Командная разработка программного обеспечения что это

Обновлено: 30.06.2024

В программная инженерия, а процесс разработки программного обеспечения это процесс разделения разработка программного обеспечения работать в отдельные фазы для улучшения дизайн, Управление продуктом, и управление проектом. Он также известен как жизненный цикл разработки программного обеспечения (SDLC). Методология может включать предварительное определение конкретных Практические результаты и артефакты, которые создаются и дополняются командой проекта для разработки или сопровождения приложения. [1]

Содержание

История

    с 1969 г. , первоначально от PANDATA, первый английский перевод был опубликован в 1974 году. SDM означает методологию разработки системы.
    (SSADM) с 1980 г.
    (ООП) был разработан в начале 1960-х и стал доминирующим подходом к программированию в середине 1990-х. (RAD), с 1991 г. (DSDM), с 1994 г. , с 1995 г. , с 1998 г. (RUP), поддерживается IBM с 1998 г. , с 1999 г.
    (AUP) поддерживается с 2005 г. Скотт Эмблер (DAD) Заменяет AUP

Примечательно, что с момента DSDM в 1994 году все методологии из приведенного выше списка, за исключением RUP, были гибкими методологиями, однако многие организации, особенно правительства, по-прежнему используют процессы pre-agile (часто каскадные или аналогичные). Программный процесс и качество программного обеспечения тесно взаимосвязаны; на практике наблюдались некоторые неожиданные грани и эффекты [3]

Среди них еще один процесс разработки программного обеспечения был установлен в Открытый исходный код. Принятие этих передовых практик, известных и установленных процессов в рамках компании называется внутренний источник.

Прототипирование

Создание прототипов программного обеспечения Речь идет о создании прототипов, то есть неполных версий разрабатываемой программы.

  • Прототипирование - это не отдельная полная методология разработки, а, скорее, подход к опробованию определенных функций в контексте полной методологии (такой как инкрементальная, спиральная или быстрая разработка приложений (RAD)).
  • Попытки снизить неотъемлемый проектный риск, разбивая проект на более мелкие сегменты и обеспечивая большую простоту изменения в процессе разработки.
  • Клиент участвует на протяжении всего процесса разработки, что увеличивает вероятность принятия клиентом окончательной реализации.
  • Хотя некоторые прототипы разрабатываются с расчетом на то, что они будут отброшены, в некоторых случаях возможно эволюционировать от прототипа к рабочей системе.

Чтобы избежать решения неправильных проблем, необходимо базовое понимание фундаментальной бизнес-проблемы, но это верно для всех программных методологий.

Методологии

Гибкая разработка

Гибкая разработка программного обеспечения использует итеративную разработку в качестве основы, но отстаивает более легкую и более ориентированную на людей точку зрения, чем традиционные подходы. Agile-процессы в основном включают в себя итерацию и постоянную обратную связь, которые они обеспечивают для последовательного улучшения и доставки программной системы.

Agile-модель также включает следующие процессы разработки программного обеспечения [4] :

    (DSDM)
  • Кристалл
  • Atern
  • Бережливое развитие

Непрерывная интеграция

Непрерывная интеграция это практика объединения всех рабочих копий разработчиков в общий магистраль несколько раз в день. [5] Грейди Буч первый названный и предложенный CI в его метод 1991 года, [6] хотя он не выступал за интеграцию несколько раз в день. Экстремальное программирование (XP) приняли концепцию CI и выступали за интеграцию более одного раза в день - возможно, до десятков раз в день.

Постепенное развитие

Для комбинирования линейных и итерационных методологий разработки систем приемлемы различные методы, основная цель каждого из которых состоит в том, чтобы снизить присущий проекту риск за счет разделения проекта на более мелкие сегменты и обеспечения большей простоты внесения изменений в процессе разработки.

Существует три основных варианта инкрементальной разработки: [1]

  1. Выполняется серия мини-водопадов, где все фазы водопада завершаются для небольшой части системы перед переходом к следующему этапу, или
  2. Общие требования определяются до перехода к эволюционной разработке отдельных этапов системы с помощью мини-водопада.
  3. Первоначальная концепция программного обеспечения, анализ требований и дизайн архитектуры и ядра системы определяются с помощью Waterfall, после чего следует инкрементная реализация, которая завершается установкой окончательной версии, работающей системы.

Быстрая разработка приложений


Этот термин впервые был использован для описания процесса разработки программного обеспечения, введенного Джеймс Мартин в 1991 году. По словам Уиттена (2003), это слияние различных структурированные методы, особенно на основе данных инженерия информационных технологий, с методами прототипирования для ускорения разработки программных систем. [7]

Основные принципы быстрой разработки приложений: [1]

Спиральное развитие

В 1988 г. Барри Бем опубликовала формальную "спиральную модель" разработки программных систем, которая объединяет некоторые ключевые аспекты модель водопада и быстрое прототипирование методологии, чтобы объединить преимущества сверху вниз и снизу вверх концепции. В нем сделан акцент на ключевой области, которая, по мнению многих, игнорировалась другими методологиями: преднамеренный итеративный анализ рисков, особенно подходящий для крупномасштабных сложных систем.

Развитие водопада

Виды деятельности процесса разработки программного обеспечения, представленные в модель водопада. Есть несколько других моделей для представления этого процесса.

Модель водопада - это последовательный подход к разработке, при котором развитие рассматривается как неуклонное движение вниз (как водопад) через несколько фаз, обычно:

    в результате спецификация требований к программному обеспечению , если есть несколько подсистем (или же Установка)
  • Проект разделен на последовательные фазы, при этом между фазами допускается некоторое перекрытие и обратная связь.
  • Акцент делается на планирование, графики работы, контрольные даты, бюджеты и одновременное внедрение всей системы.
  • На протяжении всего срока реализации проекта поддерживается жесткий контроль с помощью обширной письменной документации, формальных проверок и утверждения / утверждения пользователем и управление информационными технологиями происходит в конце большинства фаз перед началом следующей фазы. Письменная документация - явный результат каждого этапа.

Другой

Другие методологии разработки программного обеспечения высокого уровня включают:

    и управление бизнес-процессами [13] - Главное правило - всегда решать в первую очередь самый важный вопрос. - итеративный подход - общий термин для методов, которые имеют всего несколько правил и практик - конкретная версия водопада
  • Медленное программирование, как часть большого Медленное движение, подчеркивает тщательную и постепенную работу без (или минимальной) временных ограничений. Медленное программирование направлено на избежание ошибок и слишком быстрых графиков выпуска. - продолжение модели водопада (UP) - это структура итеративной методологии разработки программного обеспечения, основанная на Единый язык моделирования (UML). UP разделяет разработку программного обеспечения на четыре этапа, каждый из которых состоит из одной или нескольких исполняемых итераций программного обеспечения на данном этапе разработки: начало, разработка, создание и руководство. Существует множество инструментов и продуктов, облегчающих внедрение UP. Одна из наиболее популярных версий UP - это рациональный унифицированный процесс (RUP).

Мета-модели процессов

Немного "модели процессов«представляют собой абстрактные описания для оценки, сравнения и улучшения конкретного процесса, принятого организацией.

На практике

С годами появилось множество таких структур, каждая из которых имеет свои сильные и слабые стороны. Одна структура методологии разработки программного обеспечения не обязательно подходит для использования во всех проектах. Каждая из доступных методологических структур лучше всего подходит для конкретных видов проектов, исходя из различных технических, организационных, проектных и командных соображений. [1]

Разработка программного обеспечения организации внедряют методологии процессов, чтобы упростить процесс разработки. Иногда подрядчикам могут потребоваться применяемые методики, например, США. оборонная промышленность, для чего требуется рейтинг на основе модели процессов получить контракты. Международный стандарт для описания метода выбора, реализации и мониторинга жизненного цикла программного обеспечения: ISO / IEC 12207.

Многолетняя цель заключалась в том, чтобы найти повторяемые, предсказуемые процессы, улучшающие производительность и качество. Некоторые пытаются систематизировать или формализовать, казалось бы, непослушную задачу разработки программного обеспечения. Другие применяются управление проектом методы разработки программного обеспечения. Большое количество программных проектов не оправдывают своих ожиданий с точки зрения функциональности, стоимости или графика поставки - см. Список неудачных и превышающих бюджет заказных программных проектов для некоторых примечательных примеров.

Организации могут создавать Группа процессов разработки программного обеспечения (SEPG), который является центром совершенствования процессов. Эта группа, состоящая из линейных практиков, обладающих различными навыками, находится в центре совместных усилий всех сотрудников организации, участвующих в улучшении процессов разработки программного обеспечения.

Конкретная команда разработчиков может также согласовать детали среды программирования, например, какие интегрированная среда развития используется, и один или несколько доминирующих парадигмы программирования, стиль программирования правила, или выбор конкретных программные библиотеки или же программные фреймворки. Эти детали обычно не продиктованы выбором модели или общей методологии.

Подходы к разработке программного обеспечения определяют успех проекта, ведь без правильно подобранной методологии сложно достичь стабильности в работе продукта, безопасности и устойчивости функциональных особенностей. Руководители проекта стараются найти оптимальный вариант из множества. Рассказываем вам о них.

Методология разработки ПО – это система, определяющая порядок выполнения задач, методы оценки и контроля. Модели разработки ПО выбирают, исходя из направления проекта, его бюджета, сроков реализации конечного продукта, а также внимание стоит обратить и на характер и темперамент руководителя проекта и его команды. Подходы разработки ПО отличаются друг от друга тем, как этапы жизненного цикла программного обеспечения взаимосвязаны между собой внутри цикла разработки.


Разработка программного обеспечения состоит из следующих этапов:

• определение стратегии: выяснение требований, оценка реализации этих требований, подсчитывание бюджета и определение возможности выполнения работ для клиента на взаимных условиях. Этот этап может происходить в цикле лишь один раз.

• анализ: исследование функций, которые определились на этапе стратегии, атрибутов и связей. Данный этап обычно происходит сразу после определения стратегии и может повторяться в цикле.

• проектирование – сбор модели данных.

• реализация: разработка продукта по требованиям, взаимодействие всей команды для достижения конечной цели, один из самых насыщенных этапов цикла разработки.

• тестирование. Этот этап может идти параллельно с фазой реализации. Происходит тестирование всего, что делают разработчики, работы продукта.

• внедрение. Зачастую продукт внедряется итерациями, чтобы сделать это более качественно, постепенно справляясь с багами и трудностями. На этапе внедрения вашим главным тестировщиком будет ваш клиент. Вся система выходит на полную мощность и начинает работать для своих пользователей.

• использование и техническая поддержка. Поддержание проекта на плаву, взаимодействие с клиентом, пользователями и так далее. Все зависит от условий работы над проектом.

Чередование этих этапов, взаимодействие между ними может меняться, исходя из выбранной вашим руководителем или вами модели процесса разработки ПО.

Давайте рассмотрим популярные подходы или образцы жизненного цикла программного обеспечения.

Как известно, эту модель ПО относят к классике, так как она одна из самых первых моделей разработки ПО. Ее суть заключается в последовательном выполнении этапов жизненного цикла: анализ, дизайн, разработка, тестирование, релиз и поддержка. Каждая стадия должна быть завершена до начала новой. Преимуществом данной модели является то, что оценку качества можно выполнять после каждого этапа. Но сложно представить проект, который можно было бы реально выполнить строго последовательно. Поэтому модель часто считают устаревшей. Как к плюсам, так и к минусам можно отнести то, что при использовании данного подхода бюджет проекта и сроки его реализации точно определены. Также Водопад не дает делать шагов назад, что затрудняет тестирование, которое чаще всего осуществляется в конце разработки продукта. Получается, что последующие изменения будут значительно увеличивать бюджет и затягивать релиз проекта. Такую модель советуем использовать только на маленьких проектах, где точно не возникнет противоречий с требованиями. Каскадная модель не совсем совместима с разработкой ПО.


(или гибкая модель разработки ПО)

Методологию стоит применять, когда ваш проект постоянно адаптируется к условиям рынка, имеет большой объем и длинный жизненный цикл. Если вы творческий руководитель с миллионом новых идей, которые постоянно тестируете, то этот подход разработки точно для вас.

Agile Model имеет два отдельных гибких подхода:


Поскольку данная модель выделилась из Agile, она состоит из того же, что и Agile model. В таком подходе в команде часто появляется Scrum-мастер, который обеспечивает непрерывную работу все команды, создавая для нее все условия: поддерживая мотивацию, организовывая процедуры, фасилитирует митинги. Также на проекте появляется роль Product Owner – человек, который руководит разработкой, следит за продуктом, как BA, выступает главным звеном между миссией клиента и результатом команды.

Такая система подойдет проектам до десяти человек. Но мы бы не назвали подход эффективным, потому как требования обычно неизвестны на 50%, все постоянно меняется, так как изменения можно вносить на любом этапе разработки: весьма трудно понять затраты на разработку.


Данный подтип разработки отличается своей визуализацией жизненного цикла. Команда ориентируется на выполнение задач, которые сдаются индивидуально: задача должна пройти через все колонки – To do, In progress, Code review, In testing, Done (колонки могут быть изменены в индивидуальном порядке). Цель каждого участника команды – уменьшать количество задач в первой колонке. Данный наглядный подход позволяет понять, где возникла проблема – бутылочное горлышко, а также просто видеть организацию всего проекта.

Модель разработки ПО ориентирована на то, чтобы детально проверять и тестировать продукт на первых стадиях разработки. Уже в момент написания кода разработчиками тестировщики пишут модульные тесты, то есть начинают тестирование параллельно с разработкой. Рекомендуется придерживаться данного подхода, если вам крайне важно бесперебойное функционирование продукта, а также известны четкие требования. V-Model относят к практикам экстремального программирования.


RAD

(известная как rapid application development, быстрая разработка приложений, инкрементальная модель)


Spiral

Данная модель направлена на анализ оценки рисков. И отлично подойдет там, где нет права на ошибку. Также ее удобно использовать для введения новых линеек продукта и проведения исследований. Выглядит эта модель, как спираль, так как начинает оценивать риски сначала на локальных программах, пытаясь предотвратить риски, далее переходит на новый виток спирали, перенаправляясь к работе с более комплексными тасками. Чаще всего мы проходим такие этапы, как: планирование, анализ рисков, конструирование, оценку результата – так, если он удовлетворяет, мы переходим на новый виток.

Подход разумнее использовать на больших и дорогих проектах.

Extreme Programming

(экстремальное программирование, XP)

Extreme Programming считается неформальным подходом разработки ПО, где каждый разработчик – профессионал своего дела. Если же отношение меняется, то внедрять методологию бесполезно. Разработка продукта ведется короткими итерациями. Экстремальность подхода в том, что применяется первое простое решение, что создает большой риск. В методологии практикуется парное программирование и групповая разработка. Целью такой методологии является создать с заказчиком максимально доверительные отношения и значительно сократить срок разработки продукта.

Главное в экстремальном программировании не утратить контроль над происходящим, чтобы разработка не превратилась в хаос.


Lean

(бережливая разработка ПО)

Это не совсем методология разработки программного обеспечения. Скорее, собранные в подход принципы, нацеленные на повышение эффективности разработки продукта и улучшения рабочих процессов. Главная задача этого подхода в том, чтобы сделать проект в три раза быстрее, в три раза дешевле и в три раза чище, чем можно было бы.

В Lean есть семь принципов, которые помогают достичь цели:

• Decide as late as possible;

• Deliver as fast as possible;

• Enpower the team;

• Build integrity in;

Мы познакомили вас с основными моделями разработки программного обеспечения. Нельзя сказать, какая из них подойдет больше вашему проекту. Вы должны выбрать оптимальную сами. Многие из них пересекаются между собой, возможно, вам придется попробовать несколько, прежде чем, вы найдете ту, которая приведет ваш проект к успеху и сделает работу продуктивнее.

На данный момент насчитывается достаточно большое количество методологий разработки и различных вариантов их компиляций. В этой заметке постараюсь раскидать нюансы для классификации хотя бы самых основных.

WATERFALL

Одна из самых старых моделей. В первых версиях была четко закреплена последовательность выполнения этапов. К следующему приступали только после завершения предыдущего. Это может породить простои команды не занятой в текущем этапе, приводит к увеличению стоимости внесения изменений и повышенной бюрократии. Однако точная регламентация желаемого функционала на входе позволяет сразу рассчитать стоимость воплощения. Т.е. при наличии заказчика идеально понимающего, что ему нужно и при неизменной среде (или относительно малых сроках реализации) модель может показать себя эффективнее гибких методологий (но это не точно)

В более поздних версиях модель в основном используется в сплаве с итеративными методологиями.

Недостатки каскадной модели достаточно быстро себя проявили и стали появляться её вариации и различные пути развития:

V-model

Модель предназначена для проектирования систем, которым критично важно бесперебойное функционирование. Повышенное внимание и выделение ресурсов на тестирование на всех этапах проекта. Крайне жручая к квалифицированным тестировщикам и так же обладает малой гибкостью и большой стоимостью внесения изменений т.к. работы ведутся по четкому ТЗ, составляемому в начале проекта

Итеративная модель

Модель нацелена на быстрое представление прототипа и постепенное наращивание функционала на его "костяке". Цель каждой итерации - получение конечной версии программы, вобравшую функционал предыдущих и текущего отрезка. Такая "эволюция" прототипа продолжается до финальной итерации, после которой и появится готовый продукт. Модель предполагает возможность перехода между этапами с незавершенными задачами, которые будут исправлены при следующей итерации.

RAD (быстрая разработка приложений)

Гибкая методология разработки

Если вы дочитали до этого момента, то осталось еще примерно столько же, но веселее :) Соль гибкой методологии в том, что заказчик не должен сразу согласовывать четкий план прописанный до конца проекта. Изменения могут появиться во время разработки и тут же будут включены в следующий "спринт". Это позволяет более эффективно подстраиваться под рынок, но может растягивать сроки разработки и раздувать бюджет.

Как только начинаешь искать инфу об Agile сразу же натыкаешься на упоминание Lean, Scrum, Kanban, XP и все это в одной статье с огромным VS между. Помогла вот такая картинка:

Lean - концепция, основными элементами которой являются value (как ценность, в первую очередь в глазах клиента), waste (как потери. Что-то что не приносит ценности или тратит излишние ресурсы) и flow (как процесс предоставления продукта от получения заказа до доставки клиенту). Если совсем коротко, то основные постулаты можно сформулировать так:

  • Смотри на весь процесс в целом
  • Привноси ценность
  • Отрезай потери

Agile - концепция, возникшая в противовес "тяжеловесным методологиям разработки ПО". Основные идеи изложены в манифесте и частично повторяют принципы Lean, частично развивают их и ближе подводят к сфере разработки.

Сравнение этих концепций очень хорошо изложено в этой статье.

Scrum - набор более конкретных принципов и методик позволяющих выстроить работу в духе Agile . Именно здесь появляются "спринты", (отрезки времени, за которые может быть получен результат. Обычно 1-4 недели), ежедневные "stand up"ы (не как у тех юморных чуваков с микрофонами, а как тактический инструмент для определения сделанного, планов и препятствий) и "ретроспективы" по окончанию спринта (В идеале, должны отвечать на вопросы "Что сделали?" "Как быть эффективнее?"). Для поддержания всей ритуалистики заводится отдельная роль Scrum-мастера. Это человек, следящий за выполнением скрам процедур и мотивацией команды. Он не руководит, потому что команда должна быть самоорганизованной (принцип Agile). Чтобы за всеми ритуалами и стендапами команда не забыла о главной цели так же вводится роль Product Owner'a, чья задача настойчиво нести видение заказчика, находясь в постоянной связи с командой разработчиков.

Все что было упомянуто до этого (Lean, Agile, Scrum) достаточно абстрактно и может применяться практически в любой сфере бизнеса. На одной из работ где я работал, в фирме по продажам инженерной сантехники, скрам+канбан с небольшими "авторскими нововведениями" использовали для управления отделами маркетинга, продаж, сервисного центра. К слову, получалось вполне упорядоченно и удобно. Но следующая методология разработана исключительно для программирования.

XP (Экстремальное программирование, не путать с Windows) - гибкая методология разработки программного обеспечения. В основе лежит 13 практик, которые подразумевают общее владение кодом(исправлять может каждый участник команды и любой участок), жесткую стандартизацию кода (если все могут исправлять, необходимо сохранить читаемость), постоянное получение обратной связи от заказчика и забетонированный финальный срок. В случае, если проект не укладывается в срок, то дату релиза не трогают, но режут функционал. А еще есть забавная практика "парного программирования". Сколько нужно программистов, чтобы закодить 1 функционал? Если серьезно, то такая методика должна позволять сразу выбирать наилучшее решение и проводить код-ревью одновременно с написанием.

Ну вот вроде и все на сегодня. Получилась достаточно объемная "шпаргалка". В рамках одной заметки нереально собрать исчерпывающее описание всех методологий, но для подкрепления верхнеуровневого понимания или "напоминалки" эта заметка вполне сгодится.

Системы контроля версий (их ещё называют системами управления версиями) – один из инструментов, который использует в своей работе любой программист от первокурсника до опытного тим-лида с сотнями успешных проектов.

— Ссылки на примеры кода в репозиториях помещают в своё портфолио.

— Большие проекты с открытым программным кодом получают тысячи улучшений, благодаря размещению на специализированном хостинге.

— От 30 до 70% кода, использованного в программном продукте, профессиональные разработчики могут скопировать с проектов, представленных в открытых репозиториях.

Незаменимы системы контроля версий в командной разработке, где синхронизация процесса играет важную роль.

Командная разработка

С необходимостью отката программы к предыдущей версии рано или поздно сталкивается любой программист.

В точке А программа отлично работает, а попытка расширить функционал, ввести дополнительные переменные, классы и пр. приводит в появлению ошибки.

Реализовать такую процедуру помогает использование системы контроля версий (СКВ), которое позволяет четко отследить историю разработки, найти стабильную версию и продолжить работу.

В системе контроля версий может содержаться, как программный код, так и любая другая информация (включая текстовые файлы, изображения и т.п.)

Как осуществляется контроль версий

Существует несколько моделей хранения данных:

Примитивная модель хранения версий

В примитивной модели актуальные копии проекта перезаписываются в отдельную директорию через определённый промежуток времени.


Достоинства:

— возможность восстановления данных одной из записанных версий.

Недостатки:

— сложности с поиском необходимой версии в обширной и плохо структурированной базе данных;

— возможность потери данных вследствие возникновения физических поломок оборудования;

— отсутствие возможности совместной разработки.

Локальные системы контроля версий

Локальные СКВ обычно хранят на компьютере список изменений, внесенных в файлы. Основываясь на этих данных, система контроля версий воссоздает нужную версию файла (актуальную на определенный момент времени).

Локальная система контроля версий

Локальные системы контроля версий

Достоинства:

— возможность восстановления данных из определенной версии (точно определяется по времени записи);

— высокая скорость выполнения восстановления (база данных четко структурирована, поэтому сложностей при поиске не возникает, сетевая задержка отсутствует, поскольку данные хранятся непосредственно на рабочем компьютере).

Недостатки:

— возможность потери данных вследствие возникновения физических поломок оборудования;

— отсутствие возможности совместной разработки.

Централизованные системы контроля версий

Централизованные системы контроля версий предполагают сохранение версий проектов на общий сервер, с которого потом получают нужные версии клиенты.

Централизованная система контроля версий

Централизованные системы контроля версий

Достоинства:

— возможность восстановления данных из определенной версии (точно определяется по времени записи);

— возможность ведения командной разработки проекта;

Недостатки:

— отсутствие доступа к данным при сбое работы сервера;

— довольно низкая скорость работы (из-за возникновения сетевых задержек).

Децентрализованные системы контроля версий

В децентрализованных системах контроля версий при каждом копировании удалённого репозитория (расположенного на сервере) происходит полное копирование данных в локальный репозиторий (установленный на рабочем компьютере). Каждая копия содержит все данные, хранящиеся в удалённом репозитории. В случае, возникновения технической неисправности на стороне сервера, удаленный репозиторий можно перезаписать с любой сохраненной копии.

Распределённая система контроля версий

Децентрализованные системы контроля версий

Достоинства:

— возможность восстановления данных из определенной версии (точно определяется по времени записи);

— возможность ведения командной разработки проекта;

— при сбое работы сервера система сохраняет данные в локальном репозитории, что позволяет эффективно вести процесс разработки, а после восстановления работы сервера, передать все изменения в удаленный репозиторий;

— при физической поломке сервера данные можно легко перенести в новый удалённый репозиторий с любого локального репозитория;

— высокая скорость работы (в ходе работы данные записываются и получаются из локального репозитория, поэтому сетевые задержки отсутствуют).

Современные системы контроля версий

Существует много систем контроля версий (Git, Darcs, Mercurial, Bazaar, Monotone и т.д), сходных по принципу работы и конечным задачам. Отличаются они друг от друга архитектурой, использованными решениями и удобством работы.

Самая популярная на сегодняшний день система контроля версий – Git.

Git

Система контроля версий git

Git

Умение работать с git’ом — обязательный навык для программиста любого профиля. Можно долго обсуждать преимущества и недостатки разных систем контроля версий, но большинство компаний используют git, поэтому уметь работать с git’ом нужно всем.

Git – распределённая система контроля версий. Что даёт ей все преимущества децентрализованной СКВ:

— высокую скорость проведения всех операций (за счет отсутствия сетевой задержки);

— идеальные условия для командной разработки;

— страховку от потери информации при возникновении проблем с центральным сервером.

Для контроля версий в git используются 2 репозитория: локальный и удаленный. Локальный репозиторий (полноценный репозиторий, а не ссылки или копии отдельных ветвей) находится на компьютере разработчика, а удаленный на удалённом сервере. Доступ к удаленному репозиторию обеспечивается благодаря гит-хостингу Github, Google Code, GitLab и т.д.

Как работает git

Взаимодействие с удаленным репозиторием происходит при наличии интернета и, по сути, представляет собой синхронизацию двух репозиториев.

Команда push копирует новые данные, содержащиеся в локальном репозитории, в удалённый репозиторий, а команда pull передает данные из удаленного репозитория в локальный.

Каждая версия документа, внесенные обновления и т.д записываются в локальный репозиторий.

Дерево проекта

Дерево файлов в системе контроля версий

Дерево может быть прямым (в этом случае каждое последующее сохранение файлов производилось после предыдущего без возвращения к более ранним версиям) и разветвленным.

Git-хостинг

Для комфортной работы с git нужно зарегистрироваться на любом git-хостинге. Их довольно много: Github, Sourceforge, Google Code, GitLab, Codebase и т.д.

Самый популярный на данный момент git-хостинг – это Github.

Популярность его обоснована простым интуитивно понятным интерфейсом, поддержкой проектов с открытым кодом (возможностью бесплатно размещать такие проекты на хостинге) и обширным функционалом.

Git-клиент

Для удобства работы с системой контроля версий git разработан целый ряд графических git-клиентов. Это программы, позволяющие эффективно работать с системой контроля версий, используя графический интерфейс.

Многие IDE предполагают возможность работы с git.

Работа с Git через IDE

Работа с Git через IDE

Работа с системами контроля версий — важный навык, нужный каждому программисту.

Читайте также: