Когда была создана первая программа по подготовке чиновников для гос службы в наст время управленцы

Обновлено: 14.05.2024

Не вступая в дискуссию, насколько эффективным было обучение делу государственного управления сознательных рабочих и солдат в советский период, приходится признать, что лишь в последнее время в современной России утверждается представление о государственном управлении как о профессиональной деятельности, которая требует не только общей и специальной эрудиции, чиновной лояльности и социалистического (капиталистического) мировоззрения, жизненного опыта и личного обаяния, но и профессиональных знаний.

Сегодня нередки сетования на рост численности чиновного люда в современной России. Но представляется, что дело не в количестве государственных служащих, не в процентном соотношении их к общему числу занятых в экономике, а в том, в какой мере этот управленческий класс выполняет возложенные на него функции, довольно ли население качеством предоставляемых им услуг. С другой стороны, можно запрячь в упряжку сразу сто лошадей, но все же есть сомнения, что они поскачут столь же резво и слаженно, как один современный автомобиль. Да и зачем? Не лучше ли доверить управление государством образованному, гибкому, восприимчивому к новым идеям корпусу ответственных профессионалов?

Образно выражаясь, если вузовская (университетская) система подготовки кадров воспитывает футболиста, то система подготовки управленцев воспитывает судью на поле, который должен обеспечить соблюдение правил игры и аргументированно использовать применение красной карточки при нарушении правил. Правила игры должны знать и игроки, и судьи, но использовать эти знания они должны по-разному. И этому надо учить. Причем учить специально и адресно.

Барциц_1_1_15

В рамках существующих образовательных программ по государственному и муниципальному управлению существуют базовые профили, обеспечивающие основные требования потребителей образовательных услуг, а также инновационные, продвинутые, актуализированные программы, которые в некоторой степени работают на опережение в формировании профессиональных компетенций специалистов в сфере государственного администрирования.

  • углубленное изучение двух иностранных языков, правового обеспечения государственного и муниципального управления, методов моделирования и прогнозирования в государственном управлении;
  • раннее включение в практику будущей профессиональной деятельности, а также возможность изучения практики государственного и местного управления в зарубежных странах;
  • возможность модульного обучения в зарубежных вузах-партнерах (модули в University Nice Sophia Antipolis), получение диплома зарубежного университета.

Разработка этой образовательной программы обоснована необходимостью подготовки конкурентоспособных и адаптивных управленческих кадров в сфере государственного администрирования для решения задач повышения эффективности государственного и муниципального управления, инновационного развития экономики и обеспечения международной конкурентоспособности России. Отличительными особенностями программы являются:

  • формирование компетенций для мультимодального государственного управления;
  • подготовка выпускников к работе как в государственном, так и в частном секторах экономики;
  • интеграция в образовательные программы механизмов профессионального отбора и воспитания.

Рисунок 2. Образовательные программы Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, формирующие управленческие компетенции.

Барциц_2_1_15

Другая ситуация – когда, получив профессию, начав практическую работу и увидев карьерные перспективы, человек, осознав потребность в знании специальных управленческих методик и технологий, выбирает государственное управление как средство реализации своих способностей и сил. Прибрести необходимые знания и компетенции призваны программы магистерской подготовки (рисунок 3).

Барциц_3_1_15

  • в сфере государственного и муниципального управления;
  • в сфере проектного менеджмента;
  • практическая работа над проектом развития реальных городов.

Обучение построено полностью на проектном подходе и обеспечивает интеграцию изучения дисциплин в поэтапную работу магистрантов над итоговым проектом – разработкой стратегической программы развития конкретного города.

Выделяется шесть специальных этапов (модулей) обучения:

  • правовое обеспечение стратегического развития города N;
  • социально-культурное обеспечение развития города N;
  • экономическое обеспечение развития города N;
  • кадровое обеспечение города N;
  • система управления города N;
  • общая стратегия развития города N.

Безусловно, нам еще только предстоит сделать программы МРА значимым элементом системы подготовки управленцев. На данный момент существует чрезвычайно узкий круг университетов, которые имеют опыт реализации подобных программ (рисунок 4).

Рисунок 4. Развитие программы Master of Public Policy в Российской Федерации.

Барциц_4_1_15

Рисунок 5. Причины невостребованности программ МРА в России.

Барциц_5_1_15

Рисунок 6. Несовершенство правового обеспечения программ МРА.

Барциц_6_1_15

Как соотносятся понятия: чиновникгосслужащийбюрократ. Государственный служащий – правовое понятие. Чиновник – разговорный синоним государственного служащего. Бюрократ – плохой государственный служащий.

Нельзя не согласиться, что назрела пора коренного изменения ситуации. Это ясно всему обществу, это ясно и большинству государственных служащих. Эффективность государственного управления связывается с разработкой и внедрением механизмов, обеспечивающих результативность профессиональной деятельности государственных служащих. Эта модель предполагает переориентацию бюджетных и управленческих процессов с учета ресурсов на учет результатов. Информационные технологии, развитие гражданского общества, повышение требований потребителей к качеству предоставляемых услуг обусловило понимание необходимости повышения эффективности управленческого процесса, увеличение заинтересованности государственных служащих в конечных результатах своей деятельности. Более того, система государственного управления в новых социальных условиях все в большей и большей степени нуждается в авторитете у граждан, в поддержке со стороны структур гражданского общества. А это возможно лишь в условиях повышения качества профессиональной деятельности и образования государственных служащих. Потребители публичных услуг, будь то гражданин или бизнес-корпорация, и в принципе, и тем более в непростых экономических условиях, требуют открытости, подконтрольности и подотчетности государственных структур.

Среди существующих механизмов преодоления кадрового голода должны найти свое место три взаимодействующих элемента:

  • профессиональные управленцы – специалисты, лояльные к политическому правящему классу, разделяющие его основные ценности и согласные с задаваемыми этим классом тенденциями государственного развития. В то же время, этот элемент государственного управления может и должен находиться вне партийного политического процесса;
  • представители структур гражданского общества, которые в силу своих профессиональных качеств обладают необходимыми знаниями и в состоянии системно включиться в процессы государственного управления, принятия и реализации управленческих решений;
  • активисты политических партий, которые в ходе партийной политической борьбы, получая доверие населения по итогам избирательных кампаний, получают легальные основания для включения в процессы осуществления государственной власти.

Когда станет просто невыгодно принимать на работу чиновника, не имеющего основательного специального образования, дополнительного образования уровня MPA, так как он будет не способен ориентироваться на конечный результат и, главное, нести за него ответственность, тогда можно будет говорить о создании эффективной управленческо-чиновничьей среды. Новая управленческая среда повысит интерес молодого поколения к административной работе, привлечет квалифицированных специалистов, в том числе перспективных и активных молодых выпускников. Баланс интересов руководителей и исполнителей в управленческой цепочке, отсутствие излишнего контроля, создание условий для развития и самореализации чиновника повысят производительность и результативность чиновничьей деятельности.

Не секрет, что современные чиновники проявляют лишь часть своих способностей, не все готовы уделять время не то что внедрению инновационных элементов управления, а хотя бы элементарному самообразованию. Тем не менее, побуждение к инициативности и творчеству в управлении возможно и необходимо. Управленческая среда должна быть заинтересована во внедрении новых методов и способов в своей деятельности. Система подготовки управленческих кадров MPA как раз и направлена на развитие нестандартных, творческих подходов в каждодневной работе.

Уже на этапе подготовки утвержденной программы были учтены и будут применяться новации системы образования. Базовый курс MPA-general получает единую для всех вузов учебно-методическую основу. При реализации программы МРА между учебными заведениями создается система взаимозачетов дисциплин, что, в конечном итоге, облегчает слушателям получение образования, а с другой стороны, гарантирует единый стандарт оценки полученных знаний. Вузы, аккредитованные на внедрение программы MPA, должны показать соответствие самым высоким требованиям образовательного процесса, находиться в постоянном и тесном сотрудничестве между собой. Реализация этой программы побуждает преподавателей не к узкой корпоративной солидарности, не к перетягиванию одеяла на себя (что, не секрет, случается в научной среде), а к согласованным, солидарным действиям, целью которых становится подготовка высококвалифицированных кадров для развития страны.

Программы МРА насыщены актуальными для современных управленцев дисциплинами с эффективной подачей учебно-информационного материала, при этом требования к зачетам, экзаменам по каждому курсу, к публичной защите дипломных проектов весьма высоки. Тем не менее, несмотря на сложности совмещения работы и обучения в таком режиме, направление чиновников на МРА в странах Западной Европы является эффективным мотивационным фактором, а желающих учиться оказывается значительно больше, чем предоставлено квот.

Внедряемая в России учебная платформа позволяет объективно оценить управленческий потенциал слушателя, гибко насытить программу темами эффективной работы управленца, конфликтологии, вопросами мотивации, предоставить возможность краткосрочных стажировок и проведения семинаров по темам теории и практики государственного и муниципального управления за рубежом.

  • организация территориальных мастерских, где слушатели работают в проектных группах над кейсами развития территорий по разным направлениям в тесном контакте с кураторами программы;
  • партнерами и кураторами программы являются структуры, отвечающие за развитие территорий (инвесторы, муниципальные органы власти);
  • обучение реализуется в партнерстве с Московской архитектурной школой (МАРШ);
  • итогом обучения является открытая защита проектов, которые рассматриваются как готовые инвестиционные проекты, предназначенные к реализации.

В настоящее время в обществе назрела потребность в формировании системы профессиональных степеней, которые могли бы стать альтернативой ученым степеням для руководителей высшего уровня в государственном управлении. Такой степенью в госуправлении могла бы стать степень Doctor of Public Administration (DPA) – степень доктора наук в сфере государственного управления. Но дополнительная квалификация по таким степеням в России пока не присваивается, нормативной базы не существует. Необходимо внедрение механизма публичных защит проектов на основе общественно-государственной оценки профессиональным сообществом проектов (работ) в рамках программ DPA

Существующая в Академии линейка образовательных программ в сфере государственного и муниципального управления охватывает все уровни образования – от бакалавриата до программ дополнительного профессионального образования, содержит как базовые образовательные программы, призванные обеспечивать повышение общего уровня образования и подготовки государственных служащих, так и продвинутые программы, выступающие опорными точками для развития новых актуальных компетенций, формирования управленцев в сфере публичного администрирования нового формата, способных эффективно отвечать на новые вызовы государственного управления.

Необходимым элементом образовательного процесса при этом становится система контроля и оценки качества образования, которая предполагает выработку определенных критериев и показателей для оценки и рейтингования образовательных программ.

Образовательные программы Академии в сфере ГМУ, отвечая новым требованиям к совершенствованию государственного управления в России, формируют соответствующие компетенции за счет предметного наполнения образовательной программы и комплексного применения определенного перечня принципов организации образовательного процесса, среди которых можно особо выделить наличие весомых исследовательских компонентов, практико-ориентированность и интеграцию в образовательные программы механизмов профессионального отбора и воспитания.

Со становлением и развитием современной российской государственности и государственной службы (с 90-х гг. XX в. и по настоящее время) важные проблемы государственного управления остаются в поле зрения многих ученых.

1. Зарождение государственного управления и государственной службы в Киевской Руси

2. Становление и развитие системы государственной службы в Московском государстве

1) думные – чины Боярской думы;

2) высшие придворные чины – дворецкие, казначеи, ловчие и др.;

3) московские чины – стольники, стряпчие, дьяки и др.;

4) выбор из городов – представители дворян от уездных корпораций.

Государевы служащие состояли преимущественно из высших слоев русского общества. Для боярства наибольшее значение имели:

а) древность рода;

б) знатность рода.

1) в XII в. – люди из княжеского двора;

2) в XIII-XV в. – дворяне занимали административные должности среднего уровня и за службу получали небольшие поместья на правах владения, но не собственности;

3) в XV в. – поместный принцип становился основным во взаимоотношениях государства и его служащих, так же служащему полагалось жалованье;

В XV-XVII вв. дворянская конница была главной военной силой Московского государства.

3. Укрепление государственной службы в императорской России

В период с середины XVII до начала XVIII вв. на смену сословно-представительной монархии приходит абсолютная. В результате реформаторской деятельности царя Петра I в России была проведена рационализация системы государственного управления и государственной службы:

1) В первой четверти XVIII в. при Петре I (1682-1725 гг. правления) были ликвидированы сословно-представительные органы и установилась абсолютная монархия.

3) В конце 1708 г. Петр I разделил Россию на восемь административных округов, названных губерниями. Губернии возглавлялись губернаторами, назначаемыми царем. Губернии были разделены на 45 провинций, во главе которых были представлены губернаторы, вице-губернаторы, воеводы. Администрация провинций подчинялась непосредственно коллегиям.

4) Подготовка кадров для нового государственного аппарата стала осуществляться в специальных школах и Академиях в России и за рубежом. Степень квалификации определялась чином, образованием, специальной подготовкой.

5) Высшим учреждением петровской администрации стал правительствующий Сенат, сменивший прежнюю Боярскую Думу.

6) Вместо сложной, запутанной структуры приказов Петр I ввел 11 Коллегий и Святейший Синод (на правах коллегии). В отличие от приказов все вопросы государственного управления были четко распределены между коллегиями. Президент коллегии назначался царем. Положительные черты: повысился профессионализм, специализация, нормативность. Отрицательные черты: сложность, дороговизна, работа на себя (взятка, коррупция), негибкость.

Екатерина I (годы правления – 1725-1727) дала дворянам право на продолжительные отпуска.

Императрица Анна Иоанновна (1730-1740 годы правления) в Манифесте 1736 г. установила для дворян срок обязательной службы – 25 лет, начиная с двадцатилетнего возраста.

Распорядительные: - собрание гласных; - городские думы.

Исполнительные: - земские; - городские управы.

Должностные лица земских и городских управ (председатель и члены управы) не пользовались правами государственной службы, содержание им выплачивалось по усмотрению собраний или дум соответственно из земских или городских средств. Важное значение имело создание органов управления крестьянами (1861 г.). В соответствии с положениями от 19 февраля 1861 г., крестьяне были поставлены в зависимость от руководящих правительственных органов. Крестьяне были объединены в сельские общества, они входили в волости с населением от трехсот до двух тысяч человек. Сельское общество выбирало сельский сход и сельского старосту.

Волостное управление включало волостной сход, волостного старшину, волостное правление и крестьянский волостной суд. Волостной сход включал выборных от каждых десяти дворов и избирал волостного старшину и волостной суд. Контроль над деятельностью сельского волостного управления осуществлял мировой посредник. Он избирался из местных потомственных дворян, утверждался по предоставлению губернатора правительством и являлся, с одной стороны, представителем центральной власти, а с другой – был связан с местным дворянством. Решал все вопросы местного уровня.

При Александре II судебная реформа приобрела новые принципы судопроизводства: гласность, открытость, публичность, независимость судьи от администрации, состязательность процесса. Введен суд присяжных. Упрощена структура судов, основное звено – мировые судьи. Высшей судебной инстанцией был Сенат.

Многие вопросы были решены при Николае II (1894-1917 гг.). В 1906 г. все подданные Российской империи были уравнены в правах при поступлении на государственную службу (соответствующий уровень образования). Что необходимо учитывать в условиях административных ре- форм сегодня?

1) Со времен петровской эпохи правители России рассматривали реформирование и совершенствование деятельности государственной службы как одно из решающих звеньев государственного управления.

2) Проблемы строительства и функционирования гражданской службы являлись предметом их постоянного внимания.

3) Верно определились основные принципы ее организации с учетом социально-политических и других особенностей страны.

4) Необходим учет всей системы учреждений управления и государственной службы – тогда повысится эффективность реформ.

5) Институт государственной службы должен развиваться и реформироваться в соответствии с новыми законами государства.

6) Необходимо постоянное совершенствование научно-правовой базы государственной службы, правовое регулирование их деятельности.

- подавление демократической тенденции;

- отсутствие подотчетности и подконтрольности;

- монополия чиновничества в осуществлении властных полномочий;

- сословная замкнутость и т.п.

4. Развитие государственного управления и государственной службы в советский период

Конституция РСФСР 1918 г., принятая на V Всероссийском съезде Советов (9-10 июля 1918 г.), закрепила систему государственного управления, основой которой явились советы рабочих, крестьянских, красноармейских и казачьих депутатов, как форма диктатуры правительства. В основе все лица, занятые в центральных и местных органах власти и управления считались государственными служащими. За первые 3 года Советской власти численность управленческого персонала увеличилась почти в 5 раз. Причины:

- ликвидация рыночных механизмов и саморегулирования;

Шло сращивание партийных и государственных структур, партийных и государственных элементов. В 20-30 гг. XX в. в государственном управлении формируются:

- российский федерализм в сочетании с унитаризмом;

- единство власти и управления;

- законодательная и исполнительная вертикаль власти;

- правящая роль Комитета Партии

это обусловило партийно-государственную природу управления; централизацию и бюрократизацию управления.

В 30-е гг. XX в. деформируется советское управление:

- усиливается идеологический и партийный монополизм;

- возникает и укрепляется культ личности;

- авторитарность партийной государственной элиты;

- отчуждение народа от власти и управления;

- всевластие партийной государственной верхушки;

- подчиненность советских (государственных) органов власти и управления партийным, соответственно, советских служащих – партийным служащим;

- принижение роли суда, прокуратуры;

- правовой и судебный произвол;

В 40-е гг. XX в. в период Великой Отечественной войны характер военного управления, система управления приобрела такие черты, как милитаризм, чрезвычайность, директивность, жесткий централизм, репрессивность и т.п. В послевоенный период государственное управление перестроилось на конституционной основе и обеспечило перевод страны на мирные рельсы:

- восстановление разрушенного Великой Отечественной войной народного хозяйства;

- повышение уровня жизни трудящихся;

На рубеже 40-50-х гг. обозначились кризисные явления в управлении и функционировании аппарата партийно-государственной службы. Развитие и реформирование государственного управления во второй половине 50-х – середине 60-х гг. характеризовалось чертами:

- разоблачение культа личности Сталина (1956 г.) и преодоление его последствий;

- развитие управленческой системы, государственной службы;

- ликвидация тоталитарно-репрессивного политического режима сталинизма и начало демократизации советского общества, органов власти и управления, государственной службы;

- отстранение от политического руководства Н.С. Хрущева (1964 г.);

- критика субъективизма и волюнтаризма в управлении обществом, в деятельности советских и партийных органов власти и управления.

Основные вехи этого периода:

- с 11 марта 1985 г. М.С. Горбачев начал радикальные перемены в обществе: гласность, демократия. Наметился поэтапный переход к рыночной экономике;

- начался демонтаж административно - командной системы управления;

- к началу 1987 г. было заменено 70% членов Политбюро; 60% секретарей обкомов КПСС; 40% всего личного состава ЦК КПСС, партийных и государственных служащих в центре и на местах;

- разворачивается гласность; борьба с бюрократизмом;

- перестройка работы органов государственной и партийной власти, государственной службы.

1990 г. – кризис, крушение СССР. Состоявшийся в июле 1989 г. последний XXVIII съезд КПСС выявил полный раскол партийных рядов. Анализируя функционирование государственной службы в советский период необходимо обратить внимание на следующее:

1) правовое положение государственных служащих определялось трудовым законодательством;

2) публично-правовая природа института государственной службы не признавалась (только военнослужащих);

4) государственными служащими признавались все лица, работающие в государственных органах, учреждениях и организациях и получающие заработную плату за счет бюджетных средств (в том числе врачи, учителя, работники почты и др.);

5) государственная служба носила подчиненный характер по отношению к партийной службе;

6) лишь впервые постсоветские годы (1992-1995 гг.) государственная служба и муниципальная служба в России начинают формироваться как самостоятельные институты (с учетом зарубежного опыта).

Рассматривая исторический опыт создания государственности и государственной службы в России, необходимо отметить следующее:

1) история российской государственности – это непрерывный процесс совершенствования (реформирования) высшего, центрального и местного аппаратов власти в целях более эффективного управления территорией России;

2) вопрос об укреплении российской государственности, повышения эффективности государственной службы стал важнейшим в общественной жизни.

Изучение особенностей проведения реформ в области государственного управления и государственной службы поможет глубже понять современные проблемы, заглянуть в будущее.

Как оформить тьютора для ребенка законодательно: Условием успешного процесса адаптации ребенка может стать.

Историческое сочинение по периоду истории с 1019-1054 г.: Все эти процессы связаны с деятельностью таких личностей, как.

Если учить чиновника борьбе с конкурентами и повышению прибыли, он будет стремиться захватывать рынки, увеличивать свои личные доходы и по мере возможностей уничтожать конкурентов.

— Алексей Георгиевич, стандарты и для бакалавров, и для магистров уже приняты окончательно?

— Кто был разработчиком проектов новых стандартов?

— Как удалось добиться согласия между представителями столь разных учебных заведений?

— В чем же принципиальное отличие государственного управления от менеджмента в бизнесе? Ведь в обоих случаях речь идет об управлении.

— Менеджмент предполагает борьбу за стабильность бизнеса, повышение прибыли, борьбу за рынки и борьбу с конкурентами. Если всему этому учить чиновника, то он и будет бороться за повышение прибыли своего ведомства и своих личных доходов, захватывать рынки и бороться с другими органами за увеличение объема своих полномочий, уничтожать конкурентов по мере возможностей.

— Принимали ли будущие работодатели госслужащих участие в разработке стандарта?

— При этом в стандарте должны быть обязательные для всех дисциплины.

— Стандарт предполагает три уровня: общие дисциплины, обязательные для всех; професииональные дисциплины, тоже обязательные для всех, и уже более узкие специальные дисциплины, которые может добавлять сам вуз. Мы полагаем, что должна быть общая база, на которой можно формировать более разнообразный набор специализаций. Общее требование, выдвигаемое стандартом, – интерактивность и ориентированность на практику. Обязательно должны быть мастер-классы, интерактивные занятия.

— В соответствии с новым стандартом государственных и муниципальных служащих начнут учить с бакалавриата. Означает ли это, что выпускник бакалавриата по определению становится управленцем, руководителем?

— В тексте стандарта написано, что управленец должен, к примеру, уметь решать конфликтные ситуации путем компромисса. Как вообще можно научить таким вещам?

— Я думаю, немногие. Программы MPA, скорее всего, будут создаваться в кооперации. Даже ведущие вузы их не потянут в одиночку. К примеру, специалистов по внешнеэкономической деятельности государства, способных преподавать связанные с ней дисциплины на высоком уровне, очень мало. Мы будем решать вопрос о кооперации, об ограничении количества программ. Я думаю, что программы MPA будут в небольшом количестве региональных университетов, в Санкт-Петербурге и в Москве.

— Какие-то программы будут полностью адаптированы и признаны, какие-то нет. Некоторые, безусловно, отомрут. Это процесс общественного признания, а не запрещения.

— Действительно, в управленческих должностях существуют вещи, связанные со спецификой отрасли. Например, человеку, работающему в Минюсте, необходимо хорошо владеть правом. Поэтому люди, имеющие другое базовое образование, вполне могут прийти в магистратуру или на программы MPA. Мы собираемся готовить специалистов в области государственного управления, но сделать акцент на ту специфику, которой человек будет заниматься.

— Чего, на Ваш взгляд, в стандарте не хватает?

— Я думаю, что благодаря международному сотрудничеству мы, на самом деле, можем выйти на более дробный и широкий список компетенций, чем это прописано в государственном стандарте. Вышка сотрудничает с наиболее известными университетами и школами, готовящими специалистов в области государственного управления за рубежом: такими, как Бирмингемский университет в Великобритании, университет штата Индиана в США, Фуданский университет в Китае. К примеру, к нам только что приехал лорд Майкл Барбер, один из наиболее известных в мире специалистов в области повышения эффективности государственного управления, специалист в области оказания государственных услуг (service delivery). Работая в кабинете министров Тони Блэра, он участвовал в создании системы оценок эффективности проводимых правительством Великобритании реформ. Благодаря сотрудничеству с ним мы сможем лучше развить обучение в области государственных услуг, чем это прописано в стандарте.

— У каждой страны существует своя специфика подготовки специалистов по государственному управлению. Чей опыт наиболее полезен российскому образованию в этой области?

— В первую очередь, опыт англосаксонской группы стран: Великобритании, США. Еще в 1997-1998 годах, когда мы разрабатывали модель реформы государственного управления, мы пришли к выводу о том, что нам более подходит именно их опыт. Это открытая модель государственной службы, когда человек может прийти на работу в государственные структуры со стороны. Если говорить о пространстве СНГ, то нам следует обратить внимание на опыт Казахстана. У них очень интересный опыт по борьбе с коррупцией и во всех остальных отношениях, эта страна наиболее продвинулась, на мой взгляд, в реформировании государственной службы.

Формирование новой российской государственности сопровождается возрастающим значением государственной службы. Глубокие политические преобразования, осуществляемые в России, обусловили качественные изменения важнейших конституционно-правовых институтов, к числу которых относится и государственная служба.

В ходе реформ в Российской Федерации формируется новая гражданская государственная служба, с тем, чтобы государство могло эффективно осуществлять свою политику через квалифицированный аппарат служащих. В настоящее время реформа государственной службы - один из важнейших приоритетов развития России. Реформирование как процесс - совокупность последовательных действий государственных органов власти различного уровня и компетенции по реорганизации какой-либо стороны общественной жизни. Переустройство российской власти имеет три составляющих:

· первая - это перераспределение ответственности и полномочий власти различных уровней;

· вторая - это административная реформа (реформа устройства исполнительной власти);

· третья - это реформа государственной службы.

Таким образом, реформирование государственной службы - совокупность последовательных действий государственных органов власти различного уровня и компетенции по изменению системы государственной службы с целью ее реорганизации для достижения максимальной эффективности. В настоящее время реформированием занимаются сразу несколько комиссий, отвечающих за федеративные отношения и вопросы разграничения полномочий, за рационализацию функций и структуры федеральных органов исполнительной власти, за реформу государственной службы.

Законодательство о государственной службе Российской Федерации регулирует её организацию и правовое положение государственных служащих, как в целом, всей системы, так и специальных видов государственной службы: военной, дипломатической, налоговой, правозащитной, контрольно-надзорной, правоохранительной.

Цель данной работы рассмотреть этапы становления государственной службы в России, действующее законодательство регулирующее вопросы прохождения государственной гражданской службы, на основании чего сделать выводы о перспективах развития законодательства Российской Федерации.

Новейшая история государственной службы в России

В реформе системы государственной службы Российской Федерации можно выделить несколько этапов, рассмотрим каждый из них:

Первый этап (1991-1997 гг.).

Характеризовался отказом от советской партийно-номенклатурной системы, созданием новых кадровых служб и учебно-научных учреждений.

Четвертый этап (2003 г. - 2007 г.).

В этот период времени нормативно оформляются и совершенствуются механизмы функционирования государственной службы, осуществляется практическая реализация норм, заложенных в федеральных законах и нормативных правовых актах, принятых в рамках концепции и Федеральной программы.

Ко времени завершения программы был детально проанализирован отечественный и международный опыт, проведены пилотные исследования, созданы экспертные команды в ряде регионов. Все это стало необходимой базой для реализации концепции реформ и тех целей, которые обозначены в программе реформирования государственной службы. Большое значение имеют эксперименты и пилотные проекты, выполненные в 2004 году. В рамках этих экспериментов на региональном уровне (в органах администраций субъектов Федерации и в ряде территориальных органов федеральных ведомств) проводилось апробирование должностных регламентов, служебных контрактов, систем оценки деятельности государственных служащих и оплаты их труда.

Опыт осуществления мероприятий федеральной программы "Реформирование государственной службы Российской Федерации (2003 - 2005 годы)", выявил сложность и комплексный характер проблем реформирования государственной службы, необходимость постановки целей и задач следующего этапа реформирования и развития государственной службы. Ряд направлений реформирования государственной службы остался нереализованным, в том числе положения Концепции и законодательства Российской Федерации.

В настоящее время проходит очередной реформирования государственной службы, который условно можно обозначить с 2007года по настоящее время.

Заключение

1. Основные результаты реформирования в сфере Государственной службы.

Десятилетняя практика применения федеральных законов о государственной службе, прежде всего, подтвердила жизненность установленного правового статуса государственной службы и государственных служащих, основных требований к организации государственной службы. Ключевыми результатами развития законодательства о государственной службе в рассматриваемый период можно считать утверждение в законодательстве и отчасти в практике организации государственной службы следующих, реализующихся в комплексе норм, подходов:

Государственная служба - это не более и не менее чем специфическая профессиональная служебная деятельность части персонала, работающего в государственных органах, на части должностей в государственных органах.

. Федеральная государственная служба и государственная служба субъектов РФ входят в единую систему государственной службы Российской Федерации.

. Система государственной службы РФ включает виды государственной службы, каждый из которых на основе единого федерального закона о системе государственной службы регулируется специальным законодательством.

. Государственная служба отличается от другой трудовой деятельности большей зависимостью от ее носителей (государственных служащих) и государства, и граждан, и создаваемых ими организаций. В этой связи правомерны ограничения некоторых гражданских прав государственных служащих, введение для них некоторых запретов, обязанностей перед гражданами и государством, требований к служебному поведению. Этим государственные служащие отличаются от иного персонала государственных органов, других государственных организаций и учреждений.

. Государственный служащий обязан во всех ситуациях руководствоваться законом, в том числе оценивать через призму закона данные ему поручения, исходя при этом из верховенства закона. 6. Государственные служащие, как и государственная власть, должны руководствоваться приоритетом прав и свобод человека и гражданина, их непосредственным действием, обязательностью их признания, соблюдения и защиты.

. Государственная служба не является пожизненной или гарантированной с момента поступления на нее. С государственным гражданским служащим заключается контракт, который может быть ограничен определенным сроком и который независимо от того, указан ли в нем срок, на который он заключен, может быть расторгнут по инициативе представителя нанимателя в установленных федеральным законом случаях.

. Круг обязанностей государственного служащего устанавливается не произвольно, а в соответствии с едиными требованиями федерального закона о государственной службе, административными и должностными регламентами. Федеральный закон о государственной гражданской службе установил основные обязанности гражданского служащего и требования к содержанию должностных регламентов.

. Государственный служащий не вправе превышать свои полномочия и компетенцию.

. Государственная служба должна быть конкурентоспособной, привлекательной и престижной.

. Денежное содержание государственного служащего, неденежные выплаты, карьера государственного служащего, его репутация прямо должны зависеть от эффективности и результативности его профессиональной служебной деятельности.

2.Перспективы развития законодательства о государственной службе.

2.1.Развитие законодательства о государственной службе Российской Федера2ции, будет связано с реализацией прямых предписаний действующих федеральных законов о государственной службе. Прежде всего должны быть подготовлены федеральные законы о военной и правоохранительной государственной службе.

.Больших усилий потребует подготовка необходимых подзаконных актов, подготовка которых должны проводиться в контексте реформирования государственного управления в целом, административной реформы. Внедрение новых федеральных законов о государственной службе, разработка соответствующих подзаконных актов должны быть скоординированы:

с внедрением механизмов бюджетирования и управления по результатам;

с сокращением и оптимизацией государственных функций;

с разработкой и внедрением стандартов государственных услуг и административных регламентов государственных функций, в том числе по оказанию государственных услуг;

с созданием системы административной юстиции;

разработкой и внедрением эффективных механизмов досудебного обжалования;

с разработкой и внедрением специальных антикоррупционных программ и механизмов;

внедрением систем мониторинга государственного управления; созданием эффективных каналов участия гражданского общества в подготовке решений государственных органов, в мониторинге их эффективности.

. Урегулирование порядка наступления дисциплинарной ответственности государственных служащих. Решение вопроса об ответственности государственного служащего остается на усмотрение руководителя. Сам руководитель не несет неотвратимой ответственности за свое бездействие, либо непринятие мер по наведению порядка, за безнаказанность недобросовестного чиновника.

Эта правовая ситуация - широкая лазейка для безответственности, замкнутости, кастовости и превращения государственной службы в разновидность бизнеса.

.Уренулирование по предотвращению и конфликтам интересов, которое проводится на а усмотрение руководителя. Руководитель фактически может счесть конфликт незначительным и позволить государственному служащему исполнять служебные обязанности в состоянии конфликта интересов. Может наказать, а может и не наказывать за умышленные действия в ситуации конфликта интересов, их систематическое возникновение. Сам руководитель не несет реальной ответственности за попустительство конфликтам интересов. Серьезное противодействие коррупции потребует более жестких формулировок, требующих: безусловного устранения конфликтов интересов; запрета на исполнение служебных обязанностей в ситуации конфликта интересов, по крайней мере, в зоне действия этого конфликта; предоставления ежегодно и по мере необходимости декларации о конфликте интересов.

Правовая терпимость к конфликтам интересов порождает терпимость к ним и в деятельности государственных органов, и в общественном мнении, а это открытая дверь для коррупции.

.Потребуется установить федеральным законом более конкретные механизмы прямой зависимости денежного содержания и карьеры государственного служащего от эффективности и результативности его профессиональной служебной деятельности, в том числе и прежде всего - от качества оказываемых им государственных услуг, от оценки этого качества пользователями государственных услуг.

Без такой решительной переориентации на интересы пользователей государственных услуг всей правовой базы мотивации государственных служащих кастовость государственной службы преодолеть будет сложно. Преодолеть ее можно будет, вероятнее всего, только тогда, когда закон установит прямую зависимость благополучия государственного чиновника от оценки его клиентов.

.Создание действенной системы управления государственной службой. Отсутствие полноценной системы управления государственной службой по мнению ряда специалистов порождает такие негативные последствия с российской системе государственной гражданской службы как недостаточная эффективность кадровой политики в сфере государственной службы, невысокая результативность деятельности государственного аппарата, его громоздкость, неповоротливость, непрозрачность работы, склонность к административному давлению и коррупции.

.После апробации подзаконных актов, предусмотренных федеральным законом о государственной гражданской службе, возникнет, вероятно, необходимость закрепления подтвердивших свою эффективность процедур, установленных этими подзаконными актами, федеральными законами. Потребуется, например, законодательно закрепить значительно более детальные, чем в настоящее время, обязательные и эффективные процедуры конкурсного отбора, размещения государственного заказа на подготовку государственных служащих. Это необходимо для того, чтобы государственный чиновник был безусловно уверен, что его карьера, возможность занять более высокую должность зависят не от "хороших отношений" с работодателем, а только от его собственных способностей и заслуг. Только тогда профессионализм и компетентность, репутация государственного служащего обретут реальную цену.

Программу планируется реализовать в 2 этапа (I этап - 2009-2010 годы; II этап - 2011-2013 годы)

Используемая литература

1. Конституции Российской Федерации.

. Указ Президента Российской Федерации от 22.12.93 №2267 "Об утверждении Положения о федеральной государственной службе".

. Указ Президента Российской Федерации от 19 ноября 2002 года №1336 "О Федеральной программе "Реформирование государственной службы Российской Федерации (2003-2005 годы)"//

. Указ Президента Российской Федерации Российской Федерации от 1 февраля 2005 года №111 "О порядке сдачи квалификационного экзамена государственными гражданскими служащим Российской Федерации и оценки их знаний, навыков и умений (профессионального уровня),

. Указ Президента Российской Федерации от 1 февраля 2005 года №113 "О порядке присвоения и сохранения классных чинов государственной гражданской службы Российской Федерации федеральным государственным гражданским служащим",

. Указ Президента Российской Федерации от 16 февраля 2005 года №159 "О примерной форме служебного контракта о прохождении государственной гражданской службы Российской Федерации и замещении должности государственной гражданской службы Российской Федерации

. Указ Президента Российской Федерации от 31 декабря 2005 года №1574 "О реестре должностей федеральной государственной гражданской службы",

. Указ Президента Российской Федерации от 27 сентября 2005 г. N 1131 "О квалификационных требованиях к стажу государственной гражданской службы (государственной службы иных видов) или стажу работы по специальности для федеральных государственных гражданских служащих".

. Распоряжение Правительства РФ от 25.10.2005 №1789-р О концепции административной реформы в Российской Федерации в 2006-2008 года.

. Проблемы реформирования Государственной гражданской службы в РФ. Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ, №26 (314), 2006.

. Абрамов В.А. Система государственного управления. Курс лекций. АГПС, М., 2004.

. Овсянко Д.М. Государственная служба Российской Федерации. Учебное пособие. - М., 1996. С. 67.

. Иванов В.Т. Государственная служба в зарубежных странах. - М., 2005.

. Капаров С.Г. Основы казахстанской модели государственной службы. Реформирование государственной службы в России: проблемы и пути их решения. - Екатеринбург, 2002.

Введение

Формирование новой российской государственности сопровождается возрастающим значением государственной службы. Глубокие политические преобразования, осуществляемые в России, обусловили качественные изменения важнейших конституционно-правовых институтов, к числу которых относится и государственная служба.

В ходе реформ в Российской Федерации формируется новая гражданская государственная служба, с тем, чтобы государство могло эффективно осуществлять свою политику через квалифицированный аппарат служащих. В настоящее время реформа государственной службы - один из важнейших приоритетов развития России. Реформирование как процесс - совокупность последовательных действий государственных органов власти различного уровня и компетенции по реорганизации какой-либо стороны общественной жизни. Переустройство российской власти имеет три составляющих:

· первая - это перераспределение ответственности и полномочий власти различных уровней;

· вторая - это административная реформа (реформа устройства исполнительной власти);

· третья - это реформа государственной службы.

Таким образом, реформирование государственной службы - совокупность последовательных действий государственных органов власти различного уровня и компетенции по изменению системы государственной службы с целью ее реорганизации для достижения максимальной эффективности. В настоящее время реформированием занимаются сразу несколько комиссий, отвечающих за федеративные отношения и вопросы разграничения полномочий, за рационализацию функций и структуры федеральных органов исполнительной власти, за реформу государственной службы.

Законодательство о государственной службе Российской Федерации регулирует её организацию и правовое положение государственных служащих, как в целом, всей системы, так и специальных видов государственной службы: военной, дипломатической, налоговой, правозащитной, контрольно-надзорной, правоохранительной.

Цель данной работы рассмотреть этапы становления государственной службы в России, действующее законодательство регулирующее вопросы прохождения государственной гражданской службы, на основании чего сделать выводы о перспективах развития законодательства Российской Федерации.

История государственной службы в России

Еще во времена Ивана Грозного в России была сформирована система ведомств - Приказов, осуществлявших руководство отдельными отраслями государственного управления. Однако начало чиновничества в России связывают с эпохой Петра I. 24 января (4 февраля) 1722 года императором Петром I была утверждена Табель о Рангах, которая стала основным законом о порядке государственной службы в Российской империи и просуществовала с многочисленными изменениями вплоть до революции 1917 года.

Начало серьезного и последовательного движения в сторону создания профессиональной государственной службы связано с именем выдающегося реформатора М.М. Сперанского, который впервые обратился к проблеме образования и подготовки служащих государственного аппарата. В течение XIX века предпринималось еще несколько попыток реформировать систему государственной службы России. Наиболее решительными реформаторами этой эпохи были В. Н. Панин, граф Д. Н. Блудов, М. А. Корф, С.Ю. Витте.

После октябрьской революции 1917 года чины государственной службы были формально упразднены. На смену петровской Табели о рангах пришла номенклатурная система подбора и расстановки кадров, включающая в себя перечень должностей в аппарате партийных, государственных и общественных организаций всех уровней и звеньев. Выдвижение на руководящие государственные посты обычно сопровождалось продвижением чиновников по иерархической лестнице в Коммунистической партии Советского Союза.

Работа над правовым оформлением института государственной службы началась в конце 80-х годов, но распад СССР приостановил ее. К решению данной проблемы вернулись уже в эпоху новой России.

Читайте также: