Когда специальное коррекционное учреждение получает право ведения образовательной деятельности

Обновлено: 28.06.2024

Система специальных коррекционных учебно-воспитательных учреждений создана с целью осуществления обучения, воспитания и лечения детей и подростков с различными отклонениями психофизического здоровья, данная система является основой института специаль­ного образования детей и подростков с ограниченными возможностями. Реализация функций этого института осуществляется посредством деятельности специальных коррекционно-реабилитационных учреждений. В мировой практике выделяют следующие виды учреждений: дома ребенка, детс­кие дома, дома-интернаты, специальные детские сады и группы, школы и школы-интернаты, реабилитационные центры, профессионально-технические училища.

Более подробная типология выглядит следующим образом:

1. Специальные (коррекционные) образовательные уч­реждения для неслышащих детей (I вид) решают за­дачи воспитания, общеобразовательной и трудовой подготовки глухих школьников, а также коррекции и компенсации недостатков их развития.

2. Специальные (коррекционные) образовательные уч­реждения для слабослышащих и позднооглохших детей (II вид) осуществляют воспитание, общеобра­зовательную и трудовую подготовку, преодоление по­следствий снижения слуха и речевого недоразвития данной категории детей.

3. Специальные (коррекционные) образовательные уч­реждения для незрячих детей (III вид). Вданных учреждениях воспитываются и обучаются тотально слепые дети или дети, имеющие минимальное оста­точное зрение.

4. Специальные (коррекционные) образовательные уч­реждения для слабовидящих детей (IV вид). Кар­динальным отличием данного типа учреждений от предыдущего является направленность работы на компенсацию зрительных нарушений и восстанов­ление неполноценного зрения в условиях щадящего режима.

5. Специальные (коррекционные) образовательные учреж­дения для детей с тяжелой речевой патологией (V вид). Данные учреждения принимают детей с сохранным слу­хом и интеллектом. Наличие выраженной речевой па­тологии (например, заикания, ринолалии) не дает им возможности обучаться в обычной школе.

6. Специальные (коррекционные) образовательные уч­реждения для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата (VI вид). Данные учреждения являются одновременно и образовательными, и лечебно-оздоровительными учреждениями.

7. Специальные (коррекционные) образовательные уч­реждения для детей с задержкой психического раз­вития (VII вид). Обучение в таких учреждениях осу­ществляется в объеме восьмилетней массовой шко­лы. Существует подготовительный (диагностический) класс.

8. Специальные (коррекционные) образовательные уч­реждения для детей с умственной отсталостью (VIII вид). Данные учреждения относятся к системе образования, здравоохранения и социальной защи­ты населения.

9. Специальное учреждение – детский дом для слепо­глухонемых детей в Сергиевом Посаде Московской области.

10. Социально-реабилитационные центры для детей и подростков с ограниченными возможностями здо­ровья.

11. Специальные группы при профессиональных учили­щах и техникумах для детейс умственной от­сталостью, нарушениями в области отдельных ана­лизаторов, опорно-двигательного аппарата, детей-сирот.

Обучение, воспитание и коррекция детей и подростков с недостатками умственного или физического развития осу­ществляются в специальных образовательных учреждени­ях, содержащихся за счет государства. Специальные об­разовательные учреждения являются основным звеном в системе непрерывного образования и воспитания аномаль­ных детей и позволяют выпускникам начать трудовую де­ятельность или продолжить обучение в соответствии с пси­хофизическими возможностями и способностями. Основ­ные задачи специальных образовательных учреждений — коррекция дефектов и личности аномального ребенка че­рез обучение, воспитание, профессионально-трудовую под­готовку; формирование общечеловеческих ценностей, со­циальная адаптация и интеграция в обществе детей и под­ростков с отклонением в развитии.

Контингент учащихся специальных образовательных учреждений для детей с недостатками развития устанавливается правительством республики, областными, государственными администра­циями, органами местного самоуправления с обязатель­ным соблюдением санитарно-гигиенических норм для ка­тегорий:




- детей с нарушениями слуха, зрения, речи;

- детей с интеллектуальным недоразвитием;

- детей с задержкой темпа психического развития;

- детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата;

- умственно отсталых детей-сирот.

Прием учащихся в специальные образовательные учреж­дения для детей с недостатками умственного и физического развития осуществляется по направлениям Министерства образования Республики Беларусь и органов государствен­ного управления образованием на местах, в ведении кото­рых находится данное учебное заведение, на основании за­ключений психолого-медико-педагогических комиссий с уче­том мнения родителей или лиц, их заменяющих.

Направление детей и подростков в специальные об­разовательные учреждения проводится в строгом со­ответствии с инструкцией о приеме детей в данный тип специального увчреждения, утвержденной Министерством образования Республики Беларусь по со­гласованию с Министерством здравоохранения.

Зачисление детей в специальную образовательную шко­лу-интернат (школу) проводится до начала учебного года (по мере необходимости может осуществляться и в другие календарные сроки) и оформляется приказом по учебному заведению.

Перевод учащихся в массовую школу (по мере коррекции дефектов развития) или перевод в другие типы специаль­ных общеобразовательных учреждений (при уточнении и изменении диагноза) решается советом школы в течение первого (в отдельных случаях второго) года пребывания в данном учебном заведении на основании заключения психолого-медико-педагогической комиссии.

Перевод учащихся из одного отделения в другое внутри школы осуществляется на основании решения педагоги­ческого совета специального общеобразовательного учреж­дения.

Государственно-общественное управление специальным учреж-дением осуществляется на основе принципов демократии, гласности и во взаимодействии коллектива учреждения с общественностью и родителями (или лицами, их заменяющими).

Общее управление специальным образовательным учреждением осуществляет совет школы, который организуется и действует в установленном порядке. Непосредственное руководство специальным образовательным учреждением осуществляет директор, который назначается на должность соответствующим органом государственного управления образованием из числа лиц, имеющих высшее дефектологическое образование и опыт работы по специ­альности не менее 5 лет.

Директор учреждения назначает заместителей директора по учебно-воспитательной работе из числа лиц, име­ющих дефектологическое образование и опыт работы по специальности не менее 5 лет, по согласованию с органами управления образованием.

Директор несет персональную ответственность за ре­зультаты работы специального образовательного учреждения.

Специальное образовательное учреждение действует на основе Типового положения и разработанного в соответствии с ним индивидуального положения данного учреждения, утвержденного Министерством образования.

В индивидуальном положении определяются нормы и правила жизни коллектива специального образовательного учреждения с учетом его особенностей и перспектив раз­вития, а также права, обязанности и ответственность работников и воспитанников, иные вопросы, не противоре­чащие законодательству Беларуси и необхо­димые для осуществления деятельности учебно-воспита­тельного учреждения.

В целях развития и совершенствования процесса обу­чения и воспитания детей с отклонениями в развитии и поведении, повышения профессионального уровня и твор­ческого роста учителей и воспитателей создается методический совет школы – коллегиальный орган, объединяю­щий педагогических работников.

Обязательным членом совета образовательного учреж­дения и педагогического совета школы является врач.

Порядок работы и функции педагогического совета спе­циального образовательного учреждения определены По­ложением о специальных образовательных учреждениях Республики Беларусь.

Лечебно-консультативная и методическая помощь, ру­ководство организацией лечебно-профилактической рабо­ты в специальных образовательных заведениях осуществ­ляются местными органами здравоохранения и лечебны­ми учреждениями.

Два раза в год в специальных образовательных учреж­дениях проводится углубленный медицинский осмотр вос­питанников с привлечением врачей, узких специалистов из лечебных учреждений здравоохранения.

Дети с хроническими соматическими заболеваниями находятся под постоянным профилактическим наб­людением соответствующих учреждений.

Специальные условия для обучения детей с ОВЗ.

В качестве основной задачи в области реализации права на образование детей с ограниченными возможностями здоровья рассматривается создание условий для получения образования.

Приоритетным направлением этой деятельности является выявление недостатков в развитии детей и организация коррекционной работы с детьми, имеющими такие нарушения. Своевременное оказание необходимой психолого –медико -педагогической помощи в дошкольном возрасте позволяет обеспечить коррекцию основных недостатков в развитии ребенка к моменту начала обучения на ступени начального общего образования и, таким образом, подготовить его к обучению в общеобразовательном учреждении.

В рамках данного направления необходимо обеспечить дифференцированное развитие, раннюю диагностику и коррекцию нарушений развития у детей, оказание психологической, педагогической, социальной, медицинской, правовой помощи семьям с детьми, имеющими недостатки в физическом и (или) психическом развитии, по месту жительства.

Второе важнейшее направление деятельности по реализации права на образование детей с ограниченными возможностями здоровья - создание вариативных условий для получения образования детьми, имеющими различные недостатки в физическом и (или) психическом развитии.

В настоящее время в России существует дифференцированная сеть специализированных образовательных учреждений, непосредственно предназначенных для организации обучения детей с ограниченными возможностями здоровья (далее - коррекционные образовательные учреждения). Она включает в себя, прежде всего, дошкольные образовательные учреждения компенсирующего вида, специальные (коррекционные) образовательные учреждения для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья.

Кроме того, в последние годы в России развивается процесс интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательную среду вместе с нормально развивающимися сверстниками. Действующее законодательство в настоящее время позволяет организовывать обучение и воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья в обычных дошкольных образовательных учреждениях, общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального профессионального образования, других образовательных учреждениях, не являющихся коррекционными (далее - образовательные учреждения общего типа).

Модели интеграции инклюзивного образования

Существуют различные модели интеграции. Первая, более распространенная в России, предполагает обучение детей с ограниченными возможностями здоровья в специальных (коррекционных) классах при образовательных учреждениях общего типа.

Другим вариантом интегрированного образования является обучение детей с ограниченными возможностями в одном классе с детьми, не имеющими нарушений развития. Такая модель интегрированного образования внедряется в порядке эксперимента в образовательных учреждениях различных типов ряда субъектов Российской Федерации.

Развитие интегрированного образования следует рассматривать как одно из наиболее важных и перспективных направлений совершенствования системы образования детей с ограниченными возможностями здоровья.

Организация обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательных учреждениях общего типа, расположенных, как правило, по месту жительства ребенка и его родителей, позволяет избежать помещения детей на длительный срок в интернатное учреждение, создать условия для их проживания и воспитания в семье, обеспечить их постоянное общение с нормально развивающимися детьми и, таким образом, способствует эффективному решению проблем их социальной адаптации и интеграции в общество.

Специальные условия для получения образования детьми с ОВЗ

Самое общее и основное условие включения ребенка с ОВЗ в социальное и – в частности – образовательное пространство – создание универсальной безбарьерной среды, позволяющей обеспечить полноценную интеграцию детей-инвалидов в общество. При этом на уровне образовательного учреждения это условие дополняется задачей создания адаптивной образовательной среды.

Перечислим далее основные группы условий:

1. Материально-техническая база, оснащение специальным оборудованием; возможность организации дистанционного обучения.

2. Организационное обеспечение образовательного процесса, включающее в себя нормативно-правовую базу, финансово-экономические условия, создание инклюзивной культуры в организации, взаимодействие с внешними организациями и родителями (необходима разработка регламентов взаимодействия с внешними организациями, локальных актов образовательного учреждения, реализующего инклюзивную практику), информационно-просветительское обеспечение.

3. Организационно-педагогическое обеспечение. Реализация образовательных программ с учетом особенностей психофизического развития и возможностей детей. Обеспечение возможности освоения образовательных программ в рамках индивидуального учебного плана. Программно-методическое обеспечение образовательного процесса. Реализация вариативных форм и методов организации учебной и внеучебной работы. Использование различных видов образования. Применение современных технологий образования и психолого-педагогического сопровождения. Адаптация методик обучения и воспитания к особым образовательным потребностям обучающихся и воспитанников с ОВЗ.

4. Комплексное психолого-педагогическое сопровождение, организация коррекционной работы.

5. Кадровое обеспечение. Специальная подготовка педагогического коллектива к работе с детьми с ОВЗ (детьми-инвалидами), работе в условиях инклюзивной практики.

Необходимым условием организации успешного обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательных учреждениях общего типа является создание адаптивной среды, позволяющей обеспечить их полноценную интеграцию и личностную самореализацию в образовательном учреждении.

Материально-техническая база, оснащение специальным оборудованием; возможность организации дистанционного обучения.

В образовательном учреждении общего типа должны быть созданы надлежащие материально-технические условия, обеспечивающие возможность для беспрепятственного доступа детей с недостатками физического и психического развития в здания и помещения образовательного учреждения и организации их пребывания и обучения в этом учреждении (включая пандусы, специальные лифты, специально оборудованные учебные места, специализированное учебное, реабилитационное, медицинское оборудование и так далее). Создание подобных условий, предусмотренных статьей 15 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", необходимо обеспечивать в обязательном порядке, как при строительстве новых образовательных учреждений общего типа, так и при проведении работ по реконструкции и капитальному ремонту существующих образовательных учреждений.

Обучение и коррекция развития детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе, обучающихся в обычном классе образовательного учреждения общего типа, должны осуществляться по образовательным программам, разработанным на базе основных общеобразовательных программ с учетом психофизических особенностей и возможностей таких обучающихся.

Вопросы, связанные с переводом детей с ограниченными возможностями здоровья в следующий класс, оставлением их на повторное обучение должны решаться в порядке, установленном Законом Российской Федерации "Об образовании в РФ".

Формы и степень образовательной интеграции ребенка с ограниченными возможностями здоровья могут варьироваться в зависимости от степени выраженности недостатков его психического и (или) физического развития. Например, дети, уровень психофизического развития которых в целом соответствует возрастной норме, могут на постоянной основе обучаться по обычной образовательной программе в одном классе со сверстниками, не имеющими нарушений развития, при наличии необходимых технических средств обучения.

Для детей, уровень развития которых не позволяет им осваивать учебный материал в одинаковых условиях с нормально развивающимися обучающимися, более предпочтительным может стать обучение в специальном (коррекционном) классе образовательного учреждения общего типа. Рекомендуется также обеспечивать участие всех детей с ограниченными возможностями здоровья, независимо от степени выраженности нарушений их развития, вместе с нормально развивающимися детьми в проведении воспитательных, культурно-развлекательных, спортивно-оздоровительных и иных досуговых мероприятиях.

Особое внимание следует уделять развитию системы обучения и воспитания детей, имеющих сложные нарушения умственного и физического развития. К этой категории относятся, в частности, дети с умеренной и тяжелой умственной отсталостью, сложным дефектом (имеющие сочетание двух и более недостатков в физическом и (или) психическом развитии), аутизмом, включая детей, находящихся в домах-интернатах системы социальной защиты населения. При организации работы в данном направлении целесообразно руководствоваться разработанными на федеральном уровне методическими рекомендациями, учитывающими специфику образовательного и реабилитационного процесса для таких детей.

Детям-инвалидам, по состоянию здоровья временно или постоянно не имеющим возможности посещать образовательные учреждения, должны быть созданы необходимые условия для получения образования по полной общеобразовательной или индивидуальной программе на дому. Установление порядка воспитания и обучения детей-инвалидов на дому отнесено к компетенции органов государственной власти субъекта Российской Федерации, которые вправе самостоятельно определять количество учебных часов и нормативы затрат на организацию надомного обучения детей-инвалидов в объеме, позволяющем обеспечить качественное образование и коррекцию недостатков ребенка.

В качестве эффективного средства организации образования детей с ограниченными возможностями здоровья, особенно детей, имеющих трудности в передвижении, целесообразно рассматривать развитие дистанционной формы их обучения с использованием современных информационно-коммуникационных технологий.

Одной из основных составляющих социализации детей с ограниченными возможностями здоровья является обеспечение в дальнейшем их общественно полезной занятости, что обусловливает необходимость получения ими конкурентоспособных профессий. В связи с этим значительное внимание должно уделяться созданию условий для получения детьми с ограниченными возможностями здоровья начального, среднего и высшего профессионального образования как важного звена в системе их непрерывного образования, значительно повышающего возможности их последующего трудоустройства.

Для содействия детям с ограниченными возможностями здоровья в реализации их права на получение среднего профессионального и высшего профессионального образования следует обеспечивать возможности для сдачи ими единого государственного экзамена в условиях, соответствующих особенностям физического развития и состоянию здоровья данной категории выпускников.

Психолого -медико-педагогическое сопровождение

Ведущую роль в решении вопросов своевременного выявления детей с ограниченными возможностями здоровья, проведения их комплексного обследования, подготовки рекомендаций по оказанию им психолого -медико- педагогической помощи и определения форм их дальнейшего обучения и воспитания играют психолого- медико- педагогические комиссии.

Указанные вопросы решаются также федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы в процессе осуществления ими в установленном порядке деятельности, связанной с признанием несовершеннолетних граждан детьми-инвалидами и разработкой для них индивидуальной программы реабилитации инвалида, содержащей, в том числе, рекомендации по организации их обучения.

Вопрос о выборе образовательного и реабилитационного маршрута ребенка с ограниченными возможностями здоровья, в том числе об определении формы и степени его интеграции в образовательную среду, должен решаться исходя из потребностей, особенностей развития и возможностей ребенка, с непосредственным участием его родителей (законных представителей). Обязательным условием при этом является соблюдение гарантированных законодательством прав родителей (законных представителей) детей с ограниченными возможностями здоровья выбирать формы получения детьми образования, образовательные учреждения, защищать законные права и интересы детей, включая обязательное согласование с родителями (законными представителями) вопроса о направлении (переводе) детей с ограниченными возможностями здоровья в коррекционные образовательные учреждения (классы, группы).

Важными аспектами деятельности по обучению и социализации детей с ограниченными возможностями здоровья являются информирование населения о проблемах детей данной категории, формирование в обществе толерантного отношения к детям с недостатками в физическом и психическом развитии, популяризация идей обеспечения равных прав детей с ограниченными возможностями здоровья на получение образования, развития интегрированного образования.

Информацию подготовил заместитель заведующего по социально-психологическому сопровождению.

Система специальных коррекционных учебно-воспитательных учреждений создана с целью осуществления обучения, воспитания и лечения детей и подростков с различными отклонениями психофизического здоровья, данная система является основой института специаль­ного образования детей и подростков с ограниченными возможностями. Реализация функций этого института осуществляется посредством деятельности специальных коррекционно-реабилитационных учреждений. В мировой практике выделяют следующие виды учреждений: дома ребенка, детс­кие дома, дома-интернаты, специальные детские сады и группы, школы и школы-интернаты, реабилитационные центры, профессионально-технические училища.

Более подробная типология выглядит следующим образом:

1. Специальные (коррекционные) образовательные уч­реждения для неслышащих детей (I вид) решают за­дачи воспитания, общеобразовательной и трудовой подготовки глухих школьников, а также коррекции и компенсации недостатков их развития.

2. Специальные (коррекционные) образовательные уч­реждения для слабослышащих и позднооглохших детей (II вид) осуществляют воспитание, общеобра­зовательную и трудовую подготовку, преодоление по­следствий снижения слуха и речевого недоразвития данной категории детей.

3. Специальные (коррекционные) образовательные уч­реждения для незрячих детей (III вид). Вданных учреждениях воспитываются и обучаются тотально слепые дети или дети, имеющие минимальное оста­точное зрение.

4. Специальные (коррекционные) образовательные уч­реждения для слабовидящих детей (IV вид). Кар­динальным отличием данного типа учреждений от предыдущего является направленность работы на компенсацию зрительных нарушений и восстанов­ление неполноценного зрения в условиях щадящего режима.

5. Специальные (коррекционные) образовательные учреж­дения для детей с тяжелой речевой патологией (V вид). Данные учреждения принимают детей с сохранным слу­хом и интеллектом. Наличие выраженной речевой па­тологии (например, заикания, ринолалии) не дает им возможности обучаться в обычной школе.

6. Специальные (коррекционные) образовательные уч­реждения для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата (VI вид). Данные учреждения являются одновременно и образовательными, и лечебно-оздоровительными учреждениями.

7. Специальные (коррекционные) образовательные уч­реждения для детей с задержкой психического раз­вития (VII вид). Обучение в таких учреждениях осу­ществляется в объеме восьмилетней массовой шко­лы. Существует подготовительный (диагностический) класс.

8. Специальные (коррекционные) образовательные уч­реждения для детей с умственной отсталостью (VIII вид). Данные учреждения относятся к системе образования, здравоохранения и социальной защи­ты населения.

9. Специальное учреждение – детский дом для слепо­глухонемых детей в Сергиевом Посаде Московской области.

10. Социально-реабилитационные центры для детей и подростков с ограниченными возможностями здо­ровья.

11. Специальные группы при профессиональных учили­щах и техникумах для детейс умственной от­сталостью, нарушениями в области отдельных ана­лизаторов, опорно-двигательного аппарата, детей-сирот.

Обучение, воспитание и коррекция детей и подростков с недостатками умственного или физического развития осу­ществляются в специальных образовательных учреждени­ях, содержащихся за счет государства. Специальные об­разовательные учреждения являются основным звеном в системе непрерывного образования и воспитания аномаль­ных детей и позволяют выпускникам начать трудовую де­ятельность или продолжить обучение в соответствии с пси­хофизическими возможностями и способностями. Основ­ные задачи специальных образовательных учреждений — коррекция дефектов и личности аномального ребенка че­рез обучение, воспитание, профессионально-трудовую под­готовку; формирование общечеловеческих ценностей, со­циальная адаптация и интеграция в обществе детей и под­ростков с отклонением в развитии.

Контингент учащихся специальных образовательных учреждений для детей с недостатками развития устанавливается правительством республики, областными, государственными администра­циями, органами местного самоуправления с обязатель­ным соблюдением санитарно-гигиенических норм для ка­тегорий:




- детей с нарушениями слуха, зрения, речи;

- детей с интеллектуальным недоразвитием;

- детей с задержкой темпа психического развития;

- детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата;

- умственно отсталых детей-сирот.

Прием учащихся в специальные образовательные учреж­дения для детей с недостатками умственного и физического развития осуществляется по направлениям Министерства образования Республики Беларусь и органов государствен­ного управления образованием на местах, в ведении кото­рых находится данное учебное заведение, на основании за­ключений психолого-медико-педагогических комиссий с уче­том мнения родителей или лиц, их заменяющих.

Направление детей и подростков в специальные об­разовательные учреждения проводится в строгом со­ответствии с инструкцией о приеме детей в данный тип специального увчреждения, утвержденной Министерством образования Республики Беларусь по со­гласованию с Министерством здравоохранения.

Зачисление детей в специальную образовательную шко­лу-интернат (школу) проводится до начала учебного года (по мере необходимости может осуществляться и в другие календарные сроки) и оформляется приказом по учебному заведению.

Перевод учащихся в массовую школу (по мере коррекции дефектов развития) или перевод в другие типы специаль­ных общеобразовательных учреждений (при уточнении и изменении диагноза) решается советом школы в течение первого (в отдельных случаях второго) года пребывания в данном учебном заведении на основании заключения психолого-медико-педагогической комиссии.

Перевод учащихся из одного отделения в другое внутри школы осуществляется на основании решения педагоги­ческого совета специального общеобразовательного учреж­дения.

Государственно-общественное управление специальным учреж-дением осуществляется на основе принципов демократии, гласности и во взаимодействии коллектива учреждения с общественностью и родителями (или лицами, их заменяющими).

Общее управление специальным образовательным учреждением осуществляет совет школы, который организуется и действует в установленном порядке. Непосредственное руководство специальным образовательным учреждением осуществляет директор, который назначается на должность соответствующим органом государственного управления образованием из числа лиц, имеющих высшее дефектологическое образование и опыт работы по специ­альности не менее 5 лет.

Директор учреждения назначает заместителей директора по учебно-воспитательной работе из числа лиц, име­ющих дефектологическое образование и опыт работы по специальности не менее 5 лет, по согласованию с органами управления образованием.

Директор несет персональную ответственность за ре­зультаты работы специального образовательного учреждения.

Специальное образовательное учреждение действует на основе Типового положения и разработанного в соответствии с ним индивидуального положения данного учреждения, утвержденного Министерством образования.

В индивидуальном положении определяются нормы и правила жизни коллектива специального образовательного учреждения с учетом его особенностей и перспектив раз­вития, а также права, обязанности и ответственность работников и воспитанников, иные вопросы, не противоре­чащие законодательству Беларуси и необхо­димые для осуществления деятельности учебно-воспита­тельного учреждения.

В целях развития и совершенствования процесса обу­чения и воспитания детей с отклонениями в развитии и поведении, повышения профессионального уровня и твор­ческого роста учителей и воспитателей создается методический совет школы – коллегиальный орган, объединяю­щий педагогических работников.

Обязательным членом совета образовательного учреж­дения и педагогического совета школы является врач.

Порядок работы и функции педагогического совета спе­циального образовательного учреждения определены По­ложением о специальных образовательных учреждениях Республики Беларусь.

Лечебно-консультативная и методическая помощь, ру­ководство организацией лечебно-профилактической рабо­ты в специальных образовательных заведениях осуществ­ляются местными органами здравоохранения и лечебны­ми учреждениями.

Два раза в год в специальных образовательных учреж­дениях проводится углубленный медицинский осмотр вос­питанников с привлечением врачей, узких специалистов из лечебных учреждений здравоохранения.

Дети с хроническими соматическими заболеваниями находятся под постоянным профилактическим наб­людением соответствующих учреждений.

Специальные (коррекционные) образовательные учреждения обеспечивают обучающимся, воспитанникам с отклонениями в развитии обучение, воспитание, лечение, способствуют их социальной адаптации и интеграции в общество. В научном отношении деятельность специальных (коррекционных) образовательных учреждений относится к ведению специальной педагогики.

Содержание

История

Впервые специально обучать глухих начали в Испании в 1578 году, в Англии — в 1648 году. Индивидуальное обучение слепых во Франции началось в 1670 году. Попытки специального обучения олигофренов начались в XIX веке, сочетаясь с исследованиями самого явления олигофрении (Ф. Пинель, Ж.-Э. Д. Эскироль, Ж.-М.-Г. Итар). Э. Сеген (англ.) русск. в США открывал частные школы для слабоумных детей, предполагающие обучение и воспитание, трудовое и физическое. В Европе эти идеи были подхвачены и развиты М. Монтессори [1]

К началу ХХ века в Европе появились и стали развиваться основные направления коррекционной педагогики в специальных учреждениях: [1]

  • христианско-филантропическое (в приютах, богадельнях);
  • медико-педагогическое: лечение, воспитание и обучение;
  • педагогическое: обучение детей с нарушениями слуха, зрения, умственной деятельности;
  • психодиагностическое: выявление лиц с нарушениями интеллекта.

Норвегия

Впервые внимание к особым нуждам олигофренов в Норвегии было привлечено Л. Далем. [2] Первые эксперименты выполнили в 1871 году сурдопедагоги Хансен (норв. Hans Hansen ) и Липпестад (норв. Johan Anton Lippestad ). В 1877 году они создали первую школу для умственно отсталых детей (Skolen for åndssvage børn). Затем последовали другие школы, раздельные для мальчиков и девочек, созданные этими же педагогами.

В 1892 году в Норвегии был принят Закон об обязательном школьном образовании, переводивший все школы, в том числе, коррекционные, под контроль государства. Таким образом, Норвегия и Саксония были единственными государствами Европы, где обучение умственно отсталых стало обязательным. [3]

Российская Империя

В Российской Империи система специального образования детей появилась в 1797 году с учреждением ведомства императрицы Марии Федоровны, уделявшего особое внимание детским приютам.

В 1806 году стараниями В. Гаюи в Павловске было открыто первое в России опытное училище для глухонемых детей, а в 1807 году — школа для слепых.

В 1854 году в Риге бывший сурдопедагог Фридрих Пляц (Friedrich Platz) основал первое в Империи лечебно-педагогическое учреждение для умственно отсталых и эпилептиков. Там не только пытались обеспечить лечение, но и вели занятия по системе Э. Сегена, [1] а вдова Пляца, возглавившая организацию в 1864 году, имела некоторый успех в использовании систем Фрёбеля и Георгенса (нем.) русск. . [3]

В начале XX века в Российской Империи действовало около 4,5 тысяч благотворительных организаций и 6,5 тыс. учреждений для социальной поддержки детей, в том числе с отклонениями в развитии. Н. Ю. Борякова пишет со ссылкой на Н. Н. Малофеева, что

в дореволюционной России не была оформлена система специального образования, но была создана сеть специальных образовательных учреждений.

К 1907 году существовало 61 заведение для глухих. В 1914 году было примерно 30 заведений для незрячих, включая учебные. К Октябрьской Революции воспитывалось около двух тычяч детей с умственными недостатками.

Россия

Специальные образовательные учреждения делятся на

  • коррекционные (компенсирующие) учреждения дошкольного образования;
  • коррекционные образовательные учреждения;
  • коррекционные учреждения начального профессионального образования.

Также в некоторых учреждениях общего образования существуют специальные классы и группы, подчиняющиеся тем же регламентам.

Специальные (коррекционные) учреждения в России делятся на 8 видов:

Специальное (коррекционное) образовательное учреждение I вида

Специальное (коррекционное) образовательное учреждение I вида создаётся для обучения и воспитания неслышащих детей, их всестороннего развития в тесной связи с формированием словесной речи как средства общения и мышления на слухо-зрительной основе, коррекции и компенсации отклонений в их психофизическом развитии, для получения общеобразовательной, трудовой и социальной подготовки к самостоятельной жизни.

Образовательный процесс осуществляется в соответствии с уровнем общеобразовательных программ трех ступеней общего образования:

  • 1 ступень — начальное общее образование (нормативный срок освоения — 5 — 6 лет (в зависимости от учебных предметов) или 6 — 7 лет (с учетом подготовительного класса). В 1 класс коррекционного учреждения I вида принимаются, как правило, дети с 7-летнего возраста. Для детей, не получивших полной дошкольной подготовки, организуется подготовительный класс. На первой ступени общего образования в начальных классах (1 — 3 классы) проводится работа по становлению личности ребенка, выявлению и целостному развитию его способностей, формированию у школьников умения и желания учиться. В начальных классах у учащихся формируется речевая деятельность (умение вступать в общение с окружающими, воспринимать речь окружающих на слухо-зрительной основе и обмениваться информацией). В средних классах (4 — 6 классы) продолжается работа по формированию личности неслышащего ребенка, его учебной деятельности, развитию устной и письменной речи, совершенствованию умения пользоваться языком как средством общения, по развитию познавательных способностей и навыков самостоятельной умственной деятельности.
  • 2 ступень — основное общее образование (нормативный срок освоения — 5 — 6 лет). На второй ступени общего образования (7 — 10 классы) продолжается работа по формированию личности неслышащего воспитанника, закладывается фундамент общеобразовательной и трудовой подготовки, необходимой для продолжения образования, полноценного включения обучающегося, воспитанника в жизнь общества. Продолжается систематическая работа по развитию устной и письменной речи обучающихся, коррекции их произношения и развитию слухового восприятия.
  • 3 ступень — среднее (полное) общее образование (нормативный срок освоения — 2 года). На третьей ступени общего образования у обучающихся совершенствуется устная и письменная речь, продолжается коррекционная работа по формированию произношения и развитию остаточного слуха. Проводится специальная работа по социально-трудовой адаптации.

Специальное (коррекционное) образовательное учреждение II вида

Коррекционное учреждение II вида создается для обучения и воспитания слабослышащих детей (имеющих частичную потерю слуха и различную степень недоразвития речи) и позднооглохших детей (оглохших в дошкольном или школьном возрасте, но сохранивших самостоятельную речь), всестороннего их развития на основе формирования словесной речи, подготовки к свободному речевому общению на слуховой и слухо-зрительной основе. Обучение слабослышащих детей имеет коррекционную направленность, способствующую преодолению отклонений в развитии. При этом в ходе всего образовательного процесса особое внимание уделяется развитию слухового восприятия и работе над формированием устной речи. Воспитанникам обеспечивается активная речевая практика путем создания слухо-речевой среды (с использованием звукоусиливающей аппаратуры), позволяющей формировать на слуховой основе речь, приближенную к естественному звучанию.

Для обеспечения дифференцированного подхода в обучении слабослышащих и позднооглохших детей создаются два отделения (воспитанники могут переводиться из одного отделения в другое):

  • 1 отделение — для воспитанников с легким недоразвитием речи, обусловленным нарушением слуха;
  • 2 отделение — для воспитанников с глубоким недоразвитием речи, обусловленным нарушением слуха.

Образовательный процесс осуществляется в соответствии с уровнями общеобразовательных программ трех ступеней общего образования:

  • 1 ступень — начальное общее образование (нормативный срок освоения в 1 отделении — 4 — 5 лет, во 2 отделении — 5 — 6 или 6 — 7 лет). В 1 класс (группу) 1 и 2 отделений зачисляются дети с 7-летнего возраста, посещавшие дошкольные образовательные учреждения. Для детей 6 — 7-летнего возраста, не посещавших дошкольные образовательные учреждения, во 2 отделении может быть организован подготовительный класс. На 1 ступени общего образования осуществляется коррекция словесной речи на основе использования развивающейся слуховой функции и навыков слухо-зрительного восприятия, накопление словарного запаса, практическое овладение грамматическими закономерностями языка, навыками связной речи, развитие внятной речи, приближенной к естественному звучанию.
  • 2 ступень — основное общее образование (нормативный срок освоения в 1 и 2 отделениях — 6 лет). На 2 ступени общего образования проводится коррекционная работа по дальнейшему развитию речи, слухового восприятия и навыков произношения.
  • 3 ступень — среднее (полное) общее образование (нормативный срок освоения в 1 отделении — 2 года). На 3 ступени общего образования обеспечивается овладение воспитанниками устной и письменной речью до уровня, необходимого для интеграции их в общество.

Специальные (коррекционные) образовательные учреждения III и IV видов

Коррекционные учреждения III и IV видов обеспечивают обучение, воспитание, коррекцию первичных и вторичных отклонений в развитии у воспитанников с нарушениями зрения, развитие сохранных анализаторов, формирование коррекционно-компенсаторных навыков, способствующих социальной адаптации воспитанников в обществе.

При необходимости может быть организовано совместное (в одном коррекционном учреждении) обучение незрячих и слабовидящих детей, детей с косоглазием и амблиопией.

Специальное (коррекционное) образовательное учреждение V вида

Коррекционное учреждение V вида создается для обучения и воспитания детей с тяжелой речевой патологией, оказания им специализированной помощи, способствующей преодолению нарушений речи и связанных с ними особенностей психического развития.

Коррекционное учреждение V вида имеет в своем составе два отделения, хотя на практике может ограничиваться и одним:

  • в 1 отделение принимаются дети, имеющие общее недоразвитие речи тяжелой ступени (алалия, дизартрия, ринолалия, афазия), а также дети, страдающие общим недоразвитием речи, сопровождающимся заиканием;
  • во 2 отделение принимаются дети с тяжелой формой заикания при нормальном развитии речи.

Специальное (коррекционное) образовательное учреждение VI вида

Коррекционное учреждение VI вида создается для обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата (с двигательными нарушениями различной этиологии и степени выраженности, детским церебральным параличом, с врожденными и приобретенными деформациями опорно-двигательного аппарата, вялыми параличами верхних и нижних конечностей, парезами и парапарезами нижних и верхних конечностей), для восстановления, формирования и развития двигательных функций, коррекции недостатков психического и речевого развития детей, их социально-трудовой адаптации и интеграции в общество на основе специально организованного двигательного режима и предметно-практической деятельности.

Специальное (коррекционное) образовательное учреждение VII вида

Коррекционное учреждение VII вида создается для обучения и воспитания детей с задержкой психического развития, у которых при потенциально сохранных возможностях интеллектуального развития наблюдаются слабость памяти, внимания, недостаточность темпа и подвижности психических процессов, повышенная истощаемость, несформированность произвольной регуляции деятельности, эмоциональная неустойчивость, для обеспечения коррекции их психического развития и эмоционально-волевой сферы, активизации познавательной деятельности, формирования навыков и умений учебной деятельности.

Специальное (коррекционное) образовательное учреждение VIII вида

Коррекционное учреждение VIII вида создается для обучения и воспитания детей с умственной отсталостью с целью коррекции отклонений в их развитии средствами образования и трудовой подготовки, а также социально-психологической реабилитации для последующей интеграции в общество.

Читайте также: