Когда работодатель не платит омс

Обновлено: 30.06.2024

Каждый работник в РФ отдаёт часть зарплаты государству в виде НДФЛ. Кроме того, каждый работодатель перечисляет за своих сотрудников страховые взносы. И частый вопрос, который интересует граждан: на что идут эти средства? Куда поступают деньги, которые перечисляют работодатели за сотрудников?

Предлагаем в этой статье разобраться с особенностями уплаты НДФЛ и страховых взносов и понять, какая в этом польза для обычных граждан.

НДФЛ — налог на доходы физических лиц. Согласно ст. 224 НК РФ , установлено пять видов ставок по НДФЛ — 9, 13, 15, 30, 35%. НДФЛ должен платить каждый человек, который получил доход. НДФЛ в размере 13% от зарплаты за работника платит работодатель, выступая его налоговым агентом. Если человек выиграл в лотерею сумму более 5000 руб., то ему придётся самостоятельно заполнить налоговую декларацию и уплатить НДФЛ в размере 35%.

НДФЛ, уплаченный по ставке 13%, можно уменьшить, получив налоговый вычет. Стандартный налоговый вычет могут получать участники боевых действий, инвалиды, работники, у которых есть дети, и другие категории граждан, указанные в НК РФ . Налоговый вычет можно получить, если человек потратил деньги на собственное обучение или обучение ребёнка, на лечение, покупку недвижимости или открыл индивидуальный инвестиционный счёт (ИИС).

В гл. 23 НК РФ отражены правила начисления и уплаты НДФЛ.

Все налоговые вычеты для физических лиц

Куда идёт НДФЛ?

НДФЛ обязателен к уплате на территории всей России и, согласно ст. 56 и 61 БК РФ , поступает налог в региональный (85%) и местный бюджет (15%). То есть НДФЛ не уходит в федеральный бюджет, а остаётся в региональном и частично в местном. НДФЛ, который уплатил за вас работодатель, останется в этом регионе и пойдёт на его нужды: благоустройство области, города, работу больниц, социальное обеспечение и прочее.

Где посмотреть, на что уходят налоги?

Согласно БК РФ , кроме федерального бюджета, каждый регион, район и город самостоятельно утверждает свой бюджет на основании полученных доходов и планируемых расходов.

В России каждый гражданин может в свободном доступе посмотреть информацию не только о федеральном бюджете, но и о том, сколько налогов было собрано за определённый период и какие расходы планируются региональным и местным бюджетами.

В 2021 г. общие доходы бюджета Москвы составили 2,6 трлн руб., из них наибольшую часть (около 46%) составляет НДФЛ.

Структура доходов бюджета Москвы, %

Расходы бюджета Москвы по итогам 2021 г. составили 3,1 трлн руб. Это означает, что бюджет находится в дефиците. Основными статьями расходов бюджета Москвы является развитие транспортной системы (20,3%), социальная поддержка жителей (18,1%) и прочие программы (19,5%).

Структура расходов бюджета Москвы, %

Рассмотрим детальнее государственные программы, на которые расходуются бюджетные деньги, собранные за счёт НДФЛ. Кроме развития транспортной системы и социальной поддержки москвичей, существенную часть расходов составляет развитие здравоохранения и образования в Москве.

Государственные программы Москвы, млрд руб.

Таким же образом можно рассмотреть каждую государственную программу. Например, существенную часть в расходах на здравоохранение составляют расходы на совершенствование оказания скорой медицинской помощи.

Вызывая скорую помощь, оснащённую высокотехнологичным оборудованием, человек может быть уверен, что оборудование закуплено в том числе и на его НДФЛ.

Структура расходов на развитие здравоохранения города Москвы, %

Граждане из других субъектов РФ и городов могут посмотреть информацию о бюджете на сайтах региональных или местных органов самоуправления.

Страховые взносы

Кроме НДФЛ, работодатель обязан уплачивать за каждого работника страховые взносы:

    взносы на пенсионное страхование — в размере 22% (+10% в случае, если доходы сотрудника выше установленной предельной величины базы);

Страховые взносы, в отличие от НДФЛ, рассчитываются с зарплаты и прочих выплат работникам (премии, отпускные, компенсации, материальная помощь более 4000 руб., командировочные). Некоторые плательщики страховых взносов могут использовать пониженные тарифы, согласно ст. 427 НК РФ .

Порядок уплаты и размер страховых взносов регулирует ст. 34 НК РФ , а также ряд федеральных законов об обязательном социальном, пенсионном и медицинском страховании.

Зачем нужны страховые взносы?

Страховые взносы на пенсионное, медицинское и социальное страхование уплачиваются в ИФНС по месту нахождения организации, а страховые взносы на травматизм платятся в Фонд социального страхования. Затем взносы на пенсионное страхование поступают в Пенсионный фонд России, на социальное и медицинское страхование — в Фонд социального страхования и в Фонд обязательного медицинского страхования.

Страховые взносы платятся за сотрудника на обеспечение следующих социальных гарантий:

    взносы на пенсионное страхование обеспечивают пенсии;

Рис. 5. Источник: портал государственных услуг РФ

Кто получает выгоду от уплаты налогов?

В общей сложности работодатель перечисляет за каждого работника более 43% (30% + 13%). При этом в абсолютном выражении, чем больше у человека заработная плата, тем больше сумма его отчислений. Если ощутить выгоду от уплаты НДФЛ сложнее, так как он поступает в бюджет и потом распределяется на общие нужды города или региона, то страховые взносы платятся конкретно за сотрудника на его обеспечение. Операцию в больнице по полису ОМС, пенсию, больничные и декретные обеспечивают страховые взносы. Но и отчисления НДФЛ нельзя недооценивать. Прогуливаясь по новому парку с детской и спортивной площадкой, отправляя ребёнка каждый день в школу или вызывая участкового, чтобы сообщить о краже, не все задумываются, что всё это доступно за счёт налоговых отчислений. Сокрытие налогов может привести к уменьшению доходов бюджета, что отразится на благосостоянии региона, города или района. Поэтому, не пряча зарплату в конвертах и уплачивая НДФЛ, не стоит воспринимать это как подарок государству, эти отчисления вернутся вам в виде бесплатных социальных благ.

Без минимальной суммы, платы за обслуживание и скрытых комиссий

Москва, ул. Летниковская, д. 2, стр. 4

В уходящем году в системе обязательного медицинского страхования (ОМС) произошли серьезные изменения. С некоторыми из них граждане столкнулись уже в этом году, часть решений вступит в силу только в следующем. Всероссийский союз страховщиков (ВСС) напомнил о пяти главных событиях в системе ОМС, которые стоит знать каждому гражданину.

Новые условия для федеральных медицинских учреждений

С 1 января 2021 года вступил в силу закон, который вменил полномочия страховщика в отношении федеральных медицинских учреждений (ФМУ) Федеральному фонду обязательного медицинского страхования (ФФОМС). Соответственно, контроль качества медицинской помощи и защита прав пациентов медицинских организаций федерального уровня должны были стать прерогативой ФФОМС.

Фото: Сергей Савостьянов/ТАСС

"Однако, в соответствии с официальным сайтом Единой информационной системы в сфере закупок, на протяжении всего нынешнего года пациенты федеральных медучреждений оставались без планового контроля качества оказанной им помощи со стороны ФФОМС, поскольку экспертиза качества медицинской помощи в ФМУ начнет осуществляться только с 2022 года", - отметили во ВСС.

В то же время интересы пациентов региональных медицинских учреждений (а это подавляющее большинство больниц и поликлиник) по-прежнему защищают страховые компании, выдавшие им полисы ОМС. По данным ВСС, с января по октябрь 2021 года страховые компании провели 24,1 млн экспертиз и выявили 3,5 млн нарушений со стороны медиков. Подавляющее большинство из них касается несоблюдения стандартов медицинской помощи и клинических рекомендаций.

Страховые компании по прямому поручению ФФОМС все же продолжают работать с жалобами пациентов федеральных клиник. Однако, как отмечают в ВСС, реальные возможности страховых компаний по восстановлению и защите прав пациентов федеральных медучреждений ограничены, так как между ФМУ и страховыми компаниями не заключен договор на оказание и оплату медицинской помощи.

Углубленная диспансеризация после перенесенного коронавируса

С 1 июля 2021 года переболевшие COVID-19 могут пройти бесплатную углубленную диспансеризацию, чтобы выявить возможные "постковидные" осложнения. В первую очередь углубленно обследуют пациентов с хроническими заболеваниями, которые переболели коронавирусной инфекцией в среднетяжелой или тяжелой форме. Пройти углубленную диспансеризацию можно спустя 60 дней после тоо, как пациент переболел COVID-19. При этом в ВСС подчеркивают: диспансеризацию также можно пройти по инициативе самого гражданина.

Как отметила зампредседателя ФФОМС Светлана Кравчук, сегодня по некоторым страховым компаниям отклик на приглашение пройти диспансеризацию вырос до 38% по сравнению с 2% в летние месяцы.

Записаться на углубленную диспансеризацию можно в поликлинике по месту жительства или на портале госуслуг, напомнили в ВСС. Если в поликлинике отказываются принять пациента, можно обратиться к страховому представителю по номеру телефона своей страховой компании (указан на полисе ОМС).

Автоматическое информирование через госуслуги

С 1 июля 2022 года на Едином портале государственных и муниципальных услуг будет доступна информация о медицинской помощи, предоставленной застрахованному гражданину и его несовершеннолетним детям.

Можно будет в подробностях увидеть, какую помощь и когда человек получал амбулаторно, в дневном стационаре, стационарно, вне медорганизации. Кроме того, гражданин получит полные сведения о стоимости оказанной ему медицинской помощи по ОМС, несмотря на то, что для него все услуги были бесплатны. Также будут доступны результаты контрольно-экспертных мероприятий страховой компании (информация о характере нарушений при оказании медицинской помощи).

Как пояснил эксперт ВСС Сергей Шкитин, при необходимости разъяснений выявленных нарушений и при обнаружении "приписок" гражданин может обратиться в свою страховую компанию.

Цифровой полис

Важным нововведением 2022 года для граждан станет возможность отказаться от полиса ОМС на материальном носителе (пластиковая карта или бумажный документ) и получить цифровой полис с уникальным штриховым кодом. Электронный полис можно будет оформить с 1 июля 2022 года, например, путем подачи заявления на портале госуслуг.

Сведения о застрахованных гражданах находятся в едином регистре застрахованных лиц, что начиная со второй половины 2022 года позволит получать медицинскую помощь без использования пластикового или бумажного полиса. Для получения медицинской помощи достаточно будет предъявить любой документ, удостоверяющий личность, или же сам цифровой полис ОМС. Такое нововведение избавит пациентов от бюрократических издержек, например при потере документа.

Смена страховой компании

Сейчас при смене региона проживания или пребывания, если гражданин не обратился с заявлением о выборе новой страховой компании, он будет застрахован в той же страховой, что и ранее. В случае если в регионе нового места жительства отсутствует филиал его прежней страховой компании, то выбор новой компании будет осуществляться рандомно территориальным фондом ОМС.

Фото: Сергей Михеев

С 2024 года у застрахованного гражданина больше не будет обязанности сообщать об изменении каких-либо персональных данных в свою страховую компанию - все обновления будут автоматизированы. Это связано с тем, что необходимая информация о гражданине (изменение ФИО, места жительства или временного пребывания) регулярно будет обновляться в Едином регистре сведений о населении.

Шкитин напомнил, что выбор страховой компании все же остается важным правом граждан, поскольку от этого в дальнейшем будет зависеть качество клиентского сервиса и экспертного контроля. В подавляющем большинстве регионов России можно выбрать медицинского страховщика из трех-четырех компаний.

"Уровень защиты прав застрахованных - это показатель, характеризующий эффективность рассмотрения жалоб и консультаций застрахованных граждан, полноту их информационного сопровождения при маршрутизации неотложных и плановых больных, например пациентов с новообразованиями или пациентов, перенесших коронавирусную инфекцию. Наличие здоровой конкуренции за застрахованного для страхового сообщества является отличной мотивацией для развития принципов пациентоориентированности страховщиков", - отметил Шкитин.

Кто будет платить за медосмотр работодатель или работник?

Работодатели очень часто отправляют вновь принятых работников на медосмотры. Работники проходят их сначала за свой счет. Работник не смог оплатить его и подал в суд на работодателя.

Публикация актуальна для слушателей курсов повышения квалификации по направлениям:

Организация здравоохранения и общественное здоровье

Работодатель требует пройти медосмотр за свой счет

Практика, когда работодатели просто отправляют вновь принятых работников на предварительные медосмотры за свой счёт, очень распространена в России. Работник идёт проходить медосмотр и оплачивает его сначала из своего кармана. Потом работодатель возмещает ему затраты.

Тоже самое произошло в случае с гражданином Л. Но в связи с тяжёлым материальным положением работник не смог оплатить медосмотр. Поэтому гражданин Л. обратился в суд с требованием, признать незаконным бездействие работодателя, выразившееся в необеспечении прохождения истцом обязательного предварительного медицинского осмотра при поступлении на работу уборщиком территории с вредными и опасными факторами. Также работник потребовал взыскать с ответчика компенсацию морального вреда 1 млн. рублей.

Районный суд Екатеринбурга частично удовлетворил исковые требования, обязав работодателя оплатить медосмотр работнику в течение 5 дней после вступления в силу судебного решения, а также возместить моральный вред в размере 1 тысяча рублей.

Закон не устанавливает форму оплаты предварительных медосмотров?

Работодатель не согласился с решением районного суда и подал апелляционную жалобу. В жалобе работодатель указал, что факта нарушения прав нет, так как закон не устанавливает форму и порядок оплаты предварительных медосмотров.

Суд апелляционной инстанции отметил, что изначально у работодателя не было возражений об обязанности по организации предварительных и периодических медосмотров. Такое возражение появилось только в апелляционной жалобе. Но такой довод не согласуется с поведением работодателя, так как работодатель выдал направления на прохождение медосмотра. Соответственно, факт выдачи направления (согласно Приказу Минздравсоцразвития России от 12.04.2011 N 302н) указывает на обязанность работодателя по организации медосмотра.

На обязанность работодателя организовывать медицинские осмотры указывают 212 и 213 статья Трудового кодекса РФ.

Медосмотры должен оплачивать работодатель

Согласно положениям 212 статьи ТК РФ работодатель организовывает проведение за счет собственных средств:

обязательные предварительные (при поступлении на работу),

периодические (в течение трудовой деятельности) медицинские осмотры,

а также другие обязательные медицинские осмотры,

обязательные психиатрические освидетельствования работников,

внеочередные медицинские осмотры,

обязательные психиатрические освидетельствования работников по их просьбам в соответствии с медицинскими рекомендациями с сохранением за ними места работы (должности) и среднего заработка на время прохождения указанных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований.

Доводы работодателя о том, что оплата предварительного медицинского осмотра должна производится в форме компенсации расходов истца по проведению медицинского осмотра обоснованно отклонены судом первой инстанции, поскольку положениями трудового законодательства предварительный медицинский осмотр осуществляется за счет работодателя, а не за счет средств работника с последующей компенсации ему понесённых затрат.

Письмо Минфина о недопустимости оплаты медосмотров в порядке компенсации

Минфин опубликовал Письмо от 8 февраля 2018 г. N 03-15-06/7527, где разъяснил, что при приёме на работу работодатели не должны отправлять работников на медосмотры с последующей компенсацией расходов. Возмещение расходов на медосмотры, которые понесли работники, нарушают не только права трудящихся, но и другие нормы.

Доходы физлиц в качестве оплаты медосмотров освобождается от налогообложения

Минфин указывает, что те работодатели, которые оплачивают расходы на прохождение медосмотров в форме компенсаций (последующее возмещение), нарушают положения Налогового кодекса РФ. Так согласно пункту 10 статьи 217 Налогового кодекса РФ доходы физических лиц не облагаются налогом, если работодатель оплатил медицинские услуги:

в форме безналичной оплаты работодателями медицинским организациям расходов на оказание медицинских услуг налогоплательщикам,

а также в случае выдачи наличных денежных средств, предназначенных на эти цели, непосредственно налогоплательщику (членам его семьи, родителям, законным представителям)

или зачисления средств, предназначенных на эти цели, на счета налогоплательщиков в банках

Выплата на медосмотры не облагаются страховыми взносами

Подпункт 2 пункта 1 статьи 422 Налогового кодекса содержит исчерпывающий перечень законодательно установленных компенсационных выплат, которые не подлежат обложению страховыми взносами.

Если организация возмещает своим работникам суммы расходов по оплате медицинских осмотров, то эти расходы должны облагаться страховыми взносами, так как они не являются компенсационными выплатами, предусмотренными Трудовым кодексом.

А вот если работодатель оплачивает расходы на проведение медицинских осмотров работников в соответствии с положениями статьи 213 Трудового кодекса, то эти затраты являются производственными расходами организации, необходимыми для осуществления ее деятельности, и поэтому не являются объектом обложения страховыми взносами.

Вывод Минфина очевиден: выгоднее и для работодателя, и для работника, если работодатель оплачивает медосмотры не в порядке компенсации или возмещения затрат.

Правда ли, что медицина в России — бесплатная? Кто оплачивает лечение, если мы заболели?

Каждый гражданин России обязан иметь страховой медицинский полис. Тогда его лечение — амбулаторное или стационарное — оплатит Фонд обязательного медицинского страхования (ФОМС).

Фонд формируется из средств, которые платит каждый из нас. Работодатель перечисляет в ФОМС 5,1% от зарплаты каждого сотрудника ежемесячно.


Деньги ОМС — основные в нашем здравоохранении. Из 3,8 трлн, которые были заложены на здравоохранение в 2019 году, только 16% — средства федерального бюджета, 24% — регионального и 60% — это деньги ОМС. Отечественное здравоохранение каждый гражданин ежемесячно оплачивает из своего кармана. Только опосредованно — через работодателя.

Систему ОМС ввели в начале 90-х годов вместо бюджетно-распределительной, действовавшей в советское время. Так как денег стало не хватать, их было решено дополнительно собирать с населения. Предполагалось, что это временная мера. Но, как все временное, она пришла к нам очень надолго. С 2013 года введено одноканальное финансирование. ОМС стало главным источником финансов в российском здравоохранении.

Кто решает, куда пойдут деньги, которые мы платим за здоровье?

Прежде чем добраться до клиник, деньги, собранные с работодателей, проходят несколько инстанций. Сначала они аккумулируются в Федеральном фонде ОМС, оттуда перераспределяются в территориальные фонды ОМС, те в свою очередь выдают их страховым медицинским организациям. А они уже направляют их в клиники.

Денег, которые поступают в клиники, достаточно, чтобы всех вылечить?

— Основная проблема ОМС и всего нашего здравоохранения — сильнейшая недофинансированность, — считает Гузель Улумбекова, ректор Высшей школы организации и управления здравоохранением . — Денег в российском здравоохранении должно быть больше в два раза.

Этой точки зрения придерживается и Владимир Гришин, доктор экономических наук, основатель, первый директор Фонда обязательного медицинского страхования.

Бюджет российского здравоохранения — это 3,5% от ВВП. Но в странах Восточной Европы, которые близки к России по уровню экономического развития, эта цифра достигает 5%. А в особенно успешных в экономическом плане странах Евросоюза, таких как Германия, Франция, Великобритания, эти расходы — 8–9% ВВП.

Недостаток денег отражается в медицинских тарифах — то есть стоимости оказания той или иной медицинской услуги, которую клинике возмещает страховая компания. Тарифы должны формироваться на основе расчета себестоимости медицинской услуги, чтобы как минимум возместить лечебному учреждению расходы. Но устанавливаются они из расчета ограниченности бюджета и поэтому неестественно низкие.

— У нас из-за нехватки средств тарифы на медицинскую помощь в два раза меньше, чем нужно, — говорит Владимир Гришин. — Они не покрывают тех затрат, которые несут медучреждения.

Как больницы справляются с нехваткой денег?


Причем чем ниже рангом больница, тем меньше для нее лимит. Поэтому районные больницы влачат совершенно жалкое существование. Но неотложную и экстренную помощь медицинские организации могут оказывать вне лимитов.

Часто больницы принимают больше пациентов, чем было заложено в лимитах. И им приходится выбивать оплату за это из страховых в судах.

— Медицинская организация может увеличивать поток больных и потом выставляет счета территориальному фонду больше, чем запланировано, а в территориальном фонде денег нет, — комментирует Гузель Улумбекова, ректор Высшей школы организации и управления здравоохранением. — И, получается, клиника отработала бесплатно, больных пришло больше, чем выделили денег на это. И тогда начинаются разбирательства.

Почему говорят, что пациенты не смогут выбирать медучреждение?

Каждый территориальный фонд ОМС (ТФОМС) стремится удержать весь бюджет внутри региона. И не оплачивать счета за лечение больного в другом субъекте федерации. Для медучреждений стало рутиной судиться за деньги, которые им должны были заплатить за лечение пациентов из других регионов.

Например, ТФОМС Астраханской области в 2018–2019 годах направил иски к ТФОМС Калмыкии о долгах на сумму более 128 млн рублей.

— У каждого территориального фонда есть свои медицинские организации, которые он должен финансировать, — объясняет ректор Высшей школы организации и управления здравоохранением . — А когда больной ушел в другой регион, то за ним должны уйти деньги. А значит, эти деньги не получит медицинская организация в этом регионе. Значит, ТФОМС любой ценой будет оставлять пациента в своем регионе. Это в некотором роде ограничивает права пациентов в выборе медорганизаций.

Все это приводит к колоссальным долгам больниц. Например, к началу 2019 года в Кузбассе каждое второе медучреждение имело задолженность, в том числе 429 млн рублей просроченной.

Больницы в долгах — чего им ждать и как выйти из ситуации?

Сейчас просроченная кредиторская задолженность медицинских организаций в стране свыше 14 млрд рублей. Этим летом уполномоченный при президенте по защите прав предпринимателей Борис Титов сообщал , что в Башкирии долги 14 медорганизаций превышают 100 млн рублей, медучреждения Московской области задолжали около 250 млн рублей.

— У нас накопилось в здравоохранении масса проблем, которые невозможно решить без дополнительного финансирования, — говорит Гузель Улумбекова. — Просто невозможно! И это главное. Но финансирование будет только сокращаться. С поправкой на инфляцию расходы на здравоохранение в 2021 году по сравнению с 2020 годом сократятся на 3%, а к 2023-му — на 4%.

Это произойдет преимущественно за счет федерального бюджета. Его расходы с поправкой на инфляцию уменьшатся на 14% к 2021 году и на 23% к 2023 году. Минздрав предполагает, что фонд ОМС вырастет в следующем году на 7%. Но это невозможно. Пандемия ведет к экономическому кризису. Сокращаются зарплаты, за счет которых фонд ОМС собственно и пополняется.

Страховщик должен заботиться о клиенте в любой ситуации, относится ли это к системе ОМС?

Федеральный фонд ОМС и территориальные фонды заняты сбором страховых взносов, они следят за работой страховых медорганизаций, выполнением законодательства об ОМС властями регионов.

Страховые медорганизации должны представлять и защищать интересы пациентов, контролировать качество оказанного лечения и отвечать за него, так же, как и медучреждение, которое оказывает услуги.


Например, если в больнице пациенту предлагают купить лекарство, он может позвонить своему страховщику и пожаловаться. Если ему кажется, что лечение оказывается не должным образом, также нужно звонить в страховую. Страховщик должен следить, чтобы пациенту последовательно и вовремя была оказана вся необходимая помощь.

Так должно быть. В реальности страховые компании часто занимаются проверкой уже оказанных услуг. Сверяют то, что написано в документах медучреждений, с тем, что обозначено в стандартах Минздрава. То есть на качество лечения пациента это никак не влияет, так как все происходит постфактум. Более того, проверяется около 10% случаев оказания медицинской помощи. За несоответствие ее стандартам страховщики медорганизацию штрафуют.

Чем такая система выгодна страховым компаниям?

Страховые компании получают от 15 до 25% от выписанных штрафов, и понятно, что они сильно заинтересованы в количестве этих штрафов. Поэтому многие из них выписывают за неправильно оформленную медицинскую документацию .

— Штрафы сами по себе — это неправильно, они забирают деньги у больниц, которые и так все в долгах, — считает Улумбекова. — А уж штрафы, за которые проверятель еще получает деньги в карман, вообще ужасно. Это абсурд.

Сейчас страховые компании действуют как канал, по которому деньги текут сразу в двух направлениях — в клиники на больных и обратно в бюджет через штрафы. С любой транзакции страховщик получает прибыль.

— Проблема в том, что существующая система рассчитана на полный объем финансирования, а объем финансирования у нас в два раза меньше, — признает Владимир Гришин. — Поэтому в этих условиях мы можем сказать, что практически обязательного медицинского страхования в стране как такового нет. Наше здравоохранение из страхового превращается просто в платное.

О том, что страховые организации должны быть исключены из системы ОМС, говорят уже очень давно .

— Система здравоохранения — это поезд, движение которого нельзя остановить ни на минуту, — объясняет Гузель Улумбекова. — И если убрать страховщиков, то сначала их функции надо передать, например, территориальным фондам ОМС. Все-таки кто-то должен контролировать деятельность медорганизаций.

Что изменит реформа ОМС?

В Госдуму Минздравом и ФОМС внесен пакет поправок в федеральный закон 326 . Эти поправки предполагают, что федеральные медицинские центры будут получать деньги напрямую из федерального фонда ОМС, а не через страховые медорганизации.

— Федеральные учреждения очень сложны для финансирования, — комментирует Владимир Гришин. — Там есть наука, есть подготовка кадров, там есть практика. Поэтому федеральный фонд ОМС давно хотел напрямую их финансировать, без участия страховых компаний. А раз страховые компании не участвуют в этом сегменте, то в целом посмотрели на то, сколько они денег получают. Кто их получает. Как формируется их прибыль. Решили уменьшить норматив страховых компаний на ведение дела. А как только норматив на ведение дела будет уменьшен, то, соответственно, часть страховых компаний может уйти с рынка.

Согласно поправкам, оплата расходов страховых компаний за ведение дел снижается вдвое, с 1–2% до 0,5–1%.

— Основные, кто пострадают от этих поправок — это субъекты федерации, страховые организации и частные медицинские организации, — считает Виталий Омельяновский, заведующий лабораторией оценки технологий в здравоохранении Института прикладных экономических исследований РАНХиГС.

По его мнению, возникнет еще больший дефицит средств на уровне региона.

— Представьте, было у региона, например, 100 рублей. Они распределяли их как хотели между своими организациями, кого-то за эти деньги со скрипом отправляли в федеральные клиники. И вот у них забирают 20 рублей в федеральный кошелек и говорят: они все еще ваши, но тут полежат и вы можете их тратить только на лечение своих больных в федеральных клиниках. Значит, денег станет меньше для клиник региональных. Не так давно по полису ОМС стало можно лечиться в частных клиниках. Но теперь с этим станет сложнее. Так как регионы будут стараться в первую очередь распределить деньги между своими государственными клиниками.

После поправок лечиться будет еще сложнее?

Кроме того, пакет поправок оговаривает введение планирования объемов медпомощи жителям одного региона в медорганизациях другого субъекта (комиссия будет распределять объемы медпомощи между организациями другого региона исходя из потребностей жителей и мощности учреждений). И это вызывает у пациентских организаций напряженную обеспокоенность.

— Получить пациентам помощь в другом регионе будет сложнее, — говорит Юрий Жулев, сопредседатель Всероссийского союза пациентов. — Сложнее в связи с тем, что вводятся жесткие лимиты объемов такой помощи.


В каждом регионе в рамках территориальной программы будет выделен лимит объемов медпомощи, которые могут быть оказаны жителям этого региона в других субъектах, поясняет Жулев. Если все лимиты будут исчерпаны, люди просто не смогут получить помощь в другом регионе.

— Мы понимаем, что бюджет не безграничен, но хотелось бы понять в случае исчерпания этих лимитов — будут ли какие-то механизмы, позволяющие выделять дополнительное финансирование? Иначе для пациентов лечение в других регионах будет крайне ограничено. Пациенты будут конкурировать, чтобы успеть попасть в этот лимит. В начале года это будет проще, а ближе к концу года — сложнее.

Для федеральной медицинской помощи в каждом регионе тоже будет введен определенный лимит. Кто и как будет устанавливать эти лимиты, пока не ясно.

— Мы боимся, что регионы бросятся вычерпывать эти федеральные лимиты, потому что так можно сэкономить у себя, — говорит Жулев, — направлять более дорогостоящих пациентов в федеральную клинику, экономя территориальный бюджет. И что будет происходить, когда эти лимиты исчерпаются где-то к середине года? Что будет с оставшимися пациентами?

Почему проблема нехватки денег решается введением жестких ограничений?

— Сейчас, чтобы решить этот коллапс ОМС, можно идти двумя путями, — объясняет Юрий Жулев. — Можно добавить денег, чтобы покрыть потребность в лечении. И второй путь — денег не добавлять, а ввести жесткие лимиты. Вот вам 100 рублей дали, вот как хотите в рамках этих 100 рублей, так и живите. Просто эти поправки перекрывают все возможности демократичного пути выдачи направлений на медицинскую помощь в федеральных клиниках и клиниках другого региона.

Сейчас оба законопроекта находятся в Госдуме и готовятся к первому и второму чтению.

— Будут усугубляться проблемы здравоохранения, будут умирать люди, — считает Гузель Улумбекова. — Будет расти недовольство. То, что бюджет здравоохранения не увеличивается — это угроза безопасности нашей страны.

Читайте также: