Компьютеризация и телекоммуникация как способ решения проблем информационного обеспечения управления

Обновлено: 28.06.2024

Резкое увеличение с конца 20 века объемов информации и соответственно документов, как их носителей послужило внедрению информационных технологий в обработку информации и документов различных сфер человеческой деятельности, в том числе, в документационное обеспечение управления. На сегодняшний день они используются во всех сферах деятельности человека. От того, как организации, предприятия, фирмы смогут внедрить и использовать современные информационные технологии в документационном обеспечении своей деятельности, зависит их место в будущем глобальном информационном обществе.

Файлы: 1 файл

диплом на 12.06.doc

Необходимо нормативно закрепить общие принципы и наиболее существенные положения ДОУ, в том числе, обязательность документирования деятельности всех организаций, формы и способы документирования, электронное документирование информацией, удовлетворение потребностей в документации субъектов права, мер ответственности за нарушения. Российское информационное законодательство регулирует лишь часть отношений, возникающих в сфере документирования информации. В определенной степени вопросы документирования, документального оформления взаимоотношений субъектов права устанавливаются в законодательных актах, посвященных отдельным предметным областям. В последнее время возникла тенденция сокращения и без того небольшого количества действующих нормативов. [14]

Проблемы документационной деятельности любой организации практически одинаковы:

— задержки прохождения и исполнения;

— противоречивость принимаемых решений;

— невозможность восстановления истории работы с документами.

Результатом является фактическая неуправляемость организации.

Источник причин большинства проблем ДОУ – изначальное противоречие между требованием централизованного управления документацией и децентрализованной технологией учета. Карточно-журнальный учет работы с документами ведется автономно в каждом подразделении. При этом процедура выяснения состояния конкретного документа состоит в последовательном сборе данных о документе во всех точках его прохождения. Для того же, чтобы обеспечить эффективное централизованное управление по некоторой совокупности документов, необходимо оперативно отслеживать и дублировать информацию из подразделений в центре. Это требует огромных накладных расходов: нужны строго регламентированные и трудоемкие технологии сбора и анализа распределенной информации, детально проработанные нормативно-методические документы и подготовленный персонал. Сегодня практически ни одна организация не может позволить себе в полном объеме поддерживать такие технологии.

Автономные компьютеры на рабочих местах делопроизводителей или даже небольшие сети в канцеляриях или секретариатах вышеперечисленных проблем принципиально не решают, фактически они просто заменяют способ ведения картотеки или журнала.

Принципиальным же решением является компьютерная сеть, связывающая компьютеры на рабочих местах в различных подразделениях организации. В этом случае сведения о работе с документами, вводимые с рабочих мест в подразделениях, могут автоматически собираться и накапливаться на сервере сети, формируя базу данных о состоянии и истории документооборота организации. Для организации такой работы с использованием сети организации разрабатываются специальные программы, называемые обычно системами автоматизации делопроизводства и документооборота (АС ДОУ).

Применение новых информационных технологий в области ДОУ позволяет относиться к делопроизводству не как к жесткому и консервативному механизму, а как к эффективному и гибкому инструменту реализац ии различного рода инноваций в этой области.

Актуальными проблемами сегодня в области АС ДОУ являются:

- повышение делопроизводственной грамотности в организациях и на предприятиях, в первую очередь, руководителей различного ранга и специалистов в области информационных технологий;

- повышение компьютерной грамотности документоведов и делопроизводителей, поскольку их роль в развитии информационных технологий ДОУ ключевая;

- подготовка и принятие предложений по унификации и делопроизводственных процедур и форматов документационного взаимодействия на государственном уровне [2].

1.​3. Информационные технологии: понятие, классификация, этапы развития

Существуют и другие определения информационных технологий, например:

Целью ИТ является качественное формирование и использование информационных ресурсов в соответствии с потребностями пользователя. Методами ИТ являются методы обработки данных.

В качестве средств ИТ выступают математические, технические, программные, информационные, аппаратные и др. средства.

Сегодня информационные технологии являются непрерывной составной частью большинства видов интеллектуал ьной, управленческой и производственной деятельности человека и общества. Развитие информационных технологий в современных условиях основано на применении вычислительной техники и связанных с нею методов и средств автоматизации информационных процессов [31]

Классификация информационных технологий

Для того чтобы правильно понять, оценить, грамотно разработать и использовать информационные технологии в различных сферах жизни общества необходима их предварительная классификация.

Классификация информационных технологий зависит от критерия классификации. В качестве критерия может выступать показатель или совокупность признаков, влияющих на выбор той или иной информационной технологии.

ИТ разделяются на две большие группы: технологии с избирательной и с полной интерактивностью.

— ИТ с избирательной интерактивностью принадлежат все технологии, обеспечивающие хранение информации в структурированном виде. Сюда входят банки и базы данных и знаний, видеотекст, телетекст, интернет и т.д. Эти технологии функционируют в избирательном интерактивном режиме и существенно облегчают доступ к огромному объему структурируемой информации. В данном случае пользователю разрешается только работать с уже существующими данными, не вводя новых.

— ИТ с полной интерактивностью содержит технологии, обеспечивающие прямой доступ к информации, хранящейся в информационных сетях или каких-либо носителях, что позволяет передавать, изменять и дополнять ее. [10]

Основными классификационными признаками компьютерных информационных технологий являются:

— степень централизации технологического процесса;

— методы и средства обработки данных;

— обслуживаемые предметные области;

— виды обрабатываемой информации

По степени централизации технологического процесса компьютерные информационные технологии в системах управления делятся на:

По методам и средствам обработки данных:

— глобальные ИТ включают модели, методы и средства использования информационных ресурсов в обществе в целом;

— базовые ИТ ориентированы на определенную область применения: производство, научные исследования, проектирование, обучение и т.д.;

— конкретные ИТ задают обработку данных в реальных задачах пользователя.

По обслуживаемым предметным областям:

— ИТ в бухгалтерском учете;

— ИТ в банковской деятельности;

— ИТ в налоговой деятельности;

— ИТ в страховой деятельности;

— ИТ в статистической деятельности и т.д. [32]

Этапы развития информационных технологий

1.4. Информационные технологии в документационном обеспечении управления

В современных условиях компьютерные информационные технологии являются основой управленческой деятельности фирмы. Возрастание объемов информации в контуре управления, потребность в ускорении и более сложных способах ее переработки приводит к необходимости автоматизированной обработки информации, то есть внедрения компьютерных информационных технологий. Широкое применение персональных компьютеров, обеспечивающих облегченный доступ к базам данных и базам знаний, использование интеллектуальных технологий и систем дают специалисту реальные возможности для выполнения аналитических, прогнозных функций, подготовки управленческих решений в современном технологическом режиме обработки информации.
Сегодня компьютеры и соответствующее программное обеспечение радикально изменяют методы и технологию обработки информации. Компьютеры обеспечивают оборудование для хранения и изготовления информации. Компьютерные программы, или программное обеспечение, являются наборами руководств по обслуживанию, которые управляют работой компьютеров. Компьютеры и программы для них – это инструментальные средства и материалы современных информационных технологий, но они сами по себе не могут производить нужную для организации информацию [3].

Основная цель компьютерной информационной технологии – получать посредством переработки первичных данных информацию нового качества, на основе которой вырабатываются оптимальные управленческие решения. Это достигается за счет интеграции информации, обеспечения ее актуальности и непротиворечивости, использования современных технических средств для внедрения и функционирования качественно новых форм информационной поддержки деятельности аппарата управления [16].

Анализ существующего программного обеспечения для предприятий показывает, что подавляющая масса программ предоставляет возможность для ввода, редактирования и хранения информации.

Для реализации эффективного компьютерного делопроизводства необходимо организовать рабочие места.

При подходе к организации рабочего места необходимо исходить из решаемых сотрудником задач и выполняемых им функций, для которых требуется соответствующее техническое и программное обеспечение. Это может быть:

Ключевые слова: информационное обеспечение, информационное сопровождение, информация, информатизация, деятельность органов государственной власти, информационное обеспечение управленческой деятельности.

INFORMATION SUPPORT OF PUBLIC ADMINISTRATION ACTIVITIES: CONCEPT AND SIGNIFICANCE

Troyanskaya M.A. *

Orenburg State University, Orenburg, Russia

Abstract

This article presents the understanding of information in public administration and highlights the requirements for management information. Attention is paid to information resources that support the activities of state authorities. The concept of “information support” as a type of public administration is considered and its elements are highlighted. The emphasis is placed on information support of public administration, with a generalization of the mandatory conditions for its implementation. The information function of public administration is given and the scope of its application in public administration is presented.

Keywords: information support, information support, information, informatization, activities of public authorities, information support of management activities.

В современном обществе информационные ресурсы и информационное сопровождение во многом определяют эффективность управления государством на всех уровнях. Для понимания, что такое информационное обеспечение деятельности органов государственного управления изначально определимся с информацией и информационным обеспечением и сопровождением.

1) в качестве совокупности знаний, активно воздействующих на управляемые объекты для их оптимизации;

2) в качестве набора узко специализированной совокупности данных, получаемых в процессе жизнедеятельности и общественного развития;

3) в качестве необходимого резерва и ресурса социума, такого же как трудовой ресурс, энергетический ресурс, материальный ресурс.

‑ все современные технологии основываются на информационном технологическом обеспечении;

Управление на государственном уровне также предполагает всестороннее использование информационных ресурсов, ориентированных на государственную управленческую деятельность. Информация в государственном управлении, в сущности, гарантирует информационное обеспечение и информационное сопровождение в решении задач политического, экономического и социального характера, в сфере личностной, общественной и государственной безопасности.

Требованиями, предъявляемыми к управленческой информации, являются: достоверность, полнота, актуальность, всесторонность, полный охват всех проблем, регулярность, периодичность, системный характер, возможность обработки, аккумулирование, возможность экспертизы, потребительские цели, обобщенный характер.

Информационные ресурсы должны соответствовать целям управленческих структур и комплексу средств, с помощью которых они добываются. Если информационные ресурсы качественны и достаточны, то государственное управление носит системный и плановый характер и имеет реальные целевые установки.

Работу с информационными ресурсами осуществляет специализированный орган (управление, отдел, комитет), который обязан отслеживать информационные потоки, обобщать информацию по конкретным вопросам; систематизировать оценки конкретных проблем; формулировать выводы. В качестве приоритетного в организации этой службы должно быть правовое регулирование вопроса, касающегося ответственности за информационную поддержку в органах государственной власти. В противном случае вполне вероятно, что информация, отправленная в структуру управления, будет искажена. Поскольку качество принимаемых решений зависит от надежности, своевременности и полноты информации, эти действия должны также предусматривать конкретную строгую ответственность за предоставленную информацию. Внедрение таких мер значительно повысит качество информационной поддержки и управленческого воздействия государственных органов.

Существующая практика принятия управленческих решений на государственном уровне сопровождается временным дефицитом, и как ни обидно – информационной некомпетентностью отдельной части государственных служащих [3]. Исходя из этого, на первый план выдвигается задача придания информационным ресурсам системного характера.

Успешно функционирующая информационная система в государственном управлении состоит из следующих активных информационных процессов:

а) процесс по целенаправленному сбору, первичной обработке и распределению информационных потоков;

б) процесс организации свободного доступа заинтересованных субъектов к информационным ресурсам;

в) процесс своевременного и достоверного получения информационных ресурсов для использования в управленческих целях.

В дополнение к официальной информационной системе, органы государственного управления должны использовать неформальную систему, которая не связана со структурными ограничениями и последовательностью отдельных операций. Однако информация имеет только потенциальную возможность стать полезной для пользователя. Фактическая цена информации раскрывается после ее использования, а использование информации требует серьезной профессиональной подготовки и четкой организации информационного обеспечения деятельности государственных органов.

Понятие информационного обеспечения как качественной новой разновидности государственного управления в настоящее время многогранно и имеет множество научных подходов (Заиграева А.А. [4], Ахметьянова Р.А. [5], Фирсов Д.В. [6], Кравцова Т.А. [7], Добролюбова Е.И. [8], Ильин Н.И. [9]). Обзор существующих подходов позволяет констатировать, что процесс информационного обеспечения определяется как в узком, так и в широком смысле слова. Каждое из существующих определений указывает на понятие информационного обеспечения в узком смысле: сбор, обработка и передача информационных ресурсов. Но в современных условиях при переменах в содержании и характере трудовой деятельности человека – переход на более высокий интеллектуальный уровень – информационные процессы должны быть интегрированы в управление и должны стать основной для принятия адекватных управленческих решений.

В рамках данной статьи к информационному обеспечению управленческой деятельности отнесены следующие элементы:

‑ информационная поддержка управленческих процессов;

‑ информационные источники и субъекты потребления информационных ресурсов;

‑ расчет составных элементов информационных ресурсов, периодичности циркуляции и форматов предоставления информации;

‑ технические средства для работы с информацией;

‑ наличие квалифицированного кадрового потенциала, способного работать с информационными ресурсами;

‑ информационная открытость и прозрачность государственного решения, гарантии права гражданина на свободный доступ к информации по принятию управленческого решения от муниципального до федерального уровня;

‑ современная телекоммуникационная инфраструктура государства;

‑ информационная безопасность во всех сферах.

Информационная деятельность, как составной элемент государственного управления, объемна и многогранна, поскольку от степени интеграции информационного обеспечения в управленческие процессы зависит, насколько высока будет эффективность деятельности органов государственной власти.

Информационное сопровождение государственного управления предполагает разработку и всестороннее использование информационных технологий в органах власти. Обязательными условиями внедрения данных технологий представляются следующие:

– наличие высококвалифицированного персонала соответствующей квалификации и подготовки;

– надлежащее финансово-экономическое и материально-техническое обеспечение;

– открытость и публичность управленческой деятельности органов власти всех уровней;

– доступность информационно-коммуникационных технологий;

– современная инфраструктура информационных услуг;

– преодоление избыточности и дублирования функционала государственных управленческих структур;

– исполнение финансовых планов по информационным проектам.

Информационное обеспечение государственного управления невозможно без программных продуктов, которые обрабатывают, систематизируют и анализируют огромные информационные потоки, организуют полноценные поисковые процессы и представляют доступ к информационным ресурсам. Осваивать данные программы, обучать персонал должен соответствующий государственный орган, которые реализует информационное обеспечение и информационное сопровождение собственной управленческой деятельности.

Огромные возможности в информационном обеспечении предоставляют Интернет-технологии. На современном этапе каждая властная структура имеет собственный сайт, на котором освещается и анализируется работа данной структуры, раскрывается в обязательном порядке нормативно-правовая информация.

Другим важным составляющим элементом информатизации процессов управления представляется процесс информационной поддержки, который, как показывает практика последних лет, находится на невысоком уровне, что приводит к недостаточной аналитической проработке, экономического и правового обоснования принимаемых управленческих решений на всех уровнях государственного управления.

В первую очередь, система информационной поддержки должна быть целенаправленна на потребителя информационных ресурсов; эта система особенно важна при решении сложных задач и преодолении сложных организационных управленческих проблем. Оправданием не может служить информационная неопределенность: временной дефицит и незначимость информационных потоков.

В пределах информационной поддержки особо значимы аналитические и прогнозные выводы, которые адекватно отражают актуальность принимаемых решений и результаты от претворения этого решения в жизнь. Поэтому для подготовки данных решений следует использовать проверенные и надежные методические и справочные базы. Разработчики информационных массивов (баз данных) учитывают комплекс количественных и качественных показателей и факторов, характеризующих современный этап развития государства, международное положение и прогнозные оценки специалистов. Современные реалии требуют уйти от предметных, тематических принципов построения баз к проблемным структурам массивов. Несомненно, это создает дополнительные трудности для пользователей, которые еще неполностью научились работать с предметными областями, не освоили принципы, методы и управленческие цели в системе информационной поддержки. Это приводит к формированию специальных служб (агентств, центров), которые ориентируются на современные информационные управленческие системы, на оказание информационной поддержки при решении стратегических проблем, где цена ошибки несоизмеримо велика.

Таким образом, процесс информационного обеспечения ‑ это организация информационных потоков при формировании, преобразовании, передаче и восприятии. А процесс информационного обеспечения управленческих функций представляет из себя взаимосвязанный и взаимозависимый информационный комплекс, формы и способы предоставления, которые обеспечивают успешное разрешение управленческих проблем.

Функция информационной поддержки управленческих процессов стала выделяться учеными как самостоятельная функция современного менеджмента недавно (в 90-х годах XX века), чего не было раньше. В промышленности информационная поддержка не употреблялась, информационные процессы занимали вспомогательное место в процессах управления. В конце 90-х годов этот вопрос начал подниматься и информационную функцию стали относить к функциям государства. Однако этот тезис не получил в тот период детального развития.

Информационная функция была окончательно признана в результате следующих процессов:

‑ было сформировано единое мировое информационное пространство;

‑ повысился уровень свободного доступа к информационным ресурсам;

‑ информационные ресурсы получили реальное техническое обеспечение;

‑ в общественном производстве была создана информационно-коммуникационная инфраструктура;

‑ инновационные технологические уклады, которые базировались на массовых информационных технологиях, средствах вычислительной техники и телекоммуникации;

‑ возросли информационные объемы применения и использования в обществе;

‑ повысился гражданский образовательный, научно-технический и культурный уровень из-за роста всех видов информационных обменов;

‑ повышение квалификационных требований к работникам, рост компетенций и профессиональных устремлений граждан;

‑ появление проблематики безопасности информационного пространства для гражданина, социума и государственного устройства.

Развитие информационного пространства Российской Федерации происходило за счет возрастания значимости информационной функции, реализация которой охватывала экономическую, правовую, научную, образовательную, управленческую деятельность.

К основным сферам применения информационной функции в государстве относятся:

а) активное и всестороннее использование электронного формата документооборота;

б) активное использование информационных сетей для доступа к базам данных;

в) оказание всемерной поддержки со стороны государственных структур развитию информационных ресурсов и информационных потоков в органах государства и органах местного самоуправления.

В заключение отметим, что возрастающая важность информационного взаимодействия приводит к встраиванию информационной функции во все виды управленческой деятельности, что свидетельствует о том, что информационное обеспечение превращается в условие эффективности деятельности государственных и муниципальных органов. Реализация этой функции также позволит прояснить цели общества и разработать государственную политику в контексте появления качественно новой социальной системы, главной ценностью которой являются информация и знания, а также повысить эффективность государственного управления.

Список литературы / References

Список литературы на английском языке / References in English


Информационные технологии (ИТ) в образовании в настоящее время являются необходимым условием в информационной цивилизации. Современные технологии и телекоммуникации позволяют изменить характер организации учебно-воспитательного процесса, полностью погрузить обучаемого в информационно-образовательную среду, повысить качество образования, мотивировать процессы восприятия информации и получения знаний. Новые информационные технологии создают среду компьютерной и телекоммуникационной поддержки организации и управления в различных сферах деятельности, в том числе в образовании. Интеграция информационных технологий в образовательные программы осуществляется на всех уровнях: школьном, вузовском и послевузовском обучении.

Постоянное совершенствование учебно-воспитательного процесса вместе с развитием и перестройкой общества, с созданием единой системы непрерывного образования, является характерной чертой обучения в России. Осуществляемая в стране реформация школы направлена на то, чтобы привести содержание образования в соответствие с современным уровнем научного знания, повысить эффективность всей учебно-воспитательной работы и подготовить учащихся к деятельности в условиях перехода к информационному обществу. Поэтому информационные технологии становятся неотъемлемым компонентом содержания обучения, средством оптимизации и повышения эффективности учебного процесса, а также способствуют реализации многих принципов развивающего обучения.

Основными направлениями применения ИТ в учебном процессе школы являются:

-разработка педагогических программных средств различного назначения;

-разработка web-сайтов учебного назначения;

-разработка методических и дидактических материалов;

-осуществление поиска информации различных форм в глобальных и локальных сетях, её сбора, накопления, хранения, обработки и передачи;

-создание электронных библиотек;

-организация интеллектуального досуга учащихся.

Наиболее широко в данный момент используются интегрированные уроки с применением мультимедийных средств. Обучающие презентации становятся неотъемлемой частью обучения, но это лишь простейший пример применения ИТ.

В последнее время учителя создают и внедряют авторские педагогические программные средства, в которых отражается некоторая предметная область, в той или иной мере реализуется технология её изучения, обеспечиваются условия для осуществления различных видов учебной деятельности. Типология используемых в образовании педагогических программных средств весьма разнообразна: обучающие; тренажеры; диагностирующие; контролирующие; моделирующие; игровые.

Цель - рассмотреть особенности применения информационных технологий в обучении.

-выявить использование информационных технологий в образовании;

-изучить методы и приемы использования информационных технологий на занятиях;

-выявить преимущества и недостатки информатизации образовательного процесса.

1. Новые информационные технологии в процессе реформирования системы образования

Мир сильно изменился, особенно в последнее столетие. Наука продвинулась в познании природы, появилась и развилась промышленность с огромным количеством узкоспециализированных отраслей, потребовавших широчайшей кооперации в планетарном масштабе. Этот процесс стремительно нарастает и будет нарастать еще стремительнее, потому что в его основе лежат объективные законы развития человеческой цивилизации. Обществу неожиданно понадобились миллионы профессионалов в очень узких областях науки и техники и, одновременно, миллионы управляющих, способных управлять хозяйством в этих сложнейших условиях. А ведь нужно еще обеспечить постоянное повышение квалификации этих миллионов!

Система образования сегодня не имеет права, как на заре столетия, строить обучение на усвоении суммы готовых знаний, на переливании опыта цивилизаций из старого сосуда в новый. Поэтому практически во всех развитых странах сделан резкий поворот на обучение умению самостоятельно добывать нужную информацию, вычленять проблемы и искать пути их рационального решения, уметь критически анализировать получаемые знания и применять их для решения новых задач. Идеальная система обучения должна:

-Сформировать у обучающегося желание учиться и цель обучения.

-Поддерживать мотивацию к обучению и творческой деятельности.

-Обеспечить каждого учащегося индивидуально-адаптированными учебными пособиями.

-Дать каждому учащемуся возможность занятий по индивидуальному графику.

-Непрерывно оценивать результаты обучения.

Целью образования сегодня не может быть насыщение обучаемого как можно большим количеством готовых, строго отобранных, соответствующим образом организованных знаний, умений и навыков. Наши ученики должны сами уметь добывать необходимые знания. Для решения этой цели необходимо воспользоваться и дидактическими свойствами, которые нам представляют новые информационные технологии.

Под дидактическими свойствами технологий понимаются те их стороны (свойства), которые могут использоваться с дидактическими целями в учебно-воспитательном процессе. Для компьютерных информационных технологий - это, в первую очередь:

подготовка, хранение, систематизация, обработка и распечатка

информации; демонстрация информации на экране дисплея;

возможность использовать новейшие информационные технологии;

подключение к любым электронным банкам и базам данных;

передача и прием информации с компьютера на компьютер;

синхронный обмен информацией с партнером (общение);

получение информации от любого количества источников;

синхронный обмен информацией с партнерами;

передача информации непосредственно на компьютер другим участникам конференция; прием информации от участников конференции;

Что представляет собой обычный хороший учебник? Это много различных текстов (страниц, параграфов, разделов), в конце которых даны вопросы для самопроверки. Кроме того, в каждом тексте автор обычно делает ссылки на другие тексты. Оглавление (список текстов с указанием их начальных страниц-адресов) и внутритекстовые ссылки являются элементами, объединяющими все это в единый учебник. Если учебник предназначен для очных групповых занятий, то к нему обязательно пишется методическое пособие для учителя - как проводить занятия. Если учебник предназначен для самостоятельных занятий (самоучитель), то методические советы включаются в учебник. Электронный учебник сделан точно так же, как и обычный, но все тексты и методические материалы в электронном виде хранятся на каком-либо машинном носителе информации. Все тексты перенумерованы, номер каждого текста связан с его адресом хранения, значит, на каждый текст можно сослаться указанием его номера. На экране компьютера ссылки на другие тексты оформляются выделением (цветом, заливкой, шрифтом) отдельного слова или предложения. Каждой ссылке соответствует номер (т.е. адрес) другого текста. Кроме обычного учебного материала, электронный учебник включает в себя также систему тестов для самопроверки, блок накопления и обработки статистических данных о реальном протекании процесса обучения (например, график обучения, ошибки и т.д.) и программу настройки (адаптации) обучающего курса на личность обучаемого[9, 45].

Дистанционное обучение является ещё одним преимуществом новых информационных технологий. Согласно определению, это - образовательный процесс, во время которого преподаватель и ученики находятся в различных географических точках [8, 42]. В результате педагогический процесс выходит за рамки традиционных ограничений на единство времени и места. Дистанционное обучение - это современная разновидность заочного образования, использующая в максимальной степени современные информационные технологии (компьютеры, телекоммуникации, аудио-визуальные средства). Основной принцип дистанционного обучения - не учащиеся должны двигаться к знаниям, а знания - к учащимся! Использование методов дистанционного обучения позволяет получать качественное образование в отдаленных районах, учиться без отрыва от основной работы, обучать лиц с физическими недостатками, значительно снизить транспортные расходы для учащихся и т.д.

2. Преимущества и недостатки информатизации образовательного процесса

Рассмотрим преимущества и недостатки использования информационных технологий в пространстве образовательного учреждения.

Преимущества: Временная эффективность учебного процесса.

Данный факт не мог не сказаться на эффективности работы педагога. Возможность беспрецедентного возвращения в старый лекционный материал и оперативной подготовки нового путем электронных технологий, а не ручного труда дает дополнительное время на педагогическое творчество и педагогическое самообразование. Также большое значение имеет такая психологическая составляющая как отдых. Повышение эффективности контроля качества процесса обучения. Через измерение уровней достижений учащихся и их последующего сопоставления с требованиями образовательных стандартов стало возможным определить потенциальные возможности обучающихся, а также квалификационного коэффициента преподавателя. Что в результате дает полную картину эффективности или неэффективности образовательного процесса.

Формирование партнерских отношений между преподавателем и учащимися.

Немаловажный фактор успешности образовательного процесса то, как сложатся взаимоотношения педагога и школьников. Установлению доверительных отношений способствуют применение новых методов в обучении, таких как эвристический и проблемный. Трудовая деятельность учащего и учащегося в обоих случаях нацелена на кооперирование, работу в группе, совместный поиск решения проблемы.

Уникальные технологические навыки, которые учащийся приобретает сегодня определенный гарант его профессиональной востребованности на рынке труда завтра.

Дополнительный доступ к информации, не имеющей отношения к учебному процессу. Подавляющее большинство учащихся, не достигших совершеннолетнего возраста, отдает свое явное предпочтение развлекательной, но не образовательной составляющей информационных технологий [4, 60].

Отсутствие непосредственного контакта.

Если речь идет о дистанционном образовании, при котором учащийся частично или полностью отдален от преподавателя и/или учебных средств, и/или образовательных ресурсов. Ученик предоставлен сам себе, его образовательную деятельность не скооперирована. Педагогический процесс утрачивает воспитательную направленность как одну из основных компонент формирования полноценной личности.

Таким образом, разработка и переход к использованию информационных технологий в учебном процессе составляют сущность динамических процессов в образовании. Миссия учебных заведений всех уровней профессионального образования быть центрами обучения передовому знанию, основанную на информационно-технических инновациях и внедрению этого знания в профессиональную деятельность.

3. Глобальная компьютерная сеть Интернет и ее использование в образовательных целях

Создание компьютерных сетей предоставило человечеству абсолютно новый способ общения. Новейшие достижения в технологии передачи данных с учетом последних изобретений в области мультимедиа открывают неограниченные возможности по обработке и передаче массива данных практически в любую точку земного шара. Не вызывает сомнения предположение о том, что в обозримом будущем компьютер станет одним из главных средств общения между людьми.

Еще одна возможность, которую успешно используют современные учителя и профессора, - развитие и поощрение творческого потенциала учащихся. Публикации в Internet лучших сочинений, собраний работ по учебному курсу, рефератов не только дадут возможность ученикам выполнить мини-исследование, но и помогут преподавателю формировать банк материалов по изучаемому курсу [3, 65].

На базе сетевых технологий возник совершенно новый вид учебных материалов: Internet - учебник. Область применения Internet - учебников велика: обычное и дистанционное обучение, самостоятельная работа. Снабженный единым интерфейсом, такой Internet -учебник может стать не просто пособием на один учебный курс, а постоянно развивающейся обучающей и справочной средой. :-учебник обладает теми же качествами, что и компьютерный учебник, плюс возможность тиражирования практически без носителя - существует одна версия учебного материала в сети Internet и ученик-пользователь получает к ней доступ привычным для себя способом через свой браузер. Это вносит существенные преимущества по сравнению с электронным учебником, а именно:

-сокращается путь от автора учебника к ученику;

-появляется возможность оперативно обновлять содержание учебника;

-сокращаются расходы на изготовление учебника;

-решается проблема идентичности, то есть почти на всех аппаратных платформах материал будет выглядеть практически одинаково (отличия, конечно же, будут, но их влияние на работу ученика с учебником можно свести к минимуму);

-появляется возможность включения в учебник любого дополнительного материала, которой уже имеется в сети Internet.

-Очень ценно, что доступ к Internet-учебнику возможен с любой машины, подключенной к сети Internet, что позволяет при наличии интереса со стороны пользователей попробовать освоить какой либо курс дистанционного обучения.

Обилие средств разработки и конвертации в стандарты документов, принятых в World Wide Web, позволяет преподавателю достаточно легко готовить учебные материалы, не изучая дополнительно сложных языков программирования и не прибегая к помощи сторонних разработчиков.

По мере перехода от типографских учебников к компьютерным и от них к сетевым растет оперативность подготовки материала. Это позволяет сокращать время подготовки учебных пособий, тем самым увеличивая число доступных студенту или учащемуся учебных курсов.

Однако, гораздо большие перспективы сулит не электронный учебник сам по себе, а объединение учебников с программами, контролирующими знания ученика, дополненное общением между преподавателем и учащимися.

Информационные технологии играют значительную роль в развитии современного образования. Получение среднего образования - важный этап в жизни человека, так как именно в школьном образовании закладывается фундамент успешного участия человека в жизни современного общества.

Сущность современных информационных технологий заключается в их универсальности и многофункциональности. Но при всех своих больших возможностях эти технологии предоставляют только средства, потенциально позволяющие сделать более эффективной деятельность человека. В том, как раскрыть этот потенциал именно для образовательного процесса, и состоит главная многоплановая проблема совершенствования образования на базе информационных технологий. Успешное ее решение будет способствовать повышению качества и степени доступности образования всех уровней - от школы до систем подготовки и переквалификации специалистов, интеграции национальной системы образования в научную, производственную, социально-общественную и культурную информационную инфраструктуру мирового сообщества.

В настоящее время в обществе пpoисходит активный пpoцесс компьютеpизации и инфopматизации пpактически всех стopoн его жизнедеятельнoсти, так как сoвременнoе oбществo быстpo pазвивается в напpавлении пеpехoда к oбществу инфopмациoннoму, в кoтopoм ключевую рoль игpают инфoрмациoнные pесуpсы, технолoгии их хpанения и тpансляции.

Список литературы

2. Кирквуд Т.Ф., Что является Дистанционного Обучения // Международная Конференция, Москва, 2011.

. Лами С.Л. Компьютерного образования: Конфликт Изображений // Глобального Образования: От Мысли к Действию. Александрия: ASCD, 2012.

7. Роберт И.В. Современные информационные технологии в образовании: дидактические проблемы, перспективы использования. - М.: Школа-Пресс, 2009.

9. Тихонов А.Н. Информационные технологии и телекоммуникации в образовании и науке(IT&T ES'2007): Материалы международной научной конференции,ФГУ ГНИИ ИТТ "Информика". - М.: ЭГРИ, 2007. - 222 с.

10. Федотова Е. Л., Федотов А. А. Информационные технологии в науке и образовании: учебник - Москва: Высшее образование, 2010. - 368 с.


-75%

Рассмотрены вопросы значения роли информатизации в органах местной власти как эффективного инструмента управления. Выявлено, что информационные технологии способствуют эффективному взаимодействию органов власти и граждан. Так как информация становится одним из важнейших стратегических и управленческих ресурсов, ее производство и потребление составляют основу эффективного развития экономики и различных сфер общественной жизни. Также обращено внимание на то, что при внедрении информационных систем в органы местного самоуправления требуется учитывать множество факторов, от которых зависит успешность использования информационных технологий. Выделены положительные и отрицательные факторы внедрения информационных технологий в органах местного самоуправления. Кроме того, в статье приведена информация, отражающая влияние информационных и коммуникационных технологий на процесс развития государственного управления в Красноярском крае.


Современный этап развития общества характеризуется интенсивной информатизацией всех сфер его жизнедеятельности. Данный факт определяет необходимость широкого использования информационных технологий (ИТ) по всем направлениям развития общества и особенно в области государственного управления. Использование ИТ предоставляет принципиально новые возможности для повышения эффективности работы органов государственного управления и местного самоуправления.

Для эффективного использования имеющейся информации (сбора, хранения, обработки, передачи) необходимо использовать специальные технические средства. Информатизация – это широкое использование информационных и коммуникационных технологий во всех сферах жизни общества с целью повышения эффективности использования информации и знаний для управления, удовлетворения информационных потребностей граждан, организаций и государства, создания предпосылок перехода к информационному обществу [3].

Всякое управление есть процесс поиска, анализа, хранения и передачи информации для реализации ее в управленческие решения.

Информационный ресурс в сфере муниципального управления, в настоящее время, имеет такую же важность, как и трудовые, финансовые, материальные, энергетические ресурсы.

Автоматизированная информационная система (АИС) представляет собой совокупности информации, экономико-математических методов и моделей, технических, программных, технологических средств и специалистов, предназначенных для обработки информации и принятия управленческих решений [5.]

Муниципальные АИС функционируют в органах местного самоуправления для информационного обслуживания специалистов и обеспечения обработки экономических, социальных и хозяйственных прогнозов, местных бюджетов, контроля и регулирования деятельности всех звеньев социально-экономических областей города, административного района и т. д.

Система информационного обеспечения органа местного самоуправления – это совокупность организационно-правовых, информационных, методических, программно – технических компонентов, обеспечивающая информационные процессы в системе управления. Структура информационной системы муниципального образования, внедрение новых ИТ определяются функциями этой системы, текущими и перспективными задачами.

Местный уровень власти является очень важным звеном между государственной властью и населением, именно местное самоуправление решает вопросы, относящихся к обеспечению жизненных потребностей граждан муниципального образования. Положительная оценка деятельности власти со стороны населения основывается на том, как эффективно муниципальные органы власти осуществляют свою деятельность. Для получения позитивной оценки органы местного самоуправления должны обеспечить более комфортные условия для граждан в рамках предоставления государственных и муниципальных услуг.

Для предоставления данных условий необходимо решить следующие задачи:

1. Создать эффективные механизмы взаимодействия власти и общества.

2. Улучшить деятельность внутри структуры власти.

Оптимальным решением для вышеуказанных задач являются ИТ, которые позволят организовать отношения между населением и властью в электронном пространстве. Так как именно в электронном пространстве каждый пользователь имеет возможность взаимодействия с необходимыми структурами власти. Именно ИТ предоставляют решения, увеличивающие эффективность деятельности местных органов власти.

Персональные компьютеры уже существуют во всех органах местного самоуправления, частично используется локальные компьютерные сети. В то же время развитие компьютеризации проходит бессистемно в большинстве местных администраций.

Современные технологии построения информационных систем почти не применяются, прикладное программное обеспечение используется чаще всего только в бухгалтерии и делопроизводстве.

Применение ИТ и информационных систем влечет увеличение эффективности работы органов государственного и муниципального управления. Муниципальные и региональные органы власти внедряют новые технологии и системы, которые способствуют реализации таких благих целей современного управления, как открытость, прозрачность, подотчетность, вовлечение граждан в процессы управления, совершенствование предоставления муниципальных услуг.

Современный подход к использованию ИТ в муниципальном управлении требует создания системы, включающей центральный сервер, компьютеризированные рабочие места и сеть, связывающую их с центральный сервером.

В результате выполнения мероприятий по проведению административной реформы во многих муниципальных образованиях функционируют элементы инфраструктуры электронного правительства (реестр муниципальных услуг, технические средства организации электронного межведомственного взаимодействия, центры общественного доступа к информации органов власти).

Актуальной проблемой государственного и муниципального управления является необходимость создания органами местного самоуправления своих электронных представительств. Если рассматривать подобный проект с позиции реализации, появляется необходимость в финансовых затратах, при этом, финансовых ресурсов в органах местного самоуправления гораздо меньше, чем в органах федеральных властей.

На данный момент, в некоторых региона и муниципальных образованиях созданы или разрабатываются электронные представительства.

Также существуют и отрицательные факторы, которые задерживают развитие ИТ в органах местного самоуправления:

• низкие финансовые ресурсы;

• отсутствие единого подхода в использовании информационных ресурсов;

• недостаточная и чрезмерная открытость информации;

• слабое развитие и практическое применение ИТ основанное на низком уровнем информационных и компьютерных знаний, как населения, так и государственных и муниципальных служащих [2].

Интернет открывает широкие возможности для совершенствования муниципального управления. Наиболее эффективно возможности Интернета могут быть использованы при создании сайта муниципального образования, ориентированного как на население, так и на пользователей, которым небезразлична жизнь населённого пункта.

Наряду с Интернетом, важную роль в информационном обеспечении муниципальной деятельности играют специализированные межмуниципальные информационные системы и базы данных.

При внедрении информационных систем в органы местного самоуправления требуется учитывать множество факторов, в том числе население муниципального образования, численность штата администрации, решаемые муниципальной властью задачи, тип муниципального образования, уровень финансирования, обеспеченность информационными технологиями вышестоящих государственных и муниципальных органов, взаимодействие с ними. Например, применительно к сельским поселениям внедрение систем принятия управленческих решений и мониторинга в большей степени не оправдано ввиду небольшого числа жителей, отсутствия слабоструктурированных задач, многие вопросы решаются на вышестоящем уровне. На первый план здесь выходит проблема автоматизации похозяйственного учета (учет населения, земельных участков и жилищного фонда, технических средств, находящихся в собственности граждан, и др.). В ситуации с городскими и районными муниципальными образованиями применение управленческих и мониторинговых систем позволит ускорить принятие решений в условиях высокой численности населения и динамичности внешней среды организации.

Одной из важнейших задач муниципальных органов власти является оказание государственных услуг населению, поэтому первоочередным вопросом при внедрении комплекса информационных систем является формирование в организации систем документооборота и коммуникаций в совокупности с функциональным блоком учета и дальнейшей интеграцией в систему межведомственного электронного взаимодействия.

Для примера, в последние годы в Красноярском крае идет процесс развития государственного управления на основе применения информационных и коммуникационных технологий для обработки, передачи и распространения информации, предоставления услуг государственных органов всех ветвей власти электронными средствами и информирования ими же граждан о работе государственных органов.

В Красноярском крае процесс информатизации развивается успешно. Особенно заметно внедрение информационных технологий в деятельность органов государственной власти и местного самоуправления.

На сегодняшний день в крае уже накоплен опыт по предоставлению государственных и муниципальных услуг, приему платежей в электронной форме, в том числе по созданию в крае электронного правительства, что обеспечивает:

• повышение качества и доступности предоставляемых государственных услуг, упрощение процедуры и сокращение сроков их оказания;

• снижение административных издержек;

• внедрение единых стандартов обслуживания граждан;

• повышение открытости информации о деятельности органов государственной власти края [4].

На базе созданных инфраструктурных систем электронного правительства Красноярского края доля граждан, использующих механизм получения государственных и муниципальных услуг в электронной форме, составит не менее 75 % к 2030 году.[1]

Подводя итог, можно сделать вывод, что применение в деятельности органов местной власти информационных технологий, систем электронного документооборота – залог успешного управления и деятельности местных органов власти.

Внедрение ИТ в органах власти повышает эффективность взаимодействия их с гражданами, позволяет оптимизировать бюджетные расходы, сокращает издержки на содержание государственного аппарата и т.д.

Читайте также: