Коллаж авторские права нарушает ли

Обновлено: 04.07.2024

Не существует так называемых “картинок из гугла” или “музыки без авторских прав”, которые можно использовать без разрешения автора или правообладателя — все, что опубликовано в Интернете, по умолчанию имеет своего автора, поскольку эти материалы были кем-то и когда-то созданы. Копирование, заимствование, отображение чужой работы независимо от того, хотите вы получить финансовую выгоду или нет, запрещено — за нарушение авторских прав может следовать гражданско-правовая, административная и даже уголовная ответственность. Но есть способы легально пользоваться чужими работами — рассказываем, как использовать авторские фотографии, видео, музыку, литературные произведения и другой контент, чтобы не нарушить авторские права.

Использование чужого контента: цитирование, пиратство, плагиат

Согласно ст. 1274 Гражданского Кодекса, цитирование допускается без согласия автора и выплаты ему вознаграждения — это прямое использование отрывка из чужого произведения с указанием источника заимствования. Но цитировать работы других авторов можно только в том случае, если это делается в научных, полемических, критических, информационных и учебных целях для раскрытия творческого замысла или идеи, которую хотел отобразить автор. Объем цитирования должен быть оправдан его целью, иначе подобное заимствование можно квалифицировать как нарушение авторских прав.

Незаконное использование результатов чужого творчества, распространение его без разрешения и ведома правообладателя считается пиратством. Часто злоумышленники “пиратят” авторский объект с целью получения коммерческой выгоды, например, перепродавая пиратские копии фильмов или музыкальных альбомов. Если пользователь присваивает себе еще и авторство, такие действия будут считаться плагиатом — он выражается в публикации полного произведения или выдержек из него без упоминания источника цитирования.

Получается, если человек чрезмерно цитирует произведение другого автора, это может считаться нарушением авторских прав. При этом, пират просто копирует или присваивает другим способом произведение и делает его доступным для использования, а плагиатор подписывается своим именем вместо имени автора.

Разница в коммерческом и некоммерческом использовании

Под использованием произведения в личных (некоммерческих) целях подразумевается воспроизведение авторской работы в узком кругу друзей и близких, например, просмотр фильма на домашней вечеринке или прослушивание музыкального альбома по пути на работу. Если тот же музыкальный альбом включить в качестве фоновой музыки в кафе, баре или ресторане, это уже будет считаться коммерческим использованием, то есть использование объекта таким образом может принести коммерческую выгоду. Коммерческое использование недопустимо без разрешения правообладателя!

Для использования объекта авторского права в коммерческих целях, например, для печати картинок на футболке, можно заключить лицензионное соглашение с автором на определенный срок, по которому часть средств с выручки за проданные футболки пойдет напрямую правообладателю (все зависит от того, как стороны договорятся и какие условия использования объекта согласуют) — так не будут нарушены авторские права. Эксперты сервиса n’RIS рекомендуют независимо от характера, целей и мотивов использования чужих произведений, всегда получать письменное согласие автора или правообладателя.

Как не нарушить авторские права, используя чужой контент

Так как использование в любых целях чьей-то работы без согласия автора — это заимствование результата интеллектуальной деятельности другого человека, то просто упомянуть автора, поставив знак копирайта ©, указав его имя и год опубликования под работой, чтобы якобы не нарушить авторские права в Интернете, недостаточно. Такой способ распространен в Интернете, но не является достаточным для соблюдения прав автора. С помощью этого знака вы только обозначаете, что материал защищен авторским правом, но подобное использование не означает согласие автора.

Самым простым способом получения документа, выражающего согласие автора и содержащего условия по использованию объекта, является подписание договора об отчуждении исключительного права в полном объеме или лицензионного соглашения — использование объекта осуществляется с ограничениями: в каком объеме допустимо использовать произведение, на какой территории и в течение какого срока, нужно ли указывать имя правообладателя, существуют ли какие-либо ограничения и так далее.

Договор с правообладателем

Автору принадлежат личные неимущественные права (право авторства, право на имя, право на обнародование произведения и право на защиту от искажения), которые являются неотчуждаемыми и не могут быть переданы другим лицам. Также автору принадлежит имущественное (исключительное) право, которое позволяет распоряжаться своей работой тем или иным способом, а также передавать его другим лицам. Именно это право можно передать по договору.

Купить авторские права невозможно, но можно получить исключительные права на произведение как частично (по лицензии), так и полностью, заключив с правообладателем один из видов договоров:

Автор передает права на произведение в полном объеме другому лицу, после чего он может использовать произведение любым способом. Получается, у произведения появляется новый владелец.

Лицензия может быть исключительной, при которой автор или правообладатель не может предоставлять аналогичные лицензии другим лицам и не может сам использовать данный объект интеллектуальной собственности тем способом, в течение того срока и на той территории, которые обозначены в выданной лицензии, а также неисключительной, когда правообладатель сохраняет за собой право выдавать аналогичные лицензии другим лицам.

Правила цитирования

Закон разрешает цитирование. Оно может быть прямым (дословным) или непрямым, когда текст пересказывается словами автора в информационных, научных, учебных и культурных целях. При использовании чужого текста можно оформить его в кавычки и указать сноску на источник заимствования.

При заимствовании чужих слов допускается сокращение предложения или отрывков — в этом случае в кавычки берется весь отрывок целиком, а опущенные части заменяются многоточием. Подобное оформление цитирования позволяет привести лаконичную выдержку с отдельными мыслями автора из больших частей текста.

Несмотря на то, что в законодательстве не прописан четкий объем цитирования, не стоит использовать неоправданно большие куски чужого текста, иначе это может быть признано плагиатом и нарушением авторских прав. Также нельзя вставлять цитату без ссылки на источник и выдавать чужие мысли за свои. Подробнее о том, что такое цитирование, зачем его применять и чего стоит остерегаться при использовании цитирования читайте в другом нашем материале.

Контент с открытой лицензией

Существуют ли объекты, которые использовать безопасно и просто? Да! Обычно в таких случаях речь идет о контенте, который предоставляется по открытой лицензии — это лицензионный договор, заключаемый в упрощенном порядке, популярный во всем мире. Как правило, договор с лицензией размещают в открытом доступе на сайте, и согласие с ним подтверждается путем нажатия на специальную галочку в окне браузера — лицензия считается предоставленной с момента согласия с условиями использования. Каким условиям должна соответствовать открытая лицензия, мы уже рассказывали в нашем блоге.

Публичные лицензии бывают разных видов, но самая распространенная — Creative Commons, по которой контент распространяется совершенно бесплатно, без каких-либо отчислений автору или правообладателю. Суть открытой лицензии в том, что каждый может использовать произведение по собственному усмотрению и неограниченное количество раз. У этого типа лицензий существуют подвиды, которые, в частности, могут налагать запрет на коммерческое использование авторского объекта, это:

Произведение с такой маркировкой можно распространять, редактировать и даже использовать в коммерческих целях, но обязательно нужно в титрах к проекту указывать автора.

Можно распространять, изменять и использовать в коммерческих целях, но производный проект, созданный на основе чужого произведения, будет распространяться на условиях такой же лицензии.

Можно распространять и использовать как в коммерческих, так и некоммерческих целях, но нельзя редактировать и переводить на другой язык.

Разрешается перерабатывать, исправлять и развивать произведение только на некоммерческой основе, то есть можно создать производный проект на основе этой лицензии и показывать его другим, но распространять в коммерческих целях запрещено.

Можно распространять, редактировать и брать за основу для создания нового произведения в некоммерческих целях при условии, что производный проект будет распространяться на тех же правах.

Лицензия имеет наибольшее количество ограничений из всех. Можно другим получать и распространять произведение до тех пор, пока они упоминают автора и ссылаются на него, а изменять и использовать произведение в коммерческих целях запрещено. С этой отметкой не стоит использовать чужую работу в своем проекте.

Произведения общественного достояния

Согласно ст. 1281 ГК РФ, исключительное право на произведение действует в течение всей жизни автора и еще 70 лет после его смерти, считая с 1 января года, следующего за годом смерти автора. Смежные права на фонограммы, постановки и исполнения действуют 50 лет с даты совершения записи. После смерти автора исключительные права переходят к его наследникам или правообладателям, а через 70 лет оно становится объектом общественного достояния — такое произведение может свободно использоваться любым лицом без чьего-либо согласия или разрешения и без выплаты авторского вознаграждения в соответствии со ст. 1259 и ст. 1282 ГК РФ.

Несмотря на то, что произведением, перешедшим в общественное достояние, может пользоваться каждый и реализовывать его в своих проектах, в него нельзя вносить изменения, которые будут порочить честь и достоинство автора или искажать авторский замысел. Перерабатывать произведение можно, так как в результате переработки вы не вносите изменения в существующее оригинальное произведение, а делаете на его основе новое.

Особенности использования чужого контента

  • Для цитирования, которое оправдано научной, полемической, критической, информационной или учебной целью без коммерческого использования. Например, при использовании в авторефератах и диссертациях, для реализации в медицинских организациях, учреждениях уголовно-исполнительной системы и так далее.
  • Для использования слепыми и слабовидящими людьми.
  • Для комментирования и сурдоперевода.
  • При создании произведений в жанре литературной, музыкальной или иной пародии либо в жанре карикатуры.

Но мы помним, что без одобрения автора брать чужую работу нельзя, и следует получить разрешение на использование авторской работы, чтобы не нарушить ничьи права. Помимо описанных выше способов оформления прав, можно пойти другим путем, например, написать автору или правообладателю напрямую через соцсети или электронную почту. Но желательно, чтобы на руках остался документ с живой подписью автора, так как при возникновении споров экспертиза документов, полученных электронным способом, будет довольно дорогой.

Изображения: фотографии, иллюстрации и коллажи

У любой фотографии всегда есть автор независимо от того, указал он имя или нет. Популярное заблуждение: если проставить источник, где получена фотография, то ее можно использовать. Действительно, хорошим тоном является не только упоминание названия сайта, с которого была заимствована фотография, но и наличие активной ссылки на него. Но не стоит пренебрегать требованием законодательства о необходимости получения согласия автора. Если автор обнаружит свою работу на стороннем ресурсе, он может потребовать удалить ее или выплатить компенсацию, у него для этого имеются все права.

Кадрирование изображения не освобождает от необходимости соблюдать авторские права. Обрезка фотографии или использование ее части может исказить замысел автора, а значит, будет нарушено право на неприкосновенность произведения. Для таких случаев, кроме согласия автора на использование, необходимо разрешение на его переработку даже для коррекции цвета.

Коллаж — это составное произведение из множества самостоятельных. Чтобы включить изображение в состав коллажа, нужно также заручиться согласием автора, либо приобрести лицензию на включение в составное произведение.

Ранее мы писали о том, что перед использованием нужно проверять изображение на авторские права. Без разрешения автора изображения можно использовать в нескольких случаях:

  • В личных целях, например, вы скачали фотографию картины, чтобы найти ее в музее.
  • При создании карикатур и пародий, то есть переработка произведения в юмористических целях.
  • Для цитирования, например, фотография была включена в исследование, при котором один автор опирался на работу другого автора — так тоже авторское право не будет нарушено.

Десятки специализированных сайтов распространяют фотографии по лицензии Royalty Free или Creative Commons. Такие фотографии можно скачать и использовать бесплатно без каких-либо дополнительных авторских отчислений. Самые популярные сайты, где представлены бесплатные фото:

  • Shutterstock;
  • Free Stock Photos;
  • Pixabay;
  • Free Digital Photos;
  • IM Free;
  • FreeMediaGoo.

Видео и музыка

Наряду с текстами, фотографиями, музыкой допускается цитирование отрывков видео без разрешения правообладателя — это не будет считаться нарушением авторских прав. Например, на YouTube разрешается добросовестное использование отрывков произведений в образовательных, научных, информационных, полемических целях, но четкий объем заимствования (цитирования) не установлен, поэтому сложно сказать, какова длительность заимствованного ролика допустима. Не исключено, что, использовав 5-секундный отрезок из чужого произведения в обучающем видеоролике, его не заблокируют

Если требуется музыка к видео для социальных сетей TikTok, Instagram, Facebook, YouTube, можно воспользоваться их бесплатными музыкальными библиотеками. При использовании композиций из этих библиотек размещенный видеоролик не будет заблокирован, так как авторы или правообладатели предоставили лицензию на использование своей музыки в рамках лицензионного договора.

Бесплатную музыку можно найти по лицензии Public Domain, по которой предоставляются композиции, перешедшие в общественное достояние, или же авторы передали права на свои работы общественности еще при жизни. По лицензии Creative Commons композиции распространяются совершенно бесплатно без каких-либо отчислений авторам и правообладателям — музыку по этой лицензии можно найти на SoundCloud, ccMixter, Free Music Archive, Freeplay Music.

Лицензия, позволяющая заплатить только один раз за песню и использовать ее неограниченно — Royalty Free. Но выбранную композицию могут включать в свое творчество и другие лица, а значит, она будет встречаться в работе и других авторов.

Также можно посмотреть сайты с платным контентом, такие как Shutterstock, Epidemic Sound, Audiosocket, на которых можно купить права на использование песни. Но обращайте внимание на условия использования: допускается ли реализация в коммерческих целях, на территории какой страны доступна, каков срок лицензии, нужно ли указывать имя автора в описании к видео и так далее.

Так как купить авторские права нельзя, можно приобрести право на использование музыки, например, обратившись к напрямую к правообладателю или в общество по коллективному управлению авторскими и смежными правами (ОКУП), например, в РАО (Российское Авторское Общество) или ВОИС (Всероссийская Организация Интеллектуальной Собственности). Организации являются посредниками между правообладателем и покупателем, заключают соответствующие договоры и взимают гонорар за использование объектов авторского и смежного права.

Если композиция нужна на ограниченный срок, можно обратиться напрямую к правообладателю или его представителю и договориться о лицензии на ее использование в определенный временной период. Одним из условий следует предусмотреть выплату вознаграждения, например, единоразово, в форме ежемесячных отчислений или процентов от дохода с продаж и так далее.

К музыкальным произведениям, которые можно свободно использовать и не спрашивать разрешение автора, относятся государственные гимны и произведения, перешедшие в общественное достояние. В остальных случаях необходимо разрешение правообладателя.

Тексты и литературные произведения

Многие авторы в конце своего произведения ставят символ копирайта — он лишь информирует третьих лиц о том, кому принадлежит работа, но это не значит, что ее можно свободно использовать. Указание знака не означает согласие автора с такой публикацией. Без разрешения автора допускается цитирование текста в научных, полемических, критических, информационных, учебных целях для раскрытия творческого замысла автора. Но и этим нельзя злоупотреблять: объем цитирования должен быть оправдан его целью.

Любые тексты на сайте тоже являются чьей-то собственностью, даже если внизу нет символа копирайта. Так как копирование и рерайт этих текстов без разрешения владельца сайта является нарушением, можно приобрести право на публикацию текста несколькими способами, не нарушая авторских прав:

  • На условиях открытой лицензии, размещенной на сайте. Разрешается только копировать контент с сайта, но изменять его нельзя.
  • По лицензионному договору о предоставлении права использования произведения ограниченно.
  • По договору об отчуждении исключительного права — права полностью переходят от автора к новому правообладателю.

Использовать чужой контент, не нарушая авторские права, можно, но нужно быть внимательным. Всегда проверяйте, кто автор или правообладатель объекта интеллектуальной собственности. Даже если он представлен на условиях открытой лицензии и доступен для бесплатного использования, нужно изучать правила его реализации. Купить авторские права на чужой контент нельзя, но всегда можно приобрести лицензию на использование произведения. Не важно, какова длительность, качество и вид произведения — любая работа имеет автора, а, значит, будет защищена авторским правом!

Автор рассказал, какие существуют способы законно копировать картинки с других сайтов, и порассуждал о том, почему большинство изданий не задумывается о соблюдении авторских прав.

Мне кажется, мир делает огромные успехи в области борьбы за соблюдение авторских прав. Как только крупные правообладатели сообразили, что цифровое пиратское распространение контента нельзя остановить или обуздать какими бы то ни было способами, и сосредоточились на том, чтобы легальный контент можно было потреблять быстро и легко — мир изменился.

Я не заметил, как изменился сам. Когда стало проще заплатить, а не своровать — я перестал. Я плачу за книги, за музыку, за кино. Цены разумные, мне приятно и легко расставаться с деньгами, я точно знаю, что часть из них дойдет до авторов.

К сожалению, вся эта радостная история совершенно не касается фотографий. Друзья, с воровством фотографий дело полный швах. Оно тотально. Я не знаю почти ни одного популярного ресурса, где бы я за пару минут не нашел изображений, нарушающих авторские права. Отличаются только те редкие ресурсы, где в штате есть профессиональный фоторедактор.

На самом деле, нельзя взять фотографию, поставить ссылку на то место, где ты ее взял, и опубликовать (возмутительное свинство, когда фотографии вообще не подписывают). Почему нельзя? Потому что все изображения защищены законом об охране авторского права. И если вы не согласовываете публикацию с правообладателем изображения — вы нарушаете закон.

Давайте поставим простой эксперимент. Заходим на главную страницу ЦП, берем любую фотографию и проводим обратный поиск в Google (я совершенно честно ткнул в первую попавшуюся картинку). Вот такая выходит драма в трех частях:

И что выясняется? Выясняется, что фотография принадлежит агентству Global Look Press. И да, они могут пойти в суд. И выиграют. И будут правы. Авторские, блин, права. Они возникают в момент создания фотографии или изображения. А исчезают только через 70 лет после смерти автора.

Поэтому автор фотографии справедливо может возмутиться, обнаружив, что его картинку используют без его ведома (и без вознаграждения тоже). Конечно, до суда доходят единицы. Обычно все сводится к требованию удалить фотографию с сайта (или фотографии).

И мне кажется, что это происходит не потому, что все такие прямо нехорошие редиски кругом, только и думают, как бы и где чего утянуть. А просто не понимают, что у каждой фотографии есть правообладатель, который распоряжается ее судьбой. И по незнанию можно напороться на действительно озабоченного судьбой своих фотографий автора.

Как быть? Во-первых, принять как данность, что нельзя чем попало иллюстрировать сайт. А во-вторых, я набросал пять главных способов получения легальных изображений. Просто следуйте этой инструкции, и все будет хорошо.

Как правило, фотографии переходят в общественное достояние через 70 лет после смерти автора. Это общемировая практика, однако иногда возникают нюансы. Например, бывает, что изображение у нас в общественном достоянии, а в США — нет. Если нет уверенности, что изображение в общественном достоянии — нужно дополнительно проверять, чтобы себя обезопасить.

Многие, наверное, что-то слышали о Creative Commons. Это такая специальная лицензия (даже не одна, их шесть разных видов), которые по умолчанию всегда разрешают распространять произведение с единственным обязательным условием — указание авторства.

Взять картинку из Instagram нельзя — нарушение авторских прав. А заэмбедить — можно. То же самое с Twitter, Tumbler, Flickr (не все авторы, правда, включают эмбеды, но все же). И самое главное — Getty Images разрешает эмбеды. Это же праздник какой-то. И все крупные ресурсы, которые заботятся о своей репутации, — совершенно не стесняются эмбедов. Наши почему-то боятся. TJ, например, берет фотографии из Twitter эмбедами, а Instagram всегда пересохраняет к себе.

Тут, вроде, всё очевидно. В любой нормальной компании, где работает квалифицированный PR-специалист, всегда есть собственный фотобанк. И они заботятся о том, чтобы там было много легальных и релевантных изображений. Некоторые, спасибо им за это большое, делают онлайн-фотобанк. Например, Airbus.

Тут тоже всё очевидно. На самом деле, денег за свой труд хотят только профессиональные фотографы — все-таки их хлеб. А все любители всегда с удовольствием разрешают опубликовать их фотографию за так. Многие профессионалы тоже соглашаются. Легче всего договариваться с иностранцами, — легко можно уболтать на публикацию со ссылкой на сайт. Бывает, и с русскими можно договориться. Мы все люди. Просто разговаривать друг с другом надо. И уважать чужой труд.

Вау, класс, ни слова про презентацию эппл!
Материал хороший, спасибо.

А что с презентацией Apple?

Я написал в creative commons, обещали в течение 24-часов ответить, попробую не забыть опубликовать здесь ответ

Спасибо, Паша. А вы с коллегами включали в обсуждение юристов? Я вообще думаю сейчас написать письмо чувакам и уточнить все.

До юристов дело не дошло. Нас разогнали же

это зависит от конкретной лицензии CC. NC или SA добавляют далеко не всегда

Комментарий удален по просьбе пользователя

Авторские права = Бигпикча. Реальный мир = Единороги.

Есть какие-то конкретные претензии к нам?

Я больше про старые посты, про новые не чего против не имею, это просто забавная аналогия, обвинять я вас не собирался. Если сейчас у вас все изображения покупаются то вы молодцы. Раньше этого не было.
И еще вопрос, вы перестали торговать ссылками в ГГЛ?

Основной заработок гетти имаджес не продажа графики а заработок на штрафах за незаконное ее использование. Я лет 5 назад или даже больше сам попадал на платеж им, так что знаю о чем говорю.
Тогда в Германии на форумах и блогах просто истерия была, письма от их адвокатов получили тысячи блоггеров и вебмастеров. Счета начинались от 500-600 евро и доходили до нескольких тысяч за использование одной картинки.

Разрешают, но у вас же там не ембеды. интересно про ваш опыт узнать

Спасибо. В своей практике не сталкивался с такими бредовыми ограничениями. Но публикация в СМИ/блоге не должна нарушать права музея. А вот рекламу уже не сделать, да.

Подождите, Гетти про эмбед пишет:

Note: Embedded images may not be used for commercial purposes.

Выше Паша пояснил про коммерческое использование.

Гетти специально сделали эмбеды, чтобы как можно больше людей расшаривали их контент.

Паша не пояснил, Паша рассказал, чего они там с посонами у себя решили в редакции. Решение суда может разительно отличаться от мнения всеяредакции.

одна минута в гугле подтвержает мой комментарий:

3. How is commercial use defined?
Getty Images defines “commercial use” as the promotion of a product, service or company. For example, if you’re a car dealer and decide to use one of Getty’s images to promote your services, that’s commercial use, and you must pay to use the image. However, if you are a car aficionado and use one of Getty’s images to discuss the merits of the latest Ferrari California T on your blog, that is not commercial use and you won’t have to pay.

4. But what if a personal blog uses Google Ads to make money from its traffic?
“We would not consider this commercial use,” says Craig Peters, senior vice president at Getty Images. “The fact today that a website is generating revenue would not limit the use of the embed.” This opens up Getty’s imagery to hundreds of thousands of blogs and websites.

5. What about news websites and the likes of BuzzFeed?
As long as Getty’s images are used in an editorial context and not to promote a business, a product or a service, any website can use the embed player. If The New York Times, say, suddenly decided to use the feature, it would be allowed to do so. However, Peters says the image library doesn’t believe news websites will want to feature an embed player with Getty Images’ branding in their design, especially since the player cannot be resized. What’s more, Getty Images plans to feature ads in its player, which would compete with news organisations’ own advertising models.

С одной точки зрения, использование кадра из фильма или сериала нарушает авторские права ничуть не меньше, чем если бы мы украли кусок из чужой статьи без указания авторства. Но с другой — все же так делают? Неужели каждый встреченный нами в сети блог запрашивает разрешение в HBO и Marvel на использование картинки из фильма или сериала?

Снимок экрана 2016-09-15 в 0.51.58

Команда Pressfeed решила спросить у трех юристов, нарушает ли использование картинок из фильмов в СМИ и блогах чужие авторские права, чем грозит нарушение законных методов использования и есть ли в законодательстве лазейки, с помощью которых кино-картинки использовать всё-таки можно.

Использовать кадры из фильмов и сериалов для иллюстрации без ведома продюсеров незаконно, потому что авторско-правовой охране подлежит не только всё аудиовизуальное произведение целиком, которым является любой фильм, но и каждый кадр из такого произведения.

Законодательство построено таким образом, чтобы обеспечить защиту прав правообладателя. Поэтому поиск возможных лазеек — верный признак недобросовестного поведения.

Кадры из фильмов законно использовать только в тех случаях, когда такое использование можно подвести под тот или иной случай свободного использования, предусмотренный Гражданским кодексом. В частности, использование в информационных и научно- исследовательских целях, когда, например, пишется аналитическая статья и приводятся примеры. Иначе говоря, если кадр является предметом анализа в данной статье.

Если картинка вам уж очень понадобилась, то следует связаться с правообладателем, договориться об условиях использования в коммерческих целях и соблюдать условия заключенного соглашения.

Что касается санкций за нарушение прав правообладателя, то, вероятнее всего, нарушителя обяжут выплатить компенсацию. Суд может присудить компенсацию в размере от 10 000 до 5 миллионов рублей, при этом правообладателю для этого достаточно доказать факт самого нарушения — доказывать размер причиненного вреда не надо.

— Для начала надо разобраться, что является объектом авторских прав. В силу пункта 1 статьи 1259 ГК РФ, к объектам авторских прав относятся аудиовизуальные произведения. Аудиовизуальные произведения — это произведения, состоящие из зафиксированной серии связанных между собой изображений (с сопровождением или без сопровождения звуком) и предназначенное для зрительного и слухового (в случае сопровождения звуком) восприятия с помощью соответствующих технических устройств (часть 1 статьи 1263 Гражданского кодекса). Аудиовизуальные произведения включают кинематографические произведения, а также все произведения, выраженные средствами, аналогичными кинематографическим (теле- и видеофильмы и другие подобные произведения), независимо от способа их первоначальной или последующей фиксации.

Использование одного кадра из фильма или сериала, а также отсутствие зафиксированной серии связанных между собой изображений не является аудиовизуальным воспроизведением кадров, относящимся к объектам авторских прав.

Как быстро познакомиться с журналистами, пишущими на вашу тему, и организовывать публикации в СМИ бесплатно?

Разберем ситуацию при которой допускается без согласия автора или иного правообладателя свободно использовать произведение.

Если кадр из фильма размещен в Интернете в открытом доступе и при этом не является основным объектом воспроизведения, то использование данного кадра может быть осуществлено без согласия автора или иного правообладателя.

Интернет состоит из совокупности информационных составляющих, ответственность за которые несут авторы сайтов, порталов, блогов и иных информационных ресурсов.
Информация, размещенная ее обладателями в интернете в формате, допускающем автоматизированную обработку без предварительных изменений человеком в целях повторного использования, является общедоступной информацией, и добросовестность и невиновность лиц, использующих такую информацию, презюмируется.

Однако кадр из фильма или сериала, не являющийся самостоятельным объектом авторского права, но признанный на основании п.7 ст.1259 ГК РФ самостоятельным и отдельно выраженным результатом творческого труда авторов фильма или сериала, либо при фиксации на нем персонажа, который является самостоятельным результатом творческого труда авторов, подлежит правовой защите. В данном случае необходимо получить письменное согласие автора данного фильма (сериала) или иного правообладателя на использование.

В случае если имеются основания полагать, что происходит нарушение авторских прав, рекомендуется удалить данное изображение, так как автор или правообладатель могут зафиксировать незаконное использование объекта авторского права и в последствии использовать это в качестве доказательства.

Роман Бузько, партнер Buzko & Partners:

По общему правилу картинка (скриншот) является составным элементом более общего объекта авторского права – кинофильма. На такую картинку распространяются исключительные права правообладателя кинофильма. Размещение такой картинки в статье является способом ее использования, что вправе делать только правообладатель. Соответственно, использование кадров из фильмов и сериалов для иллюстраций без согласия правообладателя будет являться нарушением его исключительных прав.

Вы можете воспользоваться ст. 1274 ГК РФ, которая допускает свободное использование произведений в информационных, научных, учебных и культурных целях.

В частности, к СМИ и блогам наиболее применимы пп. 1 и 2 п. 1 ст. 1274 ГК РФ, а именно: допускается без согласия автора или иного правообладателя и без выплаты вознаграждения:

1) цитирование в оригинале и в переводе в научных, полемических, критических, информационных, учебных целях, в целях раскрытия творческого замысла автора правомерно обнародованных произведений в объеме, оправданном целью цитирования, включая воспроизведение отрывков из газетных и журнальных статей в форме обзоров печати;
2) использование правомерно обнародованных произведений и отрывков из них в качестве иллюстраций в изданиях, радио- и телепередачах, звуко- и видеозаписях учебного характера в объеме, оправданном поставленной целью.


В обоих указанных случаях обязательно указывать имя автора, произведение которого используется, и источник заимствования.

С учетом изложенных выше позиций использование картинок (фрагментов) кинофильма или сериала допускается только в рамках исключения, предусмотренного пп. 2 выше, то есть в учебных целях.

Поэтому стоит удостовериться, что, в случае если правообладатель решит предъявить вам претензию, вы сможете убедить суд, что ваше заимствование соответствовало учебным целям.

В качестве минимальных мер предосторожности любой юрист посоветует вам, как минимум:

  • указать в стандартных условиях пользования сайтом, что отдельные материалы, опубликованные на сайте, преследуют учебные цели;
  • уточнять это в каждой публикации, в которой используется материал;
  • предусмотреть форму (специальный адрес электронной почты) для направления претензий;
  • указывать правообладателя;
  • указывать источник заимствования.

К материальным санкциям за нарушения исключительных прав на произведение относятся:

  • взыскание убытков;
  • взыскание компенсации в размере от 10 тыс. до 5 млн. рублей, определяемом по усмотрению суда исходя из характера нарушения;
  • взыскание компенсации в двукратном размере стоимости контрафактных экземпляров;
  • взыскание компенсации в двукратном размере стоимости права использования произведения, определяемой исходя из цены, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за правомерное использование произведения тем способом, который использовал нарушитель.

Правообладатель вправе выбрать форму ответственности на свое усмотрение. В силу сложности доказывания размера убытков, практика идет по пути взыскания компенсации в размере от 10 тыс. до 5 млн. рублей. Точный размер которой определяется судом.

Авторское право и картинки

Чтобы текст воспринимался лучше, желательно сопровождать его изображениями. Но что делать, если авторского контента у вас нет, создать его либо невозможно, либо нет времени, а брать чужое – рискованная затея? Есть ли способы проверить защиту фотографии авторским правом? И что делать, если на вашем сайте уже есть чужая картинка с лицензией? Обо всем этом сегодня и поговорим.

Что нужно знать об авторском праве на изображения

Авторское право подразумевает наличие интеллектуальных прав на любые произведения науки, литературы или искусства, в том числе изображения.

Авторское право – это исключительное владение произведением, возможность его публикации и неприкосновенность. То есть тот, кто опубликовывает, допустим, картинку, может редактировать, распространять, воспроизводить ее, а также передавать права другим лицам на свое усмотрение. Размещение, кстати, возможно под собственным именем, псевдонимом или анонимно.

Есть несколько категорий изображений, которые могут попадать под авторские права. К примеру, если вы сделали скриншот какой-либо игры или статьи в интернете, за это ничего не грозит. Подобные случаи называют цитированием, но за него наказания нет. Размер цитат и их количество законом не определены, поэтому если за это и подадут в суд (что маловероятно), по делу будут проводить экспертизу, а уже потом решать, нарушено авторское право или нет.

Что касается авторских изображений и чужих скриншотов, то это уже собственность автора, и для пользования ими нужно получить права.

Что будет, если нарушить авторское право на фотографии?

Как проверить картинку на авторские права

Простейший способ проверить картинку на авторские права – посмотреть на метаданные. Сделать это можно, скачав изображение и посмотрев в свойствах все необходимые данные. Следует учесть, что эти данные могут стерты, особенно если сервис искажает или сжимает изображение.

Как найти метаданные в свойствах файла

Более простой способ – использование онлайн сервиса Metapicz. Нужно просто открыть сайт и перетащить в него изображение. Другой вариант – указать URL-адрес картинки, если она еще не скачана. Далее необходимо нажать на кнопку и дождаться вывода информации об авторском праве.

Как пользоваться Metapicz для поиска метеданных

Настройка поиска Гугл с применением фильтров

Еще один хороший вариант – пользоваться поиском изображений, но в обратном порядке. Поможет вновь Google, а также любой другой поисковик, в котором есть сервис для поиска картинок. Тут тоже доступен поиск по ссылке или загрузкой файла. После того как результаты будут отображены, просто сравниваете их, заходите на все возможные источники и ищете условия использования контента, если они есть.

Как подтвердить авторское право через поиск картинок в Google

Если вы все же публикуете на сайте картинку с авторскими правами, необходимо правильно соблюдать предписанные лицензией условия. Только вот как определить, под какой тип попадает использованная вами картинка?

Типы свободных лицензий

Creative Commons – наиболее распространенная лицензия для любого вида контента. Именно на нее стоит обращать внимание при поиске картинок. Отметим, что в этой лицензии есть несколько подвидов:

  1. CC BY – свободное распространение с указанием авторства. В данном случае разрешается использование, редактирование и публикация контента в коммерческих целях. Но только при условии, что будет указана ссылка на автора.
  2. CC BY-SA – разрешены отправка, размещение и изменение картинок в коммерческих целях. Требуется указание авторства, а также лицензирование всех производных изображений.
  3. CC BY-ND – допускается коммерческое и некоммерческое использование изображений с указанием авторства. Но в то же время запрещены любые изменения, включая перевод текстов на картинке, добавление подписей и так далее.
  4. CC BY-NC – разрешается публикация и изменение изображения, но только в некоммерческих целях и с указанием авторства. Лицензировать производные работы необязательно.
  5. CC BY-NC-SA – такой тип допускает редактирование и передачу фотографии другим людям. Одно условие – должна быть ссылка на автора.
  6. CC BY-NC-ND – позволяет загружать изображения и опубликовывать их с указанием авторства, но запрещает любое редактирование и использование картинок в коммерческих целях.
  7. CC0 подразумевает отказ владельца контента от авторских прав, в результате чего другие люди свободно и без ограничений пользуются им для любых целей.

Если контент на сайте размещается под лицензией Creative Commons, тогда на картинках или в самом низу страницы будет размещен маркер авторского права. Только это все касается изображений в бесплатном доступе. А ведь у платных ресурсов есть собственная документация и другие виды лицензий.

Типы лицензий на платных ресурсах

Множество платных фотобанков предусматривают свои условия и лицензии. А если они не прописаны, тогда картинки продаются по следующим стандартным лицензиям:

Где искать картинки и фотографии

Существует множество сервисов, откуда можно брать картинки, причем как платных, так и бесплатных. Начнем, пожалуй, с бесплатных ресурсов.

Бесплатные ресурсы

Первый вариант, самый популярный – найти картинку в поисковике, например Google, с применением дополнительных настроек. Впрочем, мало людей действительно используют фильтры.

Второй способ – взять какое-либо понравившееся изображение из популярной социальной сети, но только после заключения соглашения с автором.

Третий вариант – поискать картинки на бесплатных фотостоках. Вот некоторые примеры:

    – сборник коллекций, в который каждый день заливают новые изображения. В этом сервисе ищут картинки по словам, рубрикам или фотографам. – популярный сервис с уникальными фотографиями. База обновляется каждые десять дней, изображения бесплатные. – огромная база картинок, где все разбито строго по категориям. Изображения, взятые отсюда, используются в личных, коммерческих или образовательных целях. Правда, все в малом разрешении – за лучшее качество все же придется доплачивать. – в этом фотостоке есть отдельный раздел с бесплатными изображениями. Единственное условие – необходимо зарегистрироваться на сайте. – один из самых популярных фотостоковых ресурсов. Здесь можно найти яркие картинки без авторских прав для любых целей – размещения на сайте, в блоке, на печатной продукции и так далее. – чуть ли не самый известный сервис для размещения фотографий. На смартфонах есть специальное одноименное приложение. – огромная база бесплатных изображений, распространяемых по лицензии Creative Commons. Отсюда можно копировать фотографии, пересылать их и использовать в любых целях на свое усмотрение.

Платные фотобанки

Плюсов в них множество, и первым является качество. Второе преимущество – это огромный выбор, ведь в таких фотостоках есть множество фотографий для самых разных целей и задач.

Shutterstock photo

    — известный платный фотобанк с миллионом картинок в хорошем качестве. Это отличный вариант для тех, кто постоянно покупает изображения. Но для разового использования этот сервис не совсем подходит. – этот ресурс отличается сравнительно низкой ценой на контент. Есть несколько тарифных планов на месяц. — платный ресурс со множеством платных и бесплатных фотографий, аудио- и видеоматериалов. Главное в нем – актуальные снимки известных личностей из мира спорта, шоу-бизнеса, а также светской жизни. Идеальный вариант для новостных, мультимедийных или печатных СМИ. — российский фотобанк, где публикуют свои работы профессионалы и любители. Если найти нужную картинку не удалось, вам поможет сотрудник техподдержки. Купленный контент отправляют по электронной почте.

Как защитить изображение авторским правом

Самый простой способ защиты собственных фотографий или изображений авторским правом – вставка водяного знака или собственного логотипа со значком копирайта. Для этого используются специальные онлайн-сервисы. Если же вы владеете навыками работы в фоторедакторе, можно самостоятельно создать и вставить на фото собственную вотермарку или логотип.

Заключение

Прежде чем брать картинку со стороннего ресурса, проверьте, не защищена ли она авторским правом. Вполне допустимо, что лицензия не позволит публиковать это фото в вашем проекте, и за это придется отвечать по закону. Альтернативные варианты – по возможности использовать собственные фотографии, скачивать картинки с бесплатных сервисов со свободной лицензией или же покупать их в фотобанках.

Читайте также: