Когда прокурору ссср присвоено наименование генерального прокурора ссср

Обновлено: 18.05.2024

  • Генера́льный прокуро́р СССР — высшее должностное лицо Генеральной прокуратуры СССР.

Связанные понятия

Военная прокуратура Российской Федерации — структурное подразделение Прокуратуры Российской Федерации, возглавляемое заместителем Генерального прокурора Российской Федерации — Главным военным прокурором. Осуществляет надзор за исполнением законов в Вооружённых Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах.

Вы́сшая ме́ра (сокращённо от высшая мера социальной защиты, ВМСЗ; и от высшая мера уголовного наказания, ВМН) — название смертной казни через расстрел в советском уголовном праве.

Ста́рший лейтена́нт госуда́рственной безопа́сности — специальное звание сотрудников начальствующего состава НКВД и НКГБ СССР в период 1935—1945 годов (кроме военнослужащих войск НКВД и сотрудников Рабоче-крестьянской милиции НКВД СССР). Нижестоящее специальное звание — лейтенант государственной безопасности, следующее по рангу — капитан государственной безопасности.

Государственный обвинитель — должностное лицо органа прокуратуры, на которое федеральным законом, а именно пунктом 6 статьи 5 УПК РФ возложена обязанность поддерживать от имени государства обвинение в суде по уголовному делу.

Московский областной суд — высший федеральный орган судебной власти на территории Московской области Российской Федерации.

Прокурату́ра — система органов, осуществляющих от имени государства высший надзор за соблюдением законодательства, прав, свобод человека и гражданина, а также выполнение иных функций, определённых национальным законодательством.

Министерство государственной безопасности СССР (МГБ СССР) и Народный комиссариат государственной безопасности СССР (НКГБ СССР) — центральные органы государственной власти СССР, ведавшие вопросами государственной безопасности в феврале — июле 1941 г. и в 1943—1953 гг. Наряду с Министерством внутренних дел СССР, Министерство государственной безопасности СССР являлось союзно-республиканским министерством.

Капита́н госуда́рственной безопа́сности — специальное звание сотрудников начальствующего состава НКВД и НКГБ СССР в период 1935—1945 годов (кроме военнослужащих войск НКВД и сотрудников Рабоче-крестьянской милиции НКВД СССР). Нижестоящее специальное звание — старший лейтенант государственной безопасности, следующее по рангу — майор государственной безопасности.

Авиационное дело 1946 года — одно из политических дел послевоенного периода сталинских политических репрессий, в результате которых весной 1946 года были арестованы руководители авиационной промышленности и командование ВВС СССР.

Осо́бое совеща́ние — в России и СССР название некоторых комиссий смешанного состава из административных лиц и представителей общества для рассмотрения различных важных вопросов и разработки законопроектов в различных областях.

Сле́дователь в уголовно-процессуальном праве — должностное лицо, уполномоченное осуществлять предварительное следствие по уголовному делу, а также иные полномочия, предусмотренные уголовно-процессуальным законодательством.

Министе́рство госуда́рственного контро́ля СССР — центральный союзно-республиканский орган государственного управления СССР, осуществлявший надзор за производственной, хозяйственной и финансовой деятельностью государственных, кооперативных, общественных организаций, учреждений, предприятий. Министерство государственного контроля СССР осуществляло руководство деятельностью соответствующих министерств государственного контроля союзных республик, входивших в СССР.

Комиссар милиции — специальное звание высшего начальствующего состава милиции НКВД и МВД СССР в 1943—1973 годах.

Генера́льный прокуро́р Росси́йской Федера́ции — высшее должностное лицо в системе российской прокуратуры. Назначается на должность и освобождается от должности Советом Федерации по представлению президента Российской Федерации. Срок полномочий Генерального прокурора РФ — 5 лет.

Оперуполномо́ченный — оперативный сотрудник, должностное лицо органа, уполномоченного на осуществление оперативно-розыскной деятельности.

Обвини́тельное заключе́ние — это завершающий предварительное следствие процессуальный документ, содержащий сформулированное по делу обвинение, определяющее пределы судебного разбирательства, а также систему и анализ доказательств и фокусирующее процессуальное решение компетентных органов и должностных лиц о возможности направления уголовного дела в суд для рассмотрения его по существу.

Комитет государственной безопасности (КГБ) — орган государственной власти в СССР, на постсоветском пространстве и в Болгарии. Иногда этот орган получает статус министерства и называется, соответственно, Министерство государственной безопасности (МГБ). Аналогичные органы с такими же названиями имеются и в других странах.

Майо́р госуда́рственной безопа́сности — специальное звание сотрудников начальствующего состава НКВД и НКГБ СССР в период 1935—1945 годов (кроме военнослужащих войск НКВД и сотрудников Рабоче-крестьянской милиции НКВД СССР). Нижестоящее специальное звание — капитан государственной безопасности, следующее по рангу — старший майор государственной безопасности (до 1943 года).

Прокурор (лат. procurare — управлять, ведать чем-либо, заботиться) — главный законный представитель обвинения. Обвинение — сторона, отвечающая за изложение доводов против лица, обвиняемого в совершении преступления, в ходе судебного разбирательства по уголовному делу.

Прокурорский надзор — форма деятельности органов прокуратуры по обеспечению законности, выявлению, устранению и предупреждению нарушений закона.

Второе гла́вное управле́ние КГБ СССР (ВГУ) — структурное подразделение Комитета государственной безопасности СССР, ответственное за контрразведку.

Осо́бое совеща́ние при НКВД СССР (ОСО, Особое совещание) — административный орган при НКВД СССР, существовавший с 1934 по 1953 год, которому в отношении признаваемых им общественно-опасными лиц было предоставлено внесудебное право на ссылку, заключение в исправительно-трудовой лагерь на срок до пяти лет и высылку за пределы СССР. В период Великой Отечественной войны (с 17 октября 1941) постановлением Государственного комитета обороны Особому совещанию было предоставлено право по делам о контрреволюционных.

Действительный государственный советник юстиции — высший классный чин в органах прокуратуры СССР и Российской Федерации и Следственного комитета при Прокуратуре Российской Федерации (не путать c высшим классным чином в органах юстиции Российской Федерации с ноября 2007 г. — действительный государственный советник юстиции Российской Федерации). Соответствует званию генерала армии.

Предварительное следствие — одна из двух форм предварительного (досудебного) расследования преступлений (наряду с дознанием) по Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации.

Комиссия советского контроля при СНК СССР (КСК) — орган государственного контроля в СССР. Была создана 11 февраля 1934 года вместо ликвидированного Наркомата Рабоче-Крестьянской Инспекции (РКИ).

Вое́нный юри́ст: Военнослужащий (офицерского состава), как правило, имеющий высшее юридическое образование и занимающийся правовым обеспечением вооружённых сил.

Военная коллегия Верховного Суда СССР (ВКВС) — союзный орган Верховного Суда СССР, рассматривавший дела исключительной важности в отношении высшего начальствующего состава армии и флота (командир корпуса и выше), а также обвиняемых в измене Родине и контрреволюционной деятельности. Также контролировала работу военных трибуналов. Располагалась в Москве в доме № 23 по Никольской улице (с 1935 года — улица 25 октября). С 1926 по 1948 год бессменным руководителем Военной коллегии был армвоенюрист (затем.

Рыбное дело (так же дело по Министерству рыбного хозяйства СССР) — собирательное название для серии уголовных дел о коррупции и злоупотреблениях в Министерстве рыбного хозяйства СССР в конце 1970-х годов.

Комиссар государственной безопасности — специальное звание высшего командного состава ГУГБ НКВД СССР и НКГБ СССР.

Комитет народного контроля — один из органов системы государственного контроля в СССР. Выполнял функции контроля за выполнением государственных планов, нарушением дисциплины, выявлением хозяйственных резервов, расходованием ресурсов.

Конституция СССР * Конституция СССР 1924 года. Утверждена резолюцией II-го Съезда Советов Союза ССР от 31 января 1924 г.

Помилование — акт верховной власти (обычно главы государства), полностью или частично освобождающий осуждённого от назначенного или могущего быть назначенным впоследствии наказания, либо заменяющий назначенное ему судом наказание более мягким. Актом помилования может также сниматься судимость с лиц, ранее отбывших наказание. Акты помилования имеют всегда индивидуальный характер, то есть они принимаются в отношении конкретного лица или нескольких определённых лиц.

Меры пресечения — в уголовно-процессуальном праве, принудительные меры, временно ограничивающие права личности, применяемые органами дознания, следователем и судом к обвиняемым, в исключительных случаях к подозреваемым при наличии предусмотренных в законе оснований с целью лишить их возможности скрыться от дознания, предварительного следствия и суда, воспрепятствовать установлению истины по делу или продолжить преступную деятельность, а также для обеспечения исполнения приговора.

Процесс 149-ти (эст. 149 protsess) — судебный процесс над 149 коммунистами Эстонии, обвиненных в государственной измене. Процесс длился с 10 по 27 ноября 1924 г. В результате процесса один из обвиняемых — Яан Томп — был приговорен к смертной казни, 39 других — к пожизненной каторге. Процесс 149-ти стал одним из самых крупных судебных процессов в истории первой Эстонской Республики.

В ноябре прокуратура Новосибирской области неожиданно для многих новосибирцев выступила с инициативой установки бюста Генерального прокурора СССР Романа Руденко в Новосибирске, на ул. Нижегородской, рядом с управлением Генпрокуратуры по СФО. Худсовет мэрии рекомендовал это предложение отклонить и памятник не ставить. Вопрос, однако, не закрыт — прокуратура, по всей вероятности, после доработки своей инициативы вновь вынесет ее на художественный совет, если, конечно, решение не будет принято вопреки позиции худсовета, являющегося совещательным органом. Кто же такой Генпрокурор Руденко и почему прокуратура решила поставить ему памятник?

Долгий век Генерального прокурора СССР Романа Руденко

© "Российская газета"

Освещая историю инициативы с установкой бюста Генпрокурора СССР, многие новосибирские СМИ, говоря о Руденко, сделали акцент на его участии в сталинских репрессиях в 1937-1938 годах. Вместе с тем история Романа Руденко куда более длительна и сложна. Он начинал служить в советских органах прокуратуры в годы их становления и заканчивал, когда все советское государство вступало в последнее десятилетие своей истории.

В 1929 году 22-летний Роман Руденко по решению Черниговского окружного комитета партии был направлен на следственную работу в окружную прокуратуру, где в том же году становится старшим следователем. Ближайшие полвека, до самой свой смерти, Руденко останется советским прокурором.

Из воспоминаний дипломата Сергея Руденко, сына Романа Руденко:

Нюрнберг

В 1940-м из прокуратуры уволили и Романа Руденко, объявив выговор по партийной линии. Но репрессий он избежал, став слушателем Высших академических курсов Всесоюзной правовой академии. Одновременно его зачислили в экстернат Московской юридической школы Наркомата юстиции РСФСР. Выпускные экзамены совпали с началом Великой Отечественной войны. А уже через четыре дня после начала войны Роман Руденко был назначен начальником отдела прокуратуры СССР по надзору за органами милиции. Летом 1942-го Руденко стал прокурором Украинской ССР.

Именно Роман Руденко был назначен главным обвинителем от СССР на Нюрнбергском процессе. И свой исторический шанс он не упустил.

На международном круглом столе в Российском историческом обществе, посвященном 70-летию Нюрнбергского процесса, Сергей Руденко рассказал об одном из наиболее острых эпизодов процесса:

При этом для самого Руденко основным воспоминанием из Нюрнберга было его противостояние с Германом Герингом — ближайшим соратником Гитлера и обвиняемым №1 на этом процессе. О воспоминаниях деда рассказывал внук Романа Руденко Михаил Амирджанов:

Триумфатор Нюрнберга вернулся в СССР на занимаемый им пост прокурора Украинской ССР. Новый взлет его карьеры произошел вскоре после смерти Сталина.

Генеральный прокурор

После смерти Сталина в стране разгорелась борьба за власть между министром внутренних дел Лаврентием Берией и председателем Совета министров СССР Георгием Маленковым, победителем из которой вышел… Никита Хрущев. Именно он, спустя четыре дня после ареста Берии в июне 1953-го, назначил Генеральным прокурором СССР Романа Руденко, которого хорошо знал со времен работы на Украине.

Руденко возглавил следственную группу по делу Берии. Перед ним стояла задача получить от бывшего министра признание, не применяя к нему никакого физического воздействия и прочих методов, в которых обвиняли самого Берию.

Из воспоминаний командующего войсками Московского военного округа генерала армии Кирилла Москаленко:

23 декабря 1953 года Лаврентию Берии был вынесен смертный приговор, который в тот же день был приведен в исполнение.

После этого Роман Руденко продолжил расследования громких дел силовиков сталинского периода. И параллельно стал одним из инициаторов и активным участником процесса реабилитации репрессированных. Постепенно, начиная с записки Хрущеву о реабилитации 101 генерала и адмирала Советской армии, Руденко вместе с министром внутренних дел Сергеем Кругловым и министром юстиции Константином Горшениным предложили пересмотреть все архивно-следственные дела осужденных за контрреволюционные преступления, в том числе тройками НКВД. Речь шла уже о миллионах человек.

Были в биографии Романа Руденко и громкие дела диссидентов, включая изгнание из страны Александра Солженицына, и дело американского летчика Френсиса Пауэрса, сбитого во время разведывательного полета над Свердловском, и многое другое.

Он оставался Генеральным прокурором СССР больше четверти века, до самой своей смерти в январе 1981 года. А всего органам советской прокуратуры Роман Руденко отдал большую часть своей жизни, прослужив ей полвека и став за это время символом ведомства.

Прокуратура России/СССР и ее руководители

Должность, титул, звание

Российская Империя (с 1721 г .)

Павел Иванович

Канцелярия Сената

(должность фактически утратила значение в 1725-30; восст. 20.10.1730, но в 1731 г . ген.-прокурор отправлен послом в Берлин)

Никита Юрьевич

Канцелярия Сената

Яков Петрович

Канцелярия Сената

Александр Иванович

Канцелярия Сената

Александр Алексеевич

1-й департамент Сената

(с 1763 - заведование юстицией, финансами, государственным казначейством и контролем)

(с 1774 в ведении Г.-прокурора 1) дела общего собрания; 2) дела "государственные и интересные"; 3) дела секретные и 4) все те, которые он сочтет нужным подчинить своему непосредственному надзору)

Александр Николаевич

1-й департамент Сената

Алексей Борисович

1-й департамент Сената

Генерал-прокурор – заведующий Тайной экспедицией, князь

Петр Васильевич

1-й департамент Сената

Генерал-прокурор – заведующий Тайной экспедицией, князь

Александр Андреевич

1-й департамент Сената

Генерал-прокурор – заведующий Тайной экспедицией

ОБОЛЬЯНИНОВ

Петр Хрисанфович

1-й департамент Сената

Генерал-прокурор – заведующий Тайной экспедицией

Александр Андреевич

1-й департамент Сената

Генерал-прокурор – заведующий Тайной экспедицией

Гаврила Романович

1-й департамент Сената - Министерство юстиции

Генерал-прокурор, министр юстиции

Петр Васильевич

1-й департамент Сената - Министерство юстиции

Генерал-прокурор, министр юстиции

Иван Иванович

1-й департамент Сената - Министерство юстиции

Генерал-прокурор, министр юстиции

Дмитрий Прокопьевич

1-й департамент Сената - Министерство юстиции

Генерал-прокурор, министр юстиции

ЛОБАНОВ-РОСТОВСКИЙ

Дмитрий Иванович

1-й департамент Сената - Министерство юстиции

Генерал-прокурор, министр юстиции, генерал

Алексей Алексеевич

1-й департамент Сената - Министерство юстиции

Генерал-прокурор, министр юстиции

Дмитрий Васильевич

1-й департамент Сената - Министерство юстиции

Генерал-прокурор, министр юстиции

Дмитрий Николаевич

1-й департамент Сената - Министерство юстиции

Генерал-прокурор, министр юстиции

Виктор Никитич

1-й департамент Сената - Министерство юстиции

Генерал-прокурор, министр юстиции

(до 16.04.1841 упр.делами)

Николай Матвеевич

1-й департамент Сената - Министерство юстиции

И.о. генерал-прокурора, министра юстиции

Виктор Никитич

1-й департамент Сената - Министерство юстиции

Генерал-прокурор, министр юстиции

Дмитрий Николаевич

1-й департамент Сената - Министерство юстиции

Генерал-прокурор, министр юстиции

(до 01.01.1864 упр.делами)

Сергей Николаевич

1-й департамент Сената - Министерство юстиции

Генерал-прокурор, министр юстиции

Константин Иванович

1-й департамент Сената - Министерство юстиции

Генерал-прокурор, министр юстиции

(до 31.03.1868 упр.делами)

Дмитрий Николаевич

1-й департамент Сената - Министерство юстиции

Генерал-прокурор, министр юстиции

Николай Авксентьевич

1-й департамент Сената - Министерство юстиции

Генерал-прокурор, министр юстиции

Николай Валерианович

1-й департамент Сената - Министерство юстиции

Генерал-прокурор, министр юстиции

(до 17.04.1894 упр.делами)

Сергей Сергеевич

1-й департамент Сената - Министерство юстиции

Генерал-прокурор, министр юстиции

Михаил Григорьевич

1-й департамент Сената - Министерство юстиции

Генерал-прокурор, министр юстиции

Иван Григорьевич

1-й департамент Сената - Министерство юстиции

Генерал-прокурор, министр юстиции

13 февраля 1861 –

Александр Алексеевич

1-й департамент Сената - Министерство юстиции

Генерал-прокурор, министр юстиции

Александр Александрович

1-й департамент Сената - Министерство юстиции

Генерал-прокурор, министр юстиции

ДОБРОВОЛЬСКИЙ

Николай Александрович

1-й департамент Сената - Министерство юстиции

Генерал-прокурор, министр юстиции

(провозглашена Временным Правительством 01.09.1917)

Александр Федорович

1-й департамент Сената - Министерство юстиции

Генерал-прокурор, министр юстиции

Павел Николаевич

1-й департамент Сената - Министерство юстиции

Генерал-прокурор, министр юстиции

Иван Николаевич

1-й департамент Сената - Министерство юстиции

Генерал-прокурор, министр юстиции

Александр Сергеевич

1-й департамент Сената - Министерство юстиции

Генерал-прокурор, министр юстиции

1-й департамент Сената - Министерство юстиции

Генерал-прокурор, министр юстиции (управляющий делами)

Петр Николаевич

1-й департамент Сената - Министерство юстиции

Генерал-прокурор, министр юстиции

Российская Советская Республика

(Провозглашена II Всероссийским съездом Советов 26 октября 1917 г .)

Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика

(Объявлена III Всероссийским съездом Советов 10-18 января 1918 г .)

органы прокуратуры, ликвидированы Декретом о суде N 1 от 24.11.1917

Дмитрий Иванович

Государственная прокуратура (в составе Наркомата юстиции)

(учреждена ВЦИК 28.05.1922)

Союз Советских Социалистических Республик

(образован на I Всесоюзном съезде Советов 30 декабря 1922 г .)

Петр Ананьевич

Прокуратура Верховного Суда СССР (в составе Верховного Суда)

(учреждены ст.43 Конституции СССР 1924 г ., Постановлением ВЦИК от 23.11.1923)

Верховного суда СССР

Иван Алексеевич

Прокуратура СССР

(создана 20.06.1933)

Андрей Януарьевич

Прокуратура СССР (учреждена ст.113-117 Конституции СССР 05.12.1936)

Михаил Иванович

Прокуратура СССР

Виктор Михайлович

Прокуратура СССР

29.10(11( 24? ).11).1900 –

Константин Петрович

Прокуратура СССР /

Генеральная Прокуратура СССР (Законом от 19.03. 1946 Прокурору СССР присвоено наименование Генеральный прокурор СССР; учреждена ст.113-117 Конституции СССР 05.12.1936 (ред.25.02.1947))

Прокурор СССР/ Генеральный Прокурор СССР

Григорий Николаевич

Генеральная Прокуратура СССР

Генеральный Прокурор СССР

Роман Андреевич

Генеральная Прокуратура СССР (учреждена ст.164-168 Конституции СССР 07.10.1977; Законом от 30.11.1979)

Генеральный Прокурор СССР

Александр Михайлович

Генеральная Прокуратура СССР

Генеральный Прокурор СССР

Александр Яковлевич

Генеральная Прокуратура СССР

Генеральный Прокурор СССР

Николай Семенович

Генеральная Прокуратура СССР

Генеральный Прокурор СССР

Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика

(Правопреемница СССР после отзыва Верховным Советом РСФСР своих представителей из Верховного Совета СССР, денонсирования Договора об образовании СССР и ратификации минского Соглашения от 8 декабря 1991 г . о создании Содружества Независимых Государств 12 декабря 1991 г .)

Российская Федерация - Россия

(Название утверждено Верховным Советом 25 декабря 1991 г .)

Валентин Георгиевич

Генеральная прокуратура

(учреждена ст.176-179 Конституции РСФСР 12.04.1978; фед.зак. № N 2202-I 17.01.1992)

Генеральный прокурор, госуд. советн. юстиц. 2кл.

(назн. и осв .Указами През. N 1413 от 22.09.1993 и N 1583 от 05.10.1993)

Алексей Иванович

Генеральная прокуратура

Генеральный прокурор, госуд. советн. юстиц. 1кл.

(назн. .Укаом През. N 1584 от 05.10.93; осв.Пост.СФ N 101-I СФ от 25.04.1994)

Алексей Николаевич

Генеральная прокуратура

(учреждена ст.129 Конституции России 12.12.1993; фед.зак. № 2202-I 17.01.1992)

И.о. генерального прокурора, госуд. советн. юстиц. 1кл.

(назн. Укаом През. N 391 от 26.02.1994; откл. Пост.СФ N 221-I СФ от 25.10.1995 )

Генеральная прокуратура

Генеральный прокурор, действ. госуд. советн. юстиц.

(назн Пост.СФ N 629-I СФ от 24.10.1995; отстр. Укаом През. № 415 от 02.02.1999 – предл.откл. Пост.СФ N 154-СФ от 21.04.1999, N 396-СФ от 13.10.1999 – Пост. Конст.Суда РФ N 17-П от 01.12.1999 Указ През. Признан соотв.Конституции;

осв. Пост.СФ N 70-СФ от 19.04.2000)

Владимир Васильевич

Генеральная прокуратура

И.о. генерального прокурора

Владимир Васильевич

Генеральная прокуратура

Генеральный прокурор, госуд. советн. юстиц. 1кл.

(назн Пост.СФ N 99-СФ от 17.05.2000; осв. Пост. N 151-СФ от 02.06.2006)

Юрий Станиславович

Генеральная прокуратура

И.о. генерального прокурора

Юрий Яковлевич

Генеральная прокуратура

Генеральный прокурор, действ. госуд. советн. юстиц. (назн Пост.СФ N 180-СФ от 23.06.2006)

Примечание: х - насильственная смерть( в т.ч. х - самоубийство).

Источники информации:

1. Большой энциклопедический словарь под ред. А.М.Прохорова, М., Советская энциклопедия, 1991

2. Большая советская энциклопедия (электронная версия).

5. Сетевые публикации очерков государственного советника юстиции 2-го класса А.Звягинцева и старшего прокурора Управления Генеральной прокуратуры РФ, государственного советника юстиции 3-го класса Ю.Орлова.


В статье рассматривается история советской прокуратуры в период 1922–1991 годов. Предпринята попытка объективно оценить значение прокуратуры как органа государственной власти, действовавшего почти 70 лет.

Ключевые слова: советская прокуратура, надзор за законностью, положение о прокурорском надзоре, прокуратура Союза ССР

12 января профессиональный праздник отметили работники прокуратуры, созданному в годы петровских преобразований ведомству исполнилось 295 лет. Прокуратура России ведет свою летопись с Указа Петра I от 12 января 1722 года, которым установлены должности генерал-прокурора и обер-прокурора.

За весь период своего существования этот государственный орган доказал, что надзор за исполнением законов является неотъемлемой частью нормального функционирования государства. Именно от его деятельности зависит правовая защищенность граждан, безопасность государства. В настоящее время, как в науке, так и в повседневной жизни отношение к советскому периоду истории нашей страны, в том числе к истории прокуратуры этого времени неоднозначное. Поэтому, выбранная тема представляется актуальной. В связи с этим предпринята попытка объективно оценить значение деятельности прокуратуры в период 1922–1991 годы.

Отсутствие прокуратуры не означало отсутствие надзора за законностью. Надзор и контроль за соблюдением законов в деятельности органов государственного управления и местных органов власти осуществляли различные учреждения, в компетенцию которых входили, в том числе и другие функции:

– ВЦИК (Всесоюзный центральный исполнительный комитет) надзирал на основании ст.32 Конституции РСФСР 1918г. за точным применением декретов на всей территории Российской Федерации [5, с. 172];

– Советы Народных Комиссаров (СНК) имели такие функции, как разрешение текущих дел по надзору за деятельностью страховых учреждений и предприятий, а также делопроизводство Совета по делам страхования [1, с. 24];

– Народные комиссариаты осуществляли общий надзор за правильной организацией и деятельностью конфликтных органов, надзор за законностью постановлений народных комиссариатов труда автономных республик, краевых и областных отделов труда по решениям, организуемым при этих органах примирительных камер;

– ВЧК (Всероссийская чрезвычайная комиссия по борьбе с контрреволюцией и саботажем при Совете народных комиссаров РСФСР) по мнению одних исследователей, выполняла правоохранительную функцию [8, с. 85] — защищала государство от криминалистических проявлений, действовала в рамках закона и находилась под эффективным партийным и прокурорским надзором. По мнению других — представляла собой вооружённую опору власти, выполнявшую ключевую роль в политико-идеологической системе СССР. Авторы доказывают, что присутствовала ведомственная заинтересованность ВЧК и определенная автономность в осуществлении репрессий, ВЧК выполняла в первую очередь, задачи политико-идеологического характера и оказывала огромное влияние на все институты государства [4, с. 327].

В мае 1922 г. сессия ВЦИК приняла Уголовно-процессуальный кодекс и положение о прокурорском надзоре. В соответствии с принятым законом она становилось органом дознания (а по делам о контрреволюции, органом предварительного следствия) поднадзорным прокурору [10].

– РКИ (Рабоче-крестьянские инспекции) осуществляли надзор за деятельностью всех государственных учреждений и организаций; общественных организаций; надзор за выполнением постановлений и распоряжений властных государственных и партийных структур; сотрудничали с органами власти и самоуправления по вопросам улучшения эффективности работы управленческих аппаратов всех уровней [7, с. 378].

Как показывает исторический опыт, потребность в таком государственном органе как прокуратура, особенно остро возникает в периоды коренных преобразований общественных отношений и государственного устройства. Прокуратура всегда рассматривалась как инструмент укрепления режима законности в государстве.

За прокуратурой закрепились четыре группы полномочий, которые сохранились до настоящего времени с некоторыми изменениями:

а) надзор исполнением законов органами власти, хозяйственными учреждениями, общественными и частными лицами;

б) надзор за деятельностью органов следствия и дознания в области раскрытия и расследования преступлений, а также за деятельностью Госполитуправления;

в) поддержание обвинения в суде;

г) надзор за законностью содержания заключенных под стражу лиц [7, с. 410].

В ноябре 1923 года образована Прокуратура Верховного Суда Союза ССР, наделённая широкими полномочиями: правом законодательной инициативы и совещательного голоса в заседаниях высших органов власти страны, а также правом приостанавливать решения и приговоры коллегий Верховного Суда СССР.

Постановлением ЦИК № 84 и СНК Союза ССР 2621 17.12.1933года принято решение об учреждении Прокуратуры Союза ССР. На неё дополнительно возлагались следующие функции:

– надзора за соответствием постановлений и распоряжений отдельных Ведомств Союза ССР и союзных республик, местных органов власти Конституции и постановлениям Правительства Союза ССР;

– надзора за правильным и единообразным применением законов судебными учреждениями союзных республик с правом истребования гражданского или уголовного дела на любой стадии судопроизводства;

– опротестования приговоров и решений судов в вышестоящие судебные инстанции и приостановления их исполнения;

– возбуждение уголовного преследования и поддержание обвинения во всех судебных инстанциях на территории Союза ССР;

– надзор на основе особого положения за законностью и правильностью действий ОГПУ, милиции, уголовного розыска и исправительно-трудовых учреждений; общего руководства деятельностью прокуратуры союзных республик [13].

В Положении также определены система и структура органов прокуратуры; в качестве структурных подразделений в прокуратуру входили военная и транспортная прокуратуры, сформулированы функции центрального аппарата Прокуратуры СССР и функции по подбору, расстановке и воспитанию кадров прокуроров и следователей.

Первым прокурором Союза ССР назначен Иван Алексеевич Акулов. Таким образом, произошло окончательное выделение органов прокуратуры из системы юстиции в самостоятельную единую централизованную систему [7, с. 420]. Деятельность на местах прокуроры, начинали, как правило, с обращений к населению путём размещения объявлений в местных газетах с указанием в них задач прокуратуры, состава работников, служебного адреса, порядка подачи и приема жалоб и заявлений на незаконные действия органов власти и должностных лиц.

Конституция СССР 1936 г. впервые закрепила основы прокурорского надзора на высшем уровне, в то время как Конституция СССР 1923г. только упоминала о Прокуратуре Верховного Суда СССР [10].


Существующая в стране в то время система внесудебных репрессий находилась в противоречии с Конституцией, а судьи были далеки от независимости. В результате чего, для представителей прокурорского надзора существовали неприемлемые условия надзора за расследованием многих дел политической категории, их расследование осуществлялось органами государственной безопасности [5, с. 184]. Многие сотрудники органов прокуратуры, не смотря на сложившуюся ситуацию в указанный период, пытались обеспечивать соблюдение прав граждан, однако такие попытки пресекались, о чём свидетельствуют их репрессии, включая расстрел свыше 100 человек.

С целью укрепления трудовой и исполнительской дисциплины Указом Президиума Верховного Совета СССР от 16.09 1943 г. прокурорско-следственным работникам установлены классные чины с выдачей форменного обмундирования, введена градация классных чинов прокуроров и следователей, приравненных к воинским званиям.

Положение о прокурорском надзоре законодательно закрепило основные положения о задачах прокурорского надзора и методах его осуществления, расширило и конкретизировало полномочия органов прокуратуры, с акцентированием направленности деятельности на защиту прав и законных интересов граждан. При осуществлении функции борьбы с преступностью, органы прокуратуры выступали не только как орган государственного обвинения, но и как орган надзора за соблюдением закона и защиты прав и интересов граждан. [8, с. 85]

Таким образом, можно сделать вывод о том, что в советский период роль прокурорского надзора в основном сводилась к тому, чтобы осуществлять надзор за реализацией директив государства. Основное внимание прокуратуры концентрировалось на деятельности центральных и местных органов исполнительной власти. Цели и задачи прокуратуры, сформулированные в общем виде в Законе о прокуратуре СССР, конкретизируясь в приказах и указаниях Генерального прокурора, по мнению историков, становились все более расплывчатыми и нечеткими. Множество дополнительных обязанностей, возложенных на прокуратуру, вызывало большую загруженность её кадров, в то же время отодвигало выполнение основной функции по надзору за законностью, защите прав и свобод человека и гражданина на второй план.

Основные термины (генерируются автоматически): прокурорский надзор, надзор, Верховный Совет СССР, Российская Федерация, орган, положение, прокуратура, СССР, указ Президиума, государственное управление.


Прокуратура СССР — государственный союзный орган, осуществляющий высший надзор за исполнением законов на территории СССР.

Добавьте ссылки на источники, в противном случае она может быть выставлена на удаление.
Дополнительные сведения могут быть на странице обсуждения. (2021-11-15)

Советская прокуратура была создана постановлением ВЦИК 28 мая 1922 года в целях осуществления надзора за соблюдением законов и борьбы с преступностью.

В июне 1933 года Постановлением ЦИК и СНК Союза ССР было принято решение об учреждении прокуратуры Союза ССР, на которую возлагались, в том числе, дополнительные функции:

  • надзор за соответствием постановлений и распоряжений отдельных ведомств СССР и союзных республик и местных органов власти Конституции и постановлениям правительства СССР;
  • наблюдение за правильным и единообразным применением законов судебными учреждениями союзных республик с правом истребования любого дела в любой стадии производства, опротестования приговоров и решений судов в вышестоящие судебные инстанции и приостановления их исполнения;
  • возбуждение уголовного преследования и поддержание обвинения во всех судебных инстанциях на территории СССР;
  • надзор на основе особого положения за законностью и правильностью действий ОГПУ, милиции, уголовного розыска и исправительно-трудовых учреждений;
  • общее руководство деятельностью прокуратуры союзных республик.

9-я глава Конституции СССР закрепила организационные принципы построения органов ГП СССР и определила её задачи.

Указом Президиума Верховного Совета СССР в сентябре 1943 года прокурорско-следственным работникам устанавливаются классные чины с выдачей форменного обмундирования. Одновременно вводится сравнительная градация классных чинов прокуроров и следователей, приравненных к воинским званиям.

После принятия в 1977 году новой Конституции СССР, Прокуратура СССР приступила к разработке на её основе Закона о Прокуратуре СССР, которому предстояло заменить утверждённое в 1955 году Положение о прокурорском надзоре в СССР. В соответствии с принятым в ноябре 1979 года Законом СССР о Прокуратуре СССР к основным направлениям деятельности прокуратуры было отнесено:

  • высший надзор за точным и единообразным исполнением законов;
  • борьба с нарушениями законов об охране социалистической собственности;
  • борьба с преступностью и другими правонарушениями; расследование преступлений;
  • привлечение к уголовной ответственности лиц, совершивших преступление;
  • обеспечение неотвратимости ответственности за преступление;
  • разработка совместно с другими государственными органами мер предупреждения преступлений и иных правонарушений;
  • координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступлениями и иными правонарушениями и участие в совершенствовании законодательства и пропаганде советских законов.

Законом устанавливалось право законодательной инициативы Генерального прокурора СССР и его ответственность и подотчетность перед Верховным Советом СССР, а в период между его сессиями – Президиуму Верховного Совета СССР.

Прокуратура Союза ССР возглавлялась Генеральным прокурором СССР, который назначался Верховным Советом СССР сроком на 7 лет. Органы прокуратуры составляли единую централизованную систему с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим.

Структура прокуратуры утверждалась Президиумом Верховного Совета СССР. Прокуратуры образовывались в союзных и автономных республиках, краях, областях, автономных областях, национальных округах, городах и районах. В Советской Армии и ВМФ существовали военные прокуратуры военных округов, флотов, соединений и гарнизонов, имелась Главная военная прокуратура, деятельностью которой руководил Генеральный прокурор СССР как непосредственно, так и через Главного военного прокурора. ГВП СССР действовала на основании Положения о военной прокуратуре, утверждённом Указом Президиума Верховного Совета СССР от 19 декабря 1966 года.

Была создана коллегия в составе Генерального прокурора СССР (председатель) и руководящих работников прокуратуры. При Генеральном прокуроре СССР, прокурорах союзных республик и Главном военном прокуроре состояли следователи по особо важным делам. Коллегии образовывались также в прокуратурах союзных республик.

Читайте также: