Когда в англии формируется традиционная система уголовного права

Обновлено: 30.06.2024

Английскую систему права в последнее время часто включают в договоры российские компании и тем самым выводят споры за пределы российского законодательства. Основа английского права – прецедентная и статутная система (статуты - аналог российских законов). Кроме того, у британцев отсутствуют и отрасли законодательства. В целом английское право характерно наличием эффективных инструментов для договорных отношений и гарантий их защиты.

Что такое английское право?

Английское право – система, основанная на грамотном сочетании законов (статутов) и прецедента, активно используется судебное толкование законодательных норм. Для английской (общей) системы характерна гибкость и многовековость применения нормативных актов. Но статутные нормы меняются, если того требуют технологии или другие экономические перемены.

Английская правовая система (известна как Common Law) действует не только в странах Британского содружества, но распространена в США, Канаде, Австралии, Новой Зеландии и Северной Ирландии.

Классификация английского права по отраслям

Как таковых отраслей в английском праве нет, есть система отдельных институтов либо проблем – договоры, собственность, гражданские и уголовные процедуры, процедуры магистратских судов.

В уголовном праве выделяют совершение уголовно наказуемого действия либо бездействия и совершение уголовного деяния со злым умыслом.

Помимо уголовного права выделяют другие отрасли, список которых не является исчерпывающим:

  • Конституционное право;
  • Административное право;
  • Семейное право;
  • Деликтное право (Tort);
  • Договорное право;
  • Имущественное право;
  • Трасты;
  • Трудовое право;
  • Доказательное право.

История возникновения английского права

Англосаксонская правовая система зародилась во времена правления Вильгельма Завоевателя Англией. К завоеванию английских территорий в стране не было общих источников права, которые применялись бы всем населением. Отсутствовала единая судебная система, а страна нуждалась в централизации государственных органов, которые могли бы заниматься принудительным исполнением законодательных норм. Общее право в привычном виде стало формироваться с 1189 года, когда у королевских судей появились более широкие полномочия и они стали вышестоящей инстанцией над сотенскими, графскими и феодальными судами.

Источники английского права

  1. Для применения обычая нужно, чтобы он отвечал ряду характеристик:
    • Должен толковаться независимо от региона;
    • Распространен в конкретной отрасли экономики;
    • Соответствовал или не противоречил закону;
    • Должен быть источником правового последствия;
    • Должен быть разумным.

По делу Chan Cheng Kum and another v. War Tat Bank Limited and another (Singapore) [1971] UKPC 10 (29 March 1971) судом было выражено мнение, что обычай должен быть универсальным и восприниматься предпринимателями в конкретной отрасли. Наконец, обычай должен быть максимально известным для случайных людей.

Статут не имеет обратной силы, хотя Парламент может указать в самом акте его ретроспективное действие.

  • Публичные, которые содержат нормы, предназначенные всему государству и определяют его политику. Так, Конституция Англии состоит из ряда ста (при этом стоит оговориться, что нет четкого разграничения, какие нормы являются конституционными, а какие - нет);
  • Частные, регулирующие положения конкретной группы граждан или организаций.

Все статуты действуют на всей территории Великобритании, за исключением актов о реформах права – они действуют только на территории Англии и Уэльса. Одни статуты действуют на всей территории Великобритании, другие - только на территории Англии и Уэльса (например, акты о реформах права, большинство процессуальных норм права).

Иногда статуты принимают с целью не только дополнить действующее законодательство или изменить его, но и для пересмотра судебных решений, которые привели к несправедливому применению законодательства.

  • Приказы Совета, которые считаются высшими подзаконными нормативными актами. Такой приказ принимает правительство от имени королевы, а утверждением занимается Тайный совет;
  • Постановления;
  • Инструкции;
  • Предмет регулирования подзаконных нормативных актов – правовые отношения на конкретной территории, на которую их действие распространяется.

За принятие постановлений и инструкций отвечает конкретный департамент правительства, которому были переданы соответствующие полномочия.

Кроме того, к первичным источникам английского права относят различные международные договора, заключенные в рамках Европейского союза до 1973 года. Более поздние договоры включаются в английскую правовую систему только на основании специальных актов парламента.

Статуты имеют большую юридическую силу, чем прецеденты, и если последние противоречат статуту, то применяется статут. Иногда статут принимают для отмены прецедента, как это было в деле Burmah Oil Co. Ltd. v. Lord Advocate (1965), когда самолет пострадал в результате военных действий. В результате приняли закон об ущербе во время военных действий, имевший обратную силу.

Юрисдикции?

Английское право распространяется на территорию Соединенного Королевства, включая Великобританию и Северную Ирландию.

На что делится?

В общем праве нет тех отраслей, которые характерны для романо-германской системы – гражданского, уголовного и т.д. Структурно выделяют общее право, право справедливости и статуты.

В общее право включены прецеденты, которые составляют вместе с правом справедливости систему прецедентного права, распространенную в странах англосаксонской правовой системы.

В право справедливости включаются нормы-принципы морально-правового характера, которые служат дополнением и норм общего права, а также выступают в качестве корректирующих положений с целью вынесения наиболее справедливого решения. Также туда входят максимы, которые применяются для более точного вынесения судебного акта.

Право справедливости – это судебные прецеденты, которые дополняют статуты и общее право, и вне контекста английского права обычно не анализируются.

Статутное право – это законы и другие нормативные акты, которые издает Парламент. Кроме того, существуют и правила толкования британских статутов, которые определяют конкретные границы полномочий судей и не противоречат законодательству.

Суть английского права

Общее право создается судами, их полномочия по созданию законодательных норм закреплены в конституционных актах. Поэтому решения Верховного суда Соединенного Королевства являются судебными решениями вышестоящей инстанции и обязательны для применения нижестоящими судами.

Особенности английского права

Использование английской системы в российских договорах с иностранным элементом дает больше возможностей для бизнеса. Договор можно заключать в устной форме, и это не повлияет на судебное разбирательство, поскольку многие положения закона применяются по умолчанию, даже если таких условий нет в договоре. Если договор заключали в письменной форме путем составления единого документа, то его положения можно дополнять устно.

В отличие от российского законодательства допускается и заключение предварительного договора, но если он не соблюден, то сделка признается недействительной.

Английское законодательство отличают устоявшиеся правоприменительные доктрины, чем не может похвастаться российская правовая система – у нас отсутствует единая система толкования законов и других актов.

Можно выделить ряд специфических стилеобразующих черт и особенностей англосаксонской правовой системы в XIX веке.

Во-вторых, общее право по своему характеру предстает как казуальное право (case law), где доминируют прецеденты, выработанные по конкретным судебным делам-казусам, что приводит к почти полному отсутствию кодифицированного права либо затрудняет процесс последовательной систематизации и упорядочения законодательства.

В-третьих, общее право в процессе своего становления избежало прямого и значительного влияния римского права, не испытывая необходимости выхода за рамки местных традиций, обычаев и принципов самобытного общего права и права справедливости.

Движение за реформу уголовного права в конце XVIII – начале XIX в. привело лишь к отмене наиболее жестоких законов и к некоторому упрощению и упорядочению уголовного законодательства. И только в период с 1830 по 1880 гг. в результате последовательного издания отдельных парламентских актов была осуществлена подлинная реформа уголовного законодательства, которая в основном приспособила уголовное право к потребностям капиталистического общества.

В 1820-е гг. под влиянием работ известных правоведов был успешно проведен первый этап консолидации уголовного права. Так, в 1827 г . было издано три крупных консолидированных акта: Larceny Act (7 & 8 G. 4, c. 29), Malicious Damage Act (7 & 8 G. 4, c. 30), Offences against the Person Act (9 G. 4, c. 31).

В ходе реформы было отменено несколько сотен устаревших статутов, которые заменили консолидированными актами, предусматривающими ответственность за отдельные группы преступлений (кража, подлог, повреждение имущества, фальшивомонетничество, преступления против личности). Были отменены смертная казнь за имущественные преступления (кроме тех, которые сопровождались применением насилия), членовредительские и позорящие наказания (клеймение, выставление у позорного столба и т.п.), хотя и сохранилась порка преступников.

Но все эти проекты, за исключением консолидированного Закона о фелонии 1836 г ., не вызвали в английском парламенте особого энтузиазма. В 1854 г . попытались в двух биллях о преступлениях против личности и о преступлениях против собственности дать основание подробному уголовному законодательству, наподобие французского и немецкого уголовных уложений. Но судьи высших судов Англии выразили свое несогласие, продемонстрировав недостатки кодификации и ее невыгодные стороны.

В 1857 г . была отменена получившая значительное распространение ссылка в колонии, главным образом из-за протестов со стороны экономически и политически окрепшей буржуазии колоний (например, Австралии). Вместо этого была законодательно закреплена система мест лишения свободы внутри страны, основными элементами которой стали каторжные работы и тюремное заключение.

Процесс консолидации уголовного права достиг в Англии своей высшей точки в 1861 г ., когда сразу несколько основных групп преступлений (кража, повреждение вещей, подлог, монетные преступления и преступления против личности) были криминализированы в 5 крупных консолидированных законах: Larceny Act (24 & 25 V., c. 96), Malicious Damage Act (24 & 25 V., c. 97), Forgery Act (24 & 25 V., c. 98), Coinage Offences Act (24 & 25 V., c. 99) и Offences against the Person Act (24 & 25 V., c. 100).

Долгие 30 лет работала специальная комиссия по подготовке этого важнейшего этапа консолидации английского уголовного законодательства. Лучшие юристы Англии принимали участие в этой работе с 1819 г. и результатом их трудов стали: история развития законов и мнений о различных преступлениях, историческое обозрение судебных приговоров над ними, замечания о недостатках уголовных законов и т.п.

Новая комиссия была назначена в 1846 г., где возник спор между приверженцами кодификации и защитниками простого собрания законов уголовных; последние одержали верх.

В консолидированных законах 1861 г. следует выделить несколько характерных новелл уголовного права:

1) Смертная казнь за преступления, кроме убийства и государственной измены, была отменена. Так, до 1819 г. в Англии действовало 223 закона, предусматривавших смертную казнь;

2) Отменялся нижний предел назначения наказания в виде лишения свободы, оставляя этот вопрос на усмотрение судей; причем произвола в этой сфере не ожидалось потому, что только 15 судей высших судов назначались председателями в уголовных ассизах и в определении меры наказания укоренилась уже многовековая практика;

3) Ограничивался срок одиночного тюремного заключения не более, чем на 3 месяца;

4) телесное наказание допускалось только для мужчин до 16-го года, в то время как в прежнем законодательстве оно допускалось до 18 лет, и при этом в приговоре должно быть обозначено число ударов и предмет, посредством которого совершается телесное наказание;

5) Восполнялись многочисленные пробелы в законодательстве, которые ранее способствовали безнаказанности (ответственность за соучастие в преступлении, за подкидывание ребенка, умерщвление плода, многоженство, причинение вреда слугам и ученикам и пр.);

6) Присяжным заседателям предоставлялось право объявить подсудимого невиновным в основном, более тяжком преступлении, признав при этом его виновным в меньшем преступлении или покушении на преступление;

7) Консолидировались законы по группам преступлений, но с весьма казуистично, например, при описании воровства встречается особенное постановление о краже лошадей, о краже голубей, собак и т.п.; при повреждении чужой собственности – ряд постановлений, приспособленных к различным предметам повреждения.

9) Сохранялось правило, по которому судья может требовать от обвиняемого внесения залога или поручительства в том, что он будет хранить мир и согласен лишиться суммы залога в случае неисполнения обещания в продолжении определенного срока. Но при этом задерживать лицо, не имеющее реальной возможности представить залог или поручительство, дозволяется не дольше, чем на 1 год.

Позднее под влиянием работ Дж. Бентама и благодаря усилиям Дж. Ф. Стифена, действовавшего по поручению лорда-канцлера и генерального атторнея, был подготовлен официальный проект Уголовного кодекса для Англии и Уэльса 1878 г.

14 мая 1878 г. Генеральный атторней Англии лорд Дж. Холкер от имени правительства внес в Палату общин проект УК, охватывавший все наиболее тяжкие преступления, подлежащие рассмотрению в суде присяжных, за исключением преступлений, разбираемых в суммарном порядке.

Как в содержании реформы английского уголовного законодательства, так и в методах ее осуществления (постепенность, половинчатость, нежелание полностью порвать с прошлым, подчеркнутое уважение к традициям, растянутость во времени и т.п.) сказались специфические для Англии приемы управления обществом.

Дальнейшее развитие английского уголовного законодательства продолжается путем издания новых консолидированных актов либо актов, вносящих изменения в ранее изданные статуты. За последние десятилетия деятельность английского парламента в этой области значительно активизировалась, что объясняется прежде всего потребностями проведения гибкой карательной политики в связи с существенным ростом преступности в стране.

На протяжении второй половины XI — первой половины XII в. сложилась новая королевская юстиция. Первоначально ее деятельность ограничивалась узким кругом дел, непосредственно касавшихся короны или споров между крупными вассалами. Со временем королевская юстиция усилила вмешательство и в другие категории дел, в особенности связанные с земельными спорами и со статусом держателей земельных прав — сначала в виде единичных приказов о защите права, потом все более систематически. Параллельно сокращались судебные полномочия шерифов и значение земских судов.

Преобладание королевской юстиции было установлено судебной реформой Генриха II (1154–1189), тесно связанной со всей его централизаторской политикой (см. § 26). Централизация суда была достигнута, во-первых, возможностью рассмотрения дела по выбору истца не только земскими, но и королевскими странствующими судьями, во-вторых — учреждением центральных официальных судов под властью короля.

Странствующие судьи появились еще до реформы (с 1130-х гг. известны разъездные судебные комиссары). Но лишь с 1166 г. институт таких судей стал постоянным. Первоначально они представляли комиссии из баронов и прелатов, которым поручалось расследовать обвинения против шерифов. С конца XII в. вих компетенцию были включены уголовные дела, дела, связанные с созывом ополчения.

Постоянным судебным ведомством стал королевский суд в Вестминстере (curia regis). Для обсуждения запросов судебных комиссаров было назначено 5 постоянных судей. Со временем при суде сложился свой персонал, установилась коллегиальная практика обсуждений. В конце XII в. обособилось гражданское отделение суда.

Согласно Вестминстерскому статуту, принятому в интересах сословий в период кризиса XIII в., было установлено, чтобы королевские судьи являлись для слушания дел непосредственно в графства. Там они разбирали дела с участием местных присяжных. Суд присяжных также получил официальное признание с реформами Генриха II. Уголовные обвинения в рядовых преступлениях должны были выдвигаться особым собранием жителей графств — в числе 24 (с XIV в.) (Большое жюри); Дальнейший разбор дела велся судьями. Они выносили приговор с привлечением 4–6 представителей сотен (Малое жюри). Впоследствии участие присяжных было признано необходимым и при решении земельных споров королевскими судьями. Присяжные играли важную роль особенно в уголовных делах: они определяли событие преступления и человека, подлежащего ответственности.

Помимо основных, в разное время существовало не менее 4 особых судов королевской юстиции, носивших наименование Казначейской палаты. Самый древний был учрежден в 1357 г. для разбора апелляций на Суд казначейства, другие образовались в XV–XVI вв. Все они были апелляционными: здесь рассматривались жалобы на судебные ошибки, допущенные при рассмотрении исков высшими судами короны. Компетенцияих была формализованной и основывалась только на традиции.

Проводить большинство судебных слушаний только в Вестминстере (Лондоне) было невозможно. Невозможным было и регулярное присутствие присяжных от земств в центре (хотя шерифам и предписывалось обеспечиватьих явку). Поэтому система странствующих судов, совмещенная с централизованным контролем и апелляцией, постепенно вытеснила остатки старой юстиции. С конца XII — начала XIV в. суды (получившие название ассизов) стали проводить регулярные, в год 3–4 раза сессии-объезды судебных округов, каждый из которых включал несколько графств. В 1285 г. такой порядок, поначалу только уголовного суда, был распространен и на большинство гражданских дел. (Одновременно компетенция старых судов и шерифов была ограничена совсем небольшими исками на сумму не более 40 шиллингов; еще более сократило ее появление в XIV в. мировых судей.) В XIV–XV вв. уже все виды и гражданских дел разбирались в судах ассизов. Однако ассизы выясняли только вопросы факта. Окончательные решения выносились в Вестминстере, куда направлялись специальные состязательные документы и протокол о решении присяжных. Со временем, когда судьями ассизов могли стать только юристы и когда их стали сопровождать адвокаты, решение по делам могло быть вынесено полностью и на месте.

НОРМАЛИЗАЦИЯ ИЗВРАЩЕННОЙ ПРАВОВОЙ СИСТЕМЫ

НОРМАЛИЗАЦИЯ ИЗВРАЩЕННОЙ ПРАВОВОЙ СИСТЕМЫ Когда добросовестный человек, воспитывавшийся в западной правовой системе, читает Уголовный кодекс Советского Союза, с первого взгляда он кажется вполне понятным. Но если научиться читать почерк Сталина, выясняется, что тексты

§ 23. ФОРМИРОВАНИЕ СОВЕТСКОЙ ТОТАЛИТАРНОЙ СИСТЕМЫ

§ 23. ФОРМИРОВАНИЕ СОВЕТСКОЙ ТОТАЛИТАРНОЙ СИСТЕМЫ ИНДУСТРИАЛИЗАЦИЯ. Разработанный в конце 20-х гг. первый пятилетний план развития народного хозяйства предполагал, что его темпы должны быть значительно выше, чем в капиталистических странах. Курс был взят на форсированное

Создание единой правовой и судебной системы

Создание единой правовой и судебной системы Большую роль в укреплении центральной государственной власти сыграло развитие общерусского феодального права, создание единого кодекса законов, действие которых распространялось на всю территорию Русского государства.В

Формирование системы управления

Формирование системы управления Когда Второй Континентальный конгресс в мае 1776 года поднял вопрос о создании новых органов управления, его призыв встретил живой отклик среди американцев. Этот проект привлек внимание самых блестящих политических деятелей Америки,

ФОРМИРОВАНИЕ ПОЛИСНОЙ СИСТЕМЫ ЦЕННОСТЕЙ

ФОРМИРОВАНИЕ ПОЛИСНОЙ СИСТЕМЫ ЦЕННОСТЕЙ Эпоха архаики, характеризовавшаяся рождением полисного типа государственности, изменила и менталитет, само мироощущение людей. Ментальность предшествующего исторического периода, ярко отразившаяся в поэмах Гомера, отличалась

Формирование политической системы республики

Формирование политической системы республики Решение Всегерманского съезда советов о всеобщих демократических выборах в Национальное собрание вызвало перестройку всей партийно-политической системы страны. Начался распад прежних буржуазных партий и пошел

е. Возникновение литовской феодальной правовой системы

е. Возникновение литовской феодальной правовой системы Бурное формирования рыцарского землевладения и рост сословных дворянских прав, подкрепленный необходимыми рецепциями, не позволили великокняжеским наместникам превратиться в удельных владык и волостных

58. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРАВОВОЙ СИСТЕМЫ В 1930–1941 гг. ИЗМЕНЕНИЕ СЕМЕЙНОГО И УГОЛОВНОГО ПРАВА

58. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРАВОВОЙ СИСТЕМЫ В 1930–1941 гг. ИЗМЕНЕНИЕ СЕМЕЙНОГО И УГОЛОВНОГО ПРАВА Правовая система СССР (и соответственно РСФСР) в 1930–1941 гг. характеризуется прежде всего все большим сращиванием партийных (большевистских) и государственных (советских)

Основы правовой системы Канун-наме (кодексы)

Основы правовой системы Канун-наме (кодексы) Судебно-правовая система турецкого государства сложилась на основе и мусульманского права (общего для значительной части народов средневековой Азии), и собственного традиционного права — тюрё. Несравненно большую роль в

19. ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ МУСУЛЬМАНСКОЙ ПРАВОВОЙ МЫСЛИ

19. ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ МУСУЛЬМАНСКОЙ ПРАВОВОЙ МЫСЛИ Мусульманское право сформировалось в период разложения родоплеменной организации и становления феодального общества в Арабском халифате в VII– Х вв. Возникновение и развитие мусульманского права, его источники,

18.4. Основные черты правовой системы

18.4. Основные черты правовой системы Жесткая централизация государственного механизма, системы органов власти и управления, а также правоохранительных органов закономерно привела к централизации законотворчества. Законодательство УССР развивалось под прямым влиянием

Уголовное законодательство Англии формируется лишь на основе двух источников права – статутов (парламентское некодифицированное законодательство) и судебных прецедентов. Уголовное право возникло именно как прецедентное право (общее право): королевские суды, рассматривая дела и вынося приговоры, создавали нормы, которые затем легли в основу английского уголовного права. Юридическое значение прецедента заключается в том, что каждый суд обязан следовать решению принятому ранее другим судом. Судебные прецеденты публикуются в специальных изданиях. Для уяснения их содержания существенное значение имеют труды известных юристов прошлого. В настоящее время право судебных прецедентов дополняется статутным правом, которое охватывает почти все институты Общей части и фактически формирует Особенную, формулируя большую часть составов преступлений. Прецедент приобрел характер подчиненности по отношению к законодательству и рассматривается сейчас как конкретизация правовой нормы.

Субъективная сторона преступления в английском уголовном законодательстве рассматривается с определенной спецификой. Признавая в целом необходимость установления для уголовной ответственности вины в виде намерения, неосторожности и небрежности, некоторые статуты предусматривают, так называемую, строгую ответственность, которая допускает уголовное преследование при наличии лишь одного преступного деяния без установления вины (например, за нарушение правил торговли спиртными напитками, фальсификация продуктов питания и т.д.).

В качестве основных видов наказания предусматривается лишение свободы, штраф и пробацию. Дополнительными наказаниями являются лишение права вождения автомобиля, права на занятие определенной деятельностью и выполнение работ в общественных интересах. Смертная казнь формально не отменена, но она уже не выносится судами на протяжении нескольких десятилетий. Наиболее распространенной формой условного осуждения является пробация (испытание). Оставшийся на свободе осужденный выполняет ряд требований, установленных по приговору суда на срок от шести дл тридцати шести месяцев. Надзор за условно осужденным осуществляет специальный чиновник. Если условия пробации нарушаются, суд может наложить штраф или обязательные бесплатные работы на пользу обществу. Наиболее распространенным видом наказания является штраф.

Уголовное право Соединенных Штатов Америки формировалось под сильным влиянием английского права, в особенности общего. В настоящее время главную роль играют статуты – законодательные акты, принятые Конгрессом США и законодательными органами отдельных штатов.

Уголовное законодательство США является двухуровневым. Оно состоит из федерального уголовного законодательства и законодательства отдельных штатов. Федеральное уголовное законодательство не является кодифицированным. Большая часть уголовно-правовых норм предусмотрена в 18 разделе Свода законов США (более 5000 норм). Уголовная ответственность за отдельные виды преступлений предусматривается также и в других разделах (например, 10 раздел предусматривает ответственность военнослужащих США, в 42 закрепляются наказания за любые посягательства на информацию об атомном оружии и т.д.) Федеральные власти обладают исключительным правом устанавливать уголовную ответственность за преступления в междуштатной торговли, почтовой службы и налогового обложения. Согласно положению американской Конституции федеральные уголовные законы могут устанавливать наказания за те преступные посягательства, которые причиняют ущерб федеральным властям, либо за те преступления, с которыми местные власти не желают или не могут эффективно бороться.

Необходимо отметить значительное количество пробелов в этом законодательстве. В нем отсутствует общая норма об ответственности за убийство, нет норм о наказаниях за подстрекательство к убийству. И, напротив, в федеральном уголовном законодательстве имеется явно избыточное количество норм, регулирующих ответственность за одни и те же деяния. Так, например, уголовная ответственность за кражу предусматривается в более 70 различных нормах, расположенных в различных разделах Свода законов США.

Каждый штат имеет свой уголовный кодекс, обладающий определенными специфическими чертами. Но в целом все они имеют общие черты.

Для уголовного законодательства США характерна предельная детализация уголовно-правовых норм и классификации преступлений. Как правило, все деяния делятся на фелонии (пять категорий), мисдиминоры (трех категорий), нарушения и дорожные проступки. В основе такого деления лежит степень тяжести наказания. Различия между преступлениями имеют важное значение для квалификации, особенностей предварительного следствия и судебного разбирательства, условий отбывания наказаний.

С позиций действующего американского федерального законодательства и законодательства отдельных штатов юридические лица при определенных условиях могут нести уголовную ответственность. Федеральное уголовное законодательство предусматривает многие сферы деятельности, где уголовная ответственность возлагается непосредственно на корпорации: поставка потребителю продуктов, опасных для жизни и здоровья, нарушения законодательства об охране окружающей среды, финансовых операций и т.д. Причем список этих деяний из года в год только расширяется. Санкции, налагаемые на юридических лиц, имеют имущественный характер – штраф или конфискация имущества.

Основными наказаниями, как по федеральному, так и по законодательству штатов, являются: смертная казнь, лишение свободы, пробация и штраф. Федеральное уголовное законодательство предусматривает смертную казнь за наиболее тяжкие преступления, такие как шпионаж, убийство первой степени и т.д. Верховный Суд США ограничил ее применение определенными условиями, в частности, она не может быть применена к лицам, не достигшим 16 лет. В настоящее время в 36 штатах сохраняется данный вид наказания. Условия его реализации могут быть различными в зависимости от штата: электрический стул, смертельная инъекция, газ и т.д.

Предельные сроки лишения свободы не ограничены. Суд назначает наказание за каждое преступление, определяя условия их отбытия. Они, как правило, бывают последовательными. Поэтому на практике бывают случаи, когда лицо в целом приговаривается к 100 годам заключения либо к нескольким пожизненным срокам лишения свободы. Широко применяется пробация, которая сопровождается тщательным надзором за осужденным.

Подавляющее большинство преступлений, описываемых в УК штатов и в федеральных законах, относится к числу, так называемых, общеуголовных преступлений. Это вполне естественно, поскольку американское законодательство традиционно было и остается ориентированным на борьбу именно с этими преступлениями. К ним в соответствии с ежегодными сводными отчетами ФБР относятся: 1) тяжкое и простое убийство; 2) тяжкое нападение; 3) изнасилование; 4) ограбление; 5) берглэри (разбой); 6) кража; 7) кража автомобиля или другого моторного транспортного средства; 8) поджог. Все они, по мнению сотрудников ФБР, представляют серьезную общественную опасность и совершаются наиболее часто.

См.: Дополнительный протокол 1, касающийся защиты жертв международных вооруженных конфликтов, к Женевским конвенциям от 12 августа 1949 г. / Международная защита прав и свобод человека: Сб. документов. М.: Юридическая литература, 1990. С. 570-647. В соответствии с ч. 1 ст. 47 ДП 1 наемник

а) специально завербован на месте или за границей для того, чтобы участвовать в вооруженном конфликте;

б) фактически принимает участие в военных действиях, руководствуясь главным образом желанием получить личную выгоду, и которому в действительности обещано стороной или по поручению стороны, находящейся в конфликте, материальное вознаграждение, значительно превышающее вознаграждение, обещанное или выплачиваемое комбатантам (т.е. лицам, законно участвующим в вооруженном конфликте – А.П.) того же ранга и функций, входящим в личный состав вооруженных сил данной стороны (о понятии лиц, входящих в личный состав вооруженных сил стороны вооруженного конфликта см. ст. 43 ДП 1 – А.П.);

с) не является ни гражданином стороны, находящейся в конфликте, ни лицом, постоянно проживающим на территории, контролируемой стороной, находящейся в конфликте;

d) не входит в личный состав вооруженных сил стороны, находящейся в конфликте;

е) не прислан государством, которое не является стороной, находящейся в конфликте, для выполнения официальных обязанностей в качестве лица, входящего в состав его вооруженных сил.

Использование служебного положения заключается в "использовании лицом своих властны2х или иных служебных полномочий, форменной одежды, атрибутики, служебных удостоверений или оружия, а равно сведений, которыми данное лицо располагает в связи со своим служебным положением",

Читайте также: