Когда были созданы лагеря специального режима для осужденных

Обновлено: 14.05.2024

Попытки осмысления советского прошлого неизбежно ставят перед историками ряд вопросов, связанных с организацией и функционированием системы репрессий и подавления. Массовые аресты и расстрелы, постоянная борьба с любыми формами инакомыслия и проявлений свободного духа были неотъемлемой чертой советского режима. Инструментами для проведения этой государственной политики, наряду с зависимыми от правящей коммунистической партии и до предела политизированными органами прокуратуры и суда, являлись и специальные карательные организации. К ним прежде всего относится советская тюремно-лагерная система, возникшая как неизбежное следствие расширяющегося террора.

На рубеже 30-х годов эта система получила организационное и структурное оформление именно в ведомстве государственной безопасности — ОГПУ. Многие принципы советской пенитенциарной системы вырабатывались еще в условиях первых лет советской власти, когда действовали Чрезвычайные Комиссии. Так, постепенно вошло в правило преимущественное содержание заключенных не в тюремных, а в лагерных условиях, то есть в удалении от городов, а также их непременная обязанность трудиться. Эти принципы, к сожалению, оказались слишком живучими и действуют до сих пор.

И хотя лагеря принудительных работ (концентрационные лагеря), возникшие уже в 1919 г., формально принадлежали НКВД РСФСР, фактически ими руководили чекисты. Да и сам председатель ВЧК Дзержинский одновременно являлся наркомом внутренних дел. В 1922 г. в ведение вновь организованного Главного управления мест заключения НКВД РСФСР были переданы и тюремные учреждения Наркомата юстиции. В этой системе исправительно-трудовые учреждения просуществовали в РСФСР и в других союзных республиках до декабря 1930 г. Позднее, после ликвидации республиканских НКВД, вся работа по содержанию и трудовому использованию уголовных заключенных, осужденных на срок менее 3-х лет, вновь перешла в ведение Наркомата юстиции. И лишь в октябре 1934 г. после образования союзного Наркомата внутренних дел, поглотившего ОГПУ, места заключения системы Наркомата юстиции влились в значительно окрепший к тому времени ГУЛАГ.

Созданное в апреле 1930 г. Управление исправительно-трудовых лагерей (УЛАГ) ОГПУ быстро развивалось и уже с 1 октября 1930 г. получило статус Главного управления. С этих пор аббревиатура ГУЛАГ стала символом бесправия, рабского труда и произвола. И действительно, на протяжении последующих лет ГУЛАГ принимал в свои недра все новые и новые жертвы репрессий. Многочисленные армии арестованных, в качестве почти бесплатной рабочей силы, направлялись на стройки, рытье каналов, добычу полезных ископаемых, обеспечивая таким образом амбициозные народнохозяйственные планы СССР. В советское время использование подневольного труда заключенных стало реальным фактором экономического развития страны.

Особо следует сказать и о законах, официально регламентировавших деятельность советской пенитенциарной системы. В первом Исправительно-трудовом кодексе РСФСР, принятом 16 октября 1924 г., говорилось только о домах заключения, исправительно-трудовых домах, трудовых колониях (сельскохозяйственных, ремесленных и фабричных), переходных исправительно-трудовых домах и, наконец, об изоляторах специального назначения (для изоляции социально опасных заключенных). При этом ясно не говорилось, идет ли в последнем случае речь о системе политических изоляторов, числящихся по ведомству ОГПУ. Сами же нормативные документы о местах заключения ОГПУ, как правило, официально не публиковались, хотя и утверждались постановлениями СНК СССР. В принятом 1 августа 1933 г. новом Исправительно-трудовом кодексе РСФСР и действовавшем вплоть до 1971 г. (пока не был принят новый кодекс) также не было ни слова о системе лагерей ОГПУ. Кодекс лишь описывал, так сказать, легальную систему НКЮ и по вполне понятным причинам не касался такой деликатной сферы, как система мест заключения ОГПУ, в существовании которой никто и не сомневался. Определенным образом возник, а в дальнейшем расширился, разрыв между официальным законодательством и реальной практикой, оставляя широкое поле для произвола. Нельзя сказать, что деятельность лагерей и политизоляторов системы ОГПУ — НКВД никак не регламентировалась. Существовали различные подзаконные акты: приказы и циркуляры ВЧК — ОГПУ, но они были секретными. Таким образом, получалось, что официально всего этого как бы и не существовало.

В предвоенный период и в особенности в ходе массовых репрессий 1937— 1938 гг. наблюдается взрывной рост количества Управлений ИТЛ на местах. Все большее число новых строительств поручается теперь системе НКВД. В результате из аппарата ГУЛАГа уже в 1940 г. наряду с уже существовавшим Главным управлением строительства на Дальнем Севере (ГУСДС, с 1938 в структуре НКВД) были выделены самостоятельные производственные главки, использовавшие труд заключенных: Главное управление гидротехнического строительства (Главгидрострой) и Главное управление лагерей железнодорожного строительства (ГУЛЖДС). Оба главка пополнили структуру центрального аппарата НКВД СССР. В феврале 1941 г., после выделения из НКВД органов государственной безопасности в самостоятельный наркомат, число производственных главков снова возросло. Этот статус получили подразделения, ведавшие аэродромным строительством (ГУАС), промышленным строительством (Главпромстрой), строительством горно-металлургических предприятий (ГУЛГМП).

Начало войны внесло существенные коррективы в производственные планы НКВД. Ряд строительств был остановлен, а обеспечивающие их рабочей силой управления исправительно-трудовых лагерей расформированы. Рост системы исправительно-трудовых лагерей вновь начался лишь после окончания войны. Вместе с тем во время войны появились и новые виды мест заключения. Так, в конце 1941 г. была организована сеть спецлагерей, получивших в 1944 г. название проверочно-фильтрационных лагерей (ПФЛ), — лиц, проходящих проверку после пребывания на оккупированной немцами территории.

Значительно выросла, особенно после Сталинградской битвы, сеть лагерей для военнопленных. Еще в сентябре 1939 г. были организованы такие лагеря для военнопленных поляков, а в структуре центрального аппарата НКВД появилось новое Управление по делам военнопленных и интернированных (УПВИ). С января 1945 г. это управление получило статус главка (ГУПВИ), и количество военнопленных в его ведении (около 3 миллионов человек) значительно превышало общее количество заключенных системы ГУЛАГа.

Военнопленные и интернированные, как и узники проверочно-фильтрационных лагерей, составляли незаменимый ресурс рабочей силы для производственных программ НКВД. Большая часть ПФЛ и лагерей для военнопленных и интернированных обустраивалась в привязке к конкретным предприятиям или объектам, занятым разработкой недр.

Война внесла и некоторые новации в содержание заключенных определенных категорий. Так, в 1943 г. для осужденных за сотрудничество с немецкими оккупационными властями и карательную деятельность при немцах была введена каторга как мера наказания и организованы каторжные отделения при Воркутинском, Норильском, Северо-Восточном лагерях и при Карагандинском лагере (для больных и нетрудоспособных). Каторжные условия подразумевали использование заключенных на тяжелых работах, увеличение времени работы на один час по сравнению с другими лагерями, общее ужесточение режима и обязательное ношение личного номера, нашитого на верхнюю одежду заключенного. Последнее явно было позаимствовано из практики нацистских концлагерей.

Послевоенные строительные программы были столь обширны, что одних обитателей исправительно-трудовых лагерей для их реализации не хватало. На возводимых под руководством МВД объектах будущей атомной промышленности, строительстве различных комбинатов и заводов, шоссейных и железных дорог, добыче ископаемых трудились наряду с заключенными и мобилизованные и интернированные немцы, военнопленные, спецпереселенцы, бойцы военно-строительных батальонов, да и просто вольнонаемные рабочие.

При этом не был забыт и детский труд, который также широко использовался. Воспитанники детских трудовых колоний, в основном изготовлявшие на подсобных производствах предметы ширпотреба, в возрасте от 12 до 16 лет обязаны были трудиться по 4 часа в день, и 4 часа для них отводились на учебу. Для подростков в возрасте от 16 до 18 лет предусматривался труд в течение 8 часов в день и лишь 2 часа отводилось для учебы.

В период с 1949 по 1953 г. количество управлений исправительно-трудовых лагерей на местах выросло более чем в два раза. В последние годы жизни Сталина затеваются амбициозные по своим грандиозным масштабам и требуемым капиталовложениям, но бессмысленные проекты строительств. Достаточно вспомнить начавшееся в 1949 г. за Полярным кругом строительство железной дороги от Салехарда до Игарки. Сохранившиеся кое-где участки этой недостроенной и брошенной железнодорожной колеи, сквозь полотно которой прорастают чахлые деревья и кустарник, являются сегодня ярким символом гулаговской индустриализации.

Причины расформирования централизованной лагерной системы после смерти Сталина лишь отчасти могут быть объяснены экономическими соображениями. Дело было не в отсутствии рентабельности и экономической эффективности системы исправительно-трудовых лагерей. Просто в марте 1953 г. ГУЛАГ лишился своего идейного вдохновителя и руководителя.

Вместе со Сталиным умерли народнохозяйственные проекты. Их назначение могло быть объяснено исключительно имперскими амбициями советского вождя, но уж никак не экономической необходимостью страны. Уже 25 марта 1953 г. по предложению нового министра внутренних дел Л.П. Берия было прекращено строительство 22 крупнейших объектов: Главного Туркменского канала, Волго-Балтийского водного пути, железных дорог Салехард— Игарка, Комсомольск — Победино, тоннельного перехода под Татарским проливом, автомобильных дорог на Кольском полуострове, ряда химических заводов и т. п. Общая сметная стоимость этих строительств составляла примерно 105 миллиардов рублей. По официальному валютному курсу того времени (хотя и заниженному по сравнению с реальным) эта сумма составляла около 25 миллиардов долларов. Безболезненно финансировать такие проекты советская экономика не могла.

В 1954 г. начинается процесс пересмотра дел осужденных по политическим статьям, и с этого времени постепенно число политических заключенных в исправительно-трудовых лагерях идет на убыль. 1956 год мог стать рубежом начала серьезной реформы советской пенитенциарной системы и последним годом жизни лагерного устройства. Тогда, на волне XX съезда и в русле начавшихся реформ, возникло предложение о закрытии всех лагерей и переводе заключенных в тюрьмы. Однако этого не произошло.

График изменения количества осуждённых с 1921 по 1953 г. [1]

Diagramm

Читайте также: