Кого можно было узаконить в древнем риме

Обновлено: 09.05.2024

Брак в Римском праве трактовался, по словам римского юриста Модестина как "общность человеческого и божественного права, объединение мужа и жены, слияние всей жизни ". Идеализированное представление о брачных отношениях совсем не соответствовало действительности. И даже во время наибольшего расцвета права в Риме женщина не признавалась полноценным партнером собственного супруга.Римляне выделяли matrimonium iustum (узаконенный брак между лицами, которые имеют право на брак) и matrimonium iuris gentium (брак между лицами не имеющими брачного права).

Виды брака в Римском праве

Римляне выделяли matrimonium iustum (узаконенный брак между лицами, которые имеют право на брак) и matrimonium iuris gentium (брак между лицами не имеющими брачного права). В империи также было распространено сожительство на постоянной основе свободных лиц, без заключения брачного договора (называвшееся конкубинатом). Однако это сожительство не было полноценной заменой узаконенному браку. На детей, которые рождались в таком союзе, власть отца не распространялась. В эпоху республиканства, вопреки моногамных обычаев семьи римлян, мужчинам разрешалось одновременно находиться в брачных отношениях с одной женщиной и сожительствовать в конкубинате. В противоположность этому, закон республиканцев давал супругу убить жену за выявленное сожительство или измену.

В доюстиниановое время обозначались два вида брака: cum manu mariti (брак с мужской властью) и брак sine manu (без мужской власти над женой). Оба считались правильными. В общем своем содержании, брак sine manu походил на сожительство(конкубинат), но осуществлялся брак для создания семьи и совместного воспитания детей. Требовалось согласие брачующихся, а также их домовладыки. Обычно согласие главы дома требовалось для вступления в брак девушки. Мужчины, к моменту свадебной церемонии считались самостоятельными. В случае необоснованного отказа главы дома, его положительного ответа добивались, подав жалобы в магистрат.

Условия вступления в брак в римском праве

1) Возраст, разрешенный к заключению брака, наступал в двенадцать лет для женщин, в четырнадцать лет - для мужчин.

2) Если кто-то из лиц, стремящиеся к браку, находился в действующих (длящихся)отношениях, то брак не разрешался.

3) Лица желающие вступить в брак должны были иметь на это брачное право.

В доюстиниановый период из - за отсутствия брачного права, не могли жениться некоторые категории иностранцев.Так, например, брак в Древнем Риме между римлянином и иноземкой не разрешался по политическим мотивам(чтобы помешать получению римского гражданства путем брака).По законам юстинианского периода, при наличии гражданства у практически всех жителей Римской империи, поводом для отказа в брачном праве служило родство близкой степени или своячество (отношения между близкими, но не кровными родственниками).Причем родство было как когнатическим, так и агнатическим.

4) Брак считался недействительным между родными по прямой ветви и боковой( при наличии хотя бы одного родственника, находящегося с предком в прямом родстве).Так запрещались браки между братьями и сестрами, тетками и племянниками;не разрешались брачные отношения между зятем и золовкой.

5) Кроме этих требований, выставлялись и специфические условия, такие как: состоящий в должности магистрата провинции не мог жениться на гражданке этой же провинции.(одной причиной запрета служило желание избежать давления на волю брачующихся, другой - пресечь усиление его политического влияния с помощью семьи).

Заключение брака в древнем Риме

Перед праздничной церемонией осуществлялось обручение.Вступающие в брак совершали процедуру с согласия глав семейств. Однако некоторые брачные церемонии совершались достаточно просто: если всех требования брачного права были соблюдены, от брачующихся требовалось лишь устное согласие. После этого невесту отводили к жениху. Такое заключение брачных уз приводило к браку в форме sine manu.При осуществлении брака с властью мужа, для утверждения власти супруга совершались чисто формальные действия.

Брак в Древнем Риме мог прекратиться:

а) с кончиной одного из супругов;

б) если кто-то из супругов потерял свободу;

в) с официальным объявлением развода при свидетелях.

В эпоху расцвета римской классики развод осуществлялся как по желанию обоих супругов, так и по заявлению сделанному одной из сторон.В период монархизма процедура развода была очень ограничена. Развод по совместному согласию был запрещен, а развод по заявлению одной стороны разрешен только в случае нарушения верности или при покушении на жизнь. Также был возможен развод и без вины с чьей-либо стороны, но по весомому поводу(невозможность интимных отношений, религиозные причины). Развод в одностороннем порядке, без веской на то причины, штрафовался(при этом брачные отношения считались прекращенными).

Древний Рим отличался высокой консервативностью в семейных отношениях и большой строгостью к месту женщины и детей в семье. А ещё римляне обожали правила и законы, принимали и записывали их в огромных количествах. И кое-что из традиционного и официального семейного права римлян может шокировать современного человека.

Главой римской семьи был так называемый Pater familias, самый старший представитель семьи мужского рода. Только отцу семьи разрешалось владеть землёй и представлять семью в суде и экономических сделках. Даже взрослый сорокалетний мужчина был лишён этих прав, пока был жив его отец.

Любой родившийся в семье ребёнок становился новым членом семьи только после того, как старший мужчина признавал его. По традиции, младенца клали возле ног отца семейства. Если он брал ребёнка на руки, у него появлялись сын, дочь, внук или внучка. Непризнанный ребёнок не считался римским гражданином, даже если его не выкидывали умирать.

Кроме того, очень долго отцы имели право торговать своими детьми и убивать их. Даже мать ребёнка не имела права потом требовать отмщения. Ребёнок – собственность мужчины, и точка. Временной продажей в рабство и убийствами, кстати, регулировалось количество детей в семье – даже в Древнем Риме знали, что меньше детей легче прокормить. Только средства контрацепции не применяли. Зачем, если от ребёнка нетрудно избавиться после рождения?

Зато за убийство отца полагалась одна из самых жестоких смертных казней. Отцеубийце завязывали глаза, вывозили за город, раздевали догола и били палками до полусмерти. После этого заколачивали в одной бочке со змеёй, собакой, обезьяной и петухом и бросали в море. Обезумевшие животные нападали друг на друга и на человека, терзая его, пока он не умрёт.

Отец также имел право убить любого человека, которого заставал во время полового акта со своей незамужней дочкой. Даже если дочке было за тридцать и у неё была любовь. Если отец убивал любовника дочери, то обязан был убить и дочь.

Нельзя сказать, что закон никак не защищал детей от произвола отцов. Во-первых, законы Октавиана Августа запретили убийство детей (это уже в последних годах до нашей эры). Во-вторых, отец имел право продать во временное рабство ребёнка не больше трёх раз. После третьего раза он лишался родительских прав на этого ребёнка, потому что больше двух продаж считалось жестоким обращением. Так что предприимчивые папаши продавали детей по очереди.

Признанные дети римского гражданина помечались специальными амулетами: буллами мальчики и лунулами девочки. Это было нужно для того, чтобы любой прохожий мог без труда понять, каких детей можно бить и насиловать, а за каких засудят. А то мало ли, шёл, развлёкся, а тебя в суд тащат или на месте убивают. Неприятно.

Играющие дети. Барельеф

Брачный возраст для римлян начинался с 12 лет для девочек и 14 – для мальчиков. Жениться для мальчика, впрочем, не значило стать полноправным гражданином. С этим ему надо было подождать до 25 лет, а если вспомнить о правах отцов семейств, то и ещё дольше.

На свадьбе вместо поцелуя молодые пожимали друг другу руки. Во-первых, нежность считалась признаком слабости для мужчины, и её не стоило демонстрировать. Во-вторых, брак вообще не был связан с любовью, это была сделка двух семейств. Так что пожатие рук выглядело очень логичным. Европейцы до сих пор так делают при заключении сделки. Конечно, официально брачное рукопожатие было знаком сердечного единения, но стоит помнить, что часто молодожёны впервые видели друг друга на свадьбе – какое уж там единение.

Хотя традиционные законы всячески закабаляли женщин, жёны всё равно со временем научились их обходить. Например, чтобы вещь стала собственностью римлянина, он должен был владеть ею не меньше года. Женщины, которыми не хотелось стать собственностью мужчин, должны были сбегать каждый год и скрываться от мужа три дня. Ну да, женщины были вещью. Потому закон на них так и действовал.

В наиболее традиционные времена замужняя женщина подлежала смерти, если кто-либо видел её пьяной.

Джон Уильям Годвард. Римская матрона. Павлин – любимая птица Юнона, покровительницы замужних римлянок

Со временем законы Рима смягчались, науки и философия развивались и шли вперёд и влюблённость уже не казалась чем-то странным и недостойным мужчин. Кроме того, стало гораздо свободнее с половой жизнью (мужчины в ней, впрочем, с самого начала мало ограничивались). Одному из императоров, Октавиану Августу, всё это не нравилось, и он издал множество законов ради укрепления семьи и восстановления традиционной нравственности.

Например, император пресёк практику мужского мошенничества, когда какой-нибудь проходимец женился на женщине, забирал её приданое, наслаждался с ней в постели, а года через два под надуманным предлогом давал развод (оспорить который у неё права не было) и возвращал женщину отцу, оставив у себя всё, что она принесла с собой после свадьбы. Император учредил закон, по которому в случае развода приданое возвращалось в родную семью вместе с женщиной. Правда, его интересовала защита не жён, а экономических интересов тестей.

Он также законодательно сделал брак обязательным для всех мужчин младше 60 лет и женщин младше 50 лет из сословий сенаторов и всадников. Мужчинам при этом запрещалось жениться на дочерях вольноотпущенников во имя чистоты крови римской элиты. Холостяки ограничивались в правах, например, им запрещалось получать по наследству какое-либо имущество. Женатые, но без признанных детей получали только половину от завещанных им денег. Впрочем, холостяками не считались помолвленные мужчины, так что многие римляне фиктивно, на время, обручались с незрелыми девушками и дальше “ждали” её совершеннолетия. По закону, помолвка считалась действительной ровно два года; через два года разрывали одну и объявляли другую.

Скульптурный портрет Октавиана Августа

Октавиана Августа очень волновала низкая рождаемость. Он вменил в обязанность заводить детей каждому свободному римлянину под угрозой штрафа. Надо отметить, что в то время, как император начал борьбу за деторождение, по факту Рим был перенаселён. Тем не менее, один из его законов в пользу рождения детей работал на освобождение женщины от власти мужа: она становилась свободной гражданкой, дав жизнь третьему ребёнку.

Чтобы поощрить вступления в брак, Октавиан Август разрешил юношам и девушкам обращаться за разрешением в магистрат, если их отцы были против свадьбы. А вообще, надо сказать, в Древнем Риме было несколько видов брака, которые регулировались разными законами: cum manu (передача полной власти над женщиной от опекуна мужу), sine manu (власть над замужней женщиной оставалась за опекуном) и конкубинат (фактическое сожительство в браке без свадьбы). Брак cum manu мог заключаться через традиционные обряды или через покупку невесты. Последняя форма была больше популярна у простолюдинов.

Только в пятом веке до нашей эры стали возможны браки между знатью (патрициями) и простолюдинами (плебеями). Если при этом патрицианкой была жена (такое было возможно только при богатстве жениха), она всё равно считалась принадлежащей отцу. а не мужу. Вообще долгое время отцы по своей воле могли разводить дочерей с мужьями. Только во втором веке до нашей эры появился запрет на подобное проявление отцовской власти, кроме случаев, когда брак неудачен и отец таким образом спасает свою дочь.

Некоторое время отпущенная на волю рабыня, ставшая женой своего бывшего господина, могла, как римлянки, подавать на развод, но Октавиан Август лишил вольноотпущенниц такого права. И, кстати, рабынь. Рабам стало возможно вообще вступать в брак официально. Но даже при Августе не могли жениться и признавать детей римские солдаты. Семья, как полагали в Риме, лишает мужчину боевого духа. Вокруг этого запрета и родилась легенда о Святом Валентине как о пострадавшем за венчание солдат с их любимыми девушками.

Если вам понравился пост, пожалуйста, поделитесь ими со своими друзьями! :)

Правосубъектность лиц в Древнем Риме определялась правовыми статусами или состояниями:

- статус свободного (либертатис). С точки зрения этого статуса все граждане Рима делились на свободных и рабов. Это базовый статус. Свободные: также делятся на определенные разновидности. В зависимости от статуса гражданина и семейного статуса. Правовое положение рабов в Древнем Риме. Объекты права. Особая категория вещи. По Законам 12 таблиц рабы относятся к категории манципированных вещей.В последствии, приблизительно на рубеже 1-2 века до н.э. новая классификация вещей юриста Варона: по его классификации вещи делятся на три категории: 1) вещи неодушевленные 2) одушевленные (не говорящие, домашние животные, скот) 3) одушевленные, владеющие речью (рабы). Позже, с развитием имущественного оборота, ситуация меняется: рабы наделяются элементами правосубъектности: 1) некоторые доверенные лица господина получают право торговать в лавке от имени господина, заключенные ими сделки являлись действительными. Особенность: односторонняя натуральная. Права одной стороны (права господина исками обеспечены, права контрагента исками не обеспечены) 2) если раб причиняет вред третьему лицу, ответственность нес господин, но если господин отпускал такого раба на свободу, бремя возмещения убытков переходит на раба, хотя он во время совершения вреда был вещью. 3) в эпоху Юстининана раба можно было освободить с помощью указания на него в завещания в качестве наследника по завещанию. 4) появление в римском праве института рабского пекулия. Для того, чтоб заинтересовать раба в повышения производительности труда. Господин мог предоставить рабу землю для обработки при условии, что часть урожая остается к рабу. Сделка, естественно, не имела юридической силы, базировалась на честном слове гсоподина.

1. Взятие в плен

2. Ребенок, рожденный от рабыни

3. Свободная + раб = свободная теряет свободу

4. В архаическом праве: невозврат долга. Позже ответственность стала имущественной, а не личной

5. Домовладыка мог обратить подвластного члена семьи в рабство за непослушание

6. Вольноотпущенник мог быть обращен в рабство за неблагодарное отношение к патрону

Освобождение из рабства:

1. Раба можно внести в список вольноотпущенника при переписи населения

2. При Юстиниане: раба указывают в завещании, и ему оставляется имущество

3. Сделка с фикцией: monumissio vindicta. Для того, чтобы освободить сейчас. Виндикационный иск. Когда другой гражданин заявляет о том, раб – его собственность. Ему отдают раба. Тот отпускает его на волю, так как он на самом деле не собственник.

4. В период империи: для освобождения господин должен был прийти в магистрат судебный и заявить об освобождении раба. Воля господина фиксировалась и заносилась в протокол магистрата, после этого раб получал свободу.

- статус гражданина (цивитатис). Все свободное население делилось на пять категорий:

1. квириты – civis romanus – граждане Рима. После возникновения Римского государства, представители племен, которые считали, что они больше участвовали в создании государства стали гражданами. Латинский союз племен, лацио. Обладали максимальной правосубъектностью, включали права публичные и частные. Публичные права – право служить в регулярной римской армии. Приписывались к регулярным частям. Активное (с 25) и пассивное (зависит от должности) право. Частное право – юс commercii (право заниматься предпринимательской деятельности, главное – приобретать исконно римскую землю), юс connubii (право вступать в законный римский брак, ребенок, рожденный в браке, приобретал статус отца).

2. Латины – представители остальных племен, которые принимали незначительное участие в становлении государства. Первоначально жители лациума, но имевшие меньшие заслуги. Условно – это неграждане Рима, но не иностранцы. Латины, которые продолжали жить в Риме получили статус древних латин (в рамках публичного права обладали только активным избирательным правом, частные права – такие же, как у квиритов). Если такие лица вступали в браки с квиритами, статус ребенка определялся по статусу отца. Всего пять статусов. Часть древних латинов позже переселилась в провинцию, они стали называться провинциальными латинами (главное отличие – такие лица имели активное избирательное право только если они приезжали в Рим). Третья категория – юлиане. Их положение определял спец.закон – лех юлиана норбанна. Это вольноотпущенники латинов (древних и провинциальных). Вступать в брак они могли, но только с лицами, равными по происхождению. Юс коммерции ограничено – не могли землю в Риме приобретать. Жили как свободные, умирали, как рабы. Если он умирал, патрон наследовал все имущество такого лица.

3. перегрины – чужестранцы, иностранцы. В цивильном праве вообще не обладали правосубъектностью. Приобрели правосубъектность благодаря праву народов. Публичных прав не имели. Частные права – юс коммерции в ограниченном объеме, не могли приобретать в собственность землю в Риме. Юс коннубии тоже не имели.

4. либертины – вольноотпущенники квиритов и латинов. Лица, которых господин отпустил на свободу. Публичных прав не имели, в брак только с равными. Если специально скрыли свой статус при вступлении в брак (коннубии), могли быть обращены в рабов. После смерти таких лиц, имущество доставалось патрону. Перегрины могли тоже отпускать на свободу, но юс коннубии ни не могли даровать, так как сами не имели. После того, как господин отпустит на свободу раба, правовая связь с ними не теряется: 1. вольноотпущенник должен был содержать патрона, алименты платить. 2. после смерти вольноотпущенника, патрон входил в круг его наследников по закону.

5. колоны – от этого слова происходит институт колоната. В Риме он возникает в эпоху кризиса рабовладельческой экономической формации. Это институт феодального права, в 4 веке н.э., в эпоху кризиса рабовладельческого строя, была принята конституция 32 года. Она ввела новый вид налога (для земельных собственников). До этого землевладелец платил налог на землю, после 32 года – два налога – налог на землю и налог на каждого лица, который работает на земле в качестве арендатора. Прикрепление арендатора к земельному участку. Легкая версия крепостного права. Конституция запретила собственнику изгонять арендатора, а арендатору – уходить с участка. Конституция 357 года – если собственник продавал такой участок, то новый собственник не мог прогнать арендаторов. Дети, рожденные колоннами (арендаторами) приобретали статус родителей, не могли уйти с земли. Эту категорию сложно сопоставить с предыдущими категориями, так как эта категория феодального права, а то – рабовладельческого.

Как можно выйти из под власти домовладыки:

- смерть домовладыки (если у него есть дети, то они становятся домовадыками – каждый в своей семье, если кто-то не в семье, то он обладает личным домовладыкой, дочери становятся женщинами, свободными от отцовской власти, вдова подпадает под опеку сыновей или назначенного опекуна назначенного).

- утрата домовладыкой статуса свободного или статуса квирита или латинянина. Только такие лица могли создавать семью.

- эманципация. Домовладыка при жизни мог освободить подвластного ребенка домовладыкой. Судебный процесс с фикцией, похожий на монумиссиио виндикта. Также приглашает другого домовладыку. Все так же, как с рабами. Если освободлася малчик, нужно было три раза повторить фразу, что он освобождает его. Мальчик считался более ценным, потому что сам в будущем мог стать домовладыкой.

При Юстиниане еще два способа освобождения:

- успехи на военной или иной гос.службе по рескрипту императора (чтобы идти на службу согласие отца не требовалось). Институт военного пекулия (все, что заработано в походе принадлежит ему, домовладыка не может претендовать на это имущество )

- можно было обратиться к претору с жалобой на жестокое обращение со стороны домовладыки.

Источники власти домовладыки:

- рождение ребенка в законном браке (тогда под власть отца или домовладыки отца (деда);

- внебрачный ребенок узаконен отцом;

- усыновление чужих детей;

- только для женщин: вступление свободной от власти отца женщины в брак с властью мужа.

Отношения в римской семье – это отношение между родственниками. Под родством понимается отношение между лицами, основанными на принадлежности к одной римской семье. Родство двух видов: 1) agnatio – агнаты, родство, основанное на общности подчинения отцовской власти одного лица (домовладыки), родственниками считаются лица, которые состоят под властью одного домовладыки. Черты: 1. может возникнуть с момента рождения или в результате других юридических фактов (узаконение собственного ребенка или свободная женщина вступает в брат) 2. агнаткое родство можно изменить (если женщина подвластная вступает в брак под власть мужа, она утрачивает агнатское родство полностью) 3. можно утратить (при манципации). 4. не имеет линии и степеней 2) cognatio (кровное) – когнаты. Родство основанное на общности происхождения от одного лица (общего предка). Черты: 1. возникает только с момента рождения, никаких иных юр.фактов не может быть 2. нельзя переменить кровное родство 3.утратить тоже нельзя. 4. имеет линии и степени. Линии делятся на прямые и боковые. Схема 1. от потомка к предку, от предка к потомку. Схема 2. Степень родства – количество рождений между сопоставляемыми родственниками. Между отцом и сыном – 1 степень, между отцом и внкуом – 2 степень. Просто считаем между ними членов семей.

На что влияет линии и степень родства – на возможность вступления в брак, прямая линия такую возможность исключает, не может внук женится на бабушке. Боковая линия в зависимости от степени. Тогда 2 и 3 степень запрещена. Также влияют на очередность по закону (смотри наследственное право). Сначала линии по прямой линии над боковой.


О Древнем Риме снимаются бесчисленные телепередачи, фильмы и документальные картины — нас впечатляют громадные размеры империи и её устрашающая армия.

Но не будем забывать и об интеллектуалах и философах Древнего Рима, заложивших основы многих современных наук, в том числе математики, философии и астрономии.


2. По оценкам историков, средняя продолжительность жизни в Древнем Риме составляла примерно 20–30 лет. Однако эти показатели, скорее всего, искажены высоким уровнем младенческой смертности и частой смертью женщин при родах. Судя по всему, римлянин, доживший до зрелого возраста, жил примерно столько же, сколько современный житель западного мира.



4. Крупнейшим конфликтом в истории человечества была война римлян с персами, которая тянулась аж 721 год. Считается, что причиной войны было желание персов захватить новые земли, а заодно отомстить грекам, которые поддержали мятеж ионийцев против персидских правителей.



6. В VII веке до нашей эры римские весталки (девушки, посвятившие себя богине Весте и давшие обет безбрачия) должны были хранить девственность до 30 лет. В качестве доказательства они должны были продемонстрировать целую девственную плеву. Нарушивших обет заживо закапывали в землю.


7. По некоторым свидетельствам, плотность населения Древнего Рима была в шесть раз выше, чем в сегодняшнем Нью-Йорке. По оценкам историков, население Римской империи, покрывавшей в период максимального расцвета около 4,4 миллионов квадратных километров, составляло чуть меньше 57 миллионов человек. Крупнейшими городами были Рим, Константинополь и Сиракузы.


8. Жители Древнего Рима поклонялись и молились разным богам. В частности, у них была богиня канализации, бог туалета и бог экскрементов. Римляне верили, что эти боги часто посещают отхожие места, а фекалии считались пищей мёртвых.




11. Как ни странно, имущественное расслоение в Древнем Риме было меньшим, чем в сегодняшних Соединённых Штатах. Видимо, недоплачивать солдатам, воинам и интеллектуалам считалось зазорным. Похоже, неравенство доходов — изобретение наших дней.


12. Одним из римских императоров был Гай Калигула, скандально известный тем, что сделал своего коня сенатором и якобы совершал инцест со своими многочисленными сёстрами (что, впрочем, было не такой уж и редкостью в те времена). А ещё он отдавал заключённых на растерзание диким зверям и разговаривал с луной.


13. Как и моча, соль в то время ценилась очень высоко. Её применяли не только как приправу, но и для консервации продуктов (в отсутствие холодильников и морозилок). А ещё соль — хороший антисептик: неслучайно римскую богиню здоровья звали Салюс.


14. Помимо мочи и соли, большой ценностью считался пот гладиаторов. Римлянки верили, что, если им намазаться, можно обеспечить себе красоту и здоровый цвет лица. Считалось также, что на женщин он действует как афродизиак. А ещё римляне пили кровь гладиаторов, чтобы излечиться от эпилепсии!



16. Хотя рабство было в то время обычным явлением, римляне относились к своим рабам довольно учтиво (или по крайней мере без лишней жестокости). За прилежный труд невольникам полагались премии или послабления. Наверное, всё дело в празднике, где рабы и господа менялись местами!


17. Диктатор Римской республики по имени Цинциннат уберёг Рим от кризиса, но затем отказался от власти и занялся земледелием. Говорят, город Цинциннати назван в его честь. Наверное, быть правителем утомительно.



19. В I веке нашей эры римляне устраивали бои белых медведей с тюленями в затопленных амфитеатрах. На глазах у зрителей медведи забивали и пожирали тюленей. Вообще римляне часто отлавливали крупных животных и везли их через огромные расстояния для цирковых представлений.


20. Говорят, прообразом статуи Свободы была римская богиня Либертас. Либертас — это богиня свободы, символизирующая свободу действий, свободу от ограничений, независимость, права личности и прочие личные и общественные свободы.


21. Ещё одно свидетельство долговечности римской архитектуры — постройки из бетона. После падения Римской империи технология изготовления бетона была утеряна почти на 1000 лет. Возведённые римлянами бетонные постройки настолько прочны, что стоят уже почти 2000 лет без видимых повреждений, что вряд ли светит современным домам.


22. В то время люди тоже ходили на шопинг. Для этого был построен рынок Траяна. Это был настоящий торговый центр, вмещавший в себя более 150 магазинов и контор. То-то туристы дивились!


23. Подсчитано, что если бы римский Колизей строили сегодня, это обошлось бы примерно в $380 миллионов. Самый большой амфитеатр в истории построен из смеси песка и цемента. Поразительно, но его строительство длилось всего 6–8 лет!


24. В Древнем Риме за убийство отца полагалась смертная казнь. Убийцу зашивали в мешок с обезьяной, собакой, петухом и гадюкой. Смерть была мучительной, особенно если учесть, что перед зашиванием в мешок виновника избивали палками.


25. Древние римляне пили скипидар, чтобы придать своей моче аромат роз. Это стремление вполне понятно, если вспомнить, что мочой чистили зубы, стирали одежду и выводили пятна.


26. Употребление в пищу рыбы под названием сарпа заменяло римлянам наркотики, так как вызывало галлюцинации. В 2006 году два человека попали в больницу после отравления сарпой. У обоих были слуховые галлюцинации и кошмарные видения, которые длились несколько дней.


27. В римских сутках тоже было 24 часа, но они делились на 12 светлых и 12 тёмных часов. То есть летом светлый час длился дольше, чем зимой.


28. Осторожно, не запутайтесь: между сооружением египетских пирамид и Древним Римом прошло больше времени, чем между Древним Римом и сегодняшним днём. Иными словами, по времени мы ближе к римлянам, чем римляне были к пирамидам, хотя многим кажется, что наоборот.


29. Язычки фламинго считались в Древнем Риме деликатесом и были доступны только самым богатым. Впрочем, основу рациона большинства римлян составляли злаки — пшеница, ячмень, овёс, полба и рожь.


30. В 2012 году команда ныряльщиков обнаружила останки римского судна 2000-летней давности. В нём было обнаружено множество хорошо сохранившихся предметов и даже запасы провизии в сосудах для хранения.



32. Древний Рим был одним из первых мест с водопроводом и канализацией. Трубы с холодной водой были пропущены через жилые помещения, чтобы охлаждать воздух в жару. Через акведуки вода подавалась в общественные бани, уборные и фонтаны. Сточные воды тоже попадали в трубы, после чего сливались в ближайшие водоёмы.


33. Римский император Нерон прославился жестокостью и взбалмошными выходками. Он сочетался браком с вольноотпущенным, сыгравшим роль невесты, которого приказал кастрировать. За время своего царствования он убил родную мать и двух первых жён.


34. В Древнем Риме нос с горбинкой считался признаком сильного и властного человека. Причина, по мнению историков, в том, что многие воины, вернувшиеся с победой из кровопролитных сражений, имели сломанные носы.


35. Изначально римляне считали самоубийство вполне допустимым и не порицали его, но позднее приравняли к преступлению, потому что это наносило экономический ущерб государству. Ведь каждая смерть лишала страну одного работника или потенциального солдата!


36. В 86 году нашей эры Колизей заполнили водой, чтобы разыграть морское сражение. По свидетельству римского историка Диона Кассия, для выступления в воду запустили дрессированных быков, коней и прочих домашних животных.


37. Римские колесничие были настоящими суперзвёздами спорта. По подсчётам одного учёного, колесничий по имени Гай Аппулей Диокл, который считается самым высокооплачиваемым спортсменом в истории, заработал $15 миллиардов в пересчёте на современные деньги!



39. В 117 году нашей эры император Адриан ввёл смертную казнь за попытку самоубийства. Он заявил, что самоубийство солдата равноценно дезертирству. Поэтому неудавшихся самоубийц казнили.


40. О гладиаторах ходит много мифов. Гладиаторы вовсе не всегда сражались с соперниками или дикими зверями насмерть, хотя многие, разумеется, получали серьёзные ранения (а некоторые таки умирали). Большинство гладиаторов были рабами и содержались в таких ужасных условиях, что многие из них пытались бунтовать.


41. Римляне подкупили знаменитого правителя гуннов Аттилу, чтобы он не нападал на них. Аттила пообещал не атаковать Рим в обмен на большое количество золота, но, получив взятку, передумал и атаковал.


42. Почти во всех фильмах на вёслах в римских боевых кораблях трудятся рабы, но в действительности только вольным гражданам Рима разрешалось нести военную службу. Рабов при поступлении на службу либо освобождали, либо обещали освободить за доблесть в бою.


43. Говорят, что после брачной ночи римлянке запрещалось представать перед мужем обнажённой. Поэтому философы, отстаивающие моногамные отношения, были непопулярны. Мысль о том, чтобы заниматься сексом только с женой, казалась большинству мужчин странной.



Брак в Древнем Риме (Conubium) был строго моногамный учреждение: a Гражданин Рима к закон может иметь только одного супруга одновременно. Практика моногамии отличала Греки и римляне из других древних цивилизаций, в которых элитные мужчины обычно имели несколько жен. Греко-римская моногамия, возможно, возникла из эгалитаризм из демократичный и республиканский политические системы городов-государств. Это один из аспектов древнеримская культура это было охвачено раннее христианство, что, в свою очередь, увековечило его как идеал в более поздних Западная культура. [2]

Брак имел мифические прецеденты, начиная с похищение сабинянок, что может отражать архаический обычай похищение невесты. Ромул и его группа мужчин-иммигрантов были отвергнуты Conubium, законное право на смешанные браки, от Сабины. В соответствии с Ливи, Ромул и его люди похитили сабинских девушек, но пообещали им достойный брак, в котором они будут пользоваться преимуществами собственности, гражданства и дети. Эти три преимущества, кажется, определяют цель брака в Древнем Риме. [3]

Слово matrimonium, корень английского слова "брак", определил основную функцию учреждения. Привлечение mater (мать), он подразумевал, что мужчина берет женщину замуж, чтобы иметь детей. Римляне традиционно разделяли эту идею относительно цели брака, заключающейся в том, чтобы произвести законные дети; граждане производят новых граждан. [3]

Консорциум это слово, используемое для разделения собственности, обычно используется в техническом смысле для собственности, принадлежащей наследникам, но может также использоваться в контексте брака. Такое использование обычно было замечено в Христианин сочинения. Однако разделение воды и огня (aquae et ignis communiatio) было символически более важным. Это относится к совместному использованию природных ресурсов. В архаические времена мирское имущество автоматически переходило от жены к мужу, тогда как в классическом браке собственность жены сохранялась отдельно. [3]

Для того, чтобы союз мужчины и женщины был законным, необходимо согласие с юридической и моральной точек зрения. Обе стороны или их отцы должны были дать согласие на брак, чтобы брак состоялся. Во время правления Август отец должен был указать уважительную причину отказа от брака. [4]

Содержание

Условности римского брака


Возраст законного согласия на брак составляет 12 лет для девочек и 14 лет для мальчиков. [10] Большинство римских женщин, кажется, выходили замуж в возрасте от подросткового возраста до двадцати с небольшим лет, но благородный женщины выходили замуж раньше, чем представители низших классов, и ожидалось, что аристократка останется девственницей до своего первого брака. [11]

Законы о браке


Надпись (CIL 14,5326) от Остия Антика записывая указ о том, что молодожены должны молиться и приносить жертвы перед алтарем имперский пара Антонин Пий и Фаустина как пример Конкордия, супружеская гармония [24]

После крах республики, законы, касающиеся брака, воспитания детей и супружеской неверности, были частью Август'программа для восстановления mos maiorum (традиционный социальные нормы), консолидируя свою власть как принцепс и отец римского государства. [25] Брак и повторный брак стали реже; снизилась рождаемость граждан, особенно среди более состоятельных и досужих классов. Закон Августа, касающийся брака и семейной жизни, поощрял браки и рождение детей, а супружеская измена наказывалась как преступление. [26] Новое законодательство закрепило и закрепило то, что считалось традиционным моральным долгом перед семьей и государством; все мужчины в возрасте от 25 до 60 лет и все женщины от 20 до 50 должны были вступать в брак и иметь детей или платить дополнительный налог пропорционально своему богатству. Таким образом, больше всего теряли представители высших классов. Граждане, которые уже родили троих детей, и освобожденные, родившие четверых, были освобождены. Браки между сенаторами и освобожденными женщинами, рабынями и гражданами были признаны недействительными. Дети, рожденные такими связями, были незаконнорожденными, негражданами и не могли наследовать. [27] Замужняя женщина, родившая троих и более детей, могла получить юридическую независимость в соответствии с законом. ius liberorum. [28] Эти законы были плохо восприняты; они были изменены в 9 г. н.э. Лекс Папиа Поппея; [ требуется разъяснение ] в конечном итоге почти все они были отменены или вышли из употребления Константин и более поздние императоры, в том числе Юстиниан. [26]

Свадебные церемонии


Жених подбадривает свою скромную невесту, а слуга смотрит на нее. (настенные рисунки, Casa della Farnesina, ок. 19 г. до н. Э.)

А confarreatio свадебная церемония была редким событием, предназначенным для высших эшелонов римской элиты. В Фламен Диалис и Понтифик Максимус в присутствии десяти свидетелей, жених и невеста разделили торт пишется (в латинский далеко или же панис фарреус), отсюда и название обряда. [29] Свадьба, более типичная для представителей высшего среднего класса в классический период, была менее престижной, чем свадьба. confarreatio, но могло быть столь же щедрым. Это было бы тщательно спланировано. Иногда жених и невеста обменивались подарками перед свадьбой. [3]

Зажигание священного факела в честь Цереры было частью празднования в надежде наделить пару плодородием. [30] Также приносилась свадебная жертва, наиболее вероятной из которых была свиноматка. жертва. [31] [32] На следующий день после свадьбы муж устраивал званый обед, а невеста делала подношение невесте. Lares и другие домашние божества ее нового дома. [3] [33]

Приданое


Приданое (Латинский дос, подарок) - это платеж, произведенный семьей жены своему мужу, номинально для покрытия расходов домашнего хозяйства. Это было скорее обычным, чем обязательным. Древний папирус тексты показывают, что приданое обычно включало землю и рабов, но могло также включать ювелирные украшения, туалетные принадлежности, зеркала, и одежда.

Пока длился брак, приданое было собственностью мужа, но его использование им было ограничено; если брак прекращался в результате развода, он возвращался либо жене, либо ее семье. [34] [35] Если муж совершил правонарушение, которое привело к разводу, он терял право на какую-либо долю в приданом. Если жена не виновата в расторжении брака, ей возвращалось приданое. Если жена или муж с детьми инициировали развод, их партнер мог потребовать долю приданого от имени детей для удовлетворения своих потребностей, а затем и для получения наследства. [36]

Приданое душ рецепция был тот, в котором заранее заключались соглашения об утилизации и восстановлении. Приданое dos profecticia был подарен отцом невесты или ею отец; его может вернуть донор или сама разведенная женщина. Приданое dos Adventicia был более гибким; он мог быть отдан женой, хотя исходил от ее отца и использовался для погашения долга, понесенного мужем. Если она развелась, жена могла вернуть себе это приданое; если она умерла, муж оставил ее себе. [37]

Развод

Однако в другом месте утверждается, что первый развод произошел только в 230 г. до н. Э., Когда Дионисий Галикарнасский Примечания [40] который "Спурий Карвилий, выдающийся мужчина, первым развелся со своей женой "по причине бесплодия. Это, скорее всего, Спурий Карвилий Максимус Руга который был консулом в 234 и 228 годах до нашей эры. Доказательства сбиты с толку. [41] Мужчина также мог развестись со своей женой из-за прелюбодеяния, пьянства или изготовления копий ключей от дома. [42] Примерно во II веке замужние женщины получили право развестись со своими мужьями. [43]

Развод любой из сторон разорвал законный семейный союз, сложившийся в браке; а повторный брак может создать совершенно новый набор экономически или политически полезных союзов. Среди элиты мужья и жены могут вступать в повторный брак несколько раз. [42] Для развода требовалось завещание только одного супруга, даже если разведенная сторона не была проинформирована. Супруг, который вступил в брак вменяемым и здоровым, но стал неспособным к здравому суждению (сумасшедший), не был компетентен и не мог развестись со своим партнером; они могли быть разведены без их ведома или официального уведомления. Развод, как и брак, считался семейным делом. Это было обсуждено и согласовано в частном порядке, на неформальном семейном собрании наиболее пострадавших сторон; муж, жена и старшие члены обеих семей. Публичных протоколов разбирательства не велось. Официальная регистрация развода не требовалась до 449 г. н.э. [43]

Повторный брак

Частота повторных браков среди элиты была высокой. Быстрый повторный брак не был чем-то необычным и, возможно, даже обычным для римских аристократов после смерти супруга. [44] Хотя формального периода ожидания для вдовца не было, было принято, чтобы женщина оставалась в трауре в течение десяти месяцев, прежде чем снова выйти замуж. [45] Продолжительность может допускать беременность: если женщина забеременела незадолго до смерти мужа, период в десять месяцев гарантирует, что никакие вопросы об отцовстве, которые могут повлиять на социальный статус ребенка и его наследственность, не будут связаны с рождением ребенка. [46] Ни один закон не запрещал беременным женщинам выходить замуж, и есть хорошо известные примеры: Август женился на Ливии, когда она вынашивала ребенка от своего бывшего мужа, и Коллегия Понтификов постановил, что это допустимо, если в первую очередь будет определен отец ребенка. Предыдущий муж Ливии даже присутствовал на свадьбе. [47]

Поскольку элитные браки часто заключались по политическим или имущественным причинам, вдова или разведенная женщина, имеющая активы в этих областях, сталкивались с небольшими препятствиями для повторного брака. У нее было гораздо больше шансов получить юридическую свободу, чем у новобрачной, и у нее было право голоса при выборе мужа. Браки Фульвия, которая командовала войсками во время последней гражданской войны республики и которая была первой римской женщиной, чье лицо было на монете, считается, что это указывает на ее собственные политические симпатии и амбиции: она была замужем сначала за популяризатор чемпион Клодий Пульхер, убитого на улице после долгой вражды с Цицероном; затем к Скрибоний Курион, фигура менее идеологической уверенности, которая во время его смерти перешла к Юлию Цезарю; и наконец Марк Энтони, последний противник республиканских олигархов и будущего первого императора Рима.

Большинству жен предлагалось повторно выйти замуж либо после смерти мужа, либо после развода; и высокий смертность, низкий средний продолжительность жизни и высокий статистика разводов означало частые или многократные повторные браки. [48] Поскольку в браке ждали детей, каждый из супругов обычно приводил в новый брак хотя бы одного ребенка. Таким образом, повторные браки создали новое смешение семьи в древнеримском обществе, где дети находились под влиянием приемные родители и в некоторых случаях, когда мачехи были моложе своих пасынки. [48] Древний врачи считал, что женщина может серьезно заболеть, если ее лишат сексуальная активность и это могло даже привести к "истерическому сужению матки" у женщины. [49] Во время правления Августа был даже принят закон, который требовал от вдов и вдовцов вступать в повторный брак, чтобы иметь возможность полностью наследовать от людей, не являющихся их ближайшими родственниками. [49]

Супружеская измена


Дидона обнимая Эней, с римской фрески в Дом Кифариста в Помпеи, Италия; Помпейский третий стиль (10 г. до н.э. - 45 г. н.э.)

Прелюбодеяние - это сексуальное преступление, совершенное мужчиной с женщиной, которая не была ни его женой, ни допустимым партнером, например девушка легкого поведения или же раб. [50] Женатый мужчина совершал прелюбодеяние в основном, когда его партнершей была жена или незамужняя дочь другого мужчины. [51] Наказание варьировалось в разные периоды римской истории и в зависимости от обстоятельств.

Обиженный муж имел право убить любовника своей жены, если мужчина был либо раб или же позор, человек, который, хотя, возможно, был технически свободен, был исключен из нормальной правовой защиты, предоставляемой римским гражданам. Среди бесчестие были осуждены преступники, артисты такие как актеры и танцоры, проститутки и сутенеры, и гладиаторы. [59] Ему не разрешили убить свою жену, которая находилась вне его полномочий. [57] Однако, если он решил убить любовницу, муж должен был развестись с женой в течение трех дней и предъявить ей официальное обвинение в супружеской неверности. [60] Если муж знал об этом романе и ничего не делал, он сам мог быть обвинен в сводничество (леноциний, из leno, "сутенер"). [61]

Если смертная казнь не применялась и обвинения в супружеской неверности предъявлялись, как замужняя женщина, так и ее возлюбленный подлежали уголовному наказанию, обычно включающему конфискацию половины имущества прелюбодея, одной трети имущества женщины и половины ее приданое; любое имущество, принесенное женой в брак или приобретенное во время брака, обычно остается в ее владении после развода. Женщине, осужденной за супружескую неверность, было запрещено вступать в повторный брак. [50]

Однополый брак

Неизвестно, действительно ли однополые браки мы законный в Риме. Источники, относящиеся к однополым бракам, могут относиться к сожительство.

Император Неро известно, что женился на рабыне по имени Sporus. Неро кастрированный Споруса, и относился к нему как к женщине. Нерон действительно женился на Спорусе законно, даже назначив ему Приданое. Нерон также женился на рабыне по имени Пифагор. Однако источники расходятся во мнениях относительно того, были ли эти браки законными. [ требуется разъяснение ]

В Ювенальныйс Сатира №2, двое мужчин состоят в гомосексуальных отношениях, причем один мужчина играет роль женщины и носит свадебный наряд. Однако неясно, отражало ли это современную практику или было просто произведением художественной литературы. [68]

В Риме есть замечательные примеры однополых отношений. Император Элагабал говорят, что женился либо на рабе колесничий названный Иерокл, или Смирнейский спортсмен по имени Зотикус. Элагабал был назван жена, госпожа, и королева. Вряд ли Элагабал состоял в законном браке. [ требуется разъяснение ]

Есть свидетельства однополых браков из конституция из Константин и Констанс в Кодекс Феодосия. Кодекс гласит: [c] um vir nubit in feminam viro porrecturam quod cupiat, ubi sexus perdidit locum, ubi scelus est id, quod non proficit scire, ubi venus mutatur in alteram formam, ubi amor quaeritur nec videtur, iubemus insurgere гладкие легионы, армари ut exquisitis poenis subdantur infames, qui sunt vel qui futuri sunt rei. Эта цитата относится к мужчине, женящемуся на манере невесты. Контекст неясен: это может быть описание либо однополых отношений, либо закона, запрещающего однополые отношения.

Другие формы союзов

Супружество

Contubernium

Читайте также: