Кого избирают на должность

Обновлено: 30.06.2024

Насколько правомерен сбор органами государственной власти субъекта Российской Федерации информации о вакцинированных депутатах представительных органов муниципальных образований и о том, в какой период времени планируется ими выезд за пределы муниципального образования (командировка, отпуск, обучение и т.д.)?

Может ли депутат представительного органа муниципального образования считаться депутатом на постоянной основе и при этом не получать вознаграждение за счет средств бюджета, связана ли выплата за счет средств бюджета депутату на постоянной основе со статусом депутата на постоянной основе?

Если депутат представительного органа муниципального образования был назначен как депутат, осуществляющий свои полномочия на постоянной основе на срок полномочий представительного органа муниципального образования, может ли он быть освобожден от исполнения полномочий на постоянной основе досрочно до истечения полномочий представительного органа муниципального образования?

Глава муниципального округа избран представительным органом муниципального образования из своего состава и исполняет полномочия его председателя. Он исполняет полномочия главы муниципального образования на постоянной основе. Является ли он депутатом, исполняющим свои полномочия на непостоянной основе?

Вправе ли суды (в том числе, по представлению прокуратуры) прекращать досрочно полномочия депутата представительного органа муниципального образования в связи с утратой доверия за совершение коррупционного правонарушения?

В 2019 году председателем представительного органа муниципального района, сформированного делегированным способом, избран сроком на 5 лет депутат представительного органа муниципального района – глава сельского поселения данного муниципального района. В 2020 году в связи с истечением срока полномочий в качестве главы сельского поселения, данное лицо вновь было избрано главой сельского поселения. При этом полномочия в качестве председателя представительного органа муниципального района и депутата данного органа у него не прекращались. Допустимо ли это?

Предполагает ли законодатель, что лицам, замещающим муниципальные должности, представляется равный объем правовых гарантий при установлении факта недостоверности и неполноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и при установлении факта непредставления сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера?

Имеет ли право депутат сельского поселения, делегированный в представительный орган муниципального района, исполнять полномочия депутата данного сельского поселения?

По какой муниципальной должности необходимо установить размер денежного содержания члена избирательной комиссии?

Депутату представительного органа муниципального образования для осуществления своих полномочий на непостоянной основе гарантируется сохранение места работы (должности) на период, продолжительность которого устанавливается уставом муниципального образования в соответствии с законом субъекта Российской Федерации и не может составлять в совокупности менее двух и более шести рабочих дней в месяц. Предусматривается ли сохранение заработной платы по месту работы за время отсутствия депутату представительного органа муниципального образования при осуществлении своих полномочий на непостоянной основе?

С какого момента депутат представительного органа муниципального образования считается прекратившим свои полномочия досрочно?

Правомерно ли вносить изменения в устав муниципального образования путем закрепления в нем гарантий для депутатов представительного органа муниципального образования (например, гарантии по возмещению расходов, связанных со служебными командировками, гарантии при временной нетрудоспособности, при несчастном случае, при прохождении диспансеризации, предоставление дополнительного оплачиваемого отпуска за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и др.) без их установления в федеральном и региональном законодательстве?

Возникает ли конфликт интересов у депутата представительного органа муниципального образования, который является кандидатом, представленным конкурсной комиссией по результатам конкурса на должность главы муниципального образования, при голосовании за самого себя на заседании представительного органа муниципального образования по вопросу избрания главы муниципального образования? В случае если такой конфликт имеется, в чем он выражается, и какие меры должны быть предприняты для его устранения?

Возникает ли у супруга (супруги) депутата представительного органа муниципального образования конфликт интересов при голосовании на заседании представительного органа муниципального образования по вопросу избрания главы муниципального образования, если его супруг (супруга) является кандидатом, представленным конкурсной комиссией по результатам конкурса? В случае если такой конфликт имеется, в чем он выражается, и какие меры должны быть предприняты для его устранения?

Поскольку действующая формулировка части 5 статьи 40 Федерального закона № 131-ФЗ открывает неограниченные возможности для увеличения числа депутатов, работающих в органах местного самоуправления на постоянной основе, в том числе путем расширения круга выборных должностных лиц соответствующего муниципального образования, необходимо внести в эту норму изменения. Когда соответствующий закон будет принят?

1. Глава муниципального образования избирается представительным органом муниципального образования из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса, тайным голосованием с использованием бюллетеней для голосования.

2. Вопрос об избрании главы муниципального образования из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса (далее – кандидаты), выносится на рассмотрение представительного органа муниципального образования в срок не позднее 10 календарных дней со дня принятия конкурсной комиссией решения по результатам конкурса.

3. Заседание представительного органа муниципального образования проводится с участием кандидатов, отобранных конкурсной комиссией. Кандидаты извещаются представительным органом муниципального образования о дате, месте и времени заседания представительного органа муниципального образования.

4. Результаты конкурса и информация о кандидатах на заседании представительного органа муниципального образования представляются председателем конкурсной комиссии в его докладе. Продолжительность доклада не может превышать 10 минут.

5. Для проведения тайного голосования, подсчета голосов депутатов и определения результатов голосования представительный орган муниципального образования из своего состава избирает счетную комиссию. Счетная комиссия избирается открытым голосованием в составе не менее трех членов комиссии, которые из своего состава избирают председателя, секретаря счетной комиссии.

6. Решения по всем вопросам, требующим открытого голосования, принимаются большинством голосов от числа присутствующих на заседании депутатов.

7. Каждый кандидат имеет право выступить с изложением своей программы.

8. Члены счетной комиссии заполняют бюллетени для голосования путем внесения в них в алфавитном порядке фамилии, имени и отчества каждого представленного кандидата на должность главы муниципального образования. Голосование по одной кандидатуре не допускается.

Форма и текст бюллетеня, а также число бюллетеней для тайного голосования утверждаются присутствующими на заседании депутатами открытым голосованием. Текст бюллетеня должен быть размещен только на одной его стороне. В случае проведения повторного голосования текст бюллетеня, число бюллетеней утверждаются присутствующими на заседании депутатами одновременно с принятием решения о проведении повторного голосования. После окончания голосования неиспользованные бюллетени в присутствии депутатов подсчитываются и погашаются членами счетной комиссии, о чем составляется акт.

9. В бюллетене для голосования справа от фамилии, имени, отчества каждого кандидата помещается пустой квадрат.

10. На лицевой стороне всех бюллетеней, выдаваемых депутатам, в правом верхнем углу ставится подпись председателя счетной комиссии. В случае отсутствия такой подписи на бюллетене бюллетень считается неустановленной формы.

11. Каждому депутату под роспись выдается один бюллетень для тайного голосования. Голосование осуществляется путем нанесения депутатом любого знака в квадрате, расположенном напротив фамилии кандидата, за которого подается голос.

Если при заполнении бюллетеня депутат совершил ошибку, он вправе получить под роспись новый бюллетень взамен испорченного. Испорченный бюллетень погашается, о чем составляется акт.

12. Перед началом голосования председатель счетной комиссии предъявляет к осмотру депутатов, присутствующих на заседании, пустой ящик для голосования, который вслед за этим опечатывается.

13. Каждый депутат голосует лично, голосование за других депутатов не допускается. Голосование по избранию главы муниципального образования проводится в условиях, обеспечивающих тайну голосования. Заполненные бюллетени опускаются депутатами в опечатанный ящик для голосования.

14. После окончания голосования члены счетной комиссии в присутствии депутатов подсчитывают и погашают, отрезая левый нижний угол, неиспользованные бюллетени, затем оглашают число погашенных неиспользованных бюллетеней, а также бюллетеней, испорченных депутатами при проведении голосования, и приступают к непосредственному подсчету голосов депутатов, который производится по находящимся в ящике для голосования бюллетеням.

15. Ящик для голосования вскрывается председателем счетной комиссии, после чего члены счетной комиссии сортируют бюллетени, извлеченные из ящика, по голосам, поданным за каждого из кандидатов, одновременно отделяют бюллетени неустановленной формы и недействительные бюллетени. Недействительным считается бюллетень, который не содержит знака ни в одном из квадратов, расположенных напротив фамилий кандидатов, или в котором находится более одного знака.

После этого с рассортированными бюллетенями под контролем членов счетной комиссии вправе визуально ознакомиться, а также убедиться в правильности проведенного подсчета каждый из депутатов, присутствующих на заседании.

16. После завершения процедуры избрания главы муниципального образования и оглашения его результатов рассортированные бюллетени запечатываются в отдельные конверты, на каждом из которых все члены счетной комиссии ставят свои подписи. Запечатанные конверты передаются председателю представительного органа муниципального образования на хранение.

17. О результатах тайного голосования счетная комиссия составляет протокол, который должен содержать:

1) дату голосования;

3) адрес помещения, где проходило голосование;

4) число депутатов, установленное уставом муниципального образования;

5) число депутатов, присутствовавших на заседании, и число депутатов, принявших участие в голосовании (число депутатов, принявших участие в голосовании, определяется по числу бюллетеней установленной формы, обнаруженных в ящике для голосования);

6) число изготовленных бюллетеней для голосования;

7) число бюллетеней для голосования, выданных депутатам;

8) число погашенных бюллетеней;

9) число бюллетеней, содержащихся в ящике;

10) число недействительных бюллетеней;

11) число действительных бюллетеней;

12) число голосов депутатов, поданное за каждого кандидата;

13) фамилии и инициалы председателя и других членов счетной комиссии, их подписи;

14) дату и время подписания протокола.

18. На основании протокола счетной комиссии о результатах голосования по избранию главы муниципального образования представительный орган муниципального образования принимает одно из следующих решений:

об избрании главы муниципального образования;

о проведении повторного голосования;

о признании выборов несостоявшимися и о повторном проведении конкурса.

19. Избранным на должность главы муниципального образования считается

кандидат, получивший в результате тайного голосования большее число голосов депутатов по отношению к другим кандидатам.

20. Если в бюллетень для тайного голосования было внесено два кандидата и оба кандидата получили равное число голосов, проводится повторное голосование по двум кандидатам, получившим равное число голосов.

21. По итогам повторного голосования избранным на должность главы муниципального образования считается кандидат, получивший при голосовании большее число голосов депутатов по отношению к числу голосов, полученных другим кандидатом.

22.В случае получения равного числа голосов депутатов по итогам повторного голосования представительный орган муниципального образования признает выборы несостоявшимися и принимает решение о повторном проведении конкурса в соответствии с установленным Порядком. При этом персональный состав и полномочия членов ранее сформированной конкурсной комиссии сохраняются.

23. Избрание главы муниципального образования оформляется решением представительного органа на основании протокола счетной комиссии, дополнительное голосование по принятию решения не проводится. Решение подписывается лицом, предусмотренным Регламентом или нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования.

24.Протокол счетной комиссии о результатах голосования вместе с решением представительного органа об избрании главы муниципального образования хранится в представительном органе.

25. Кандидат, избранный главой муниципального образования, обязан в пятидневный срок представить в представительный орган муниципального образования копию приказа (иного документа) об освобождении его от обязанностей, несовместимых со статусом главы муниципального образования, либо копию документа, удостоверяющего подачу в установленный срок заявления об освобождении от указанных обязанностей.

Если указанное требование не будет выполнено данным кандидатом, представительный орган муниципального образования отменяет свое решение об избрании главы муниципального образования и назначает дату проведения конкурса.

26. Глава муниципального образования вступает в должность после избрания его представительным органом муниципального образования на основании решения об избрании.

27. Полномочия главы муниципального образования начинаются со дня его вступления в должность и прекращаются в день вступления в должность вновь избранного главы муниципального образования.

АЛГОРИТМ

избрания главы муниципального образования представительным органом муниципального образования из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса

Направление конкурсной комиссией материалов в представительный орган муниципального образования на кандидатов, отобранных конкурсной комиссией (не позднее трех рабочих дней со дня определения результатов конкурса)

Принятие правового акта представительного органа муниципального образования о назначении заседания (не позднее 10 календарных дней со дня принятия конкурсной комиссией решения)

Формирование повестки дня заседания представительного органа муниципального образования

Извещение кандидатов о дате, месте и времени заседания

Заседание представительного органа муниципального образования

Представление председателем конкурсной комиссии результатов конкурса и информации о кандидатах

Избрание счетной комиссии для проведения тайного голосования (не менее трех членов)

Избрание счетной комиссией из своего состава председателя

Выступление кандидатов с изложением своей программы

Утверждение формы и текста бюллетеня, внесение в них Ф.И.О. представленных кандидатов

Голосование по избранию главы муниципального образования

Оглашение результатов голосования (составление протокола счетной комиссии)

Вопрос: Как назначается глава местной администрации?

Ответ: Общее правило, предусмотренное Федеральным законом, уста­навливает, что главой местной администрации является глава муници­пального образования, избранный населением. Но из этого правила пре­дусмотрено исключение, согласно которому глава местной администра­ции может назначаться по контракту. Это назначение осуществляется представительным органом муниципального образования на конкурс­ной основе, при этом срок полномочий назначенного главы админист­рации устанавливается уставом муниципального образования. По ито­гам конкурса с главой местной администрации подписывается контракт.

Конкурс на замещение должности главы местной администрации проводится в порядке, установленном представительным органом му­ниципального образования. В нем должны быть отражены следующие сведения:

1) срок проведения конкурса (дата, время и место проведения за­седания конкурсной комиссии);

2) проект контракта, который должен быть заключен с главой местной администрации;

3) условия конкурса, в том числе сведения о лицах, которые до­пускаются к нему;

4) сведения о составе конкурсной комиссии;

Условия конкурса должны быть опубликованы не позднее, чем за 20 дней до его проведения.

Конкурсная комиссия формируется представительным органом поселения. В городском округе или муниципальном районе две трети состава конкурсной комиссии назначаются представительным органом соответствующего муниципального образования, а одна треть - зако­нодательным органом субъекта Российской Федерации по представле­нию высшего должностного лица этого субъекта.

Проект контракта утверждается представительным органом посе­ления, а для городских округов и муниципальных районов - представи­тельным органом в части, касающейся осуществления полномочий по решению вопросов местного значения, и законом субъекта Российской Федерации - в части переданных органам муниципального образования государственных полномочий.

Федеральный закон определил, что уставом муниципального об­разования для поселения, уставом муниципального района и законом субъекта Российской Федерации могут устанавливаться дополнитель­ные требования к кандидатам на должность главы местной администра­ции. При подготовке проекта контракта необходимо также руково­дствоваться требованиями статей 57 и 59 Трудового кодекса Российской Федерации, которыми определены существенные условия контракта.

После прохождения конкурса представительный орган муници­пального образования должен назначить главу местной администрации из числа лиц, представленных конкурсной комиссией, а глава муници­пального образования обязан заключить с таким лицом контракт. При рассмотрении части 6 статьи 37 Федерального закона встает вопрос: одного или нескольких лиц может предложить конкурсная комиссия по результатам конкурса для назначения на должность главы местной ад­министрации. Буквальное прочтение указанной части говорит о том, что комиссия может и должна предложить представительному органу му­ниципальном) образования не менее двух кандидатов для назначения, который выбирает главу администрации из представленных конкурсной комиссией кандидатур. Глава муниципального образования заключает контракт с уже назначенным лицом.

На главу местной администрации распространяются все ограни­чения, которые установлены для муниципальных служащих. Глава ме­стной администрации подотчетен главе муниципального образования, представительному органу муниципального образования.

Полномочия главы местной администрации могут быть прекра­щены не только в связи с истечением срока полномочий, но также дос­рочно аналогично тому, как это происходит при досрочном прекраще­нии полномочий главы муниципального образования. Кроме того, пол­номочия могут быть досрочно прекращены по инициативе представи­тельного органа муниципального образования или высшего должност­ного лица субъекта Российской Федерации в тех случаях, когда глава местной администрации нарушает условия контракта. Со своей стороны этот контракт может расторгнуть и сам глава местной администрации, если условия контракта нарушаются со стороны органов муниципально­го образования или органов государственной власти субъекта Россий­ской Федерации.

Избиратель голосует на своем избирательном участке. Архивное фото

Выборы высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти) проводятся в соответствии с Федеральным законом "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", конституцией (уставом) и законом субъекта Российской Федерации.

Днем голосования по избранию высшего должностного лица субъекта РФ является второе воскресенье сентября года, в котором истекает срок полномочий высшего должностного лица, а если срок его полномочий истекает в год проведения выборов депутатов Государственной Думы очередного созыва, — день голосования на указанных выборах.

В случае досрочного прекращения полномочий руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ выборы проводятся с учетом сроков назначения выборов в ближайшее второе воскресенье сентября после такого досрочного прекращения полномочий, а в год проведения выборов депутатов Государственной Думы РФ очередного созыва — в день голосования на указанных выборах.

Решение о назначении выборов в орган государственной власти субъекта Российской Федерации должно быть принято не ранее чем за 100 дней и не позднее чем за 90 дней до дня голосования.

Высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации избирается гражданами России, проживающими на территории данного субъекта РФ и обладающими в соответствии с федеральным законом активным избирательным правом, на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

Высшее должностное лицо субъекта РФ избирается на срок не более пяти лет и не может замещать указанную должность более двух сроков подряд. Срок полномочий высшего должностного лица субъекта Российской Федерации определяется конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации и исчисляется со дня его вступления в должность.

Высшим должностным лицом субъекта РФ (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти) может быть избран гражданин России, обладающий в соответствии с Конституцией РФ, пассивным избирательным правом, не имеющий гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание на территории иностранного государства, и достигший возраста 30 лет.

Кандидаты на указанную должность выдвигаются политическими партиями, при этом политическая партия вправе выдвинуть члена данной политической партии либо беспартийного гражданина. Выдвижение кандидата в порядке самовыдвижения может предусматриваться законом субъекта РФ.

Гражданин РФ, замещавший должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации и отрешенный от этой должности президентом РФ, в течение двух лет не может быть выдвинут кандидатом на указанную должность ни в одном субъекте Российской Федерации.

Гражданин России, наделенный полномочиями высшего должностного лица субъекта РФ и осуществлявший эти полномочия не менее одного года, с согласия президента России может быть выдвинут кандидатом на выборах высшего должностного лица, если они назначены в связи с досрочным прекращением полномочий на основании отставки по собственному желанию.

Президент России по своей инициативе может провести консультации с политическими партиями и выдвинутыми в порядке самовыдвижения кандидатами.

Выдвижение кандидата политической партией и выдвижение кандидата в порядке самовыдвижения должны поддержать от 5% до 10% депутатов представительных органов муниципальных образований и (или) избранных на муниципальных выборах глав муниципальных образований субъекта РФ. Число лиц, необходимое для поддержки кандидата, устанавливается законом субъекта РФ.

Депутат представительного органа муниципального образования или избранный на муниципальных выборах глава муниципального образования может поддержать только одного кандидата, выдвинутого любой политической партией либо в порядке самовыдвижения.

Поддержка кандидата осуществляется путем проставления депутатом представительного органа муниципального образования или избранным на муниципальных выборах главой муниципального образования своей подписи на листе поддержки кандидата с указанием даты и времени ее проставления. Подлинность подписи должна быть нотариально засвидетельствована. Отзыв подписи не допускается.

Кандидату на должность высшего должностного лица субъекта РФ, выдвинутому в порядке самовыдвижения, помимо получения поддержки депутатов представительных органов муниципальных образований и (или) избранных на муниципальных выборах глав муниципальных образований необходимо собрать подписи избирателей в количестве, установленном законом субъекта РФ.

Расходы, связанные с подготовкой и проведением выборов производятся избирательными комиссиями за счет средств, выделенных на эти цели из местного бюджета.

Кандидаты обязаны создавать собственные избирательные фонды для финансирования своей избирательной кампании в период после письменного уведомления соответствующей избирательной комиссии об их выдвижении (самовыдвижении) до представления документов для их регистрации этой избирательной комиссией.

Предвыборная агитация проводится в период, который начинается за 28 дней до дня голосования и прекращается в ноль часов по местному времени дня, предшествующего дню голосования. В случае проведения повторного голосования агитационный период возобновляется со дня назначения соответствующей комиссией дня повторного голосования и прекращается в ноль часов по местному времени дня, предшествующего дню голосования.

Правом голосовать на выборах обладают граждане России, достигшие на день голосования возраста 18 лет. Не имеют права избирать граждане, признанные судом недееспособными или содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.

Законом может быть предусмотрено, что избиратель, который в день голосования не сможет прибыть в помещение для голосования того избирательного участка, где он включен в список избирателей, вправе в установленные законом сроки получить в определяемой законом комиссии открепительное удостоверение и принять участие в голосовании (в пределах избирательного округа, где избиратель обладает активным избирательным правом) на том избирательном участке, на котором он будет находиться в день голосования.

Также подача заявлений о включении в список избирателей на другом участке возможна в рамках механизма "мобильный избиратель".

Время начала и окончания голосования на выборах устанавливается законом. Продолжительность голосования не может составлять менее десяти часов.

О дне, времени и месте голосования территориальные и участковые комиссии обязаны оповестить избирателей не позднее чем за 10 дней до дня голосования через средства массовой информации или иным способом, а при проведении досрочного и повторного голосования — в порядке и сроки, которые предусмотрены законом, но не позднее чем за пять дней до дня голосования.

Каждый избиратель голосует лично, голосование за других избирателей не допускается.

Бюллетени выдаются избирателям, включенным в список избирателей по предъявлении паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, а если избиратель голосует по открепительному удостоверению, — по предъявлении также открепительного удостоверения.

Голосование проводится путем внесения избирателем в избирательный бюллетень любого знака в квадрат, относящийся к кандидату, в пользу которого сделан выбор.

Заполненные бюллетени опускаются избирателями в опечатанные (опломбированные) ящики для голосования либо в технические средства подсчета голосов при их использовании.

По итогам повторного голосования избранным считается кандидат, получивший при голосовании большее число голосов избирателей.

Если один из кандидатов, по которому должно проводиться повторное голосование, снял свою кандидатуру либо выбыл по иным обстоятельствам до дня голосования, его место передается следующему по числу полученных голосов кандидату. Если выбыли все следующие кандидаты, голосование проводится по одной оставшейся кандидатуре. При этом кандидат считается избранным, если он получил не менее 50% голосов избирателей, принявших участие в голосовании. В случае выбытия всех кандидатов проводятся повторные выборы.

Конституцией (уставом), законом субъекта Российской Федерации, автономного округа, входящего в состав области, может быть предусмотрено, что высшее должностное лицо субъекта, автономного округа, входящего в состав области, избирается депутатами законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ, либо соответственно депутатами законодательного (представительного) органа государственной власти автономного округа, входящего в состав области. Порядок избрания устанавливается местным законодательством.

При вступлении в должность высшее должностное лицо субъекта РФ приносит присягу на верность народу и Конституции Российской Федерации, конституции (уставу) субъекта РФ.

Читайте также: