Когда зародилась коррупция как социально правовое явление тест

Обновлено: 30.06.2024

Сегодня проблема коррупции, подавления различных её проявлений и противодействия её распространению, выработки и практической реализации эффективной антикоррупционной политики является предельно острой и жизненно важной для Российской Федерации.

Коррупция – очевидное зло всей системы социального управления, присущее всем государствам и существовавшее во все времена. Она лишь с разной степенью активности воздействовала на систему общественных отношений, иногда, набирая такую степень активности, что превращалась в регулятор этих отношений, подменяя право или действуя параллельно с ним, тем самым ослабляя государственную власть. Такое поведение коррупции провоцирует легальных обладателей власти к противодействию ей. Противодействие этой крайней форме проявления коррупции становится важнейшим направлением формирования устойчивого развития системы социального управления.

Государство и общество по мере своего развития с учетом многих факторов объективного и субъективного характера формирует средства противодействия коррупции и апробирует их на различных уровнях власти – федеральном, региональном и местном.

Коррупция (от лат. corruptio – порча, подкуп), преступление, заключающееся в прямом использовании должностным лицом прав, предоставленных ему по должности, в целях личного обогащения. Коррупцией называют также подкуп должностных лиц, их продажность.

а. злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами;

- наличие у должностного лица выбора варианта поведения, когда он может решить поставленный перед ним вопрос как положительно, так и отрицательно;

- незнание гражданином своих прав, а также прав и обязанностей чиновника или лица, выполняющего управленческие функции в коммерческой или иной организации;

- клептократия (коррупция как неотъемлемый компонент властных отношений). Для клептократии характерен лоббизм.

Большое внимание уделяется социальным обличиям в древнейшем разделе Библии – Ветхом Завете: «Я знаю как многочисленны ваши преступления и как тяжки ваши грехи: вы притесняете правового, берете взятки, а нищего, ищущего правосудие, гоните от ворот (Ам., 5:12).

Мздоимство упоминается в русских летописях XIII в. Первое законодательное ограничение коррупционной деятельности в России было осуществлено в царствование Ивана III. Его внук Иван IV (Грозный) впервые ввёл смертную казнь в качестве наказания за чрезмерность во взятках.

При Петре I в России приобрели широкий размах и коррупция, и жестокая борьба царя с ней. Характерным является эпизод, когда после многолетнего следствия был изобличен в коррупции и повешен сибирский губернатор Гагарин. Буквально через три года четвертовали за взяточничество обер-фискала Нестерова – того, кто изобличил Гагарина.

В Российской империи коррупция была тесно переплетена с фаворитизмом. Известны многочисленные эпизоды коррупционной деятельности фаворита Петра I князя Александра Меньшикова, за что последний не раз наказывался царем.

Из последних предреволюционных эпизодов помимо Г. Распутина имеет смысл упомянуть балерину Кшесинскую и великого князя Алексея Михайловича, которые на пару за огромные взятки помогали фабрикантам получать военные заказы во время первой мировой войны.

В записке Отдела административных органов ЦК КПСС и КПК при ЦК КПСС об усилении борьбы со взяточничеством в 1975-1980 гг., датированной 21 мая 1981 г., указано, что в 1980 г. выявлено более 6 тысяч случаев взяточничества, что на 50% больше, чем в 1975 г. Рассказывается о появлении организованных групп (пример – более 100 человек в Минрыбхозе СССР во главе с заместителем министра). Говорится о фактах осуждения министров и заместителей министров в республиках, о других союзных министерствах, о взяточничестве и сращивании с преступными элементами работников контрольных органов, о взяточничестве и мздоимстве в прокуратуре и судах.

Перечисляются основные составы преступлений: отпуск дефицитной продукции; выделение оборудования и материалов; корректировка и снижение плановых заданий; назначение на ответственные должности; сокрытие махинаций. В качестве причин указываются серьезные упущения в кадровой работе; бюрократизм и волокита при рассмотрении законных просьб граждан; плохая работа с жалобами и письмами граждан; грубые нарушения государственной, плановой и финансовой дисциплины; либерализм по отношению к взяточникам (в том числе – и в приговорах судов); плохая работа с общественным мнением. Сообщается о наказании руководящих партийных работников (уровень – горкомы и райкомы) за попустительство взяточничеству. Предлагается принять постановление ЦК.

В-третьих, лицемерие власти, способствовавшее ускорению коррупции, проявилось в том, что практически неприкосновенными были высшие советские партийные сановники. К редким исключениям можно отнести дела Тарады и Медунова из высшего краевого руководства в Краснодаре, дело Щелокова. Когда за взятки и злоупотребления был осужден заместитель министра внешней торговли Сушков, КГБ и Генеральная прокуратура Союза сообщали в ЦК о побочных результатах следствия: министр Патоличев систематически получал в качестве подарков от представителей иностранных фирм дорогостоящие изделия из золота и драгоценных металлов, редкие золотые монеты. Дело было замято.

В-четвертых, с коррупцией среди государственного аппарата боролись исключительно представители этого аппарата. Это привело к двум последствиям: боровшиеся были органически не в состоянии менять коренные причины, порождающие коррупцию, поскольку они восходили к важнейшим условиям существования системы; борьба против коррупционеров нередко перерастала в борьбу против конкурентов на рынках коррупционных услуг.

Таким образом, нынешнее состояние коррупции в России во многом обусловлено давно наметившимися тенденциями и переходным этапом, который и в других странах, находящихся в подобной ситуации, сопровождался ростом коррупции. Из числа наиболее важных факторов, определяющих рост коррупции и имеющих исторические корни, помимо дисфункций государственной машины и некоторых исторических и культурных традиций, следует отметить:

- стремительный переход к экономической системе, не подкрепленной необходимой правовой базой и правовой культурой;

Коррупция является интернациональной проблемой. Она свойственна всем странам независимо от политического устройства и уровня политического развития и различается лишь масштабами.

1. Что из перечисленного относится к запретам, предусмотренным нормами ФЗ №79:
а) совместная работа близких родственников +
б) публичные высказывания
в) участие в управлении некоммерческой организацией

3. Выберите пример коррупционных действий:
а) преподавательскую деятельность за вознаграждение в качестве совместителя
б) получение любого подарка
в) использование служебного положения для получения выгоды в отношении родственников +

4. К числу основных принципов противодействия коррупции в Российской Федерации не относится принцип:
а) конфиденциальности при решении вопроса о привлечении к ответственности за совершение коррупционных правонарушений +
б) сотрудничества государства с институтами гражданского общества, международными организациями и физическими лицами
в) приоритетного применения мер по предупреждению коррупции

5. В каком случае возможна утрата доверия государственного лица за совершенные коррупционные действия:
а) за получение взятки в крупных размерах
б) наличие личной заинтересованности
в) во всех случаях предусмотренных ФЗ №273 без учета размера причиненного ущерба +

6. В сфере противодействия коррупции утрата доверия подразумевает:
а) утрату доверия государственного гражданского служащего по отношению к представителю нанимателя
б) утрату доверия представителя нанимателя по отношению к государственному гражданскому служащему +
в) утрату доверия комиссии по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию интересов по отношению к руководителю государственного органа

7. Отметьте, в какой ситуации госслужащий может принять подарок в ходе выполнения своих должностных обязанностей:
а) если стоимость подарка не превышает 3 тысяч рублей
б) если подарок выражается в оказании услуг, оплате транспортных расходов, к примеру
в) если подарок вручен на официальном мероприятии +

8. Граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства за совершение коррупционных правонарушений не несут:
а) материальную ответственность +
б) уголовную ответственность
в) дисциплинарную ответственность

9. Определите ситуации, при которых госслужащий имеет право участвовать в управлении некоммерческой организации:
а) при избрании единоличным исполнительным органом
б) в качестве представителя учредителя, коим выступает субъект Российской Федерации, имеющий долю в уставном капитале +
в) при вхождении в коллегиальный орган управлении

10. Основные направления государственной политики в области противодействия коррупции определяются:
а) Правительством Российской Федерации
б) Президентом Российской Федерации +
в) Федеральным Собранием Российской Федерации

11. Какая форма предусмотрена для уведомления госслужащим о возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения:
а) письменная +
б) устная
в) не имеет значения

12. Выберите верное утверждение:
а) Основные полномочия по координации и контролю в сфере противодействия коррупции возложены на Федеральное антикоррупционное агентство
б) Координация деятельности правоохранительных органов в сфере противодействия коррупции возложена на Генерального прокурора Российской Федерации и подчиненных ему прокуроров +
в) Проверку сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера любых лиц, которые обязаны представлять такие сведения, может проводить Счетная палата Российской Федерации

13. Кто должен знать о возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения, кроме госслужащего:
а) представитель наниматель +
б) лицо, ответственное за работу по профилактике коррупционных и иных правонарушений в государственном органе
в) правоохранительные органы

15. Кем был утверждён Национальный план противодействия коррупции:
а) Федеральным законом
б) Указом Президента РФ+
в) Постановлением Правительства РФ

17. В какой ситуации лицо, которое дало взятку освобождается от уголовной ответственности:
а) при возмещении причиненного вреда
б) в случае деятельного раскаяния
в) если имело место вымогательство взятки со стороны должностного лица +

18. К специальным мерам противодействия коррупции относится:
а) применение к государственным гражданским служащим мер дисциплинарной ответственности за нарушение служебного распорядка государственного органа
б) введение на государственной гражданской службе института увольнения в связи с утратой доверия +
в) регулярная оценка результативности деятельности государственных гражданских служащих

19. В какой ситуации лицо, которое дало взятку освобождается от уголовной ответственности:
а) в случае деятельного раскаяния
б) при возмещении причиненного вреда
в) если лицо добровольно сообщило органу, имеющему право возбудить уголовное дело, о даче взятки +

20. К специальным мерам противодействия коррупции относится:
а) регулярная оценка результативности деятельности государственных гражданских служащих
б) установление для государственных гражданских служащих запрета заниматься предпринимательской деятельностью +
в) применение к государственным гражданским служащим мер дисциплинарной ответственности за нарушение служебного распорядка государственного органа

21. При трудоустройстве на новую должность после увольнения с государственной службы гражданин обязан уведомить:
а) подразделение кадровой службы государственного органа по профилактике коррупционных и иных правонарушений +
б) комиссию по соблюдению требований к служебному поведению
в) представителя нанимателя о намерении заключить трудовой договор

22. К последствиям коррупции относится:
а) рост численности государственных служащих
б) ущерб репутации государственных органов +
в) оба варианта верны
г) нет верного ответа

23. Государственному служащему не запрещено:
а) быть представителем по делам третьих лиц в государственном органе
б) занимать оплачиваемую должность в Профсоюзной организации при государственном аппарате
в) быть членом ревизионной комиссии в организации, при условии, что часть уставного капитала принадлежит РФ +

24. Выявление коррупционных преступлений и уголовное преследование виновных лиц является основным способом профилактики коррупции, так ли это:
а) да
б) нет +
в) отчасти

25. Государственный служащий обязан предоставлять сведения о доходах следующих членов семьи:
а) на всех родственников
б) на всех близких родственников, включая родителей, а также сестер и братьев
в) на супругу(а) и детей +

26. Коррупция существует как в государственном, так и частном секторе экономики, так ли это:
а) нет
б) да +
в) неизвестно

27. К взысканиям, которые предусмотрены за совершение коррупционных действий, независимо от их тяжести относятся:
а) дисциплинарные взыскания в виде выговора, строго выговора либо же увольнения +
б) отмена выплаты премии
в) понижение в должности либо же снижении чина, классности

28. Антикоррупционный стандарт устанавливает:
а) перечень возможных действий гражданского служащего в рамках своей служебной деятельности, считающихся коррупционными
б) нравственные основы служебного поведения гражданских служащих
в) единую систему запретов, ограничений и дозволений, обеспечивающих предупреждение коррупции в соответствующей области деятельности +

29. Государственный служащий обязан уведомить представителя нанимателя:
а) обо всех случаях совершенных коррупционных действий +
б) о коррупционных действиях, сведения о которых были получены в ходе исполнения должностных обязанностей
в) только о склонении к коррупционным действиям лично государственного служащего

30. В каких случаях государственный служащий имеет право участвовать в управлении некоммерческой организации:
а) при вхождении в коллегиальный орган управлении
б) в качестве представителя учредителя, коим выступает субъект Российской Федерации, имеющий долю в уставном капитале +
в) при избрании единоличным исполнительным органом


В статье проанализировано сущность социально-правовой природы коррупции, рассматриваются основные подходы к определению данного понятия. Автором указывается, что социально-правовая природа коррупции выражается в совокупности наиболее существенных ее признаков как общественного отношения. Автор выделяет основные признаки коррупции, делает вывод о последствиях коррупции.

Ключевые слова: коррупция, должностное лицо, злоупотребление должностными полномочиями, ответственность за коррупцию, коррупционные действия

The article analyzes the essence of the socio-legal nature of corruption, considers the main approaches to the definition of this concept. The author points out that the socio-legal nature of corruption is expressed in the aggregate of its most significant features as a social relationship. The author highlights the main signs of corruption and concludes about the consequences of corruption.

Keywords: сorruption, official, abuse of authority, responsibility for corruption, corrupt actions

Отечественная научная литература предлагает широкий круг определений понятия коррупции. Так, в юридической энциклопедии М. Ю. Тихомирова указано, что под коррупцией чаще всего понимают преступную деятельность, которая состоит в использовании должностными лицами доверенных им властных полномочий, возможностей и прав в целях личного обогащения в государственном управлении, политике, внешней торговля, судопроизводстве, иных сферах [1]. К наиболее типичным проявлениям коррупции, М. Ю. Тихомиров, в частности, относит взяточничество за незаконное и законное предоставление преимуществ и благ, подкуп общественно-политических деятелей и чиновников, протекционизм, выражающийся в выдвижение работников по признакам личной преданности, родства, приятельских отношений.

Однако, ограничение содержания коррупционных проявлений только подкупом и продажностью неоправданно уменьшает сферу современной коррупции. Кроме того, даже самым развернутым перечнем правонарушений не раскрывается полное содержание социально-правового феномена коррупции.

В рамках широкого подхода понятие коррупция рассматривается как системное социально-правовое явление, сопровождающееся извлечением субъектом личной выгоды в корыстных целях в силу своего нахождения в системе государственной власти и связанного с этим его общественного статуса.

Широкий подход включает понимание коррупции как разрушение механизмов, обеспечивающих функционирование государственной власти в общественных интересах и, напротив, формирование и развитие механизмов, направляющих функционирование государственной власти на обеспечение интересов отдельных лиц, организаций, структур, в результате чего происходит полное разложение системы государственного управления. Данная позиция представлена в исследованиях Е. Н. Казакова [3].

В целом узкий и широкий подход не противоречат друг другу, а взаимно дополняют. Широкий подход к пониманию коррупции более продуктивен для выявления природы коррупции, факторов, ее порождающих, для исследования коррупции как социально-правового явления. Узкий подход, отражающий типичные формы проявления коррупции, позволяет провести квалификацию действий должностного лица, как коррупционных правонарушений, а также реализовать конкретные меры антикоррупционной профилактики.

Исходя из рассмотренных подходов, можно выделить сущностные признаки коррупции как социально-правового явления:

− коррупция явление социальное, поскольку, становясь повседневной нормой и оказывая свое пагубное влияние на государство и гражданское общество, приводит их к полному разложению и деградации;

− коррупция охватывает определенный круг субъектов, к которым относятся политики, государственные служащие, лица, уполномоченные на выполнение управленческих функций, лица, уполномоченные на выполнение государственных функций;

− перечисленные субъекты используют свое служебное положение, свой правовой статус, авторитет занимаемой должности (именно должности, а не свой личный) вопреки установленным нормам морали и права, в разрез с интересами государственной службы;

− деятельность перечисленных субъектов производятся в личных корыстных целях, а также в интересах иных лиц либо корпоративных интересах.

Независимо от выбранного подхода, корыстные интересы, достигаемые в результате коррупционных действий, выражаются в виде как материальных, так и нематериальных благ.

Специфика коррупции как социально-правового феномена состоит в ее многоаспектности.

Социальный аспект коррупции подразумевает последствия негативного влияния на общество фактов незаконного обогащения должностных лиц в результате ненадлежащего исполнения или неисполнения своих функциональных обязанностей, дискредитацию авторитета государственных структур. Именно коррупция в общесоциальном аспекте демонстрирует уровень болезненного состояния общества, степень разложения органов власти.

Экономический аспект коррупции выражается в присвоении должностными лицами материальных и нематериальных благ посредством властных полномочий. Ряд экономистов рассматривает коррупцию как ренту, получаемую государственными должностными лицами, вследствие их монопольного положения. Присвоение собственности производится не только путем прямого нарушения законодательства. Используются любые несовершенства и пробелы в нормативной базе.

Сущность коррупции в управленческом аспекте состоит в использовании государственных полномочий, в злоупотреблении ресурсами для получения личной прибыли. Наглядные примеры — выдача за соответствующее вознаграждение разрешения на открытие и разработку нефтяной скважины в частное пользование, выделение земельного участка с нарушением существующих правил и норм.

Преднамеренное банкротство предприятий для последующего их выкупа по балансовой стоимости лицами, приближенными к руководству, заключение договоров по заниженной стоимости продукции с использованием продавцом разницы между указанной и реальной стоимостью в личных целях становятся все более популярными проявлениями коррупции в настоящее время.

Коррупция в системе управления возможна вследствие необоснованного расширения свободы действия чиновников при одновременном слабом контроле за их действиями, что усугубляется их низкой внутренней культурой, а также наличием бюрократических процедур.

С криминальной точки зрения коррупция представляет собой общественно опасное антисоциальное явление, которое составляет совокупность преступлений, совершаемых с целями личного обогащения за счет государства, граждан, коммерческих структур. Действия должностных лиц, причастных к коррупционным преступлениям, производятся при сращивании государственной власти и организованной преступности и представляют собой угрозу политической и экономической безопасности страны.

Развиваясь и усиливаясь, криминальный аспект перерастает общегосударственный политический фактор, подрывающий авторитет власти и государственные устои. Превращаясь в средство перераспределения капиталов и собственности, коррупция оказывает отрицательное влияние на экономические преобразования, социальное здоровье общества и безопасность государства.

В целях обеспечения стабильной жизнедеятельности государственных и общественных структур действующие и вновь принимаемые нормативноправовые акты должны иметь антикоррупционную направленность, проходить экспертизу на антикоррупционность. Конкретность и четкость норм законов и подзаконных актов должна исключать возможность различного их толкования, что, в свою очередь, возможность совершения коррупционных действий.

Выделенные аспекты коррупционной деятельности тесно переплетены и взаимосвязаны. Главным объединяющим фактором выступает наличие должностного лица как субъекта коррупции.

Характеризуя сущность и содержание коррупции можно выделить определенные ее уровни. По уровням функционирования коррупцию можно разделить на верхушечную, низовую (индивидуальную) и вертикальную [4].

Бытовой аспект коррупции, охватывающий повседневную жизнь большинства граждан и их семей, проявляется на низовом уровне. Низовой уровень охватывает средний и низший уровни муниципальной и государственной службы, на которых происходит локальное деловое взаимодействие физических и юридических лиц с чиновниками (различные регистрации, разрешения, лицензирования и т. д.). Денежные суммы, находящиеся в неправомерном обороте на данном уровне незначительны, но массовость явления наносит значительный ущерб обществу.

Чиновники высокого уровня государственной службы, политики, работающие в органах власти, деятельность которых сопряжена с принятием весомых решений, важных для жизнедеятельности значительных категорий населения (формулирование и принятие законов, распределение государственных заказов, изменение форм собственности и т. д.) образуют сферу верхушечной коррупции, где происходит взаимодействие крупного бизнеса и власти. Высокий социальный статус субъектов данного уровня коррупции позволяет им действовать изощренно-интеллектуальными способами, причиняя огромный материальный и моральный ущерб; пользуясь снисходительностью властей и лояльным отношением правосудия.

Вертикальную коррупционную структуру образует сращивание верхушечной и низовой коррупции. Для вертикальной коррупции характерно наличие связей и зависимости, наличие организационной общности. Например, коррумпированные сотрудники определенного ведомства, получающие в процессе своей служебной деятельности незаконное вознаграждение от юридических или физических лиц, оговоренную долю неправомерных доходов направляют вышестоящему руководству, а руководство, в свою очередь, закрывает глаза на противозаконную деятельность подчиненных, не препятствуя ей и покрывая нарушение правовых и моральных норм и правил нижестоящими подразделениями.

Данный вид коррупции особо опасен, т. к. свидетельствует о переходе от разрозненных актов коррупции к организованным формам в виде коррупционных сетей и сообществ. Кроме того, коррупция может развиваться и на межгосударственном уровне, тогда речь идет уже о международной или межнациональной коррупции, негативно влияющей на общемировые процессы.

Итак, рассмотренные признаки и аспекты в наибольшей степени отражают сущность коррупции и характеризуют специфические отношения, состоящие в определенной зависимости их субъектов и предполагающие оказание услуг разного рода за вознаграждение, не предусмотренное официально.

Таким образом, коррупцию следует рассматривать как социальное явление, которое заключается в разложении государства и общества вследствие использования государственными служащими, лицами, уполномоченными на выполнение управленческих и государственных функций своего служебного положения, статуса и авторитета занимаемой должности в узкогрупповых, корпоративных интересах или в целях личного обогащения наперекор установленным нормам морали и права и интересам службы. Сама природа коррупции предполагает многообразие мотивов. Ими могут быть жажда обогащения, перераспределение привилегий и собственности, политические цели и др. При этом личностные характеристики потенциального субъекта коррупционной деятельности имеют важнейшее значение.

  1. Тихомирова Л. В., Тихомиров М. Ю. Юридическая энциклопедия. -М.: изд. Тихомирова М. Ю., 2017. − С. 433.
  2. Безрукова И. В. Основные виды современной коррупции //Следователь. − 2013. − № 11. − С. 9. (14). — С. 74–78.
  3. Казаков Е. Н. Еще раз о понятии коррупции // Правовая культура. — 2013. − № 11 Безрукова И. В. Основные виды современной коррупции //Следователь. − 2013. − № 11. − С. 9. (14). — С. 74.
  4. Москвина С. А. Сущность и признаки социально-правовой природы коррупции// Теория права и межгосударственных отношений.- 2019.- № 2.- С. 79–86.

Основные термины (генерируются автоматически): коррупция, государственная власть, лицо, широкий подход, государственная служба, должностное лицо, личное обогащение, низовой уровень, верхушечная коррупция, государственное управление.

История коррупции и борьбы с ней (1/1)

Государственный служащий вправе принимать без письменного разрешения представителя нанимателя:

Выберите один ответ:

a. награды и специальные звания иностранных государств

b. награды, почетные и специальные звания иностранных государств

c. специальные звания иностранных государств

d. научные почетные и специальные звания иностранных государств

ОТВЕТ предоставляется за плату. Цена 3 руб. ВОЙТИ и ОПЛАТИТЬ

Государственному служащему запрещается участвовать:

Выберите один ответ:

a. на платной основе в деятельности органа управления коммерческой организацией

b. в органах управления некоммерческих организаций

c. в деятельности органа управления коммерческой организацией

d. на платной основе в деятельности органа управления коммерческой организацией, за исключением случаев, установленных федеральным законом

ОТВЕТ предоставляется за плату. Цена 3 руб. ВОЙТИ и ОПЛАТИТЬ

Государственный служащий обязан представлять сведения о расходах:

Выберите один ответ:

a. при условии, если сумма сделки превышает общий доход данного служащего за три последних года, предшествующих совершению сделки

b. при условии, если сумма сделки превышает общий доход данного служащего за пять последних лет, предшествующих совершению сделки

c. при условии, если сумма сделки превышает общий доход данного служащего и его супруги (супруга) за три последних года, предшествующих совершению сделки

d. при условии, если сумма сделки превышает общий доход данного служащего и его супруги (супруга) за пять последних года, предшествующих совершению сделки

ОТВЕТ предоставляется за плату. Цена 3 руб. ВОЙТИ и ОПЛАТИТЬ

Указанные в предыдущем вопросе сведения представляются государственным служащим в отношении себя, а также:

Выберите один ответ:

a. близких родственников

b. супруги (супруга) и детей

c. супруги (супруга) и несовершеннолетних детей

d. супруги (супруга), несовершеннолетних детей и лиц, находящихся на иждивении

ОТВЕТ предоставляется за плату. Цена 3 руб. ВОЙТИ и ОПЛАТИТЬ

Государственный служащий вправе принимать без письменного разрешения представителя нанимателя:

Выберите один ответ:

a. награды и специальные звания иностранных государств

b. научные почетные и специальные звания иностранных государств

c. специальные звания иностранных государств

d. награды, почетные и специальные звания иностранных государств

ОТВЕТ предоставляется за плату. Цена 3 руб. ВОЙТИ и ОПЛАТИТЬ

В какой срок проводится антикоррупционная экспертиза проектов нормативных правовых актов:

Выберите один ответ:

a. не более 10 дней со дня поступления

b. не более 30 дней со дня поступления

c. не более 15 дней со дня поступления

d. срок устанавливает руководитель департамента

ОТВЕТ предоставляется за плату. Цена 3 руб. ВОЙТИ и ОПЛАТИТЬ

Заключение по результатам антикоррупционной экспертизы проекта нормативного правового акта и изложенные в нем замечания и предложения носят:

Выберите один ответ:

a. обязательный характер

b. рекомендательный характер

c. либо обязательный либо рекомендательный характер – по решению соответствующего должностного лица

d. совещательный характер

ОТВЕТ предоставляется за плату. Цена 3 руб. ВОЙТИ и ОПЛАТИТЬ

При поступлении запроса от общероссийского СМИ о доходах государственного служащего кадровые органы:

Выберите один ответ:

a. обязаны в 7-дневный срок со дня поступления запроса обеспечить предоставление ему соответствующих сведений в случае, если запрашиваемые сведения отсутствуют на официальном сайте государственного органа

c. обязаны в 5-дневный срок со дня поступления запроса обеспечить предоставление ему соответствующих сведений

d. обязаны в 7-дневный срок со дня поступления запроса обеспечить предоставление ему соответствующих сведений

ОТВЕТ предоставляется за плату. Цена 3 руб. ВОЙТИ и ОПЛАТИТЬ

Противодействие коррупции осуществляют:

Выберите один ответ:

a. органы государственной власти, органы местного самоуправления, институты гражданского общества и организации

b. органы государственной власти, органы местного самоуправления, институты гражданского общества, организации и физические лица

c. органы государственной власти

d. органы государственной власти, органы местного самоуправления и институты гражданского общества

ОТВЕТ предоставляется за плату. Цена 3 руб. ВОЙТИ и ОПЛАТИТЬ

В целях урегулирования служебного спора государственный служащий:

Выберите один ответ:

a. обязан прекратить исполнение должностных обязанностей

b. вправе прекратить исполнение должностных обязанностей

c. может прекратить исполнение должностных обязанностей, если его должность не связана с непосредственным обеспечением боевой готовности

d. не вправе прекращать исполнение должностных обязанностей

ОТВЕТ предоставляется за плату. Цена 3 руб. ВОЙТИ и ОПЛАТИТЬ

Государственный служащий подлежит увольнению с государственной службы в связи с утратой доверия в следующих случаях:

Выберите один ответ:

a. участия государственного служащего на платной основе в деятельности органа управления коммерческой организации, за исключением случаев, установленных федеральным законом

b. непредставления сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей либо представления заведомо недостоверных или неполных сведений

c. непринятия мер по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов, стороной которого он является

d. не уведомления представителя нанимателя о факте склонения его к совершению коррупционного правонарушения

Зарождение коррупции как негативного явления свойственно обществу, которое находится под влиянием власти и денег. Практически коррупция начала свое существование с возникновением государства и появлением должностных лиц, принимающих решение от имени государства. Коррупция в системе государства существует в связи с тем, что чиновник может распоряжаться не принадлежащими ему ресурсами путем принятия решений. К таким ресурсам могут относиться бюджетные средства государственная или муниципальная собственность, государственные заказы, льготы и т.п.

В последний период на фоне сложившейся общественно-политической и социально-экономической обстановки постоянно констатируются факты коррупции. Поэтому коррупция в органах государственной власти и управления современной России является наиболее острой проблемой, без кардинального решения которой невозможно эффективное развитие российского общества. Кроме того, государство, где власть в высокой степени коррумпирована, не может считаться ни демократическим, ни правовым, ни социальным.

Коррупция в органах государственной власти представляет социальную угрозу тем, что она непосредственно или опосредованно влияет на общественные ценности, мораль и государственные устои, подрывая веру в справедливость принимаемых государственных решений. Опасность коррупции представляется, прежде всего, в том, что за принимаемыми решениями чиновников стоит практическая деятельность, которая не всегда может иметь для общества и государства позитивный характер. Коррупция снижает эффективность промышленной политики и побуждает частный бизнес действовать в теневом секторе, нарушая налоговое, административное и уголовное законодательство. В то же время способствующим фактором развитию коррупции является сложная система государственного управления, где взятки порой являются действенным средством принятия решений.

Развитие государства приводит к увеличению бюрократического аппарата, необходимого для реализации государственных интересов. Эта тенденция создаст условия для использования чиновниками своих полномочий в корыстных целях.

Вместе с тем коррупция с развитием государства и общества эволюционировала, проявляя себя в различных формах, о чем говорят принимаемые законодательные решения по ее ограничению.

Рассматривая коррупцию как социальное явление, необходимо устанавливать исторические корни тех противоправных действий, которые считаются коррупционными.

Как свидетельствуют исторические документы, в Египте, Римской империи. Древнем Китае, Греции коррупция развивалась в форме казнокрадства, взяточничества.

О мздоимстве на Руси упоминается уже в летописях XIII в. Первым, кто попытался активно пресекать расхищение государственной казны в Московии, был Иван Грозный, который определил взяточникам наказание — смертную казнь.

Иногда население реагировало жестокими бунтами против лихоимства нечестных властителей. Так, в 1648 г., во время правления Алексея Михайловича, Тишайшего, в Москве вспыхнул народный бунт, который закончился победой горожан. При этом часть города вместе с немалым числом горожан сгорела. Царь был вынужден отдать на растерзание толпы двух воров: главу Земского приказа Плещеева и главу Пушкарского приказа Траханиотова.

Императорский период, со времени правления Петра I, представляется наиболее характерным по распространению коррупции, так как в это время происходит бурное развитие промышленного производства и торговых отношений России с другими государствами, что привело к увеличению управленческого аппарата. Для упорядочения исполнения служебных обязанностей были введены правила несения гражданской службы, которые закрепились в Табели о рангах. Петр I принимал жесткие меры по искоренению казнокрадства, взяточничества, особенно в аппаратах приказов и губерний, которые стали формироваться в России с 1709 г. Так, после многолетнего следствия был изобличен в коррупции и повешен сибирский губернатор Гагарин. Несмотря на столь суровые меры, царские чиновники продолжали использовать свое должностное положение в корыстных целях.

В начале XX в., особенно в годы реформаторской деятельности премьер-министра С.Ю. Витте, была активизирована борьба с коррупцией в среде чиновничества. Витте добился изменений в Уставе о службе гражданской с 1894 г., чтобы вместо старой бюрократии из числа дворян смогли поступить в Министерство финансов новые образованные и деловые люди из числа недворян.

Сталинский этап советского периода характеризуется относительно низким уровнем уголовных преступлений коррупционной направленности. Действовавшая с 1926 по 1960 г. норма в Уголовном кодексе РСФСР за должностные (служебные) преступления, в том числе и за взяточничество, устанавливала уголовную ответственность лиц, занимавших должности в государственных органах, учреждениях, на предприятиях, в организациях. Жесткий и тотальный контроль спецслужб за поведением и деятельностью не только служащих, но и рядовых граждан создавал атмосферу, не совместимую с коррупцией.

Низкому уровню коррупции способствовала тогда абсолютная экономическая зависимость должностных лиц от государства и жесткий централизм власти. Кроме того, всеобщая секретность и преследование за несогласие с политикой существующего режима были серьезным барьером для коррупции.

В послесталинский период с ослаблением тотального контроля коррупция в стране стала эволюционировать, и ко времени распада СССР увеличилась по абсолютным показателям в шесть раз. Происходил процесс социального и имущественного расслоения общества. Активно утверждалась государственная, партийная, хозяйственная элита как особая социальная группа с внутренними горизонтальными связями, корпоративными интересами и ценностями.

Основными факторами коррупционной деятельности, наносящей ущерб советскому обществу и государству, являлись отпуск дефицитной продукции, выделение оборудования и материалов, сокрытие махинаций, изменение плановых заданий, назначение на должности в партийных и советских органах. Показательным в этом тане являются уголовные дела в отношении партийного руководителя Краснодарского края Медунова, министра МВД Щелокова, секретаря ЦК КП Узбекистана Рашидова и другие. Плановость, строгий подбор в номенклатуру, где не учитывались профессиональные и нравственные качества, круговая порука создавали условия для развития коррупции.

История борьбы советской власти с коррупцией закончилась вместе с самой этой властью.

Современный период характеризуется еще большим усилением коррупционной деятельности. Показательным в этом плане является отток капиталов за границу. По некоторым данным, вывезено капиталов до 300 млрд. долл. Здесь находится часть денег из полученных кредитов международных финансовых институтов. В 1995 г. в Государственной Думе рассматривался проект закона об амнистии лиц, совершивших противоправные деяния, связанные с размещением активов за рубежом, которая нужна была в первую очередь криминальной элите для обеспечения личной безопасности.

Ряд российских аппаратных чиновников пришли во власть не по реформаторским соображениям и профессиональным данным, а в целях обогащения. Это создало условия для развития коррупции в органах власти.

Рассмотрим понятия, которыми определялась коррупция на разных этапах общественного развития.

Так, в Римском праве слово corruptio понималось как совращение, подкуп, упадок и значилось противоправным действием.

Если в первом случае речь идет о преступных действиях лишь отдельных лиц, то во втором — как о социальном явлении, направленном на разрушение системы в целом. Отсюда можно сделать вывод, что социальная сущность коррупции выражается в деградации аппарата публичной власти. Коррумпированный аппарат непригоден для выполнения функций государственного управления и бесполезен для общества.

Согласно существующим международным оценкам государственную коррупцию можно определить как нелегитимное, незаконное использование государственных ресурсов в частных целях, в том числе и для личного обогащения.

Кроме того, коррупция трактуется как покупаемость и продажность государственных чиновников, должностных лиц, а также общественных и политических деятелей. Акцент в этих определениях делается на субъектах данного явления, преступное поведение которых исходит со стороны должностных лиц органов государственного управления, власти и местного самоуправления.

В научной литературе акцент делается на коррупции как социальном явлении, порожденном социальными противоречиями общества государства, его властных структур, а также на противоречиях между корыстным поведением отдельных лиц и общественными ценностями. Происходит разложение власти, государственные, муниципальные лица, уполномоченные на исполнение государственных функций, используют свое служебное положение для личного обогащения или в иных интересах. В этом плане в основе коррупционной деятельности находится не только и не столько преступное поведение определенного чиновника или должностного лица, сколько определенная социальная обстановка, порождающая данное зло.

Коррупция — это злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами; это совершение указанных деяний от имени или в интересах юридического лица.

Теоретические и нормативные обобщения такого явления, как коррупция, позволяют рассмотреть ее предпосылки и тенденции как вида преступной деятельности. Реальная практика взаимоотношений государственных чиновников и граждан показывает наличие различных интересов, которые приводят к социальным противоречиям. Одно из таких социальных противоречий — смешение целей и интересов представителей государственных органов, облеченных управленческими полномочиями, в сторону извлечения из своего служебного положения личной выгоды.

Наиболее распространенной ситуацией коррупционных действий может служить поведение должностного лица, которое принимает противоправное решение, в том числе если оно неприемлемо для общественного мнения, из которого извлекает выгоду некоторая другая сторона (например, фирма получает государственный заказ), а само должностное лицо получает незаконное вознаграждение. Характерным признаком при этом будет нарушение закона при принятии решения.

Следует учитывать нравственные издержки от коррупции, влекущие за собой сложные последствия для общественного мнения, грозящие подрывом демократических ценностей, стабилизации общества в целом. Поэтому коррупция может быть рассмотрена как система отношений, основанная на противоправной деятельности должностных лиц в ущерб государственным и общественным интересам.

Одновременно рассматривать коррупцию с позиций социального и правового понимания, видимо, недостаточно, так как коррупционные действия совершаются не спонтанно, а в результате заранее спланированных мероприятий профессионально подготовленными лицами и располагающими определенным административным ресурсом, что заставляет оценивать и психологическую составляющую участников такого процесса. Без понимания мотивации нарушения служебного долга ради корыстной выгоды трудно решать проблему борьбы с коррупцией.

Как показывают исследования данного феномена в разных странах, несмотря на определенные различия в культуре и ценностях, существует универсальный и главный мотиватор человеческой деятельности: корыстный интерес, выгода.

Вечность коррупции, ее наличие в любом обществе и при любой социально-экономической формации свидетельствуют о ее функциональности, т.е. о том, что она удовлетворяет определенные потребности общественной системы, играет специфическую роль в ее сохранении. Считается, что коррупцию нельзя искоренить до конца, поскольку она служит индикатором здоровья общества. С этой позиции коррупция связана не только с пороками общества, несовершенством человеческой природы, низкими моральными качествами носителей коррупционных отношений, но и рядом других обстоятельств.

Одни лишь формальные, закрепленные в законах и иных нормативных правовых актах отношения между государственными и негосударственными структурами не могут обеспечить полноценного функционирования государственного управления и объективно в любом обществе дополняются неформальными отношениями. Специфическим видом этих неформальных отношений и является коррупция, которая представляет собой особую социальную структуру, совокупность устойчивых и универсальных норм, принципов.

Кроме того, развитие коррупции приводит к правовому нигилизму, к снижению чувства долга перед Родиной и государством. Распадается и система моральной регуляции — такие общепринятые и широко распространенные представления о добре и зле, о нравственном и безнравственном нивелируются.

Как показывает анализ коррупционных явлений, в последние годы коррупция становится практически открытой.

Основные причины такого положения следующие:

  • правонарушения со стороны чиновничьего аппарата связаны с управленческой деятельностью, которая, несмотря на провозглашенный принцип открытости, остается в значительной степени закрытой, конфиденциальной;
  • в совершаемых должностных преступлениях, как правило, нет прямых и непосредственных потерпевших, а также свидетелей, заинтересованных в обнародовании таких фактов. Практически обе стороны заинтересованы в сохранении проводимой сделки в тайне;
  • преступные коррупционные действия совершаются с использованием изощренных способов и современных методов защиты от разоблачения;
  • лица, относящиеся к сфере власти и управления, имеют больше возможностей избежать реальной уголовной ответственности.

Особенность коррупции состоит в том, что она развивается в сфере управления, в сфере функциональных отношений должностных лиц, она дублирует, замещает собой функциональные отношения должностных лиц. Расширение коррупционной деятельности постоянно втягивает в сферу противоправных отношений все больше участников. Это уже не отдельные криминальные факторы, а противоправное явление в обществе.

Коррупция как социальное явление имеет ряд качественных признаков:

  • расхождение интересов коррумпированной элиты с интересами большинства общества; использование со стороны коррумпированных элементов методов принуждения; неформальный характер деятельности участников коррупционных отношений;
  • нелегитимность использования участниками коррупционных отношений материальных и нематериальных благ, принадлежащих обществу и государству;
  • неформальность поведения управляющей элиты, проявляющееся в нелегитимном использовании социальных благ. Как социальный феномен, она охватывает все формы злоупотреблений, при которых должностные полномочия используются в личных целях, причем эти цели не обязательно должны быть только материальными;
  • нарушение интересов общества, социальных групп, отдельно взятой личности; оказания влияния на внутреннюю и внешнюю политику государства на государственно-правовые механизмы; воздействие на общественные и личные взгляды; формирование определенных морально-нравственных установок и критериев поведения в обществе.

Взгляды в обществе на коррупцию различны, поэтому существуют разные мнения о причинах коррупции, ее влиянии на систему государственного управления. Ряд авторов, рассматривая коррупцию как злоупотребление общественным доверием в корыстных целях, одновременно дают данному феномену следующие характеризующие ее черты:

  • сознательное подчинение интересов государства, общества личным интересам;
  • конфиденциальность принимаемых решений и их осуществление;
  • наличие личных взаимовыгодных обязательств между договаривающимися сторонами;
  • непосредственное взаимодействие между тем, кто принимает от имени государственного или общественного органа решение, и заинтересованным в положительном решении лицом;
  • понимание обеими сторонами противоправности действий;
  • готовность должностного лица использовать свое положение в корыстных целях.

Коррупция, являясь препятствием для политического, экономического, социального развития страны, имеет тенденцию к расширению и дальнейшему развитию, используя местные особенности и традиции.

При определении содержательной стороны коррупции наряду с ее социальной стороной приоритет все же отдается правовому аспекту. Поэтому коррупция должна иметь отличительный характер от преступных действий, предусмотренных уже существующими статьями УК РФ. В большей части к коррупции относят действия, относящиеся к получению взятки, злоупотреблению служебным положением.

Удельный вес взяточничества в структуре должностных преступлений составляет 34—36%. По рейтингу коррумпированности чиновников и политиков Россия сегодня находится в десятке самых неблагополучных стран мира наряду с Венесуэлой, Камеруном. Индией и Индонезией.

Распространение криминального лоббизма, корыстного сговора должностных лиц, инвестирование коммерческих структур за счет бюджета в ущерб интересам государства и граждан, необоснованная и убыточная для общества передача государственного имущества в управление коммерческим структурам, создание лжепредприятий — все это составляет угрозу существованию общества и государства в целом.

Читайте также: