Кому по завещанию матрены должна была достаться горница

Обновлено: 04.07.2024

4.Какая информация о Матрене верная: а) любила Ефима, вышла за Фаддея б) любила Фаддея, вышла за Ефима в) любила и Ефима, и Фаддея, замуж не вышла г) никогда никого не любила

а) не вставали на ноги б) долго не бегали в) были не самостоятельными г) не выживали

7.На какой войне пропал без вести муж Матрены:

а) на Первой мировой б) в гражданскую в) в годы финской г) в годы Великой Отечественной

8.Какая информация о Матрене не верна: а) вечно она в мужичьи дела мешалась б) конь когда-то ее чуть в озере не сшиб под прорубь в) горницу отдала воспитаннице Кире г) дом отдала воспитаннице Кире

9.Воспитанница Кира – это : а) Матренина незаконная дочь б) дочь Фаддея в) девочка из детдома г) дочь председателя колхоза

10.Зачем Кире срочно нужно было перевозить часть Матрениного дома: а) дают участок, но на нем должно стоять строение б) дали участок, построили дом, нужны сухие дрова в) для перепродажи и выручки денег г) построить сарай рядом с домом

11.Как погибла Матрена? а) попала под грузовик б) попала под трактор в) убили на станции г)попала под поезд

12.О ком идет речь: тоже Матрена, муж всю жизнь бьет, родила тоже шестерых?

а) жена председателя б) жена Фаддея в) родная сестра г) подруга Маша

13.Матренин постоялец работал: а) почтальоном б) председателем в) ветеринаром г)учителем

14.Матренин постоялец, наблюдая за дележом нехитрого ее добра, вспоминая живую Матрену, вдруг отчетливо понимает, что все эти люди, и он в том числе, жили рядом с нею и не поняли, Матрена и есть тот самый: а) настоящий человек б) праведник в) человек-надёжа г) страдалец

15. Рассказчик – это: а)автобиографический персонаж б) сосед Матрены в) Фаддей г) Кира

2.Какая фамилия у Матрены: а) Григорьева б) Васильева в) Фадеева г) Ефимова

4.Какая информация о Матрене верная: а) любила Ефима, вышла за Фаддея б) любила Фаддея, вышла за Ефима в) любила и Ефима, и Фаддея, замуж не вышла г) никогда никого не любила

а) не вставали на ноги б) долго не бегали в) были не самостоятельными г) не выживали

7.На какой войне пропал без вести муж Матрены:

а) на Первой мировой б) в гражданскую в) в годы финской г) в годы Великой Отечественной

8.Какая информация о Матрене не верна: а) вечно она в мужичьи дела мешалась б) конь когда-то ее чуть в озере не сшиб под прорубь в) горницу отдала воспитаннице Кире г) дом отдала воспитаннице Кире

9.Воспитанница Кира – это : а) Матренина незаконная дочь б) дочь Фаддея в) девочка из детдома г) дочь председателя колхоза

10.Зачем Кире срочно нужно было перевозить часть Матрениного дома: а) дают участок, но на нем должно стоять строение б) дали участок, построили дом, нужны сухие дрова в) для перепродажи и выручки денег г) построить сарай рядом с домом

11.Как погибла Матрена? а) попала под грузовик б) попала под трактор в) убили на станции г)попала под поезд

12.О ком идет речь: тоже Матрена, муж всю жизнь бьет, родила тоже шестерых?

а) жена председателя б) жена Фаддея в) родная сестра г) подруга Маша

13.Матренин постоялец работал: а) почтальоном б) председателем в) ветеринаром г)учителем

14.Матренин постоялец, наблюдая за дележом нехитрого ее добра, вспоминая живую Матрену, вдруг отчетливо понимает, что все эти люди, и он в том числе, жили рядом с нею и не поняли, Матрена и есть тот самый: а) настоящий человек б) праведник в) человек-надёжа г) страдалец

15. Рассказчик – это: а)автобиографический персонаж б) сосед Матрены в) Фаддей г) Кира


В) основан на рассказах очевидцев, содержит элементы вымысла.

Повествование в рассказе ведётся:

А) от первого лица;

Б) от третьего лица;

В) двумя рассказчиками.

Функция экспозиции в рассказе:

А) познакомить читателя с главными героями;

Б) заинтриговать читателя тайной, объясняющей медленное движение поезда по отрезку железнодорожного пути;

В) ознакомить с местом действия и указать на причастность повествователя к произошедшим

Повествователь поселился в Тальново, надеясь найти патриархальную Россию:

А) и огорчился, увидев, что жители недоброжелательны по отношению друг к другу;

Б) и ни о чём не пожалел, потому что узнал народную мудрость и душевность жителей Тальново;

В) и остался жить там навсегда.

5. Повествователь, уделяя внимание бытоописанию, говоря о немолодой кошке, козе, о мышах и тараканах, вольготно живущих в доме Матрёны:

А) не одобрял неаккуратность хозяйки, хотя и не говорил ей об этом, чтобы не обидеть;

Б) подчеркнул, что доброе сердце Матрёны жалело всё живое, и она приютила в доме тех,

кто нуждался в её сострадании;

В) показал подробности деревенского житья.

1. В отличие от подробного описания Фаддея, портрет Матрёны скуп на детали:

А) определить отношение автора к Матрёне, которая осталась загадкой для него;

Б) указать на принадлежность её к деревенским жителям;

В) увидеть глубокий подтекст в описании Матрёны: её сущность раскрывает не портрет, а то, как она живёт и общается с людьми.

2. Приём расположения образов с постепенным нарастанием значимости, который использует автор в финале рассказа (село — город — вся земля наша), называется:

1. Матрёна рассказала повествователю Игнатичу историю своей горькой жизни:

А) так как ей не с кем было поговорить;

Б) потому что ему тоже пришлось пережить трудные времена, и он научился понимать и сострадать;

В) потому что хотела, чтобы её пожалели.

2. Недолгое знакомство с Матрёной позволило автору понять её характер. Он была:

А) добрая, деликатная, отзывчивая;

Б) замкнутая, неразговорчивая;

В) хитрая, меркантильная.

Почему Матрёне тяжело было отдавать горницу при жизни?

4. Кем хотел работать рассказчик в деревне?

А) главной героини – Матрёны

Б) автора-повествователя – Игнатича

В) объективное повествование

Г) посторонний наблюдатель

1. Суть русской души Матрёны автор почувствовал, когда она:

А) ходила за святой водой на Крещение;

Б) заплакала, услышав романсы Глинки по радио, принимая сердцем эту музыку;

В) согласилась отдать горницу на слом.

2. Основная тема рассказа:

А) месть Фаддея Матрёне;

Б) отчуждённость Матрёны, жившей замкнуто и одиноко;

В) разрушение двора Матрёны как приюта доброты, любви и всепрощения.

Проснувшись когда-то ночью в дыму, что кинулась спасать Матрёна?

А) выделить у героя основательность, достойность, крепость.

В) ярче выявить злобу, ненависть, жадность героя.

2. Повествователь это:

А) художественно-обобщённый персонаж, показывающий полную картину событий;

Б) действующее лицо рассказа, со своей историей жизни, самохарактеристикой и речью;

В) нейтральный рассказчик.

Чем кормила Матрёна своего жильца?

Каково первоначальное (авторское) название рассказа?

1. Изображая плач родственниц по погибшей Матрёне, автор:

А) показывает близость героев к русскому национальному эпосу;

Б) показывает трагичность событий;

В) раскрывает сущность сестёр героини, которые в плаче спорят за наследство Матрёны.

2. Трагическим предзнаменованием событий можно считать:

А) пропажу колченогой кошки;

Б) потерю дома и всего, что с ним связано;

В) разлад в отношениях с сёстрами.

Матрёниным часам было 27 лет и они все время спешили, почему это не беспокоило хозяйку?

Кто такая Кира?

В чем заключается трагедия финала? Что хочет нам сказать автор? Что его беспокоит?

1. Солженицын называет Матрёну праведницей, без которой не стоит село, согласно пословице. К такому выводу он пришёл:

А) так как Матрёна всегда говорила правильные слова, к её мнению прислушивались;

Б) потому что Матрёна соблюдала христианские обычаи;

В) когда образ Матрёны стал ему понятен, близок, как и жизнь её без гонки за добром, за нарядами.

Матрёна варила еду в трёх чугунках. В одном – себе, в другом – Игнатичу, а в третьем -…?

Какое верное средство было у Матрёны, чтобы вернуть себе доброе расположение духа?

Какое событие или предзнаменование произошло с Матрёной в Крещение?

Назовите полное имя Матрёны.

Какую часть дома завещала Матрёна своей воспитаннице Кире?

О каком историческом периоде идёт речь в рас­сказе?

а) после революции

б) после Отечественной войны

Какая музыка, услышанная по радио, понравилась Матрёне?

Какую погоду называла Матрёна дуЕль?

Какова основная идея рассказа?

а) изображение тяжести жизни крестьянства колхоз­ных деревень

б) трагическая судьба деревенской женщины

в) утрата обществом духовных и нравственных основ

г) отображение типа чудака в русском обществе

В чем сила и слабость Матрены? Что понял для себя Игнатич?

Какие художественные детали помогают автору создать образ главной героини?

а) колченогая кошка

б) картофельный суп

в) большая русская печка

г) безмолвная, но живая толпа фикусов

В чём заключается смысл названия рассказа?

а) рассказ назван по месту действия

б) Матренин двор — символ особого устройства жиз­ни, особого мира

в) символ разрушения мира духовности, добра и ми­лосердия в русской деревне

Какова основная мысль этой повести? Что вкладывает Солженицын в образ старухи Матрены?

Какова особенность системы образов рассказа?

а) построена по принципу парности персонажей

б) герои, окружающие Матрену, эгоистичны, черствы, они пользовались добротой главной героини

в) подчеркивает одиночество главной героини

г) призвана выделить характер главной героини

Напишите, какой была судьба Матрены.

Как жила Матрена? Счастлива ли она была в жизни?

Почему у Матрены не было детей?

О чем беспокоился Фаддей после смерти сына и бывшей любимой женщины?

Что завещала Матрена?

Как можно охарактеризовать образ главной геро­ини?

а) наивная, смешная и глупая женщина, всю жизнь бесплатно проработавшая за других

б) нелепая, бедная, убогая, всеми оставленная старуха

в) праведница, ничем не погрешившая против зако­нов нравственности

г) человек бескорыстной души, труженик, абсолютно безответный, смиренный

5. Как проявляется авторская оценка героини?

а) в художественных деталях

в) характер описания события, положенного в основу рассказа


г) прямая авторская оценка

д) внутренние монологи героини

1. К какому из типов традиционной тематической классификации относится этот рассказ?

1) Деревенская 2) военная проза 3) интеллектуальная проза 4) городская проза

2. К какому типу литературных героев можно отнести Матрёну?

1) лишний человек, 2) маленький человек, 3) преждевременный человек 4) праведный человек

1) романтизма 2) сентиментализма 3) классицизма 4) реализма

4. Эпизод разрушения дома является:

1) завязкой 2) экспозицией 3) кульминацией 4) развязкой

1) притчи 2) былины 3) эпоса 4) жития

Каково первоначальное название рассказа?

1) автор 2) рассказчик, 3) писатель

1) профессиональными 2) диалектными 3) словами с переносным значением

4. Назовите приём, который использует автор, изображая характеры Матрёны и Фаддея:

1) антитеза 2) зеркальная композиция 3) сопоставление

5. Приём расположения образов с постепенным нарастанием значимости, который использует автор в финале рассказа (село — город — вся земля наша), называется:

1) гипербола 2) градация 3) антитеза 4) сопоставление

3 - О русской печке.

Она стала валить на пол фикусы, чтоб не задохнулись от дыма.

5. б

Воспитанница

Вариант 7

Именно он дал ему такое название.

Рублёвые плакаты о книжной торговле и об урожае.

Об электричестве.

Работа.

Пропал котелок со святой водой.

Григорьева Матрёна Васильевна.

Горницу.

2. г) 1956 год

Романсы Глинки.

Метель.

В чем сила и слабость Матрены? Что понял для себя Игнатич?

Истинный смысл жизни, скромной


-75%

Литературные произведения приходится читать не только в школе но и в университете. Преподаватели используют различные методики, для проверки усвоенных знаний. Одним самых популярных способов проверки знаний является тестирование. Изучите материал на этой странице и он подготовит вас к тесту. Внимаете в тесте правильные ответы выделены символом [+].

От какого лица ведется повествование в рассказе:

[+] а) от первого лица;

[-] б) от третьего лица;

[-] в) двумя рассказчиками.

Какова функция экспозиции в рассказе?

[-] а) познакомить читателя с главными героями;

[-] б) заинтриговать читателя тайной, объясняющей медленное движение поезда по отрезку железнодорожного пути;

[+] в) ознакомить с местом действия и указать на причастность повествователя к произошедшим событиям.

Повествователь, внимательно описывая быт, говорил о немолодой кошке, козе, о мышах и тараканах, которые вольготно живут в доме Матрёны и при этом:

[-] а) не одобрял неаккуратность хозяйки, хотя и не говорил ей об этом, чтобы не обидеть;

[-] б) подчеркнул, что доброе сердце Матрёны жалело всё живое, и она приютила в доме тех,

[+] кто нуждался в её сострадании;

[-] в) показал подробности деревенского житья.

[-] а) определить отношение автора к Матрёне, которая осталась загадкой для него;

[-] б) указать на принадлежность её к деревенским жителям;

[+] в) увидеть глубокий подтекст в описании Матрёны: её сущность раскрывает не портрет, а то, как она живёт и общается с людьми.

Что можно посчитать трагическим предзнаменованием событий, свершившихся в рассказе?

[+] а) пропажу колченогой кошки;

[-] б) потерю дома и всего, что с ним связано;

[-] в) разлад в отношениях с сёстрами.

Почему Матрёна рассказала Игнатичу историю своей жизни?

[-] а) так как ей не с кем было поговорить;

[+] б) потому что ему тоже пришлось пережить трудные времена, и он научился понимать и сострадать;

[-] в) потому что хотела, чтобы её пожалели.

Несмотря на недолгое знакомство с Матрёной, автор смог почувствовать её характер. Она была:

[+] а) добрая, деликатная, отзывчивая;

[-] б) замкнутая, неразговорчивая;

[-] в) хитрая, меркантильная.

Какой смысл у названия рассказа?

[-] а) рассказ назван по месту действия

[-] б) Матренин двор — символ особого устройства жизни, особого мира

[+] в) символ разрушения мира духовности, добра и милосердия в русской деревне

В какой момент автор почувствовал суть русской души Матрёны?

[-] а) ходила за святой водой на Крещение;

[+] б) заплакала, услышав романсы Глинки по радио, принимая сердцем эту музыку;

[-] в) согласилась отдать горницу на слом.

Какова основная тема рассказа?

[-] а) месть Фаддея Матрёне;

[-] б) отчуждённость Матрёны, жившей замкнуто и одиноко;

[+] в) разрушение двора Матрёны как приюта доброты, любви и всепрощения.

[-] а) выделить у героя основательность, достойность, крепость.

[+] в) ярче выявить злобу, ненависть, жадность героя.

Какова основная идея рассказа?

[-] а) изображение тяжести жизни крестьянства колхозных деревень

[-] б) трагическая судьба деревенской женщины

[+] в) утрата обществом духовных и нравственных основ

[-] г) отображение типа чудака в русском обществе

Образ главной героини –

[-] а) наивная, смешная и глупая женщина, всю жизнь бесплатно проработавшая за других

[-] б) нелепая, бедная, убогая, всеми оставленная старуха

[+] в) праведница, ничем не погрешившая против законов нравственности

[-] г) человек бескорыстной души, труженик, абсолютно безответный, смиренный

[+] а) полностью достоверен и автобиографичен;

[-] б) основан на художественном вымысле;

[-] в) основан на рассказах очевидцев, содержит элементы вымысла.

Почему Солженицын называет Матрёну праведницей, без которой не стоит село, согласно пословице?

[-] а) так как Матрёна всегда говорила правильные слова, к её мнению прислушивались;

[-] б) потому что Матрёна соблюдала христианские обычаи;

[+] в) когда образ Матрёны стал ему понятен, близок, как и жизнь её без гонки за добром, за нарядами.

Какой год описывается в рассказе?

[-] а) после революции

[-] б) после Отечественной войны

При изображении плача родственниц по погибшей Матрёне, автор:

[-] а) показывает близость героев к русскому национальному эпосу;

[-] б) показывает трагичность событий;

[+] в) раскрывает сущность сестёр героини, которые в плаче спорят за наследство Матрёны.

Какие художественные детали и описание помогают автору создать образ главной героини?

[-] а) колченогая кошка

[-] б) картофельный суп

[-] в) большая русская печка

[-] г) безмолвная, но живая толпа фикусов

Игнатич поселился в Тальново, в надежде отыскать патриархальную Россию:

[+] а) и огорчился, увидев, что жители недоброжелательны по отношению друг к другу;

[-] б) и ни о чём не пожалел, потому что узнал народную мудрость и душевность жителей Тальново;

[-] в) и остался жить там навсегда.

[-] а) От лица Матрены;

[-] б) От лица сестры Матрены;

[-] в) От лица Фаддея;

[+] г) От лица рассказчика

Фамилия у Матрены:

Причина, по которой рассказчик решил поселиться в селе Тальново?

[-] а) Рассказчика сюда направили по распределению;

[+] б) Мужчине хотелось пожить где-то подальше от городской суеты;

[-] в) У рассказчика здесь жили дальние родственники;

[-] г) Мужчину привлекла возможность устроиться здесь на хорошо оплачиваемую работу.

О чем Матрена рассказала повествователю?

[-] а) О том, как во время пожара спасла маленького ребенка;

[-] б) О том, как помогала строить плотину на реке;

[+] в) О том, как, схватив за узду, остановила испуганного коня;

[-] г) О том, как получила орден за то, что была ударницей труда.

Как сначала назывался рассказ?

Что связывало Матрену и Фаддея Мироновича?

[+] а) Женщина должна была выйти замуж за Фаддея, но вышла за его брата;

[-] б) Матрена была крестной матерью детей Фаддея;

[-] в) Фаддей был мужем сестры Матрены;

[-] г) Фаддей был троюродным братом Матрены.

Кому по завещанию Матрены должна была достаться горница?

[-] а) Сыновьям Фаддея;

[+] б) Воспитаннице Кире;

Для чего Кире срочно понадобилось перевозить часть дома Матрены?

[-] а) Кира собиралась присоединить горницу Матрены к дому родителей;

[-] б) Кира хотела разобрать горницу на строительные материалы для строительства собственного дома;

[+] в) Кире дали участок, на котором нужно было поставить какую-то постройку;

[-] г) Кира собиралась продать горницу и получить наследство деньгами.

Как умерла Матрена?

[-] а) Матрена сильно заболела после отделения горницы, слегла и через несколько дней умерла;

[-] б) Матрену покалечила испуганная лошадь;

[+] в) На сани с горницей, которую Матрена помогала везти, налетел паровоз;

[-] г) Матрена умерла от старости.

Кто из пришедших на похороны Матрены искренне горевал по ней?

[-] а) Сестры Матрены;

[-] б) Сыновья Фаддея;

[-] в) Фаддей и его крестник;

[+] г) Кира и жена Фаддея.

[-] г) Старшей сестре Матрены.

Какая характеристика лучше всего подходит Матрене:

Выберите, какое из утверждений о Матрене верно:

[-] а) любила Ефима, вышла за Фаддея

[+] б) любила Фаддея, вышла за Ефима

[-] в) любила и Ефима, и Фаддея, замуж не вышла

[-] г) никогда никого не любила

[-] а) не вставали на ноги

[-] б) долго не бегали

[-] в) были не самостоятельными

Определите, где без вести пропал муж Матрены?

[-] а) на Первой мировой войне

[-] б) в Гражданскую войну

[-] в) в годы Финской войны

[+] г) в годы Великой Отечественной

Кем работал Матренин постоялец?

Вспомните, где рассказчик познакомился с Матреной?

[-] а) В гостях у друга;

[+] г) Нет правильного ответа

Кто является рассказчиком?

[+] а) автобиографический персонаж

[-] б) сосед Матрены

Микропересказ: Женщина всю жизнь работала в колхозе. Детей и мужа она потеряла, но сохранила доброту и бескорыстно всем помогала. После её нелепой и страшной смерти родные делят её дом и вспоминают о ней с укором.

Содержание

Деление пересказа на главы — условное, в оригинале — три главы без названий. В рассказчике угадывается сам Солженицын, который после восьми лет исправительно-трудовых лагерей был сослан на вечное поселение в пустынный казахский аул, но ссылка была снята, он вернулся в РСФСР и поселился в деревне.

Приезд в деревню [ ред. ]

Летом 1956 года Игнатич возвращался в советскую Россию.

В областном центре он попросился на должность учителя математики где-нибудь подальше от города, и его отправили в место со странным названием Торфопродукт.

Торфопродукт оказался железнодорожной станцией, с которой невозможно уехать: там никогда не было билетов. Посёлок стоял между торфяными низинами, по вечерам в клубе там играла громкая музыка, а местные пьяницы пыряли друг друга ножиками. Игнатич уже начал жалеть о тишине азиатской пустыни, когда на местном базарчике познакомился с женщиной и узнал от неё, что за посёлком есть целый ряд небольших деревенек.

Дом Матрёны [ ред. ]

Новая знакомая отвела Игнатича в деревушку Тальново, где он снял угол в доме у пожилой Матрёны Васильевны.

Матрёна Васильевна Григорьева — одинокая женщина, ≈60 лет, с лучезарной улыбкой, простая, честная, бескорыстная, доброжелательная, всегда готовая помочь.

Дом состоял из просторной избы с печью и отдельной горницы.

Кроме Матрёны и меня жили в избе ещё: кошка, мыши и тараканы. Кошка была немолода, а главное — колченога. Она из жалости была Матрёной подобрана и прижилась.

Женщина предупредила, что готовить не умеет. Продуктов в Торфопродукт почти не привозили, и люди ели в основном картошку, сдобренную комбинированным жиром.

Здоровье и вера [ ред. ]

Маша — близкая подруга Матрёны, дружат с детства, опекает подругу, ухаживает за ней во время приступов болезни.

Фельдшерицу вызвали только однажды. Она заставила Матрёну сдать анализы, посылала их в районную больницу, но дело заглохло.

Матрёна рассказывала, какие тяжёлые мешки таскала в молодости и как однажды остановила на ходу испуганного коня. Но бесстрашной она не была — боялась пожара, молний и поездов.

На Крещение Матрёна ходила в церковь за святой водой, но не была особенно религиозной, скорее даже суеверной язычницей.

Только грехов у неё было меньше, чем у её колченогой кошки. Та — мышей душила…

Только в этом году святой воды ей не досталось: кто-то забрал её котелок.

Работа в колхозе и отношение к деньгам [ ред. ]

Денег она не получала многие годы: пенсии ей не платили, родные почти не помогали.

А в колхозе она работала не за деньги — за палочки. За палочки трудодней в замусленной книжке учётчика.

Всю осень Матрёна добивалась пенсии и ходила по инстанциям за много километров от дома. Обнаружилось много несправедливостей: женщина была больна, но инвалидом не считалась; всю жизнь проработала в колхозе, а не на заводе, поэтому пенсия ей полагалась только за потерю кормильца. Мужа у Матрёны не было уже пятнадцать лет, и теперь добыть справки о его стаже было нелегко.

Остальное время она занималась хозяйством: копала картошку, добывала сено для единственной козы, подворовывала торф у треста, чтобы не замёрзнуть зимой.

Новый председатель урезал Матрёнин огород, оставив ей пятнадцать соток неплодородной песчаной земли, и за эти сотки заставлял её работать на колхоз бесплатно.

Соседям Матрёна тоже в помощи не отказывала — её звали копать картошку, вспахать огород. Денег за помощь она не брала.

К зиме жизнь Матрёны наладилась: ей стали платить пенсию, да и от жильца плата шла. Она справила себе валенки и пальто, в подкладку которого зашила двести рублей — себе на похороны.

Молодость, Фаддей и замужество [ ред. ]

Однажды к Игнатичу пришёл Фаддей Григорьев и попросил поставить хорошую оценку своему сыну — самому злостному двоечнику в классе.

Фаддей Григорьев — высокий старик с чёрными волосами, чёрными широкими бровями и чёрной густой бородой, жадный, вспыльчивый и жестокий.

Борясь за высокий процент успеваемости, районные школы переводили из класса в класс даже самых отпетых двоечников, но Игнатич не хотел ставить незаслуженные оценки и отказал.

Поздно вечером Матрёна призналась, что когда-то чуть не вышла за Фаддея замуж, но он не вернулся с Первой мировой войны. Прождав три года, Матрёна вышла замуж за его младшего брата Ефима и переехала в дом, где и прожила всю жизнь — раньше он принадлежал Григорьевым.

Летом сыграли свадьбу, а осенью Фаддей вернулся из венгерского плена. От злости он чуть не зарубил топором Матрёну и родного брата.

Стал на пороге. Я как закричу! В колена б ему бросилась. Нельзя… Ну, говорит, если б то не брат мой родной — я бы вас порубал обоих!

Жениться на местной Фаддей не стал — разыскал в соседней деревне невесту с именем Матрёна, построил отдельную избу, наплодил детей. Сама Матрёна рожала шесть раз, и ни один ребёнок не выжил. Потом Ефим ушёл на Вторую мировую войну и пропал. Оставшись одна в огромной избе, Матрёна взяла на воспитание дочку Фаддея, Киру, и недавно выдала её замуж за молодого машиниста.

Теперь только Кира помогала одинокой старухе.

Трагедия на железнодорожном переезде [ ред. ]

Матрёна завещала Кире часть своего дома — горницу. Через несколько дней мужу Киры выделили участок земли. Чтобы удержать его, надо было срочно что-нибудь построить, но лес на торфяниках давно вырубили. К Матрёне зачастил Фаддей с просьбой отдать горницу, и та согласилась.

Февральским утром Фаддей с сыновьями мигом разобрали строение, но вывезти брёвна сразу не удалось: разыгралась метель, потом началась оттепель. Трактор с большим санным прицепом приехал только через две недели. Весь сруб на санях не уместился, и сыновья Фаддея на скорую руку сколотили ещё одни сани. Две ходки трактористу делать не хотелось, поэтому к трактору привязали оба прицепа.

Выехали поздно вечером, угостившись самогоном. Матрёна увязалась следом. Ночью к рассказчику пришли четверо в железнодорожных шинелях. Пришедшие начали расспрашивать, с этого ли двора уезжал трактор, и пил ли тракторист перед отъездом? О пьянке Игнатич умолчал, а после ухода незваных гостей бросился убирать остатки попойки. Железнодорожники ничего не объяснили — о беде рассказала прибежавшая вскоре Маша.

На переезде через рельсы самодельные сани застряли и начали разваливаться — Матрёна бросилась помогать мужикам. В это время со стороны станции шли два сцепленных паровоза с выключенными фарами, налетели на сани и раздавили суетившихся возле них людей, в том числе и Матрёну.

Похороны и раздел имущества [ ред. ]

Отпевали и оплакивали Матрёну на следующий день. Хозяйством мигом завладели три её сестры, о которых раньше и слышно не было. Кирин муж, машинист, попал под суд, поскольку должен был предупредить о перевозке брёвен через пути, но не сделал этого.

Искорёженные рельсы на переезде ремонтировали три дня. Ремонтники грелись у костров, сложенных из остатков горницы, а первые уцелевшие сани так и остались стоять у переезда, и это терзало душу жадного Фаддея. Получив наконец разрешение, он свёз остатки горницы к себе во двор, а на следующий день похоронил сына и женщину, которую когда-то любил. Из Матрёниного наследства ненасытный старик вытребовал себе сарай, где жила коза, и забор — остальное разобрали сёстры. Искренне горевала по Матрёне только Кира.

Избу Матрёны заколотили, и Игнатич переселился к одной из её родственниц. Та рассказала об умершей много нового. Муж Матрёну не любил и имел любовницу; хозяйкой она была плохой, нечистоплотной, за достатком не гналась и бесплатно помогала чужим людям.

Игнатич слушал эти неодобрительные речи и вспоминал чудесную женщину, которая о людях думала больше, чем о вещах, бесплатно работала на других, и, брошенная мужем, похоронившая шестерых детей, осталась открытой и общительной.

Все мы жили рядом с ней и не поняли, что есть она тот самый праведник, без которого, по пословице, не стоит село. Ни город. Ни вся земля наша.

За основу пересказа взята редакция рассказа из собрания сочинений в 30 томах, 2006 г.

Литературные произведения приходится читать не только в школе но и в университете. Преподаватели используют различные методики, для проверки усвоенных знаний. Одним самых популярных способов проверки знаний является тестирование. Изучите материал на этой странице и он подготовит вас к тесту. Внимаете в тесте правильные ответы выделены символом [+].

От какого лица ведется повествование в рассказе:

[+] а) от первого лица;

[-] б) от третьего лица;

[-] в) двумя рассказчиками.

Какова функция экспозиции в рассказе?

[-] а) познакомить читателя с главными героями;

[-] б) заинтриговать читателя тайной, объясняющей медленное движение поезда по отрезку железнодорожного пути;

[+] в) ознакомить с местом действия и указать на причастность повествователя к произошедшим событиям.

Повествователь, внимательно описывая быт, говорил о немолодой кошке, козе, о мышах и тараканах, которые вольготно живут в доме Матрёны и при этом:

[-] а) не одобрял неаккуратность хозяйки, хотя и не говорил ей об этом, чтобы не обидеть;

[-] б) подчеркнул, что доброе сердце Матрёны жалело всё живое, и она приютила в доме тех,

[+] кто нуждался в её сострадании;

[-] в) показал подробности деревенского житья.

[-] а) определить отношение автора к Матрёне, которая осталась загадкой для него;

[-] б) указать на принадлежность её к деревенским жителям;

[+] в) увидеть глубокий подтекст в описании Матрёны: её сущность раскрывает не портрет, а то, как она живёт и общается с людьми.

Что можно посчитать трагическим предзнаменованием событий, свершившихся в рассказе?

[+] а) пропажу колченогой кошки;

[-] б) потерю дома и всего, что с ним связано;

[-] в) разлад в отношениях с сёстрами.

Почему Матрёна рассказала Игнатичу историю своей жизни?

[-] а) так как ей не с кем было поговорить;

[+] б) потому что ему тоже пришлось пережить трудные времена, и он научился понимать и сострадать;

[-] в) потому что хотела, чтобы её пожалели.

Несмотря на недолгое знакомство с Матрёной, автор смог почувствовать её характер. Она была:

[+] а) добрая, деликатная, отзывчивая;

[-] б) замкнутая, неразговорчивая;

[-] в) хитрая, меркантильная.

Какой смысл у названия рассказа?

[-] а) рассказ назван по месту действия

[-] б) Матренин двор — символ особого устройства жизни, особого мира

[+] в) символ разрушения мира духовности, добра и милосердия в русской деревне

В какой момент автор почувствовал суть русской души Матрёны?

[-] а) ходила за святой водой на Крещение;

[+] б) заплакала, услышав романсы Глинки по радио, принимая сердцем эту музыку;

[-] в) согласилась отдать горницу на слом.

Какова основная тема рассказа?

[-] а) месть Фаддея Матрёне;

[-] б) отчуждённость Матрёны, жившей замкнуто и одиноко;

[+] в) разрушение двора Матрёны как приюта доброты, любви и всепрощения.

[-] а) выделить у героя основательность, достойность, крепость.

[+] в) ярче выявить злобу, ненависть, жадность героя.

Какова основная идея рассказа?

[-] а) изображение тяжести жизни крестьянства колхозных деревень

[-] б) трагическая судьба деревенской женщины

[+] в) утрата обществом духовных и нравственных основ

[-] г) отображение типа чудака в русском обществе

Образ главной героини –

[-] а) наивная, смешная и глупая женщина, всю жизнь бесплатно проработавшая за других

[-] б) нелепая, бедная, убогая, всеми оставленная старуха

[+] в) праведница, ничем не погрешившая против законов нравственности

[-] г) человек бескорыстной души, труженик, абсолютно безответный, смиренный

[+] а) полностью достоверен и автобиографичен;

[-] б) основан на художественном вымысле;

[-] в) основан на рассказах очевидцев, содержит элементы вымысла.

Почему Солженицын называет Матрёну праведницей, без которой не стоит село, согласно пословице?

[-] а) так как Матрёна всегда говорила правильные слова, к её мнению прислушивались;

[-] б) потому что Матрёна соблюдала христианские обычаи;

[+] в) когда образ Матрёны стал ему понятен, близок, как и жизнь её без гонки за добром, за нарядами.

Какой год описывается в рассказе?

[-] а) после революции

[-] б) после Отечественной войны

При изображении плача родственниц по погибшей Матрёне, автор:

[-] а) показывает близость героев к русскому национальному эпосу;

[-] б) показывает трагичность событий;

[+] в) раскрывает сущность сестёр героини, которые в плаче спорят за наследство Матрёны.

Какие художественные детали и описание помогают автору создать образ главной героини?

[-] а) колченогая кошка

[-] б) картофельный суп

[-] в) большая русская печка

[-] г) безмолвная, но живая толпа фикусов

Игнатич поселился в Тальново, в надежде отыскать патриархальную Россию:

[+] а) и огорчился, увидев, что жители недоброжелательны по отношению друг к другу;

[-] б) и ни о чём не пожалел, потому что узнал народную мудрость и душевность жителей Тальново;

[-] в) и остался жить там навсегда.

[-] а) От лица Матрены;

[-] б) От лица сестры Матрены;

[-] в) От лица Фаддея;

[+] г) От лица рассказчика

Фамилия у Матрены:

Причина, по которой рассказчик решил поселиться в селе Тальново?

[-] а) Рассказчика сюда направили по распределению;

[+] б) Мужчине хотелось пожить где-то подальше от городской суеты;

[-] в) У рассказчика здесь жили дальние родственники;

[-] г) Мужчину привлекла возможность устроиться здесь на хорошо оплачиваемую работу.

О чем Матрена рассказала повествователю?

[-] а) О том, как во время пожара спасла маленького ребенка;

[-] б) О том, как помогала строить плотину на реке;

[+] в) О том, как, схватив за узду, остановила испуганного коня;

[-] г) О том, как получила орден за то, что была ударницей труда.

Как сначала назывался рассказ?

Что связывало Матрену и Фаддея Мироновича?

[+] а) Женщина должна была выйти замуж за Фаддея, но вышла за его брата;

[-] б) Матрена была крестной матерью детей Фаддея;

[-] в) Фаддей был мужем сестры Матрены;

[-] г) Фаддей был троюродным братом Матрены.

Кому по завещанию Матрены должна была достаться горница?

[-] а) Сыновьям Фаддея;

[+] б) Воспитаннице Кире;

Для чего Кире срочно понадобилось перевозить часть дома Матрены?

[-] а) Кира собиралась присоединить горницу Матрены к дому родителей;

[-] б) Кира хотела разобрать горницу на строительные материалы для строительства собственного дома;

[+] в) Кире дали участок, на котором нужно было поставить какую-то постройку;

[-] г) Кира собиралась продать горницу и получить наследство деньгами.

Как умерла Матрена?

[-] а) Матрена сильно заболела после отделения горницы, слегла и через несколько дней умерла;

[-] б) Матрену покалечила испуганная лошадь;

[+] в) На сани с горницей, которую Матрена помогала везти, налетел паровоз;

[-] г) Матрена умерла от старости.

Кто из пришедших на похороны Матрены искренне горевал по ней?

[-] а) Сестры Матрены;

[-] б) Сыновья Фаддея;

[-] в) Фаддей и его крестник;

[+] г) Кира и жена Фаддея.

[-] г) Старшей сестре Матрены.

Какая характеристика лучше всего подходит Матрене:

Выберите, какое из утверждений о Матрене верно:

[-] а) любила Ефима, вышла за Фаддея

[+] б) любила Фаддея, вышла за Ефима

[-] в) любила и Ефима, и Фаддея, замуж не вышла

[-] г) никогда никого не любила

[-] а) не вставали на ноги

[-] б) долго не бегали

[-] в) были не самостоятельными

Определите, где без вести пропал муж Матрены?

[-] а) на Первой мировой войне

[-] б) в Гражданскую войну

[-] в) в годы Финской войны

[+] г) в годы Великой Отечественной

Кем работал Матренин постоялец?

Вспомните, где рассказчик познакомился с Матреной?

[-] а) В гостях у друга;

[+] г) Нет правильного ответа

Кто является рассказчиком?

[+] а) автобиографический персонаж

[-] б) сосед Матрены

Читайте также: