Когда появилось понятие правовое государство в россии

Обновлено: 04.07.2024

Правовое государство – это такое демократическое государство, в котором обеспечиваются господство права и верховенство закона, разделение властей, независимость суда, права и свободы человека, где эффективна работа правоохранительных органов, существует подлинное народовластие, где достигнут высокий уровень политической культуры.

Идеи правового государства своими истоками уходят в античное общество. Платон, Аристотель, Демокрит и другие выдающиеся мыслители древности высказывали немало ценных мыслей о правовом государстве.

В основу современного понятия правового государства положены идеи немецкого философа Иммануила Канта (1724–1804) и французского просветителя и юриста Шарля Монтескье (1689–1755). Безусловно, свой вклад в разработку этого понятия внесли и другие ученые XVIII–XX вв.

Все они полагали, что на смену бюрократическому государству эпохи абсолютизма (как говорил Кант, государству произвола) придет государство автономной личности. Эта личность будет обладать неотчуждаемыми правами. Государство и личность будут совсем по-иному строить свои отношения друг с другом. Государство будет видеть смысл своего существования в том, чтобы служить человеку, обеспечивать его права и свободы.

О правовом государстве в нашей стране заговорили примерно в 1988 г., когда были опубликованы тезисы XIX партийной конференции. В одном из таких тезисов была сформулирована задача создания в СССР правового государства.

В настоящее время в Российском государстве осуществляется правовая реформа. Начало ей положило принятие Конституции 1993 г. Правовая реформа развертывается по следующим четырем направлениям.

1. Развитие и совершенствование законодательства. Необходимо выработать механизм своевременной подготовки и принятия законов, регулирующих многие стороны жизни общества. Необходимо на деле обеспечить провозглашенные в Конституции гарантии политических и социально-экономических прав граждан, провести большую работу по приведению российского законодательства в соответствие с международным правом.

2. Активизация реформы судебной системы и судопроизводства. Необходимо принять единый закон о судебной системе РФ; обеспечить материально-финансовые гарантии независимости судебной власти; создать судебный департамент; существенно изменить действующий закон о статусе судей РФ; решить проблему исполнения судебных решений;

3. Совершенствование системы исполнительной власти на федеральном уровне и на уровне субъектов РФ. Необходимы единые принципы формирования органов исполнительной власти, взаимоотношений ее федеральных и региональных органов, порядок согласования решений, принимаемых по предметам совместного ведения.

4. Развитие правового сознания граждан. Предстоит сформировать массовое убеждение в абсолютной ценности права. Следует наладить элементарное правовое просвещение, правовую пропаганду, распространение правовых знаний.

Признаками правового государства являются:

господство права. Все граждане, органы государственной власти, находящиеся на территории государства, подчиняются праву;

верховенство закона. Законы обладают высшей юридической силой в системе правовых норм государства. Все иные нормативно-правовые акты, которые издают различные государственные органы, не должны противоречить законам;

разделение властей. Чтобы не было сосредоточения власти в одних руках, необходимо разделить власть на три ветви: законодательную, исполнительную и судебную. Каждая из этих ветвей действует в пределах своей компетенции;

независимость суда. Суд, как и две другие ветви, должен быть независимым. Иными словами, не допускается вмешательство в деятельность суда кого бы то ни было;

соблюдение прав и свобод человека. Права и свободы даны человеку от рождения, они неотчуждаемы. Речь идет о праве человека на жизнь, свободу, неприкосновенность, безопасность и других правах и свободах;

эффективная работа правоохранительных органов.

Если нарушены права и свободы человека или имеется угроза такого нарушения, на помощь человеку должны прийти правоохранительные органы. Они и должны защитить эти права и свободы;

высокий уровень правовой культуры. Важнейший показатель правовой культуры – уровень правосознания в обществе. Правосознание – это совокупность правовых взглядов, в которых выражено отношение к праву, степень осознания необходимости выполнения требований закона. Правовая культура проявляется в знании действующего законодательства, уважении к праву, соблюдении правовых норм;

развитие и совершенствование демократии. Необходима гарантия политических прав и свобод и постоянное участие народа в управлении государством, чтобы было сформировано развитое гражданское общество.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

3. Понятие государства

3. Понятие государства Признаки государства 1. Наличие публичной власти. Публичная власть отделена от общества. Она не совпадает с организацией всего населения и имеет слой профессионалов-управленцев. Отсутствие государственности в этом аспекте трактуется как

Признаки государства

Признаки государства 1. Наличие публичной власти. Публичная власть отделена от общества. Она не совпадает с организацией всего населения и имеет слой профессионалов-управленцев. Отсутствие государственности в этом аспекте трактуется как аномальное явление, поскольку

Механизм государства: понятие и структура

Органы государства: понятие, признаки, виды

Органы государства: понятие, признаки, виды Орган государства – это звено государственного аппарата, участвующее в осуществлении определенных функций государства и наделенное в связи с этим властными полномочиями. Признаки органа государства:1) представляет собой

10. Понятие государства

10. Понятие государства Эта высшая личность есть нация, поскольку она является государством. Не нация создает государство, как это провозглашает старое натуралистическое понимание, легшее в основу национальных государств 19-го века. Наоборот, государство создает нацию,

Создание правового Государства: Фридрих III (1438–1493) и Максимилиан I (1493–1519)

Создание правового Государства: Фридрих III (1438–1493) и Максимилиан I (1493–1519) Действительно ли Фридрих III был настолько безвольным, что на протяжении доброго полувека, пока длилось его правление, забросил дела империи и не прилагал серьезных усилий, чтобы урегулировать

10. Понятие государства

10. Понятие государства Эта высшая личность есть нация, поскольку она является государством. Не нация создает государство, как это провозглашает старое натуралистическое понимание, легшее в основу национальных государств 19-го века. Наоборот, государство создает нацию,

Формирование политико-правового сообщества

Формирование политико-правового сообщества Упрощенно исходной основой формирования государства и права следует считать человеческий коллектив с устоявшимися социально-культурными связями в нем; коллектив этот должен быть исторически длительным, т. е. история его в

§ 42. Эволюция социально-правового строя Византии

§ 42. Эволюция социально-правового строя Византии От античного Рима византийское общество унаследовало развитый сословный строй, основанный на резком отличии правового положения отдельных классов населения. Традиционно сословные различия подразумевали имущественное

1. Понятие о природе государства

Глава 1. Понятие государства и элементы государства

Глава 1. Понятие государства и элементы государства В существующем словоупотреблении нет вполне точного понятия о том, что называется государством. Обычная речь колеблется между двумя понятиями о государстве, из которых одно обозначает некоторое целое, другое — часть

Внешние признаки письменных памятников русского государства XV–XVII вв.

Внешние признаки письменных памятников русского государства XV–XVII вв. Период XV–XVII вв. ознаменовался важнейшими событиями социально-экономической, политической и культурной жизни. В конце XV — начале XVI в. образовалось единое Российское государство. В этом государстве

Читайте также: