Когда появилось гражданство в российской империи

Обновлено: 05.07.2024

В дореволюционной России сама форма правления государства — монархия — предполагала наличие подданства, а не гражданства.

Вопросы подданства и гражданства неоднократно становились предметом рассмотрения российских ученых, в том числе В.М. Гессена, А.А. Жилина, Ф.Ф. Кокошкина, Н.М. Коркунова, Н.О. Куплеваского, О.Е. Кутафина, Л.В. Лазарева, В.В. Сокольского и др.[4]

В Российской империи понятие гражданство отсутствовало, речь шла лишь о подданстве. Русское право XVI и XVII вв. не содержало норм, которые бы четко определяли, кто является русским подданным и кто — иностранцем. Таких норм и не могло быть, поскольку само понятие подданства в тот период имело бытовой, а не юридический характер.

В первой половине XVIII в. в законодательстве начинает применяться юридический способ вступления в русское подданство, именуемый натурализацией и связанный с принесением присяги на подданство.

Историческое значение подданства как понятия, сложившегося в эпоху абсолютных монархий, явилось причиной исчезновения этого термина из современного публичного права не только России, но и других государств.

Основы, на которых строится текущее законодательство о гражданстве не возможно понять без знания истоков, анализа исторического опыта — без всего того, что называется историческим опытом, условия без которых никакие знания и аналитические возможности не могут быть в полной мере состоятельными.

Вследствие того, что до 1917 г. отношения народа и Российского государства представляли собой отношения господина и вернослужащих, в контексте данного исследования наиболее интересным представляется период развития законодательства начиная с советского периода, как периода в который предприняты попытки оформить отношения между гражданином и государством как свободные, а, следовательно, имеющие демократический оттенок.

Началом первого этапа в развитии законодательства о гражданстве является октябрь 1917 г., т.к. именно с этой даты начинается не только история развития законодательства о гражданстве, но и история нового государства на территории бывшей Российской империи.

Таким образом, началом первого этапа в развитии законодательства о гражданстве допустимо считать март 1917 г., когда состоялось фактическое объявление гражданами, в связи с делегированием им права выбирать и быть избранными.

Временное правительство отмечало, что в свободной стране все граждане должны быть равны перед законом и что совесть народа не может мириться с ограничениями прав отдельных граждан в зависимости от их веры и происхождения, все установленные действующими узаконениями ограничения в правах российских граждан, обусловленные принадлежностью к тому или иному вероисповеданию, вероучению или национальности, отменялись.

Нормативные акты по вопросам гражданства в период с 1917 г. по 1923 г. ликвидировали институт российского подданства и создали институт гражданства, сохранившего право дискриминации отдельных лиц путем насильственного лишения гражданства и условия приема в гражданство РСФСР иностранных граждан в зависимости от их социальной принадлежности.

Положение о союзном гражданстве от 29 октября 1924 г., ст. 1 которого провозгласила, что гражданин одной из союзных республик, входящих в состав Союза ССР, является тем самым гражданином Союза ССР и имеет все права и несет все обязанности, установленные для граждан как Конституцией и законодательством Союза ССР, так и Конституцией и законодательством союзной республики, на территории которой он проживает, установив тем самым единое союзное гражданство для граждан союзных республик, заложило основу важнейшего института государственного права СССР. Положение 1924 г. не решило всех вопросов гражданства нового государства, но оно стало первым кодифицированным актом о гражданстве и началом второго этапа в развитии законодательства о гражданстве.[5]

До принятия Конституции СССР 1936 г. определенные категории иностранцев пользовались всеми политическими правами граждан СССР. Это было записано в республиканских и союзных законах о гражданстве. Новый союзный Закон о гражданстве СССР ничего не говорил о политических правах иностранцев. Таким образом, иностранцы в СССР, к каким бы социальным категориям они ни принадлежали, уже не пользовались политическими правами. Отныне иностранец мог получить такие права лишь после того, как он станет гражданином СССР.

Прежние законы о гражданстве устанавливали, что каждый проживающий в СССР, кто не имел таких доказательств или чья принадлежность к гражданству иностранного государства не была доказана помимо него, считался гражданином СССР.

Институт гражданства с 1917 г. по 1991 г. в Советской России, СССР и РСФСР развивался как политико-правовая связь между физических лицом и государством. Каждый этап его развития отражал исторически сложившуюся политическую позицию государства и даже отдельных его лидеров.

Эту статью могут комментировать только участники сообщества.
Вы можете вступить в сообщество одним кликом по кнопке справа.

Статья 1. Специальный характер института гражданства.

1. Гражданство, дается россиянам, не имеющим монархических убеждений и не желающим иметь статус подданного.

2. Каждый гражданин Российской Империи обладает на ее территории всеми правами и свободами и несет, равные обязанности, предусмотренные Конституцией Российской Империи.

3. Гражданин Российской Империи не может быть лишен своего гражданства или права изменить его.

4. Гражданство Российской Империи приобретается и прекращается в соответствии с Конституцией, является единым независимо от оснований приобретения.

5. Гражданство и подданство равны, равноправны и равноценны.

Статья 2. Иностранные подданные

или граждане и лица без подданства или гражданства.

1. Иностранные подданные или граждане и лица без подданства или гражданства, пользуются в Российской Империи неполными правами и несут неполные обязанности.

2. Нет допуска к муниципальной, губернской и государственной власти и к работе в патентных бюро.

3. Отсутствует обязанность служить в армии.

Статья 3. Подданство и гражданство.

1. Претендовать на подданство или гражданство России, может любой человек, независимо от национальности, вероисповедания, гражданства, пола, профессии, политических убеждений, социального происхождения, при условии рождения на территории России или при условии наличия предка, имеющего подданство или гражданство России.

2. Подданство или гражданство обусловлено принадлежностью территории к государству.

3. Это обозначает, что для получения подданства или гражданства России, необходимо, чтобы претендент на подданство или гражданство, принадлежал к народу, исконная этническая территория которого входит в состав России.

4. В письменном заявлении, в свободной форме, претендент, должен ответить на вопросы:

б) дата и место рождения,

в) подданство или гражданство,

г) серия и номер паспорта,

д) отношение с правоохранительными органами своей страны, (наличие или отсутствие преследований по неполитическим мотивам),

е) семейное положение,

ё) наличие родственников,

ж) адрес проживания в стране убытия.

5. Претендент, должен предъявить подтверждающие документы, (паспорт, свидетельство о браке, о рождении и т. д.).

6. В течении течение 30 суток, информация проверяется.

7. Если информация подтвердилась, и претендент на подданство или гражданство не преследуется властями страны по неполитическим мотивам, от него принимается фото на паспорт, квитанции по оплате

бланка паспорта и оплате услуг по выдаче паспорта.

8. Претенденту, выдается квитанция в получении документов.

9. Семь суток спустя, ему вручается паспорт подданного или гражданина России.

10. Дети неизвестных родителей, найденных найденные на территории Российской Империи, получают подданство Российской Империи автоматически, воспитываются как русские по культуре и языку.

11. Лица, которые могут документально доказать свое дворянское происхождение, имеют право требовать, чтобы в паспорте был указан их титул сразу после ФИО.

12. Не существует никаких законных причин для отказа в исполнении этого требования.

13. Дети, рожденные на территории посольства, консульства или воинской части Империи в составе ограниченного контингента войск Российской Империи за рубежом, получают подданство или гражданство Российской Империи автоматически.

14. Родители подданных или граждан России, получают подданство или гражданство путем признания.

15. Лица, имеющие нетрадиционную половую ориентацию, не могут претендовать на гражданство или подданство России.

16. Лица, сменившие пол, не могут претендовать на гражданство или подданство России.

17. В процедуру получения подданства (гражданства), могут быть включены обязательные медицинские анализы, на предмет выявления инфекций.

18. В случае выявления инфекции, дело о выдаче российского паспорта приостанавливается до полного выздоровления соискателя, подтвержденного документально и показаниями лечащего врача в мировом суде.

19. Если подданный (гражданин) Российской Империи поменял пол, он вычеркивается из списков подданных (граждан) и депортируется.

20. Российская Империя и власти единокровных славянских стран (Сербия, Белоруссия) могут заключить договор об Едином Межславянском подданстве (гражданстве) для уроженцев своих стран.

21. Двойное подданство (гражданство) запрещено.

Всего голосов: 6


Для всестороннего анализа понятия гражданства необходимо изучить основные этапы возникновения и развития данного института, который наполнялся содержанием в процессе исторического развития государства. Истоки данного института обнаруживаются уже в племенной и родовой организации общества. Определяющим условием членства в племени, роде было кровное родство (социальной единицей являлась община из 50–60-ти человек — кровных родственников). Но возможно было и принятие в племя, род новых членов, преимущественно путём усыновления или заключения брака. Совершение членом таких общностей преступлений против них, переход в другой род, племя, членство прекращали [1].

Непосредственно генезис гражданства (подданства) большинство исследователей связывают с возникновением права и государства, когда родовые связи подверглись интенсивному распаду. И это закономерно, т. к. гражданство — значительный юридический институт, формирующий специфические правовые связи государства и личности. Но зарождение первых государств ещё не привело к появлению гражданства в современном понимании, возникла (в ходе становления взаимоотношений между, с одной стороны, публичной властью, а с другой стороны, — с территориально организованным населением, с конкретным человеком) лишь категория принадлежности к государству, как исторический прототип гражданства.

Таким образом, в античный период гражданство было статусом привилегированной части населения. Античный гражданин — лицо, имеющее большой круг прав в обществе и определённые обязанности перед ним.

Эпоха Великой французской революции (1789–1799) в противовес концепции подданства выдвинула концепцию гражданина как лица, активно участвующего в политической жизни страны и народа, как общности равноправных граждан. Вопросы приобретения и утраты французского гражданства были регламентированы революционными декретами от 3 ноября и 22 декабря 1789 г., а также разд. II Конституции Франции 1875 г.[7]. Считается, что именно во Франции сразу после Великой революции впервые появляется современное понятие гражданства. Политические права признаются общегражданскими. Реализуется идея Ж.-Ж. Руссо, понимающего гражданство как выражение определённой совокупности лиц в государстве, которое даёт им право на участие в осуществлении государственной власти.

Говоря об историческом развитии гражданства, нельзя не сказать и о лицах, которые являются не гражданами, т. е. иностранцами и лицами без гражданства. Мировая история показывает: отношение к иностранцам прошло эволюционный, длительный путь. Он простирался от всеобъемлющей нетерпимости их, восприятия исключительно в качестве врагов (так, законы древних Египта и Индии воспрещали любые отношения с иностранцами, те полагались врагами и прав не имели абсолютно) до — ступень за ступенью — изжития предубеждений. Кардинально ситуация в данной сфере стала видоизменяться только в XIX в. — под воздействием экономических развивающихся международных связей. Именно в данный период иностранцы стали подпадать под действие специального режима. Он был в одних случаях более ограниченным, нежели положение граждан государства. В других же — более благоприятным (последнее распространено в зависимых, особенно колониальных странах). На Ближнем Востоке, в Китае имел место режим, определяемый, как режим капитуляций (т. е. базирующийся на нормах договора, именуемых капитулами). Иностранцы местной подсудности часто вообще не подлежали [8].

Более прогрессивный период в эволюции правового режима иностранцев начался вслед за принятием Устава ООН [9] сформулировавшем цели Объединённых Наций, выразившем подлинно гуманистические устремления. Права человека приобретают на этом этапе (с середины ХХ в.) двухуровневое строение — не только национальное, но и международное. В значении соблюдения прав личности международные нормы положения неграждан стали формироваться именно в этот период — после 1945 г. (ведь в связи с событиями Второй мировой войны миллионы людей стали вынужденными мигрантами). Кроме того, универсальное развитие межгосударственных связей, интернационализация социальной жизни постепенно привели к значительному росту в большом количестве государств мира численности иностранцев. Под влиянием закрепления прав человека, прежде всего — общепризнанных, широкое применение получил национальный режим (он сегодня является фактически традиционным). По нему иностранцы, в принципе, уподобляются местным гражданам в правах. Но — за определёнными исключениями. Кроме того, при заключении договоров, государства могут внести модификации в национальный режим, при этом давая, как правило, своим гражданам дополнительные права (обычно, это права в сфере налогов, торговли, таможенных правил и т. п.). В целом, иностранцы правовой защиты удостаивались постепенно и также постепенно наделялись определённой широтой прав и обязанностей.

В последующем отдельные вопросы подданства регулировались постановлениями, обобщёнными в изданном при Николае I Своде законов Российской Империи. Предусматривались весьма льготные условия приобретения иностранцами российского подданства. Каждый из них, прибыв в Россию, имел право обратиться к местному губернатору с соответствующей просьбой. Дети иностранца, принятого в российское подданство, становились подданными России автоматически.

Русское подданство приобреталось, в первую очередь, в связи с происхождением от лиц, приписанных к одному из русских сословий (дворяне; духовенство; городские обыватели (почетные граждане, купцы, мещане, цеховные); крестьяне, финляндские обыватели). Сословные различия были очень глубоки. То есть, подданство Российской Империи не означало равенства граждан перед законом. Основные привилегии имели дворяне. Также в России ввиду обширности территории и разнообразия населения, помимо подданных, каковыми были все представители одного из сословий, и иностранцев, имелась ещё и многочисленная группа инородцев; к ним относились киргизы, башкиры, калмыки, самоеды, прочие народы, населявшие восточную и северо-восточную части страны, а также евреи. Условия приёма в русское подданство инородцев были немного проще, чем иностранцев.

Законы Российской Империи молчали о двойном подданстве, но отдельные учёные рассуждали об этом институте, причём некоторые считали, что первоначальное подданство прекращается натурализацией в другом государстве, а другие (например, В. М. Гессен) полагали, что ни одно государство не вправе натурализовать иностранца, пока он не будет освобождён от первоначального подданства.

Норм о выходе из русского подданства также не было. Лишь Устав о воинской повинности от 1 января 1874 г. предусмотрел, что мужчины могут выйти из русского подданства, отбыв воинскую повинность. Самовольное вступление в подданство иностранной державы русского подданного, если затем он вернулся в Россию, наказывалось строго — ссылкой на поселение в Сибирь.

V Всероссийский съезд Советов принял 10.07.1918 Конституцию РСФСР, установившую единый правовой статус для всего населения страны — граждане Российской Республики. Е. Н. Изотова отмечает, что в данном акте была сформирована административная юрисдикция по вопросам правовой связи государства и человека. Так, местные Советы могли рассматривать вопросы принятия в гражданство иностранцев — рабочих и крестьян.

В законах советского периода, посвящённых вопросам гражданства, выделяются 2 периода: 1) досоюзный — вопросы гражданства регулировались законодательными актами республик; 2) союзный — регулирование проводилось преимущественно актами власти союзного уровня. Началом союзного периода стала Конституция СССР 1924 г., которая закрепила в ст. 7 принцип, установивший единое союзное гражданство для граждан союзных республик, что во внешней сфере давало каждому советскому гражданину ощущать себя под защитой государства. Такой подход не умалял суверенитета союзных республик, т. к. сохранилось их собственное гражданство. Вместе с тем, изменилась концепция местной административной юрисдикции: вопросы принятия в гражданство были подняты на уровень центра — вынесение постановлений о приобретении и утрате российского гражданства и о правах иностранцев на территории республик было отнесено к числу полномочий ВЦИК и Всероссийского съезда Советов. Учёные считают, что такой подход был связан с необходимостью законодательного закрепления возможности лишения гражданства в отношении нежелательных элементов.

Итак, исторически для развития законодательства, регулирующего гражданство (подданство), были характерны подъёмы и упадки, вызванные переменами в политической, экономической, социальной сферах. Становление института гражданства в нашей стране прошло длительный путь, в котором выделяются три временны́х периода: 1) до Октября 1917 г.; 2) в советскую эпоху; 3) в современной России. Каждый из этих этапов имеет свои особенности, присущие конкретному историческому отрезку времени отечественной государственности.

Основные термины (генерируются автоматически): Россия, гражданин, гражданство, подданство, русское подданство, государство, иностранец, подданный, Российская Империя, СССР.


Оглавление

  • ПРЕАМБУЛА
  • ГЛАВА 1. ГОСУДАРСТВО
  • ГЛАВА 2. ЦЕЛОСТНОСТЬ ГОСУДАРСТВА
  • ГЛАВА 3. СВОЙСТВА КОНСТИТУЦИИ
  • ГЛАВА 4. ПОДДАНСТВО И ГРАЖДАНСТВО
  • ГЛАВА 5. ГОСУДАРСТВЕННАЯ, ГУБЕРНСКАЯ И МУНИЦИПАЛЬНАЯ СЛУЖБА
  • ГЛАВА 6. РОДОВАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ИЗМЕНУ РОДИНЕ
  • ГЛАВА 7. ПАМЯТКА ИМПЕРАТОРУ
  • ГЛАВА 8. РОССИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ
  • ГЛАВА 9. ИМПЕРАТОР
  • ГЛАВА 10. ПРЕДСТАВИТЕЛИ ИМПЕРАТОРА
  • ГЛАВА 11. ПРЕСТОЛОНАСЛЕДИЕ
  • ГЛАВА 12. РЕГЕНТСТВО
  • ГЛАВА 13. ОТРЕЧЕНИЕ ОТ ПРЕСТОЛА
  • ГЛАВА 14. ХАРАКТЕР ВЛАСТИ
  • ГЛАВА 15. НЕДОПУСТИМОСТЬ ВАКУУМА ВЛАСТИ
  • ГЛАВА 16. ВЕРХОВНАЯ ВЛАСТЬ
  • ГЛАВА 17. УЧРЕДИТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Конституция Российской Империи предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

ГЛАВА 4. ПОДДАНСТВО И ГРАЖДАНСТВО

Статья 1. Специальный характер института гражданства.

1. Гражданство, дается россиянам, не имеющим монархических убеждений и не желающим иметь статус подданного.

2. Каждый гражданин Российской Империи обладает на ее территории всеми правами и свободами и несет, равные обязанности, предусмотренные Конституцией Российской Империи.

3. Гражданин Российской Империи не может быть лишен своего гражданства или права изменить его.

4. Гражданство Российской Империи приобретается и прекращается в соответствии с Конституцией, является единым независимо от оснований приобретения.

5. Гражданство и подданство равны, равноправны и равноценны.

Статья 2. Иностранные подданные

или граждане и лица без подданства или гражданства.

1. Иностранные подданные или граждане и лица без подданства или гражданства, пользуются в Российской Империи неполными правами и несут неполные обязанности.

2. Нет допуска к муниципальной, губернской и государственной власти и к работе в патентных бюро.

3. Отсутствует обязанность служить в армии.

Статья 3. Подданство и гражданство.

1. Претендовать на подданство или гражданство России, может любой человек, независимо от национальности, вероисповедания, гражданства, пола, профессии, политических убеждений, социального происхождения, при условии рождения на территории России или при условии наличия предка, имеющего подданство или гражданство России.

2. Подданство или гражданство обусловлено принадлежностью территории к государству.

3. Это обозначает, что для получения подданства или гражданства России, необходимо, чтобы претендент на подданство или гражданство, принадлежал к народу, исконная этническая территория которого входит в состав России.

4. В письменном заявлении, в свободной форме, претендент, должен ответить на вопросы:

б) дата и место рождения,

в) подданство или гражданство,

г) серия и номер паспорта,

д) отношение с правоохранительными органами своей страны, (наличие или отсутствие преследований по неполитическим мотивам),

е) семейное положение,

ё) наличие родственников,

ж) адрес проживания в стране убытия.

5. Претендент, должен предъявить подтверждающие документы, (паспорт, свидетельство о браке, о рождении и т. д.).

6. В течении течение 30 суток, информация проверяется.

7. Если информация подтвердилась, и претендент на подданство или гражданство не преследуется властями страны по неполитическим мотивам, от него принимается фото на паспорт, квитанции по оплате

бланка паспорта и оплате услуг по выдаче паспорта.

8. Претенденту, выдается квитанция в получении документов.

9. Семь суток спустя, ему вручается паспорт подданного или гражданина России.

10. Дети неизвестных родителей, найденных найденные на территории Российской Империи, получают подданство Российской Империи автоматически, воспитываются как русские по культуре и языку.

11. Лица, которые могут документально доказать свое дворянское происхождение, имеют право требовать, чтобы в паспорте был указан их титул сразу после ФИО.

12. Не существует никаких законных причин для отказа в исполнении этого требования.

13. Дети, рожденные на территории посольства, консульства или воинской части Империи в составе ограниченного контингента войск Российской Империи за рубежом, получают подданство или гражданство Российской Империи автоматически.

14. Родители подданных или граждан России, получают подданство или гражданство путем признания.

15. Лица, имеющие нетрадиционную половую ориентацию, не могут претендовать на гражданство или подданство России.

16. Лица, сменившие пол, не могут претендовать на гражданство или подданство России.

17. В процедуру получения подданства (гражданства), могут быть включены обязательные медицинские анализы, на предмет выявления инфекций.

18. В случае выявления инфекции, дело о выдаче российского паспорта приостанавливается до полного выздоровления соискателя, подтвержденного документально и показаниями лечащего врача в мировом суде.

19. Если подданный (гражданин) Российской Империи поменял пол, он вычеркивается из списков подданных (граждан) и депортируется.

20. Российская Империя и власти единокровных славянских стран (Сербия, Белоруссия) могут заключить договор об Едином Межславянском подданстве (гражданстве) для уроженцев своих стран.

Читайте также: