Теплоход булгария кто виновен

Обновлено: 16.05.2024

Во время крушения теплохода погибло 22 мужчины, 72 женщины и 28 детей.

10 июля у мемориала недалеко от села Сюкеево на траурный митинг снова соберутся мамы, папы, дети и внуки 122 погибших.

Хотели купить путёвки родителям

36-летняя Ильмира Аглиева отправилась в поездку с мужем, братом Айнуром и его женой. Из них четверых домой вернулись только двое. Она с мужем.

Но путешествие проходило хорошо, понравилась развлекательная программа, рассказывает Ильмира:


В это время началась гроза – с сильным дождём и ветром. В один момент пароход сильно накренился, но потом обратно выровнялся. Затем снова накренился и больше уже не выправлялся.

Ничто не заменит родных, которые никогда не вернутся домой.

Ничто не заменит родных, которые никогда больше не вернутся домой. Фото: АиФ-Казань/ Руслан Ишмухаметов

По коридорам бежали бесконечно долго. Спасательные жилеты старого образца, набитые пенопластом, на лестницах застревали, Альберту приходилось буквально вытаскивать жену.

Большая часть пассажиров погибли

Судно затонуло буквально за три минуты. Роковую роль сыграло то, что в шторм под порывом ветра судно накренилось на правый борт, и забортная вода хлынула в открытые иллюминаторы, в том числе окна машинного отделения. Судно и до грозы шло с креном, установила в августе 2011-го Комиссия Федеральной службы по надзору в сфере транспорта.

Если в первый раз в судно попало 50 тонн воды в минуту, во вторую уже 125 тонн. Эта бездна черной в грозу воды и обрекла корабль на гибель.

Из 36 членов команды спаслось 23. Из 165 пассажиров выжили лишь 56, а большинство – 109 – погибли.

По соцсетям до сих пор ходит фото 10-летней давности – на трёх спасательных плотах сидят только мужчины.

Почему команда не помогла спастись детям, которых собрали в музыкальном зале, где были во время крушения аниматоры, проводившие праздник, и почему их не призвали к ответственности? Уже 10 лет родные погибших ребятишек задаются этими вопросами.

Из детей, находившихся в музыкальном салоне, самостоятельно выбрался через окно только один. Остальные ушли на дно, многие без мамы и папы рядом.

Оповещения о ЧП не было

Ильмира с мужем забрались на плот с течью, и им пришлось сидеть по пояс в воде. На плоте были члены команды и супружеская пара в годах.

У парня из экипажа толчками шла кровь из ран, он слабел на глазах. Альберт занимался спортом, его учили, как оказывать первую помощь, и он перевязал раненого. Чтобы сделать жгут, ему пришлось зубами отгрызть ручку плота.

А после оказания помощи Альберт заметил женщину, которая плыла, держа перед собой руками головку младенца. Сзади из последних сил держался муж. Семью подняли на плот. Так маленькая Дина родилась второй раз.

Геннадий Игнарин ыл на всех 144 заседаниях судов, надеясь докопаться до правды.

Геннадий Игнарин был на всех 144 заседаниях судов, надеясь докопаться до правды. Фото: АиФ/ Из личного архива

Все эти вопросы он задавал на многочисленных судах. Всего он посетил 144 заседания. Единственный, кто не пропустил ни одного.

Геннадий Иванович читал около сотни томов дела, но недоумения только прибавлялось.

И снова не хватило мощности того самых неработающего двигателя, считает Игнарин. Тело капитана Александра Островского потом нашли в капитанской рубке.

Иван Игнарин погиб в 36 лет, оставив двух малышей 3 и 6 лет.

Иван Игнарин погиб в 36 лет, оставив двух малышей 3 и 6 лет. Фото: АиФ/ Из личного архива Геннадия Игнарина

После трагедии Василий не стал больше работать на речном флоте. Ушел в сферу торговли. Женился, воспитывает сына.


Он уже тогда отрицал версии, что судно было перегружено.

Кого признали виновным

Светлана Инякина вину не признала.

Как установил суд, субарендатор не обеспечила подготовку судна к плаванию, не провела обучение экипажа и нарушила правила эксплуатации речного судна. В результате безопасность судна не была обеспечена. Теплоход по своему техническому состоянию не мог быть признан годным к плаванию, подчеркнул суд, а документы на него были просрочены и не имели юридической силы. Тем не менее субарендатор Инякина получила свидетельство о годности к плаванию.


В 2015 году в Казани Верховный суд РТ пересмотрел наказание двух фигурантов по делу о гибели судна: Инякиной уменьшили срок заключения с 11 лет до 9,5, а Ивашову увеличили - с 5 до 5, 5 лет.

Светлана Инякина, говорят, выйдя из заключения, сменила фамилию на Плотникову. Изменила и внешность. Рамиль Хаметов скрывается в одной из республик бывшего СССР. Яков Ивашов живёт жизнью пенсионера. А злосчастный теплоход в 2016 году утилизировали.

Раскаялись ли виновные?

Рамиль Хаметов же, по его словам, выплатил всего 1 копейку (!).

В такую сумму, видимо, он оценивает свою вину.

Казалось бы, раз произошла чудовищная трагедия, произошла в том силе по недосмотру государства, и власть должна была подключиться к тому, чтобы виновные компенсировали ущерб родным погибших? Но факты – вот они.


У самого ветерана труда пенсия мизерная, и даже чтобы подарить подарки внукам и правнукам, приходится исхитряться.

Сумма задолженности потерпевшим по делу о крушении Булгарии четверых татарстанцев, признанных виновными – Инякиной, Тимергазеева, Семёнова и Хаметова - составляет более 40 млн рублей, по 10 млн с каждого. В пользу родственников погибших взыскано: 154 тыс. рублей с Инякиной, 147 тыс. с Семёнова, 52 тыс. рублей с Тимергазеева. Исполнительные производства по ним были в 2020 году прекращены. Это делается тогда, когда у должника нет имущества, на которое можно наложить взыскание и все принятые допустимые законом меры оказались безрезультатными.

Десять сирот

В школу Алмаз пошел уже без родителей.

Сиротами после той трагедии остались 10 детей. Как сообщили в Министерстве образования и науки РТ, в основном опекунами стали бабушки, в одном случае – тётя ребёнка.

За право воспитывать сына Айнура и Раили спорили две бабушки. Суд в итоге оставил Алмазика с родителями Айнура, в доме на окраине Арска, куда мальчика привезли из роддома и где он жил с папой и мамой.

Алмаз увлекается народными танцами и привозит призы с соревнований.

Он, пока тепло, живёт на даче, избегает бывать в опустевшей квартире.

На похоронах Назарова Геннадию Ивановичу стало плохо с сердцем, и 10 июля в Сюкеево сын не отпускает его на траурный митинг – по крайней мере, на автобусе от Министерства соцзащиты РТ, с другими потерпевшими. Только если, говорит, на машине, в сопровождении невестки-врача.

Он долго избегает упоминать об ещё одном горе, которое постигло семью зимой 2019 года. Выпала из окна 9-го этажа его внучка Маша, девятиклассница, дочь погибшего Ивана. Хорошая девочка, умница, красавица. С мамой жила без конфликтов, училась на четверки и пятерки, хотела поступать в медицинский, как папа. В тот вечер девочка была дома, но что-то задерживалась на ужин. Мама зашла в ее комнату и увидела раскрытое окно…

ОФИЦИАЛЬНО


У тех, кто отбывал наказание, средства удерживались из дохода осужденного. Эта мера помогла взыскать в общей сложности более 200 тысяч рублей.

Потерпевшие (взыскатели) могут подавать заявления повторно, но пока они этого не делали, констатирует Лилия Халимова.

Исполнительные производства в отношении Якова Ивашова ведутся по месту проживания должника – в УФССП России по Пермскому краю.

Судно пять лет было вещдоком. В этом году его разобрали на части.

КСТАТИ

МНЕНИЕ

Доктор экономических наук, вице-президент Академии наук Республики Татарстан Вадим Хоменко:


– В речных перевозках России, в том числе и в Татарстане, финансовая ситуация по-прежнему очень сложная, если не сказать больше. Суда изношены. А если в компании ещё не ремонтируют вовремя судно, зарплату не платят, квалифицированная команда уходит – о какой безопасности может идти речь?
Можно было бы выходить из положения за счет грузоперевозок. Но после развала СССР, в период с 1989 до 2014 года объём грузоперевозок на речном транспорте сократились в пять раз.
В это время, если исключить пригородные перевозки (рейсы, которыми ездят дачники и местные жители), и пассажирские перевозки уменьшились по объёму в разы. В частности, из-за того, что речные круизы сегодня дороги для обычного потребителя.

Но не только – сыграли против глобальные процессы. Раньше грузы активно перемещали по направлению с юга на север и обратно, а реки в России в основном ориентированы в этом направлении, в постсоветский же период произошел разрыв этих торговых связей.

Сейчас основные линии грузоперевозок направлены с востока на запад и обратно, из Китая в Европу и наоборот, и это взял на себя автотранспорт.

По воде возят в основном песок и другие инертные грузы. Вторая причина – проходка по Волге сейчас сильно осложнена из-за обмеления.

Грустно, конечно. В моём детстве суда постоянно курсировали, мы любили наблюдать за ними. А сейчас река мёртвая.

Но кроме внешних факторов, есть еще и внутренние, ведь даже в одинаковых условиях успешность разных игроков различается. Татарстанскому речному флоту нужно поднимать рентабельность, биться за заказы, улучшать управление компанией.

КАКИЕ ПРИНЯТЫ МЕРЫ?

Массово проверяли также деятельность речного флота, Ространснадзора, Речного регистра.


В июне 2012 года приняли федеральный закон об обязательном страховании ответственности перевозчиков. При отсутствии договора обязательного страхования перевозчиков могут наказать штрафов – 40-50 тыс. рублей для должностных лиц, 0, 5 – 1 млн руб. для юрлиц. В случае гибели пассажира компания-перевозчик должна будет выплатить пострадавшим не меньше 2,025 млн рублей.

В июле 2012 года законодатели ужесточили контроль за судоходством на внутренних водных путях России. Например, при перевозке пассажиров без лицензии юрлицу теперь грозит штраф в 400 тыс. рублей.


Что привело к трагедии

Спасательные службы ведут работы на берегу у места, где затонул прогулочный теплоход

— Потом я увидел людей за бортом: многие выбивали окна и прыгали в реку, мужчины пытались спасти своих женщин и детей. Я оставался на судне до конца, пока рулевая рубка с капитаном не скрылась под водой, — не мог покинуть теплоход без команды. Прыгнул в воду, только когда были сброшены все спасательные плоты, — говорит Габидинов.


После этого он с двумя матросами бросился спасать тонувших пассажиров. По его ощущениям, теплоход ушел под воду за несколько минут.

Как спасали пассажиров

Оказавшись в воде, радист поплыл к ближайшему спасательному плоту, зацепил его и повел к людям, находившимся в воде. Габидинову помогали двое матросов и несколько мужчин-пассажиров — они собрали плоты, разбросанные по волнам, и стали рассаживать тех, кому удалось спастись.

— Сначала я поднял на плот женщину, которая уже тонула. Она была вся черная, перепачканная в мазуте, как и все остальные, — вспоминает бывший радист. — Еще одна женщина плыла с грудным ребенком — крепко прижимала его к себе, и он был с головой под водой, с широко открытыми глазами. Я подумал, что младенец утонул, но он, к счастью, оказался жив.


Рассевшись на плотах — на каждый поместилось около 18 человек, — люди стали ждать помощи. Тогда, говорит Габидинов, все были еще в состоянии шока — просто молчали, не было ни криков, ни истерик. Они провели в воде около 40 минут, и за это время мимо них один за другим прошли два судна: экипаж и пассажиры махали им руками и кричали, но капитаны даже не поняли, что произошло.

На теплоходе людей сразу разместили в теплых каютах, дали им еды, воды и телефоны для связи с близкими. Только тогда все начали осознавать, что произошло, стали раздаваться крики и плач. В порту Казани их встретили родственники — туда же приехали и те, кто потерял своих близких.


Поводом для этого стали находки, сделанные во время подводных съемок документального фильма на месте трагедии

Почему произошла катастрофа

Что касается внешних факторов, то, по мнению Габидинова, к катастрофе на Волге одновременно привели крен, боковой ветер и поворот — в тот момент судно входило в Камское устье и должно было совершить маневр.


Что изменилось после гибели судна


Министр по развитию Дальнего Востока и Арктики Алексей Чекунков — о перспективах туризма в регионе и новых ледоколах в Арктике

Сегодня все пассажиры, находящиеся на борту теплохода, автоматически страхуются. Отсутствие у перевозчика полиса обязательного страхования гражданской ответственности перевозчика перед пассажирами (ОСГОПП) считается грубейшим нарушением лицензионных требований, которое, по словам Сергея Мамонова, может повлечь за собой весьма существенный штраф (для первого раза) или приостановление действия лицензии на вид деятельности.

Также в России появились новые службы, призванные следить за безопасностью судоходства: ими стали инспекции государственного портового контроля при администрациях бассейнов внутренних водных путей. А в правила Российского речного регистра (РРР) внесены существенные изменения, чтобы избежать подобных ситуаций в дальнейшем.

— Сегодня все иллюминаторы, находящиеся ниже уровня главной палубы, должны быть такими, чтобы пассажир не мог их самостоятельно открыть, или иметь специальную сигнализацию, реагирующую на открытие и закрытие, — рассказывает Сергей Мамонов.

— Надзорные органы исследуют любое судно каждые пять лет. Проверяется его обшивка и состояние корпуса. При квалификационном освидетельствовании эксперты даже вскрывают помещения и смотрят состояние судов изнутри, — объясняет Иван.


Кроме того, все суда проходят ежегодные проверки Речного регистра. При малейшем несоответствии РРР их просто не допускают к эксплуатации.

Как обезопасить себя в речном круизе

Чаще всего за низкой ценой кроется невысокий уровень сервиса: уборка в каюте раз в неделю, хотя по правилам она должна быть ежедневной, плохое питание и так далее, — объясняет эксперт.

Выбирая речной круиз, важно обратиться к хорошему специалисту — профильному турагенту, который может объективно и непредвзято рассказать о теплоходах разных компаний. Но даже максимально взвешенно подобрав тур и оказавшись на борту судна, выбрасывать билет не стоит: он является доказательством факта присутствия пассажира на теплоходе на случай суда — к примеру, для взыскания денежных средств, предупреждает Артем Баранов.

79 спасено, из которых 9 человек госпитализировано в связи с порезами и ушибами, 5 после оказания первой помощи направлены на амбулаторное лечение.

Содержание

Общая информация



Хронология событий

Память

На месте крушения установлен буй. Проплывающие мимо суда должны давать длинный звуковой сигнал (гудок), тем самым отдавая дань памяти погибшим на теплоходе. [8]

Итоги расследования

Ространснадзор

Из резолютивной части заключения проверки:

Комиссией сделан вывод, что причинами аварии явилась совокупность следующих факторов:

1. Невыполнение судовладельцем и капитаном судна требований нормативных документов, регламентирующих безопасность судоходства при планировании, подготовке и осуществлении рейса, в ходе которого не обеспечивалась безопасность плавания судна. Так судовладельцем и капитаном судна сознательно были нарушены ограничения Российского Речного Регистра к судам данного проекта, запрещающие их эксплуатацию:

2. Низкая квалификация и недисциплинированность членов экипажа судна, выразившаяся:

Следственный комитет Российской Федерации

Официальный представитель СК РФ Владимир Маркин [12] :

Следственный комитет официально заявляет, что окончательно установить причину затопления судна будет возможно только по результатам судебной комиссионной судоводительской и инженерно-технической экспертизы, которая в настоящий момент проводится. С учетом заключения экспертной комиссии будут приняты соответствующие процессуальные решения.

Относительно информации о пробоинах на корпусе теплохода, Владимир Маркин пояснил:

Министерство транспорта Российской Федерации

Общественная палата Российской Федерации

Мнения о катастрофе



Президент России Д. А. Медведев написал в своём твиттере:

Страшная трагедия произошла на Волге. Мои соболезнования родным и близким погибших

а на совещаниях дал поручение:

Все поисковые мероприятия должны быть доведены до конца, несмотря на то, что надежды найти кого-либо в живых практически нет. Это нужно сделать по вполне понятным морально-этическим соображениям и для того, чтобы выяснить все обстоятельства его гибели

Количество старых посудин, которые плавают у нас, запредельное! Если раньше проносило, то это не означает, что этого не могло произойти. Это случилось, причем с самыми страшными последствиями. Надо оценить эту ситуацию и заставить либо провести необходимый капитальный ремонт всех, кто имеет суда в собственности, либо вывести их из эксплуатации, если они не годятся по своим качествам для осуществления такого рода перевозок.

Патриарх Кирилл во время молитвы о погибших заявил [15] :

Если техника устарела, разве можно использовать эту технику с риском для человеческой жизни только для того, чтобы получить деньги? Не случайно, что все эти катастрофы сопровождаются, с одной стороны, примерами мужества, беззаветного подвига, а с другой — примерами трусости и безрассудства… Если по-прежнему доминантой нашей жизни будет стремление как можно больше заработать любыми путями, то нас ждут ещё большие катастрофы.

…Вообще, как могло получиться, что компания без лицензии на туристическую деятельность, без лицензии на использование судов могла работать? Как вообще билеты продавали в порту? Кто разрешил? Как выпустили из порта? Как порт заключил договор с этой компанией, не имеющей ни одной лицензии на обслуживание в порту? Как это могло случиться? Где был Ростехнадзор, Ространснадзор? Где были все эти ведомства?

В данном случае за гибель пассажиров мы несем не юридическую, а лишь моральную ответственность.

Всё в порядке было с теплоходом. По регистровым документам всё в порядке было, в технически годном состоянии был теплоход. Это просто штурмовое предупреждение и сильный ветер. В шторм попали, и залило трюма.

79 спасено, из которых 9 человек госпитализировано в связи с порезами и ушибами, 5 после оказания первой помощи направлены на амбулаторное лечение.

Содержание

Общая информация



Хронология событий

Память

На месте крушения установлен буй. Проплывающие мимо суда должны давать длинный звуковой сигнал (гудок), тем самым отдавая дань памяти погибшим на теплоходе. [8]

Итоги расследования

Ространснадзор

Из резолютивной части заключения проверки:

Комиссией сделан вывод, что причинами аварии явилась совокупность следующих факторов:

1. Невыполнение судовладельцем и капитаном судна требований нормативных документов, регламентирующих безопасность судоходства при планировании, подготовке и осуществлении рейса, в ходе которого не обеспечивалась безопасность плавания судна. Так судовладельцем и капитаном судна сознательно были нарушены ограничения Российского Речного Регистра к судам данного проекта, запрещающие их эксплуатацию:

2. Низкая квалификация и недисциплинированность членов экипажа судна, выразившаяся:

Следственный комитет Российской Федерации

Официальный представитель СК РФ Владимир Маркин [12] :

Следственный комитет официально заявляет, что окончательно установить причину затопления судна будет возможно только по результатам судебной комиссионной судоводительской и инженерно-технической экспертизы, которая в настоящий момент проводится. С учетом заключения экспертной комиссии будут приняты соответствующие процессуальные решения.

Относительно информации о пробоинах на корпусе теплохода, Владимир Маркин пояснил:

Министерство транспорта Российской Федерации

Общественная палата Российской Федерации

Мнения о катастрофе



Президент России Д. А. Медведев написал в своём твиттере:

Страшная трагедия произошла на Волге. Мои соболезнования родным и близким погибших

а на совещаниях дал поручение:

Все поисковые мероприятия должны быть доведены до конца, несмотря на то, что надежды найти кого-либо в живых практически нет. Это нужно сделать по вполне понятным морально-этическим соображениям и для того, чтобы выяснить все обстоятельства его гибели

Количество старых посудин, которые плавают у нас, запредельное! Если раньше проносило, то это не означает, что этого не могло произойти. Это случилось, причем с самыми страшными последствиями. Надо оценить эту ситуацию и заставить либо провести необходимый капитальный ремонт всех, кто имеет суда в собственности, либо вывести их из эксплуатации, если они не годятся по своим качествам для осуществления такого рода перевозок.

Патриарх Кирилл во время молитвы о погибших заявил [15] :

Если техника устарела, разве можно использовать эту технику с риском для человеческой жизни только для того, чтобы получить деньги? Не случайно, что все эти катастрофы сопровождаются, с одной стороны, примерами мужества, беззаветного подвига, а с другой — примерами трусости и безрассудства… Если по-прежнему доминантой нашей жизни будет стремление как можно больше заработать любыми путями, то нас ждут ещё большие катастрофы.

…Вообще, как могло получиться, что компания без лицензии на туристическую деятельность, без лицензии на использование судов могла работать? Как вообще билеты продавали в порту? Кто разрешил? Как выпустили из порта? Как порт заключил договор с этой компанией, не имеющей ни одной лицензии на обслуживание в порту? Как это могло случиться? Где был Ростехнадзор, Ространснадзор? Где были все эти ведомства?

В данном случае за гибель пассажиров мы несем не юридическую, а лишь моральную ответственность.

Всё в порядке было с теплоходом. По регистровым документам всё в порядке было, в технически годном состоянии был теплоход. Это просто штурмовое предупреждение и сильный ветер. В шторм попали, и залило трюма.

Читайте также: