Когда в казахстане исчезнет коррупция

Обновлено: 30.06.2024


11:18 2880 0

Однако на деле это практически не работает. Всего из 86 госслужащих, чьих подчиненных ловили на коррупции, уволили только 6 акимов районного и областного уровней. Рассказываем, почему так сложилось.

КАК РАБОТАЕТ ЗАКОН

Требование о подаче в отставку распространяется практически на всех госслужащих, начиная от подчиненных президента или министров, заканчивая акимами отдельных районов города.

Госслужащий должен подать в отставку только, если коррупционное правонарушение его подчиненного доказал суд. Если же в отношении сотрудника еще ведется досудебное расследование и он находится в статусе подозреваемого, то закон не работает, все остаются на своих местах.

Если вина подчиненного доказана, начальник обязан подать заявление в течение 10 календарных дней после вынесения приговора. Нюанс в том, что отставка вовсе не обязательный и не единственный выход. Решение об этом принимает вышестоящий начальник. У него есть право не освобождать госслужащего от должности, а сделать ему дисциплинарное взыскание, то есть вынести выговор, строгий выговор или максимум понизить в должности.

СКОЛЬКО ЧИНОВНИКОВ РЕАЛЬНО УШЛИ В ОТСТАВКУ ПОСЛЕ ПРИНЯТИЯ ЗАКОНА

Из них 13 политических госслужащих, 33 административных, 25 сотрудников правоохранительных органов, 15 сотрудников организаций квазигосударственного сектора и подведомственных организаций акиматов.

Политические госслужащие — премьер-министр, министры, сотрудники Администрации президента, акимы, послы.

Административные госслужащие — руководители аппаратов госорганов, помощники, советники премьер-министра, председателя Верховного суда, заместители и другие.

За время действия нового положения заявления об отставке подали только девять акимов районного и областного уровней из 86 привлеченных руководителей. Из них шесть человек были уволены.

А вот в системе правоохранительных органов увольнений куда больше. По данным Департамента собственной безопасности МВД, за коррупцию среди подчиненных в 2020 году был уволен 51 полицейский начальник и 106 руководителей различного уровня освобождены от должности.

По информации Агентства по противодействию коррупции , в 2020 году к уголовной ответственности привлечены 210 руководителей различного ранга. Из них под следствием все еще находятся пять вице-министров, пять председателей комитетов и их заместителей, а также пять топ-менеджеров квазигосорганизаций.

Как видно из статистики, госслужащие редко уходят в отставку за преступления своих сотрудников. Пока от должности были освобождены лишь районные и областные акимы, но ни один высокий начальник еще не был уволен, хотя прецеденты были.

В феврале 2021-го замакима Астаны (Нур-Султан) Бахтияр Макен написал заявление об отставке после того, как суд вынес приговор его бывшему подчиненному, экс-руководителю управления культуры Нурлану Сыдыкову. Сыдыкова признали виновным в получении взятки в размере 10 миллионов тенге и осудили на 5 лет.

Но аким города Алтай Кульгинов отставку своего заместителя не принял, лишь объявил ему строгий выговор. Правозащитники раскритиковали это решение , а депутат Сената Мурат Бахтиярулы заявил, что руководителя управления культуры города Астаны (Нур-Султан) назначал не Бахтияр Макен, а аким города. Соответственно, сам Алтай Кульгинов должен был подать президенту заявление об отставке.

У Кульгинова до этого уже был шанс уйти в отставку. В ноябре 2019 года аким столичного района Байконур Аскар Есилов получил взятку в виде последней модели iPhone. Тогда общественность требовала, чтобы Алтай Кульгинов подал заявление об отставке, как требует закон. Он этого не сделал, сославшись на то, что в ноябре поправки еще не вступили в силу. В результате столичный градоначальник остался на своей должности.

После этого Аскар Идрисов подал заявление на имя акима Карагандинской области, однако вместо увольнения ему объявили выговор за отсутствие контроля над подчиненными и низкую антикоррупционную дисциплину.

Также общественность просит уйти в отставку акима Алматинской области Амандыка Баталова после череды задержаний сразу нескольких его подчиненных за коррупционные правонарушения.

В конце января при получении взятки задержали экс-акима Талгарского района Серикжана Ерекешева. Аким области Баталов назначил его на должность полгода назад. Также по обвинению в получении взятки в размере в 37 миллионов тенге задержана руководитель управления образования Майгуль Омарова.

Многие жители региона возмущены, что коррупция растет, а местные власти ничего не делают. Сам Амандык Баталов не раз подчеркивал, что в области стало слишком много коррупционеров. Однако на призывы уйти в отставку он пока никак не отреагировал.

ВМЕСТО УВОЛЬНЕНИЯ — НА ПОВЫШЕНИЕ

При этом с 2019 года были моменты, когда коррупционные преступления подчиненных даже оборачивались для руководителей фактическим повышением в должности.

В декабре прошлого года СМИ писали о противоречивом случае, когда после подачи заявления об отставке чиновник получил не наказание, а повышение . Это произошло с акимом Кербулакского района Алматинской области Махаббатом Бигельдиевым.

Он подал в отставку после того, как в конце октября к штрафу в 3 миллиона тенге приговорили его заместителя Серикбая Кожахметова, получавшего откаты от подрядчика. Однако отставку Бигельдиева вышестоящее руководство не приняло, а ограничилось наложением на чиновника дисциплинарного взыскания.

Ранее подобное произошло с главой города Текели Бахтияром Унербаевым . Он первым в регионе подал в отставку из-за уличенного в коррупции подчиненного. Вскоре после этого чиновник получил назначение на пост советника акима Алматинской области в Нур-Султане.

ПОЧЕМУ ЗАКОН НЕ ОСТАНАВЛИВАЕТ КОРРУПЦИЮ

Если есть ответственность начальника за действия подчиненных, и это выяснило следствие, то это должно решаться в рамках суда и полномочий вышестоящих государственных органов. Специальный закон для этого не нужен. Кроме того, в наших условиях он просто не может работать, поскольку вся наша система власти построена не на самостоятельных решениях, а на мнении вышестоящего начальства.

Например, акимы зачастую у нас не сами избирают себе подчиненных, а их им предлагают вышестоящие органы. Согласно действующим процедурам все эти лица должны пройти утверждение в администрации президента. В таком случае ответственность надо разделять с ними, поскольку там принимают решение о назначении большинства чиновников.

Кроме того, политолог считает, что эта мера только портит имидж власти. По его мнению, поправки были инициированы для того, чтобы у президента появилась дополнительная возможность убирать неугодных чиновников:

Токаев инициировав эти поправки, получил возможность дополнительно влиять на чиновников. Возможно, он думал, что это будет воспринято, как шаг к борьбе с коррупцией, но на самом деле это работает в минус имиджу власти. Потому что реально решения не принимаются и никакой чистки кадров не происходит. Закон работает избирательно, а этот процесс осуществляется не ради борьбы с коррупцией, а по каким-то иным причинам внутреннего характера или личных отношений.

Кроме того, важно учитывать, что сейчас идет активная борьба за влияние между Ак Ордой и Библиотекой первого президента, поэтому все случаи борьбы с коррупцией надо рассматривать в контексте этого противостояния. Как правило, реальных увольнений крайне мало, все как-то тихо разруливается.

Юрист Сергей Уткин также считает, что нововведения работают очень избирательно. Он убежден, что такая мера может работать как угроза для чиновников, у них появляется стимул либо бороться с коррупцией, либо скрывать ее:

Представим, что какой-то высокий начальник хочет убрать более мелкого, но прямо не может найти основания для этого, и тогда думают о том, как бы подставить его подчиненного. Таким образом, подчиненного поймают на коррупции, а начальник будет вынужден подать в отставку.


Transparency International подсчитывает индекс восприятия коррупции (CPI) и глобальный рейтинг стран последние 25 лет. В 2019 году Казахстан занял 113 место из 180 стран в рейтинге TI.

Почему большинство странмира справляется с задачей по искоренению коррупции лучше, чем Казахстан?

Через какие каналы коррупция влияет на общество и что нужно с этим делать?

Каким образом коррупция может замедлять экономический рост?

Как она влияет на состояние экологии и неравенства в обществе?

Как Казахстану эффективно уменьшить уровень коррупции в стране?

Причины коррупции

Коррумпированность страны – это результат совокупности различных экономических, политических, социальных, культурных и исторических факторов.

Известный американский эксперт в области политической коррупции Сьюзан Роуз-Акерман в своих исследованиях выделяет четыре сценария развития коррупции.

Первый — государство распределяет ограниченные ресурсы, в следствие чего взятки помогают рынку прийти к равновесию.

Второй — государственные служащие не получают достаточных стимулов в виде зарплаты и бонусов, возникает среда для коррупции; взятки становятся этими дополнительными стимулами.

Третий — желание людей и компаний уменьшить затраты в виде налогов, тарифов и прочего, и,в этом случае, взятки помогают уменьшить затраты.

Четвертый — система взяток позволяет преступникам получать разрешение на ведение незаконной деятельности.

Давайте посчитаем. Как коррупция влияет на экономический рост

Существует множество исследований причинно-следственной связи между уровнем коррупции и темпами экономического роста.

Известно, что некоторое количество коррупции даже позитивно влияет на экономические процессы. (Например, когда граждане, подкупая чиновников, уклоняются от выполнения неразумных законов, – прим.ред.). Вероятно, существует некий порог уровня коррупции.

Однако ряд недавних исследований показывает, что рост экономики находится в обратной зависимости от уровня коррупции.

В 2015 году Международный Валютный Фонд (МВФ) посчитал, что глобальный объем ущерба от взяток составляет $1,5 — 2 триллиона. Это около 2% от мирового ВВП.

Общий урон от коррупции, несомненно, выше.

По официальным данным (отчет за 2018 год) ежегодный ущерб от коррупции в Казахстане оценивается в сумму более чем 1,6 трлн тенге, или $3,8 млрд. Это чуть больше 2% ВВП страны.

К 2019 году, по данным агентства по делам госслужбы и противодействию коррупции, коррупционные преступления за 3 года нанесли ущерб экономике Казахстана в размере 40 млрд тенге, что составило около 0,03% от ВВП.

Нечестная конкуренция

В экономической теории свободные рынки считаются самыми эффективными в распределении благ в обществе. Нарушение механизмов рыночной конкуренции внутри страны может сказываться на деятельности экономики в целом.

Коррупция может вносить деструктивное влияние в работу рынков. В частности, фокус частных фирм смещается с эффективного производства на выгодное положение за счёт коррупции. Проще говоря, зачем обновлять качество производства, если проще сконцентрироваться на поддержании хороших отношений с бюрократами и обеспечить контракты на несколько лет.

Зачастую эффективные компании, которые занимаются или готовы заниматься инновациями, а не приобретением привилегий, не проходят через сито коррупции. Например, компания Apple со своим IPhone смогла завоевать рынок только в условиях свободной экономики США. А в условиях Казахстана, даже господдержка не помогла заводу по производству планшетных компьютеров заработать в полную мощность.

Таким образом, нечестная конкуренция и дисфункция рынков снижает качество работ и замедляет экономическое развитие. Страдает общество, а предприятия вынуждены закрываться из-за созданных барьеров.

Инвестиционный климат: неопределенность и риски

Принято считать, что прямые внешние инвестиции являются одним из двигателей экономического развития. Привлечение иностранного капитала в страну уже долгое время является одной из важных повесток внешней политики современного Казахстана.

Коррупция создаёт климат, в котором иностранным инвесторам приходится выделять отдельный бюджет для удовлетворения потребностей чиновников.

В качестве примера можно привести случаи когда компании-автопроизводители пытались наладить сборку автомобилей в Казахстане, чтобы поставить на местный рынок доступные автомобили. Как результат влияния коррупции на инвестиционный климат мы получили экономику, в которой стоимость автомобилей на порядок выше чем на ближайших рынках России или Китая.

Ресурсное проклятие и международные суды

Высокие коррупционные риски создают благоприятную почву для некоторых иностранных государств, которые пытаются использовать эти неформальные рычаги в своих целях. Один из примеров, это китайские кредиты для развития дорожной инфраструктуры Казахстана. Коррупционная схема проста – Казахстан берет кредит у Китая на строительство дорог и в силу непрозрачности тендерных процедур, подряды на строительство дорог получают компании, учредителями которых являются бизнесмены из Китая.

Движимые личными краткосрочными выгодами, правящие элиты склонны подписывать невыгодные для своего народа контракты.

В этом ряду — выдача в долгосрочную аренду стратегических объектов, земли, морских портов и аэродромов, неоправданно большие суммы сделок и процентов. Это происходит, из-за отсутствия свободных СМИ и отчетности перед народом.

Таким образом, коррупционность режимов и элит может компрометировать суверенитет государства. Это еще один механизм, через который коррупция создает благоприятные условия для нечестной конкуренции не только для внутренних игроков, но и для внешних инвесторов.

Напомним одно из последних громких дел, где молдавские олигархи Анатол и Габриел Стати обвиняют Казахстан в незаконном захвате собственности и требуют выплату компенсаций в размере $500 млн от правительства. Чтобы было понятно как это влияет на госбюджет Казахстана приведем следующие цифры – в 2019 году правительство Казахстана потратило 15,9 млрд тенге на оплату услуг иностранных юридических фирм для защиты своих интересов в международных судах и арбитражах.

Куда идут государственные расходы

Нет однозначного понимания того, как уровень коррупции влияет на государственные расходы. Но ясно, что он может быть причиной изменения структуры государственных расходов и их низкой эффективности.

В странах с большим уровнем коррупции бюрократы отдают предпочтение не эффективным проектам, а прибыльным. Таким образом, государственные расходы смещаются в сторону энергетического сектора, обслуживания госаппарата и поддержания общественного порядка, обороноспособности и культуры. Здравоохранение, образование и область социальной защиты финансируются скромнее. По этой причине казахстанский госаппарат с большей готовностью финансирует проекты проведения в Казахстане ЭКСПО, Азиады и так далее, чем проекты по повышению качества образования или здравоохранения.

Одно из объяснений заключается в величине проектов, соответственно, размеров взяток, которые можно из них выручить. При этом, сферы обороны, национальной безопасности и энергосектора традиционно менее прозрачны. Это подразумевает меньший контроль над сделками.

Коснулся ли этот тренд нашей страны? Судите сами. В 2019 годуна образование было выделено 3,6% от ВВП. Расходы на медицину составляют около 3% от ВВП, что ниже 5%, рекомендованных Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ).

Коррупция в квазигосударственном секторе

Напомним, что субъектами квазигосударственного сектора являются компании, в которых государство принимает участие или является их акционером.

Важность квазигосударственного сектора в Казахстане намного выше, чем в странах Организации Экономического Сотрудничества (ОЭСР). Чрезмерное участие государства в экономике, в частности, в таких сферах как разведка и добыча природных ресурсов, может негативно сказываться на обществе. Надежность финансовых потоков из бюджета уменьшают стимулы для инноваций и развития в частном секторе, которые бы поощрялись в условиях рыночной конкуренции. Сама конкурентность среды нарушается при участии государственных компаний и монополий.

Одним из признаков присутствия коррупции в этом секторе является отсутствие прозрачности в процессах поощрения топ-управленцев квазигосударственных корпораций. В частных корпорациях такие процессы не могут быть непрозрачными из-за надзора заинтересованных лиц — акционеров, и поэтому в ежегодных отчетах крупных частных компаний, вознаграждения топ-менеджмента расписываются очень детально.

К концу 2019 года, агентство по противодействию коррупции выявило 132 коррупционных преступления, связанных с хищениями, злоупотреблением должностными полномочиями, а также взятками при осуществлении закупок и госпрограмм.

Учитывая, что оборот квазигосударственного сектора может достигать 60% от ВВП Казахстана, он является очень привлекательным пирогом для коррупционеров..

Неформальный сектор в Казахстане

Традиционное теневой экономикой называют финансовые потоки не облагаемые налогами. Среднемировой показатель теневой экономики составляет 31,9%.

В 2018 году размер теневой экономики в Казахстане составлял около 30%.

В 2019 году мы смогли снизить размер неформального сектора на четверть, и он составил 23,6% от ВВП.

Для сравнения, самый низкий размер теневой экономики в Австрии — 8,9%, и в Швейцарии – 7,2%. Несмотря на то, что размер теневой экономики у нас ниже среднемирового уровня в целом, можно считать, что доля неформальной деятельности в Казахстане ещё довольно высока.

Одной из мотивацией для искоренения коррупции и вместе с ней и уменьшения теневого сектора экономики, могут быть дополнительные поступления в бюджет в качестве налогов. Так, если считать, что Казахстан может сократить размер теневой экономики ещё наполовину, и мы сможем потенциально получать 16,8% (количество налогов к ВВП в 2018 году) в форме налогов от 12% ВВП, то это может вылиться в $3,4 млрд или 1,5 трлн тенге.

С другой стороны, участники теневой части экономики не обладают такой же социальной защищенностью по сравнению с участниками формальной экономики. Уязвимость их положения кроется в том, что участники теневой экономики не могут защищать свои права в официальных институтах — судах и правоохранительных органах. Наемные работники же, обычно ввиду отсутствия контрактов, не могут быть защищены Трудовым кодексом. Вдобавок к этому, они не имеют возможности стабильно копить себе на пенсию, получать отпускных или декретных выплат.

Кроме несобранных налогов, тандем коррупции и теневой экономики подрывают авторитет государства в глазах общества, что еще сильнее ухудшает эффективность работы госаппарата. Недоверие граждан к проводимым реформам, а также нежелание людей сотрудничать с государственными органами может привести к их неэффективной реализации. Чтобы убедиться в этом достаточно просмотреть ленту новостей региональных СМИ, когда довольно часто люди пытаются остановить реализацию какого-либо проекта, даже не пытаюсь услышать чиновников. Почему? Потому что нет доверия к органам власти.

Одновременно влияя на государственные доходы и расходы, коррупция наносит ущерб по эффективности работы государства как распределителя благ. Пониженная эффективность государственного аппарата, в свою очередь, может замедлять экономический рост как напрямую через неоптимальное расходование, так и косвенно, оказывая негативное влияние на развитие человеческого капитала.

Стоит отметить, что к теневой экономике относятся случаи экспорта природных ресурсов по заниженным ценам с целью дальнейшей продажи посреднической компанией по рыночной цене, или преступные махинации в финансовом секторе, и противозаконные и контрабандные производства.

Коррупция и человеческий капитал

Другим важным фактором экономического роста является человеческий капитал. Коррупция имеет отрицательное влияние на развитие человеческого капитала посредством двух каналов:

— из-за упущений в сфере образования,

— из-за нарушения эффективности распределения таланта в экономике.

Развитие человеческого капитала является залогом для экономического роста — более образованные и обученные работники и работницы будут показывать соответственно более высокую производительность труда. Более того, из-за продолжительного недостатка финансирования ухудшается общее состояние сферы образования. Низкие заработные платы учителей ведут к увеличению коррупционности внутри учебных заведений.

Кроме этого, низкое качество образования вынуждает граждан получать образование за границей — около 10% всех студентов в 2020 году. При средней стоимости обучения в казахстанском вузе в 400 тыс. тенге, Казахстан недополучает 22 млрд тенге ежегодно от этих студентов.

Самое эффективное распределение таланта в экономике происходит в условиях свободных рынков или при корректном вмешательстве со стороны регуляторов при провалах рынка. При оптимальном распределении таланта в экономике, люди занимают те позиции в обществе, в которых они имеют сравнительное преимущество. Это относится и к частному сектору, так и к государственному.

В условиях коррупции, возможность извлекать дополнительную ренту за счет нечестных практик, создает дополнительные стимулы для работы в государственном аппарате. Теперь, при наличии таких стимулов, госслужба привлекает не тех, кто более для неё подходит, а тех, кому интересна дополнительная прибыль, и кто сможет лучше вжиться в климат, где политическая лояльность может быть важнее, чем профессиональные навыки. Это напрямую влияет на качество работы государственного аппарата, так как он теперь обслуживается менее компетентными кадрами.

Коррупция и экология

Многие исследования показывают, что рост коррупции ведет к усугублению экологических проблем. Коррупция может влиять на загрязнение как напрямую, так и косвенно, замедляя развитие экономики.

Так, одним из каналов загрязнения являются прямые иностранные инвестиции (ПИИ).

В условиях высокого уровня коррупции, ПИИ ведут к менее строгим стандартам охраны окружающей среды.

Практика показала, что в условиях высокой коррупции стандарты в энергетическом секторе по окружающей среде бывают менее строгими. Под низкими стандартами имеются в виду завышенные пороговые уровни выбросов вредных веществ, слабый мониторинг активности предприятий, а также низкие штрафы за нарушение законов в сфере охраны окружающей среды. Крупным корпорациям дешевле заплатить штрафы за загрязнение природы, чем привести производство в соответствие с нормами.

Кроме того, согласно исследованиям западных ученых Пэра Фредрикссона и Якоба Свенссона, политическая стабильность может играть отрицательную роль и приводить к большим загрязнениям при высоком уровне коррупции в стране. То есть, если страной стабильно и долго правит элита, которая поощряет нечестные практики в производстве, это может привести к систематическому ухудшению экологической ситуации.

В целом, в основе отрицательного влияния коррупции на экологическую обстановку в отдельном регионе лежит сдвиг интересов власти. В Казахстане есть множество примеров того, как непродуманные политики или коррупция ведут к экологическим бедствиям и, как следствие, вреду для населения.

Коррупция и бедность

Наличие коррупции и неформальной экономики может помогать бедным слоям населения выживать, уклоняясь от налогов, обходя строгое регулирование, на соответствие которому нужны дополнительные затраты.

С другой стороны, высокая доля неформального сектора приводят к систематическим проблемам, когда государство не уделяет должного внимания социальной сфере и развитию человеческого капитала. Постепенный рост теневой экономики, ослабление институтов власти и хроническое недофинансирование социальной сферы может привести к тому, что общество станет сильно зависимо от коррупции и теневой экономики. Это особенно чревато последствиями для стран, в которых наблюдается сильное неравенство в обществе.

Ситуация бедных слоев общества, оставленных на грани выживания, вряд ли будет улучшаться в условиях высокой коррупции. Для улучшения их положения, государство должно проводить комплексную политику через социальные программы и образование. Такие программы служат социальными лифтами, которые могут помочь людям вырваться из бедности. К сожалению, недостаток финансирования для развития человеческого капитала и рост недоверия к государству, частично обусловленные высоким уровнем коррупции, могут привести к дальнейшей маргинализации в обществе.

Если наше общество решится работать на снижение уровня коррупции в стране, нам стоит вводить такие изменения, которые не поставят под угрозу положение уязвимых слоев населения.

Рекомендации экспертов

Таким образом, эксперты пришли к выводу, что уровень коррупциив нашей стране влияет на все аспекты нашей жизни — от экономического благосостояния граждан и здоровья наших детей до качества воды и воздуха в наших городах.

В условиях высокой коррупции есть несколько механизмов, которые за короткие сроки помогут вывести страну на новый уровень.

— опубликование деклараций государственных служащих, работников квазигосударственного сектора, руководителей бюджетных организаций, должностных лиц, выполняющих государственные функции для обеспечения гражданского контроля;

— обеспечение публичного обсуждения крупных международных инвестиционных контрактов;

— внедрение комплаенс служб в организации квазигосударственного сектора и крупного бизнеса;

— поощрения бизнеса за введение комплаенс служб путем налоговых преференций;

— обеспечение полноценной защиты свидетелей коррупционных преступлений.

Помогите нам рассказывать правду

Наши журналисты не боятся добывать правду, чтобы показывать ее вам. В стране, где власти постоянно хотят что-то запретить, в том числе - запретить говорить правду, должны быть издания, которые продолжают заниматься настоящей журналистикой.

Мы хотим зависеть только от вас — тех, кто хочет знать правду, тех, кто не боится быть свободным. Помогите нам рассказать вам правду.

Пожалуйста, поддержите нас своим вкладом в независимую журналистику!

Это просто сделать – перейдите вот сюда

Можно поддержать нас и через KASPI GOLD, отправив свою сумму на номер 8 777 761 02 61

Отныне дающих, берущих и посредников будут строго наказывать. Это касается судей и сотрудников правоохранительных органов. Между тем, согласно исследованию, в некоторых регионах Казахстана коррупционная культура настолько укрепилась, что воспринимается естественно и без нее нельзя существовать.

В Казахстане ужесточили наказание для коррупционеров

Президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев 19 декабря 2020 года подписал поправки в некоторые законодательные акты по вопросам усиления защиты прав граждан в уголовном процессе и противодействия коррупции, которые вступили в силу накануне Нового года. Благодаря таким мерам, как считают в антикоррупционном агентстве, борьба с коррупцией в стране перейдет на новый уровень. И пора бы. Учитывая, что за последние два года выявлено 480 фактов дачи взятки, а также 37 фактов посредничества во взяточничестве. Если брать только кратные штрафы, то взяткодатели и посредники за это время приговорены к уплате в бюджет почти 600 миллионов тенге.

Кроме увеличения сроков лишения свободы, возросли и размеры кратных штрафов за дачу взятки. Теперь для дающих взятку (до 50 МРП) минимальный размер кратного штрафа увеличен вдвое — с 10-кратного до 20-кратного. Так, если лицо осуждено за дачу взятки в сумме 100 тысяч тенге, то минимальный штраф, который может назначить ему суд, составит 2 миллиона тенге. Прежде размер минимального штрафа составлял 1 миллион тенге. Кроме того, вдвое увеличен порог кратного штрафа для посредников. В прежней редакции Уголовного кодекса за посредничество во взяточничестве грозил штраф в размере от 5-кратной до 10-кратной суммы взятки, теперь — от 10-кратной до 20-кратной.

УДО не заслужили

В новой редакции антикоррупционного законодательства введен запрет на условно-досрочное освобождение для осужденных за коррупцию. Но это правило распространяется только на тех, кто отбывает наказание за тяжкие и особо тяжкие преступления. Это касается и вышеупомянутых сотрудников правоохранительных органов, судей и тех, кто дает взятки в значительном размере. Исключение, если преступление совершили беременные, женщины, имеющие малолетних детей, мужчины, воспитывающие в одиночку малолетних детей, женщины в возрасте 58 лет и старше, мужчины в возрасте 63 лет и старше, инвалиды первой или второй групп. Это касается и тех, кто выполнил все условия процессуального соглашения о сотрудничестве.

Однако некоторые юристы считают нововведение нелогичным, поскольку хоть УДО и запретили, но осталась возможность замены наказания на штраф или ограничение свободы. Так, если взять тяжкое преступление, то осужденный по общим правилам может выйти по УДО после отбытия половины срока наказания. Заявление на замену наказания — штраф или ограничение свободы — можно подать через треть срока.

Зарубежные счета — повод для увольнения

Согласно новому антикоррупционному закону, чиновникам запретили открывать счета, хранить деньги и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами Казахстана. Запрет распространяется на служащих, занимающих ответственные государственные должности, уполномоченных на выполнение государственных функций, депутатов парламента и судей. Исключение — депутаты маслихатов. Закрыть счета в иностранных банках чиновники обязаны в течение шести месяцев с начала действия нового закона, то есть до 1 июля 2021 года. Иначе это будет являться основанием для увольнения.

Кто, где и почему

Восприятие коррупции и реальное положение дел отличаются. Так, по мнению населения, наиболее коррумпированы суды, но по статистике они даже не входят в первую десятку.

Регионами, в которых согласно опросу процветает коррупция, являются Алматы, Нур-Султан, Шымкент, Алматинская, Жамбылская, Западно-Казахстанская, Карагандинская, Кызылординская области. Среди государственных органов первые места заняли департамент государственных доходов, налоговые службы, управления земельных отношений, противопожарные службы и акиматы районов, а также управление градостроительства.

Цена вопроса

В целом стоимость коррупционной сделки в 2020 году минимально составила 5000 тенге, максимально — 200 тысяч тенге (в 2019 году — от 500 до 500 000 тенге).

При этом более 80 процентов опрошенных предпринимателей считают, что в Казахстане можно развивать свой бизнес, не давая взяток и работая исключительно в правовом поле. Почти 64 процента бизнесменов готовы даже самостоятельно вести борьбу с коррупцией — часть своей ежедневной практики.

Метод пряника

В целом правилами поощрения лиц, сообщивших о факте коррупционного правонарушения или иным образом оказывающих содействие, предусмотрена следующая система поощрения: по коррупционным преступлениям, по которым сумма взятки или причиненного ущерба либо стоимость представленных льгот или оказанных услуг не превышает 1000 МРП (с января 2021 года один МРП равен 2917 тенге) — 2 917 000 тенге, сумма вознаграждения (в зависимости от категории преступления — небольшой, средней тяжести, тяжкие и особо тяжкие) составляет от 30 до 100 МРП (от 87 510 до 291 700 тенге). Если сумма взятки или причиненного ущерба либо стоимость представленных льгот или оказанных услуг превышает 1000 МРП, вознаграждение составит 10 процентов от суммы, но не более 4000 МРП (11 миллионов 668 тысяч тенге).


Почему чиновники не утруждают себя интеллектуальными схемами хищения государственных денег

Где-то в глубине души мы гордимся нашими коррупционными достижениями – крутыми машинами, тысячеметровыми особняками, размахом той-бизнеса и даже ездой по встречной полосе задом.


Столичные мамаши снимают ролик на выпускной своим деткам, главная деталь в котором – выезд на лексусах последней модели, чтобы выстроиться на площадке и потрясти телесами в зажигательном танце: типа, вот как мы можем.

Для детей и юношества – это такая модель поведения, жизненный успех и главная достиженческая мотивация. Украл, стал уважаемым человеком, подарил на свадьбу торт за 100 тысяч долларов.

Красавчик, в общем.

Понятно, люди отпиливают от бюджета километры денег, в этом есть свой кураж, даже отвага.

Топ-менеджеры, нанятые государством, выглядят очень солидно, говорят ужасно умные вещи.

Казалось бы, такие люди должны уметь и воровать красиво, с умом, чтобы борцы с коррупцией не спали ночами, распутывая замысловатые схемы, находя малейшие зацепки и невероятными усилием интеллекта выводя жуликов на чистую воду.

Но практика показывает совершенно обратное.

Впору обеспокоиться тем, что коррупция в нашей стране опустилась ниже плинтуса.

Руководители уровня министра – по степени ответственности и миллиардными бюджетами, которыми они распоряжаются – банально тырят мелочь по карманам, даже не заботясь о том, какие они оставляют следы.

В распоряжении редакции оказалась ведомость с фамилиями и суммами оплаты за услуги зала "бизнес-класс" алматинского аэропорта.

Судя по фамилиям, один из руководителей крупной национальной компании очень любит вип-зал аэропорта. В этом нет ничего предосудительного, услуга, в общем-то, копеечная, всего 23 тысячи тенге. При той зарплате, которую ему платит государство, он может себе позволить обеспечить себя высоким уровнем комфорта, чтобы не пересекаться с простыми гражданами в терминалах аэропорта, ожидая посадки.


Но фишка в том, что за комфорт начальника заплатила мелкая ТООшка, встроенная в нехитрую схему распределения подряда. На счета этой ТООшки ежегодно падает пара сотен миллионов тенге от миллиардного пирога, а начальник имеет отношение к распределению этого подряда по долгу службы.

Другой начальник – председатель совета директоров национальной компании - из этой же ТООшки получал ежемесячно 1,3 миллиона тенге на карточку.

Якобы он для этой ТООшки организовывал встречи с государственными служащими, за что и получал деньги. То есть подрабатывал агентом "гавермент рилейшнз". При этом злосчастная ТООшка является субподрядной организацией нацкомпании, где председателем совета директоров является ее шустрый агент. Платежки в редакции тоже имеются.

То есть люди абсолютно не парились вопросом безопасности, брали по мелочи. И конторка, из которой они подсасывали мелочь, наверное, не единственная. Видимо, они считают себя настолько влиятельными, что правоохранительные органы не будут обращать внимания на такие небольшие суммы.

Но увы. Следы остаются везде.

Я не называю фамилии и должности этих людей.

Они легко могут подать в суд и выиграть его, несмотря на все документы с печатями. Знаем, плавали. Нас обязывали опровергать заключения экспертов, постановления следственных органов и даже протест генерального прокурора. По решению судей с нас содрали 50 млн тенге за публикацию официальных документов, как несоответствующих действительности.


Получив решение суда, по которому нас вновь будут заставлять опровергать неопровержимое, они могут написать заявление в полицию, и тогда по статье 247 УК РК – распространение заведомо ложной информации – нас снова подвергнут обыскам, изымут редакционную технику и документацию.

А еще есть 147 статья Уголовного кодекса, предусматривающая ответственность за разглашение личных данных: "Нарушение неприкосновенности частной жизни и законодательства Республики Казахстан о персональных данных и их защите".

Перелет через ВИП-зал - это уже личная жизнь большого босса, на страже которой стоят законодатели и правоохранители. Всяко важнее бюджета.

Короче, лезть на Голгофу ради приведения в чувство мелочных людей нет никакого смысла.

Насколько мне известно, одного их этих граждан уже допрашивают, второго очень хотят допросить, но не факт, что следователю не дадут по рукам, и тогда дело развалится.

Фамилии и документы есть в редакции, заинтересованные субъекты правопорядка могут их легко получить.

Конечно, факты коррупции давно не новость. Обидно, что так глупо и так мелко.

Читайте также: