Когда свободные неполноправные жители римского государства по лучили статус полноправных граждан

Обновлено: 02.07.2024

Статус гражданства (status civitatis) определялся тем, что все лица рассматривались как граждане Рима (в том числе и проле­тарии) и другие свободные люди (латины и перегрины).

Вначале единственно полноправными гражданами (populus Romanus) были только патриции, затем в острой и длительной борьбе завоевали свои права и плебеи [86] . Со временем различия исчезли и возник один слой полноправных граждан (cives optimo jure). Наряду с патрициями и плебеями имелись еще две катего­рии неполноправных римских граждан — пролетарии и либер­тины (вольноотпущенники). Так, все римское свободное населе­ние (граждане, латины и перегрины) по критерию полноты своего статуса делились также на свободнорожденных (iugenui) и вольноот­пущенников (liberti).

Приобретение римского гражданства Истоками римского гражданства (cives Romani) являлись различные естественные и пуб­лично-правовые основания.

Римские обычаи знали несколько естественных оснований при­обретения римского гражданства.

1. Рождение от настоящих римских граждан. Причемв дан­ном случае предусматривалось два варианта:

• рождение от родителей, состоящих в законном браке, что было самым идеальным, так как ребенок еще с момента

зачатия автоматически приобретал правовое положение сво­его отца;

• рождение от родителей, не состоящих в законном браке, что давало ребенку правовое положение его матери со все­ми вытекающими последствиями; понятно, что если мать ребенка не имела римского гражданства, то и он не мог им обладать.

2. Также важным основанием приобретения римского граждан­ства было усыновление римским гражданином иностранца посред­ством особой процедуры.

3. И еще одним основанием получения римского гражданства было дарование свободы римским гражданином своему рабу.

Публично-правовые основания, т.е. находящиеся исключитель­но в компетенции государства, также были разнообразными. Они были выработаны за тысячелетнюю практику римского общества.

1. Дарование гражданства иностранцу за его особые заслуги перед государством. Следует отметить, что иногда римское гра­жданство по такому основанию давалось как общинам, так и це­лым провинциям [87] .

2. Государство также могло даровать свободу рабам, принад­лежащим ему.

3. Со времен поздней Республики гражданство стала давать также и служба в римской армии не менее 20 лет (в более позд­ние времена — 25 лет), в том числе и во вспомогательных вой­сках, куда обычно набирали представителей варварского населе­ния провинций [88] и др.

С дарованием римского гражданства практически всем жителям империи (212 г.), неравенство правового положение стало опреде­ляться уже имущественным критерием. На одной стороне находи­лось высшее сословие — нобилитет (сенаторы, всадники, декурио­ны [89] ), а на другом — многочисленное низшее сословие — плебс.

Утрата римского гражданства Римское гражданство могло быть как приобретено, так могло быть и утрачено.

Основаниями утраты римского гражданства при жизни вы­ступали различные факторы.

1. В глубокой древности это была потеря состояния свободы вследствие попадания гражданина в плен либо продажи (исключи-

телъно) иностранцам в рабство дезертира, несостоятельного долж­ника, цензового уклониста и т.п. В любом этом случае речь шла о приобретении статуса раба.

Потеря римского гражданства вследствие плена и перехода в рабское состояние была самой страшной трагедией для любого квирита, а угроза этого — самым существенным потрясением, и враги Рима об этом знали.

Так, в 321 г. до н.э. во время Сам­нитской войны неприятель заставил окруженных римлян ради своего спасения униженно пройти между двумя копьями с пере­кладиной. Эта конструкция называлась ярмо (iugum, иго) и, про­ходя чрез нее, римляне формально признавали себя рабами.

2. Позднее место указанных выше оснований заняли наказа­ния за некоторые особо тяжкие преступления. В этом случае речь шла о максимальном умалении правоспособности лица.

3. Иногда же (в более поздние времена) гражданин мог сам отказаться от гражданства ради выгоды получения колониальных земель. Во времена поздней Империи такие случаи стали очень распространенными.

Конечно же, естественным основанием прекращения рим­ского гражданства была смерть его носителя.

Умаление статуса римского гражданина Лишение хотя бы одного из этих отмеченных статусов приводило к уменьшению либо утрате правоспособности (capitis deminutio).

Первоначально по­добная утрата рассматривалась как гражданская смерть лица со всеми вытекающими последствиями. Но с течением времени со­стояние capitis deminutio стало более дифференцированным и пре­дусматривало несколько степеней:

• максимальное уменьшение правоспособности (capitis deminutio maxima) — оно связывалось с утратой статуса свободного человека, наступавшей по причинам пленения (однако была разработана фикция, что римлянин умер в самый мо­мент пленения, а значит, для права он навсегда оставался свободным) или продажи римлянина в рабство чужестранцам (вернувшийся из рабства, признавался свободным), при­менения некоторых наказаний за публично-правовые деликты;

• среднее умаление правоспособности (capitis deminutio media) — оно выражалось в утрате статуса гражданства по причинам изгнания или ссылки;

• минимальное умаление правоспособности (capitis deminutio minima) — чаще всего происходило из-за смены или утраты внутрисемейного статуса, что было связано с переходом в другую семью (замужество, усыновление, удочерение).

Статус свободы делил все население Рима на сво­бодных и рабов. Только свободное население являлось полноправным. Источниками рабства являлись обычно: плен, работорговля, рождение от рабов, продажа и самопро­дажа за долги, наказание за преступление. Раб рас­сматривался как собственность своего хозяина, кото­рый имел над ним неограниченную власть. Однако правовой статус рабов неоднократно изменялся. Пер­воначально рабство в Древнем Риме носило патриар­хальный характер. Рабы имели возможность приобре­тать имущество, хотя формально оно считалось соб­ственностью его господина. Признавались кровнород­ственные связи рабов. Рабы лично отвечали за совер­шенные ими уголовные преступления, хотя к ним применялись более суровые наказания.

В республи­канский период рабство превращается в основу ан­тичной экономики, поэтому правовое положение ра­бов ухудшается. Раб становится объектом права. Он окончательно утрачивает права на семью и имущество. В период империи кризис рабовладения заставил ис­кать новые формы эксплуатации рабов, поэтому их положение несколько улучшилось. Рабы стали полу­чать пекулий - часть господского имущества, которая предоставлялась рабу для самостоятельной хозяйствен­ной деятельности. С этим имуществом раб мог заклю­чать сделки, лично отвечать по обязательствам. Со вре­менем пекулий стал передаваться по наследству. При­знается право рабов на семью. Допускался даже брак римской гражданки с рабом, но в этом случае она ста­новилась рабыней. Ограничивается власть хозяина над рабом: запрещается убивать своих рабов, а убийство раба приравнивается к убийству свободного человека.

Особую категорию свободного населения составля­ли вольноотпущенники - рабы, получившие свободу законным образом, т.е. на основании юридического акта, по завещанию, вследствие занесения в цензор­ский список. Правовое положение вольноотпущенни­ка зависело от правового статуса бывшего хозяина. Отпущенные на волю квиритским собственником ста­новились римскими гражданами (за исключением на­казанных ранее за преступления), а освобожденные на основании преторского права получали латинское гражданство. Однако приобретение личной свободы не означало уравнения с полноправными гражданами. Действовал запрет на заключение брака вольноотпу­щенника со свободнорожденным лицом. Вольноотпу­щенники сохраняли зависимость от бывшего хозяина, становились его клиентами или колонами.

Институт клиентелы является одним из самых древ­них в римском праве. Еще в царский период клиента­ми становились иноплеменники, младшие сородичи, бывшие рабы. Они составляли основу римского плеб­са. Клиенты находились в подчинении у патрона (гла­вы рода или семьи), получали от него земельный на­дел и выполняли в его пользу определенные матери­альные повинности и оказывал услуги, в частности, несли вместе с .патроном военную службу Клиент не мог вызывать патрона в суд. Если клиент умирал без­детным, то его имущество наследовал патрон.

В эпоху империи сформировалась еще одна катего­рия несвободного населения - колоны. Первоначально колонат представлял собой земельную аренду. С I в. латифундисты предпочитали сдавать землю в аренду мелкими участками свободным гражданам на услови­ях выплаты денежной арендной платы, а со II в. - натуральной оплаты (треть урожая). Со временем до­говорные отношения между колоном и землевладель­цем приобрели характер внеэкономической зависи­мости. Колоны утрачивают правовую свободу: в IV в. законодательно им было запрещено покидать свои уча­стки под угрозой уголовного наказания, а земли можно было продавать только с колонами. Хотя колоны со­хранили право на семью и собственное имущество, но их личная свобода тоже оказывается под сомнени­ем. Землевладельцы становятся ответственными за выдачу колонов в суд и поставку из их числа рекру­тов на военную службу. Грань между колонами и ра­бами становится едва различимой: они подвергаются одинаковым наказаниям; им запрещено свидетель­ствовать против своих хозяев в суде. Более того, по­ложение колонов приобрело пожизненный и наследственный характер. Колонами становились не только на основе договора (бывшие рабы, обедневшие сво­бодные), но и по давности проживания на чужой зем­ле и выплаты оброка (должники, получившие земель­ный участок на условиях несения натуральных по­винностей). Освободиться колоны могли только на основании отпуска на волю хозяином или по истече­нии срока давности (более 30 лет не платил оброк и вел собственное хозяйство).

Наличие гражданства определяло объем политиче­ских и личных прав, а также правовые привилегии. К числу политических прав относились: право уча­ствовать в народных собраниях, право занимать долж­ности, служить в армии. Только граждане могли зак­лючать полноценный в правовом и религиозном отно­шении римский брак, составлять завещания. Статус гражданина давал права на заключение сделок, от­чуждение и приобретение имущества. Участие в граж­данском обороте регулировалось цивильным правом, действие которого не распространялось на перегринов. Гражданин мог выступать в качестве патрона по отно­шению к неполноправным жителям. Римские граждане пользовались особой судебной защитой: они обла­дали привилегией судиться только в Риме перед свои­ми согражданами. Граждан нельзя было подвергнуть телесным наказаниям.

По мере расширения территории Римского государ­ства выделилась категория латинских граждан - жи­телей Италии, не входивших в римскую общину. Они обладали имущественными правами, правом высту­пать в суде и заключать брак с римскими гражданами, но латины не допускались к участию в народных со­браниях и государственному управлению. В I в. до н.э. в результате союзнических войн жители Италии доби­лись предоставления им прав римских граждан. К ла­тинским гражданам причислялись вольноотпущенни­ки, ранее находившиеся в бонитарной собственности.

Таким образом, полная правоспособность лица пред­полагала наличие всех этих статусов: свободы, рим­ского гражданства, самостоятельного положения в се­мье. Утрата определенного статуса существенно изме­няла правовое положение лица и могла привести к полной потере правоспособности. Наименьшая потеря правоспособности происходила при изменении семей­ного статуса человека (при усыновлении, вступлении женщины в брак, манципации). Далее следовало уменьшение правоспособности вследствие потери граж­данства. Наибольшая потеря правоспособности следо­вала в случае утраты свободы и гражданства.

Реформа Сервия Туллия

Согласно достоверным сведениям, один из рексов Сервий Туллий (середина VI в. до н.э.) провел ре­форму общественного и политического устройства, в результате которой плебеи были официально введены в состав populus romanus. Реформа основывалась на имущественном различии населения и на новом территориальном делении Древнего Рима, что усилило процесс ослабления кровнородственных связей, лежавших в основе первобытнообщинной организации.

1) Первая часть реформы- деление всего свободного мужского населения Рима. В основу деления был положен размер земельного надела, которым владел человек. Позднее, с появлением денег в IV в. до н.э., была введена денежная оценка имущества - асс, мелкая медная монета.

Мужчины делились на 6 имущественных разрядов и на воинские сотни - центурии.

1- 2 разряд - лица, обладавшие полным наделом земли,

из первого разряда была выделена особая группа самых богатых граждан - всадники,

3 разряд - лица, обладавшие тремя четвертями надела ,

4 разряд - лица, обладавшие ½ надела,

5 разряд - лица, обладавшие ¼ надела

6 разряд - пролетарии.

После реформ Сервия Туллия наряду с куриатными народными собраниями стали созывать­ся народные собрания по центуриям. Решение центуриатного народного собрания получало силу закона, и это собрание оттесняло на вторые роли народное собрание по куриям.

2) Вторая часть реформы- деление свободного населения по территориальному принципу, согласно которой в Риме было образовано 4 городских и 17 сельских территориальных округов, за которыми сохранили старое название племен - трибы. Территориальная три­ба объединяла и патрициев, и плебеев, живших в ней. Жители трибы подчинялись старосте, в обязанности которого входил также сбор налогов. Позднее по территориальным трибам также стали созываться свои собрания, причем каждая триба имела один совокупный голос.

Реформа Сервия Туллия завершила процесс ликвидации основ родового строя. Включив плебеев в состав полноправного римского народа и допустив их к участию в центуриатном и трибутном народных собраниях, реформа способствовала консолидации свободных и обеспечила их господство над рабами.

Римская республика. Республиканский образ правления установился в Древнем Риме в 509 г. до н.э., после изгнания последнего рекса Тарквиния Гордого. Республиканский период принято делить на периоды ранней (VI-III вв. до н.э.) и поздней (конец III- -I вв. до н.э.)республики. В Римской республике с разделением властей сочетались аристократические и демократиче­ские черты - при преобладании первых - обеспечивавшие привилегированное положение знатной богатой верхушки рабовладельцев (сх. 18).

Полную правоспособность в республиканском Риме имело только лицо, обладавшее тре­мя статусами:

· гражданства;

По статусу свободы все население Рима делилось на свободных и рабов. Свободные в Риме распадались на две социально-классовые группы:

· состоятельную верхушку рабовладельцев (землевладельцев, торговцев);

· мелких производителей (земледельцев и ремесленников), составлявших большинство общества. К последним примыкала городская беднота.

Рабы были государственные и частные. В период республики они пре­вращаются в основной эксплуатируемый класс. Главным источником рабства был военный плен, а к концу республиканского периода полу­чила распространение самопродажа в рабство.

Независимо от того, какое место занимал раб в производстве, он яв­лялся собственностью своего хозяина и рассматривался как часть его имущества. Власть хозяина над рабом была неограниченной.

По статусу гражданства свободное население Рима делилось на граж­дан Рима и иностранцев (перегринов).

Вольноотпущенники (бывшие рабы) также причислялись к гражданам, но они оставались клиентами бывших хозяев и были ог­раничены в правах. Полную правосубъектность могли иметь только свободнорожденные римские граждане.

К перегринам относились свободные жители провинций - завоеванных Римом стран, находящихся вне Италии, а также любые свободные жители иностранных государств. Для защиты своих прав они должны были из­бирать себе покровителей - - патронов, в отношении которых находи­лись в положении, мало отличавшемся от прежнего положения древних клиентов. Перегри­ны несли налоговые повинности.

По мере развития имущественной дифференциации возрастает роль богатства в определении положения римского гражданина. В конце III - II в. до н.э. возникают привилегированные сословия нобилей и всадников. Высшее сословие - сословие нобилей - образовалось в результате слия­ния самых знатных и богатых патрицианских родов с верхушкой плебса. Экономической базой нобилитета было крупное землевладение. Сословие всадников пополнялось из числа торгово-финансовой знати и сред­них землевладельцев.

Полноправным статусом мог обладать только домовладыка, свободный (свободно­рожденный) римский гражданин.

В публичном праве полная правоспособность означала разрешение уча­ствовать в народном собрании и занимать государственные должности, в частном праве - разрешение вступать в правильный римский брак и участвовать в имущественных правоотношениях.

Высшими государственными органами в Римской республике являлись народные собрания, сенат и магистратуры.

Существовали три вида народных собраний: центуриатные; трибутные; куриатные.

Главную роль играли центуриатные собрания, обеспечивавшие приня­тие решений преобладающих аристократических и богатых кругов ра­бовладельцев. К середине III в. до н.э. с расширением пределов государ­ства и увеличением числа свободных изменилась структура собрания: каждый из пяти разрядов имущих граждан стал выставлять ранное ко­личество центурий - - по 70, а общее число центурий было доведено до 373. В компетенцию центуриатного собрания входило принятие зако­нов, избрание высших должностных лиц республики (консулов, прето­ров, цензоров), объявление войны и рассмотрение апелляций на пригово­ры о смертной казни.

Трибутные собрания в зависимости от состава жителей триб делились на плебейские и патрицианско-плебейские. Их компетенция была ограни­ченной. Такие собрания избирали низших должностных лиц (квесторов, эдилов и др.) и рассматривали жалобы на постановления о взыскании штрафов. Кро­ме того, плебейские трибутные собрания избирали плебейского трибуна, а с III в. до н.э. они получили право принятия общегосударственных законов, что привело к росту влияния плебса на политическую жизнь Рима.

Куриатные собрания потеряли свое значение. Они лишь формально вво­дили в должность лиц, избранных другими собраниями, и впоследствии были заменены собранием тридцати представителей курии - - ликторов (сх. 20).

Самое важное значение в государственном механизме Римс­кой республики играл сенат. Раз в пять лет цензоры (специальные долж­ностные лица, распределявшие граждан по центуриям и трибам) со­ставляли списки сенаторов из представителей знатных и богатых семей, то есть сенаторы не избирались, а назначались, что делало сенат орга­ном, не зависимым от воли большинства свободных граждан (сх. 21).

Хотя формально сенат был совещательным органом, в его полномо­чия входили функции:

· законодательные - он контролировал законодательную деятельность цен­туриатных и плебейских собраний, утверждая их решения, а впослед­ствии предварительно рассматривая законопроекты;

· финансовые - в распоряжении сената находилась казна государства, он устанавливал налоги и определял необходимые финансовые расходы;

· по общественной безопасности, благоустройству Рима и религиозному культу,

· внешнеполитические - если войну объявляло центуриатное собрание, то мирный договор, а также договор о союзе Рима с другими державами утверждал сенат. Сенаторы раз­решали начать набор в армию и распределяли легионы между командующими армиями.

Государственные должности именовались магистратурами (сх. 22).

Магистратуры делились на:

· ординарные (обычные), к которым относились должности консулов, преторов, цензоров, квесторов, эдилов, плебейские трибуны и др. Эти должности символизировали идею разделения властей в римской республике. Консулы ведали преимущественно военной сферой; преторы с середины республики занимались гражданским судопроизводством; цензоры составляли списки римских граждан, относя их к определенному разряду или трибе; квесторы заведовали государственной казной; эдилы выполняли полицейские функции; плебейские трибуны защищали плебеев от произвола патрициев, объявляя своё вето на постановления последних;

Ординарные магистратуры замещались на основе таких принципов, как:

· выборность - - все магистраты, кроме диктатора, избирались центуриат­ными или трибутными собраниями;

· срочность - - один год (за исключением диктатора);

· коллегиальность(за исключением диктатора);

Армия в Древнем Риме играла весьма важную роль, поскольку внешняя политика государства характеризовалась почти непрерывными вой­нами.

Уже в царский период общее собрание римского народа было и войско­вым собранием, смотром военной силы Рима; оно строилось и голосо­вало по подразделениям - - куриатным комициям. Воинскую повинность обязаны были нести все граждане с 18 до 60 лет, как патриции, так и плебеи. Правда, вместо патрона выполнять военные обязанности мог клиент.

В республиканский период, когда римский народ был разделен на иму­щественные разряды, каждый разряд выставлял определенное число вооруженных мужчин, из которых формировались сотни - центурии. Всадники составляли центурии конницы; первый, второй и третий раз­ряды центурии тяжеловооруженной пехоты; четвертый и пятый раз­ряды - легковооруженной пехоты. Пролетарии выставляли одну невоо­руженную центурию. Командование армией вручалось сенатом одному из двух консулов.

Состояние римского гражданства было – для общества, которое охватывалось римским государством – как бы идеалом полноты политических и гражданских возможностей жителя. Стремление к этому состоянию составило важный элемент общественной борьбы, а приближение правового положения других групп населения к полноправным гражданам – орудием политики, особенно используемым в годы смут.

Помимо собственно римского, существовала категория латинского гражданства. Первоначально латинами обозначали только жителей центральной области вокруг Рима – Лациума; они первыми признали над собой господство Рима и в V – начале IV в. до н. э. были на положении союзников. Это предоставлялоим статус граждан, близких, но не равных римским: право участвовать в торговом и гражданском обороте, вступать в законный брак. Поселившись в Риме, они могли получить и полное римское гражданство без специальных формальностей. Это давало им возможность принимать участие в деятельности народных собраний, но избираться магистратами они не могли. С сер. III в. до н. э. (с 268 г.) статус латина стал условным, без этнической и географической привязанности. Его стали давать всем италийским, а потом и неиталийским областям, признавшим власть Рима и получившим от него право автономии. Эти латины (в отличие от первоначальных, называемых древними) приобретали только право участия в торговом и гражданском обороте и, по специальным разрешениям, права законного брака. Они несли повинности в пользу Рима (воинскую в особых войсках). После Союзнических войн, в начале I в. до н. э. специальными законами всем латинам было даровано полное римское гражданство, исключая возможность быть избранным в высшие магистраты (что основывалось даже более не на праве, а на традиции и на привилегиях нобилитета).

Внутри самой римской общины также были свои категории, далеко не тождественные состоянию полноправного римского гражданина.

Неимущие или малоимущие граждане образовывали сословную категорию пролетариев – так называли тех, кто не подпадал под самый низший, 5-й класс имущественного ценза. Они обладали всеми частными и гражданскими правами, однако политические права их были ограничены: право голоса в собраниях принадлежалоим всем в совокупности, а не отдельно каждому гражданину, они не имели возможности и избираться магистратами. Так же в целом на пролетариев возлагались воинская и другие общественные обязанности.

Особое сословие составляли вольноотпущенники (libertini) – бывшие рабы (положение которых принципиально отличалось от граждан – см. ниже), отпущенные на свободу своими господами. Вольноотпущенники были одной из самых старых в Риме категорий неполноправного гражданства: с введением в V в. до н. э. новой трибутной и центуриатной организации в трибы и центурии стали записывать вольноотпущенников. Им было предоставлено право участвовать в центуриатных комициях, однако голосовать в трибутных собраниях вольноотпущенники не могли, не имели они и права избираться магистратами. Только в начале I в. до н. э. вольноотпущенников стали брать на военную службу. Прав заключать законный брак они также не имели. Некоторые смягчения правовых требований произошло только в I в., когда в 19 г. на них были распространены права латинских граждан. В период империи вольноотпущенникам было предоставлено право записываться по цензу в высшие сословия (богатеющий и не несущий никаких гражданских обязанностей вольноотпущенник-паразит стал излюбленным персонажем римских сатир этого времени); однако пределом возможностей было сословие всадников, доступ в сенаторы для бывших рабов был закрыт.

Наиболее древней категорией неполноправных граждан были клиенты – они известны еще в догосударственный период Рима. Первоначальное их появление, по-видимому, было связано с разложением римской родовой общины и выделением прослойки подчиненных, но свободных членов рода. Клиенты в древний период могли быть как у рода в целом, так и у отдельного главы фамилии. Позднее институт клиентеллы стал двояким: обязательными, законными клиентами римского гражданина считались его бывшие рабы (теперь вольноотпущенники), а свободные люди переходили в положение клиентов по собственному волеизъявлению (возможно, и по наследству), вынужденные к этому особыми обстоятельствами или социальной слабостью, в поисках общественного покровительства. Связь клиента со своим патроном признавалась сродни священной, и за крайнее пренебрежение клиента своим долгом его можно было даже убить. Клиент голосовал в центуриатных комициях вместе с патроном, составлял его как бы обязательную свиту в общественных или судебных делах. Он обязан был идти вместе с патроном на войну и помогать ему, в том числе выкупать из плена. В частных и имущественных делах клиенты были вполне самостоятельными, могли защищать свои интересы в суде, но нередко за него ручался и представительствовал патрон, и это была одна из главнейших обязанностей патрона перед своими покровительствуемыми.

В период империи резкость правовых отличий между категориями неполноправных граждан несколько сглаживается.. Вместе с тем эпоха христианства, признанного с IV в. официальной религией империи, принесла свои разграничения в правах граждан. Сформировались новые, ранее праву не известные категории жителей. Так, от полноправных граждан по религиозным мотивам стали отграничиваться: язычники и евреи – они не могли занимать общественных и государственных должностей, обладать рабами-христианами, вступать в законные браки; вероотступники, которые не могли выступать свидетелями в судах, наследовать имущества; еретики, т. е. проявившие отклонения в вере и обрядах, но в общих рамках христианства, – такие подлежали ограничению в гражданских правах, не могли наследовать имущества, и после них имущество не наследовалось семьей, а шло в пользу церкви или государства.

Несвободное население.

В наибольшей степени отличались от римских граждан и от других категорий населения по своему правовому положению рабы (servi). Наличие значительной прослойки рабов было характерно для римского общества еще в догосударственный период. Рабами становились или (1) захваченные в плен на войне, или (2) родившиеся от рабов, или (3) проданные в рабство за долги. Положение последних, как своих соплеменников, было более благоприятным, к тому же этот вид рабства был только пожизненным и не распространялся на семью. По самой природе своего состояния, раб не имел ни политических, ни частногражданских прав, он не имел семьи в правовом смысле, не обладал собственным имуществом. В ранний период рабство сохраняло еще патриархальный характер, и раб до известной степени считался личностью: некоторые обязательства падали и на раба, он сам отвечал за совершенные им уголовные преступления, хотя и в большей мере, чем свободный, или даже в другой форме наказания. Признавались кровнородственные связи рабов (так, нельзя было женить отца на дочери и т. п.), место погребения раба считалось религиозным местом, рабы вместе со всей familia участвовали в отправлении домашних культов. Вместе с тем господину принадлежало практически неограниченное право наказания своих рабов и даже осуждения их на смерть в случае преступлений.

Из рабского состояния можно было выйти только законным способом: или особо формальным отпуском на волю, или если господин при новом цензе вносил раба в него как самостоятельную персону, или путем завещания. Отпущенные из рабства становились вольноотпущенниками – теоретически впоследствии они могли стать и полноправными римскими гражданами. Однако на этом пути стояло много особых правовых правил. В частности, в 40 г. было запрещено давать римское гражданство рабам, ранее наказанным за преступления.

В период империи положение рабов морально, а затем и в правовом смысле улучшается. Получают признание брачные связи рабов, вплоть до того, что это становится новым источником рабства: римская гражданка, вышедшая замуж за раба, становилась рабыней. Рядом законов было запрещено без ведома магистратов отдавать рабов для боя со зверями в цирке, вообще убивать своих рабов – с 312 г. убийство раба стало приравниваться к убийству свободного, разрешалось рабам жаловаться на жестокость своих господ. Упростилась процедура отпуска рабов на волю: с началом христианства это можно было производить в церкви, а с VI в. – частным актом в присутствии 5 свидетелей. Однако вводилось и немало ограничений на то, чтобы не отпускали на волю слишком много рабов разом или всех рабов семьи.

Раб мог иметь в своем обладании особое имущество – пекулий, данный ему господином. В рамках этого пекулия раб мог совершать сделки, отвечать по обязательствам. Господин мог отозвать пекулий, но только по важным мотивам. С течением времени пекулий становился как бы наследственным владением семьи раба. Когда с I в. до н. э. рабство в Риме сделалось все менее экономически выгодным и все более социально опасным и возросло число свободных крестьян-землевладельцев, практика перевода рабов на пекулий и изменения их положения стала все более распространенной. Рабов сохраняли или в домашнем хозяйстве, или как специалистов (писцов, переводчиков, ремесленников и т. п.). Так формировалось новое социально-правовое явление колонат, характерное для последующих столетий.

Колонами становились не только рабы, получившие в наследственное .владение имущество-пекулий. Обедневшие свободные переходили на положение колонов из-за долгов, получая от землевладельца или крупного арендатора земельный участок (парцеллу) на условиях внесения продуктового оброка. При последующем цензе эти колоны вписывались в опись вместе с землей и теряли правовую самостоятельность. Детиих становились уже колонами наследственно. Можно было попасть в колоны и без договора, по давности проживания на чужой земле и уплаты оброка. Характерными чертами колоната было то, что (1) колон жил на чужой земле и платил за нее ренту, (2) он не имел права добровольно уйти от хозяина, был прикреплен к земле, (3) он лично свободен, мог заключить брак, иметь семью, имущество, на которые хозяин земли не может посягать, (4) он не мог возбуждать имущественные и личные иски в суде против своего хозяина, но уголовное преследование было возможно; (5) положение колона наследственно. Выйти из состояния колона можно было только путем отпуска на волю хозяином, путем возведения в сан епископа (в эпоху христианства) или истечением давности (если более 30 лет вел самостоятельное хозяйство и никому ничего не платил).

В период империи, особенно при императоре Константине, на положение колонов было обращено особое законодательное внимание. Из них стали брать рекрутов в армию, и для государства стало небезразличным положение этого сословия. В 332 г. было введено уголовное наказание за побеги колонов с земли, к которой они были прикреплены. С 366 г. запрещалось продавать колонов, как рабов, без земли.

Колонат изменил общий социально-правовой уклад поздней Римской империи. Место рабов как основных аграрных производителей заняли полусвободные земледельцы, стоявшие в совершенно иных правовых отношениях к собственникам земли, работавшие самостоятельно и пользовавшиеся, хотя и частично, плодами своего труда. Сократилось и количество свободных крестьян-земледельцев. На место прежней, весьма дробной иерархии категорий гражданства, полуграждан, полусвободного и совсем несвободного населения сложилась упрощенная социальная система, где класс примерно равных друг другу свободных граждан (исключая особую прослойку знати) противостоял новой категории полусвободных земледельцев, обладавших урезанным, но самостоятельным личным статусом. Эта новая система стала социальным фоном не только политической эволюции римской монархии, но и формирования на ее историческом месте нового социального и политического строя.

  • ЖАНРЫ 360
  • АВТОРЫ 280 191
  • КНИГИ 663 339
  • СЕРИИ 25 511
  • ПОЛЬЗОВАТЕЛИ 617 248

И преподаваемый курс, и предлагаемый учебник, конечно, не могут считаться подлинно всеобщей историей, охватывающей все страны и народы во все эпохи. Необходимый в учебных целях отбор государственных и правовых традиций для изучения определился, во-первых, сложившейся традицией, во-вторых, реальной важностью политического или правового опыта изучаемых стран для развития всеобщей юридической культуры. В-третьих, следует признать, что этот отбор не может не быть до известной степени субъективным. В том числе связанным со степенью изученности в России государственной или правовой истории того или другого народа. Закономерно, что в других странах на мировую историю государственных институтов и права будут смотреть несколько иначе. Представленная в данном учебнике всеобщая история — это история глядя из России и для России, история стран в наибольшей степени соприкасавшихся с государственной и правовой историей России и наиболее повлиявших на нее. Хотя и здесь некоторые ограничения (например, отсутствие специального изложения правовой истории скандинавских стран) были в большей степени вынужденными, а не вызванными научной логикой предмета. Традиционно не вошла в курс правовая история России, так как ей посвящен особый учебный курс.

Содержание отдельных разделов в настоящем учебнике определено новым, своего рода методическим алгоритмом. Отбор теоретических и фактических сведений унифицирован по каждому разделу и крупному вопросу, сделан максимально полезным с практической точки зрения. Это касается объема материала, дат, иных фактических сведений. Учебный материал представлен в учебнике исчерпывающе, с тем чтобы освоение его хотя бы на 2/3 в пропорциональном соотношении обеспечило качественное усвоение предмета.

Традиционно Всеобщая история государства и права изучается в вузах на первом году обучения. Это и ставит некоторые трудности перед студентами, и создает дополнительные проблемы в учебнике. Некоторые впервые встречающиеся понятия и определения, термины приходилось истолковывать более описательно, чем строго юридически. Добавлены факты, имена и т. п., которые должны позволить студентам взглянуть на историю права с культурно-исторической и культурно-юридической точки зрения. Цитаты, иногда значительные по объему, должны познакомить с крупнейшими памятниками права, политической мысли, юридической науки. Хотя в учебнике намеренно исключена всякая двойственность в изложении учебных вопросов и разные точки научного воззрения на один и тот же предмет — это не вызывается нуждами профессионального юридического образования.

Учебник направлен прежде всего к учебной, практической пользе. Это не занимательная книга для чтения по истории права. Это и не самоучитель. В процессе освоения курса необходимы самостоятельная работа с документами истории права, разъяснения и консультации преподавателя. Но автор старался избежать нарочитой сложности и теоретичности в освещении предмета. Как и всякий учебник, эта книга представляет до некоторой степени кодификацию знания по предмету — на данный момент и в данных обстоятельствах. Естественно, он напрямую зависит от тех научных разработок, которые есть в современной науке истории права — по пристальном рассмотрении оказавшейся весьма небогатой в ряде вопросов.

Во втором и третьем изданиях учебник дополнен §§ 73, 88–90; соответственно изменилась нумерация параграфов раздела V-го. В текст ряда параграфов внесены терминологические уточнения, исправлены замеченные опечатки и редакционные погрешности. Добавлен также указатель имен, встречающихся в тексте.

§ 1. Предмет и научные задачи истории государства и права

Предмет истории государства и права

История государства и права не составляет особую и самостоятельную науку, по своему научному содержанию и задачам она одновременно входит в области и исторической науки, и правоведения. По тому, что изучает история государства и права, на познание какого социального объекта (а государственная организация и право существуют только как социальные явления, как формы человеческого общежития) направлено ее внимание, она может считаться преимущественно юридической научной дисциплиной. По тому, какими методами и на основании каких взаимосвязей изучается этот объект, как устанавливаются закономерности и своеобразие функционирования этих явлений, история государства и права — дисциплина преимущественно историческая; она направлена на понимание не только ныне существующих форм государственной организации и правовых систем, но и исторических, давно не существующих полностью или в большей своей части, на понимание их возникновения, развития и исчезновения.

В самом общем определении, история государства и права изучает историческое развитие государства и права. В конце концов к такой простой и даже как бы объясняющей саму себя формуле сведутся любые самые хитросплетенные объяснения того, что же составляет предмет этой научной дисциплины, примерно с конца XIX века сделавшейся обязательным элементом университетского юридического образования в рамках европейской культуры. Однако сами явления — государство и право — не допускают такого же простого определения, они могут быть объяснены только через длинный ряд сопоставлений с другими формами общественной организации и человеческой культуры.

Читайте также: