Кому досталось наследство лили брик

Обновлено: 30.06.2024

. Ненаглядная! . Ненаглядная! Свет мой - любимая, Я всем сердцем тебя не на вижу, Не на.

Прощальные аплодисменты . Актеры, музыканты, писатели и деятели искусства, которых не стало в 201.

.. одно только слово .. Случайная связь для женщины - это вообще не связь, а скорее повязка.

Аллегория в Мраморе | Скульптурное ассорти. коллекционное Красота сквозь века,скульптура 19-2.

"Аптекарский"ЗНОЙ. часть 3.(мимишное-значит красивое) Я-не я,друзья,если бы"не дополз"до послед.

-Рубрики

  • Антиквариат (20)
  • Аудиокниги (8)
  • БАЛЕТ (70)
  • ВИДЕО/ VIDEO (400)
  • Вышиваем (52)
  • Вяжем (210)
  • Детское (55)
  • Дизайн интерьера (16)
  • Женские секреты (105)
  • ЖЗЛ (142)
  • Живопись/painting (448)
  • Журналы (15)
  • Заработок в Инете (18)
  • Здоровье (171)
  • Знаменитые женщины (278)
  • Интересные места/interesting (414)
  • Искусство (40)
  • История (57)
  • ИТАЛИЯ/ITALIA (478)
  • Адриатика (5)
  • Венеция (16)
  • Верона (3)
  • Другие Интересные места (58)
  • Жизненное (70)
  • Культура (128)
  • Лигурийское побережье (2)
  • Милан (157)
  • Неаполь (31)
  • Озера (26)
  • Острова (17)
  • Рим (9)
  • Флоренция (2)
  • КИНОЗАЛ (189)
  • Кухня (342)
  • Личное (76)
  • Любимые актеры,композиторы,певцы (284)
  • Мои коллажи (153)
  • Мои любимые посты (3)
  • Мои ПЛЭЙКАСТЫ (23)
  • Мои СХЕМЫ (734)
  • МУЗЫКА (1185)
  • Окружающий мир/the world around (47)
  • Открытки/pictures (143)
  • Поздравления (133)
  • Полезности(ЛИРУ и ИНЕТ) (280)
  • Понравившееся (372)
  • Поэзия (922)
  • Проза (267)
  • Разное (377)
  • РАМОЧКИ (99)
  • Своими руками (14)
  • Скрап-наборы/scrap (22)
  • Скульптуры (33)
  • Старые песни о главном (13)
  • Танцы народов мира (26)
  • Театр (37)
  • ФЛЭШ-ки (16)
  • Фотогалерея/foto/fotogallery/Photography (477)
  • ФотоШоп (73)
  • Анимация (15)
  • Восходы-закаты (1)
  • Пейзажи (3)
  • Уроки (9)
  • Фоны (45)
  • Футажи (1)
  • Чтобы помнили (138)
  • Юмор и не только (83)

-Помощь новичкам

Всего опекалось новичков: 2
Проверено анкет за неделю: 0
За неделю набрано баллов: 0 (87557 место)
За все время набрано баллов: 17 (28210 место)

-Музыка

-Метки

-Видео

Видео.Веселенький мышонок. 28.05.2012 --> Смотрели: 102 (0) Заработок в Милане. 28.05.2012 --> Смотрели: 93 (1) Японская МАГНОЛИЯ в ЦВЕТУ 22.03.2012 --> Смотрели: 379 (0) Природная идилия 14.03.2012 --> Смотрели: 72 (0) ЛОТОСЫ,муз.SECRET GARDEN 21.01.2012 --> Смотрели: 126 (6)

-Ссылки

-Приложения

-Фотоальбом

-Я - фотограф

ФАРФОРОВЫЕ НАБОРЫ










-неизвестно

-неизвестно

-Поиск по дневнику

-Интересы

-Друзья

-Сообщества

-Статистика


Я знала Лилю Юрьевну только последние пятнадцать лет ее жизни и не могу сказать, что у нее были какие-то специальные представления об интерьере. Понятие интерьера в нынешнем смысле тогда не существовало. Главное требование Лили Брик к жилью — удобство. Она любила все красивое, но в ней не было ни малейшего снобизма. Перед свадьбой с Бриком Лиля сама обставила квартирку, которую они сняли, — и Брик пришел в такой восторг, что решено было поехать в свадебное путешествие, а остаться в уютной и красивой квартире.


Потом Брики жили в Петербурге на улице Жуковского — в маленькой двухкомнатной квартире. Там Маяковский впервые прочел им свои стихи. Квартира скоро стала мала, и в том же доме сняли другую, побольше. С тех пор Маяковский всегда присутствовал в их жизни. В Москве, в сьемной квартире в Водопьяном переулке, oн жил вместе с ними. Потом из Водопьяного их выселили, и Брики два года провели на даче в Сокольниках — естественно, с Маяковским. Наконец, в 1926 году Маяковский получил квартиру в Гепдриковом переулке.








Любовь

Про Лилю Брик ходит несметное множество легенд и сплетен. Они путаются друг с другом, и порой бывает сложно отделить правду от вымысла. Ей приписывают десятки, если не сотни любовных связей, которых, наверное, не было. Но и тех, что точно были, хватило бы на то, чтобы заткнуть за пояс любого Казанову. Хотя самым известным ее приключением, благодаря которому она навсегда вошла в историю русской литературы, стала ее жизнь с двумя мужчинами — Осипом Бриком и Владимиром Маяковским.


В. Маяковский и О. Брик, 1923

Люди в этом треугольнике (собака не в счет) были не равны между собой. Маяковский, который посвятил Лиле почти все свои стихи, написанные между 1915 и 1928 годами, метался между ревностью, яростью и депрессией:

В молодости Лиля флиртует и крутит романы почти беспрерывно. В нее влюблены через одного все окололитературные мужчины Москвы. Но случается, что Лиля оказывается в объятиях и более прозаических людей. Банкирский сынок Лев Гринкруг, будущий советский киноредактор, адюльтер с которым еще до революции одобрил муж Осип. Другой Лев, Герцман, был сотрудником Всероссийского кооперативного акционерного общества. Ловкий кооператор отплясывал с Лилей на лондонских танцполах в 1922-м.


В. Маяковский и Л. Брик, 1918

Литература

Святая или не святая, но Лиля сыграла большую роль в литературной судьбе Маяковского и до, и после его смерти. Она была его литературным агентом. Разъезжала по Европе, где в промежутках между любовными приключениями искала ему издателей. Добивалась публикаций. А в Москве она годами была хозяйкой самого знаменитого литературного салона ХХ века. Во многом благодаря ее промоушну Маяковский стал мировой звездой первой величины.


Слева направо: Тамизи Найто, Борис Пастернак, Сергей Эйзенштейн, Ольга Третьякова, Лиля Брик, Владимир Маяковский, Арсений Вознесенский (советский дипломат) и переводчик с японского, 1920-е



1930-е

Революция

По меркам своего времени и окружения Брик почти не интересовалась политикой. Хотя в наше время ее сочли бы сверхполитизированной активисткой. Революционные убеждения были стихией, формировавшей культурный ландшафт вокруг нее и ее собственную судьбу почти в той же степени, как модернистское искусство и сексуальная эмансипация. От революции в те времена деться было некуда.


В центре в белой шляпе — Лиля, слева от нее — родители, 1906

И Ося, и Лиля были из очень обеспеченных буржуазных еврейских семей, проживавших в Москве, а не за чертой оседлости, благодаря своему высокому общественному положению. Но революционный дух захватил их, как нынешнюю молодежь захватывают новые музыкальные течения или социальные сети. В своих воспоминаниях она пишет о революции только тогда, когда события сами врываются в жизнь — в 1905-м, потом уже в 1917-м. А в промежутках она путешествует первым классом, ходит в театры, ведет приемы, общается с богемой и верхушкой общества.

Плюнем в лицо
той белой слякоти,
сюсюкающей
о зверствах Чека!


Лиля Брик с любимой собакой Маяковского Булькой, 1930

Но сама эта актуальность в социально-политическом контексте и была ее идеологией. И не только ее. Противоречивое единство буржуазного образа жизни (или хотя бы стремления к нему) и социалистических ценностей стали в ту эпоху итоговым балансом духовных исканий русской интеллигенции. Та ее часть, которая не уехала в эмиграцию, после колебаний приняла большевистскую революцию и (более или менее искренне) стала служить ей. Но взамен ожидая привилегий, премий, красивой жизни. Этот неписаный социальный контракт определил собой очень многие трагедии и конфликты, которые происходили между советской властью и интеллигенцией все ХХ столетие. Многих из них можно было бы избежать, если бы кто-то сумел разгадать эту простую формулу.

Смерть


Лиля Брик позирует художнику

В конце 1960-х ее отлучат от Маяковского. Начнется травля. Из хозяйки салона, за внимание которой сражаются знаменитости, она превратится в одинокую старуху, сидящую на лавочке возле своего дома в Переделкино.


Сегодня квартира в доме Бриков на Спасопесковском стоит около 30 млн рублей. Для арбатских переулков это совсем не предел. На мой вопрос, влияет ли на цену то, что в доме жила Лиля Брик, удивленный риэлтор сказала, что не знает, кто здесь жил в прошлом веке. Великая любовница осталась в своем столетии любви, литературы, революции и смерти. На рыночную стоимость квадратного метра в сегодняшней Москве все это не влияет.

Лиля Брик

Конечно, она была не всю жизнь такой. Юная революционерка-идеалистка к концу непомерно длинной жизни, прямо-таки неприлично длинной для того количества мужей и мужчин, — к концу этой жизни она стала просто странной монументальной старушкой с волной сплетен за плечами. Или все же что-то осталось?

Ее муж Ося и духовная связь с ним через всю жизнь, даже после развода, особенно после развода. Роман с необъяснимо-загипнотизированным и верным ей Маяковским, которого она называла „мой щеник“.

Лиля Брик

Маяковский Владимир и Брик Лиля. Сцена из фильма.

Неприязнь Ахматовой, муж которой был увлечен Лилей. Шепотки за плечами „это она убила поэта, и мужа своего Примакова заложила КГБ, а иначе как выжила?“

А она выжила? Это женщина на 86 м году жизни покончившая с собой, признавшись в любви ко всем своим мужчинам поименно напоследок письменно, даже умершим.

Кто эта мумия, идущая по Кутузовскому в Москве? „Размалевана как клоун Олег Попов – с каким-то невероятным вишневым румянцем в пол-лица, бордовым ярким ртом и нарисованными бровями прямо по напудренному лбу“, — вспоминает театральный критик Сергей Николаевич (это фамилия).

Лиля Брик

Лиля Брик

А какая она была в начале разбега? «Нежная и неистовая", — как скажет в мемуарах Василий Катанян, отца которого она увела из семьи. И обладавшая отменным чувством юмора.

Лиля Брик

Искренним недругом Лили была и красивая молодая комсомолка Наталья Рябова. У Натальи сложился странный роман с Владимиром Маяковским.

Лиля Брик

Лиля Брик

Лиля Брик и Маяковский Владимир

После такого признания отношения не заладились. Комсомольское сознание Наташи было шокировано дикой ситуацией “брака на троих” и серьезным отношением Володи к Лиле. Да и какая женщина захочет быть всегда на втором месте? Остались друзьями.

Лиля Брик

Пять минут говорят Наталья Рябова и Лиля Брик. Наталья меняет свое мнение о Лиле Брик на противоположное. И они дружат всю последующую жизнь.

Мало того! Свою книгу воспоминаний о Маяковском Наталья посвящает Лиле Брик. Это, собственно, как?

Магнетизм натуры, притягивающей симпатии, как мужчин и женщин не возникает на пустом месте. Чтоб создать гравитацию — нужно много весить, быть наполненной.

Остается ли это свойство в человеке до старости? Само собой? Или обаяние можно профукать?

Еще из воспоминания Николаевича: «Однажды я стоял в очереди в кассу гастронома “Украина”, когда Катанян пришел с Лилей, заботливо посадил ее на мраморный подоконник, а сам пошел пробивать сырки и кефир. Вся очередь, в основном состоящая из женщин среднего возраста и старше, растерянно замерла при виде старухи, словно явившейся в гриме и костюме из оперы “Пиковая дама”. Лиля делала вид, что не замечает этих взглядов.

Лиля Брик

В молодости. 1924 год. Лиля Брик

Уставившись в одну точку, она что-то тихо насвистывала, покачивая ногой в черном лаковом сапоге. Когда Катанян вернулся, голосом маленькой девочки потребовала себе сырок в шоколадной глазури и, развернув его хищными пальцами с алым маникюром, стала быстро-быстро уплетать, словно белочка орехи.

Муза поэта Владимира Маяковского, хозяйка известного литературного салона в Москве, Лиля Юрьевна Брик (урожденная Лиля (Лили) Уриевна Каган) родилась 11 ноября 1891 года в еврейской семье Урия Александровича Кагана и Елены Юльевны Каган (в девичестве Берман). Отец ее служил юрисконсультом в Австрийском посольстве, а мать преподавала музыку. Через пять лет, 24 сентября 1896 года родилась ее младшая сестра Эльза Юрьевна Триоле (урожденная Каган), благодаря которой в 1915 году и случилось судьбоносное знакомство Лили с Маяковским, перевернувшее жизнь всех причастных.

Но подробной остановки на любовных треугольниках не будет, потому что воздержалась от этих рассуждений даже Майя Михайловна Плисецкая, оставившая в мемуарах такую запись:

Кроме того, это не тема нашего исследования. Интересно другое — у кого из модельеров одевалась Лиля Юрьевна и, конечно же, история фотографий Лили и Эльзы в нарядах от Ламановой. Никак не обойти и тему магнетической привлекательности на первый взгляд некрасивой Лили — ведь о ней продолжают говорить и писать спустя уже много лет после смерти.

И тут, как кажется, один из секретов семья Лили, в которой ее очень любили. Отец Лили, Урий Александрович, свою дочь обожал и боготворил, несмотря на все её выходки. Достаточно двух примечательных эпизодов из воспоминаний Лили:

Лиля Каган 1906 год

«1905 год начинался для меня с того, что я произвела переворот в своей гимназии в четвертом классе. Нас заставляли закладывать косы вокруг головы, косы у меня были тяжелые, и каждый день болела голова. В это утро я уговорила девочек прийти с распущенными волосами, и в таком виде мы вышли в залу на молитву. Это было ребяческое начало, после которого революция вошла в сознание. Класс разделился на равнодушных и сознательных. Мы собирали деньги, удирали на митинги. Моей подруге было легче, а я каждый день выдерживала бой. Папа распластывался перед дверьми и кричал, что я выйду из дому только через его труп, не от того, что не сочувствовал, — боялся за меня. Я плакала и удирала с черного хода. Лиля Каган 1906 год. (15 лет)

Похоже, что в семье Лиле никто никогда не говорил, что она некрасива. Напротив, ей восхищались и мама и сестра. Из воспоминаний Эльзы Триоле:

А такой ее увидела в 1914 году балерина Александра Доринская:

Лиля Юрьевна знала толк в моде и обращала большое внимание на одежду. Она была изобретательна в своих нарядах, могла из ничего соорудить элегантную вещь, правильно посоветовать. У нее была собственная формула соблазнения не без помощи одежды, конечно:

Достаточно вглянуть на некоторые фотографии, чтобы заметить и великолепную обувь и шелковые чулки — пожалуй, самый любимый предмет ее гардероба. На их приобретение Лиля никогда не жалела денег, надевала их даже когда болела и лежала с температурой:

ЛЮБ-ВВМ (Апрель 1918 г. Петроград-Москва)

Чулки Лиля приобретала заграницей, а если сама не выезжала, то просила Эльзу купить их в Париже:

ЛЮБ-ВВМ, ОМБ (14 ноября 1921 г. Рига-Москва)

Встречаются публикации, в которых пишут, что Лиля Юрьевна носила капроновые или нейлоновые чулки, что неверно для 1920-х, потому что и те и другие появились только в 1938 году.

ЛЮБ-ВВМ, ОМБ (17 ноября 1921 г. Рига-Москва)

Ответ Маяковского был довольно краток:

ВВМ-ЛЮБ (28 ноября 1921 г. Москва-Рига)

Когда состоялось знакомство Лили Брик и Надежды Ламановой точно неизвестно. На протяжении нескольких лет, начиная с 1920 года, Брики и Маяковский летом снимали дачу в подмосковном Пушкино. Пасынок Лили Юрьевны, Василий Васильевич Катанян, оставил в своих воспоминаниях такую запись, относящуюся к лету 1924 года:

Публикация сопровождалась следующим текстом:

«КАК НЕДОСТАТОК СЫРЬЯ В СОВЕТСКОЙ РОССИИ ВЛИЯЕТ НА МОДУ

Оригинал на французском: «COMMENT LA MODE SUPPLÉE AU MANQUE DE MATIÈRES PREMIÈRES DANS LA RUSSIE DES SOVIETS

Автор заметки и фотограф в газете не указаны. Мог ли фотографом выступить Александр Родченко? В принципе мог, они были знакомы со 2 октября 1920 года и он много снимал Бриков и Маяковского — это факт. Но в Париже Родченко впервые побывал только в 1925 году. Сам Родченко вел дневник и вот его записи, относящиеся к 1923 году:

Лилечка полулежала на кровати, а Володя стоял и читал. Были А. Луначарский, Николай Асеев, остальных не помню. Читал Володя с необычайным подъемом, Лиля Юрьевна, очень довольная, улыбалась. После чтения было небольшое обсуждение. Анатолий Васильевич высказался одобрительно.


Абрам Петрович Штеренберг, фотограф


Давид Петрович Штеренберг, художник

Лиля Брик. Фотография А.П. Штеренберга. 1923 год.

Ниже одна из атрибутированных фотографий Лили Брик, выполненная Абрамом Петровичем Штеренбергом в 1923 году. Лиля Брик. Фотография А.П. Штеренберга.
1923 год.

Впрочем, прямых доказательств того, что именно Абрам Петрович был автором той фотосессии нет. Реальность такова, что в открытых источниках нет ни одного воспоминания о создании этих фотографий. Явно одно, что выполнял их не Александр Родченко.

Общая заметка не оставляет никаких сомнений в том, что это работа Ламановой:

Эльза Триоле и Лиля Брик в платьях от Ламановой.

Были ли вывезены платья Ламановой заграницу? Да, но только не в Париж, а в Берлин. Все дело в том, что в 1923 году до дат публикаций в газетах Англии и Франции Лиля не была в Париже, а Эльза не была в Москве. Вместе они оказались в Берлине в начале сентября 1923 года. Одна из фотографии той самой фотосессии наконец-то позволяет идентифицировать авторство — на ней автограф фотографа Жермены Крулль (1897-1985). Эльза Триоле и Лиля Брик в платьях от Ламановой. Фотография с автографом Жермены Крулль (Germaine Krull) 1923 год. Берлин


Фотограф Жермена Крулль. Автопортрет

Интересно то, что поездка в Берлин не была только лишь развлекательной. Она оформлялась как командировка, о чем свидетельствует письмо Маяковского Лиле, уехавшего в Москву раньше Бриков:

ВВМ-ЛЮБ (Втор. пол. сентября 1923 г. Москва-Берлин)

🖂 «Вот тебе дорожные советы:

Надежда Макарова и Лиля Брик в платьях от Ламановой.

И это еще не все. В архиве Ламановой сохранились снимки Лили Брик и Надежды Макаровой-Масловой в другой обстановке, но в тех же платьях, которые были опубликованы в иностранных газетах. По всей видимости, прежде чем выбрать модели для показа заграницей, в Москве была организована предварительная фотосессия. И ее скорее всего мог как раз снимать Абрам Петрович Штеренберг. Лиля Брик и Надежда Макарова-Маслова демонстрируют платья от Надежды Ламановой. 1923 год

Лиля Брик в головном уборе от Ламановой

Ниже фотография Лили Брик в головном уборе с предыдущей фотографии крупным планом. Лиля Брик в головном уборе от Ламановой. 1923 год

Есть все основания утверждать, что эти платья не были показаны на Международной выставке в Париже 1925 года. Их видели в газетах Англии и Франции, и наша страна не могла себе позволить показать то, что уже было показано два года назад. Кроме того, Надежда Макарова оставила свои воспоминания о процессе создания коллекции непосредственно для Выставки.

Лиля Брик не была в Париже в 1925 году и Выставку не видела. В качестве участника на ней побывал Владимир Маяковский, написавший в письме Лиле свою оценку увиденного там:

ВВМ-ЛЮБ (2 июня 1925 г. Париж-Москва)

А если бы Лиля была тогда в Париже, то, возможно, мы и не узнали, что она одевалась у известного французского модельера Мадлен Вионне (фр. Madeleine Vionnet). В одном из писем Брик просила Маяковского оплатить услуги Мадлен. Отметим, что Вионне входила в состав высочайшего жюри Выставки 1925 года.

15 декабря 1929 года Лиля Юрьевна записала в дневнике:

Триоле-Брик (26 января [1938])

О сохранившихся вещах. К сожалению, не сохранилось ни одного платья Лили Юрьевны. В коллекции Александра Васильева есть пальто из гардероба Брик, выполненное в Париже в Доме моды Мадам Грэ (франц. Madame Grès 1903-1993). Его носила когда-то Эльза Триоле, ближе к концу жизни предпочитавшая работы непревзойденного мастера драпировок.

Благодарим за организацию сотрудничества с Национальной библиотекой Франции и за помощь в переводе с французского Сергея Юрьевича Можайкина.

Автор публикации Яна Виноградова.

🗒 РГАЛИ, Фонд 2057, опись 1, ед. хр. 687 Фотография Штеренберга Абрама Петровича 1930 г.

Читайте также: