Когда король теряет право на рокировку

Обновлено: 25.06.2024

  • Рокиро́вка (фр. roque) — ход в шахматах, заключающийся в горизонтальном перемещении короля в сторону ладьи своего цвета на 2 клетки и последующее перемещение ладьи на соседнюю с королём клетку по другую сторону от короля. Каждая из сторон может сделать одну рокировку в течение партии.

Связанные понятия

Взятие на проходе (энпассан, анпассан, от фр. en passant — на проходе) в шахматах означает специальный ход пешки, при котором она берёт пешку противника, перемещённую с начальной позиции сразу на два поля. Но под боем оказывается не то поле, на котором остановилась вторая пешка, а то, которое было пересечено ею. Первая пешка завершает взятие именно на этом, пересечённом поле, как если бы пешка противника переместилась лишь на одно поле.

Шах — ситуация в шахматах и их вариантах, когда король находится под боем, то есть на следующем ходу хотя бы одна фигура противника сможет взять короля. Правилами шахмат для игрока запрещён ход, после которого его король оказывается под шахом, даже если этот шах следует от связанной фигуры или же короля противника.

Мат — ситуация в шахматах и других шахматных играх, когда король находится под шахом, и игрок не может сделать ни одного хода, чтобы его избежать. Таким образом, при мате одновременно.

Упоминания в литературе

5. Если рокировка сделана с нарушением правил, то короля и ладью ставят на прежние места и делают ход королем. Если ход королем невозможен, то ошибка остается без последствий.

Связанные понятия (продолжение)

Слон (юникод ♗♝, в просторечии офицер) — шахматная фигура. Игроки начинают игру с двумя слонами. В начале партии белые слоны занимают поля c1 и f1, черные — c8 и f8.

Миттельшпиль (от нем. Mittelspiel — середина игры) — следующая за дебютом стадия шахматной партии, в которой, как правило, развиваются основные события в шахматной борьбе — атака и защита, позиционное маневрирование, комбинации и жертвы. Характеризуется большим количеством фигур и разнообразием планов игры. Иногда шахматная партия минует эту стадию игры и сразу переходит в эндшпиль.

Конь (Юникод ♘♞) — шахматная фигура, в начале партии располагающаяся на полях b1, g1 (белые кони) и b8, g8 (чёрные кони).

Свя́зка (англ. pin, нем. Fesselung) — нападение дальнобойной фигуры (ферзя, ладьи, слона) на неприятельскую фигуру (или пешку), за которой на линии нападения (линии связки) расположена другая неприятельская фигура (равнозначная либо более ценная) или какой-либо важный пункт. Таким образом, в связке участвуют, как правило, три фигуры.

Пат (фр. pat, итал. patta) — положение в шахматной партии, при котором сторона, имеющая право хода, не может им воспользоваться, так как все её фигуры и пешки либо сняты с доски, либо лишены возможности сделать ход по правилам, причём король не находится под шахом.

Превращение пешки — одно из правил шахматной игры: замена пешки, достигшей последней горизонтали (восьмой для белых, первой для чёрных), любой (кроме короля) фигурой того же цвета по выбору партнёра, совершающего ход (как только игрок коснулся выбранной фигурой поля превращения, он теряет право превратить пешку в другую фигуру). Производится немедленно (тем же ходом) независимо от наличия на доске фигур того же наименования; таким образом, на доске может оказаться более одного ферзя данного цвета.

Центр в шахматах — центральные поля шахматной доски: e4, d4, e5, d5. Существует понятие расширенного центра, в который помимо упомянутых полей входят смежные поля квадрата c3-c6 — f6-f3. Различают.

Ша́хматная та́ктика — совокупность приёмов и способов выполнения отдельных шахматных операций, входящих в стратегический план и его завершающих.

В шахматах существует шесть разных (видов или наименований) фигур — король, ферзь, ладья, слон, конь и пешка. В шахматы играют два соперника: один играет белыми фигурами, другой чёрными. У каждого игрока 16 фигур — один король, один ферзь, две ладьи, два слона, два коня и восемь пешек. Каждая из этих фигур ходит по шахматной доске.

Двойной шах (записывается ++) — это шах, при котором на короля противника нападают одновременно две фигуры или фигура и пешка. Обычно двойной шах получается так: первая фигура ставит шах и одновременно с этим открывает линию действия другой фигуре, которая тем самым объявляет второй шах. В двойном шахе не может участвовать король атакующей стороны, он не может быть объявлен двумя конями или слонами.

Ферзь против ладьи — вид эндшпиля в шахматной партии, делится на две категории: без пешек и с пешками на стороне ладьи. В первом случае ничья возможна только при ошибке сильнейшей стороны. Во втором возможен вариант построения слабой стороной неприступной крепости, сводящей партию к ничьей.

Ничья в шахматах — результат партии, в которой никто из игроков не смог одержать победу. Обычно (за исключением Армагеддона) за ничью каждый игрок получает по пол-очка.

Же́ртва — неэквивалентный размен, отдача какого-либо материала (пешки, фигуры, нескольких фигур) для получения решающего или позиционного преимущества, для объявления мата или сведения игры вничью. Жертва может также иметь целью захват или перехват инициативы, получение компенсации в виде контроля над центром или ключевыми полями и т. п.

Шахматная партия ведётся между двумя соперниками на шахматной доске путём передвижения шахматных фигур. Соперником (игроком, партнёром и т. п.) в шахматной партии может быть один человек, коллектив из нескольких человек или компьютер.

Вилка в шахматах — положение в шахматной партии, когда две или более фигуры одного игрока находятся под боем одной фигуры другого игрока. Имеет большое значение, когда среди фигур, оказавшихся под боем, есть две фигуры, ценностью большей, чем фигура, нападающая на них, и нет возможности её побить. В данном случае часто возможен выгодный размен, поскольку за один ход невозможно увести больше одной фигуры из-под боя (см. Все о вилке).

Комбинация (в шахматах) (позднелат. combination — соединение) — это жертва материала (пешки, фигуры, качества и т. п.) с последующим форсированным манёвром, необходимая для достижения цели.

Шахматная нотация (от лат. notatio — записывание, обозначение) — система условных обозначений, применяемых для записи шахматной партии или положения фигур на шахматной доске.

Король и пешка против короля — одно из важнейших окончаний, по мнению Ласкера — самое важное после основных матов . Другие окончания часто сводятся или могут свестись к этому через размены фигур. По этой причине очень важно уметь быстро определять, может ли сильнейшая сторона победить в таком окончании, и правильно играть за обе стороны.

Маневри́рование — ряд манёвров одной или несколькими фигурами, носящий длительный характер. Манёвр — это несколько ходов одной фигурой с одной конкретной целью. Маневрирование проводится, например, с целью улучшения позиции, централизации фигур, захвата важных пунктов и т. д. Различают также выжидательное, вынужденное и оборонительное маневрирование. Особый вид маневрирования — лавирование.

Фо́ра (гандика́п) — начальное преимущество, намеренно предоставленное одной из сторон в соревновании, чтобы уравнять шансы на победу при разных силах и возможностях соревнующихся.

Зада́ча-шу́тка — шахматная задача, в которой юмор является первичным или вторичным элементом. Как правило, в начальной позиции такой задачи или в её решении нарушены шахматные правила.

Ёж — шахматный термин, обозначающий пешечную структуру, характеризующуюся расположением чёрных пешек по шестому ряду или, реже, белых пешек по третьему ряду. Одна из наиболее популярных дебютных систем начиная с 1970-х годов.

В эту игру играли в Персии в период правления Тамерлана (1336—1405). Некоторые источники сообщают, что игру изобрел сам Тамерлан, но для признания этого предположения истиной данных недостаточно. Шахматы Тамерлана представляют собой вариант игры шатрандж на большой доске.

Качество (в шахматах) — соотношение шахматных фигур, которое выражает преимущество ладьи перед лёгкой фигурой (конём или слоном). Понятие выигрыш качества означает ситуацию, когда у соперников равное число фигур соответствующих типов, за исключением того, что у одного игрока есть лишняя ладья, а у второго — лишняя лёгкая фигура.

Ша́хматная доска́ — игровое поле для игры в шахматы. Для игры в шашки используется похожая шашечная доска. Традиционная шахматная доска представляет собой поле 8 × 8 (всего 64) чередующихся тёмных и светлых клеток (полей). Поле a1 традиционно чёрное. В разных вариантах количество клеток может варьировать, из более радикальных отступлений — возможно изменение формы клеток. Тем не менее двуцветность — неизменная черта шахматной доски.

Хасами сёги (はさみ将棋 (яп. схватывающие шахматы)) — настольная игра для двух игроков. Игра ведётся на доске 9x9, в игре используется только один тип фигур. Так как король отсутствует, цель игры отличается от сёги и других игр шахматного типа. Существует два основных варианта этой игры: классический и дай хасами сёги. Классический вариант популярен среди японских детей.

Защи́та (англ. defense) — в шахматах и шахматной композиции отражение наступающих действий соперника.

Ретроградный анализ (ретроанализ, РА) — жанр шахматной композиции, в котором для выполнения задания необходимо определить предысторию заданной позиции. Согласно международному Кодексу, ретроанализ принадлежит к особым видам шахматной композиции. Ретроградный анализ, в свою очередь, подразделяется на ряд ретрожанров — ретрокомпозиции классического стиля, кратчайшие доказательные партии, ретракторы, нелегальные кластеры, задачи на раскраску, задачи без доски или без фигур и другие.

Лову́шка — в шахматах попытка спровоцировать соперника на внешне выгодное продолжение, которое в действительности оказывается ошибочным.

Цейтно́т (от нем. Zeit (цайт) — время и нем. Not (нот) — нужда) — в партии в шахматы, шашки или иную настольную игру — недостаток времени для обдумывания ходов, которое в официальных соревнованиях регламентируется. Термин появился после введения контроля времени в шахматных турнирах, впоследствии, с появлением контроля времени в других настольных играх, стал относиться и к ним тоже.

Де́тский мат (в шахматах) — это мат, который получается, например, после ходов белых 1. e4 2. Фh5 3. Сс4 4. Ф:f7×. Фигуры могут двигаться в разной последовательности, но основная идея — ферзь и слон атакуют поле f7. Классический детский мат ставится чёрным, но может ставиться и белым на поле f2.

Шахматы Алисы — вариант шахмат, изобретенный в 1953 году Партоном, в котором используются две шахматные доски, а не одна (хотя, поскольку правила не позволяют двум фигурам одновременно находиться на одном поле, можно играть в эту игру используя всего одну доску, помещая под фигуры шашку, чтобы обозначить, что она находится на доске B) и небольшое (но существенное) изменение стандартных шахматных правил. Это простое правило переноса часто вызывает дезориентацию и путаницу у новичков, что приводит.

Слабое поле, также слабый пункт — в шахматах поле, которое не может быть атаковано пешкой. Является одним из ключевых понятий в шахматной стратегии и тактике. Пункт принято называть слабым для игрока, если игрок это поле не может атаковать своей пешкой, в противоположность этому, данный пункт для соперника считается сильным.

Рокировка [ rɔxɑːdə даже rɔʃɑːdə ] является шагом в шахматы , в которой король и ладья переместить цвет. Это единственный двойной ход (при котором две фигуры перемещаются одновременно), разрешенный правилами шахмат. Выполняя рокировку или рокировку , игрок стремится привести короля в безопасное положение и развить соответствующую башню . Рокировка может быть произведена каждым игроком только один раз за игру; их приемлемость связана с рядом условий. Различают короткую и длинную рокировку.

Оглавление

Определение, обозначения и требования



Рокировка - это двойной ход, сделанный королем и ладьей одного цвета. Король, которого нужно сделать первым при рокировке, делает два шага в направлении ладьи, участвующей в рокировке; затем рассматриваемая ладья перепрыгивает через короля на соседнее с ним поле. Различают длинную или большую рокировку с дамской башней (дальше) и короткую или малую рокировку с соседней королевской башней . Обозначения 0-0 для короткой рокировки и 0-0-0 для длительной рокировки (независимо от масти).

Итак, всего есть 4 возможных хода рокировки:

  • Ke1 - c1 и Ta1 - d1 (длинная белая рокировка)
  • Ke1 - g1 и Th1 - f1 (короткая рокировка белых)
  • Ke8 - c8 и Ra8 - d8 (длинная рокировка черных)
  • Ke8 - g8 и Rh8 - f8 (короткая рокировка черных)

Рокировка возможна только в том случае, если

  1. король еще не был разработан,
  2. задействованная башня еще не была перемещена,
  3. между королем и ладьей нет другой фигуры,
  4. королю не нужно двигаться через поле, которому угрожает фигура противника,
  5. король не находится под шахом до и после рокировки.

Башня может находиться под угрозой или перемещаться через опасное пространство. Рокировка считается ходом короля. Если игрок неправильно разыгрывает игру и его противник заявляет об этом, он должен сделать еще один ход королем (это также может быть рокировка с другой ладьей). Если ход короля невозможен, он может сделать любой разрешенный ход (так что ему не нужно перемещать ладью, участвовавшую в недопустимой рокировке).

Утрата права рокировки

Из вышеизложенного Условия для рокировки возникают из-за:

  • Следующие две игровые ситуации приводят к немедленной окончательной потере рокировки прямо в игре:
  • Король был вничью в игре.
  • Ладья, которая будет использоваться для рокировки, сыграла вничью. (Право на замок с другой башней остается неизменным.)
  • В следующих игровых ситуациях приводят к временной потере рокировки прав в игре:
  • Король под шахом.
  • При рокировке король пересекал угрожающее поле.
  • После рокировки король окажется под шахом.
  • По крайней мере, одно пространство между королем и ладьей занято.

Цель рокировки

В начальной фазе игры действие обычно происходит в центре . Середина поднимаются, здесь идет борьба. Это означает, что король посередине в опасности. К тому же вышки на краю находятся в офсайде. Таким образом, король занимает безопасное положение за устойчивой пешечной защитой, а ладья уводится в центр, где он может активно участвовать в действии и соединяться с другой ладьей.

Разыгрывая белых и черных с разных сторон (как это часто бывает , например , в сицилийской защите ), может возникнуть особенно ожесточенная битва, потому что обе стороны могут атаковать позицию противоположного короля с продвижением пешек, не подвергая опасности своего собственного короля.

Исторический

Рокировка как ход

Рокировка - относительно новое явление в европейской шахматной игре. Его нет в азиатских шахматных вариантах . Его предшественником был Königssprung , созданный около 1200 года , в котором королю было разрешено выполнить длинный сет на его первом ходу. Сегодняшняя рокировка возникла из этого около 1550 года. Правдоподобное объяснение этого изменения состоит в том, что обычно два хода - такие как Th1 - f1 и прыжок короля после g1 - сразу же следуют один за другим. Наконец, оба поезда были объединены в новый двойной поезд. Текущее правило о том, что рокировка из шахмат или в шахматы не разрешена, вытекает из этой истории: в случае рокировки из шахмат, со старым правилом прыжка короля, король изначально оставался в шахматах незаконно (так как ход ладьи шел первым. ) При рокировке в шахматы ладья могла быть захвачена противником после того, как был применен первый ход, в результате чего следующий прыжок короля часто приводил бы снова к шахматам и, следовательно, был бы невозможен. Подобно случаю удара на проходе , когда был введен новый тип хода, дополнительные правила - которые не сразу очевидны с сегодняшней точки зрения - гарантируют, что в ходе игры будет происходить как можно меньше других изменений.

Только в 1964 году было определено, что две позиции с одинаковым расположением фигур, но с разными правами рокировки (нарисованные так, если z. B. page теперь у короля nichtrochierten) в смысле повторения позиции считаются разными.

Обозначение рокировки

В широко распространенном формате данных pgn рокировка отмечается не 0–0 или 0–0–0 (ноль и полчетверти), а обозначается ОО или ООО (буква О и дефисы).

особенности

Применимо только для рокировки

  • Рокировка - единственный ход, которым король может выйти за пределы соседнего поля.
  • Рокировка - единственный ход, при котором одновременно перемещаются две фигуры одного цвета.
  • Рокировка - единственный ход, при котором ладья может перепрыгнуть через другую фигуру (короля).
  • Рокировка - единственный ход, который можно сделать только один раз для каждого цвета.

Для рокировка в дополнение к удару Мимоходом претензий

  • Рокировка и взятие на проходе - единственные ходы, в которых важна прошлая позиция. Это позволяет двум позициям динамически различаться, хотя позиции всех камней идентичны.
  • Помимо захвата на проходе, это единственный ход, при котором одновременно очищаются два поля.

Применяется к рокировке вместе с другими ходами

  • Как и ходы пешкой и взятием, его нельзя отменить на более позднем ходу.
  • Помимо обнаруженного чека, это единственный способ, который может предложить шахматы Трех Королей.
  • Помимо обычного продвижения пешек, рокировка - единственный ход, при котором никакая фигура не может быть взята.

Рокировка как атакующий прием

Тот факт, что ладья может пропустить своего короля во время рокировки, иногда создает возможность для коварной ловушки:

Рокировка создает двойную атаку на короля и ладью черного игрока:

Варианты шахмат

В некоторых разновидностях шахмат есть замечательные интерпретации правила рокировки. В шахматах 960 вместо определенных позиций (в первом ряду) указывается только то, что король находится в начале между двумя ладьями. При рокировке обе фигуры приземляются точно так же, как в классических шахматах после рокировки. В цилиндрических шахматах с обеих сторон есть соединительные линии между королем и каждой из ладей; ЧАС. Также возможно построить маленький замок с башней леди и большой замок с башней короля. В шахматах Януса король движется рядом с ладьей, а затем ладья перепрыгивает через короля.

Записи

Две партии Neshewat - Garrison, Detroit 1994, с 48.… 0–0 и Somogyi - Black, New York 2002, с 48.… 0–0–0, являются последней рокировкой после ходов . В обоих случаях выиграли черные.

Рокировка с наименьшим количеством фигур на доске произошла в игре Pupols - Myers, Lone Pine 1976, когда белые пошли 40. 0–0–0 в эндшпиле , когда на доске осталось только восемь фигур. Игра закончилась ничьей .

Наибольшее количество рокировок в партии было 3, и они были сыграны в партии Хайденфельд - Керинс, Дублин, 1973. Белые дважды неправильно рокировались - незаметно, но тщетно, потому что проиграли партию.

Ошибки рокировки

Правила рокировки - одна из самых сложных частей правил шахмат. Даже у известных мастеров возникали недоразумения с рокировкой в ​​отдельных случаях:

  • В ходе 21 - й игре в кандидата финале против Анатолия Карпова в 1974 году, Виктор Корчной попросил в судью , если он мог бы замок , если его ладья был атакован - он не знал правила на данный момент.
  • Юрий Авербах протестовал в партии против Сесила Парди против его рокировки, потому что ладья пересекла атакованное поле. Он ошибочно полагал, что это было незаконно.
  • Рихард Рети долго рокировал в игре против Карлоса Торре , хотя уже перебрался с дамской башни. Он ушел в ничью с играбельным ходом короля.
  • Александр Котов сделал рокировку в партии против Бориса Спасского , хотя тот был под шахом . Его альтернативного хода короля было достаточно, чтобы выиграть партию.
  • В партии против Уильяма Н. УотсонаНайджел Шорт сделал длинную рокировку черными, хотя белый ферзь на a5 доминировал на поле d8. Эта ошибка побудила Шорта немедленно отказаться от игры.
  • В восьмом матче против Бента Ларсена в Нидерландах в 1969 году Михаил Таль забыл, что он уже предотвратил рокировку, поэтому совершил решающую ошибку и позже проиграл.

литература

  • Тим Краббе : Особенности шахмат. Том 1. Econ, Дюссельдорф, 1987, ISBN 3-612-20306-1 , стр. 9-84 ( Die Rochade ).
  • Роберт Тиммер: Потрясающая рокировка. Бэтсфорд, Лондон 1997, ISBN 0-7134-8137-4 .
  • Эмануэль Ласкер : Настольные игры народов. Шерль, Берлин, 1931 г.

веб ссылки

Викисловарь: Rochade - объяснение значений, происхождение слов, синонимы, переводы

Индивидуальные доказательства

  1. ↑Стефан Бюкер : Что означает 0–0? В кн . : Кайссибер , 2002, № 18, с. 70-71.
  2. ^ Иоганн Allgaier: Новый теоретико-практическое обучение для игры в шахматы. 3. Издание. Rötzl and Kaulfuß, Вена 1811, стр. 11 f. И пластины I - VI ( оцифрованная версия ).
    Аарон Александр: L'Encyclopédie des Échecs. D'Urtubie, Paris 1837.
    Поль Рудольф фон Бильгер: Справочник по игре в шахматы. Продолжение и редактирование Тассило фон Хейдебранд и Ласа . Verlag von Veit und Comp., Берлин 1843, стр. 2 ( оцифрованная версия ).
    Эта страница последний раз была отредактирована 22 мая 2021 в 07:33.

Рокировка состоит из перемещения царя , два квадрата в стороне ладьи на первом игрок , то перемещение ладьи на площадь , что король пересек. [3] Рокировка может быть произведена только в том случае, если король никогда не ходил, соответствующая ладья никогда не двигалась, поля между королем и задействованной ладьей не заняты, король не находится под шахом , а король не перекрещивается и не заканчивается. на поле, атакованном фигурой противника. Рокировка - одно из правил шахмат и технически ход короля ( Hooper & Whyld 1992 : 71).

Обозначения для рокировки, как в описательном и алгебраических системах, 0-0 с ладьей и 0-0-0 с ладьей; в ПГН вместо них используются ОО и ООО. Рокировку на королевском фланге иногда называют короткой рокировкой (ладья движется на короткое расстояние, то есть на два квадрата), а рокировку на ферзевый фланг называют длинной рокировкой (ладья движется на большую дистанцию, то есть на три клетки) ( Hooper & Whyld 1992 ).

Рокировка была добавлена ​​к европейским шахматам в XIV или XV веках и приобрела свой нынешний вид только в XVII веке. В азиатских версиях шахмат такого хода нет.

Ход белых не может рокировать королевский фланг, потому что ферзь черных контролирует g1. Белые могут рокировать ферзевый фланг, даже если ладья а1 находится под атакой.

Белые не могут рокироваться ни на одну из сторон. Чтобы сделать рокировку на ферзевом фланге, белый король должен пройти через поле d1, которое атакует ферзь.

Рокировка разрешена при соблюдении всех следующих условий: [4]

  1. Рокировка должна быть на или . [5]
  2. Ни король, ни выбранная ладья ранее не ходили.
  3. Между королем и выбранной ладьей нет фигур.
  4. Король в настоящее время не под шахом .
  5. Король не проходит через поле, которое атакует фигура противника.
  6. Король не оказывается под шахом. (Верно для любого легального хода.)

Условия с 4 по 6 можно резюмировать более запоминающейся фразой: нельзя рокировать из, через или под шах.

Распространено заблуждение [6], что требования к рокировке еще более жесткие, чем указанные выше. Чтобы уточнить:

  • Выбранная ладья может быть атакована.
  • Ладья может пройти через атакованное поле, если король этого не сделает. (Это может произойти только при рокировке на ферзевый фланг, и единственное такое поле - это то, что примыкает к ладье.)
  • Король мог быть под шахом в начале игры, при условии, что король не двинулся при разрешении чека.

В играх с гандикапом, где даны шансы на ладью, игрок, дающий шансы, все еще может рокироваться с отсутствующей ладьей, перемещая только короля. [7] [8]

Рокировка - важная цель в дебюте , потому что она служит двум ценным целям: она часто перемещает короля в более безопасную позицию подальше от доски и перемещает ладью на более активную позицию в центре доски.

Выбор стороны рокировки часто зависит от оценки компромисса между безопасностью короля и активностью ладьи. Рокировка на королевский фланг обычно немного безопаснее, потому что король оказывается ближе к краю доски и часто все пешки на стороне рокировки защищаются королем. В ферзевом рокировке король находится ближе к центру и пешки на a- является незащищенным; таким образом, позже король часто перемещается на b1, чтобы защитить пешку a и отодвинуть короля от центра доски. Кроме того, рокировка на ферзевый фланг требует перемещения ферзя, если это еще не сделано; следовательно, это может занять немного больше времени, чем рокировка на королевский фланг. С другой стороны, рокировка на ферзевый фланг более эффективно помещает ладью - на центральную линию d. Часто она активна немедленно, тогда как при рокировке на королевский фланг может потребоваться темп , чтобы переместить ладью на более эффективное поле.

Рокировка на королевском фланге является обычным явлением для обоих игроков, и редко для обоих игроков - на ферзевом фланге. Если один игрок делает рокировку на королевский фланг, а другой на ферзевый, это называется противоположной (или противоположной ) рокировкой . Рокировка на противоположные стороны обычно приводит к ожесточенной схватке, так как пешки обоих игроков могут свободно продвигаться, чтобы атаковать рокированную позицию противоположного короля, не подвергая рокировке короля самого игрока. Пример может служить Югославской атакой , в Dragon Вариации на сицилийской обороне .

Если король вынужден двигаться до того, как у него появится возможность сделать рокировку, игрок все же может пожелать переместить короля к краю доски, а соответствующую ладью - к центру. Когда игроку требуется три или четыре хода, чтобы выполнить то, что рокировка могла бы быть выполнена за один ход, это иногда называют искусственной рокировкой или ручной рокировкой .

Рокировка рассматривается как стратегическая концепция, связанная с развитием и соединением ладей. Однако при особых обстоятельствах рокировка может быть тактической идеей. Таким образом, на диаграмме справа после ходов 1.Qxd8 + Kxd8 2.OO-O + Ke7 3. Nxb5 (и у белых нет ладьи). [9]

В соответствии со строгими правилами боковых ходов, применяемыми в большинстве турниров , рокировка считается ходом короля, и поэтому король должен быть затронут первым; если первой касается ладья, вместо нее должен быть сделан ход ладьи. Однако в соответствии с действующими правилами шахматной федерации США игрок, который намеревается сделать рокировку и первым коснется ладьи, не получит штрафа и получит разрешение на рокировку при условии, что рокировка разрешена в данной позиции. Тем не менее, правильный способ рокировки - это сначала сделать ход королем. Как обычно, игрок может изменить свое решение на другое разрешенное поле назначения для короля, пока оно не будет освобождено. Однако, когда ход короля в два поля завершен, игрок должен выполнить рокировку (если она разрешена), и ладья должна быть перемещена соответствующим образом. Игрок, выполняющий запрещенную рокировку, должен вернуть короля и ладью на их исходные места, а затем переместить короля, если есть другой допустимый ход короля, включая рокировку на другую сторону. Если нет разрешенного хода короля, правило бокового хода не применяется к ладье ( Just & Burg 2003 : 13–14,17–18,23).

Официальные правила также требуют, чтобы весь ход выполнялся одной рукой. Ни одно из этих правил обычно не соблюдается в казуальной игре и не известно неконкурентным игрокам ( Just & Burg 2003 : 13–14,17–18,23). [10] Право на рокировку должно быть одинаковым во всех трех случаях для действительной заявки на ничью в соответствии с правилом трехкратного повторения .

В шахматных задачах предполагается, что рокировка разрешена, если это представляется возможным, если только ретроградным анализом не может быть доказано, что король или выбранная ладья ранее двигались.

Варианты западных шахмат

Варианты западных шахмат имеют несколько способов включения рокировки в свои правила.

В вариантах игры на стандартной доске 8 × 8 рокировка часто такая же, как и в стандартных шахматах. Однако есть игры, в которых рокировки вообще отсутствуют, например, проигрышные шахматы . Примечательным вариантом является chess960 , который изменил правила рокировки для поддержки различных стартовых позиций.

В вариантах игры на досках разной формы (например, треугольной, шестиугольной или трехмерной) рокировка обычно отсутствует.

Шахматы без рокировки

В 2019 году бывший чемпион мира по шахматам Владимир Крамник предложил вариант шахмат, в котором у игроков не будет возможности рокироваться. Поскольку король больше не мог рокироваться в безопасное место, этот вариант теоретически мог бы привести к более динамичным играм, поскольку было бы значительно сложнее добиться ничьей, и фигуры были бы вынуждены вступать в схватку. [11]

Региональные варианты

  • Виктор Корчной в своем финальном матче претендентов 1974 года с Анатолием Карповым , как известно, спросил арбитра, была ли рокировка законной, когда рокировочная ладья подвергалась атаке. [12] Арбитр ответил утвердительно, Корчной выполнил ход, и Карпов вскоре подал в отставку. [13]
  • В партии Вольфганг Хайденфельд - Ник Крейнс , Дублин, 1973 произошло три рокировки . Разумеется, третья (вторая Уайта) была незаконной. Игра выглядит следующим образом: [14] 1.e4 e6 2.d4 d5 3.Be3 Nf6 4.e5 Nfd7 5.f4 c5 6.c3 Nc6 7.Nf3 Qb6 8.Qd2 c4 9.Be2 Na5 10. 0-0 f5 11.Ng5 Be7 12.g4 Bxg5 13.fxg5 Nf8 14.gxf5 exf5 15.Bf3 Be6 16.Qg2 0-0-0 17.Na3 Ng6 18.Qd2 f4 19.Bf2 Bh3 20.Rfb1 Bf5 21.Nc2 h6 22.gxh6 Rxh6 23.Nb4 Qe6 24. Qe2 Ne7 25.b3 Qg6 + 26.Kf1 Bxb1 27.bxc4 dxc4 28.Qb2 Bd3 + 29.Ke1 Be4 30.Qe2 Bxf3 31.Qxf3 Rxh2 32.d5 Qf5 33. 0-0-0 Rh3 34.Qe2 Rxc3 + 35.Kb2 Rh2 36.d6 Nec6 37.Nxc6 Nxc6 38.e6 Qe5 + 39.Qxe5 Nxe5 40.d7 + Nxd7 0–1
  • Тим Краббе составил шутливую шахматную задачу с вертикальной рокировкой (король на е1, недоразвитая ладья на е8). Брешь в определении рокировки, на которой основывалась эта проблема, была устранена ФИДЕ в июне 1974 года новым требованием, согласно которому ладья при рокировке должна занимать тот же ранг, что и король.

Игра Авербах

Эдвард Ласкер игра

Принс против Дня

Фейер против О'Келли

В партии Фойер – О'Келли, Чемпионат Бельгии 1934 [20] Фойер устроил то, что позже стало известно как известная дебютная ловушка против О'Келли, когда он рокировался на ферзевом фланге шахом, одновременно атаковав и выиграв ладью О'Келли на b2, что взял пешку Фейера на этом поле.

До того, как слон и ферзь приобрели свои текущие ходы в 16 веке, они были слабыми фигурами, а король находился в относительно безопасном положении в середине доски. Когда слон и ферзь получили свои текущие ходы, они стали очень сильными, и король больше не был в безопасности на своем исходном поле, так как его можно атаковать издалека и с обеих сторон. Рокировка была добавлена, чтобы позволить королю добраться до более безопасного места и позволить ладьям раньше войти в игру ( Davidson 1981 : 16).

Правило рокировки менялось в зависимости от места и времени. В средневековой Англии, Испании и Франции белому королю разрешалось прыгать на c1, c2, d3, e3, f3 или g1, [21] если не было взятия, король не находился под шахом и не двигался. за чек. (Черный король может двигаться аналогичным образом.) В Ломбардии белый король может перепрыгнуть еще на одно поле на b1, h1 или на a2 (и эквивалентные поля для черного короля). Позже в Германии и Италии ход короля был объединен с ходом пешки.

В рукописи Геттингена (ок. 1500 г.) и партии, опубликованной Луисом Рамиресом де Лусена в 1498 году, рокировка состояла из двух ходов: сначала ладьей, а затем королем.

Текущая версия рокировки была установлена ​​во Франции в 1620 году и в Англии в 1640 году ( Sunnucks 1970 : 66).

В дебюте очень важно сделать рокировку. Рокировка в шахматах – особенный ход , во время которого перемещается 2 фигуры сразу (король и ладья). Сделав рокировку, мы решаем сразу две важные задачи: перемещаем короля в более безопасное место, и выводим ладью ближе к центру.

Рассмотрим более подробно этот ход.

Король перемещается на 2 клетки в сторону ладьи, а ладья переносится через короля, и ставится на следующее за ним поле. Рокировка возможна в двух направлениях: в короткую сторону (королевский фланг) и в длинную (ферзевый фланг). Очень важный момент: делая рокировку – передвигайте сначала короля, затем ладью.

Рассмотрим следующую диаграмму:

Рокировка в шахматах - позиция до рокировки

Белые и черные могут рокировать в обе стороны, как в короткую, так и в длинную. В шахматной нотации рокировка в короткую сторону обозначается 0-0, а в длинную – 0-0-0.

Рокировка в шахматах - позиция после рокировки

1. 0-0 0-0-0

Белые сделали рокировку в короткую сторону, а черные в длинную.

В каких случаях рокировка в шахматах не возможна? Она не возможна, если:

– король или ладья во время партии уже делали ходы;

– король находится под шахом (запрещено уходить от шаха рокировкой);

– поле, которое должен пересечь или занять король, атаковано фигурой соперника;

– между королем и ладьей находится какая-либо фигура.

Рассмотрим следующую диаграмму:

Рокировка в шахматах - возможность рокировки

Белые и черные не делали ходов королем и ладьями. Попробуем разобраться, возможна ли рокировка в длинную и короткую стороны:

– в короткую сторону белые рокировать не могут, так как король должен пересечь поле f1, которое атаковано ферзем соперника;

– в длинную сторону белые могут рокировать;

– в короткую сторону черные не могут рокировать, так как король после рокировки станет на поле g8, атакованное белым ферзем;

– в длинную сторону черные могут рокировать.

Стоит сказать, что если белые сделают рокировку в длинную сторону, то черные уже не смогут рокироваться, так как белая ладья будет держать под контролем поле d8, которое должен пересечь черный король для рокировки. То же самое произойдет, если первыми рокировку сделают черные – белые не смогут рокироваться в длинную сторону.

Подпишитесь на наш канал на YouTube

книга

Бесплатная Мини-книга от международного гроссмейстера Виталия Киселева

Заявка на первое занятие

Политика конфиденциальности

Мы признаем важность конфиденциальности информации. В этом документе описывается, какую личную информацию мы получаем и собираем, когда Вы пользуетесь этим сайтом. Мы надеемся, что эти сведения помогут Вам принимать осознанные решения в отношении предоставляемой нам личной информации.

Если Вы просто просматриваете сайт без регистрации, информация о Вас не публикуется на сайте. Когда Вы пишете или редактируете материалы на сайте, вы публикуете каждое слово из того, что написали, и эта информация будет храниться и показываться другим посетителям проекта. Это касается статей, полезных советов, материалов, личных страниц пользователей, комментариев и т.п.

Какую информацию мы собираем и зачем она нам нужна

При регистрации вас попросят ввести email адрес и заполнить несколько полей. Эта информация позволит нам присылать вам только те материалы, которые актуальны именно для вашей сферы деятельности и вашего региона. Информация, которую вы указали при регистрации никогда и ни при каких обстоятельствах не будет передана третьим лицам.

Когда Вы посещаете сайт, на Ваш компьютер отправляются один или несколько файлов cookie. Это небольшой файл, в котором содержатся наборы символов и который позволяет идентифицировать браузер. Когда Вы регистрируетесь на сайте, на Ваш компьютер могут отправляться дополнительные файлы cookie, позволяющие избежать повторного ввода имени пользователя (и, возможно, пароля) при следующем визите.

Вы можете стереть их по окончании сеанса, если используете общедоступный компьютер и не желаете открывать свой псевдоним последующим пользователям компьютера (в таком случае вам также нужно очистить кэш браузера).

Мы используем файлы cookie, чтобы повысить качество своих услуг путем сохранения пользовательских настроек и отслеживания тенденций в действиях пользователей, например, при выполнении поиска. Большинство браузеров изначально настроены так, чтобы принимать файлы cookie, однако Вы можете полностью запретить использование файлов cookie или настроить показ уведомлений об их отправке. Однако без файлов cookie некоторые функции сайта могут работать неправильно.

При каждом посещении сайта наши серверы автоматически записывают информацию, которую Ваш браузер передает при посещении веб-страниц. Как правило эта информация включает запрашиваемую веб-страницу, IP-адрес компьютера, тип браузера, языковые настройки браузера, дату и время запроса, а также один или несколько файлов cookie, которые позволяют точно идентифицировать Ваш браузер.

На этом сайте ссылки могут быть в таком формате, который позволяет отслеживать, пользуются ли ими посетители. Эта информация используется для повышения качества нашей рекламы.

Изменения в политике конфиденциальности

Обратите внимание, что политика конфиденциальности может периодически изменяться. Все изменения политики конфиденциальности публикуются на этой странице.

Рокировка в шахматах - двойной ход, выполняемый королем и ладьей, которые ни разу не ходили за игру.

В шахматной партии очень часто делают подобный трюк. Суть этого заключается в том, что короля передвигают в сторону ладьи, а ладью на клетку, занимаемую ранее королем. Каждая из сторон может в течение игры сделать только один такой ход.

рокировка в шахматах

Рокировка не только дает возможность прятать короля в более безопасное место на фланге, но также предоставляет шанс сгруппировать в центре или на фланге две ладьи сразу. Это может являться мощным атакующим оружием. Но даже без этого ладья становится в центре вертикали. Там ее позиция более выгодна.

Как выполнить шахматный ход?

По технике рокировка в шахматах является двойным ходом, который возможно сделать фигурами, ни разу не ходившими за всю партию. Первым движением нужно переместить короля в сторону к ладье сразу на 2 клетки. Следующим ходом поставим ладью на место, недавно занимаемое королем.

Хотя при рокировке проходят движения двух фигур, ее принято считать одним ходом. В первую очередь работает правило: коснулся — ходи. Потому начать рокировку нужно с перестановки короля на 2 клетки, а не ладьи. Это важный аспект в технике, который иногда выливается в нарушение правил.

Рокировка выполняется в любом из направлений. Без разницы, движетесь вы в сторону ферзя или на короткий фланг. При создании короткой рокировки король помещается на позицию коня, а ладья замещает собой слона. Если применить длинный ее вариант, то король очутится на позиции слона вблизи ферзя, на позицию которого встанет ладья.

Запрещения на проведение рокировки

правила игры в шахматы рокировка

— ход исключен, если король или ладья ранее ходили, или проводится вертикальная рокировка ладьи и пешки;

— запрещено делать такой шахматный трюк, если король стоит под атакой, то есть ему назначен шах;

— если между королем и ладьей располагаются другие фигуры, то ход запрещен до открытия чистых полей.

Шахматный этикет - что он собой представляет?

Стоит соблюдать некоторые правила игры в шахматы. Рокировка выполняется одной рукой (как и все ходы). Это придает некую изящность игре. Собой она представляет единичный ход, потому вначале перемещается король, а далее ладья. Все это делается поочередно и одной из рук. На соревнованиях существует правило, что если игрок возьмет одновременно и короля, и ладью, то надо сделать рокировку именно последней. Если вы дотронулись случайно, и этот трюк проводить не собираетесь, то нужно сделать любой другой из ходов королем. В таких случаях, если участники коснулись ладьи, то они обязаны делать ход ею. Только рокировку сделать уже не получится.

Правила описывают такие варианты, когда играющий участник сделал рокировку с нарушением указанных ранее правил. В таком случае игра останавливается, ход отменяется, а фигуры ставят на начальные места. Участника же обязывают выполнить любое другое движение королем.

Одна из разновидностей шахматных трюков

Рокировка в шахматах фишера

Согласно правилам, рокировка в шахматах Фишера дает возможность перемещать две фигуры, а не исключительно короля. При этом ход считают законченным, когда переведены часы. Если ведение времени не идет, участник игры обязан сказать, что он рокируется.

Немного из истории

Рокировка в шахматах – это относительно недавно созданное в Европе нововведение, "день рождения" которого относится к 14-15 векам.

длинная рокировка в шахматах

Теперешние правила рокировки в шахматах создались не сразу. В разных странах Европы долгое время не действовали правила по запрету перемещения короля через битое поле и на рокировку из-под шаха. Однако не повсюду нужно было, чтобы между ладьями и королями не было фигур. Наибольшее количество времени нестандартные правила рокировки в обычных шахматах продержались в Итальянском государстве — там к принятым у всех в обществе сейчас правилам переходили только в начале девятнадцатого века, когда итальянцам пришлось выбирать: или сохранить верность своим правилам национальной игры в шахматы, или принимать участие в международных турнирах.

Какими правила могут быть?

как делать рокировку в шахматах

Игра в Сети

При игре по интернету в шахматы Фишера рокировочный ход отмечают указанием поля, на котором находится король, и клетки, на которой стоит ладья. В таких случаях, если изначальной постановкой останется позиция обыкновенных шахмат, движение обязано выполняться по указанному ранее правилу. Пояснения ходов в том случае при выполнении рокировки такое же, как и в обыкновенных шахматах. Другие правила классических шахмат также подходят для правил Фишера.

Правила рокировки в шахматах

Рокировка производится следующим образом: ладья и король передвигаются на то поле, где бы они находились в обыкновенных шахматах, вне зависимости от их данного положения. При этом король и даже все поля, по которым он перемещается, могут находиться под угрозой или быть занятыми другой фигурой. Если король или ладья произвели ход, то суть возможности рокировки пропадает. Либо, если только единственная ладья сделала ход, то остается возможность произвести рокировку со второй ладьей.

Заключение

Шахматы - лучшая настольная игра, с помощью которой можно развить логику. Поэтому стоит научиться в нее играть и разузнать обо всех правилах. К тому же за подобным развлечением и время пролетит незаметно и интересно. Надеемся, что статья помогла разобраться в том, как делать рокировку в шахматах. Удачи на шахматном поле!

Читайте также: