Какие статистические данные характеризуют правонарушения

Обновлено: 25.06.2024

1. Общие положения
Методологические положения по статистике правонарушений содержат информацию о порядке организации и проведения нецентрализованного государственного статистического наблюдения в сфере правонарушений,
об источниках административных данных, используемых для формирования официальной статистической информации, основные понятия, термины и их определения, порядок расчета отдельных статистических показателей, распространения официальной статистической информации.

Предмет статистики. Статистика правонарушений – отрасль статистики, изучающая количественные и качественные явления и процессы, происходящие в сфере правонарушений.

Цели и задачи. Главной задачей статистики правонарушений является предоставление пользователям официальной статистической информации
о состоянии преступности, ее уровне, структуры и динамики, о лицах, совершивших преступление (по полу, возрасту, статусу занятости).

Методология формирования статистических показателей по статистике правонарушений разработана с учетом требований законодательных актов Республики Беларусь.

Преступлением признается совершенное виновно общественно опасное деяние (действие или бездействие), характеризующееся признаками, предусмотренными Уголовным кодексом, и запрещенное им под угрозой наказания.

Преступления и наказания классифицируются по видам в соответствии с Уголовным кодексом Республики Беларусь.


  • преступления против мира, безопасности человечества и военные преступления;

  • преступления против человека;

  • преступления против собственности и порядка осуществления экономической деятельности;

  • преступления против экологической безопасности и природной среды;

  • преступления против общественной безопасности и здоровья населения;

  • преступления против общественного порядка и общественной нравственности;

  • преступления против информационной безопасности;

  • преступления против государства и порядка осуществления власти и управления;

  • преступления против порядка исполнения воинской обязанности.

К преступлениям, не представляющим большой общественной опасности, относятся умышленные преступления и преступления, совершенные по неосторожности, за которые законом предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок не свыше двух лет или иное более мягкое наказание.

К менее тяжким преступлениям относятся умышленные преступления, за которые законом предусмотрено максимальное наказание в виде лишения свободы на срок не свыше шести лет, а также преступления, совершенные по неосторожности, за которые законом предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок свыше двух лет.

К тяжким преступлениям относятся умышленные преступления, за которые законом предусмотрено максимальное наказание в виде лишения свободы на срок не свыше двенадцати лет.

К особо тяжким преступлениям относятся умышленные преступления, за которые законом предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок свыше двенадцати лет, пожизненного заключения или смертной казни.

Преступление против человека – преступление против жизни и здоровья, половой неприкосновенности или половой свободы, уклада семейных отношений и интересов несовершеннолетних, личной свободы, чести и достоинства, конституционных прав и свобод человека и гражданина.

К числу преступлений против порядка осуществления экономической деятельности относятся: изготовление, хранение либо сбыт поддельных денег или ценных бумаг, нарушение правил о сделках с драгоценными металлами и (или) камнями, уклонение от уплаты сумм налогов, сборов, обман потребителей и т.д.

К преступлениям против собственности относятся: кражи, грабежи, разбой, мошенничество, хищение путем злоупотребления служебными полномочиями, присвоение либо растрата и т.д.

Под хищением понимается умышленное противоправное безвозмездное завладение чужим имуществом или правом на имущество с корыстной целью путем кражи, грабежа, разбоя, вымогательства, мошенничества, злоупотребления служебными полномочиями, присвоения, растраты или использования компьютерной техники. Значительным размером (ущербом в значительном размере) признается размер (ущерб) на сумму, в сорок и более раз превышающую размер базовой величины, установленный на день совершения преступления, крупным размером (ущербом в крупном размере) – в двести пятьдесят и более раз, особо крупным размером (ущербом в особо крупном размере) – в тысячу и более раз превышающую размер такой базовой величины.

Кража – тайное похищение имущества.

Грабеж – открытое похищение имущества.

Разбой – применение насилия, опасного для жизни или здоровья потерпевшего, либо угроза применения такого насилия с целью непосредственного завладения имуществом.

Мошенничество – завладение имуществом либо приобретение права на имущество путем обмана или злоупотребления доверием.

Под преступлениями, связанными с наркотиками, понимаются:


  • хищение наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров и аналогов;

  • незаконный оборот наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров и аналогов;

  • незаконное перемещение через Государственную границу Республики Беларусь наркотических средств, психотропных веществ либо их прекурсоров или аналогов;

  • потребление наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов в общественном месте либо появление в общественном месте или нахождение на работе в состоянии, вызванном потреблением наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ;

  • посев или выращивание запрещенных к возделыванию растений или грибов, содержащих наркотические средства или психотропные вещества;

  • нарушение правил обращения с наркотическими средствами, психотропными веществами, их прекурсорами и аналогами;

  • cклонение к потреблению наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов;

  • предоставление помещений, организация либо содержание притонов для изготовления, переработки и (или) потребления наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов или других одурманивающих веществ.

А также преступления, где предметом преступного посягательства являются наркотические средства, психотропные вещества, их прекурсоры и аналоги:


  • контрабанда;

  • подделка, изготовление, использование либо сбыт поддельных документов, штампов, печатей, бланков.

Преступность несовершеннолетних – совокупность преступлений, совершенных подростками в возрасте от 14 до 18 лет.


  • уголовное дело передано прокурору в соответствии со статьями 262, 454, пунктом 2 части 1 статьи 444 Уголовно-процессуального кодекса Республики Беларусь (далее – УПК);

  • производство по уголовному делу прекращено на основании
    пунктов 3 (при наличии лица, подлежащего привлечению в качестве обвиняемого), 4, 7 части 1 статьи 29, частей 1, 2 статьи 30 УПК;

  • отказано в возбуждении уголовного дела на основании пунктов 3
    (при установлении лица, совершившего преступление), 4, 7 части 1 статьи 29 УПК.

Наказание является принудительной мерой уголовно-правового воздействия, применяемой по приговору суда к лицу, осужденному за преступление, и заключающейся в предусмотренных законом лишении или ограничении прав и свобод осужденного.


  • общественные работы;

  • штраф;

  • лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью;

  • исправительные работы;

  • ограничение по военной службе;

  • арест;

  • ограничение свободы;

  • лишение свободы;

  • пожизненное заключение;

  • смертная казнь.

Осужденные – лица, в отношении которых судами вынесены обвинительные приговоры, вступившие в законную силу.

Судимым лицо считается со дня вступления в законную силу приговора суда вплоть до погашения или снятия судимости, если приговор не был отменен в установленном законом порядке.

Осужденные к лишению свободы отбывают наказание в учреждениях уголовно-исполнительной системы. Учреждениями уголовно-исполнительной системы являются исправительные колонии, воспитательные колонии, тюрьмы, лечебные исправительные учреждения.

К исправительным колониям относятся:


  • колонии-поселения – отбывают наказание осужденные за преступления, совершенные по неосторожности, к лишению свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии в условиях поселения;

  • колонии для лиц, впервые отбывающих наказание – отбывают наказание ранее не отбывавшие наказание в виде лишения свободы;

  • колонии для лиц, ранее отбывавших наказание – отбывают наказание ранее отбывавшие наказание в виде лишения свободы;

  • колонии особого режима – отбывают наказание осужденные мужчины при особо опасном рецидиве преступлений, а также осужденные, которым смертная казнь в порядке помилования заменена пожизненным заключением, осужденные к пожизненному заключению, осужденные, которым смертная казнь или пожизненное заключение заменены лишением свободы.

В воспитательных колониях отбывают наказание несовершеннолетние, осужденные к лишению свободы, а также осужденные, оставленные в воспитательных колониях после достижения ими восемнадцатилетнего возраста.

Потерпевшим признается физическое лицо, которому предусмотренным уголовным законом общественно опасным деянием причинен физический, имущественный или моральный вред и в отношении которого орган, ведущий уголовный процесс, вынес постановление (определение) о признании его потерпевшим.

Административным правонарушением признается противоправное виновное, а также характеризующееся иными признаками, предусмотренными Кодексом Республики Беларусь об административных правонарушениях деяние (действие или бездействие), за которое установлена административная ответственность.

Административная ответственность выражается в применении административного взыскания к физическому лицу, совершившему административное правонарушение, а также к юридическому лицу, признанному виновным и подлежащему административной ответственности в соответствии
с Кодексом Республики Беларусь об административных правонарушениях.

Безопасность дорожного движения – состояние дорожного движения, обеспечивающее минимальную вероятность возникновения опасности для движения и дорожно-транспортного происшествия.

Дорожно-транспортное происшествие, повлекшее гибель или ранение людей – происшествие, совершенное с участием хотя бы одного находившегося в движении механического транспортного средства, в результате чего погибли или ранены люди.

Погибшие в результате дорожно-транспортных происшествий – люди, скончавшиеся от полученных ранений на месте дорожно-транспортного происшествия или в течение 30 суток с момента происшествия при наличии документально подтвержденной причинно-следственной связи между наступлением смерти и дорожно-транспортным происшествием.

Раненые в результате дорожно-транспортных происшествий – люди, которые получили телесные повреждения при происшествии, вызвавшем потерю трудоспособности или необходимость госпитализации, либо назначение амбулаторного лечения после оказания первой медицинской помощи на срок
не менее одного дня. Назначение амбулаторного лечения в необходимых случаях подтверждается документами (справками) медицинских учреждений.

3. Государственное статистическое наблюдение
Официальная статистическая информация по статистике правонарушений формируется на основании административных данных, а также первичных статистических данных нецентрализованного государственного статистического наблюдения, уполномоченным органом на ведение которого является Верховный Суд Республики Беларусь.

Периодичность. Государственное статистическое наблюдение проводится с годовой периодичностью представления.

Основания для заполнения формы государственного статистического наблюдения. Форма нецентрализованного государственного статистического наблюдения заполняется на основании данных учетно-статистических карточек на гражданские дела и регистрационных журналов по делам о лишении родительских прав.

Порядок представления формы государственного статистического наблюдения. Нецентрализованную государственную статистическую отчетность представляют районные (городские суды), рассматривающие гражданские дела по первой инстанции областному (Минскому городскому) суду.

Областные (Минский городской) суды представляют агрегированные первичные статистические данные Верховному Суду Республики Беларусь.

Верховный Суд Республики Беларусь представляет официальную статистическую информацию Национальному статистическому комитету Республики Беларусь.

Контроль качества данных. Контроль качества официальной статистической информации, представляемой Верховным Судом Республики Беларусь по форме нецентрализованной государственной статистической отчетности, осуществляется Национальным статистическим комитетом Республики Беларусь визуально путем арифметического и логического контроля.

Проверка полноты, точности и достоверности осуществляется и в отношении административных данных.


  • республика, области (г. Минск), районы;

  • виды преступлений;

  • гендерный, возрастной и социальный состав лиц, совершивших преступления.


4. Методологические положения по формированию
и расчету статистических показателей
Статистические показатели по статистике правонарушений формируются путем агрегации первичных статистических данных по форме нецентрализованной государственной статистической отчетности
1-суды (Верховный Суд), административных данных Министерства внутренних дел Республики Беларусь и Верховного Суда Республики Беларусь.

Основным критерием оценки раскрываемости преступлений является процент раскрываемости. Целесообразно его рассчитывать отдельно по каждому виду преступлений.

Для анализа статистических показателей преступности используются административные данные органов внутренних дел, прокуратуры и судов

Состояние преступности можно изучать исходя из контингента лиц, совершивших преступления, что позволяет проанализировать социально-демографический состав преступников по полу, возрасту, социальной группе, образованию и т.д., а также по обстоятельствам совершения преступления. Соотношение удельных весов социально-демографических групп среди преступников и среди всего населения региона дает объективную численную оценку преступной активности различных социальных групп.

Преступная активность зависит от пола преступника, совершившего преступление. Преступная активность мужчин и женщин неодинакова. Половое различие проявляется также и по отдельным видам преступлений.

Преступная активность зависит не только от пола преступника, но

и от возрастного состава выявленных лиц, совершивших преступления. Для оценки возрастного состава лиц, совершивших преступления, используются коэффициенты преступной активности, удельные веса, абсолютные данные. Возраст преступников влияет на структуру преступности.

Одним из компонентов социальной характеристики лиц, совершивших преступления, является образование. Из числа выявленных лиц, совершивших преступления, и осужденных выделяются лица, имеющие общее среднее, профессионально-техническое, среднее специальное и высшее образование. Первичные статистические данные об образовательном уровне лиц, совершивших преступления, можно использовать в виде абсолютных показателей удельных весов и коэффициентов преступной активности.

Первичные статистические данные о лицах, совершивших преступления,
в разрезе социальных групп дают представление о степени распространенности преступности среди рабочих, служащих, учащихся, а также о том, какова преступная активность лиц, имеющих судимость и лиц, которые не работают и не учатся, структурных особенностях преступности среди различных социальных групп.

Преступления, совершенные группой лиц – показатель, характеризующий повышенную общественную опасность группы лиц, удельный вес которых определяется в общем числе лиц, совершивших преступления (осужденных), как по всем, так и по отдельным видам преступлений. Кроме того, приняв за 100 процентов число выявленных лиц, совершивших преступления в группе (осужденных за групповые преступления), можно определить структуру групповой преступности, а также выявить, какие виды преступлений чаще других совершаются группой лиц. Кроме того, используя вышеуказанные приемы, можно проанализировать административные данные о групповой преступности несовершеннолетних, а также провести сравнительный анализ изменений, происходящих в групповой преступности взрослых и несовершеннолетних. Сведения о групповой преступности среди взрослых можно получить путем вычитания данных о групповой преступности несовершеннолетних из общего числа лиц, совершивших преступления в группе.

При анализе следует выделять преступность организованных групп.

В перечне социально-опасных явлений, способствующих совершению преступления, важное место занимает алкоголизм и наркомания. Удельный вес лиц, совершивших преступления в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, определяется путем отношения их к общему числу лиц, совершивших преступления.

При изучении данных о лицах, совершивших преступления, используется статистический показатель, характеризующий рецидивную преступность. Рецидивом преступлений признается совершение умышленного преступления лицом, имеющим судимость за умышленное преступление.


  • при совершении лицом тяжкого преступления, если ранее оно не менее двух раз было осуждено и отбывало наказание в виде лишения свободы за особо тяжкие преступления;

  • при совершении лицом особо тяжкого преступления, если ранее оно было осуждено и отбывало наказание в виде лишения свободы за особо тяжкое преступление.

Уровень преступности на 100 000 человек населения рассчитывается по формуле:

где Уп – уровень преступности, случаев;

Сг – среднегодовая численность населения.

Уровень раскрываемости преступлений рассчитывается по формуле:

где Ур – уровень раскрываемости преступлений, %;

Чр – число раскрытых в отчетном периоде преступлений;

Чн – число нераскрытых в отчетном периоде преступлений.

Административно-правовая статистика занимается учетом административных правонарушений по их видам, причиненному ущербу, характеру административных взысканий, органам административной юрисдикции, административному судопроизводству.
В России общее число органов, обладающих административной юрисдикцией, велико, более тридцати пяти. К ним относятся органы внутренних дел, железнодорожного, воздушного, водного и городского транспорта; санитарного, технического, пожарного, охотничьего, экологического, пробирного, атомного, ветеринарного надзора; водо- и рыбоохраны, таможенного и пограничного контроля и т.д. Особое место в системе субъектов административной

Вложенные файлы: 1 файл

Контрольная работа.docx

Административно-правовая статистика занимается учетом административных правонарушений по их видам, причиненному ущербу, характеру административных взысканий, органам административной юрисдикции, административному судопроизводству.

В России общее число органов, обладающих административной юрисдикцией, велико, более тридцати пяти. К ним относятся органы внутренних дел, железнодорожного, воздушного, водного и городского транспорта; санитарного, технического, пожарного, охотничьего, экологического, пробирного, атомного, ветеринарного надзора; водо- и рыбоохраны, таможенного и пограничного контроля и т.д. Особое место в системе субъектов административной юрисдикции занимают суды, роль которых в последние годы интенсивно возрастает.

По своему характеру административно-правовая статистика может обслуживать, кроме административного, и другие отрасли права - экологического, хозяйственного, торгового, транспортного, воздушного, морского и т. д. В ней особо нуждается криминология, поскольку совершение административных правонарушений, как правило, является одной из ступеней к преступному поведению, анализ которых помогает решать многие криминологические задачи.

Административно-правовая статистика учитывает количественную сторону административных правоотношений по их видам и характеризует соответствующие мероприятия по борьбе с ними. Исходя из данного определения, можно выделить следующие объекты административно-правовой статистики:

1. административные правонарушения (проступки) - противоправные, виновные действия (бездействие) физического или юридического лица, за которые КоАП или закона субъектов Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность (ст.2.1 КоАП);

2. лица, совершившие административные правонарушения, достигшие к моменту его совершения шестнадцатилетнего возраста, если они были вменяемы и не действовали в состоянии крайней необходимости или необходимой обороны (ст. 2.2, 2.7, 2.8 КоАП);

3. меры административной ответственности - административные наказания, - применяемые за совершение административных правонарушений (ст. 3.1-3.9 КоАП).

4. административные споры.

5. судебные решения и их исполнение.

Полное предоставление об объекте статистического наблюдения можно получить используя такие понятия статистики, как единицы наблюдения (совокупности), отчетные единицы и единицы измерения.

Единица наблюдения - это неделимый составной элемент изучаемой совокупности, признаки которой регистрируются в процессе статистического наблюдения. Иными словами, единица наблюдения - это часть, элемент объекта изучения, носитель регистрируемых при наблюдении признаков. Единицей наблюдения может выступать человек, факт, предмет, процесс и т.д. Применительно к правовой статистике такими единицами выступают преступник, преступление, гражданское дело, истец, ответчик.

Отчетная единица - это источник, откуда поступает первичная статистическая информация о признаках, характеризующих единицы наблюдения. Например, в уголовно-правовой статистике такими источниками являются отделение полиции, городские (районные) органы внутренних дел, районная (межрайонная) прокуратура, районный суд, исправительная колония и т.д.

Единица измерения показывает, в каких величинах учитываются изучаемые статистикой социально-правовые явления.

Статистическая группировка - это процесс расчленения статистической совокупности на качественно однородные группы или объединения единичных случаев в качественно однородные группы по существенным для них признакам. Например, группировка административных правонарушений по видам, категориям тяжести, способам совершения, объекту посягательства (против личности, государства, в сфере экономики и т.д.) и т.п. Отбор существенных (группировочных) признаков определяется целями и задачами исследования. При этом правильный отбор таких признаков является очень важным моментом, поскольку применение различных приемов группировок при анализе одного и того же статистического материала может привести к совершенно противоположным выводам.

В административно - правовой статистике выделяют три основных вида группировок:

1) типологическая - предполагает расчленение совокупности изучаемых юридических значимых явлений (правонарушения, правонарушители др.) на отдельные качественные однородные совокупности (группы, типы) по важнейшим существенным качественным признакам с целью выявления и характеристики групп, однородных по существенным признакам.

Примерами типологической группировки в административно - правовой статистике могут служить группировки административных правонарушений по сферам деятельности (экономические, социальные и др.); группировка наказаний по видам (штраф, административный арест, административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства, административное приостановление деятельности и др.); распределения лиц, совершивших правонарушения, по полу (мужчины, женщин); привлечёния к административной ответственности (ранее привлечённые и не привлечённые) и т.д.

Некоторые типологические группировки переходят в классификации, имеющие устойчивый характер классов и групп, образованных на основе сходства и различия единиц изучаемого объекта.

Классификация выступает в роли своеобразного статистического стандарта, устанавливаемого на определенный промежуток времени в соответствии с положениями правовой науки и на основе установленных в законе правовых признаков.

2) структурная (или вариационная) - группировка, в которой типически однородные группы (выделенные с помощью типологической группировки) разделяются по количественным признакам на группы, характеризующие их структуру по какому-либо варьирующему признаку.

Анализ структурных группировок в административно - правовой статистике позволяет исследовать изменение структуры (структурные сдвиги) типически однородных групп правонарушений, правонарушителей и других правовых явлений. Например, с помощью структурных группировок изучают распределение правонарушителей по возрасту, числу привлечения к ответственности; распределение административных правонарушений по сферам и объектам посягательства, регионам и развитие этих явлений во времени.

3) аналитические (факторные) группировки позволяют исследовать взаимосвязи и зависимости (в том числе и скрытые) между изучаемыми правовыми явлениями и их признаками (факторами).

В статистике признаки, оказывающие воздействие на другие признаки, зависящие от них, называются факторными, а те, которые изменяются под воздействием факторных признаков - результативными.

Взаимосвязь проявляется в том, что под воздействием факторного признака (например, пьянства, безработицы и т.п.) изменяется значение результативного признака (правонарушений). В основе аналитической группировки лежит факторный признак, а каждая выделенная группа характеризуется значениями результативного признака.

С целью определения тесноты или силы связи между изучаемыми признаками (явлениями) в аналитических группировках используют методы математической статистики (например, корреляционно-регрессионный анализ).

В зависимости от задач анализа и степени сложности изучаемого явления применяемые группировки могут быть простыми, сложными, комбинационными, первичными и вторичными.

Простой называется группировка по одному признаку (например, распределение правонарушителей по возрастным группам).

Сложной называется группировка по двум или нескольким признакам.

Комбинационной называется группировка, если в основе группировки лежит несколько признаков, взятых в комбинации (иерархии). Группы, сформированные по одному признаку, делятся затем на подгруппы по второму и т.д. признаку. Если добавить подгруппы по полу в группировку правонарушителей по возрастным группам, то получится комбинационная группировка. Комбинационные группировки позволяют решать многие задачи: и выделения типов, и изучения структурных изменений, и выявления связей между исследуемыми признаками

Группировки, которые производятся на основе первичного статистического материала, относятся к первичным группировкам. Но иногда имеющиеся группировки не отвечают требованиям анализа, например, они могут быть несопоставимы из-за различного количества интервалов или различных границ интервалов. Приведение группировок к сопоставимому виду осуществляется на основе метода вторичных группировок.

Вторичная группировка представляет собой образование новых групп на основе ранее осуществленной группировки. Это осуществляется двумя способами: путем объединения (укрупнения) первоначальных интервалов и путем долевой перегруппировки.

Учету подлежат все дорожно-транспортные происшествия. Учет дорожно-транспортных происшествий осуществляется для изучения причин и условий их возникновения и принятия мер по устранению этих причин и условий.

Говоря об учете дорожно-транспортных происшествий необходимо сначала определить само понятие дорожно-транспортного происшествия. Так под дорожно-транспортным происшествием понимается событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, груз, сооружения;

Учет дорожно-транспортных происшествий осуществляется:

1) органами внутренних дел - производят учет дорожно-транспортных происшествий на территории обслуживания.

На каждое дорожно-транспортное происшествие, сведения о котором подлежат включению в государственную статистическую отчетность, заполняется карточка учета дорожно-транспортного происшествия. Главные государственные инспектора безопасности дорожного движения городов и районов (районов в городах) организуют сверку с медицинскими учреждениями сведений о погибших и раненых в дорожно-транспортных происшествиях, а также не реже одного раза в месяц предоставляют владельцам транспортных средств, государственным органам управления автомобильными дорогами, владельцам ведомственных и частных дорог возможность проведения сверки данных о дорожно-транспортных происшествиях.

2) владельцами транспортных средств - учитывают дорожно-транспортные происшествия с участием принадлежащих им транспортных средств независимо от места их совершения.

Владельцы транспортных средств обязаны немедленно сообщить в орган внутренних дел по месту своего нахождения о каждом дорожно-транспортном происшествии с участием принадлежащих им транспортных средств.

3)государственными органами управления автомобильными дорогами, владельцами ведомственных и частных дорог - учитывают дорожно-транспортные происшествия, совершенные на дорогах, находящихся в их ведении.

Государственные органы управления автомобильными дорогами, владельцы ведомственных и частных дорог обязаны немедленно сообщать в территориальный орган внутренних дел о каждом дорожно-транспортном происшествии, совершенном на дорогах, находящихся в их ведении.

Медицинские учреждения независимо от форм собственности учитывают сведения о раненых в дорожно-транспортных происшествиях, которые обратились или были доставлены для оказания медицинской помощи, а также о доставленных погибших в дорожно-транспортных происшествиях. Они обязаны представлять органам внутренних дел по их запросам справки о раненых, обратившихся или доставленных для оказания медицинской помощи.

В государственную статистическую отчетность по дорожно-транспортным происшествиям включаются сведения только о дорожно-транспортных происшествиях, в которых погибли или были ранены люди и не включаются сведения о дорожно-транспортных происшествиях, возникших:

1) во время проведения мероприятий по автомобильному или мотоциклетному спорту (соревнования, тренировки и т.п.), когда пострадали зрители, участники и персонал, обслуживающий спортивные мероприятия;

2) при выполнении транспортными средствами технологических производственных операций, не связанных с перевозкой людей или грузов (прокладка траншей, производство сельскохозяйственных работ, лесозаготовка, погрузочно-разгрузочные работы, установка мачт, опор и т.п.);

3) в результате стихийных бедствий;

4) вследствие нарушения правил техники безопасности и эксплуатации транспортных средств (запуск двигателя при включенной передаче, при сцепке - расцепке транспортных средств, механизмов, приспособлений и т.п.);

5) в связи с попыткой покончить жизнь самоубийством или действиями, совершенными в состоянии невменяемости;

6) в результате умышленных посягательств на жизнь и здоровье граждан или действий, направленных на причинение имущественного ущерба.

Государственная статистическая отчетность по дорожно- транспортным происшествиям ведется органами внутренних дел на основе учетных данных этих органов.

Форма государственной статистической отчетности по дорожно-транспортным происшествиям разрабатывается Министерством внутренних дел Российской Федерации и по согласованию с Министерством транспорта Российской Федерации утверждается Федеральной службой государственной статистики.


Согласно обнародованным данным за отчетный период в суды общей юрисдикции поступило свыше 3,5 млн дел об административных правонарушениях, что на 306 тыс. больше аналогичного показателя за прошлый период.

Судебный департамент при ВС РФ опубликовал отчет, в котором содержатся статистические показатели рассмотрения судами общей юрисдикции дел об административных правонарушениях за первое полугодие 2018 г.

Количество дел, поступивших на рассмотрение судов, выросло

Из отчета следует, что за первое полугодие на рассмотрение судов общей юрисдикции по первой инстанции поступили дела об административных правонарушениях в отношении 3 539 645 человек, а в отношении еще 137 814 человек дела оставались нерассмотренными с прошлого периода. Из них за первое полугодие суды рассмотрели дела в отношении 3 449 796 лиц.


Адвокат АП г. Москвы Александр Липатников добавил, что этот показатель неуклонно растет из года в год и говорит о постоянно увеличивающейся нагрузке на суды.


Также к административной ответственности было привлечено 132 837 юрлиц, 22 513 предпринимателей – соответственно, на 13,5% и 17,6% больше, чем годом ранее.

Число иных физических лиц, привлеченных к ответственности, почти не изменилось – 2 233 559 в первом полугодии 2018 г. против 2 243 394 в 2017 г.

Самые распространенные виды правонарушений

Как и в прошлом году, неуплата административного штрафа (ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ) остается лидером среди правонарушений, причем количество рассматриваемых нарушений по указанному составу продолжает расти.



Одним из важных признаков административной ответственности является ее неотвратимость. К сожалению, статистика по административным правонарушениям в виде неуплаты административного штрафа показывает, что положение неотвратимости не реализуется. За первое полугодие 2018 г. к административной ответственности за неуплату административного штрафа было привлечено 769 748 лиц.


За текущий отчетный период количественный показатель дел по правонарушениям в области финансов, налогов и сборов, страхования и рынка ценных бумаг в рамках гл. 15 КоАП РФ увеличился более чем в два раза в сравнении с прошлым периодом, что говорит о повышенном внимании государства в этой области. Также накал страстей наблюдался и вокруг выборов различных уровней: более чем в два раза увеличилось количество дел, связанных с нарушением избирательных прав (1307 за первые 6 месяцев 2018 г. против 632 за аналогичный период 2017 г.).

Правонарушения в сфере дорожного движения

Отдельно эксперты выделили дела о нарушении Правил дорожного движения. Всего в первом полугодии 2018 г. наказанию за такие правонарушения подверглись 441 213 человек, а за прошлый аналогичный период – 477 771 человек.

При этом существенно увеличилось количество дел по нарушениям, связанным с превышением установленной скорости движения, – почти в 2,3 раза.


В то же время заметно сократилось число лиц, привлеченных к ответственности за управление транспортным средством в состоянии опьянения.


Также сократилось количество административных правонарушений, связанных с выездом на встречную полосу.


Анализируя статистику административных правонарушений в области дорожного движения, Ольга Рогачева сделала вывод о том, что большое количество граждан привлекается к административной ответственности за управление транспортным средством в состоянии алкогольного опьянения.


Приведенная неутешительная статистика свидетельствует о необходимости постоянной работы служб, подразделений и должностных лиц ГИБДД по предупреждению и сокращению ДТП, привлечению нарушителей к административной ответственности посредством производства по делам об административных правонарушениях. Проблема снижения уровней аварийности, рисков и угроз безопасности дорожного движения поднималась и в Транспортной стратегии РФ на период до 2030 г., что свидетельствует о значимости мероприятий по сокращению ДТП, снижению уровня смертности и травматизма на дорогах.

Меры обеспечения стали применять реже

По сравнению с показателями предыдущего года за аналогичный отчетный период снизилось количество основных мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях, применяемых судами.


Административный штраф остается основной мерой наказания



Обжалование по делам об административных правонарушениях

Анализируя данные по пересмотру вступивших и не вступивших в силу судебных актов, вынесенных по итогам рассмотрения дел об административных правонарушениях, Ольга Рогачева отметила, что лишь около 58% решений судов первой инстанции по таким делам являются законными и обоснованными.

Рассмотрение жалоб и протестов на не вступившие в силу постановления и определения

1-е полугодие 2017 г. 1-е полугодие 2018 г.
Остаток неоконченных дел на начало года 48 485 44 998
Всего поступило за отчетный период 266 114
(по протестам – 7113; по жалобам – 259 001)
246 808
(по протестам – 6033; по жалобам – 240 775)
Оставлено без рассмотрения 63 987 55 993
Окончено дел за отчетный период 195 730 184 724
Всего рассмотрено дел по жалобам и протестам 195 730 184 724
Отменено с прекращением производства 44 331 41 300
Отменено с возвращением на новое рассмотрение 11 347 10 001
Отменено с направлением по подведомственности, подсудности 492 342
Всего отменено 56 170 51 643
Изменено 13 278 12 067

Управляющий партнер АБ Ольги Башковой Ольга Башкова отметила, что в сравнении с прошлым периодом количество рассмотренных жалоб и протестов на не вступившие в силу постановления и определения снизилось на 7% (19,3 тыс.).

Жалобы и протесты на не вступившие в силу решения

1-е полугодие 2017 г. 1-е полугодие 2018 г.
Остаток неоконченных дел на начало года 3081 3024
Всего поступило дел за отчетный период 35 368 34 889
Оставлено без рассмотрения 2783 2682
Оставлено без изменения 20 624 20 204
Решение изменено 262 365
Решение отменено без отмены постановления 1867 1656
Отменены решение и постановление с прекращением производства 2635 2599
Отменены решение и постановление с возвращением на новое рассмотрение 1863 2166
Отменены решение и постановление с направлением по подведомственности и подсудности 159 27
Иные результаты рассмотрения жалоб 2746 2492
Рассмотрено из числа оконченных жалоб (протестов) на определение (постановление) не по существу дела (в том числе промежуточное) 1675 1849
Остаток неоконченных жалоб 3935 3873


Незначительное снижение динамики обращений по обжалованию решений, не вступивших в законную силу, можно объяснить несколькими причинами: участники процесса соглашаются с выводами судов и считают принятые ими решения законными и обоснованными; у участников процесса, напротив, пропала всякая вера и надежда в справедливое рассмотрение дела; еще не конец года, и это предварительные данные, которые необходимо сравнивать с показателями по итогам года.

Жалобы на вступившие в силу постановления и решения

1-е полугодие 2017 г. 1-е полугодие 2018 г.
Остаток неоконченных производств (или жалоб) на начало года 6720 6837
Всего поступило жалоб и протестов за отчетный период 43 467 44 256
Возвращено, оставлено без рассмотрения 12 468 12 289
Окончено производств по делам, жалобам или протестам в отчетном периоде 29 958 30 852
по протесту прокурора 1423 1202
оставлены без изменения постановление и все решения по делу 24 544 17 364

Текст: Зинаида Павлова
Инфографика: Андрей Тронин

Читайте также: