Кому подчиняется военный прокурор во западного

Обновлено: 07.07.2024

По приказу Генпрокурора Юрия Чайки, они сформированы в четырех военных округах, на трех флотах, а также в Ракетных войсках стратегического назначения.

Точнее сказать, реформирование затронуло только окружные надзирающие органы. Флотские и "стратегическая" прокуратуры в обновленной правоохранительной вертикали сохранились практически без изменений.

Военно-прокурорская пирамида теперь выглядит следующим образом. На ее вершине была и остается Главная военная прокуратура во главе с заместителем Юрия Чайки - Сергеем Фридинским.

Вместо двух надзирающих органов в Московском и Ленинградском округах создан один - военная прокуратура Западного военного округа. Она разместилась в Санкт-Петербурге. Обновленную прокуратуру Центрального военного округа в Екатеринбурге укомплектовали офицерами-юристами и гражданским персоналом из Приволжья, Урала и Сибири. Надзирающую структуру Восточного военного округа с дислокацией в Хабаровске сформировали на базе прокуратуры Дальневосточного округа. В Ростове-на-Дону теперь располагается прокуратура Южного военного округа. Она появилась в результате слияния надзирающих органов СКВО и Объединенной группировки войск и сил, задействованных в контртеррористических операциях на Северном Кавказе.

Низовые прокурорские звенья перемены затронули минимально. Так, в некоторых крупных российских городах остались свои военные прокуратуры. А соблюдение законности в местах массовой дислокации войск по-прежнему будут контролировать гарнизонные надзирающие органы.

Заметные изменения в основании армейской правоохранительной пирамиды произошли разве что в столичном регионе. После ликвидации МВО в Московскую городскую военную прокуратуру включили ранее самостоятельные гарнизонные надзирающие структуры столицы и области. Но такое сосредоточение органов, надзирающих за соблюдением военнослужащими российских законов, - скорее исключение, чем правило.

Дело в том, что в столице и Московской области даже после упразднения МВО сохранилось огромное количество воинских частей и учреждений, штабов и учебных заведений минобороны, Внутренних войск МВД, министерства по чрезвычайным ситуациям и других структур, где нашим законодательством предусмотрена военная служба.

Обеспечивать их деятельность теми силами, что ранее были в штате Московской городской военной прокуратуры, чрезвычайно сложно. Поэтому Юрий Чайка и Сергей Фридинский пошли на ее усиление за счет своих гарнизонных структур, которые уже были в столице и области. Если в каком-то случае обновленной военной прокуратуре Москвы не будет хватать собственных специалистов, скорее всего им на помощь командируют опытных юристов из ГВП и прокуратуры РВСН. Тем более что эти две структуры своей столичной прописки не меняли.

Как объяснили корреспонденту "РГ" в Главной военной прокуратуре, все эти перемены напрямую связаны с реформированием армии. По указу президента вместо шести военных округов в России создали четыре. Соответственно поменялась и сеть окружных военных прокуратур.

Эта новация - главная, но не единственная. Численное сокращение Вооруженных сил потянуло за собой секвестр специализированных правоохранительных органов. О массовом увольнении военных прокуроров речи, конечно, не идет. В ГВП утверждают, что уменьшение количества их сотрудников идет пропорционально штатно-должностной оптимизации армии и флота. Сегодня в России 45-тысячный прокурорский корпус. Около 3 тысяч из них работают в военной прокуратуре.

Отдельно стоит сказать о прокуратурах, контролирующих законность в частях и учреждениях ВМФ. Такие органы есть на Северном, Тихоокеанском и Балтийском флотах, но отсутствуют на Черном море. В ГВП это связывают с особенностями размещения наших кораблей и береговых частей на территории другого государства.

Черноморцы несут службу на пределами России, и условия их пребывания на Украине оговорены двусторонним соглашением. Контроль за выполнением законов РФ в таких частях осуществляется особым порядком, и занимается этим прокуратура Южного военного округа, в состав которого включили Черноморский флот.

На этот же орган замкнули надзорную деятельность в Объединенной группировке войск и сил на Северном Кавказе. Но без собственного военно-прокурорского обеспечения регион не оставили. В Ханкале по-прежнему есть такая структура во главе с одним из заместителей Сергея Фридинского.

Но почему и в прежней, и в новой структурах надзорный орган в РВСН стоит особняком? Отчего таких нет, скажем, в Сухопутных или Военно-воздушных войсках? В Главной военной прокуратуре необходимость иметь свою "стратегическую" структуру объясняют так. Этот орган работает на два рода войск - Космические и РВСН, - а еще "обслуживает" 12-е Главное управление минобороны. Они связаны с серьезными государственными и военными тайнами.

Для правового обеспечения их деятельности военным юристам нужно иметь специальный допуск. Его оформление - непростая и небыстрая процедура. Поэтому в секретных войсках логично иметь отдельную прокуратуру.


Ежегодно по требованию военной прокуратуры устраняются сотни тысяч нарушений закона, средствами прокурорского надзора восстанавливаются права свыше миллиона военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы, и иных граждан. Надзорными мерами пресекаются многочисленные факты посягательств на федеральное имущество, обеспечивается возмещение причиненного ущерба на миллиарды рублей.

В поле зрения военных прокуроров – повышение надзорными средствами эффективности использования бюджетных средств, выделенных на нужды обороны, в первую очередь на модернизацию и переоснащение армии и флота. Самое пристальное внимание уделяется вопросам борьбы с преступностью, прежде всего – проявлениями коррупции, злоупотреблениями, насильственными преступлениями и посягательствами на порядок прохождения военной службы.

Посредством активной позиции Главной военной прокуратуры и подчиненных военных прокуратур существенно улучшено состояние законности в жилищном обеспечении военнослужащих, их медицинском обслуживании, при осуществлении выплат денежного довольствия и заработной платы персоналу обеспечено повышение социального статуса военной службы в целом. Свою деятельность военные прокуроры осуществляют во взаимодействии с командованием и органами военного управления, военными следственными органами и органами безопасности в войсках, средствами массовой информации и общественными объединениями, максимально открыто и прозрачно.

В условиях проведения контртеррористических операций на Северном Кавказе прокурорский состав военных прокуратур подтвердил готовность решать самые сложные задачи в условиях быстро меняющейся боевой обстановки.

На второй день с момента начала контртеррористической операции в Чеченской Республике начала действовать первая военная прокуратура. В последующем в этом регионе было развернуто еще пять военных прокуратур гарнизонного звена (в населенных пунктах: Шали, Борзой, Троицкое, Тусхорой, Моздок), которые входили в состав военной прокуратуры Объединенной группировки войск (сил) на Северном Кавказе (н. п. Ханкала).

Большая часть военнослужащих военных прокуратур прошла через боевую школу Кавказа. Все они самоотверженно выполняли свой воинский долг в условиях, нередко сопряженных с риском для жизни. 77 из них за участие в контртеррористических операциях в Северо-Кавказском регионе награждены государственными наградами.

На протяжении последних 15 лет военные прокуроры в составе воинских формирований участвовали в выполнении боевых задач, в том числе по принуждению Грузии к миру в 2008 г., в Крыму в 2014 г., в Сирийской Арабской Республике с 2015 г. и др., обеспечении свыше 50 крупномасштабных и международных военных учений.

Для сохранения исторического наследия, решения задач военно-патриотического воспитания нынешнего и грядущих поколений военных юристов создана музейная экспозиция, посвященная учреждению и развитию органов военной прокуратуры в России.


Комплекс зданий Военного университета на у л. Волочаевская, г. Москва

В настоящее время подготовка военно-юридических кадров осуществляется на факультете юридическом и подготовки руководящего состава органов по работе с личным составом (ранее военно-юридическом факультете) и прокурорско-следственном факультете Военного университета. Свои знания и опыт курсантам и слушателям передают 16 докторов юридических наук, 37 кандидатов юридических наук, 13 профессоров и 14 доцентов.

К проведению лекций с курсантами систематически привлекаются прокурорские работники Главной военной прокуратуры. Во встречах с курсантами участвуют и ветераны органов военной прокуратуры.

2.2. Главные военные прокуроры РФ: судьба сквозь призму истории

В истории России военная прокуратура существовала не всегда. Она возникла в 1867 г.[337] 337
Савенков А.Н. Военная прокуратура: история и судьбы. СПб., 2004. С. 9.

[Закрыть] , в то время как прокуратура России успешно функционировала с 1722 г., т. е. уже имела возраст 145 лет.

Первым Главным военным прокурором России был Владимир Дмитриевич Философов, назначенный на эту должность императором Александром II 1 сентября 1867 г. Владимир Дмитриевич родился 15 июля 1820 г. в дворянской семье Псковской губернии. Блестящее образование получил в Императорском училище правоведения, знал шесть иностранных языков, писал стихи. С 1841 г. Философов ярко проявил себя на службе в Правительствующем Сенате и Министерстве юстиции. Получив высокую оценку своей компетентности и работоспособности, в 1856 г. он был назначен генерал-аудитором Военного министерства.

В 1881 г. преемником В. Д. Философова на посту Главного военного прокурора стал Александр Константинович Имеретинский[338] 338
Савенков А.Н. Указ. соч. С. 27.

[Закрыть] . Ему удалось значительно расширить сферу влияния военной прокуратуры. Циркуляром Военного министра 1884 г. на военную прокуратуру был возложен надзор за правильностью разрешения дел полковыми судами, для чего эти дела немедленно по завершении, направлялись командованием военному прокурору для дачи заключения. При несогласии с приговором военный прокурор выносил вопрос о его отмене или изменении на решение вышестоящего военного командования.

Почти 12 лет Александр Константинович занимал должность Главного военного прокурора, затем его сменил в 1892 г. Николай Николаевич Маслов[339] 339
Там же. С. 33.

[Закрыть] , к заслугам которого мы относим вклад в гуманизацию военного законодательства. Именно по его инициативе в 1904 г. в армии были окончательно отменены телесные наказания, а смертная казнь была ограничена исключительно условиями военного времени. Под его руководством была написана и издана книга по истории военно-судного ведомства, проводилась большая работа, направленная на то, чтобы офицеры военно-судного ведомства становились продолжателями лучших высоконравственных традиций поколений военных юристов.

Следующим Главным военным прокурором в августе 1905 г. стал Владимир Петрович Павлов. Ему выпала доля исполнять эти обязанности в сложные революционные годы, но он сумел соответствовать времени, доказал верность императору Николаю II. Карьера и жизнь Владимира Петровича оборвались трагически – в декабре 1906 г. он был смертельно ранен террористами[340] 340
Савенков А.Н. Указ. соч. С. 38.

Динамичность этого революционного периода проявилась и в сроке пребывания в должности очередного Главного военного прокурора Генриха Даниловича Рыльке. Чуть более года он исполнял эти обязанности, уступив пост барону Эрнесту Рудольфовичу Остен-Сакену, выпускнику Александровской военно-юридической академии, человеку, умевшему сочетать высокую требовательность к подчиненным с заботой о них.

Преклонный возраст и нездоровье барона Остен-Сакена не позволили оставаться ему в должности Главного военного прокурора, и ему на смену пришел Александр Сергеевич Макаренко, который находился на этом посту с 1911 по 1917 гг.

Несмотря на вскоре начавшуюся Первую мировую войну и усиление революционной напряженности, Александру Сергеевичу удалось продолжить работу по усовершенствованию надзора за исполнением законодательства об исполнении уголовных наказаний, а также улучшению деятельности учреждений исправительной системы.

На долю генерал-лейтенанта А. С. Макаренко выпало быть Главным военным прокурором перед Февральской (1917 г.) буржуазно-демократической революцией, в ходе которой многие военно-следственные и военно-судные учреждения были разгромлены, некоторые сожжены, дела уничтожены, а имущество растащено. Временное правительство своим Указом от 3 марта 1917 г. арестовало Главного военного прокурора А. С. Макаренко. Исполнять его обязанности был назначен выпускник Военно-юридической академии – Владимир Александрович Апушкин[341] 341
Там же. С. 50.

Владимиру Александровичу удалось добиться личного приема у генерал-прокурора Временного правительства А.Ф. Керенского и просить его об освобождении арестованного – бывшего Главного военного прокурора А. С. Макаренко, которому грозила смертная казнь, явно из политических соображений. А.Ф. Керенский пообещал В. А. Апушкину, что арестованный генерал-лейтенант А. С. Макаренко может быть освобожден от наказания, если подаст прошение об отставке. А. С. Макаренко действительно был освобожден из Петропавловской крепости 12 марта 1917 г. и уволен со службы по болезни. Впоследствии генерал-лейтенант А. С. Макаренко уехал на юг России, где примкнул к Белому движению. В Крыму в Русской армии барона П.Н. Врангеля он стал председателем Главного военного суда и членом Высшей комиссии правительственного надзора. После поражения белых армий эмигрировал в Югославию.

Понимая ситуацию, В.А. Апушкин предложил Наркомату по военным судам план выполнения Декрета № 1 по сценарию, безболезненному для коллектива Главного военно-судного управления. Главный военный прокурор тепло и благодарственно, с сохранением достоинства провожал в отставку своих сотрудников. Процесс ликвидации военных судов и военно-прокурорского надзора с увольнением всего их личного состава завершился в июне 1918 г. А 1 июля Главный военный прокурор В.А. Апушкин издал свой последний приказ № 112, в котором констатировал упразднение Российской военной юстиции.

Постановлением ВЦИК РСФСР от 28 мая 1922 г. опять же в составе Наркомюста была создана Государственная военная прокуратура.

Первым советским Главным военным прокурором в сентябре 1922 г. стал Николай Иванович Татаринцев. Именно при нем было начато формирование военных прокуратур при реввоентрибуналах военных округов, фронтов, флотов, армий и корпусов, а также начала разрабатываться правовая база деятельности военных прокуратур.

Проруководив военной прокуратурой около полугода, Николай Иванович ушел работать членом Военной, а затем Кассационной коллегий. В 1936 г. он был арестован органами НКВД и осужден к 5 годам лишения свободы за якобы контрреволюционную деятельность[342] 342
Савенков А.Н. Указ. соч. С. 60.

[Закрыть] . В августе 1968 г. Президиум Московского городского суда прекратил уголовное дело в отношении Н.И. Татаринцева за отсутствием в его действиях состава преступления.

В феврале 1923 г. на должность военного прокурора Военной коллегии Верховного суда РСФСР, а по кругу обязанностей Главным военным прокурором на небольшой срок, чуть более года, до расформирования военной прокуратуры при ВС РСФСР, т. е. до 1 мая 1924 г., был назначен первый военный прокурор Московского военного округа Моисей Абрамович Сегаль.

На этом посту его сменил видный партиец Николай Николаевич Кузьмин. Он не имел юридического образования, однако быстро овладел правовой культурой и стал настоящим руководителем военной прокуратуры, настойчиво при рассмотрении дел отстаивал объективность и гуманизм.

В ноябре 1925 г. на должность старшего помощника Прокурора ВС СССР по военной прокуратуре был назначен Петр Ильич Павловский[343] 343
Савенков А.Н. Указ. соч. С. 79.

У истоков образования единой системы органов прокуратуры СССР был Майер Моисеевич Ланда, назначенный на должность старшего помощника Прокурора ВС СССР по военной прокуратуре в октябре 1928 г. В отличие от своих предшественников, М.М. Ланда вел себя более осмотрительно и осторожно в отношениях с органами НКВД.

На этой должности он пробыл до декабря 1930 г., т. е. чуть более 2 лет. В годы репрессий, а именно в 1937 г., Ланда был арестован и обвинен в том, что долгое время был скрытым троцкистом и одним из руководителей антисоветской оппозиции. В апреле 1938 г. Майер Моисеевич Ланда был осужден и приговорен к расстрелу. Уголовное дело в отношении М.М. Ланды было прекращено в 1956 г. за отсутствием состава преступления.

В 1930–1935 гг. Главным военным прокурором был Сергей Николаевич Орловский. В эти годы органы НКВД особенно противодействовали любым попыткам установления законности при осуществлении дознания и следствия в отношении так называемых врагов народа. Тем не менее, Сергей Николаевич не сдавался, он настойчиво обращал внимание руководства на нарушения законности в деятельности ОГПУ. Он потребовал от подчиненных ему прокуроров, чтобы «по всем без исключения уголовным делам, направляемым особыми отделами в военные трибуналы, либо на внесудебное рассмотрение, давались письменные заключения об обоснованности и доказанности предъявленных обвинений. Копии таких заключений должны были представляться в Главную военную прокуратуру. В 1935 г. в возрасте 44 лет С.Н. Орловский умер.

В самые тяжелые годы массовых репрессий руководство Главной военной прокуратурой принял Наум Савельевич Розовский.

К 1938 г. массовые репрессии стали проводиться в угрожающих масштабах, и тогда многие организаторы репрессий сами оказались их жертвами. В сентябре 1939 г. (с санкции НКВД) Н.С. Розовский освобожден от должности и арестован.

Военная коллегия ВС СССР в 1941 г. признала его виновным в том, что он, будучи Главным военным прокурором Красной Армии, преступно халатно относился к выполнению возложенных на него служебных обязанностей, не обеспечил должного прокурорского надзора по следственным делам, не реагировал на факты извращения законности.

Н.С. Розовский получил 10 лет лишения свободы и через год умер в одном из лагерей. Главной военной прокуратурой в 2001 г. осуждение Розовского за злоупотребление властью, халатное отношение к службе признано законным и обоснованным[344] 344
Савенков А.Н. Указ. соч. С. 95.

Павел Филиппович Гаврилов фактически исполнял должность Главного военного прокурора с августа 1939 г. по март 1941 г., но официально так и не был назначен на эту должность. Его назначение было связано с необходимостью усиления ее кадрового состава, ослабленного арестами и расстрелами многих военных прокуроров.

В обстановке страха и всеобщей подозрительности Павел Филиппович мужественно отстаивал принципы законности, пресекал произвол со стороны оперативных и следственных работников органов НКВД. Благодаря его усилиям многие военнослужащие избежали незаконных и необоснованных арестов и осуждений.

С марта 1941 г. по март 1945 г. Главную военную прокуратуру Красной Армии возглавлял генерал-лейтенант юстиции Владимир Иванович Носов. Это был период войны, когда военные прокуроры под руководством Главного военного прокурора, зачастую в боевой обстановке, выполняли свой профессиональный долг. Неслучайно за годы войны более 1800 военных прокуроров и следователей были награждены орденами и медалями, а многие погибли на полях сражений.

Первым послевоенным главным военным прокурором в 1945 г. стал генерал-лейтенант юстиции Николай Порфирьевич Афанасьев. Это был талантливый и ответственный руководитель, много сделавший для укрепления в армии законности и порядка.

[Закрыть] . После смерти Сталина и ареста Берии Вавилова освободили от обязанностей Главного военного прокурора, а в 1955 г. лишили воинского звания с исключением из списков офицерского состава Советской Армии.

Следующим Главным военным прокурором в ноябре 1954 г. стал Евгений Иванович Барской, который до этого назначения исполнял обязанности заместителя Главного военного прокурора. Евгению Ивановичу пришлось испытать на себе незаслуженную немилость высшего военного руководства страны – в 1957 г. он был уволен в запас по служебному несоответствию. Увольнение с такой формулировкой явилось следствием личных претензий Г. К. Жукова, который считал Барского причастным к незаконному привлечению к уголовной ответственности ряда генералов.

Евгению Ивановичу удалось восстановить справедливость в отношении его увольнения, удалось доказать, что Военная прокуратура и он, как Главный военный прокурор, действовали в рамках правового поля, т. к. Постановлением ЦК КПСС от 19 января 1955 г. он был фактически отстранен от надзора за следственными действиями органов Министерства государственной безопасности.

К числу лиц, внесших значительный вклад в развитие органов военной прокуратуры и укрепления ее авторитета, безусловно, относится генерал-полковник юстиции Артем Григорьевич Горный, возглавлявший Главную военную прокуратуру на протяжении 29 лет, с 1957 по 1986 гг.

А. Г. Горному пришлось начинать свою службу на посту Главного Военного прокурора в период, когда Министерство обороны СССР возглавлял Г. К. Жуков, который не особо жаловал военных юристов. Оспаривая противоречившие закону распоряжения маршала, Горный вынужден был настойчиво добиваться встреч с ним, на которые Жуков шел весьма неохотно.

[Закрыть] С его принятием существенно усилилась независимость органов военной прокуратуры от командования, была упорядочена их деятельность по надзору за законностью и правопорядком.

Военную прокуратуру в годы перестройки возглавлял Борис Сергеевич Попов. Под его руководством совершенствовались формы и методы работы военной прокуратуры, приводились в соответствие времени ее статус и положение в обществе. Одной из главных заслуг Попова считается упразднение института согласования с командованием вопроса о привлечении к уголовной ответственности военнослужащих. Это изменение первоначально воспринималось как угроза единоначалию в армии и на флоте, но время подтвердило правильность принятого тогда решения, ибо в любом цивилизованном обществе принцип равенства граждан перед законом должен быть незыблем.

В июле 1989 г. Б.С. Попов по состоянию здоровья был освобожден от должности Главного военного прокурора и в октябре того же года был уволен в запас. В настоящее время он находится на заслуженном отдыхе и продолжает активную общественную деятельность, работая в Совете ветеранов Главной военной прокуратуры.

В дальнейшем в сложных условиях реформирования страны и Вооруженных Сил РФ на посту Главного военного прокурора находились: Александр Филиппович Катусев (1989–1991 гг.); Валентин Николаевич Паничев (1992–1997 гг.); Юрий Георгиевич Демин (1997–2000 гг.); Михаил Кондратьевич Кислицин (2000–2002 гг.); Александр Николаевич Савенков (2002–2006 гг.); Сергей Николаевич Фридинский (2006–2017 гг.); Валерий Георгиевич Петров (с 2017 г. – по настоящее время).


Александр II – один из основоположников военной прокуратуры России




Прокуроры способны представлять сторону обвинения в суде и следить за исполнением закона почти во всех сферах жизни человека. Прокурор военной прокуратуры обладает похожими полномочиями, но действует исключительно в войсках РФ и иных силовых подразделениях.

Обязанности

военный прокурор

Прокуратора, будь она военной или гражданской, выполняет две важные функции - это представление в суде стороны обвинения и надзор за выполняемостью всех законов.

Если какого-либо человека обвиняют в уголовном преступлении, то военный прокурор отвечает за предоставление на суде всех доказательств того, что он виновен. После завершения следствия, по делу составляется заключение, в котором сторона обвинения описывает всю структуру преступления, перечисляет задействованных в нем лиц и доказательства вины преступника. Далее все материалы дела передаются заместителю военного прокурора либо самому прокурору, и он их внимательно изучает.

Если же по каким-либо причинам материалы по обвинению были признаны прокуратурой неубедительными, то уголовное дело возвращается обратно на повторное расследование. В том случае, когда прокурор принял дело и отправил его в суд для дальнейшего рассмотрения, он должен будет представлять сторону обвинения.

Другой главной задачей названного специалиста является надзор за исполнением всех законов в войсках Российской Федерации и иных силовых структурах. Так, военный прокурор гарнизона должен принимать и рассматривать жалобы солдат, которые относятся к его юрисдикции, а более высокопоставленные прокуроры могут назначать проверки и ревизии в войсках, давать прямые письменные или устные указания следствию при рассмотрении какого-либо правонарушения с целью устранения правонарушений в ходе расследования.

Также у них существует обязанность привлекать правонарушителей к административной, дисциплинарной, материальной или уголовной ответственности.

Кроме того, военный прокурор обязан проводить работу, направленную на предупреждение и снижение уровня преступности во всех силовых структурах РФ.

Как стать прокурором?

военный прокурор гарнизона

Стоит знать, что обучение основам юриспруденции должно проводиться в военном вузе, так как дипломы гражданских могут не подойти для дальнейшего трудоустройства в прокуратуру.

В наше время все тяжкие преступления расследуются только следственным комитетом. И если вы в прошлом работали следователем и решили трудоустроиться в военную прокуратуру, то прошлый опыт может быть полезным на новой должности.

Вы должны знать о некоторых ограничениях, которые ждут будущего прокурора. Особенно это касается работников прокуратуры в военной сфере, так как для военных требования к правилам всегда были более высокими. К примеру, работник военной прокуратуры не имеет прав на вступление в политическую партию, заниматься бизнесом и быть избранным в какую-либо государственную или муниципальную структуру. Свою работу на должности прокурора он может совмещать только с образовательной, научной либо творческой деятельностью.

Все вышеперечисленные ограничения могут быть вполне объяснимы, так как вступление в политическую партию или приобретение бизнеса могут воспрепятствовать беспристрастной работе прокурора.

Денежное довольствие

прокурор военной прокуратуры

Должность прокурора является довольно высокооплачиваемой в сравнении с иными специальностями. Особенно это касается военной прокуратуры, так как зарплата сотрудников в ней на несколько десятков процентов выше, чем у гражданских прокуроров.

Денежное довольствие у них колеблется от 60 до 80 тысяч рублей, в зависимости от региона и силовых структур, которые находятся под контролем. В то время как максимальная зарплата гражданского прокурора составляет 50 тысяч рублей.

Какими навыками должен обладать военный прокурор?

Опасность работы

заместитель военного прокурора

У работников МВД и любых силовых структур всегда присутствует прямая угроза жизни. Особенно это актуально тогда, когда прокурор представляет обвинение против влиятельных преступников.

Кроме того, подвергаются испытанию и моральные критерии людей этой сферы деятельности - их часто пытаются подкупить, и если это все-таки происходит, то они и сам превращаются в преступников.


Ежегодно по требованию военной прокуратуры устраняются сотни тысяч нарушений закона, средствами прокурорского надзора восстанавливаются права свыше миллиона военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы, и иных граждан. Надзорными мерами пресекаются многочисленные факты посягательств на федеральное имущество, обеспечивается возмещение причиненного ущерба на миллиарды рублей.

В поле зрения военных прокуроров – повышение надзорными средствами эффективности использования бюджетных средств, выделенных на нужды обороны, в первую очередь на модернизацию и переоснащение армии и флота. Самое пристальное внимание уделяется вопросам борьбы с преступностью, прежде всего – проявлениями коррупции, злоупотреблениями, насильственными преступлениями и посягательствами на порядок прохождения военной службы.

Посредством активной позиции Главной военной прокуратуры и подчиненных военных прокуратур существенно улучшено состояние законности в жилищном обеспечении военнослужащих, их медицинском обслуживании, при осуществлении выплат денежного довольствия и заработной платы персоналу обеспечено повышение социального статуса военной службы в целом. Свою деятельность военные прокуроры осуществляют во взаимодействии с командованием и органами военного управления, военными следственными органами и органами безопасности в войсках, средствами массовой информации и общественными объединениями, максимально открыто и прозрачно.

В условиях проведения контртеррористических операций на Северном Кавказе прокурорский состав военных прокуратур подтвердил готовность решать самые сложные задачи в условиях быстро меняющейся боевой обстановки.

На второй день с момента начала контртеррористической операции в Чеченской Республике начала действовать первая военная прокуратура. В последующем в этом регионе было развернуто еще пять военных прокуратур гарнизонного звена (в населенных пунктах: Шали, Борзой, Троицкое, Тусхорой, Моздок), которые входили в состав военной прокуратуры Объединенной группировки войск (сил) на Северном Кавказе (н. п. Ханкала).

Большая часть военнослужащих военных прокуратур прошла через боевую школу Кавказа. Все они самоотверженно выполняли свой воинский долг в условиях, нередко сопряженных с риском для жизни. 77 из них за участие в контртеррористических операциях в Северо-Кавказском регионе награждены государственными наградами.

На протяжении последних 15 лет военные прокуроры в составе воинских формирований участвовали в выполнении боевых задач, в том числе по принуждению Грузии к миру в 2008 г., в Крыму в 2014 г., в Сирийской Арабской Республике с 2015 г. и др., обеспечении свыше 50 крупномасштабных и международных военных учений.

Для сохранения исторического наследия, решения задач военно-патриотического воспитания нынешнего и грядущих поколений военных юристов создана музейная экспозиция, посвященная учреждению и развитию органов военной прокуратуры в России.


Комплекс зданий Военного университета на у л. Волочаевская, г. Москва

В настоящее время подготовка военно-юридических кадров осуществляется на факультете юридическом и подготовки руководящего состава органов по работе с личным составом (ранее военно-юридическом факультете) и прокурорско-следственном факультете Военного университета. Свои знания и опыт курсантам и слушателям передают 16 докторов юридических наук, 37 кандидатов юридических наук, 13 профессоров и 14 доцентов.

К проведению лекций с курсантами систематически привлекаются прокурорские работники Главной военной прокуратуры. Во встречах с курсантами участвуют и ветераны органов военной прокуратуры.

2.2. Главные военные прокуроры РФ: судьба сквозь призму истории

В истории России военная прокуратура существовала не всегда. Она возникла в 1867 г.[337] 337
Савенков А.Н. Военная прокуратура: история и судьбы. СПб., 2004. С. 9.

[Закрыть] , в то время как прокуратура России успешно функционировала с 1722 г., т. е. уже имела возраст 145 лет.

Первым Главным военным прокурором России был Владимир Дмитриевич Философов, назначенный на эту должность императором Александром II 1 сентября 1867 г. Владимир Дмитриевич родился 15 июля 1820 г. в дворянской семье Псковской губернии. Блестящее образование получил в Императорском училище правоведения, знал шесть иностранных языков, писал стихи. С 1841 г. Философов ярко проявил себя на службе в Правительствующем Сенате и Министерстве юстиции. Получив высокую оценку своей компетентности и работоспособности, в 1856 г. он был назначен генерал-аудитором Военного министерства.

В 1881 г. преемником В. Д. Философова на посту Главного военного прокурора стал Александр Константинович Имеретинский[338] 338
Савенков А.Н. Указ. соч. С. 27.

[Закрыть] . Ему удалось значительно расширить сферу влияния военной прокуратуры. Циркуляром Военного министра 1884 г. на военную прокуратуру был возложен надзор за правильностью разрешения дел полковыми судами, для чего эти дела немедленно по завершении, направлялись командованием военному прокурору для дачи заключения. При несогласии с приговором военный прокурор выносил вопрос о его отмене или изменении на решение вышестоящего военного командования.

Почти 12 лет Александр Константинович занимал должность Главного военного прокурора, затем его сменил в 1892 г. Николай Николаевич Маслов[339] 339
Там же. С. 33.

[Закрыть] , к заслугам которого мы относим вклад в гуманизацию военного законодательства. Именно по его инициативе в 1904 г. в армии были окончательно отменены телесные наказания, а смертная казнь была ограничена исключительно условиями военного времени. Под его руководством была написана и издана книга по истории военно-судного ведомства, проводилась большая работа, направленная на то, чтобы офицеры военно-судного ведомства становились продолжателями лучших высоконравственных традиций поколений военных юристов.

Следующим Главным военным прокурором в августе 1905 г. стал Владимир Петрович Павлов. Ему выпала доля исполнять эти обязанности в сложные революционные годы, но он сумел соответствовать времени, доказал верность императору Николаю II. Карьера и жизнь Владимира Петровича оборвались трагически – в декабре 1906 г. он был смертельно ранен террористами[340] 340
Савенков А.Н. Указ. соч. С. 38.

Динамичность этого революционного периода проявилась и в сроке пребывания в должности очередного Главного военного прокурора Генриха Даниловича Рыльке. Чуть более года он исполнял эти обязанности, уступив пост барону Эрнесту Рудольфовичу Остен-Сакену, выпускнику Александровской военно-юридической академии, человеку, умевшему сочетать высокую требовательность к подчиненным с заботой о них.

Преклонный возраст и нездоровье барона Остен-Сакена не позволили оставаться ему в должности Главного военного прокурора, и ему на смену пришел Александр Сергеевич Макаренко, который находился на этом посту с 1911 по 1917 гг.

Несмотря на вскоре начавшуюся Первую мировую войну и усиление революционной напряженности, Александру Сергеевичу удалось продолжить работу по усовершенствованию надзора за исполнением законодательства об исполнении уголовных наказаний, а также улучшению деятельности учреждений исправительной системы.

На долю генерал-лейтенанта А. С. Макаренко выпало быть Главным военным прокурором перед Февральской (1917 г.) буржуазно-демократической революцией, в ходе которой многие военно-следственные и военно-судные учреждения были разгромлены, некоторые сожжены, дела уничтожены, а имущество растащено. Временное правительство своим Указом от 3 марта 1917 г. арестовало Главного военного прокурора А. С. Макаренко. Исполнять его обязанности был назначен выпускник Военно-юридической академии – Владимир Александрович Апушкин[341] 341
Там же. С. 50.

Владимиру Александровичу удалось добиться личного приема у генерал-прокурора Временного правительства А.Ф. Керенского и просить его об освобождении арестованного – бывшего Главного военного прокурора А. С. Макаренко, которому грозила смертная казнь, явно из политических соображений. А.Ф. Керенский пообещал В. А. Апушкину, что арестованный генерал-лейтенант А. С. Макаренко может быть освобожден от наказания, если подаст прошение об отставке. А. С. Макаренко действительно был освобожден из Петропавловской крепости 12 марта 1917 г. и уволен со службы по болезни. Впоследствии генерал-лейтенант А. С. Макаренко уехал на юг России, где примкнул к Белому движению. В Крыму в Русской армии барона П.Н. Врангеля он стал председателем Главного военного суда и членом Высшей комиссии правительственного надзора. После поражения белых армий эмигрировал в Югославию.

Понимая ситуацию, В.А. Апушкин предложил Наркомату по военным судам план выполнения Декрета № 1 по сценарию, безболезненному для коллектива Главного военно-судного управления. Главный военный прокурор тепло и благодарственно, с сохранением достоинства провожал в отставку своих сотрудников. Процесс ликвидации военных судов и военно-прокурорского надзора с увольнением всего их личного состава завершился в июне 1918 г. А 1 июля Главный военный прокурор В.А. Апушкин издал свой последний приказ № 112, в котором констатировал упразднение Российской военной юстиции.

Постановлением ВЦИК РСФСР от 28 мая 1922 г. опять же в составе Наркомюста была создана Государственная военная прокуратура.

Первым советским Главным военным прокурором в сентябре 1922 г. стал Николай Иванович Татаринцев. Именно при нем было начато формирование военных прокуратур при реввоентрибуналах военных округов, фронтов, флотов, армий и корпусов, а также начала разрабатываться правовая база деятельности военных прокуратур.

Проруководив военной прокуратурой около полугода, Николай Иванович ушел работать членом Военной, а затем Кассационной коллегий. В 1936 г. он был арестован органами НКВД и осужден к 5 годам лишения свободы за якобы контрреволюционную деятельность[342] 342
Савенков А.Н. Указ. соч. С. 60.

[Закрыть] . В августе 1968 г. Президиум Московского городского суда прекратил уголовное дело в отношении Н.И. Татаринцева за отсутствием в его действиях состава преступления.

В феврале 1923 г. на должность военного прокурора Военной коллегии Верховного суда РСФСР, а по кругу обязанностей Главным военным прокурором на небольшой срок, чуть более года, до расформирования военной прокуратуры при ВС РСФСР, т. е. до 1 мая 1924 г., был назначен первый военный прокурор Московского военного округа Моисей Абрамович Сегаль.

На этом посту его сменил видный партиец Николай Николаевич Кузьмин. Он не имел юридического образования, однако быстро овладел правовой культурой и стал настоящим руководителем военной прокуратуры, настойчиво при рассмотрении дел отстаивал объективность и гуманизм.

В ноябре 1925 г. на должность старшего помощника Прокурора ВС СССР по военной прокуратуре был назначен Петр Ильич Павловский[343] 343
Савенков А.Н. Указ. соч. С. 79.

У истоков образования единой системы органов прокуратуры СССР был Майер Моисеевич Ланда, назначенный на должность старшего помощника Прокурора ВС СССР по военной прокуратуре в октябре 1928 г. В отличие от своих предшественников, М.М. Ланда вел себя более осмотрительно и осторожно в отношениях с органами НКВД.

На этой должности он пробыл до декабря 1930 г., т. е. чуть более 2 лет. В годы репрессий, а именно в 1937 г., Ланда был арестован и обвинен в том, что долгое время был скрытым троцкистом и одним из руководителей антисоветской оппозиции. В апреле 1938 г. Майер Моисеевич Ланда был осужден и приговорен к расстрелу. Уголовное дело в отношении М.М. Ланды было прекращено в 1956 г. за отсутствием состава преступления.

В 1930–1935 гг. Главным военным прокурором был Сергей Николаевич Орловский. В эти годы органы НКВД особенно противодействовали любым попыткам установления законности при осуществлении дознания и следствия в отношении так называемых врагов народа. Тем не менее, Сергей Николаевич не сдавался, он настойчиво обращал внимание руководства на нарушения законности в деятельности ОГПУ. Он потребовал от подчиненных ему прокуроров, чтобы «по всем без исключения уголовным делам, направляемым особыми отделами в военные трибуналы, либо на внесудебное рассмотрение, давались письменные заключения об обоснованности и доказанности предъявленных обвинений. Копии таких заключений должны были представляться в Главную военную прокуратуру. В 1935 г. в возрасте 44 лет С.Н. Орловский умер.

В самые тяжелые годы массовых репрессий руководство Главной военной прокуратурой принял Наум Савельевич Розовский.

К 1938 г. массовые репрессии стали проводиться в угрожающих масштабах, и тогда многие организаторы репрессий сами оказались их жертвами. В сентябре 1939 г. (с санкции НКВД) Н.С. Розовский освобожден от должности и арестован.

Военная коллегия ВС СССР в 1941 г. признала его виновным в том, что он, будучи Главным военным прокурором Красной Армии, преступно халатно относился к выполнению возложенных на него служебных обязанностей, не обеспечил должного прокурорского надзора по следственным делам, не реагировал на факты извращения законности.

Н.С. Розовский получил 10 лет лишения свободы и через год умер в одном из лагерей. Главной военной прокуратурой в 2001 г. осуждение Розовского за злоупотребление властью, халатное отношение к службе признано законным и обоснованным[344] 344
Савенков А.Н. Указ. соч. С. 95.

Павел Филиппович Гаврилов фактически исполнял должность Главного военного прокурора с августа 1939 г. по март 1941 г., но официально так и не был назначен на эту должность. Его назначение было связано с необходимостью усиления ее кадрового состава, ослабленного арестами и расстрелами многих военных прокуроров.

В обстановке страха и всеобщей подозрительности Павел Филиппович мужественно отстаивал принципы законности, пресекал произвол со стороны оперативных и следственных работников органов НКВД. Благодаря его усилиям многие военнослужащие избежали незаконных и необоснованных арестов и осуждений.

С марта 1941 г. по март 1945 г. Главную военную прокуратуру Красной Армии возглавлял генерал-лейтенант юстиции Владимир Иванович Носов. Это был период войны, когда военные прокуроры под руководством Главного военного прокурора, зачастую в боевой обстановке, выполняли свой профессиональный долг. Неслучайно за годы войны более 1800 военных прокуроров и следователей были награждены орденами и медалями, а многие погибли на полях сражений.

Первым послевоенным главным военным прокурором в 1945 г. стал генерал-лейтенант юстиции Николай Порфирьевич Афанасьев. Это был талантливый и ответственный руководитель, много сделавший для укрепления в армии законности и порядка.

[Закрыть] . После смерти Сталина и ареста Берии Вавилова освободили от обязанностей Главного военного прокурора, а в 1955 г. лишили воинского звания с исключением из списков офицерского состава Советской Армии.

Следующим Главным военным прокурором в ноябре 1954 г. стал Евгений Иванович Барской, который до этого назначения исполнял обязанности заместителя Главного военного прокурора. Евгению Ивановичу пришлось испытать на себе незаслуженную немилость высшего военного руководства страны – в 1957 г. он был уволен в запас по служебному несоответствию. Увольнение с такой формулировкой явилось следствием личных претензий Г. К. Жукова, который считал Барского причастным к незаконному привлечению к уголовной ответственности ряда генералов.

Евгению Ивановичу удалось восстановить справедливость в отношении его увольнения, удалось доказать, что Военная прокуратура и он, как Главный военный прокурор, действовали в рамках правового поля, т. к. Постановлением ЦК КПСС от 19 января 1955 г. он был фактически отстранен от надзора за следственными действиями органов Министерства государственной безопасности.

К числу лиц, внесших значительный вклад в развитие органов военной прокуратуры и укрепления ее авторитета, безусловно, относится генерал-полковник юстиции Артем Григорьевич Горный, возглавлявший Главную военную прокуратуру на протяжении 29 лет, с 1957 по 1986 гг.

А. Г. Горному пришлось начинать свою службу на посту Главного Военного прокурора в период, когда Министерство обороны СССР возглавлял Г. К. Жуков, который не особо жаловал военных юристов. Оспаривая противоречившие закону распоряжения маршала, Горный вынужден был настойчиво добиваться встреч с ним, на которые Жуков шел весьма неохотно.

[Закрыть] С его принятием существенно усилилась независимость органов военной прокуратуры от командования, была упорядочена их деятельность по надзору за законностью и правопорядком.

Военную прокуратуру в годы перестройки возглавлял Борис Сергеевич Попов. Под его руководством совершенствовались формы и методы работы военной прокуратуры, приводились в соответствие времени ее статус и положение в обществе. Одной из главных заслуг Попова считается упразднение института согласования с командованием вопроса о привлечении к уголовной ответственности военнослужащих. Это изменение первоначально воспринималось как угроза единоначалию в армии и на флоте, но время подтвердило правильность принятого тогда решения, ибо в любом цивилизованном обществе принцип равенства граждан перед законом должен быть незыблем.

В июле 1989 г. Б.С. Попов по состоянию здоровья был освобожден от должности Главного военного прокурора и в октябре того же года был уволен в запас. В настоящее время он находится на заслуженном отдыхе и продолжает активную общественную деятельность, работая в Совете ветеранов Главной военной прокуратуры.

В дальнейшем в сложных условиях реформирования страны и Вооруженных Сил РФ на посту Главного военного прокурора находились: Александр Филиппович Катусев (1989–1991 гг.); Валентин Николаевич Паничев (1992–1997 гг.); Юрий Георгиевич Демин (1997–2000 гг.); Михаил Кондратьевич Кислицин (2000–2002 гг.); Александр Николаевич Савенков (2002–2006 гг.); Сергей Николаевич Фридинский (2006–2017 гг.); Валерий Георгиевич Петров (с 2017 г. – по настоящее время).


Александр II – один из основоположников военной прокуратуры России

Читайте также: