Кому из патриархов русской православной церкви была присуждена высшая ученая степень в рпц

Обновлено: 28.06.2024

Богословское образование в России появилось в XVI веке. После Октябрьской революции оно пришло в упадок. [ источник не указан 382 дня ] В современной России существует две системы степеней: кандидат богословия, присуждаемый церковными организациями, и кандидат теологии, с 2017 года присуждаемый ВАК.

Содержание

Зарождение [ | ]

В отличие от Запада, для преподавания богословия в средневековой Руси образцами служили школы Византии (например, Константинопольский университет) и Болгарии и, возможно, Англии и Ирландии.

XVIII—XIX века [ | ]

В 1724 году лейб-медик Лаврентий Блюментрост, впоследствии первый попечитель Московского университета, представил по указанию Петра I в Сенат регламент устройства в России высшего учебного учреждения — Академии наук и при ней университета и гимназии. Предполагалось, что в университете будут три факультета: юридический, медицинский и философский, на которых должны читаться лекции по математическим и гуманитарным наукам, а богословский факультет, в отличие от всех известных тогда университетов, не предусматривался. Сенат это утвердил.

Проект об Учреждении Московского университета, утверждённый Елизаветой Петровной в 1755 году, также явно исключал богословие из основной структуры университета [6] :

§ 4. Хотя во всяком Университете кроме философских наук и юриспруденции должно такожде предлагаемы быть богословские знания, однако попечение о богословии справедливо оставляется святейшему Синоду.

В результате в XVIII веке Академический университет Петербургской Академии наук и Московский университет отличались от всех остальных во всём мире тем, что в них не было богословского факультета (кафедра богословия в Московском появилась в 1819 году) [7] . Это стало особенностью всех, кроме Дерптского, теологический факультет которого готовил лютеранское духовенство, университетов Российской империи. После раздела Польши в юрисдикции России был также Виленский университет с теологическим факультетом, но при его закрытии в результате восстания 1830 года теологический факультет был преобразован в Римско-католическую духовную семинарию и затем переведён в Петербург. Одновременно c Виленским был закрыт и основанный Александром в 1817 году Варшавский университет с теологическим факультетом. Этот университет и его теологический факультет возобновили свою деятельность только в 1869 году. До революции структура богословского образования России включала в себя духовные училища, семинарии, академии (последние только в начале XIX века стали продолжением семинарского образования) [8] , в университетах России православных богословских факультетов не было [9] . Но многие высокообразованные богословы преподавали светские дисциплины на различных кафедрах, в том числе, на кафедрах нравственных и политических наук. С начала XIX века в университетах появились кафедры богословия, всеобщей церковной истории, русской церковной истории, канонического права, которые чаще всего возглавляли священнослужители — кандидаты, магистры и доктора богословия, церковной истории и церковного права. Однако в XIX веке взаимодействие духовной и светской высших школ оставалось весьма ограниченным. Герцен в воспоминаниях отмечал, что в Московском университете только выпускники богословских школ хорошо и правильно понимали философию. Для предотвращения правильного понимания и распространения зарубежных философских учений в России согласно уставу 1884 года, отменённому в 1904 году, способные научить хорошо понимающих философию богословов производству взрывчатых веществ выпускники гимназий и реальных училищ не могли поступать в духовные семинарии, а обучавшиеся в духовных семинариях — в университеты, кроме филологических факультетов, лишь к концу XIX века отличникам семинарий разрешили поступать в Варшавский (уже в 1886 — на историко-филологический и физико-математический факультеты), Томский и Юрьевский университеты. Но многие видные деятели науки, естествознания, медицины России всё же учились в духовных школах (например, профессора Пётр Кудрявцев, Павел Некрасов, члены-корреспонденты Академии наук Иакинф (Бичурин), Александр Воскресенский, Василий Болотов, академики Михаил Сперанский, Василий Ключевский, Иван Павлов, Алексей Ухтомский и др.) [9] .

1917—1991 [ | ]

За время советской власти в России было уничтожено [ источник не указан 382 дня ] преподавание богословия и церковной истории в светских высших [ источник не указан 382 дня ] учебных заведениях.

Современность [ | ]

Государственный апостиль может быть поставлен только на дипломы по теологии (ВАК); степени по богословию, присвоенные религиозными образовательными организациями (духовные академии и семинарии), в Российской Федерации апостилированы не могут быть, поскольку для апостилирования принимаются только документы о присуждении степени государственного образца [17] .

Степень кандидата теологии [ | ]

В современной России теология долгое время не входила в государственный перечень научных специальностей [13] . Представители православия и других конфессий добивались её включения в этот перечень [14] , против чего выступали министр образования А. Фурсенко [15] , эксперты ВАКа [3] , некоторые академики Российской академии наук [3] [15] и часть научной общественности [3] [16] [18] (см. Письмо десяти академиков). В феврале 2008 года 225 [19] докторов и кандидатов наук выступило за официальное признание теологии отдельной отраслью науки [20] , на что в марте того же года последовала негативная реакция СМИ [21] и части научного сообщества [18] .

11 октября 2015 года в России был принят паспорт научной специальности по направлению теология, предполагающий защиту кандидатских и докторских диссертаций по данному направлению [26] .

Вместе с тем, согласно Закону об образовании в Российской Федерации, положениям о лицензировании образовательной деятельности и государственной аккредитации, федеральным образовательным стандартам по направлению теология — богословские степени и богословские звания, присуждённые и (или) признанные на территории Российской Федерации или за рубежом, признаются [27] [28] . Присуждение и (или) признание богословских степеней на территории Российской Федерации законодательно не регламентировано, в связи с чем де-юре и де-факто признаются богословские степени, присуждённые за рубежом и подтверждённые апостилем [29] государства, выдавшего богословскую степень (англ. Doctor of Divinity и Doctor of Theology ). Де-факто признаются также богословские степени, выданные образовательными организациями, принимающими защиту богословских степеней в рамках дополнительного образования, однако в рамках действующего законодательства они могут быть легитимны в статусе почётной степени Honoris Causa по богословию [30] .

Болонский процесс в РПЦ [ | ]

По инициативе патриарха Кирилла в РПЦ начинается реформирование духовного образования. Преобразования нацелены на интеграцию российского духовного образования в европейское и отечественное образовательное и научное пространство. Главная цель реформы — это повышение уровня качества духовного образования России [36] .

В соответствии с Болонским процессом духовное образование в РПЦ будет трёхуровневым [36] :

В 2010 году формирование трёхуровневого духовного образования, в соответствии с Болонским процессом, практически завершено пока только в двух высших учебных заведениях РПЦ на её канонической территории — в Ужгородской богословской академии им. свв. Кирилла и Мефодия и Православном Свято-Тихоновском гуманитарном университете в Москве.

Богословские учёные степени, и в том числе степень кандидата богословия, сегодня присваиваются Учёным советом, отдельно существующим в каждой духовной академии [37] , после успешной защиты соответствующей диссертации. Сегодня при защите кандидатской диссертации в одной из духовных академий имеется практика обязательного получения отзыва от стороннего оппонента из другой духовной академии. В дальнейшем предполагается создание системы, при которой студент аспирантуры, пишущий свою кандидатскую диссертацию в одной из духовных академий, будет защищать свой научный труд не в своей альма-матер, а в другой духовной академии или гуманитарном университете.

Патриарх Кирилл (в миру Владимир Михайлович Гундяев; род. 1946) – епископ Русской православной церкви. Патриарх Московский и всея Руси с 1 февраля 2009. До патриаршей интронизации – митрополит Смоленский и Калининградский.

В период 1989-2009 гг. занимал должность председателя Синодального отдела внешних церковных связей и был постоянным членом Священного синода. В январе 2009 г. Поместным собором Русской православной церкви был избран патриархом Московским и всея Руси. В биографии патриарха Кирилла есть много интересных фактов, о которых мы расскажем в данной статье.

Итак, перед вами краткая биография Владимира Гундяева.

Биография патриарха Кирилла

Патриарх Кирилл (он же Владимир Гундяев) появился на свет 20 ноября 1946 года в Ленинграде. Он рос в семье православного протоиерея Михаила Васильевича и его супруги Раисы Владимировны, которая была учителем немецкого языка.

Кроме Владимира в семье Гундяевых родились мальчик Николай и девочка Елена. Еще с раннего возраста будущий патриарх был знаком с православными учениями и традициями. Как и все дети он учился в средней школе, после чего решил поступить в Ленинградскую духовную семинарию.

Затем юноша продолжил получать образование в духовной академии, которую с отличием окончил в 1970 г. К тому времени он уже был пострижен в монахи, вследствие чего стал называться Кириллом.

Именно с этого момента биографии Кирилл начал стремительно развивать карьеру священнослужителя. Интересен факт, что когда годами позже он будет избран патриархом Московским и всея Руси, он станет первым патриархом, родившимся в Советском Союзе.

В 1970 г. Кирилл успешно защитил диссертацию, после чего удостоился степени кандидата богословия. Благодаря этому он смог заниматься преподавательской деятельностью.

В следующем году парня возвели в сан архимандрита, а также доверили должность представителя Московского патриархата при Всемирном совете церквей в Женеве. Спустя 3 года он возглавил в Ленинграде духовные семинарию и академию.

Джуна (позиционировавшая себя как целитель и астролог) и будущий патриарх Кирилл познакомились в 1980 году, после чего у них завязались приятельские отношения

Когда священнослужителю было 29 лет его назначили руководителем епархиального совета Ленинградской митрополии. Через несколько месяцев он вошел в состав комитета Всемирного совета церквей.

Весной 1976 г. Кирилл был посвящен в сан епископа Выборгского, а через полтора года – в сан архиепископа. Вскоре ему доверили управлять патриаршими приходами на территории Финляндии.

В 1983 г. мужчина преподавал богословие в Московской духовной академии. В следующем году он становится архиепископом Вяземским и Смоленским. В конце 80-х годов он стал членом Священного Синода, вследствие чего принимал активное участие в православных реформах и религиозных вопросах.

В феврале 1991 г. в биографии Кирилла произошло знаковое событие – он был повышен до сана митрополита. В последующие годы он продолжал подниматься по карьерной лестнице, получив репутацию миротворца. Ему трижды вручали Ловийскую премию за сохранение и укрепление мира на планете.

После распада СССР Русская православная церковь Московского патриархата (РПЦ МП) начала активно участвовать в государственных делах. В свою очередь Кирилл стал одним из ярчайших представителей Церкви. Стоит заметить, что благодаря его усилиям удалось объединить РПЦ с приходами за границей, а также наладить отношения с Ватиканом.

Начиная с 1995 г. Кирилл плодотворно сотрудничал с российскими властями, а также вел активную просветительскую работу на ТВ. Позже он вместе с коллегами смог разработать концепцию РПЦ в отношении церковно-государственных отношений.

Это привело к тому, что в 2000 г. начали действовать Основы социальной концепции РПЦ. Когда спустя 8 лет скончался Патриарх Алексий II, местоблюстителем был назначен митрополит Кирилл. Уже в следующем году он был избран 16-м Патриархом Московским и всея Руси. Президент и премьер-министр России поздравили новоизбранного патриарха в получением этой должности и выразили надежду на сотрудничество Церкви с государством. Помимо этого, Кирилла поздравили множество высокопоставленных священнослужителей, включая Папу римского Бенедикта XVI.

С того времени и до наших дней Патриарх Кирилл часто бывает в разных святых местах, общается с мировыми лидерами, участвует в международных соборах и проводит службы. Он имеет репутацию высокообразованного человека, способного аргументировать свои слова и заявления.

В 2016 г. в биографии Патриарха Кирилла случилось знаковое событие. Во время визита на Кубу, он встретился с Папой Франциском. Это событие обсуждалось во всем мире. Интересен факт, что это была первая встреча такого уровня за всю историю Русской и Римской церквей, во время которой была подписана совместная декларация.

Патриарх Кирилл достаточно нередко оказывался в центре громких скандалов. Его обвиняли в крупномасштабной торговле табачной и алкогольной продукции в начале 90-х, наряду с налоговыми махинациями. По словам священнослужителя и его сторонников, подобные обвинения являются провокацией. Люди распространяющие такую информацию стремятся якобы просто очернить репутацию патриарха. При этом Кирилл ни разу не подавал в суд на журналистов, которые предъявляли ему подобные обвинения. Одновременно с этим, патриарха критиковали и продолжают критиковать за роскошный образ жизни, который противоречит церковным канонам.

Весной 2018 г. разразился скандал в Болгарии. Владыка заявил, что глава этой страны, Румен Радев, намеренно занижает роль России в освобождении Болгарии от османского ига. В ответ болгарский премьер-министр сказал, что человек, некогда служивший в КГБ, не имеет права указывать кому-либо, что говорить и как поступать.

Согласно церковным канонам патриарх не вправе заводить семью. Вместо этого все внимание он должен уделять своей пастве, заботясь о ее благополучии. Помимо церковных дел и участии в благотворительности, Кирилл играет большую роль в политике государства. Он присутствует почти на всех крупных съездах, где высказывает позицию Церкви относительно дальнейшего развития России.

Одновременно с этим мужчина пишет книги на тему истории христианской церкви и православном единстве. Любопытно, что он является противником суррогатного материнства.

Патриарх Кирилл сегодня

Сейчас патриарх продолжает активно развивать РПЦ, участвуя в разных мероприятиях. Он часто ездит на различные соборы, посещает православные святыни и пропагандирует православие.

Не так давно Кирилл отрицательно высказался о предоставлении Украине автокефалии. Более того, он пообещал разорвать отношения с Вселенским патриархатом, если патриарх Варфоломей не изменит свое отношение относительно независимости украинской поместной Церкви.

Фото патриарха Кирилла Медведев, Путин и патриарх Кирилл

Кирилл, Светлана Медведева и патриарх Алексий 2

Патриарх Кирилл на встрече с Папой римским Если вам понравилась краткая биография Патриарха Кирилла – поделитесь ею в соцсетях.

Родился 19 января 1865 года в селе Клин Торопецкого уезда Псковской губернии, в благочестивой семье священника с патриархальным укладом.

В девять лет Василий поступает в Торопецкое духовное училище, а в 1878 году, по окончании, покидает родительский дом, чтобы продолжить образование в Псковской семинарии.

В 1892 году отца Тихона переводят инспектором в Холмскую духовную семинарию, где скоро он становится ректором в сане архимандрита.

Прихожане РПЦ, проживающие в США, до сих пор именуют его Апостолом Православия. В Америке он в течение семи лет мудро руководил паствой: преодолевая тысячи миль, посещал труднодоступные и отдаленные приходы, помогал обустраивать их духовную жизнь, возводил новые храмы, среди которых — величественный Свято-Никольский собор в Нью-Йорке. Его паства в Америке возросла до четырехсот тысяч: русские и сербы, греки и арабы, обращенные из униатства словаки и русины, коренные жители — креолы, индейцы, алеуты и эскимосы.

Возглавляя в течение семи лет древнюю Ярославскую кафедру, по возвращении из Америки святитель Тихон верхом на лошади, пешком или на лодке добирался в глухие села, посещал монастыри и уездные города, приводил церковную жизнь в состояние духовной сплоченности. С 1914 года по 1917 год он управляет Виленской и Литовской кафедрой.

В Первую мировую войну, когда немцы были уже под стенами Вильно, он вывозит в Москву мощи Виленских мучеников, другие святыни и, возвратившись в еще не занятые врагом земли, служит в переполненных храмах, обходит лазареты, благословляет и напутствует уходящие защищать Отечество войска.

Во время Поместного Собора Православной русской церкви 1917-18 годов, подготовка к которому шла несколько лет, было принято решение о реставрации патриаршества. На этом соборе Тихон был избрал Патриархом Московским и всея Руси, несмотря на то что набрал меньшинство голосов: лидера из тройки кандидатов решили выбирать путём вытягивания жребия. В Успенский собор принесли Владимирскую икону Божьей Матери, и старец Зосимовой пустыни Алексий, член Собора, вынул из ковчежца один из трех жребиев с именем кандидата - митрополита Тихона.

На долю его патриаршества выпало время принятия труднейших решений о судьбе Русской церкви. Бесконечно трудным было остаться верными Христу в совершенно новых для христианства условиях. Было почти невозможно во время жесточайшей конфронтации с властями не поддаться на соблазн служения большевикам. И все же благодаря Патриарху Тихону церковь осталась собой.

Святейший Патриарх Сергий, (в миру Иван Николаевич Страгородский) - двенадцатый глава Русской православной Церкви

Родился 11 января (по старому стилю) 1867 г, в городе Арзамасе Нижегородской губернии.

Дед и отец Ивана Николаевича были протоиереями в Арзамасе.

В январе 1890 года принял пострижение в монашество с именем Сергия (Валаамского). В июне 1890 года иеромонах Сергий Страгородский окончил Санкт-Петербургскую духовную академию со степенью кандидата богословия.

13 июня 1890 г. он был назначен в Японию членом православной духовной миссии, состоявшей под управлением епископа Николая.

В 1894 г. был назначен инспектором Московской духовной академии и в том же году - настоятелем русской посольской церкви в Афинах с возведением в сан архимандрита.

После ряда других церковных назначений 25 февраля 1901 года в Санкт-Петербурге в Троицком соборе Александро-Невской Лавры архимандрит Сергий хиротонисан во епископа Ямбургского.

В 1905 году епископ Ямбургский Сергий получил высокое назначение на кафедру архиепископа Финляндского. Опубликовал ряд богословских трудов.

Во время Собора 1917-1918 годов архиепископ Сергий возводится в сан митрополита и занимает последовательно архиерейские кафедры во Владимире, а потом в Нижнем Новгороде.

В 1925 года к митрополиту Сергию перешло управление Русскою Церковью.

8 сентября 1943 года митрополит Сергий Собором русских архиереев избран Патриархом Московским и всея Руси.

15 мая 1944 г. в 6 ч. 50 м. утра Святейший Патриарх Сергий скончался от кровоизлияния в мозг.

18 мая погребен в Никольском приделе того же собора.

Алексий I (в миру - Сергей Владимирович Симанский) - тринадцатый Святейший Патриарх Московский (2 февраля 1945 — 17 апреля 1970)

Родился 27 октября 1877 года в Москве, в православной семье дворянского рода.

В 1888 году поступил в первый гимназический класс Лазаревского института восточных языков, затем перешел в Николаевский лицей, который закончил с серебряной медалью. С 1896 года учился на юридическом факультете Московского университета, который окончил за три года. Затем находился на службе в гренадерском Самогитском полку. Осенью 1900 года поступил в Московскую духовную академию, а в феврале 1902 года, будучи студентом второго курса, принял монашество с именем Алексий.

В 1904 году закончил МДА и был назначен инспектором Псковской духовной семинарии, в сане архимандрита был ректором Тульской, а затем Новгородской семинарии; в 1913 году в Новгороде хиротонисан во епископа Тихвинского.

В январе 1921 года епископ Алексий патриаршим указом был переведен в Петроград с титулом викарного епископа Ямбургского и с пребыванием в Александро-Невской лавре.

В 1926 году епископ Алексий был назначен в Новгород с титулом архиепископа Хутынского и вскоре стал членом Синода и ближайшим помощником местоблюстителя патриаршего престола митрополита Сергия. В 1932 году он был возведен в сан митрополита, а в следующем - назначен на Ленинградскую кафедру.

В годы блокады Ленинграда вместе со своей паствой митрополит Алексий переживал страдания и лишения.

После кончины патриарха Сергия митрополит Алексий стал местоблюстителем Патриаршего Престола, а 2 февраля 1945 года Поместным Собором Русской православной церкви был единодушно избран Патриархом Московским и всея Руси.

При Святейшем патриархе Алексии I в послевоенные годы восстанавливаются разрушенные храмы, открываются духовные школы, открывается величайшая святыня земли Русской - Троице-Сергиева Лавра.

В годы первосвятительского служения Святейшего Патриарха Алексия I дарована автокефалия Православной церкви в Америке и автономия - Православной церкви в Японии.

По благословению Святейшего патриарха Алексия вышли в свет два издания Библии и Новый Завет на русском языке, ряд богослужебных книг и многие другие богословские, церковно-исторические издания.

Патриарх Алексий посетил братские Поместные православные церкви Эллады, Болгарии, Румынии, нанес визит примасу церкви Англии, принимал в Москве многочисленных гостей всего православного и инославного мира.

В эти годы положено начало контактам Русской церкви с Римско-Католической церковью. Установились активные связи с протестантским миром. В 1961 году Русская православная церковь вступила во Всемирный Совет Церквей.

За свою миротворческую деятельность патриарх Алексий I стяжал огромный авторитет в церковных кругах и среди всех людей доброй воли.

Святейший патриарх Алексий I скончался 17 апреля 1970 года. Погребен в храме Всех русских святых под Успенским собором Троице-Сергиевой Лавры.

Владыка Пимен (в миру - Сергей Михайлович Извеков) - четырнадцатый Патриарх Московский и всея Руси (2 июня 1971 — 3 мая 1990), церковный деятель, православный иерарх, первосвятительское служение которого совпало с периодом так называемого застоя и началом перестройки.

Родился 10 (23) июля 1910-го в Богородске (ныне Ногинск). Окончив в 1925-м среднюю школу, переехал в Москву, где принял монашеский постриг в Сретенском монастыре. В 1931-м сдал экзамены за курс духовной школы и был рукоположен в иеродиакона, а затем — в иеромонаха.

В 1930-е годы — регент Дорогомиловского Богоявленского собора, который был тогда кафедральным храмом Москвы. Призванный в армию во время войны, к концу ее священствовал в Благовещенском соборе Мурома. Нес служение в Одессе (Ильинский монастырь), Ростове (куда его перевели в сане игумена), Псково-Печерском монастыре, где внес большой вклад в реставрацию обители.

Архимандрит с 1950-го, переведен наместником в Троице-Сергиеву Лавру; там также уделял значительное внимание восстановлению храмов. Возведенный в епископский сан в 1957-м и в архиепископский сан в 1960-м, занимал Дмитровскую, Тульскую и Ленинградскую (митрополичью) кафедры. Митрополит Крутицкий и Коломенский (с 1963), избран патриархом Московским и всея Руси на Поместном соборе 1971.

В 1980-е годы Пимену суждено было открыть совершенно новую главу в отношениях церкви и государства.

На встрече патриарха и постоянных членов Священного Синода с Михаилом Горбачевым (1988) последний объявил о начале разработки закона о свободе совести, призванного вернуть церкви ее юридические и духовно-просветительские права.

Реальным началом новой главы стало вскоре торжественное празднование тысячелетия Крещения Руси, отмеченное при активном сотрудничестве светской власти. Рост числа приходов (1987), начало постепенного возвращения церкви ее святынь, причисление к лику святых патриарха Тихона (1989), открывшее процесс канонизации православных новомучеников и исповедников 20 века, — это вехи истории Русской православной церкви, равно как и вехи биографии Пимена-патриарха. В последние годы все более отходя от дел из-за тяжелой болезни, первосвятитель скончался 3 мая 1990 года.

Алексий II (Алексей Михайлович Ридигер; 10 июня 1990 (интронизация) — 5 декабря 2008)

Кирилл (Владимир Михайлович Гундяев; 1 февраля 2009 (интронизация)

Патриарха Кирилла не любят и в миру, и в церкви. Но не любят за разное.

Либеральные граждане не любят патриарха Кирилла и, в общем, это неудивительно. Удивительно, что внутри церкви патриарха не любят как раз консерваторы. То есть либерально настроенные священники тоже имеют к нему претензии, но предпочитают об этом не распространяться. А вот консервативные - не молчат



Гундяев принимает золотое яблоко из рук нью-йоркского раввина


Никодимовщина, как рак РПЦ, поедающий ее изнутри

Духовный учитель "патриарха" иудейского Кирилла

Митрополит Никодим (Ротов)

Оба они связаны с личностью выдвинувшегося тогда и набравшего большую силу в церковных верхах митрополита Ленинградского и Ладожского Никодима (Ротова).



Никодимовщина — рак РПЦ

Осуществилась давняя мечта никодимовцев, ими наконец-то заняты все ключевые посты в Русской Православной Церкви

В настоящее время никодимовцами заняты все ключевые посты в Русской Православной Церкви. Следовательно, мы получили духовное наследие никодимовской политики, которая имеет ярко выраженное экуменическое направление, размывающее основу Православия, которое так бережно хранили русские люди на протяжении веков. И сегодня такая соблазнительная экуменическая активность митрополита Никодима предлагается русскому православному народу в духовное наследие.

Напомним некоторые факты и моменты из жизни митр. Никодима (Ротова).


Владыки Кирилл (Гундяев), Никодим (Ротов), Филарет (Денисенко) и проф. А.И.Осипов

Уже в 1969 года заслугами митрополита Никодима постановлением Священного Синода РПЦ МП до таинств были допущены римские католики. Но вскоре это скандальное постановление отменили.


Нужно сказать, что с символичной смертью митрополита Никодима проповедуемая и усиленно насаждаемая им ересь экуменизма не перестала существовать в Русской Церкви, поскольку он успел оставить после себя плеяду своих учеников, которых в свое время сумел рукоположить в священный сан и поставить на руководящие должности. Сейчас дело Ротова продолжают: митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий (Поярков), экзарх Украинской Церкви митрополит Владимир (Сабодан), экзарх Белорусской Церкви митрополит Филарет (Вахромеев), митрополит Санкт-Петербургский Владимир (Котляров) и др.

Одним из ближайших и любимых учеников митрополита Никодима был тогда архиепископ Выборгский, а ныне Патриарх Московский и всея Руси Кирилл (Гундяев).

Делегация МП во главе с митр. Никодимом (Ротовым) на приеме у папы Павла VI в Ватикане, в составе делегации архим. Кирилл (Гундяев), являвшийся членом Центрального и Исполнительного комитетов ВСЦ, 3 июля 1975 г.



Митрополит-еврей Илларион - иудаизм готовит его на трон Кирилла

В настоящее время ученики Ротова занимают ведущие кафедры Русской Православной Церкви


Чиновники Путина против русского народа




правила св. Апостол

62. Если кто из клира, устрашась человека, иудея, или эллина, или еретика, отречется от имени Христова: да будет отвержен от церкви.


65. Если кто из клира или мирянин в синагогу иудейскую или еретическую войдет помолиться: да будет и от чина священного извергнут, и отлучен от общения церковного.


70. Если кто, епископ, или пресвитер, или диакон, или вообще из списка клира, постится с иудеями, или празднует с ними, или принимает от них дары праздников их, как то: опресноки или нечто подобное: да будет извержен. Если же мирянин, да будет отлучен

Читайте также: