Когда правительство хочет уменьшить размер денежной массы оно продает гос долговые обязательства

Обновлено: 28.06.2024

В последнее время с разных сторон все больше предложений по поводу того, что для выхода из кризиса нужно больше бюджетных денег, а их много в Фонде национального благосостояния. В принципе звучит логично, ведь это и есть тот черный день, на случай которого копились резервы в ФНБ. Зачем же минфин предпочитает сохранить резервы, но при этом увеличивает долг?


Логику министерства легко можно проиллюстрировать на примере личных финансов. Допустим, у вас очень нестабильные доходы: вы фрилансер, заказов то много, то нет вообще. Постоянные расходы велики - семья, дети. При этом вы финансово грамотны и скопили на "черный день" сумму, которая позволит обеспечить расходы семьи на горизонте полгода. И вот у вас появилась потребность сделать большую покупку, например, улучшить жилищные условия. У вас хорошая кредитная история, и банк готов выдать кредит по невысокой ставке. Разумно ли тратить все накопления, чтобы взять как можно меньше в долг? Скорее всего, нет.

Фото: Сергей Бобылев/ТАСС

Особенно если жена планирует уйти в декрет, а у вас есть риск остаться на какое-то время без заказов, что в пандемию очень вероятно. Лучше сохранить "кубышку" на "черный день" и взять чуть больше в долг, чтобы при наступлении форс-мажора не остаться без средств к существованию.

Ровно такой же логикой руководствуется и Минфин России. Специфика "коронакризиса" поставила правительство перед неоднозначным выбором. В ходе "стандартных" кризисов основная проблема всегда состоит в потере бюджетных доходов и сокращении внутреннего спроса из-за падения цен на нефть. В рамках бюджетного правила эта проблема эффективно решается за счет использования средств ФНБ. На этот раз карантинные меры вызвали одновременно сокращение предложения и спроса, что дополнительно снизило бюджетные доходы и потребовало дополнительных мер поддержки.

В этой ситуации минфин использует ФНБ в "штатном" режиме для замещения выпадающих нефтегазовых доходов. Дополнительные же расходы, связанные с реализацией общенационального плана действий, обеспечивающих восстановление занятости и доходов населения, финансируются в основном за счет заимствований. А этих расходов немало: поддержка семей с детьми и софинансирование ипотеки для многодетных семей, увеличение размеров пособий по безработице и выплат по больничному, поддержка системообразующих предприятий и наиболее пострадавших от пандемии отраслей (в первую очередь малого и среднего бизнеса в этих отраслях), дополнительные выплаты медицинским и социальным работникам и дополнительное финансирование здравоохранения.

9,1 трлн рублей в ФНБ - это "подушка безопасности" для всей страны, без нее придется сильно резать "социалку" и брать кредиты на невыгодных условиях

Такой подход минфина имеет несколько преимуществ.

Во-первых, сохраняется устойчивый долгосрочный механизм управления нефтегазовыми доходами в рамках принятых бюджетных правил. Эксперты НИФИ провели обзор широкого круга научных исследований и выявили несколько важных закономерностей в практическом применении бюджетных правил.

С одной стороны, они повышают предсказуемость и устойчивость бюджетной политики, что благоприятно сказывается на динамике важнейших макроэкономических показателей, начиная с темпов долгосрочного экономического роста и заканчивая процентной ставкой, которую государство платит по своим обязательствам (тому, у кого с финансами все в порядке, охотнее дают в долг). С другой стороны, положительные эффекты бюджетных правил в большей степени проявляются в тех случаях, когда правительства стран устанавливают сравнительно более строгие ограничения и, что самое важное, не допускают их нарушения. Иными словами, в долгую бюджетные правила, если их не нарушать, являются важным инструментом по созданию доверия к государству, к его способности выполнять свои обязательства, что, в свою очередь, позитивно влияет на экономический рост.

В-третьих, несмотря на заявления руководителей мировых финансовых центров о том, что ультрамягкая денежно-кредитная политика продлится долго, очевидно, что она не может продлиться вечно. Уже на горизонте трех лет есть вероятность начала цикла роста процентных ставок. В какой-то момент этот цикл может совпасть с очередным падением цен на нефть (в недавней истории такое случалось не раз). Если потратить все резервы сейчас, то в будущем придется занимать в гораздо менее благоприятных условиях и "резать расходы по живому".

В итоге получаем, что как в личных финансах, так и в государственных "заначка на черный день" вещь полезная, не надо стараться от нее избавиться при первой возможности. Финансовая дисциплина - залог финансового здоровья.


Рост современной экономики невозможно представить без развитых долговых отношений. Брать в долг — правильно, это аванс будущего роста и сглаживание цикличности в деятельности бизнеса.

Однако в последнее десятилетие глобальный долг рос намного быстрее ВВП, а пандемия COVID-19 вынудила центральные банки беспрецедентно смягчить денежную политику — в итоге он увеличивается экспоненциально. Эти тенденции могут привести к глобальному финансовому кризису. Но как его остановить? Можно ли перестать занимать?

В кризис занимали все: объем глобального долга поставил новый критический рекорд

Стремительный рост долгов беспокоил экономистов еще в 2019 году, но никто не мог представить, с какой скоростью они будут увеличиваться в 2020-м. Согласно данным Institute of International Finance, программы поддержки экономики из-за COVID-19 привели к росту глобального долга на $24 трлн (в 2019 году вырос примерно на $10 трлн), он установил новый критический рекорд — $281 трлн. А отношение долга к мировому ВВП превысило 355%, причем темп прироста составил 35 процентных пунктов, что больше, чем за два года кризиса 2008–2009 годов (плюс 10 и 15 п.п. соответственно). Рост был особенно резким в Европейском союзе: отношение долга нефинансового сектора к ВВП во Франции, Испании и Греции увеличилось примерно на 50 п.п.

На правительства пришлась половина прироста долга, в то время как нефинансовые компании прибавили $5,4 трлн, банки — $3,9 трлн, а домохозяйства — $2,6 трлн. Государственный долг сильнее всего вырос в Испании, Великобритании, Канаде, ЮАР и Индии, особенно резко (плюс 50 п.п.) росли долги нефинансового сектора во Франции, Испании и Греции, займы банков сильно выросли в Бразилии. На развивающихся рынках лидерами совокупного прироста долга стали Турция, Корея и ОАЭ.

Фото:Mario Tama / Getty Images

Почему долги растут, ведь типичным явлением в такую фазу цикла является кредитное сжатие? О причине говорят результаты исследования нобелевского лауреата Милтона Фридмана, который на опыте Великой депрессии выявил необходимость денежной экспансии ФРС в моменты кризиса. Однако этот стремительный рост сопровождался еще одним удивительным явлением — большим объемом облигаций с отрицательной доходностью. По информации Bloomberg, объем бондов инвестиционного уровня с отрицательной доходностью составляет $13,9 трлн. По нашим подсчетам, на данный момент более 20% высоконадежных облигаций торгуется с отрицательной доходностью, а еще около 40% — со ставками, близкими к нулю.

Кто кредитовал экономику на такие огромные суммы еще и себе в убыток?

Ключевой источник фондирования — центральные банки: они предоставляли ликвидность как в форме выкупа активов с рынка (баланс ФРС вырос на 82% — до $7,55 трлн), так и по линии кредитования под нулевую или близкую к нулевой ставку. ФРС легко обошла незыблемый запрет прямого финансирования правительства и монетизировала значительную часть новых выпусков облигаций Минфина.

Низкие ставки — это не всегда хорошо

Получился замкнутый круг, когда темпы прироста долга с каждым кварталом все более опасны, но печатный станок нельзя остановить. Преждевременный отказ программ поддержки приведет к всплеску дефолтов и банкротств с непредсказуемыми последствиями для финансовой стабильности.

С другой стороны, постоянная опора на господдержку (особенно нефинансовых компаний) снежным комом накапливает системные риски. Потому даже при самом позитивном сценарии — ускоренной вакцинации и опережающем экономическом росте — в 2021 году уровни заимствований снова будут намного выше докризисных. Сокращение поддержки будет сложной задачей в силу социальной напряженности, вызванной COVID-19.

Поднимут ли регуляторы ключевые ставки?

Долг играет многогранную роль в развитии страны: с одной стороны, использование долговых инструментов является мощным фактором стимулирования экономического роста. С другой, чрезмерный рост обязательств — опасное явление для государственного бюджета. Из-за увеличения расходов на обслуживание долга правительства прибегают к повышению налогов, а фирмы повышают стоимость продукта, перекладывая возросшие издержки на потребителей.

Фото:Flickr

Возникает вопрос, как остановить наращивание долга? Одним из инструментов является повышение ставок. Рынок свопов демонстрирует, что участники рынка ожидают повышения ставки к концу 2022 года, при этом годовая инфляция в США может достигнуть 3,1% (опрос Мичиганского университета).

По-нашему мнению, в ближайшей перспективе рост ставок не представляется возможным — это может привести к распродаже низкодоходных облигаций и обрушить рынки акций, где явно наблюдаются признаки пузыря. Более вероятным сценарием станет кредитование по отрицательным реальным ставкам на протяжении еще нескольких лет, подобно ситуации в ЕС, и только после восстановления экономики будут попытки установления нейтральной ставки. В этот период, вероятно, усилится регуляторное принуждение к покупке таких долгов.

Экономики стран ЕС и Китая — в зоне риска: их может захлестнуть рецессия и волна дефолтов

Вероятно, экономика Европейского союза повторно погрузится в рецессию из-за продолжающихся локдаунов и убытков от последствий Brexit. При этом бюджетный и монетарный инструментарий практически исчерпан: во-первых, к концу года на рынке могут закончиться активы для выкупа, во-вторых, ЕЦБ во многом исчерпал резервы QE — его баланс увеличился до около 60% к ВВП (намного выше ФРС).

Фото:Scott Heins / Getty Images

Как обезопасить себя от угрозы кризиса?

Сигналы о рисках нового кризиса поступают чуть ли не каждый день — такова палитра финансовых деформаций текущего экономического цикла. Что делать инвесторам в условиях, когда рынок облигаций очевидно подает сигналы тревоги? Можно пересидеть в наличных, но, как ни странно, акции надежнее денег. Покупая облигации , мы обращаем внимание на риски дефолта и реальную доходность (ставка доходности минус инфляция). Даже если выбрать надежного заемщика, то как терпеть растущую инфляцию?

Практика показывает, что рост цен отражается в первую очередь на акциях, а не на потребительской корзине. Динамика фондового индекса S&P500 тесно связана с темпами инфляции — чем они выше, тем выше и стоимость акций. Это отчасти происходит в силу перетока капитала из рынка облигаций и роста инфляционных доходов компаний.

Термин, обозначающий вероятность быстрой продажи активов по рыночной или близкой к рыночной цене. Подробнее Макроэкономический термин, обозначающий значительное снижение экономической активности. Главный показатель рецессии – снижение ВВП два квартала подряд. Лицо, выпускающее ценные бумаги. Эмитентом может быть как физическое лицо, так и юридическое (компании, органы исполнительной власти или местного самоуправления). Дефолт (от французского de fault — по вине) — ситуация, возникшая при неисполнении заемщиком обязательств по уплате или обслуживанию долга. Дефолтом считается неуплата процентов по кредиту или по облигационному займу, а также непогашение займа. Стоит отдельно выделить технический дефолт — ситуацию, когда исполнение обязательств было только временной задержкой платежей, как правило, по независящим от заемщика обстоятельствам. Дефолт служит основанием для предъявления кредитором иска о банкротстве заемщика Долговая ценная бумага, владелец которой имеет право получить от выпустившего облигацию лица, ее номинальную стоимость в оговоренный срок. Помимо этого облигация предполагает право владельца получать процент от ее номинальной стоимости либо иные имущественные права. Облигации являются эквивалентом займа и по своему принципу схожи с процессом кредитования. Выпускать облигации могут как государства, так и частные компании.

Читайте также: