Когда судят виновных авиакатастрофе в мае шереметьево

Обновлено: 25.05.2024

41 пассажир Superjet SSJ-100 из 78 погиб в воскресенье в Шереметьево от огня и удушья. Следствию предстоит ответить на непростые вопросы. Кто виноват в гибели людей и можно ли было что-то изменить при посадке в аэропорту? Эксперты "НИ" отвечают на главные вопросы о причинах аварии.

По факту аварии в столичном аэропорту возбуждено уголовное дело по ч. 3 ст. 263 УК РФ (нарушение правил безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта, повлекшее по неосторожности смерть двух и более лиц).

«1. Что произошло со связью? Почему она то возникала, то пропадала? И где резервная связь с аэропортом?

2. Самолет объявил об экстренном возвращении минимум за 5 минут до посадки. Почему при экстренной посадке самолета с полными баками не была немедленно дана команда на вывод к ВВП пожарной и санитарной техники (норма прибытия - не более 3 минут)?

5. Что загорелось? Почему самолет заполыхал, как свеча в 5 секунд? Это связано с конструкцией самолета или нет?

Лётчик-испытатель ОКБ им. Сухого Игорь Вотинцев в свою очередь считает, что пилоты судна и экипаж в сложившейся ситуации действовали в максимальной степени эффективно. Невозможно начинать эвакуацию до полной остановки лайнера, иначе жертв катастрофы может бы быть еще больше.

Работа именно НАЗЕМНЫХ служб, а не экипажа, играет решающую роль при приземлении аварийного судна. 80 секунд от полной остановки самолёта до прибытия первых пожарных расчётов – это не просто много, это смертельно! – говорит летчик.

« От момента полной остановки ВС до прибытия первых пожарных расчетов прошло не менее 80 секунд, может быть и больше. 80 секунд - это критично, это смертельно. Судя по Flightradar24 аэропорт получил сигнал бедствия от ВС более чем за 5 минут до приземления, разогнал другие самолёты и в зоне снижения/посадки и на ВПП и прилегающих рулёжках и перронах. Этих пяти минут достаточно для подготовки к приёму ВС, совершающего аварийную посадку.

Где пожарные расчёты, стоящие ёлочкой на всём протяжении вдоль ВПП, поскольку неизвестно в какой её части ВС остановится? Где пена, разливаемая на ВПП при аварийной посадке ВС с полными баками? Пена, которая мгновенно гасит любые искры от соприкосновения металла и асфальта и не даёт загореться топливу. Керосин горел по всей ВПП - как это всё возможно? А где стоящие тут же, вдоль ВПП медицинские авто в расчёте на всех пассажиров и членов экипажа?

По предположениям специалистов, возгорания можно было бы избежать, не будь топливные баки переполнены на 1 тонну: 42 тонны горючего вместо положенной по нормативам безопасности 41 тонны.

Борис Бычков, генеральный директор московского отделения консалтинговой компании McLarens Aviation вспоминает, как в советской России при экстренных приземлениях для избегания воспламенения топливо было положено сливать на высоте и только потом с минимально наполненными баками заходить на посадку. В позднее время данную инструкцию по причинам экономии отменили, хотя экспертное сообщество продолжает настаивать, что в определенных случаях опустошение баков перед посадкой - единственный шанс на спасение людей.

Первый вице-президент "Российского союза инженеров", эксперт International Analytical News Agency Иван Андриевский, однако, по имеющимся в публичном доступе видеозаписям определил, что самолёт загорелся не при посадке, в ещё в воздухе.

Экипаж же действовал по инструкции и со своими задачами, на мой взгляд, справился. Пилоты сделали всё, чтобы сохранить и жизни людей, и самолет. Что касается жертв, то при такой серьезной катастрофе выживших могло и вовсе не быть, если бы не действия экипажа и борт проводников, говорит эксперт.

Тревогу по поводу серьёзных конструкторских недочётов Sukhoj Superjet 100 (SSJ-100) забили ещё в 2012 году, когда во время демонстрационного полёта самолёт почти что российского производства врезался в гору. Погибло 45 человек.

Предприятие по созданию SSJ было организовано в 2006 году в Венеции совместно с итальянской компанией Alenia Aeronautica.

Политолог Станислав Белковский объяснил причины запуска производства в столь экзотическом месте так:

С сегодняшней катастрофой, спустя семь лет конструкторы делятся схожими впечатлениями от работы в корпорации:

«Незадолго до смерти мой муж ушел из КБ "Сухой". На вопрос: "Почему?" Он долго и горячо объяснял, что самолёт сырой, что это "конструктор Лего", а не лайнер, что идёт гонка, а не разработка, что запчастей для ремонта нет и не будет в достаточном количестве в ближайшее время. и ещё много каких-то специфических подробностей, в которые я, каюсь, не вникала. А потом он ещё сказал - и это я уже запомнила: "Будут смерти, и ничего невозможно сделать. Но я не хочу в этом участвовать. Не хочу, чтобы на этих документах стояла моя подпись. Но "виноваты" во всём, конечно, пассажиры, которые пытались спасти свои несчастные баулы. То есть, когда самолёт теряет связь, совершает жёсткую посадку, загорается - это норм. А обезумевшие люди, в панике, в дыму - главные виновники?", - пишет Оксана Пашина в facebook.

Хроника аварийных инцидентов с самолетами Sukhoi Superjet 100 за последние годы действительно впечатляет:

Несмотря на вопиющую системность аварий с Sukhoi Superjet, министр транспорта РФ, председатель госкомиссии по урегулированию ЧС Евгений Дитрих заявил сегодня, что оснований для приостановки эксплуатации российских самолётов SSJ-100 нет.

"Рейс SU-1492 вылетел в плановом режиме в 18:02 по московскому времени по маршруту Москва — Мурманск. После взлета экипаж доложил о неисправности и принял решение вернуться в аэропорт вылета. На борту находилось 73 пассажира и пять членов экипажа. В 18:30 по московскому времени пассажирский лайнер совершил "жесткую" посадку на взлетно-посадочную полосу, после чего произошло возгорание", — говорится в пресс-релизе московского аэропорта.

"Экипаж сделал все возможное"

Спасательные бригады и врачи были на месте происшествия в 18:32. Экстренные службы помогли организовать эвакуацию и оказали первую медицинскую помощь пострадавшим. Для пассажиров рейса SU-1492 и их родственников создали отдельный штаб в терминале В.

Из-за нештатной ситуации аэропорт Шереметьево работал в ограниченном режиме с одной взлетно-посадочной полосой. "Аэрофлот" сообщил о десятках задержанных и отмененных рейсах, запланированных на 5 и 6 мая. В частности, было изменено время отправления более 100 рейсов, отменены вылеты 36 самолетов. Среди них оказались рейсы SU39, SU25, SU27, SU31, SU28 и SU44 через Петербург.

В "Аэрофлоте" также уточнили, что возгорание произошло в двигателях воздушного судна, огонь действительно вспыхнул после посадки в Шереметьево. Экипаж был вынужден запросить срочный возврат в аэропорт. Под председательством министра транспорта Евгения Дитриха оперативно создана комиссия по расследованию авиационного происшествия. Штаб "Аэрофлота" возглавил генеральный директор компании Виталий Савельев.

"Экипаж воздушного судна "Аэрофлота", вылетевшего сегодня из Москвы в Мурманск и вынужденного вернуться в аэропорт Шереметьево по техническим причинам, сделал все для спасения пассажиров. Эвакуация была проведена всего за 55 секунд при отраслевом нормативе 90 секунд. Командир воздушного судна покинул горящую машину последним", — отметили в авиакомпании.

Список погибших в авиакатастрофе изначально насчитывал как минимум 10 человек, но после тушения пожара и разбора разрушенного корпуса лайнера эта цифра увеличилась. По последним данным Следственного комитета РФ, спастись удалось 37 пассажирам и членам экипажа. Списки выживших опубликованы на сайте МЧС. По сведениям спасательного ведомства, госпитализация понадобилась пяти пострадавшим. Они направлены в НИИ им. Склифосовского и Национальный медицинский исследовательский центр хирургии им. Вишневского.

Среди пострадавших пассажиров числится глава ЗАТО Североморск Владимир Евменьков. На сайте администрации города приводятся его слова соболезнования родственникам погибших. Кроме того, в мэрии рассказали некоторые подробности происшествия: самолету удалось сесть только со второй попытки из-за сложных метеоусловий. При посадке подломились стойки шасси, вследствие чего и загорелись двигатели, а затем огонь перекинулся на фюзеляж.

В числе погибших оказались сотрудники мурманской Центральной медико-санитарной части №120 Федерального медико-биологического агентства. В списке жертв авиакатастрофы — начальник ведомства Евгений Новиков с дочерью и его заместитель по экспертизе временной нетрудоспособности Лариса Сивоконь.

Поиски виновных

Источник Интерфакса заявил, что основной причиной гибели людей в хвостовом отсеке SSJ 100 стала попытка некоторых пассажиров достать из багажных полок свои вещи. "По предварительным данным, из опроса очевидцев следует, что, когда самолет ударился о землю и загорелся, некоторые пассажиры стали в панике доставать свои вещи с полок. Это затруднило эвакуацию людей с задних рядов судна, и они погибли в огне", — сказал собеседник агентства.

Глава коммуникационного холдинга "Минченко Консалтинг" Евгений Минченко проанализировал информационный фон вокруг трагедии и пришел к выводу, что большое число погибших объясняют поведением пассажиров, "которые хватали свой багаж и тем самым замедлили эвакуацию". По его словам, это доминирующая версия, которую целенаправленно накачивают через социальные сети. Возможная ошибка экипажа при этом практически не звучит, основной акцент — на его героизме.

Минченко также заявляет, что самая часто встречающаяся в информационном пространстве версия трагедии — "плохой самолет, запрограммированный на поломки ошибками при проектировании". Такую версию поддерживают комментаторы, призывающие запретить полеты "Суперджетов". Альтернативные мнения: удар молнии (версия-контраргумент "хорошему самолету молния нипочем"), ошибка экипажа, ошибка наземных служб (подверсия — проблемы со взлетно-посадочной полосой).

Автор telegram-канала "Авиадиспетчер", посвященного авиационной отрасли, пишет, что "после сегодняшних кадров, на которых пассажиры выбираются из горящего самолета с сумками, в головах людей должен крепко засесть еще один неоспоримый довод в пользу более жесткого регулирования ручной клади". По его мнению, необходим жесткий контроль за количеством и размером сумок.

"Это не вопрос удобства или экономии. Это вопрос безопасности, которая должна быть на первом месте. И поэтому должно быть обеспечено еще две вещи: авиакомпании не должны задирать цены на перевозку багажа; авиакомпании и аэропортовые службы должны обеспечивать сохранность и бережное отношение к багажу пассажиров", — полагает "Авиадиспетчер".

Председатель Общероссийского объединения пассажиров Илья Зотов тоже высказался о проблемах с ручной кладью. Он предложил предусмотреть техническую блокировку всех полок на случай чрезвычайных ситуаций.

Официальные версии

Между тем точные причины случившегося пока не установлены. В Росавиации призывают не делать преждевременных выводов и просят не говорить о возможном запрете полетов SSJ 100. По факту инцидента возбуждено уголовное дело по ч. 3 ст. 263 УК РФ (нарушение правил безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта, повлекшее по неосторожности смерть двух и более лиц).

"Следователи приступили к допросам пострадавших, очевидцев, сотрудников аэропорта и авиакомпании-перевозчика, а также иных лиц, ответственных за эксплуатацию воздушного судна. Также будет изучена необходимая техническая документация. Следствие рассматривает различные версии произошедшего. Однозначные выводы о причинах и обстоятельствах авиапроисшествия будут сделаны после всестороннего изучения полученных следствием данных", — сообщили в Следственном комитете РФ.

На данный момент изъяты речевой и параметрические бортовые самописцы, отобраны образцы топлива из баков самолета и заправочной станции, аудиозаписи переговоров с диспетчерской службой, записи с камер видеонаблюдения. В ближайшее время будут назначены генетические и судебно-медицинские экспертизы. Следствием рассматриваются различные версии произошедшего, среди которых недостаточная квалификация пилотов, диспетчеров и лиц, проводивших технический осмотр борта, неисправность воздушного судна и неблагоприятные метеоусловия.

Решением врио губернатора Мурманской области Андрея Чибиса 6, 7 и 8 мая объявлены днями траура в связи с трагедией в Шереметьево. В эти дни будут отменены все развлекательные мероприятия, приспущены символы государственной власти.

сгоревший самолет

Вечером 5 мая в аэропорту Шереметьево совершил аварийную посадку, а затем загорелся самолет Sukhoi Superjet 100, выполнявший рейс Москва - Мурманск. В результате авиакатастрофы погиб 41 человек из 78 находившихся на борту.

"Суперджет" авиакомпании "Аэрофлот" планово вылетел из Шереметьево в 18:02 по московскому времени. Однако вскоре после взлета экипаж доложил о неисправности и принял решение вернуться в аэропорт. В 18:30 лайнер совершил "жесткую" посадку на взлетно-посадочную полосу, после чего его охватил огонь.

Следственный комитет России (СКР) сообщил, что рассматривает три версии авиакатастрофы: недостаточная квалификация пилотов, диспетчеров и лиц, проводивших технический осмотр борта; неисправность воздушного судна; неблагоприятные метеоусловия.

Русская служба Би-би-си рассказывает, что стало известно об обстоятельствах катастрофы в понедельник.

Почему самолет вернулся

Еще накануне проект Baza опубликовал рассказ командира воздушного судна Дениса Евдокимова, который заявил, что запросить экстренную посадку экипаж решил из-за потери радиосвязи и отказа электроники на борту. Этому, по словам пилота, предшествовало попадание в самолет молнии.

"Мы взлетели, попали в тучу - был сильный град. В этот момент произошел хлопок, вспышка такая, как электричество. Все было очень быстро", - говорила в эфире телеканала "Россия 24" стюардесса Татьяна Касаткина.

О том, что в "Суперджет" ударила молния, рассказали также несколько пассажиров лайнера. Дмитрий Хлебушкин, один из первых пассажиров, вышедших к журналистам в Шереметьево, объяснял, что такой вывод сделал, поскольку видел "вспышку белого цвета".

Летевший тем же рейсом глава города Североморска Владимир Евменьков в понедельник рассказал радиостанции "Север FM", что сидел возле иллюминатора и "физически видел, что в правый двигатель два раза ударила молния".

"Стало понятно, что у нас проблемы, когда в самолет ударила очень сильная молния. Минут 20-30 мы еще были в воздухе. При этом паники в самолете не было, все люди спокойно сидели", - сообщила журналу "Сноб" пассажирка Марина Ситникова.

Почему начался пожар

В воздухе "Суперджет" еще не горел, пожар на его борту начался при посадке. Об этом говорят и следователи, и очевидцы катастрофы, а также свидетельствуют кадры приземления лайнера, которые попали в соцсети. О том, что возгорание двигателей произошло после посадки, говорилось и в первом заявлении "Аэрофлота".

Как следовало из рассказа командира воздушного судна Евдокимова, которого цитировала Baza, причиной пожара могло стать жесткое приземление при превышении посадочной массы.

"Пожар [возник] после посадки, я так понимаю. Из-за приземления. Причина, наверное, в этом", - сказал он, уточнив, что самолет садился при полных топливных баках.

По свидетельствам очевидцев, при посадке "Суперджет" несколько раз сильно ударился о взлетную полосу.

По данным источника Интерфакса, знакомого с ходом расследования, пожар начался после попадания постороннего предмета в левый топливный бак: вероятно, его пробили детали разрушенного шасси, что спровоцировало выброс топлива и возгорание.

Командир воздушного судна не смог сказать, почему при посадке самолет ударился о землю. По его словам, "скорости было достаточно" и "к полосе подходили с уменьшением вертикальной скорости согласно процедуре".

В "Аэрофлоте" в понедельник вечером заявили изданию РБК, что Евдокимов - опытный пилот, его общий стаж составляет 6,8 тыс. часов налета, из которых более 1,4 тыс. - на "Суперджетах".

Как проходила эвакуация

Пассажиров спускали на землю по спасательным трапам. В "Аэрофлоте" утверждают, что эвакуация заняла 55 секунд при нормативе в 90. По словам пассажиров, экипаж действовал профессионально.

"Только благодаря им [бортпроводницам] я остался жив. Девочки стояли в помещении, где был газ и было темно. Они оттуда вытаскивали людей и помогали спуститься на трап", - рассказывал пассажир Хлебушкин.

Мы быстро, просто и понятно объясняем, что случилось, почему это важно и что будет дальше.

Конец истории Подкаст

Пассажир Михаил Савченко написал в "Фейсбуке", что члены экипажа, по его мнению, "все сделали оперативно и четко". Именно Савченко накануне выложил видео, на котором видно, что пассажиры покидали самолет с багажом.

В понедельник он сделал новую запись, прокомментировав возмущение в адрес пассажиров, забравших свои вещи из горящего самолета.

"Я не знаю, что сказать про людей, которые выбегали с сумками. Бог им судья. Но очень хочу попросить не травить их, уверен, им и так очень тяжело сейчас. Я не думаю, что хоть один человек в этом горящем аду хладнокровно и обдуманно тащил чемоданы", - написал Савченко.

Стюардесса Касаткина в эфире канала "России 24" говорила, что после жесткой посадки "люди стали соскакивать с кресел, продвигаться [к выходу], хотя самолет был еще на скорости".

Видео изнутри сгоревшего "Суперджета"

Как тушили пожар

Как заявил в понедельник глава минтранса Евгений Дитрих, службы реагирования аэропорта Шереметьево сработали оперативно.

"В 18:31 был объявлен "код красный", через одну минуту первая "пожарка" была рядом с воздушным судном. В течение последующих четырех минут прибыло еще шесть пожарных машин", - заявил он.

Тушение самолета, по словам министра, продолжалось 18 минут.

Кто погиб в катастрофе

В СКР сообщили, что из сгоревшего салона самолета извлечены тела 41 человека. Для установления личностей погибших будут проведены генетические экспертизы, заявили в ведомстве.

Дитрих подтвердил, что один из погибших - бортпроводник Максим Моисеев. Как сообщали СМИ, он помогал пассажирам в хвосте самолета. Моисеев сначала пытался открыть заднюю дверь, а когда у него это не получилось, начал выводить пассажиров вперед, сообщал ТАСС.

Как сообщил временно исполняющий обязанности губернатора Мурманской области Андрей Чибис, 26 жертв катастрофы были жителями региона. Там объявлен трехдневный траур. Мэр Москвы Сергей Собянин в понедельник написал во "ВКонтакте", что трое погибших - москвичи.

Только в понедельник вечером "Аэрофлот" опубликовал список из 73 пассажиров Sukhoi Superjet 100 (49 мужчин и 24 женщины). Накануне авиакомпания публиковала только фамилии 33 выживших (22 мужчины и 11 женщин).

Что будет с "Суперджетами"

Минтранс пока не нашел оснований для приостановки полетов лайнеров Sukhoi Superjet 100. В Росавиации накануне также назвали "преждевременными" любые выводы об ограничении эксплуатации "Суперджетов".

Пресс-секретарь президента Дмитрий Песков, отвечая на вопрос о возможной приостановке полетов, сказал, что "это прерогатива специалистов, пока таких решений не принималось, нужно дождаться заключения о причинах ЧП".

По данным газеты "Коммерсант", сгоревший "Суперджет" имел относительно небольшой налет (не более семи часов в сутки) и совершал преимущественно короткие (не более двух часов) перелеты.

По словам источника издания, у него был только один серьезный технический сбой - в январе 2018 года, когда при снижении самолет не смог выпустить закрылки, однако тогда полет завершился благополучно.

Автор фото, sledcom

Следственный комитет опубликовал видео, на котором остов сгоревшего самолета грузят на платформу

Как работает Шереметьево

С момента катастрофы аэропорт Шереметьево находится в ограниченном режиме работы - в понедельник днем там использовалась только одна взлетно-посадочная полоса.

Сообщалось, что ограничения вводятся в связи со следственными действиями на аэродроме бригады Следственного комитета.

Пять фактов о "Суперджете"

Около 18:30 в понедельник в ведомстве заявили, что следователи закончили работать на месте происшествия. Вместе с представителями Межгосударственного авиационного комитета они собрали фрагменты сгоревшего самолета и переместили их в ангар для дальнейшей выкладки и исследования, сообщил СКР.

"Аэрофлот" отменил 46 рейсов, отправляющихся и прибывающих в Шереметьево 6-7 мая.


От посадочной полосы Sukhoi Superjet 100 отскочил словно мячик, как будто и не весит больше 40 тонн. На кадрах, которые сняли очевидцы трагедии, видно, как быстро все произошло. Охваченный пламенем авиалайнер по инерции продолжил скользить по полосе, а пассажиры, только что пережившие шок от аварийного приземления, видели через иллюминаторы, как огонь за секунды поглотил почти половину лайнера.

Самолету нужно еще остановиться, а экипажу открыть двери, выбросить надувные трапы и начать эвакуацию. От момента приземления до полной остановки лайнера — всего 29 секунд. Как в легендарном романе Симонова, они поделят 78 человек на борту на живых и мертвых. И мертвых окажется больше — 41 человек. Командиру воздушного судна Денису Евдокимову пришлось управлять лайнером в ручном режиме не по своему выбору: через 14 минут после взлета в лайнер попала молния.

402966_720x480_701_49d1b1a88552119dc98d1688c04cae0d.jpg

Фрагмент неофициальной расшифровки переговоров экипажа с диспетчером, опубликованной изданием Baza:

Фрагмент неофициальной расшифровки переговоров экипажа с диспетчером, опубликованной изданием Baza:

Судя по опубликованной неофициальной расшифровке (ее достоверность пока не подтвердили), пилот самолета Sukhoi Superjet 100, кажется, уверен, что ситуация на борту — нештатная, но допустимая. Настолько, что на посадку лайнер идет с практически полными баками.

Дмитрий Авдеев летает в Америке на маленьком судне Cessna 172. Говорит, не его это дело — анализировать происшествия с большими самолетами. Но и в коммерческой, и в малой авиации есть одно общее правило: экстренная ситуация не означает аварийную посадку и уж тем более катастрофу.

авдеев-скрин1000.jpg

У самолета Sukhoi Superjet 100 даже после попадания молнии связь с землей была. Смогли же доложить диспетчеру, что самолет управляется вручную. Другой вопрос, как в этом ручном режиме грамотно пилотировать. В мировой авиации бывали вынужденные посадки и в более тяжелых условиях. И летчики справлялись.

AP_090115025216.jpg

В 2009 году на реке Гудзон в центре Нью-Йорка произошла, пожалуй, самая знаменитая аварийная посадка в новейшей истории. Лайнер Airbus А320 под управлением пилота Чесли Салленбергера приводнился на эту реку. Никто не погиб. Airbus взлетал из аэропорта Ла-Гуардия, не набрал и километра высоты, как оба двигателя вышли из строя из-за попадания птиц. У командира экипажа Салленбергера — он прошел все ступени американской летной подготовки, начиная с планера, — было несколько секунд, чтобы принять решение.

А вот два совсем недавних примера. Пилоты Air Astana в ноябре 2018 года из-за сбоя компьютера вручную посадили Embraer 190. Как говорят авиаторы, взяли самолет на руки. Другой случай: аварийный Boeing авиакомпании JetBlue с неисправным шасси приземлился в Лос-Анджелесе. Стойка проскоблила посадочную полосу, посыпались искры, казалось, что вот-вот начнется пожар. Но нет. Кстати, горючего в самолете почти не было: он два часа кружил над аэропортом, вырабатывая топливо.

Случались, конечно, и менее благополучные аварийные посадки. В 1989 году у самолета DС-10 компании United Airlines в полете разрушился один из двигателей. Осколки перебили все линии управления. Пилоты сажали судно, регулируя тягу двух оставшихся двигателей. При приземлении DС-10 зацепил крылом полосу и разбился. Погибли 111 из 296 человек. Но ведь у лайнера Sukhoi Superjet 100 были в порядке и двигатели, и шасси, и рули. Почему не самая критическая посадка в истории закончилась катастрофой?

Фрагмент неофициальной расшифровки переговоров экипажа с диспетчером, опубликованной изданием Baza:

А в этом ролике экипаж Ту-204 в аналогичной ситуации поступил грамотно: взял штурвал на себя и позволил самолету самому плавно опуститься на взлетно-посадочную полосу.

Именно такое решение почти наверняка могло спасти ситуацию, в которую попал экипаж рейса SU1492. Можно ли объяснить или хотя бы предположить, почему этого не случилось?

В переводе это означает, что летчики, возможно, просто не были готовы посадить самолет полностью вручную. Почему — долгий разговор. Например, система обучения. В Америке есть тысячи частных центров подготовки.

В России, по сути, есть два государственных училища: Ульяновское и Санкт-Петербургское. Частники есть, конечно, но их методично закрывает Росавиация. За последние годы ликвидировали больше двухсот центров. Считается, что только там, где государство, может быть стабильность и безопасность. Но в той же Америке Дмитрий Авдеев в процессе обучения на самолете Cessna в частном центре налетал больше среднестатистического российского выпускника, которому потом перевозить пассажиров в авиакомпаниях. И пилотировал вручную.

fd807bfdc9d287cba7a0ca1a5eb40c8b.jpg

Пилот рейса SU1492 не был новичком-выпускником. У него было почти семь тысяч часов налета, из них тысяча на Sukhoi Superjet 100. Но, кажется, судить его жизнь будут за 29 секунд, когда объятый пламенем лайнер несся по полю. Видеокадры из салона самолета снимал пассажир Дмитрий Харинин. Именно у него оказалось место с видом на горящий двигатель. Он сидел в 10 ряду.

Уже в эти секунды иллюминаторы начали плавиться, а в салоне были слышны отчаянные крики и голоса людей, произносящих молитвы. Олег Молчанов летел в 12 ряду, место А. Только потом он понял, что его ряд был границей, по которой смерть буквально разделила самолет на две части.

На видеозаписи слышно, как женщина зовет Сашу. Это имя 12-летнего мальчика. Он и его мама выжили. А пассажира Евгения Климова (место D в 9 ряду) спасли бортпроводники. Стюардессы вытолкнули его на улицу.

Авиакатастрофа SSJ 100 в Шереметьеве

Пассажиры из хвостовой части лайнера, скорее всего, погибли еще до того, как самолет остановился.

Спасенные пассажиры расходились по летному полю в разные стороны, оставляя за спиной смерть. Пожарные заливали водой самолет, в котором уже было никого не спасти. Время снова шло вперед для всех, кроме 41 человека, навсегда оставшихся между небом и землей.

Читайте также: