Кому парис присудил яблоко раздора 8

Обновлено: 02.07.2024

Толковый словарь русского языка. Поиск по слову, типу, синониму, антониму и описанию. Словарь ударений.

Найдено определений: 14 яблоко раздора

Я́БЛОКО, -а, мн. я́блоки, я́блок, ср. Плод яблони. Антоновские, анисовые, коричные яблоки. Летние сорта яблок. Сушёные, мочёные, печёные яблоки. Компот из яблок. Я. от яблони недалеко падает (посл. о том, кто унаследовал плохое, неблаговидное поведение от отца, матери).

"ЯБЛОКО РАЗДОРА" - в греческой мифологии яблоко с надписью "прекраснейшей", подброшенное богиней раздора Эридой на свадебном пиру смертного Пелея и богини Фетиды; послужило причиной спора между богинями Герой, Афиной и Афродитой; за обещание помочь в похищении Елены (жены царя Спарты Менелая) было присуждено Парисом Афродите.

б) книжн. повод, причина ссоры, спора, серьезных разногласий. Выражение основано на греческом мифе. Богиня раздора Эрида покатила между гостями на свадебном пире золотое яблочко с надписью "Прекраснейшей". В числе гостей были богини Гера, Афина и Афродита, которые заспорили о том, кому из них следует получить яблоко. Спор разрешил Парис, присудив яблоко Афродите.

между кем, между чем. Книжн. Экспрес. То, что является причиной серьёзных разногласий, спора, ссоры.

Батюшков был яблоко раздора меж петербургскими и московскими друзьями (Ю. Тынянов. Пушкин).

- Из древнегреческого мифа о яблоке, преподнесённом Парисом богине Афродите как приз за красоту и послужившем причиной раздора между нею и богинями Герой и Афиной. Лит.: Толковый словарь русского языка / Под ред проф. Д. Н. Ушакова - М., 1940. - Т. 4. - С. 1451; Ашукин Н. С., Ашукина М. Г. Крылатые слова. - М., 1960. - С. 699.

кто, что [между кем, между чем, в чём]

То, что порождает конфликт, серьёзные противоречия, ссору, спор.

Подразумевается, что любая конфликтная ситуация небеспочвенна, не создаётся сама по себе: всегда есть то, что её провоцирует, является первоисточником её возникновения. Имеется в виду, что лицо (Х), предмет (Z) или явление, обстоятельство, событие (p) является причиной столкновения между спорящими несогласными сторонами (Q и W), имеющими противоположные взгляды, мнения, точки зрения на что-л.; разные интересы. Говорится с неодобрением или с осуждением. книжн. ✦ Х <Z, Р> - яблоко раздора [между Q и W].

В роли именной части сказ., реже - подлеж.

Порядок слов-компонентов фиксир.

Именно Рита стала яблоком раздора между юным лейтенантом и полковником Маслюковым. В. Аксёнов, Московская сага.Когда супруги разводятся, ребёнок становится яблоком раздора. (Реч.)

- Сколько можно учить нас жизни. Ты стала яблоком раздора в нашей семье. (Реч.)

По мнению главы правительства, на сегодняшний день проблема коалиционного правительства является яблоком раздора, и это единственный вопрос, который может разрушить большинство в парламенте. (Реч.)

- У меня по любому вопросу есть своё собственное мнение, и я не забываю высказывать его своему начальству и коллегам. Даже если я являюсь яблоком раздора в нашем коллективе, я считаю свою позицию правильной. (Реч.)

Пока он только яблоко раздора, обуза и срам: родился без отца. Ф. Виноградов, Любимая улица.

- Ты постоянно лезешь со своими советами. Ты - яблоко раздора между мной и моей подругой. (Реч.)

- Я столько раз хотела помочь, но получается всё наоборот. Я - яблоко раздора в их отношениях. (Реч.)

Верю я, / Что люди очень скоро / Подобреют в мудрости глубокой, / Но любовь, как яблоко раздора, / Навсегда останется жестокой. В. Фёдоров, Матери.

Режиссёр в рекламном проспекте спектакля написал о героях следующее: "Они не друзья и не враги. Они ничуть не похожи. Им нечего делить. Но жизнь - это вишнёвый сад, где повсюду растут яблоки раздора. И, значит, одно из них неизбежно упадёт между ними". Зеркало недели, 2000.

культурологический комментарий:

Выражение восходит к древнегреческой мифологии. Богиня раздора Эрида на свадебном пиру смертного Пелея и богини Фетиды в отместку за то, что её забыли пригласить, подбросила золотое яблоко с надписью "прекраснейшей". Гера, Афина и Афродита стали претендовать на это яблоко. Богини попросили Зевса решить этот спор, но Зевс передал яблоко Парису и повелел ему присудить яблоко достойнейшей (суд Париса). Гера пообещала Парису власть и богатство, Афина - мудрость и воинскую славу, а Афродита - отдать в жёны самую красивую женщину. И Парис признал самой прекрасной из богинь Афродиту. Исполняя своё обещание, богиня помогла Парису похитить самую красивую из смертных женщин - Елену, супругу спартанского царя Менелая. С этого похищения началась Троянская война.

Образ фразеол. ассоциируется также с библейским сюжетом, в котором яблоко выступает в качестве символа запретного плода с Древа познания добра и зла, после вкушения которого Адам и Ева изгоняются Богом из рая. Яблоко становится причиной разногласия между Богом и Человеком (Быт. 2, 3).

Образ фразеол. имеет отношение и к пониманию источника распрей, вражды как гендерно обусловленного (т. е. исходящего от лица определённого пола) явления. Как в мифологическом, так и в библейском сюжетах инициаторами конфликтов являются женщины. В современной культуре, ориентированной на мужчину и представляющей "мужской" взгляд на мир, бытует стереотипное представление о женщине как о причине, источнике всех бед и несчастий: "Адам сказал: Жена, которую Ты дал мне, она дала плоды от дерева, и я ел их" (Быт. 3: 12). см. также выражения Ищите женщину; В деле замешана женщина; Без женщины не обошлось. Римский поэт Ювенал (I-II вв.) полагал, что едва ли найдётся тяжба, в которой причиной ссоры не была бы женщина. см. также выражение Как чёрная кошка, прошла женщина между кем-л.

фразеол. восходит к двум древнейшим мифологическим формам осознания мира - анимистической, т. е. олицетворяющей неживое, и фетишистской, рассматривающей неодушевлённые предметы как сверхъестественные сущности, наделённые магическими силами, свойствами. Образ фразеол. осмысляется также через архетипическое противопоставление "свой - чужой" (а именно - через представление о том, что лежит в основе деления, противопоставления своего чужому), а также через древние архетипические оппозиции "мужчина - женщина", "добро - зло".

Компонент фразеол. яблоко соотносится с растительным кодом культуры, а компонент раздор - с антропным, т. е. собственно человеческим, кодом, содержащим, в частности, знания о различных проявлениях межличностного взаимодействия, межличностных отношений.

В создании образа фразеол. участвует и категория пространства: яблоко символически осмысляется как ядро, ось, центр, вокруг которого формируется некая ситуация, приводящая к конфликту, к серьёзному разногласию. Компонент яблоко, моделируя "пространство" ситуации, выступает в ней в качестве элемента, зарождающего начало вражды, войны, спора, серьёзных разногласий.

Образ фразеол. создаётся растительной метафорой, т. е. уподоблением плода дерева любому источнику спора, вражды.

фразеол. в целом выполняет роль эталона конфликтной ситуации, разжигания враждебных отношений.

Сходные образные выражения в других европейских языках свидетельствуют о древности образа; ср. лат. malum discordiae (mettere), англ. an apple of discord (a bone of contention, a crux of argument), франц. pomme de discorde.

яблоко раздора (иноск.) - предмет спора

Ср. Между ним и Линкиным есть яблоко раздора, и это яблоко - сама Дарья Михайловна.

Салтыков. Невинные рассказы. Приезд ревизора.

Ср. В числе движимости был и знаменитый тарантас, едва не послуживший яблоком раздора между матерью и сыном.

Салтыков. Г-да Головлевы. 4.

Ср. Malum discordiae (mittere).

Эрис (Discordia), не приглашенная на свадьбу Пелея и Фетиды, из мести покатила между гостями (в числе которых были Венера, Юнона и Минерва) - яблоко с надписью: "Красавица меня получит". Три богини вследствие этого затеяли спор, кому из них получить это яблоко.

Justinus. 12, 15, 11; 16, 3. (II в. по Р.X.) Pomp. Trogus (20 г. до Р.Х.).

Книжн. Только ед. Причина, предмет спора, вражды. Яблоко раздора между кем-чем? между друзьями, между отцом и сыном, между людьми разных взглядов, между государствами…

Выражение это в значении: предмет, причина спора, вражды, впервые употребил римский историк Юстин (II в. н.э.). Основано оно на греческом мифе. Богиня раздора Эрида покатила между гостями на свадебном пире золотое яблоко с надписью "Прекраснейшей". В числе гостей были богини Гера, Афина и Афродита, которые заспорили о том, кому из них получить яблоко. Спор их разрешил Парис, сын троянского царя Приама, присудив яблоко Афродите. В благодарность Афродита помогла Парису похитить Елену, жену спартанского царя Менелая, из-за чего произошла Троянская война.

Так богиня раздоров Эрида добилась своей цели: сначала возник спор, потом - война.

Синоним повода для вражды и спора. Впервые в таком значении данное словосочетание употребил римский историк Юс тин (II в.), которого, видимо, и следует считать автором этого крылатого выражения.

Из истории вы узнаете про: Древняя Спарта Елена Прекрасная Древняя Греция Кентавры Олимпийские боги Нимфы Богиня Эрида Яблоня Семейство Розовые Богиня Гера Богиня Афина Богиня Афродита Домашние быки Семейство Полорогие Царь богов Зевс Бог войны Арес Бог Гермес Домашние овцы Семейство Полорогие Древняя Троя Древнегреческие мечи Кассандра Бог света Аполлон Древнегреческие корабли Бог любви Эрот Троянская война Ахиллес Троянский конь Анаконда Семейство Ложноногие + 25

Режим обучения доступен только авторизованным пользователям

Возможности режима обучения:

  • просмотр истории в виде слайдов
  • возможность прослушивания озвучки по каждому слайду
  • возможность добавить свою, детскую озвучку
  • тесты для детей, чтобы закрепить материал
  • специально подобранные коллекции картинок и видео для улучшения восприятия
  • ссылки на дополнительные обучающие курсы

Озвучка доступна в режиме обучения


Когда-то очень давно в греческом городе Спарта жила Елена Прекрасная, дочь царя Тиндарея. Она была очень красива. Лучшие женихи Греции приходили свататься к ней.

Дополнительный контент (Юность Елены Прекрасной) доступен в режиме обучения

Полезные ссылки


Отец Елены Тиндарей долго выбирал достойного мужа для своей дочери и, наконец, выбрал Менелая, будущего спартанского царя. Но остальные женихи очень разозлились, что не выбрали их. Каждый хотел занять место Менелая. Тиндарей испугался, как бы Менелая не убили. Как же защитить Менелая?


И тогда Тиндарей придумал примирить всех совместной клятвой защищать честь мужа Елены. Теперь все греки должны были защищать Менелая. Все поклялись из уважения к Тиндарею и Менелаю. Но никто не думал, что эта клятва очень многим из них будет стоить жизни.


Это произошло на свадьбе царя Пелея и нереиды Фетиды. Свадьбу отмечали в пещере кентавра Хирона. Все боги пришли на этот праздник.

Полезные ссылки


Дополнительный контент (Елена и Эрида) доступен в режиме обучения

Полезные ссылки


Это яблоко заприметили три прекрасные богини: Гера – богиня брака, Афина – мудрая богиня войны, и Афродита – богиня красоты.
Все три богини сказали:
– Это я самая красивая. Это моё яблоко!

Полезные ссылки


И тогда Зевс отправил своего сына Гермеса с тремя богинями на землю. На земле он велел отыскать Париса, чтобы тот справедливо рассудил богинь. Зевс знал, что Парис – честный и справедливый человек. Когда-то давно Парис обещал отдать все свое золото тому, кто победит его самого сильного быка. Его быка победил Арес, бог войны. Но Парис не стал унижаться и отдал ему все свое золото, как и обещал.

Дополнительный контент (Парис и бой быков) доступен в режиме обучения

Полезные ссылки


К тому времени, Парис и Энона уже поженились и вместе пасли скот на горе Ида. Совсем скоро у них должен был родиться сын.

Дополнительный контент (Парис и Энона) доступен в режиме обучения

Полезные ссылки


Как раз на эту гору и явился Гермес с тремя богинями. Увидел он Париса и рассказал ему волю Зевса. Не хотелось Парису вмешиваться в спор богинь. Он понимал, что если выберет одну богиню, то разгневает двух других. Но еще больше он боялся ослушаться воли Зевса. И он согласился.


Богини решили подходить к Парису по очереди. Тогда он сможет без лишних споров выбрать самую красивую. Первой к Парису подошла Гера. Она пообещала Парису, что, если он выберет ее, она сделает его самым могущественным из людей.


Второй перед Парисом предстала Афина. Она пообещала сделать его самым красивым и мудрым человеком в мире, а еще помогать ему побеждать в любых войнах.


Третьей перед Парисом предстала Афродита и пообещала ему любовь самой красивой женщины в мире – Елены.


Парис слышал о волшебной красоте Елены. И он отдал яблоко Афродите. После этого Афродита была на стороне Париса и всех троянцев, а Гера и Афина обиделись и были против троянцев.

Полезные ссылки


Когда узнала Энона, что Парис выбрал Елену вместо неё, она заплакала и стала умолять Париса не бросать ее. Энона умела видеть будущее и она знала, что брак с Еленой погубит Париса. Но Парис не слушал ее. На прощание, Энона сказала Парису:
– Если ты будешь ранен, приходи ко мне, только я смогу вылечить тебя!


Как раз в это время настала пора спортивных состязаний в Трое. Приам решил подарить быка победителю состязаний и отправил своих слуг поймать в стаде Агелая самого лучшего быка, который станет наградой победителю игр. Бык оказался настолько силен, что слуги не смогли укротить его. И тогда Парис решил помочь слугам довести быка до Трои.


В спортивных играх участвовали самые сильные юноши Трои. Они состязались в быстроте, ловкости и силе. Парису тоже захотелось показать свое мастерство.


Сначала Парис участвовал в кулачном бою и выиграл его. Потом – выиграл состязание в беге. Сыновья Приама Гектор и Деифоб тоже участвовали в соревнованиях. Они разозлились на Париса за то, что он сильнее и быстрее их. Они обнажили свои мечи и напали на Париса.

Полезные ссылки


Увидел Агелай, что Парис в опасности, и признался Приаму, что Парис – тот самый младенец, которого Агелай должен был отдать на растерзание диким животным.

Дополнительный контент (Приам, Парис, Агелай) доступен в режиме обучения


Обрадовался Приам, что его сын не умер. Со слезами радости встретила Париса Гекуба. Устроил царь пир в честь спасения своего сына.


У Приама и Гекубы была большая семья. У них было 10 сыновей и 5 дочерей. Среди его дочерей была прекрасная Кассандра.

Полезные ссылки


В Кассандру был влюблен сам бог Аполлон. Кассандра обещала ему, что тоже полюбит его, и за это Аполлон дал ей дар провидения. Но Кассандра не смогла полюбить Аполлона, и за этот обман Аполлон сделал так, что предсказаниям Кассандры никто не верил.

Полезные ссылки


Кассандра подошла к Приаму на пиру и сказала:
– По вине Париса, Троя скоро падет! Отец, ты еще можешь спасти Трою, убей Париса!

Но Приам не желал больше расставаться со своим любимым сыном.


Полезные ссылки


Приветливо встретил Менелай Париса. Устроил пышный пир в честь гостя. Не знал он, что Парис хочет обмануть его и похитить его жену Елену. Тем временем, Парис все думал, как бы ему похитить Елену? И решил он околдовать ее с помощью волшебных стрел Эрота.

Полезные ссылки


Однажды Менелай уехал из города. Тогда Парис позвал Афродиту, и она попросила своего сына Эрота попасть своей волшебной стрелой в сердце Елены. Подействовали на Елену любовные чары, и она влюбилась в Париса. В ту же ночь влюбленные уплыли вместе в Трою.


Греки, защищая честь Менелая, поехали спасать Елену. Так, началась долгая Троянская война. Много храбрых воинов пало в ней.

Полезные ссылки


Ахиллес – один из храбрейших греческих воинов. Говорили, что он неуязвим. И на его теле есть только одно уязвимое место – правая пята. Ахиллеса убил Парис. Его стрелу направил сам Аполлон. Так, стрела попала точно в правую пяту, и Ахиллес умер.

Евгений Лемберг

Суд Париса — сюжет древнегреческой мифологии о пасторальном конкурсе красоты, на котором пастух Парис выносит свой вердикт трём богиням. Сцена не даёт указаний на ужасные события, которые последуют за этим вердиктом, а именно — на Троянскую войну.

Как вы относитесь к этому повороту событий? Кто прав, кто виноват, что вообще произошло, почему и к чему это привело. Ваши комментарии.

Руслан Шуйный

Ну однозначно сложно сказать, но одно знаю. В мифы вкладывалась информация о жизни и мире. И понимать все буквально не стоит.

Анат Луккаццио

Один умный человек(возможно и не один) считает, что Парису не стоило судить богинь. Если великий бог отказался от этого,то где простому смертному быть судьей? Зевс отказался,а Парис согласился. Умный человек считает,что одна из главных проблем человека - это идея величия. Я с ним согласен.

Анат Луккаццио

Возможно,надо было поделить яблоко на троих. Хотя,не мне решать. Что сделано,то сделано. Мое дело - извлечь ошибки,чтобы не повторять их.

Руслан Шуйный

Вера Назарова

Наталья Мотрунич

Очень просто - отдать яблоко Афине и победить в Троянской войне.Считаю, что это самое мудрое решение.

Вера Назарова

Гы) Поводом к Троянской войне послужило похищение Елены, которую Парису вручила Афродита за то, что он ей фрукт отдал. Следовательно, получи яблоко Афина, никакой Троянской войны не было бы.

Анат Луккаццио

Александр Гринченко

В теории, Троя была неприступным городом и очень богатым. Ни военные победы от Афины, ни повсеместное влияние от Геры не нужны были "троянцам", они и так имели все это. Но отдав предпочтение одной из богинь ("почитай своих богов, но и наших Римских" (Римское право)) Парис, как представитель Трои, вызвал недовольство, а в следствии и войну с греческими городами-государствами, которые считали "обделенных" богинь своими покровителями.

-посчитав свое величие должным и нерушимым Троя пала не укрепив свое могущество (отдав предпочтение богине любви). Парис выбрал роскошь - любовь, а не возможность укрепить могущество своего народа. Любая власть отдавшая предпочтение "личному удовольствию", а не процветанию народа должна быть повергнута. (не за отдельно взятое деяние - похищение Елены Прекрасной, а за проявленное корыстолюбие).

P.S. поспешные выводы замешанные на чувстве справедливости - строго не судить ))

Вера Назарова

Александр Гринченко

в реалистичном варианте вряд-ли можно серьезно относится к похищению Елены серьезно. Шпионаж, как таковой, был лишь информационный тем более на территории Спарты - довольно закрытого тоталитарного общества.

Александр Гринченко

Вера Назарова

А мы в этой группе все больше о мифологии, а не о реалистичных вариантах. Уж тем более не о римском праве. Реальная Троя к мифу о Парисе никакого отношения не имеет.

Александр Гринченко

Ведь мифология для греков была аналогом "Вед" для славян. это основа их общества в которой заключена значительная часть их мировоззрения.

Вера Назарова

Александр Гринченко

Точно бы удивились. т.к. они считали себя следствием мифологии, а не мифологию - следствием своей культуры.

Константин Огнев

Вера Назарова

Константин, как бы "Илиадой" история заканчивается, а не начинается.
Парис, сын Приама, перед приходом богинь и Гермеса, пас стада на склоне горы Иды. Перед рождением Париса его мать Гекуба (она же Гекаба, она же Геката) видела страшный сон: она видела, как пожар грозил уничтожить всю Трою. Испуганная Гекаба, поспешила рассказать свой сон мужу. Приам обратился к прорицателю, а тот сказал ему, что у Гекабы родится сын, который будет виновником гибели Трои. И когда у Гекабы родился сын, Приам велел своему слуге Агелаю отнести его на высокую Иду и бросить там. Но сын Приама не погиб - его выкормила медведица. Через год ребенка нашел Агелай, и вырастил его, назвав Парисом. Парис вырос среди пастухов и стал прекрасным юношей. Он так прославился, защищая стада от нападения разбойников, что получил прозвище Александр (отразитель мужей).
Вскоре после истории с яблоком Приам отправил своих слуг поймать в стаде Агелая быка, который должен был стать наградой победителю игр. Парису захотелось присутствовать на играх, и он, несмотря на возражения Агелая, отправился в Трою. Во время игр Парис решил принять участие в кулачном бою и одержал победу - благодаря не столько мастерству, сколько отваге. Затем он выиграл состязания в беге. Обиженные своим поражением сыновья Приама снова вызвали его посоревноваться в беге - и Парис вновь выиграл, получив третью награду подряд. Рассерженные тем, что вновь принародно проиграли, Гектор и Деифоб, обнажив мечи, напали на Париса. Тот бросился искать спасения у алтаря Зевса, в эту минуту Агелай крикнул царю, что Парис - его, Приама, давно пропавший сын. Царь позвал жену, которая при виде показанной ей Агелаем погремушки, признала в Парисе своего сына. Приам отпраздновал возвращение Париса большим пиром и жертвоприношениями богам. Когда же ясновидцы вновь объявили, что Париса следует немедленно предать смерти, иначе Троя погибнет, Приам ответил, что лучше пусть падет Троя, чем погибнет его прекрасный сын.

Вера Назарова

Читайте также: