Когда начали преподавать испанское право

Обновлено: 05.07.2024

Какие проблемы существуют в испанских школах? Почему испанцы плохо знают математику и физику? Что делать детям эмигрантов? На все вопросы отвечает кандидат технических наук Владимир Тимошенко, занимающийся в Испании репетиторством на дому.

Владимир Тимошенко, наш сегодняшний гость, определяет свой возраст как "слегка пенсионный". Кандидат технических наук и доцент, в Испании Владимир занимается репетиторством и даёт частные уроки математики и физики. За годы преподавательской практики у него сформировались твёрдые убеждения относительно обучения точным наукам в школах провинции Аликанте.

Своими впечатлениями Владимир поделился с нашей редакцией.

А вообще, выбор пал на Испанию по многим причинам. Это не только замечательный климат, отмечу также доброжелательность со стороны испанцев, доступные цены на жилье и продукты, высокое качество жизни. Кроме того, здесь живёт много наших соотечественников. Есть, куда приложить свои знания и с кем пообщаться.

— Какой регион Испании Вы выбрали для жизни?
— Мы купили жильё в Сьюдад-Кесаде, в высокой части города. Это провинция Аликанте, 12 километров от Торревьехи. Небольшой дом, разделенный на две половины: одна наша, другая — соседская. Ухаживаем за маленьким садом. Виды здесь потрясающие. До моря и песчаного пляжа — шесть километров. Живём вдвоем: дети уже взрослые и разъехались по всему миру. Но навещают часто.



— Чем Вы занимаетесь в Испании?
— Мы с женой — преподаватели. Её сфера — это русский язык и логопедия, а я преподаю математику и физику. Занимаемся репетиторством на дому. В шутку называем себя "мини-школой".

Владимир с супругой на горнолыжном курорте Сьерра-Невада

Скажу, что у нас тут сложился вполне гармоничный образ жизни. С сентября до середины июня — интенсивные занятия с учениками. А в перерывах — поездки по всей Испании: от Галисии до Андалусии и от Португалии до Каталонии. А летом вместе с птицами возвращаемся померзнуть на Родину. Не поверите, но после Нового года начинаем тосковать по нашей яркой зелени, дождям и даже комарам. Но вопрос о решительном возвращении домой не стоит.

— Перейдём к самому главному. Что не так с математикой в Испании? Вы, как человек имеющий учёную степень, как никто другой можете дать экспертное мнение на этот счёт.
— Я не могу говорить за всю Испанию, речь пойдет лишь об Аликанте, о нашей провинции.

Впечатления неоднозначные. Можно выделить три основные категории учебных заведений: муниципальные испанские школы, частные школы с основным языком обучения испанским и частные — с основным языком английским. Из позитивных моментов надо отметить, что во всех школах хорошо преподаются языки. И испанский, и английский. Где-то чуть лучше, где-то чуть хуже, в зависимости от того, какой язык в школе основной. Но в целом, дети наших эмигрантов так хорошо и быстро овладевают испанским и английским, что становится искренне завидно. А еще есть обязательный валенсианский язык. Никто не знает, правда, зачем.


А вот в отношении точных наук ситуация, прямо скажем, не очень. Причем во всех без исключения школах. Возможно, это связано с национальным характером и историческими тенденциями. Испанцы не участвовали в эпохе научных открытий 17-19 веков, не замечены в лауреатах Нобелевской премии по физике и химии. Их гораздо больше интересуют другие вопросы. Они лучше всех в Европе умеют организовывать массовые празднества, поддерживать национальные традиции в области музыки, танца, кулинарии и прочего. Это то, что привлекает сюда миллионы туристов.

— А конкретней? Почему с точными науками ситуация не очень?
— Если говорить конкретно, то учебники по математике в школах достаточно высокого уровня. Многие темы проходят даже раньше, чем в России. Если бы местные школьники изучали всё, что написано в учебниках, результат был бы с пометкой "супер". Но в любой из школ любого типа в течение года проходят всего от 50 до 70 процентов учебного материала. А есть отдельные случаи, где и вовсе 30%. Причем учителями выбираются наиболее простые темы, а, соответственно, сложные — исключаются. Кажется, что за это никто не несет ответственности. Это во-первых.

Второй важный аспект. В испанских школах низкая успеваемость не считается чем-то плохим. У нас не укладывается в голове, что средний балл в классе может быть 4 и ниже. И это при 10-бальной системе и 5 баллах проходных! Больше половины учеников летом и осенью пересдают экзамены, чтобы перейти в следующий класс, многие остаются на второй год. И это считается нормой.

Задайте вопросы по ВНЖ и переезду нашим менеджерам.
Они с радостью Вам ответят и расскажут все подробнее.
Оставьте заявку и мы с Вами свяжемся!


— И как ученику отстаивать свои права в таких ситуациях?
— Доказать свою правоту практически невозможно. Начнём с того, что результаты экзаменов на руки не выдают. Копии с написанных контрольных снимать запрещено. В лучшем случае могут показать работу и пояснить, где и за что снизили. И еще — чтобы родителю поговорить с преподавателем, внимание, надо записываться на встречу по электронной почте или по телефону не ранее, чем за неделю. При этом не факт, что учитель вообще согласится на встречу.


Ну вот, нагнал страха. Вы знаете, накипело. Просто испанцы другие. На самом деле, конечно, не всё прям так страшно — дети учатся, поступают в университеты, преодолевают трудности. Главное, чтобы было желание и правильное воспитание в семье.

Ну, а в школах с основным английским наблюдается недостаточный уровень точных наук ещё по одной причине — из-за банального отсутствия педагогов по специальным дисциплинам. Носителей английского в Испании — миллионы, а преподаватели математики, химии, физики, биологии и других наук на этом языке работают в Великобритании, где зарплаты в 2-3 раза выше, чем здесь.

— А какие программы в местных школах? Какие элементы плохо преподаются? Грубо говоря — уравнения, логарифмы, геометрия?
— Повторюсь, учебники, в основном, высокого качества. И задания на ежегодных выпускных экзаменах в бакалавриате, которые публикуются в интернете, вполне достойного европейского уровня. Это если говорить уже о высшем математическом образовании. Просто основная масса учеников до него не доходит.

Возможно, в других частях Испании ситуация иная. Ведь университеты работают и полны студентов. Но в Аликанте испанцы не амбициозны, высшее образование не является пределом их мечтаний. А если и является, то не техническое. Всё чаще они выбирают социальные направления. В университетах появились, например, факультеты политических наук. Типа — закончил школу и сразу в парламент. Зачем им физика?

Учебник физики в англоязычной школе

С физикой и химией дела ёще хуже, чем с математикой, эти дисциплины в школах просто вымирают. В средней школе учебник объединен в один, так и называется — "Физика-Химия". Причём внутри этого учебника нет практически ни одной формулы, тем более задач. Всё на описательном уровне. Экзамен по этим дисциплинам похож на экзамены по испанскому языку. Кто грамотнее пишет по-испански, тот и физик. Скоро инженеров в Испании станет меньше, чем лесов.

С дипломом испанской школы не требуется аккредитация для поступления в университеты Европы, но требуется дополнительное индивидуальное обучение по выбранным предметам

— Пожалуйста, приведите конкретные примеры того, как "проседает" испанская школа. То есть наш, русскоязычный ребёнок, воспитанник постсоветской системы образования, переезжает в Испанию, идёт, допустим, в седьмой класс, и обнаруживается, что по уровню знаний он находится на уровне девятого?
— Верно. Наши дети, учившиеся в России, отличаются более фундаментальными знаниями в области математики, особенно в геометрии. В Испании геометрия вообще не выделена в отдельный предмет и сводится к определению площадей и объемов. Местному школьнику невозможно объяснить, например, что такое теорема. Зачем я кому-то должен доказывать, что сумма квадратов катетов равна квадрату гипотенузы? Опять же, я уверен, что сильные школы наверняка где-то есть. Но в нашем округе таковых не имеется. К сожалению.


Что делать нашему школьнику-эмигранту? Должна быть цель и понимание — кем он хочет стать. И желание двигаться к цели вопреки окружающей, расслабляющей обстановке. В нашем округе есть опытные, образованные люди, готовые помочь в этом.

— Владимир, расскажите про свой опыт репетиторства. Какие ученики к Вам приходят? Это сугубо дети русскоязычных эмигрантов или испанские дети тоже?
— В начале нашего разговора я упоминал про мини-школу. Начинал работу только со старшеклассниками. Но постепенно вовлек в процесс и более юное поколение. Сейчас напоминаю себе сельского учителя: дети от семи до девятнадцати. Программы все индивидуальные. Исправляем школьные пробелы и готовим к конкретному экзамену, готовим к поступлению в университет, просто развиваемся.

Преподаю на русском языке, но учебники и терминология могут быть любые, смотря какая школа: испанский, английский и русский. Задачи тоже на языке обучения. Слава богу, математика и физика не имеют национальности. Дети в основном русскоязычные, но есть и те, для кого русский второй или даже третий. За относительно короткий период работы в Испании уже несколько моих учеников поступили в разные университеты. Среди лучших: МГУ, Cambridge, лондонский UCL, University of Sidney.

Своим ребятам, если требуется, помогаю и в дальнейшем, уже после поступления. Рекомендую темы для научных исследований, редактирую курсовые работы. Skype нам в помощь.



И всё-таки ещё кое-что по поводу образования. Выбор языка обучения — вопрос семейный. В любом случае потребуется дополнительная помощь в освоении местных программ. Мы живем в век открытой информации. Обучаться можно где угодно, было бы желание и правильные установки в семье. Учиться здесь вполне можно, дети получают бесценный опыт интернационального общения. С дипломом испанской школы не требуется аккредитация для поступления в университеты Европы, но требуется дополнительное индивидуальное обучение по выбранным предметам. Испанцы, кстати, желающие учиться в престижных университетах, поголовно занимаются дополнительно и берут индивидуальные занятия.

27. Закат идеи права. Что собой представляло европейское право до XIII века? Существовавшие тогда элементы, с помощью которых позднее была создана романо-германская правовая система, носили характер обычного права. Римская империя знала блестящую цивилизацию, и римский гений создал юридическую систему, не имеющую прецедентов в мире. Мы не будем описывать ни эту систему, ни ее историю. В рассматриваемый период, то есть в начале XIII века, Римская империя не существовала уже многие века. Со времен варварских нашествий римляне, с одной стороны, и варвары -- с другой, продолжали некоторый период жить каждые по своим законам. После обращения варваров в христианство образ жизни населения мало-помалу начал сближаться; произошло их частичное слияние, и вместе с рождающимся феодализмом на смену примитивному принципу личного закона пришли и территориальные обычаи.

Существуют некоторые документы, к которым мы можем обратиться, чтобы познакомиться как с состоянием римского права, так и с состоянием права варваров. Компиляции Юстиниана (Кодекс, Дигесты, Институции, опубликованные с 529 до 534 года, дополненные серией Новелл) на Востоке и частично в Италии, Молитвенник Алариха (506 год) во Франции и на Иберийском полуострове представляют римское право. Начиная с VI века большинство германских племен уже имело свои законы ("законы варваров"). Процесс создания этих законов продолжался до XII века, охватывая различные нордические и славянские племена.

Эти документы, однако, позволяют узнать очень мало о праве, которое применялось в Европе в XII веке. "Законы варваров" регулировали только самую незначительную часть тех общественных отношений, которые мы считаем в настоящее время регулируемыми правом. Римские компиляции, даже в их упрощенном издании Алариха, очень скоро оказались слишком сложными…

Для чего было знать и уточнять правовые нормы, если успех дела зависел от таких средств, как суждение божье, клятвы сторон, процедура очищения, судебное испытание, или просто от произвола местной власти? Для чего добиваться судебного решения, если никакая власть, располагающая силой, не обязана и не готова предоставить эту силу в распоряжение выигравшего процесс? Во мраке позднего средневековья общество вернулось к более примитивному состоянию. Право еще существовало; об этом говорит наличие институтов, призванных создавать право (рашимбурги у франков, скандинавские лагманы, исландские эосагари, ирландские бреоны, англосаксонские визаны). Но господство права прекратилось. Между частными лицами и между социальными группами споры разрешались по закону сильного или произвольной властью вождя. Несомненно, более важное значение, чем право, имел в эту эпоху арбитраж, который стремился не столько предоставить каждому то, что ему принадлежит по справедливости, сколько сохранить солидарность группы, обеспечить мирное сосуществование между соперничающими группами и установить мир в обществе. Отброшен сам идеал общества, основанного на праве. Христианское общество основывалось скорее на идеях братства и милосердия. Святой Павел в своем первом послании коринфянам рекомендовал верующим подчиниться посредничеству своих пасторов или своих святых братьев, а не обращаться в суды. Святой Августин защищал тот же тезис. Немецкая пословица XVI века гласит: "Юристы -- плохие христиане"; хотя ее применяли преимущественно к романистам, поговорка тем не менее относится ко всем юристам: само право считалось плохой вещью.

28. Возрождение идеи права. Создание романо-германской правовой семьи связано с возрождением, которое произошло в XIII и XIII веках на западе Европы. Это возрождение проявилось во всех планах; одним из его важных аспектов был аспект юридический. Новое общество вновь осознало необходимость права; оно начало понимать, что только право может обеспечить порядок и безопасность, которых требует божественный замысел и которые необходимы для прогресса. Идеал христианского общества, основанного на милосердии, был отброшен, равно как и идея создания на Земле града божьего. Сама церковь стала более отчетливо различать религиозное общество верующих и светское общество, суд совести и правосудие и создала в эту эпоху каноническое частное право. В XIII веке уже перестали смешивать религию и мораль с гражданским порядком и правом; за правом вновь была признана его собственная роль и автономия, которые отныне стали характерными для западных образа мысли и цивилизации.

…Зарождение романо-германской правовой системы в XII и ХIII веках никоим образом не является результатом утверждения политической власти или централизации, осуществленной королевской властью. Этим романо-германская правовая система отличается от английского права, где развитие общего права было связано с усилением королевской власти и с существованием сильно централизованных королевских судов. На Европейском континенте ничего подобного не наблюдалось. Система романо-германского права, напротив, утверждается в эпоху, когда Европа не только не составляет единого целого, но сама идея такого рода кажется несбыточной. В эту эпоху становится очевидным, что усилия папства или империи не приведут к восстановлению в политическом плане единства Римской империи. Система романо-германского права никогда не основывалась ни на чем ином, кроме общности культуры. Она возникла и продолжала существовать независимо от каких-либо политических целей; это важно подчеркнуть.

Основным источником, откуда распространились новые идеи, благоприятствуя тем самым возрождению права, стали возникшие в Западной Европе очаги культуры. Главная роль при этом принадлежала университетам, из которых первым и наиболее известным был Болонский университет в Италии. Поэтому важно знать, какие цели ставили перед собой университеты и как они в течение веков выработали право ученых, ставшее, несмотря на границы между государствами, общим для всей Европы…

Отдел I. Общее право университетов

29. Право -- модель социальной организации. В университетах не преподавали "практическое право". Университетский профессор учил методу, позволявшему создавать самые справедливые по содержанию нормы, более всего соответствующие морали и благоприятствующие нормальной жизни общества. Он видел свою роль не в том, чтобы описывать существующую практику или давать практические советы, как эффективно реализовать правовые нормы.

В университетах право рассматривалось как модель социальной организации. Его изучение не было акцентировано на судебном разбирательстве или исполнении вынесенных решений: оно оставляло в стороне процессуальные процедуры, доказательства, способы исполнения, отдавая их на откуп административной регламентации и практическим установкам. Университетская наука обращена к праву в его связи с философией, теологией и религией, она указывает судьям, как решать дела на основе справедливости, предписывает правила, которым добропорядочные люди должны следовать в своем социальном поведении. Право, как и мораль,-- это должное (то, что нужно делать), а не сущее (то, что практически происходит). Возможно ли преподавание морали, ограниченное описанием того, что человек обычно делает, без указания на то, как следует поступать и жить? Это справедливо и в отношении права.

Можно ли было вообще вести в средние века такое преподавание права, которое базировалось бы на том, что мы сегодня называем позитивным правом? Ведь в большинстве стран оно находилось в хаотическом, неопределенном состоянии, было чрезвычайно раздробленным, иногда варварским. Италия и Франция, где появились новые формы изучения права, не имели своего национального права; в этих странах, где не было еще единого общепризнанного суверена, продолжал господствовать феодальный режим. Такое же положение имело место в Испании и Португалии, где короли лишь возглавляли всегда непрочные союзы, направленные против мусульман… Ни один европейский университет не мог, таким образом, взять в качестве основы преподавания позитивное (местное или региональное) право, так как в глазах университета оно не выражало справедливости и, следовательно, не было правом.

30. Престиж римского права. В противовес разнобою и несовершенству местных обычаев существовало право, пригодное для изучения и восхищавшее всех -- и профессоров, и студентов. Это было римское право. В то же время с этим правом легко было ознакомиться: кодификации Юстиниана излагали его нормы на языке, который церковь сохранила и упростила, на языке, которым пользовались все канцлерства и все ученые,-- на латыни. Римское право было правом блестящей цивилизации, простиравшейся от Средиземного моря до Северного, от Византии до Бретани, вызывавшей в душе современников похожее на ностальгию чувство единства, утраченного христианским миром.

Римское право, которым руководствовалась церковь и которое было основой канонического права, внесшего в него лишь небольшие дополнения и обновления, длительное время подвергалось критике. Говорилось, что оно создано языческим миром, было плодом цивилизации, которая не знала Христа, что оно связано с философией, противоречащей взглядам Евангелия, святых отцов церкви и христианства.

Построить общество на основе римского права, принять его за образец -не было ли это нарушением божественного закона, поисками справедливости за счет и в ущерб милосердию?

Фома Аквинский в начале XIII века положил конец этой критике. Его труды, использующие труды Аристотеля и показывающие, что дохристианская философия, основывавшаяся на разуме, в значительной степени соответствовала божественному закону, способствовали "изгнанию чертей" из римского права.

Творчество Фомы Аквинского знаменовало окончательный отказ от всяких попыток построить гражданское общество по апостолическому образцу, основанному на милосердии. С трудами Фомы Аквинского исчезло последнее препятствие на пути возрождения изучения римского права.

31. Преподавание национального права. Основой преподавания права во всех университетах Европы стало, таким образом, римское право и наряду с ним каноническое право. И лишь значительно позднее в университетах начали преподавать национальное право. Шведское право преподается в Уппсале с 1620 года, кафедра французского права была создана в Сорбонне в Париже в 1679 году. Но в большинстве стран национальное право начали преподавать в университетах лишь в XVIII веке: в 1707 году--в Виттенберге, первом университете, где преподавалось немецкое право; в 1741 году -- в Испании; в 1758 году-- в Оксфорде и в 1800 году-- в Кембридже в Англии; в 1772 году -в Португалии. До XIX века и до периода национальных кодификаций римское право преподавалось во всех университетах, и его изучение составляло основу образования; преподавание же национального права имело второстепенное значение. Нужно ясно отдавать себе отчет во всех этих фактах, в бесспорно первостепенном значении изучения римского права во всех университетах в течение многих веков. Этот феномен возрождения изучения римского права вышел по своему значению за рамки Болонского университета, с одной стороны, и за пределы XII и XIII веков -- с другой.

34. Школа естественного права. Систематизированное и приспособленное юристами к нуждам нового общества право, преподававшееся в университетах, начиная с эпохи постглоссаторов все более и более отходит от права Юстиниана. Оно становится систематизированным правом, основанным на разуме и предназначенным в силу этого для всеобщего применения. Забота об уважении римского права уступает в университетах место стремлению установить и изложить принципы права, являющиеся во всех отношениях выражением рациональных начал. Новая школа, именуемая доктриной естественного права, побеждает в университетах в XVII и XVIII веках.

Эта школа во многих существенных отношениях отличается от постглоссаторов. Она отказалась от схоластического метода, стремилась, подражая точным наукам, видеть в праве логическую аксиоматизированную систему. Она отходит от идеи естественного порядка вещей, основанного на воле бога, ставит в центр любого общественного строя человека, подчеркивая его неотъемлемые "естественные права". Отныне в юридической мысли воцарилась идея субъективного права.

Вопреки своему неудачному наименованию школа естественного права видела в праве не какое-то естественное явление (как продиктованная богом природа вещей у постглоссаторов), а творение человеческого разума, признанного отныне единственной направляющей право силой. В эпоху господства философии просвещения юристы вдохновлялись идеей универсализма и стремились к созданию таких норм справедливости, которые образуют всеобщее неизменное для всех времен и народов право. Эти установки усилили тенденцию к слиянию местных и региональных обычаев. Выдвижение на первый план разума как силы, творящей право, подчеркивало новую важную роль, отводимую закону, и открывало путь к кодификациям.

Естественно-правовая школа полностью обновила науку права и ее методы, чему способствовали ее аксиоматические установки и подчеркивание роли законодательства. Что же касается материального содержания права, то итоги деятельности этой школы различны в частном праве, с одной стороны, и в публичном -- с другой.

В области частного права школа естественного права отнюдь не была революционной. Она не отказалась от решений, восходивших к постглоссаторам. Такие решения можно встретить у Греция, Дома, Стэйра в Шотландии, Гуго -- в Германии, с той оговоркой, что эти решения соответствуют "разуму". Школа естественного права требовала лишь, чтобы нормы римского права применялись там, где это уместно, и в той мере. в какой они не противоречили разуму, справедливости, сознанию и потребностям общества, каким оно было в XVII--XVIII веках. Таким образом, для школы естественного права характерен не отказ от римского права, а новый, более прогрессивный подход к его применению и толкованию. Она отрицательно относилась к действовавшим в Италии, Испании и Португалии нормам, предписывавшим в обязательном порядке следовать "общему мнению сведущих", и, наоборот, поддерживала позицию тех стран, в которых, как во Франции, римское право действовало лишь в той мере, в какой оно выступало как "писаный разум". В области частного права естественное право не предложило практике никакой системы вместо римского права; оно занималось лишь деталями -- согласованием его решений, а в случае необходимости и их модернизацией, но не созданием новых основ частного права.

В области публичного права все обстоит совершенно иначе. Здесь римское право не могло служить образцом. И школа естественного права, в дополнение к давней деятельности университетов, предложила модели конституции, административной практики, уголовного права, выводимых из "разума". Эти разумные модели в значительной степени были созданы по английскому образцу, так как английское право, не выдерживавшее сравнения в области частного права с римским правом, возникнув для регулирования отношений между Короной и частными лицами, лучше, чем какое-либо другое право, примиряло нужды администрации и полиции со свободой подданных.

Школа естественного права требовала, чтобы наряду с частным правом, основанным на римском праве, Европа выработала и недостающие ей нормы публичного права, выражающие естественные права человека и гарантирующие свободу человеческой личности.

Как следствие таких взглядов на законодательство, ордонансы, издававшиеся в Европе в рассматриваемый период, играли важную роль лишь в организации управления и вообще в сфере публичного права, включая уголовное право. Что касается частного права, то значение законодательства здесь куда меньше. Далее модернизации обычаев власти не шли. Французские короли были заинтересованы в сохранении обычаев. Неправильно существующее мнение, будто они активно способствовали утверждению римского права как якобы помогавшего им в установлении и обосновании абсолютной власти. Даже позднее абсолютные монархи не считали себя свободными в возможности изменять нормы частного права. Они не поддержали имевших место попыток осуществить унификацию частного права.

Школа естественного права в XVIII веке порывает с этой традиционной концепцией. Она далека от того, чтобы признавать всемогущество суверена и считать законами приказы, принятые им единолично. Но она готова видеть в суверене законодателя; она признает за ним полномочия изменять право для исправления прошлых ошибок и придавать авторитет нормам, полностью соответствующим естественному праву. Под влиянием этих идей страны Европейского континента стали ориентироваться на новую форму кодификации, весьма отличавшуюся от предшествовавших компиляций. Кодификация подводит нас к новому периоду в истории романо-германской правовой семьи, к периоду, когда функции создания н развития права осуществляет главным образом законодатель.

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.

Система образования в Испании

В настоящее время система образования в Испании базируется на четырех основных уровнях:

1) дошкольное образование – Educación Infantil;

2) начальное образование – Educación Primaria;

3) среднее образование:

  • обязательное среднее образование – Educación Secundaria Obligatoria;
  • бачилерато – Bachillerato;

Существует также профессиональное образование (Ciclos Formativos) по типу привычных нам российских ПТУ, колледжей и техникумов. Профессиональное образование в Испании является двухступенчатым, оно состоит из Ciclos Formativos de Grado Medio и Ciclos Formativos de Grado Superior и может быть получено вместо бачилерато после окончания обучения на уровне обязательного среднего образования. Выпускник Ciclos Formativos de Grado Superior на равных основаниях с обладателями титула Bachillerato имеет право получить высшее образование в Испании, поступив в соответствующее учебное заведение.

Помимо четырех основных уровней, названных выше, система образования в Испании включает в себя образование для взрослых (вечерние школы – Escuela de Adultos), а также специализированное языковое, художественное или прикладное образование.

Дошкольное образование в Испании (Educación Infantil)

Система образования в Испании начинается с дошкольного образования для самых маленьких, которое не определено в качестве обязательного, является бесплатным в государственных учреждениях (гарантированно бесплатным в государственных учреждениях является обучение детей с 3 до 6 лет) и платным – в частных. Его можно разделить на два этапа:

  • для детей от 0 до 3 лет;
  • для детей от 3 до 6 лет.

Обязательное школьное образование в Испании (Educación básica)

Базовое образование в Испании (Educación básica)
Базовое образование в Испании (Educación básica)

Базовое школьное образование в соответствии с действующим законодательством страны является обязательным. Как и дошкольное образование, оно может быть бесплатным в государственных учреждениях и платным – в частных. В систему базового образования Испании помимо государственных и частных колледжей входят также религиозные учебные заведения, финансируемые церковью.

Система образования в стране находится под контролем Министерства образования Испании. Именно государство следит за качеством образования, устанавливает нормативы численности педагогического состава, количества учеников в классе, утверждает методологические программы, контролирует вопросы финансирования и т.д. Обязательное образование в Испании во всех типах колледжей ученики получают с 6 до 16 лет в два этапа:

  • начальный этап (educación primaria). Для детей от 6 до 12 лет с разделением на 3 цикла по 2 года каждый: начальный цикл (6–8 лет), средний цикл (8–10 лет), высший цикл (10–12 лет);
  • второй этап (educación secundaria оbligatoria). Завершает базовое образование для учащихся от 12 до 16 лет. По завершении программы ученик получает диплом о среднем образовании.

Основные предметы, преподаваемые в рамках школьной программы среднего испанского образования: естественные науки (география, природоведение), гуманитарные науки (история, обществоведение, литература, гражданское воспитание и права человека), языки (испанский язык, иностранный язык, языки автономий – валенсийский, каталонский, галисийский, баскский), математика, физкультура, музыка и изобразительное искусство.

Выпускник школы с дипломом о среднем образовании может продолжить свое обучение на курсах среднего профессионального образования, в колледже по программе бачилерато либо начать трудовую деятельность.

Bachillerato

Система образования в Испании включает в себя уровень бачилерато, который напоминает старшие классы российской общеобразовательной школы и состоит из двух курсов. Бачилерато – это не обязательная, а добровольная ступень образования. Учебу на данном этапе выбирают в основном те ученики, которые планируют продолжить обучение в высших учебных заведениях. Второй курс бачилерато предполагает выбор учеником основного направления специализации: точные науки или гуманитарные и общественные науки, искусство. Выпускные экзамены в бачилерато являются вступительными в университет. В условиях конкурсной системы поступления в вузы выпускники с высоким итоговым средним баллом имеют весомые преимущества при выборе университета. Учеба в Испании на бачилерато начинается с 16 лет, т.е. после завершения базового школьного образования.

Специализированное обучение в Испании проходит по 3 направлениям:

  • искусство (Artes) (изобразительное искусство и дизайн (Artes plásticas imagen y diseño) или сценическое искусство, музыка и танец (о Artes escénicas, música y danza);
  • наука и технология (Ciencias y Tecnología);
  • гуманитарные и общественные науки (Humanidades y Ciencias Sociales).

Ученики переводятся с курса на курс только при условии успешной сдачи всех экзаменов. Допускается несдача 2 предметов с возможностью повторного прохождения курса обучения и переносом экзамена на следующую сессию. Несдача 4 и более экзаменов повлечет за собой автоматическое оставление ученика на второй год.

Заказать консультацию

Среднее профессиональное образование в Испании

Среднее профессиональное образование занимает важное место в системе образования в Испании. Его можно получить по 142 специальностям. Продолжительность каждого курса определяется по каждой специальности индивидуально и обычно составляет от 1300 до 2000 часов с обязательным посвящением 25% учебного времени производственной практике.

Среднее профессиональное испанское образование (Formación Profesional de Grado Medio) могут получить следующие категории граждан:

  • выпускники колледжей с дипломами о базовом образовании (Título de Educación Secundaria);
  • помощники специалиста (Técnico Auxiliar);
  • специалисты (Técnico);
  • выпускники второго курса бачилерато (Bachillerato Unificado y Polivalente);
  • выпускники вузов;
  • успешно сдавшие вступительный экзамен (минимальный возраст для сдачи данного экзамена – 17 лет).

Учащиеся, завершившие среднее профессиональное образование (Formación Profesional de Grado Medio) и высшее профессиональное образование (Formación Profesional de Grado Superior), получают дипломы специалиста (Técnico) и главного специалиста (Técnico Superior) соответственно. Диплом специалиста дает право на продолжение обучения в Испании на бачилерато. Диплом главного специалиста дает право на поступление без экзаменов в высшие учебные заведения Испании для прохождения дальнейшего обучения по тому же направлению.

Особые виды образования (Enseñanzas de régimen especial)

Данные виды обучения в системе образования Испании выделяются в отдельный тип и охватывают все возрастные категории учащихся. Система образования в Испании предусматривает, что специализированное образование может начаться с дошкольной подготовки и закончиться получением диплома, эквивалентного диплому о высшем образовании. Обучение проводится по следующим направлениям:

  • изобразительное искусство и дизайн (Artes plásticas y Diseño);
  • сохранение и реставрация объектов культурного наследия (Conservación y Restauración de bienes culturales);
  • музыка;
  • танец;
  • театральное искусство – Arte Dramático (Teatro);
  • иностранные языки (Idiomas).

Система высшего образования в Испании

Система высшего образования в Испании

Высшее университетское образование в Испании (Enseñanza Universitaria) согласно общеевропейским и мировым нормам, а также по нормам Болонского процесса делится на три цикла.

  • Степень Градо (Grado) – бакалавриат. Присуждается после окончания трехлетнего или четырехлетнего университетского курса обучения. Продолжительность обучения на первой ступени высшего образования зависит от специализации. Например, бакалавриат в сфере медицины длится до 6 лет. Высшее образование первого цикла в Испании grado можно получить по всем направлениям – как гуманитарным, так и естественнонаучным и социальным.
  • Степень Мастер/Магистр (Máster). Присуждается после окончания годичного или двухгодичного узкоспециализированного университетского курса. Зачисление на такой курс происходит только при наличии степени Grado .
  • Степень Докторадо (Doctorado), аналог российской аспирантуры. Продолжительность программы 3 – 6 лет. Поступить на программу доктората можно после получения диплома магистра, а в некоторых случаях и после программы бакалавриата. Завершающим этапом учебы в докторате станет защита докторской диссертации.

Высшее образование в Испании согласно действующему законодательству можно получить только в университетах, т.е. в высших учебных заведениях. Государственные университеты в Испании считаются более престижными, чем частные. Существуют также духовные университеты, находящиеся под патронажем церкви, и вузы, ведущие подготовку специалистов в таких областях, как искусство, кинематография или военное дело.

Все вузы в Испании являются автономными и имеют право на внесение изменений в программу обучения студентов. Именно на вузы возложена разработка учебных планов, которые помимо обязательных профилирующих предметов включали бы необязательные предметы и предметы, выбор которых оставляется на усмотрение студента. Учебные планы легализуются комиссией вузов. Администрация каждого вуза Испании занимается расчетом и определением стоимости обучения на всех факультетах, а также отвечает за выдачу дипломов.

Академический год в университетах Испании длится, как правило, с октября по июнь. Большая часть испанских вузов проводит обучение на испанском языке. Иностранным абитуриентам предлагаются подготовительные курсы по испанскому языку, которые могут быть специализированы по направлениям (с юридическим уклоном, экономическим, медицинским и т.д.). С каждым годом в университетах Испании увеличивается и количество англоязычных программ.

При поступлении на некоторые программы может понадобиться подтвердить уровень владения испанским языком. Подтверждающим документом может быть признан DELE (Diploma de Español como Lengua Extranjera). Подготовка к экзамену DELE ведется в многочисленных языковых школах Испании и России. Экзамен проходит несколько раз в год. При подтверждении уровня знания испанского языка особое внимание следует обратить на сроки: сроки подачи заявок и сроки ожидания сертификатов. Это говорит о том, что к поступлению в испанский вуз российскому абитуриенту следует готовиться заранее, заблаговременно связав сроки подачи документов со сроками получения языкового сертификата.

Бизнес-школы Испании

Говоря о системе высшего образования в Испании, стоит отметить большой выбор частных бизнес-школ, многие из которых являются известными и престижными. Например:

  • ESADE – Escuela Superior de Administracion y Direccion de Empresas;
  • IEDE – Escuela de Negocios de la Universidad Europea de Madrid (Institute for Executive Development) и т.д.

Качество обучения в представленных бизнес-школах Испании находится на уровне мировых стандартов. Стоимость обучения может превысить стоимость обучения в частных университетах. Многие программы обучения, предлагаемые бизнес-школами, ведутся на английском языке. Если иностранный студент недостаточно свободно владеет испанским языком, но при этом имеет свободный английский, у него есть прекрасный шанс получить качественное образование в бизнес-школе. Стоимость обучения может варьироваться в пределах от нескольких тысяч до восемнадцати тысяч евро в год.

Центр услуг в Испании


Метки: учеба в испании, уровни образования в испании, система образования в испании, испанское образование

Школьное образование в Испании довольно сильно отличается от того, к которому мы привыкли в России. Тем не менее, российский дети в большинстве своем очень быстро адаптируются к реалиям испанской школы, с легкостью осваивают программу и зачастую выходят в число лучших учеников.

Подробно о переезде в Испанию с детьми читайте здесь.

Система образования в Испании кратко

В Испании образование делится на несколько циклов:

  • дошкольное образование − Educación Infantil (с 0 до 6 лет);
  • начальное образование − Educación primaria (с 6 до 12 лет);
  • обязательное среднее образование − Educación secundaria оbligatoria (с 12 до 16 лет);
  • полное среднее образование (старшие классы) – Bachillerato (с 16 до 18 лет).

Система дошкольного образования в Испании (Educación Infantil)

Школьное образование в Испании: полный гид

Делится на два цикла: дошкольное образование с 0 до 3 лет (Escuela Infantil, или guardería) и дошкольное образование с 3 до 6 лет (непосредственно Educación Infantil).

Здесь детей готовят к школе, они развивают навыки общения, учатся самостоятельности, приобретают базовые знания, необходимые для поступления в школу.

Существуют и частные детские сады, обучение в которых стоит дороже. Многие частные школы предлагают обучение от 0 лет по современным методикам. Кроме того, дети в таких центрах с самого раннего возраста изучают несколько языков.

Школьное образование в Испании: полный гид

Educación Infantil. Данный цикл предназначен для детей от 3 до 6 лет. Интересный факт, который часто поражает русскоязычных родителей – уже с 3 лет дети в Испании идут в школу. Именно с этого момента начинается этап обязательного образования, хотя первые три года (именно столько длится цикл Educación Infantil) система обучения напоминает больше детский сад, нежели школу. Тем не менее, дети получают хорошую базу и продолжают совершенствовать свои навыки социализации.

Школьное образование в Испании: система начального школьного образование (Educación primaria)

Школьное образование в Испании: полный гид

Начальное школьное образование в Испании предназначено для детей от 6 до 12 лет, т.е. с 1 по 6 класс. Ребята, как правило, продолжают учиться в той же школе, где они прошли цикл дошкольного образования с 3 до 6 лет, однако у них меняется классный руководитель (Tutor).

Школьное образование в Испании: система обязательного среднего образования (Educación secundaria оbligatoria)

Школьное образование в Испании: полный гид

Этот цикл предназначен для детей от 12 до 16 лет. Если речь идет о государственных школах, на этом этапе ученики практически всегда переходят в старшую школу – instituto. В этом корпусе, как правило, учатся также те, кто проходит курс Bachillerato и ступени профессионального образования. Расписание меняется: дети учатся с 8.00 до 14.00. Иногда в школах проводятся дополнительные занятия, а также продленки для детей, испытывающих проблемы с определенными предметами.

Что касается частных школ, абсолютное большинство из них предлагает полный цикл образования, а значит дети остаются в той же школе, может поменяться только корпус.

После этого этапа у ученика есть выбор: перейти в старшую школу или пройти курс средне-специального образования (formacion profesional) и получить профессию.

Школьное образование в Испании: система полного среднего образования (Bachilleratо)

Bachilleratо является аналогом старших классов российской средней школы. Данный цикл длится 2 года, и его проходят ученики, планирующие поступление в вузы. Во время второго курса Bachillerato обучение ведется по одной из трех специализаций: искусство, наука и техника или гуманитарные науки. На втором курсе ученик выбирает свою специализацию. Результат выпускного экзамена Bachillerato очень важен: чем выше итоговый балл, тем больше у студента шансов поступить в желаемый вуз.

Школьное образование в Испании: типы школ

В Испании существует три типа школ:

Какие предметы изучают в школах Испании

Основные предметы в школах Испании следующие: математика, испанский (кастильский) язык, естественные науки, общественные науки, физкультура, музыка, иностранный язык (обычно английский), изо.

По желанию ученик может посещать уроки религии. В некоторых автономиях, где помимо испанского официальным является местный язык (например, в Валенсийском сообществе – валенсийский, в Каталонии – каталанский и т.д.), изучают еще и его, причем на серьезном уровне. В отдельных школах на местных языках ведутся некоторые предметы. Урока литературы как такового нет, ее изучают в рамках других дисциплин. В частных школах программа более обширная. Зачастую дети изучают несколько иностранных языков, а преподавание ведется на испанском и английском.

Испания – европейское государство, расположенное на солнечном побережье Средиземного моря и Атлантического океана. Теплый климат, плодородные почвы, старинные города, особый дух истории и свободы создают условия для благополучной жизни, профессиональной реализации и творчества.

Образование в Испании доступно не только резидентам, но и иностранцам.

Многие популярные университеты появились много столетий назад

Преимущества образования в Испании

Испания – это страна с богатым культурным наследием. Исторические события, многонациональное население и разнообразие религий накладывают отпечаток на каждого, кто живет и учится в королевстве.

Вместе с дипломом выпускник получает широкий кругозор, глубокий внутренний мир и интеллектуальную гибкость. Эти качества помогут ему адаптироваться и построить карьеру в любой точке мира.

На территории Испании работают 57 университетов: 10 частных и 47 государственных. Первый вуз в Саламанке начал работу в 1218 г., университет Барселоны – в 1450 г., университет Гранады – в 1526 г. Стены этих учреждений пропитаны духом истории, здесь царит атмосфера сопричастности к географическим открытиям конкистадоров, свободе Реконкисты, правящим династиям Габсбургов и Бурбонов.

Стоимость образования в Испании, по сравнению с другими европейскими странами, невелика.

На государственном уровне здесь приняты образовательные стандарты и учебные программы, соответствующие международным требованиям к профессиональной подготовке.

Обучение осуществляется в малочисленных классах. Все заведения начального, среднего и высшего звена оснащены необходимым оборудованием.

Основные плюсы высшего образования

Дошкольное образование

Посещение детского сада в Испании не является обязательным. Однако количество семей, желающих устроить ребенка в такое учреждение, растет с каждым годом.

Некоторые из них работают при школах-колледжах, куда дети автоматически переводятся по достижении шестилетнего возраста.

Воспитанников принимают в детский сад по заявлению родителей вне зависимости от гражданства.

Обязательными требованиями являются:

  • трудоустройство обоих родителей (для государственных садов);
  • наличие документа, удостоверяющего личность ребенка;
  • наличие сертификата о поставленных прививках.

Частные детские сады организованы по принципу полного дня, т. е. открыты с 09.00 до 19.00, что удобно для родителей. Стоимость пребывания в них варьируется от €150 до €1 000 в месяц.

В государственном учреждении ребенок может находиться с 09.30 до 16.30. Стоимость их услуг – от €100 до €200 в месяц. Существуют различия и в наполняемости групп: в частном саду от 5 до 10 детей, в государственном – до 20.

Кроме того, действуют католические детские сады, где функции воспитателей выполняют монахини из близлежащих монастырей. Несмотря на то что образование здесь носит светский характер, ребенка-иностранца здесь примут неохотно.

Основные особенности дошкольных учреждений в Испании

Детский сад

Подготовительные курсы

Также программа обучения включает уроки по английскому языку, на которых дети в игровой форме расширяют словарный запас, знакомятся с грамматикой и учатся использовать иностранную речь в повседневных ситуациях.

Количество мест в государственных подготовительных группах ограничено. Такая возможность есть лишь у 30% желающих, что представляет собой острую социальную и экономическую проблему.

Делает акцент на подготовку к школьной программе и дисциплину

Школьное образование

При поступлении в школу принимают во внимание не количество полных лет ребенка на начало учебного года, а его год рождения. Так, Серхио, родившийся 31.12.2010, попадет в один класс с Фабио, родившимся 01.01.2010. Несмотря на разницу в 12 месяцев, мальчики будут одновременно зачислены в школу, поскольку их год рождения совпадает.

Испанская структура среднего образования предполагает 3 типа школ:

Процесс освоения базового образования у испанских школьников длится 8 лет, из которых первые 5 приходятся на начальные классы, следующие 3 года – на среднее звено. Затем ребенок посещает “бачилерато” – аналог старших классов в России.

Учебный год в стране длится с 15 сентября по 15 июня и прерывается на Рождественские каникулы и Святую неделю в начале апреля.

Начальное

В начальных классах (Educación Primaria) обучаются дети с 6 до 11 лет. Все занятия (математика, испанский язык, литература, музыка, природоведение и т. д.) проводит один учитель. С 8 лет дети начинают изучать иностранный язык.

Цель данной ступени состоит в развитии навыков устной речи, математического счета, чтения и письма. Пристальное внимание уделяется развитию творческих способностей и эрудиции в сфере гражданских прав и свобод человека.

Начальное образование проводится в течение 6 лет (курсов)

Среднее

В образовательную программу среднего звена добавляются такие предметы, как геометрия, физика, химия. Обучение длится 4 академических курса, переход на последующий возможен только при отсутствии отрицательной оценки по каждой из дисциплин. Но для хорошо зарекомендовавших себя учеников преподаватели могут сделать исключение, если низкие оценки у них носят разовый характер и связаны со сложными жизненными обстоятельствами.

Бачилерато

Получив диплом о среднем образовании, ребенок может поступить в “бачилерато”. Это дополнительный двухлетний курс, который обязателен для всех, кто планирует продолжить обучение в вузе.

Разнообразные направления для изучения в бачилерато

На данном этапе ученик должен выбрать направление:

  • социальные науки;
  • техника;
  • экономика и менеджмент;
  • естественные науки;
  • изобразительное искусство;
  • сценическое искусство.

Соответственно делается акцент на тех предметах, которые необходимы для глубокого изучения темы. Но обязательными для всех являются такие курсы, как философия, анатомия, латынь и пр.

Средний уровень профессионального образования

Среднее профессиональное образование в Испании (Grado Medio) доступно только абитуриентам, имеющим аттестат об окончании средней школы (Graduado en Educación Secundaria Obligatoria).

Период обучения – от 1,5 до 2 лет, после которых каждый выпускник направляется на оплачиваемую производственную практику длительностью 300 часов.

Это дает право на получение диплома техника (Ténnico) и продолжение образования в бакалавриате или на курсах повышения квалификации.

Особые виды образования

Особые виды образования в Испании (Enseñanzas de Régimen Especial) – это специальные программы, обучение по которым проходят в любом возрасте. В качестве российских аналогов можно назвать учреждения дополнительного образования: музыкальные или художественные школы, кружки по интересам, спортивные секции и т. д.

Высшее образование

Система высшего образования в Испании состоит из 3 циклов: бакалавриата, магистратуры и аспирантуры. Бесплатное обучение в вузе доступно лишь резидентам, отлично сдавшим единый экзамен Selectividad. Граждане иностранных государств принимаются на курс только на коммерческой основе.

Стоимость обучения в университетах Испании ниже, чем в других европейских государствах. При этом по качеству профессиональной подготовки они не уступают британским или немецким вузам.

Система высшего образования в Испании

Градо

Программа бакалавриата (Grado) подразумевает четырехлетнюю подготовку по следующим отраслям:

  • гуманитарные науки и искусство;
  • медицина;
  • естественные науки;
  • юриспруденция и социология;
  • архитектура;
  • инженерия.

Для большинства специальностей срок обучения составляет 4 года, для ветеринарии – 5 лет, для медицины – 6 лет, для архитектуры – 5 лет + проект.

Поступление возможно при наличии омологированного диплома о полном среднем образовании и после сдачи экзамена Selectividad. Частные университеты определяют условия приема самостоятельно.

Перевод из российского вуза осуществляется с потерей года. Степень бакалавра получают студенты, которые за 4 курса набрали 250 кредитов, написали дипломную работу и прошли производственную практику.

Из чего состоит экзамен для поступления в испанский вуз

Мастер

Магистратура (Master) – следующая ступень обучения, которая предназначена для повышения квалификации или смены профессии. В некоторых сферах деятельности (педагогика, адвокатура, инженерия) диплом магистра является обязательным условием для допуска к работе.

Чтобы поступить, выпускник бакалавриата должен сдать испытания в форме теста, собеседования или экзамена.

Срок обучения от 1 до 2 лет, в течение которых студент посещает лекции и семинары, обязательные и дополнительные занятия, проходит стажировки, пишет проектные работы, защищает магистерскую диссертацию.

Докторадо

Аспирантура (Doctorado) подразумевает глубокую исследовательскую работу и защиту диссертации по теме научного изыскания. На ее подготовку отводится от 3 до 6 лет. По окончании выпускник получает звание PhD и право преподавать в университете.

Бизнес-школы

Программы MBA предназначены для будущих руководителей. Процесс обучения может проходить как в очной форме, так и удаленно. Некоторые школы предлагают дистанционное обучение.

Выпускники таких курсов получают знания и практические навыки в области эффективного управления бизнес-процессами, маркетинга, повышения лояльности клиентов.

Программы МВА для будущих управленцев популярны в Испании

Поступление иностранцев в университеты Испании

При желании любой иностранец может стать студентом испанского вуза. Для этого необходимо знать бюрократические тонкости и требования к подготовке абитуриентов.

Подготовительные программы

Подготовительные курсы Foundation открыты при экономических, инженерных, социологических, юридических и медицинских факультетах, MBA. На них абитуриенты проходят интенсивную подготовку по английском языку и предметам вступительных испытаний. После их окончания шансы на поступление многократно возрастают.

Необходимость знания испанского языка

Каждый абитуриент должен знать испанский или английский язык. Подтвердить это можно, сдав экзамен в выбранном университете или предоставив сертификаты DELE, SIELE, IELTS (от 5,5 баллов) или TOEFL (от 70 баллов).

Нужные документы

Пошаговый процесс омологации диплома

Список документов для поступления в испанский университет выглядит так:

  1. Омологированный аттестат о полном среднем образовании или диплом о среднем специальном образовании. В некоторых случаях – подтверждение, что документ находится в процессе омологации.
  2. Паспорт.
  3. Мотивационное письмо.
  4. Языковой сертификат.

Этапы поступления

Процесс поступления в испанский университет осуществляется в несколько этапов:

  1. Написание сочинения на историческую или философскую тему.
  2. Анализ текста на иностранном языке.
  3. Анализ текста на испанском языке.
  4. Экзамен по предмету выбранной специальности.

Стоимость обучения

Стоимость обучения зависит от выбранного вуза и специальности. Так, первый год учебы на медицинском факультете государственного университета Барселоны стоит €2 400, в Кордоне или Севилье – около €800. При этом цены для резидентов могут быть в 2-4 раза ниже, чем для иностранцев.

Ценник на образование в частных вузах одинаков для всех студентов, но превышает тариф государственных учреждений.

Мадридский университет Сан Пабло приглашает на медицинский факультет, где каждый год обучения стоит от €12 000 до €19 000. Аналогичные цены установлены в университетах Наварры.

Стипендия и гранты

Некоторые частные фонды предлагают талантливым студентам гранты и стипендии, однако в сложных экономических условиях объем финансирования постоянно урезается, а адресатами такой поддержки чаще становятся граждане Евросоюза или стран Латинской Америки.

Кроме того, по условиям многих грантов средства выделяются только для образовательных программ на испанском языке, которые не доступны для большинства иностранных абитуриентов.

Недостатки испанского образования

В качестве недостатков испанского образования можно назвать низкую престижность, узкий выбор англоязычных программ, сильный разброс цен и различие подходов к обучению в регионах, а также излишнюю политизированность и навязывание религиозных догм.

Читайте также: