Паспорт нового поколения что это такое

Обновлено: 28.06.2024

В 2022 году в России выдадут последние бумажные общегражданские паспорта. Им на смену придет электронный документ. Его первыми обладателями смогут стать жители Москвы, где внедрение нового формата паспорта в пилотном режиме начнется в июле следующего года.

В правительстве решили ускорить внедрение электронного паспорта гражданина Российской Федерации. К 2024 году россияне должны в полной мере использовать современную форму удостоверения личности, заявил премьер-министр Дмитрий Медведев в среду на совещании по внедрению электронного документа.

- Очевидно, что мы можем быстрее отказаться от использования бумажных паспортов, - считает глава кабинета министров. - Есть предложение сделать это на два года раньше, чем планировалось изначально, то есть где-то в 2023 году.

Оформление бумажных паспортов прекратят в 2022 году, сообщил вице-премьер Максим Акимов по итогам совещания. К этому времени количество пунктов выдачи нового образца документа доведут до 3 тысяч. За первыми электронными паспортами нужно будет обращаться в отделения МВД, постепенно в систему предполагается включить и сеть многофункциональных центров предоставлению госуслуг.


Пилотный проект стартует в Москве. "Мы начнем эту работу по поручению председателя правительства в июле следующего года", - сказал Акимов. Такое решение принято, потому что в столице цифровая инфраструктура развита больше, чем в других регионах, и в случае возникновения каких-либо вопросов, их будет достаточно легко решить с мэрией города.

Важно, что правительство не отказывается от использования привычных многим бумажных документов. "Обычный паспорт, естественно, будет действовать, - заверил Дмитрий Медведев. - Мы планируем постепенно переходить к новшеству только после необходимых приготовлений".

- У многих людей, тем более у людей в возрасте, есть некое недоверие к техническим новинкам такого рода, - подчеркнул премьер. - К этому надо относиться с вниманием и уважением. Нам надо позаботиться, чтобы переход для такой категории людей был комфортным и безболезненным.

Фото: Photoxpress

На совещании приняли принципиальное решение - все, кто имеют бумажные паспорта и не хотят их менять в силу каких-то причин, смогут ими пользоваться и дальше. Если документ выдан после 45 лет, когда по законодательству предусмотрен последний срок его замены, то бумажный "формат" можно будет оставить себе и дальше. Остальным гражданам электронный образец оформят в установленные сроки его замены: при достижении 20 и 45 лет. Все желающие также смогут заменить бумажное удостоверение личности на цифровое. "Никакого принуждения, никакой обязательности, никакой кампанейщины здесь не предусматривается, - заявил Максим Акимов. - Есть много людей, которым, наверное, не очень комфортно жить в этом электронном мире, есть люди, которые с рождения привыкают управляться с экраном, есть люди, которым это непривычно".

В электронное удостоверение личности включат многие документы, которые сейчас приходится хранить в разных формах. "В электронном паспорте должны быть все данные о человеке, его электронная подпись. Плюс он объединит в себе несколько документов, которые важны для любого лица, о чем тоже всегда была дискуссия, - сказал Дмитрий Медведев. - Я имею в виду и водительское удостоверение, и СНИЛС, можно и какие-то другие документы объединять".

Премьер-министр обратил внимание на важный момент - безопасность. "Если мы переводим в "цифру" все наши персональные данные, мы обязаны позаботиться о том, чтобы они были самым надежным образом защищены от взлома и манипуляций", - заметил он.

Электронный паспорт будет в двух видах. Как и во многих странах мира, "основным" документом станет пластиковая карточка с чипом. По форме она напоминает современные водительские права. Документ можно носить с собой, как привычный бумажный паспорт. Срок его действия - 10 лет.

Фото: iStock

Максим Акимов продемонстрировал образец электронного удостоверения с фотографией и нанесенной информацией, которая не меняется в течение жизни человека. Это фамилия, имя и отчество, дата и место рождения, личная подпись, номер паспорта, дата выдачи и срок окончания действия. На чипе будут записаны остальные данные. "Это крайне защищенный документ с голографическим изображением, с криптографией российской, с QR-кодом, - объяснил он. - Подделка документа будет стоить несоизмеримо дороже и безопасность будет на порядок выше, чем в сфере обращения бумажных паспортов".

Новое удостоверение личности при его утере можно заблокировать за считанные минуты. Для этого, пояснил зампред правительства, достаточно позвонить в МВД или многофункциональный центр. Если же кто-то найдет документ, то он просто не сможет им воспользоваться. При обращении к базам данных будет отображаться информация о блокировке карты. "Поэтому я бы на месте мошенников не рискнул этого делать", - подчеркнул Акимов.

Для продвинутых граждан предполагается ввести дополнительную опцию - паспорт в формате мобильного приложения на смартфоне. Это также реализовано в некоторых странах мира. В этом случае безопасность тоже обещают обеспечить на должном уровне. Мобильное приложение "Мой паспорт", заявил вице-премьер Акимов, нельзя взломать, изменить или подделать независимо от мобильной платформы телефона.

С помощью приложения - через электронную подпись - можно будет совершать множество различных операций. "Например, для предъявления в аэропорту, на железнодорожном вокзале в билетной кассе. Не надо будет все время носить в кармане этот легкий документ. Нужно будет предъявить мобильное приложение", - обрисовал перспективы заместитель председателя правительства.

Вся технические аспекты для внедрения электронного паспорта проработаны. Иностранные компоненты не будут использоваться ни в криптоалгоритме, ни с точки зрения программного обеспечения, ни при производстве чипа, подчеркнул Акимов.

Биометрический загранпаспорт действителен в течение 10 лет. Паспорт нового поколения обладает большей степенью защиты и содержит микросхему – электронный чип с информацией о владельце. Особенности процедуры оформления загранпаспорта и заполнения заявления. Сканирование отпечатков пальцев.

Загранпаспорт с электронным носителем информации называют биометрическим документом. Связано это с тем, что в документах нового поколения установлен электронный микрочип с информацией об их владельцах, в том числе отпечатками пальцев.

Нормативная база

Законом о порядке выезда из РФ и въезда в РФ предусмотрено получение гражданами России паспорта с электронным носителем информации.

Срок действия электронного документа – десять лет (ч. 2 ст. 10 Закона № 114-ФЗ).

Порядок оформления и получения паспорта нового поколения регламентирован и производится в соответствии с Приказом МВД России № 889 от 27.11.2017.

Биометрический параметр – сканирование папиллярных узоров пальцев введён с 01.01.2015 Законом № 374-ФЗ от 21.12.2013.

Отличие биометрического паспорта от обычного

Таблица 1. Чем отличается биометрический загранпаспорт от обычного загранпаспорта

Стандартный образец Документ нового поколения
Госпошлина для взрослых – 2 000 руб., для детей – 1 000 руб. Госпошлина для взрослых – 3 500 руб., для детей – 1 500 руб.
Вписывается информация о детях. Информация о детях не вписывается.
Объём – 36 страниц. Объём – 46 страниц.
Дактилоскопия не требуется. С 12 лет сканируются отпечатки пальцев.
Присутствие несовершеннолетнего до 14 лет необязательно. Обязательно присутствие ребенка, достигшего 12 лет.
Срок действия – 5 лет. Срок действия – 10 лет.
Фото вклеивается. Фото наносится с помощью лазерной технологии.

Необходимые документы

Для оформления загранпаспорта нового поколения совершеннолетнему заявителю необходимо представить следующие документы:

  • заполненное заявление установленной формы;
  • паспорт гражданина РФ;
  • разрешение (справка) на выезд за пределы РФ для военнослужащих;
  • военный билет (представляется военнообязанными лицами в возрасте от 18 до 2 лет);
  • действующий загранпаспорт (при его наличии);
  • заявление об изменении фамилии в произвольной форме с указанием причины (в случае оформления нового паспорта в связи с заключением (расторжением) брака или переменой имени) с приложением соответствующего свидетельства;
  • заявление о потере загранпаспорта и признании его недействительным (в случае потери документа);
  • фотография заявителя (прикрепляется к электронному заявлению в случае подачи заявления через портал госуслуг);
  • квитанция об оплате госпошлины.

Порядок получения биометрического загранпаспорта

Куда обращаться

Заявление о выдаче загранпаспорта нового поколения можно подать:

Стоимость

В настоящее время стоимость оформления загранпаспорта нового поколения составляет 3 500 руб. ‒ для взрослых и 1 500 руб. ‒ для детей.

С 04.08.2018 госпошлина составит 5 000 руб. ‒ для взрослых и 2 500 руб. ‒ для детей. Увеличение размера госпошлины установлено Законом от 3 июля 2018 года № 180-ФЗ.

Квитанция об оплате госпошлины может быть заполнена в банке или на сайте ГУВМ МВД.

Заполнение квитанции онлайн происходит в несколько этапов:

Обратите внимание! Жители г. Калининград и Калининградской области с постоянной пропиской освобождены от уплаты госпошлины!

Заявление о выдаче загранпаспорта

В целях своевременного получения биометрического загранпаспорта гражданину РФ необходимо верно и полно заполнить заявление.

Заявление заполняется собственноручно от руки печатными буквами или с помощью электронных средств (на компьютере). Опечатки, исправления, сокращения не допускаются.

Заявление распечатывается на одном листе с двух сторон, заявление на двух листах не принимается.

При заполнении заявления необходимо учитывать:

  • в пунктах 1-10 указываются сведения о заявителе (фамилию, имя и отчество, пол, дата и место рождения, прежние ФИО, адрес регистрации и фактического пребывания, номер телефон и электронная почта, паспортные данные);
  • в пункте 11 указывается цель получения паспорта;
  • пункт 12 заявления заполняется в случае наличия обстоятельств, ограничивающих право заявителя на выезд за пределы РФ;
  • при наличии действующего загранпаспорта необходимо заполнить пункт 13 заявления;
  • в пункте 14 указываются сведения о трудовой деятельности за последние десять лет (наименование организации и занимаемая должность, месяц и год поступления и увольнения);
  • пункт 15 заполняется только при получении паспорта старого образца (информация о детях для внесения в документ);
  • в случае подачи заявления от имени недееспособного лица необходимо заполнить пункт 16.

Важно! При изменении фамилии, имени и отчества более 1 раза заполняется приложение к заявлению!

Заявление установленной формы от имени несовершеннолетнего до 14 лет заполняется его законным представителем.

В заявлении указываются персональные сведения о ребёнке (ФИО, пол, дата и место рождения, адрес регистрации и фактического проживания, данные свидетельства о рождении) и персональные данные законного представителя.

Обратите внимание! Подпись заявителя и законного представителя ставится в заявлении только в присутствии сотрудника!

Преимущества загранпаспорта нового образца

Одним из главных преимуществ биометрического загранпаспорта является срок его действия – 10 лет.

Документ нового поколения более надежен в эксплуатации. Пластиковая страница, содержащая информацию о владельце паспорта, менее подвержена механическому воздействию, её невозможно помять или залить жидкостью.

Рис. 4. Пластиковая страница загранпаспорта

Рис. 4. Пластиковая страница загранпаспорта

Встроенный в паспорт электронный чип позволяет сократить время прохождения пограничного контроля во многих странах. При проведении паспорта через специальное устройство вся информация о владельце документа, записанная на электронную микросхему, отображается на экране сотрудника пограничного контроля.

Объем страниц загранпаспорта позволяет часто путешествующим гражданам долго не менять документ, проставлять большее количество штампов о пересечении границы (в том числе при посещении безвизовых стран) и получать новые визы (одна виза занимает целую страницу).

Подделка документа практически невозможна, поскольку чип обладает высокой защитой, а паспорт печатается на бланке Госзнака.

Срок действия

Биометрический паспорт является действительным в течение 10 лет.

При этом документ может быть признан недействительным в следующих случаях:

  • в результате смены фамилии или имени владельца;
  • при потере;
  • при утрате.

При наступлении названных ситуаций, во избежание недоразумений и в целях своевременности выезда за пределы РФ следует получить новый загранпаспорт.

Процедура оформления загранпаспорта

Оформление документа нового поколения происходит в несколько этапов:

  1. Сбор и подготовка необходимых документов в зависимости от возраста будущего владельца загранпаспорта.
  2. Заполнение заявления в соответствии с требованиями административного регламента.
  3. Оплата государственной пошлины.
  4. Подача заявления и необходимых документов в ГУВМ МВД, МФЦ или онлайн через портал госуслуг.
  5. Явка в территориальный орган ГУВМ МВД для сканирования отпечатков пальцев и цифрового фотографирования.
  6. Отслеживание готовности загранпаспорта онлайн (через сайт ГУВМ МВД или Госуслуги).
  7. Получение документов через месяц (в течение 3-х месяцев, если имеет или имел сведения о допуске к особо секретным сведениям и государственной тайне, 4-х месяцев, если заявление подавалось не по месту регистрации).

Сканирование отпечатков пальцев

С 2015 года обязательным условием оформления загранпаспорта с электронным носителем информации является сканирование папиллярных узоров пальцев.

Отпечатки пальцев снимают для защиты загранпаспортов. Кроме того, отпечатки пальцев относятся к биологическим особенностям человек и являются биометрическими данными.

Сканирование отпечатков пальцев осуществляется в день подачи заявления при личном обращении в территориальный орган ГУВМ МВД или в течение 15 дней при подаче заявления онлайн.

Специальным устройством производится сканирование указательных пальцев обеих рук. В случае нечёткого или смазанного изображения процедура сканирования повторяется.

В 2018 году дактилосканерами оснащены все Управления по вопросам миграции субъектов Российской Федерации.

В том случае, если невозможно отсканировать папиллярные узоры указательных пальцев в связи с травмой, порезом, ожогом и т.д., то сканируются отпечатки других пальцев рук.

Отсканированная информация об отпечатках сразу заносится на микросхему – электронный чип ‒ в виде определённого цифрового кода.

Обратите внимание! Отказ от процедуры сканирования папиллярных узоров пальцев является основанием для отказа в оформлении биометрического загранпаспорта.

С 2009 года россияне имеют возможность получить биометрический загранпаспорт. Однако далеко не все ею пользуются. Подробнее о том, в чем документ нового поколения выигрывает у старого, кто и где может его получить, а также – сколько это стоит, читайте далее.

Загранпаспорт нового образца

Загранпаспорт нового образца картинка

Вопросами, которые связаны с внедрением таможенных и иммиграционных регламентов, занимается международная организация ICAO (International Civil Aiation Organization), учрежденная Чикагской конвенцией 1944-го года. Именно она разрабатывает требования к паспортно-визовым документам, которым должны соответствовать заграничные паспорта, выдаваемые гражданам во всех странах мира. Естественно, с годами требования меняются, устанавливаются сроки замены документов, в связи с чем возникает необходимость получить новый загранпаспорт.

Что такое биометрический загранпаспорт?

Выдача паспортов с чипом, содержащим биометрические данные человека, стала закономерной реакцией на террористическую атаку в 2001 году. Уже в следующем, 2002 году, более 200 государств подписало Новоорлеанское соглашение. Россия начала воплощать его положения в экспериментальном режиме 2009 году, а уже в 2010 – получить такой паспорт мог каждый гражданин РФ.

При отсутствии указательных пальцев – берутся отпечатки мизинцев, безымянных или средних пальцев.

Радужная оболочка глаза и температурная карта лица не отражены в микросхеме российского загранпаспорта.

Процедура сканирования биометрических данных занимает всего одну минуту и проходит в комфортных условиях: никаких грязных рук после чернил как после привычной дактилоскопии – узор пальцев фиксируется сканером.

Особенности загранпаспорта нового поколения

От загранпаспорта старого поколения биометрический документ отличается следующими моментами:

  • 1 Внешним видом. На обложке есть пометка с чипом, которая отсутствует на обычном паспорте.
  • 2 Количеством страниц. В обновленном формате 46 страниц, а в обычном – 36.
  • 3 Повышенной степенью защиты данных. Даже если Вы потеряете паспорт – им не смогут воспользоваться мошенники.
  • 4 Быстрым прохождением паспортного контроля. В случае, если Ваша внешность сильно изменилась, Вам не придется менять паспорт из-за отсутствия сходства с фото в паспорте. Документ содержит индивидуальные данные, которые подтвердят личность.
  • 5 Сроком действия. Он остается действительным на протяжении 10 лет с момента изготовления. Загранка без чипа действует 5 лет.

Биометрический загранпаспорт может содержать биометрические данные только одного человека, поэтому вписать ребенка в него нельзя. Для малыша придется сделать отдельный документ

Биометрический загранпаспорт может содержать биометрические данные только одного человека, поэтому вписать ребенка в него нельзя. Для малыша придется сделать отдельный документ.

Также нельзя сделать фото предварительно до подачи документов и принести их с собой. Фото делают сотрудники МФЦ или миграционного отделения ГУМВД при помощи специальной аппаратуры.

Стоимость

Цена новой загранки существенно выше, чем образца прошлого поколения. Это обуславливается сложными технологическими процессами, которые задействуются при изготовлении бланков со встроенной микросхемой. Их печать осуществляется они в централизованном порядке на фабрике Госзнака.

Госпошлина за изготовление биометрического загранпаспорта составляет:

  • 5000 р – для взрослых (от 14 лет);
  • 2500 – для детей.

Это установленные Налоговым Кодексом РФ размеры, которые являются едиными для всех. Однако есть законный способ заплатить меньше – это произвести оплату через сайт Госуслуги.

Сколько нужно платить В банке, сберкассе и пр. способы На сайте Госуслуги
Взрослым 5000 руб. 3500 руб.
Детям (младше 14 лет) 2500 руб. 1750 руб.

Документы

Набор документов для подачи на получение биометрики зависит от возраста заявителя, объема его дееспособности, а также рода деятельности.

Для совершеннолетних

В соответствие с п.37.1 Приказа МВД России от 27.11.2017 N 889, кому исполнилось на момент получения паспорта 18 лет, необходимо предоставить:

Военнослужащие также должны предоставить разрешение от командного состава на изготовление паспорта, а лица, которые работали по долгу службы с гостайной, соответствующую справку.

Несмотря на то, что во многих источниках указано будто бы квитанция об уплате государственной пошлины также является обязательной в перечне документов, это не так. В Документе 1 квитанция не упоминается. Это означает, что ее предоставление осуществляется исключительно по инициативе заявителя, а не по требованию специалиста.

При этом если даже военнообязанное лицо не может в момент подачи подать военный билет, специалист не может отказать в принятии заявления. В этом случае он должен самостоятельно обратиться в военный комиссариат с запросом.

Для несовершеннолетних

Набор документов будет отличаться с учетом возраста ребенка:

  • свидетельство о рождении или паспорт (тем, кому старше 14 лет);
  • паспорт родителя или опекуна;
  • документы из органов попечительства и опеки (если ребенок приемный);

Квитанцию по госпошлине сохраните, но если вдруг этого сделать не получилось, получить паспорт на ребенка можно даже и без документального подтверждения оплаты (при условии фактической оплаты).

Сроки изготовления

Сроки оформления биометрики что в органах МВД, что в МФЦ одинаковые. Они составляют:

  • 1 месяц – по месту прописки;
  • 3 месяца – по месту проживания;
  • 3 месяца – при работе с гостайной.

При этом выше указаны максимальные сроки ожидания. Вполне вероятно, что паспорт будет готов через 2-3 недели. Ожидайте – Вам придет уведомление на телефон или на почту о готовности документа.

Лица, которые могут получить биометрический паспорт

Право получить биометрический загранпаспорт имеют граждане РФ без каких-либо возрастных ограничений. То есть де-факто его можно получить с момента рождения, а вот де-юре – с момента оформления документов на ребенка, поскольку без них инициировать процедуру получения загранки невозможно.

Лица, имеющие РВП или ВНЖ на территории РФ, не могут оформить себе ни один из видов российских загранпаспортов. Чтобы получить документ для выезда заграницу, им необходимо обратиться в посольство или консульство своей страны, размещенное на территории РФ, или территориальные органы, находящиеся в пределах государства их гражданства.

Можно ли продлить срок действия биометрического паспорта?

Нет. В качестве отдельной данная услуга не предусмотрена. Тем не менее, таким запросом часто интересуются люди в следующих ситуациях:

  • Смена фамилии. В это случае прежде, чем заниматься переоформлением загранки, необходимо изменить фамилию в основном паспорте и ИНН.
  • Плохое состояние. Если Ваш документ поврежден или пришел в негодность по другой причине, то он автоматически признается недействительным. Оставшийся срок действия ни на что не влияет – его невозможно восстановить в отношении вновь выданного паспорта. В этом случае заявитель получает абсолютно новый документ с другими серией и номером.
  • Потеря. Данные утерянного загранпаспорта не восстанавливаются – действие старой загранки останавливается, а вместо нее оформляется новый документ.
  • Изменение внешности. Вклеить новую фотку в биометрику нельзя. Если внешность лица изменилась так, что его сложно узнать, придется оформлять новую загранку.

В действительно процедура продления загранпаспорта – ничто иное как оформление нового документа.

Можно ли будет оформить биометрическую загранку в МФЦ
в 2021 году?

Функция оформления и выдачи биометрики для МФЦ делегированная, поскольку ею наделены исключительно органы УМВД. В связи с этим накануне нового года постоянно возникает вопрос, останется ли данные полномочия у многофункциональных центров.

До декабря 2021 года продлены оформление и выдача в МФЦ загранпаспортов с электронным носителем информации сотрудниками МВД России.

Не так давно граждане России столкнулись с выбором, какой же загранпаспорт оформить. Ведь совершенно недавно (а именно в 2009 году) появились новые, так называемые биометрические паспорта, которые стали более популярными и востребованными среди резидентов РФ.

Дактилоскопия

Но, несмотря на то что многие знают о существовании подобного проездного документа, большинство подданных страны даже не знают, как они выглядят и чем отличаются от паспортов старого образца.

Зачем потребовался выпуск биометрических паспортов

Как известно, проблема фальсификации документов распространена не только в пределах РФ, но и в целом мире. Поэтому после событий в 2001 году в Соединённых Штатах Америки (террористическая акция) правительство США предложило усилить контроль безопасности.

В 2002 году было подписано Новоорлеанское Соглашение, которое регламентировало, что распознавание человека по лицу (то есть по фото в паспорте) не может являться единственным идентификатором личности при прохождении таможенного контроля. Именно поэтому было принято решение совместить несколько идентификаторов личности (фото и отпечатки пальцев).

Преимущества и недостатки биометрического документа

Биометрический загранпаспорт

  1. На пунктах таможенного контроля присутствуют специальные сканеры, которые в быстро считывают информацию с чипа. Поэтому прохождение паспортного контроля осуществляется в два раза быстрее.
  2. Распознать информацию с электронного чипа можно лишь с расстояния, которое не превышает 10 см. Это говорит о повышенной степени защиты информации.
  3. Паспорт с микросхемой сложнее подделать.
  • Ребёнку крайне нежелательно оформлять подобный документ. Во-первых, его стоимость гораздо дороже. А во-вторых, его всё равно придётся менять независимо от срока его действия в связи с изменениями во внешности.
  • Оформление данного документа возможно лишь при личном присутствии заявителя, даже если паспорт делается на грудного ребёнка.
  • Приносить свои фото на документ запрещается. Снимки делаются в особом формате в специальной кабине.
  • Микросхему очень легко повредить. Достаточно сложить документ не так. Поэтому риск повреждения паспорта очень велик.
  • Отсутствие возможности вписать детей.

Основные отличия

Биометрический паспорт является проездным документом, который используется для пересечения границ иностранных государств. Это тот же загранпаспорт, только несколько модифицированный и усовершенствованный новыми технологиями. Для создания подобного документа используется RFID-технология.

Это радиочастотная идентификация. На сегодняшний день данная технология идентификации личности очень популярна.

В биометрическом паспорте присутствует RFID-чип, на котором записана основная информация о владельце проездного документа.

Биометрический загранпаспорт

Данный чип относится к пассивному виду, так как не имеет собственного питания и обладает весьма малым радиусом действия. Считать информацию с чипа может лишь специальный сканер. Благодаря этому биометрические паспорта отличаются повышенным уровнем защиты.

По внешнему виду паспорта нового и старого образца не отличаются. Они одинакового размера и цвета. Но на обложке проездного документа с чипом стоит отметка о наличии идентификатора. Внутри документы немного отличаются.

  1. Наличие пластиковой карты, на которой непосредственно и закрепляется микросхема. Напомним, что в проездных документах старого образца данная страница была не пластиковой, а ламинированной.
  2. Количество страниц – 46.
  3. В паспорта нового образца не вписываются дети. Детям необходимо делать отдельный проездной документ.
  4. Титульная страница нового документа толще за счёт использования поликарбоната для её изготовления.
  5. Стоимость. Цена за оформление паспорта нового образца – 5000 рублей. В то время как проездной документ старого образца можно сделать всего за 2 тысячи рублей.

Какие данные хранятся на чипе

Стандарты новых проездных документов со встроенным чипом были установлены Международной Организацией Гражданской Авиации. Но данная организация не уточнила, какие же данные являются обязательными для внесения на чип. Поэтому каждая страна предпочитает вносить свои коррективы в установленные стандарты.

Например, в биометрическом паспорте гражданина Соединённых Штатов Америки на чипе не сохраняется информация о владельце документа. Взамен этого на чипе записана ссылка на электронный ресурс правительственного сектора, перейдя по которому можно узнать всю необходимую информацию о владельце проездного документа.

В Европе же распространено записывать данные прямо на чип. Зачастую основной информацией, которая вносится на электронный носитель, является:

  1. Личные данные.
  2. Дата рождения.
  3. Биометрические данные (отпечатки пальцев).
  4. Фотография.

К фото предъявляются особые требования:

  1. 2D-формат.
  2. Фото должно быть цветным.
  3. На снимке недопустимы очки и головные уборы.

Фото на загранпаспорт

Чип в российском загранпаспорте нового поколения содержит данные с первой страницы документа, название органа, который осуществлял выдачу отпечатки пальцев и фото.

Данные на чипе защищаются технологией контроля доступа ВАС. Технология отличается тем, что прочитать данные можно лишь после введения номера паспорта и срока его годности. Это повышает конфиденциальность информации.

Напомним, что раньше дактилоскопия не являлась обязательным условием для получения проездного документа. Но на сегодняшний день все желающие стать обладателями биометрического паспорта должны проходить процедуру снятия отпечатков пальцев.

Процедура дактилоскопии

Ранее организацией ICAO предлагалась идея о внесении на чип информации относительно радужной оболочки глаз. Но ни одна из стран не поддержала подобную идею.

Загранпаспорт и Шенгенская зона

На сегодняшний день понятия биометрического паспорта и шенгена взаимосвязаны. Сообщество Европейского Союза более лояльно относится к владельцам биометрических загранпаспортов. Наличие данного паспорта упрощает получение шенгенской визы.

Стоит помнить, что всё равно придётся сдавать биометрические данные для получения шенгенской визы. Сдача отпечатков пальцев необходима даже в том случае, если гражданин РФ сдавал их при оформлении проездного документа.

Процедура дактилоскопии

Как оформить

Для оформления загранпаспорта нового типа необходимо посетить территориальное подразделение ГУВМ МВД, заполнить заявление на выдачу биометрического паспорта и принести необходимый пакет документации. После заполнения заявления и подачи всех бумаг придётся ждать минимум 30 дней.

Но за такой срок могут оформить паспорта лишь тем, кто обратился в территориальное подразделение ГУВМ по месту регистрации. Получить загранпаспорт можно и без регистрации.

С конца 2018 года появилась возможность обратиться с заявлением на выдачу биопаспорта в ближайший МФЦ.

Граждане, подавшие документы не по месту прописки, вынуждены будут ждать оформления от 3 до 4 месяцев.

Оформление загранпаспорта

В ряде случаев доступно срочное оформление загранпаспорта – в течение 3 дней. Исключениями обычно служат подобные ситуации:

  1. Смерть родственника за границей.
  2. Болезнь родственника. Но в этом случае потребуется доказать, что родственник нуждается в уходе со стороны заявителя.
  3. Срочное лечение за пределами РФ заявителя в связи с тяжёлой формой заболевания.

Требуемые бумаги

Для оформления паспорта необходимо подготовить следующие бумаги:

  1. Заполненное заявление на русском языке в двух экземплярах.
  2. Оригинал и ксерокопию документа, который удостоверяет личность резидента РФ.
  3. Трудовая книжка (пенсионное удостоверение).
  4. Военный билет или справка из комиссариата (необходима лишь представителям мужского пола призывного возраста).

Справка из военкомата

Образец справки из военкомата

Заключение

Сегодня биометрические паспорта приобрели невероятную популярность. Согласно проводимому социальному опросу, 70% граждан РФ отдали предпочтение именно паспортам нового образца. В 2022 году доля новых паспортов достигла отметки в 75% от общего количества заграничных паспортов граждан РФ.


Ключевые отличия электронного паспорта гражданина РФ

Важно! Следует иметь ввиду, что:

  • Каждый случай уникален и индивидуален.
  • Тщательное изучение вопроса не всегда гарантирует положительный исход дела. Он зависит от множества факторов.

Чтобы получить максимально подробную консультацию по своему вопросу, вам достаточно выбрать любой из предложенных вариантов:

Основной отличительный признак электронного или биометрического паспорта от обычного удостоверения личности – наличие микрочипа, на котором фиксируется персональная информация о держателе вплоть до отпечатков пальцев, рисунка радужной оболочки и медицинских данных. Дополнительно стоит отметить:

  • повышенную прочность за счет использования при производстве пластика, что позволяет сохранить столь важный документ в приличном состоянии даже при критических климатических условиях;
  • высокий уровень защиты данных – микрочип обеспечен многочисленными инструментами, которые препятствуют подделкам или использованию в мошеннических целях;
  • процедура получения упрощена;
  • сама форма значительно удобнее для эксплуатации, чем используемая сейчас книжка.

Внешние отличия

Паспорт нового поколения в визуальном рассмотрении представляет собой пластиковую карту с указанием ключевой информации на обеих сторонах документа, а именно:

  • ФИО;
  • три фотографии;
  • дата рождения и половая принадлежность;
  • ИНН;
  • СНИЛС;
  • изображение отпечатков пальцев.

На данный момент визуализация электронного паспорта осуществляется за счет вышеуказанных позиций. Но нужно учитывать, что при повсеместном введении удостоверения личности могут быть утверждены новые положения.

Порядок оформления паспорта нового образца

Процесс получения электронного паспорта мало чем будет отличаться от процедуры оформления стандартного удостоверения личности. И все же некоторые особенности уже сейчас можно отметить. Касательно того, как будет происходить выдача, нужно обратить внимание на такую последовательность действий:

  1. Сбор документов, в которых содержится основная информация о заявителе.
  2. Подача заявления и пакета обязательных бумаг в уполномоченную службу.
  3. Оплата государственной пошлины.
  4. Проведение дактилоскопии, снятие отпечатка радужной оболочки и т.п. – зависит от итогового варианта, к которому придут правительственные структуры.
  5. Ожидание в течение 10 суток.
  6. Посещение отделения службы для получения документов.

Важно! В общем и целом, все станет известно лишь после введения дополнительных уточнений по данной инициативе. Сейчас остается лишь предполагать.

Куда обращаться?

Наиболее вероятный вариант, где будет происходить выдача новых паспортов – это Главное управление по вопросам миграции МВД Российской Федерации. Все же данная структура имеет строгие функциональные обязанности, одна из которых как раз и заключается в разрешении вопросов, связанных с оформлением удостоверения личности.

Вполне возможно, что по мере развития программы будет введена возможность приобретения через портал Государственных услуг, что существенно сэкономит время для многих людей и позволит разгрузить миграционную службу, если замена документа вдруг станет обязательной.

Перечень документов

В любом случае, полный перечень запрашиваемых сведений станет доступным лишь после окончательного утверждения возможности получения электронного удостоверения личности.

Как заполнить заявление?

Получение электронного паспорта подразумевает необходимость в направлении соответствующего ходатайства в уполномоченные службы. Бланк с актуальным содержанием можно скачать тут или посмотреть чуть ниже. Касательно требований к заполнению, стоит отметить общепринятые позиции:

  • допущение ошибок или помарок в персональных сведениях делает документ недействительным;
  • при заполнении от руки важно обеспечить читабельность текста, ведь в противном случае заявление попросту не будет принято к рассмотрению;
  • несоответствие данных, отраженных в бланке, и сведений, указанных в официальных документах, может стать основанием для отказа в выдаче удостоверения личности;
  • информацию необходимо вносить строго по разделам – уточнение лишних сведений будет расцениваться как ошибка.

Как подать заявление на паспорт нового образца

Как подать заявление на элекстронный паспорт

В конечном счете, при заполнении не должно возникнуть серьезных проблем, так как процесс стандартен и мало чем отличается от оформления заявления на получение старого паспорта.

Оплата госпошлины

Стоимость электронного паспорта до сих пор не сформулирована. Если же исходить из уже имеющихся данных, то можно предположить, что стоимость нового удостоверения личности будет больше, чем бумажного варианта. Обусловлено это спецификой изготовления и необходимостью проведения дополнительных процедур. Если сравнивать с заграничным документом биометрического типа, то пошлина будет в районе 3-5 тысяч рублей.

Обратите внимание! Ценник за паспорт нового поколения для несовершеннолетнего гражданина с учетом аналогичных примеров может быть несколько ниже, чем для взрослого человека.

И все же наиболее вероятная стоимость будет ниже величины обязательного сбора за загранник – ведь внутреннее удостоверение личности гражданина считается обязательным документом, что подразумевает необходимость в установлении более лояльных сумм.

Как перейти на новый документ?

  • при достижении возраста замены;
  • в случае утраты или кражи удостоверения личности;
  • из-за порчи документа. При этом следует учитывать, что в случае установления факта умышленной порчи паспорта, гражданин может быть привлечен к административной ответственности и уплате штрафа. Беспроблемно обрабатываются заявления, когда удостоверение было изношено по истечение времени;
  • при выявлении ошибок в персональных сведениях.

Сценарий во всех вышеперечисленных ситуациях стандартен: обращение с заявлением – сбор документов – оплата государственной пошлины. Вполне возможно, что будут запрошены дополнительные документы или возникнет необходимость в совершении иных действий, поэтому стоит быть готовым к неожиданностям.

Сроки замены

Кто имеет доступ к информации?

Очевидно, что все сведения о гражданине в первую очередь доступны уполномоченным государственным службам. Сам же владелец не имеет к ней доступа в связи с отсутствием персонального считывающего устройства. Тем не менее, он может допустить третьих лиц к информации, которую содержит электронный паспорт, путем использования специальных приспособлений для распознавания данных.

К чему может привести внедрение электронных паспортов?

Большая часть населения Российской Федерации придерживается позиции, по которой введение нового типа удостоверения личности признается преждевременной инициативой. Ведь ни реальные обстоятельства государства, ни люди, ни даже техника – ничего из этого не готово к подобным нововведениям.

Да, внедрение биометрического паспорта в повседневную жизнь может значительно упростить взаимодействия человека с государственными службами или с представителями коммерческой сферы. Но разработанная сейчас система электронных документов явно не обладает идеальными параметрами. Даже без углубленного изучения темы понятно, что поддержка сервисного обслуживания потребует немалых расходов. При этом повсеместная замена бумажных носителей на новые паспорта может спровоцировать активизацию мошенников, методы борьбы с которыми до сих оставляют желать лучшего.

Заключение

Итак, электронный паспорт – одна из наиболее приятных инициатив правительства за последнее время. Однако до сих пор ее внедрение так и не произошло. Обусловлено это отсутствием достаточных ресурсов для успешной реализации. Но в будущих периодах можно надеяться на возможность оформления нового удобного удостоверения личности. Сейчас же остается лишь подготавливаться к возможным изменениям и отслеживать последние нововведения правительственных структур, касающихся внутреннего биометрического паспорта.

Юрист коллегии правовой защиты. Специализируется на ведении административных и гражданских дел, возмещением ущерба страховыми компаниями, защитой прав потребителя, а также дел, связанных с незаконным сносом ракушек и гаражей.

Читайте также: