государства приземления, а также возвращать космонавтов в государство их гражданства.

Особенности международно-правовой ответственности за ущерб, причиненный космическим объектам

Государства несут абсолютную международную ответственность за национальную деятельность в космическом пространстве и небесных телах, включая Луну. Если запуск космического объекта производился совместно двумя и более государствами, они несут солидарную ответственность за любой причиненный таким объектом ущерб.

В случае причинения ущерба, государство его причинившее должно полностью выплатить компенсацию за причиненный ущерб его космическим объектом другим космическим объектам или поверхности Земли.

Если одним космическим объектом причиняется ущерб другому космическому объекту, то ответственность несет тот субъект, по вине которого это произошло.

Во всех случаях солидарной ответственности бремя компенсации за ущерб распределяется между двумя запускающими государствами соразмерно степени их вины.

Ответственность реализуется с помощью претензии. Претензия о компенсации за ущерб предъявляется запускающему государству по дипломатическим каналам. Если между государствами нет дипломатических отношений, претензия может быть предъявлена с помощью третьего государства или через Генерального Секретаря ООН.

По общему правилу, претензия должна быть предъявлена в течение одного года с даты причинения ущерба или установления ответственного (запускающего) государства. В некоторых случаях допускается заявление претензии в течение года с даты, когда потерпевшему государству стало известно о причиненном ему ущербе.


Человечество не останется вечно на Земле, но в погоне за светом и пространством сначала робко проникнет за пределы атмосферы, а затем завоюет себе все околосолнечное пространство.

К.Э. Циолковский

Пролог


И, несмотря на то, что ракетно-космические технологии ещё 40 лет назад позволяли начать активное освоение соседних планет, этим планам не суждено было осуществиться.

Человечество уже было готово к колонизации и освоению пространства Солнечной системы с технологиями шестидесятых годов. Почему же люди не пошли дальше? Почему до сих на Марсе не цветут яблони? Эксперты, занимающиеся данной проблематикой, называют различные причины — в первую очередь политические и экономические.

В последующие годы космонавтика стала терять свою романтику, дух героизма и первооткрывательства. Люди перестали запоминать имена космонавтов, обыкновенная рутинная наука заняла место подвига.

Однако плюсы также есть: марсианский день длится лишь на 40 минут дольше земного, есть смена времён года, средняя температура на марсианской поверхности сопоставима с земной, почву Марса по предварительным оценкам в перспективе можно использовать для выращивания растений, учитывая высокое содержание углекислого газа в атмосфере. А слабая гравитация облегчит строительство марсианских баз, поднятие тяжёлых объектов; кроме того, запуск космических кораблей с поверхности Марса потребует гораздо меньше энергии, чем на Земле. Но самое главное, на Марсе есть вода, ключевой элемент для человека.

Колонизация планет и их спутников с подходящими условиями для человека предполагает как создание на них баз, так и в перспективе их терраформирование.

Терраформирование — это техногенный процесс по приданию космическому телу, будь то планета или спутник, условий и природных характеристик, схожих с земными. Таким образом терраформирование позволит сделать из Марса вторую Землю и позволит обеспечить на нём привычную земную жизнь. Концепция терраформирования разработана пока только в теории, однако в перспективе может стать ключевым моментом в колонизации Солнечной системы. Терраформирование предполагает различные способы воздействия: от использования земных бактерий, бомбардировок астероидами с водяным льдом и подрыва термоядерных зарядов до постройки гигантской космической линзы для разогрева планеты. Но реализация подобных проектов может занять от нескольких сотен до десятков тысяч лет.

Космическое право


Первые колонизаторы будут выбраны из числа наиболее психологически подготовленных, ответственных и самое главное стрессоустойчивых людей, готовых к командной работе в иерархичном закрытом социуме — первые миссии на Марс, сопряжённые с высоким риском, будут напоминать команды подлодок, на которых есть командир, от чёткости исполнения приказов которого зависят жизни всех членов команды. По мере разрастания колоний будет снижаться и планка отбора кандидатов, а при увеличении числа жителей, с учётом постоянного пребывания в агрессивной среде, монотонного труда и развития депрессивных настроений, высока вероятность совершения первых преступлений — от краж до сексуального насилия и убийств, и чем больше будет разрастаться колония/колонии, тем выше будет этот показатель. Это потребует наличия специалистов — следователей, криминалистов, судебно-медицинских экспертов, откомандированных с земли, или создания полноценного марсианского криминального подразделения. Причём учитывая условия на Марсе, такие как низкая гравитация, иная атмосфера и т.д., специалистам придётся заново приспосабливать методы расследования. Несомненно, возникнет вопрос юрисдикции и подсудности. По аналогии с МКС, можно предположить, что будущие колонии будут интернациональными, это означает, что каждый колонист привезёт с собой на Марс и право той страны, гражданином которой является. Возникнет казус, при котором, например, швед, совершивший преступление по отношению к гражданину Японии на территории колонии, находящейся под юрисдикцией США, сбежит в колонию, находящуюся под юрисдикцией Китая. Вероятно, в данном случае продолжат действовать договоры об экстрадиции между государствами. Однако, возможно будет также применить принцип международного права, по которому за определённые международные преступления преследование и наказание может осуществлять любое государство, например, пиратство в открытом море.



Будущее колоний

Права инопланетян


Эпилог

Договор по космосу , формально Договор о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела , является договором, который составляет основу международного космического права . Договор был открыт для подписания в США , Великобритании и Советском Союзе 27 января 1967 года и вступил в силу 10 октября 1967 года. По состоянию на февраль 2021 года участниками договора являются 111 стран, а еще 23 страны уже подписали его. подписали договор, но не завершили ратификацию. [1] Кроме того, Тайвань , который в настоящее время признан14 государств - членов ООН , ратифицировавших договор до проведения Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций «s голосования передать место Китая к версии Народной Китайской Народной Республики (КНР) в 1971 г. [5]

Среди основных положений Договора по космосу - то, что он запрещает размещение ядерного оружия в космосе, ограничивает использование Луны и всех других небесных тел только мирными целями и устанавливает, что космос должен быть свободен для исследования и использования всеми странами. но что ни одна нация не может претендовать на суверенитет над космическим пространством или каким-либо небесным телом. Договор по космосу не запрещает военную деятельность в космосе, военно-космические силы или размещение оружия в космосе, за исключением размещения оружия массового уничтожения в космосе и создания военных баз, испытаний оружия и проведения военных маневров на небесных телах. . [6] [7] Это в основном договор о не вооружении и предлагает ограниченные и двусмысленные правила для новой космической деятельности, такой как добыча Луны и астероидов . [8] [9] [10]

Содержание

Договор по космосу представляет собой базовую правовую основу международного космического права . Среди его принципов он запрещает государствам-участникам договора размещать оружие массового уничтожения на околоземной орбите, устанавливать его на Луне или любом другом небесном теле или иным образом размещать его в космическом пространстве . Он специально ограничивает использование Луны и других небесных тел мирными целями и прямо запрещает их использование для испытаний любого вида оружия, проведения военных маневров или создания военных баз, сооружений и укреплений (статья IV). Однако договор не запрещает размещение обычных вооружений.на орбите, и поэтому некоторые очень разрушительные тактики атаки, такие как кинетическая бомбардировка , все еще потенциально допустимы. [11] В договоре также говорится, что исследование космического пространства должно осуществляться на благо всех стран и что пространство должно быть свободным для исследования и использования всеми государствами.

Будучи в первую очередь договором о контроле над вооружениями для мирного использования космического пространства, он предлагает ограниченные и двусмысленные правила для новой космической деятельности, такой как разработка Луны и астероидов . [8] [10] [15] Таким образом, остается спорным вопрос о том, подпадает ли добыча ресурсов в рамки запретительного языка присвоения или использование охватывает коммерческое использование и эксплуатацию. [16] В поисках более четких указаний частные компании США лоббировали правительство США, и в 2015 году космическая добыча была легализована путем принятия Закона США о конкурентоспособности запусков коммерческих космических объектов от 2015 года . [17] Аналогичное национальное законодательство для легализации присвоения внеземных ресурсов теперь вводится другими странами, включая Люксембург, Японию, Китай, Индию и Россию. [8] [15] [18] [19] Это вызвало некоторые разногласия в отношении юридических претензий по добыче на небесных телах с целью получения прибыли. [15] [16]

В результате обсуждений, возникших в рамках проекта West Ford в 1963 году, в статью IX Договора по космосу было включено положение о консультациях: «Государство-участник Договора, у которого есть основания полагать, что деятельность или эксперимент, запланированные другим государством-участником в космическое пространство, включая Луну и другие небесные тела, может вызвать потенциально вредное вмешательство в деятельность по исследованию и использованию космического пространства в мирных целях, включая Луну и другие небесные тела, может потребоваться консультация относительно деятельности или эксперимента ". [20] [21]

  • Соглашение о спасании 1968 года.
  • Конвенция космической ответственности 1972 года.
  • Конвенция о регистрации 1976 года.
  • Договор Moon 1979 не смог быть ратифицировано любой крупной космической поживает нации , такие как те , которые способны орбитальный космический полет . [22]

Комитет ООН по использованию мирных космического пространства координат (КОПУОС) [23] эти договора и другие вопросы космической юрисдикции .

Договор по космосу был открыт для подписания в США, Великобритании и Советском Союзе 27 января 1967 года и вступил в силу 10 октября 1967 года. По состоянию на февраль 2021 года участниками договора являются 111 стран, а еще одна 23 подписали договор, но не завершили ратификацию. [1]

Несколько дат указывают на разные дни, когда государства представили свою подпись или показания, которые различались в зависимости от местоположения. Это местоположение отмечено: (L) для Лондона, (M) для Москвы и (W) для Вашингтона, округ Колумбия. Также указывается, стало ли государство участником путем подписания договора и последующей ратификации , путем присоединения к договору после того, как он был закрыт для подписания, или путем правопреемства государств после отделения от какой-либо другой стороны договора.

Можно ли купить Луну? За кем закреплена ответственность за космический мусор? Кто будет спасать космических туристов в нештатной ситуации? Эти и еще 7 вопросов мы задали кандидату юридических наук, доценту МГИМО Мариам Юзбашян. О современном состоянии и нерешенных вопросах международного космического права, а также практике его применения читайте в этой статье.


Что такое космическое право и для чего оно нужно? Где оно начинается?

Точнее международное космическое право, поскольку именно оно устанавливает правовой режим космического пространства и небесных тел и регулирует права и обязанности государств и международных межправительственных организаций в области исследования и использования космоса. Существует и национальное космическое право. В его рамках государства предусматривают специальные нормы для обеспечения исполнения своих международных обязательств, регламентируют космическую деятельность национальных субъектов космической деятельности.

Где начинает действовать космическое право?

И международное, и национальное космическое право начинаются там, где заканчивается воздушное. Однако этот вопрос, а именно разграничение воздушного и космического пространств, к сожалению, так и не получил международно-правового закрепления ввиду недостижения консенсуса по нему в Комитете ООН по использованию космического пространства в мирных целях. Известна точка зрения, согласно которой эта граница проходит на высоте порядка 100 км над уровнем океана.

Какую дату можно считать начало появления космического права?

Согласно подходу профессора Юрия Михайловича Колосова, одного из основоположников международного космического права и, к моей большой удаче, моему научному руководителю, международное космическое право (МКП) прошло три этапа развития и в настоящее время находится на четвертом. Если говорить о доктринальных разработках МКП, они появились в тридцатые годы XX века, пионерами в этой области были советский юрист Евгений Коровин и его чешский коллега Владимир Мандль. Первые международные документы появились после запуска СССР 4 октября 1957 года искусственного спутника Земли.

Принятие в 1967 году Договора о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела, ознаменовало становление МКП как новой отрасли международного права.

Договор по космосу 1967 года, в котором участвуют более ста государств, сохраняет свое значение и сегодня. Большинство его норм имеют опережающий характер, и в противовес, к сожалению, не всегда профессиональной, но весьма активной критике, я бы отметила, что сложно представить, по какому пути пошло бы развитие международных отношений в этой области без этого договора. Более того, Договор по космосу, хотя и прямо не регулирует частную космическую деятельность, опосредовано обеспечивает стабильность ее развития.

Как космическое право развивалось далее?

В период с 1968 года по 1979 год были приняты еще четыре международных договора: Соглашение о спасании (1968), Конвенция об ответственности (1972), Конвенция о регистрации (1975) и Соглашение о Луне (1979) После принятия последнего из этих международных договоров из-за противоречий между различными группами государств успешная нормотворческая деятельность Комитета в области разработки юридически обязательных актов завершилась. Развитие МКП пошло по пути принятия предметных резолюций Генеральной Ассамблеи ООН, как известно, хотя и имеющих рекомендательный характер, но обладающих большим морально-политическим значением. В этот же период космическая деятельность приобрела экономическое значение, были учреждены международные организации спутниковой связи, большинство из которых в дальнейшем были приватизированы. С 80-х годах XX века началось постепенное нарастание тенденций приватизации, коммерциализации и глобализации космической деятельности, соответствующую актуальность приобрели и новые правовые вопросы. На современном этапе развития МКП, начавшемся во второй половине 90-х годов прошлого века, эти тенденции только усилились, увеличилось количество частных субъектов. Если кратко, сегодня мы наблюдаем возможное изменение вектора развития МКП ввиду ряда политических и экономических факторов.

Более того, с начала нового тысячелетия появились предпосылки к становлению международного частного космического права. В связи с этим можно обозначить и цель, как минимум, для неравнодушных международников – не отрицая экономического потенциала космоса, совместными усилиями обеспечить его мирное исследование и использование.

Могут ли быть приватизированными небесные тела? А их ресурсы?

Присвоение небесных тел или их частей запрещено МКП. Принцип неприсвоения распространяется на государства, международные организации, юридические и физические лица. В этом вопросе не может быть разночтений.

Этот принцип, согласно доктринальным оценкам, наряду с другими отраслевыми принципами МКП, закрепленными Договором по космосу, приобрел характер международного обычая. Соответственно, он распространяется и на государства, не участвующие в этом договоре. Более того, он применим к юридическим и физическим лицам. Согласно Договору по космосу, государства несут международную политическую ответственность за обеспечение того, чтобы вся национальная деятельность в космическом пространстве осуществлялась в соответствии с этим договором.

А если на Луне, например, добывать полезные ископаемые, кому они будут принадлежать?

Если действующий общий правовой режим космического пространства и небесных тел однозначен, то в отношении распространения или нераспространения запрета присвоения на природные ресурсы небесных тел возможны толкования. Договор по космосу не упоминает такие ресурсы, в Соглашении о Луне, предусматривающем правовые основы будущей космической природоресурсной деятельности, участвуют менее двадцати государств. Ни СССР, ни США не подписали это Соглашение по причине признания Луны и других небесных общим наследием человечества.

В отсутствие специального универсального международно-правового режима природных ресурсов небесных сложилось два подхода к толкованию запрета присвоения. Согласно первому, он распространяется и на ресурсы, согласно второму, изъятые из недр небесных тел ресурсы могут стать объектом прав собственности.

Кто несет ответственность за космический мусор?

Обязательство государств избегать вредного загрязнения космоса было установлено Договором по космосу. В развитие этого принципа в 2007 году были приняты Руководящие принципы Комитета ООН по космосу по предупреждению образования космического мусора. При этом под космическим мусором понимаются все находящиеся на околоземной орбите или возвращающиеся в атмосферу нефункциональные антропогенные объекты, включая их элементы и фрагменты.

Ответственность оператора в случае выхода космического аппарата из строя в отсутствие причинения ущерба по смыслу Конвенции об ответственности 1972 года – вопрос, подлежащий регулированию применимым национальным законодательством.

При этом существует потенциальная проблема – невозможность идентификации нефункциональных космических объектов, вследствие чего не ясен и субъект ответственности, то есть какому государству следует предъявлять претензию о возмещении ущерба.

Какие законы действуют МКС?

Документы всех трех уровней правовых обязательств в отношении МКС имеют двойственный характер: с одной стороны, они содержат прямую отсылку к нормам договоров ООН по космосу, с другой, в них урегулированы разнообразные частно-правовые (имущественные и личные неимущественные) отношения, осложненные иностранным элементом.

Опыт правового регулирования МКС является весьма интересным с точки зрения возможного учета отдельных положений при регулировании аналогичных отношений как в рамках будущих отдельных международных космических проектов, так и в целом в качестве общих принципов и норм применительно к регулированию международной или национальной космической деятельности.

Есть ли отдельное законодательство для частных космических компаний? Возможно ли появление их в России?

Космическая деятельность юридических и физических лиц регулируется национальным законодательством. В США, например, сложилась наиболее развитая система национально-правовых норм, учитывающих коммерческий характер такой деятельности. В России также допускается деятельность частных субъектов, однако сложившаяся система в меньшей степени учитывает ее особенности, но постепенно развивается.

В последние годы и в России появились частные космические проекты. Существующие сложности в пересмотре национальной системы, ориентированной изначально на государственное участие, постепенно преодолеваются.

Как вы считаете, нужно ли создавать специальное законодательство о космическом туризме?

Потенциально проблемы могут возникнуть в контексте распространения норм Соглашения о спасании 1968 года на космических туристов. Тем не менее, следует признать, что даже если туристы формально не подпадают под правовой статус космонавтов, чья деятельность имеет профессиональный характер, в случае аварии или бедствия и туристам должна быть оказана необходимая помощь, они должны быть спасены и возвращены соответствующему государству в силу международного обычая и различных кодифицированных актов общего международного права.

На мой взгляд, с одной стороны, с развитием космического туризма могут стать востребованными и специальные международно-правовые и в большей степени новые национально-правовые нормы. Они могут затронуть отдельные вопросы имущественных и личных неимущественных прав, ответственности, специальных видов страхования, экспортного контроля. С другой стороны, правовую основу всех этих вопросов можно было бы обеспечить в рамках общесистемного правового подхода к коммерческой космической деятельности, необязательно в специальном порядке применительно к отдельному ее виду – космическому туризму.

Читайте также: