Когда была принята на конференции юнеско декларация принципов терпимости и программы действий

Обновлено: 28.06.2024

ДЕКЛАРАЦИЯ ПРИНЦИПОВ ТОЛЕРАНТНОСТИ
Утверждена резолюцией 5.61 генеральной конференции юнеско от 16 ноября 1995 года
ПРЕАМБУЛА

Государства - члены Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры, собравшиеся в Париже на двадцать восьмую сессию Генеральной конференции 25 октября - 16 ноября 1995 года,

памятуя о том, что Устав Организации Объединенных Наций гласит: "Мы, народы Объединенных Наций, преисполненные решимости избавить грядущие поколения от бедствий войны. вновь утвердить веру в основные права человека, в достоинство и ценность человеческой личности. и в этих целях проявлять толерантность и жить вместе, в мире друг с другом, как добрые соседи",

напоминая, что в Преамбуле Устава ЮНЕСКО, принятого 16 ноября 1945 года, подчеркивается, что "мир должен базироваться на интеллектуальной и нравственной солидарности человечества",

напоминая также, что во Всеобщей декларации прав человека провозглашается, что "каждый человек имеет право на свободу мысли, совести и религии" (статья 18), "на свободу убеждений и на свободное выражение их" (статья 19) и что образование "должно содействовать взаимопониманию, терпимости и дружбе между всеми народами, расовыми и религиозными группами" (статья 26),

принимая во внимание соответствующие международные акты, в том числе:


  • Международный пакт о гражданских и политических правах,

  • Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах,

  • Международную конвенцию о ликвидации всех форм расовой дискриминации,

  • Конвенцию о предупреждении преступления геноцида и наказании за него,

  • Конвенцию о правах ребенка,

  • Конвенцию 1951 года о статусе беженцев и протокол 1967 года, касающийся статуса беженцев, а также региональные правовые акты в этой области,

  • Конвенцию о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин,

  • Конвенцию против пыток и других жестоких, бесчеловечных и унижающих достоинство видов обращения и наказания,

  • Декларацию о ликвидации всех форм нетерпимости и дискриминации на основе религии или убеждений,

  • Декларацию о правах лиц, принадлежащих к национальным или этническим, религиозным или языковым меньшинствам,

  • Декларацию о мерах по ликвидации международного терроризма,

  • Венскую декларацию и Программу действий Всемирной конференции по правам человека,

  • Декларацию и Программу действий, принятые на Всемирной встрече на высшем уровне в интересах социального развития, состоявшейся в Копенгагене,

  • Декларацию ЮНЕСКО о расе и расовых предрассудках,

  • Конвенцию и Рекомендацию ЮНЕСКО о борьбе с дискриминацией в области образования,

учитывая рекомендации региональных конференций, проведенных в соответствии с резолюцией 27 С/5.14 Генеральной конференции ЮНЕСКО в рамках Года Организации Объединенных Наций, посвященного толерантности, а также выводы и рекомендации других конференций и совещаний, организованных государствами-членами по программе Года Организации Объединенных Наций, посвященного толерантности,

испытывая чувство тревоги в связи с участившимися в последнее время актами нетерпимости, насилия, терроризма, ксенофобии, агрессивного национализма, расизма, антисемитизма, отчуждения, маргинализации и дискриминации по отношению к национальным, этническим, религиозным и языковым меньшинствам, беженцам, рабочим-мигрантам, иммигрантам и социально наименее защищенным группам в обществах, а также актами насилия и запугивания в отношении отдельных лиц, осуществляющих свое право на свободу мнений и выражение убеждений, представляющими угрозу делу укреплению мира и демократии на национальном и международном уровнях и являющимися препятствиями на пути развития,

обращая особое внимание на обязанность государств-членов развивать и поощрять уважение прав человека и основных свобод для всех, без различия по признаку расы, пола, языка, национальной принадлежности, религии или состояния здоровья, и бороться с проявлениями нетерпимости,

принимают и торжественно провозглашают настоящую Декларацию принципов толерантности,

преисполненные решимости сделать все необходимое для утверждения идеалов толерантности в наших обществах, поскольку толерантность является не только важнейшим принципом, но и необходимым условием мира и социально-экономического развития всех народов,

мы заявляем следующее:

СТАТЬЯ 1 - ПОНЯТИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ

1.1 Толерантность означает уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности. Ей способствуют знания, открытость, общение и свобода мысли, совести и убеждений. Толерантность - это гармония в многообразии. Это не только моральный долг, но и политическая и правовая потребность. Толерантность - это добродетель, которая делает возможным достижение мира и способствует замене культуры войны культурой мира.

1.2 Толерантность - это не уступка, снисхождение или потворство. Толерантность - это прежде всего активное отношение, формируемое на основе признания универсальных прав и основных свобод человека. Ни при каких обстоятельствах толерантность не может служить оправданием посягательств на эти основные ценности, толерантность должны проявлять отдельные люди, группы и государства.

1.3 Толерантность - это обязанность способствовать утверждению прав человека, плюрализма (в том числе культурного плюрализма), демократии и правопорядка. Толерантность - это понятие, означающее отказ от догматизма, от абсолютизации истины и утверждающее нормы, установленные в международных актах в области прав человека.

1.4 Проявление толерантности, которое созвучно уважению прав человека, не означает терпимого отношения к социальной несправедливости, отказа от своих или уступки чужим убеждениям. Это означает, что каждый свободен придерживаться своих убеждений и признает такое же право за другими. Это означает признание того, что люди по своей природе различаются по внешнему виду, положению, речи, поведению и ценностям и обладают правом жить в мире и сохранять свою индивидуальность. Это также означает, что взгляды одного человека не могут быть навязаны другим.

СТАТЬЯ 2 - ГОСУДАРСТВЕНЫЙ УРОВЕНЬ

2.1 На государственном уровне толерантность требует справедливого и беспристрастного законодательства, соблюдения правопорядка и судебно-процессуальных и административных норм. Толерантность также требует предоставления каждому человеку возможностей для экономического и социального развития без какой-либо дискриминации. Отчуждение и маргинализация могут стать причиной состояния подавленности, враждебности и фанатизма.

2.2 Для того, чтобы сделать общество более толерантным, государствам следует ратифицировать существующие международные конвенции о правах человека и, если это необходимо, разработать новое законодательство с целью обеспечения в обществе равноправного подхода и равенства возможностей для всех групп и отдельных людей.

2.3 В интересах международного согласия существенно важно, чтобы отдельные люди, общины и нации признавали и уважали культурный плюрализм человеческого сообщества. Мир невозможен без толерантности, а развитие и демократия невозможны без мира.

2.4 Нетерпимость может принимать форму маргинализации социально наименее защищенных групп, их исключения из общественной и политической жизни, а также насилия и дискриминации по отношению к ним. Как гласит Декларация о расе и расовых предрассудках, "все люди и группы людей имеют право отличаться друг от друга" (статья 1.2).

СТАТЬЯ 3 - СОЦИАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ

3.1 Толерантность как никогда ранее важна в современном мире. Мы живем в век глобализации экономики и все большей мобильности, быстрого развития коммуникации, интеграции и взаимозависимости, в век крупномасштабных миграций и перемещения населения, урбанизации и преобразования социальных структур. Каждый регион многолик, и поэтому эскалация нетерпимости и конфликтов потенциально угрожает всем частям мира. От такой угрозы нельзя отгородиться национальными границами, ибо она носит глобальный характер.

3.2 Толерантность необходима в отношениях как между отдельными людьми, так и на уровне семьи и общины. В школах и университетах, в рамках неформального образования, дома и на работе необходимо укреплять дух толерантности и формировать отношения открытости, внимания друг к другу и солидарности. Средства коммуникации способны играть конструктивную роль в деле содействия свободному и открытому диалогу и обсуждению, распространения ценностей толерантности и разъяснения опасности проявления безразличности по отношению к набирающим силу группам и идеологиям, проповедующим нетерпимость.

3.3 В Декларации ЮНЕСКО о расе и расовых предрассудках провозглашается, что особые меры должны приниматься в целях обеспечения равенства в достоинстве и правах отдельных лиц и групп людей везде, где это необходимо. В этой связи особое внимание следует уделять социально наименее защищенным группам, находящимся в неблагоприятных социальных или экономических условиях, с тем чтобы представить им правовую и социальную защиту, в частности в отношении жилья, занятости и охраны здоровья, обеспечить уважение самобытности их культуры и ценностей и содействовать, в особенности посредством образования, их социальному и профессиональному росту и интеграции.

3.4 В интересах решения этой глобальной задачи необходимы проведение соответствующих научных исследований и налаживание контактов с целью координации деятельности международного сообщества, включая анализ в контексте социальных наук коренных причин этого явления, принятие эффективных контрмер, а также осуществление научных исследований и мониторинга, способствующих выработке политических решений и нормативной деятельности государств-членов.

СТАТЬЯ 4 - ВОСПИТАНИЕ

4.1 Воспитание является наиболее эффективным средством предупреждения нетерпимости. Воспитание в духе толерантности начинается с обучения людей тому, в чем заключаются их общие права и свободы, дабы обеспечить осуществление этих прав, и с поощрения стремления к защите прав других.

4.2 Воспитание в духе толерантности следует рассматривать в качестве безотлагательного императива; в связи с этим необходимо поощрять методы систематического и рационального обучения толерантности, вскрывающие культурные, социальные, экономические, политические и религиозные источники нетерпимости, лежащие в основе насилия и отчуждения. Политика и программы в области образования должны способствовать улучшению взаимопонимания, укреплению солидарности и терпимости в отношениях как между отдельными людьми, так и между этническими, социальными, культурными, религиозными и языковыми группами, а также нациями.

4.3 Воспитание в духе терпимости должно быть направлено на противодействие влиянию, вызывающему чувство страха и отчуждения по отношению к другим. Оно должно способствовать формированию у молодежи навыков независимого мышления, критического осмысления и выработки суждений, основанных на моральных ценностях.

4.4 Мы заявляем о своей готовности поддерживать и претворять в жизнь программы научных исследований в области социальных наук и воспитания в духе толерантности, прав человека и ненасилия. Это означает необходимость уделения особого внимания вопросам повышения уровня педагогической подготовки, учебных планов, содержания учебников и занятий, совершенствования других учебных материалов, включая новые образовательные технологии, с целью воспитания чутких и ответственных граждан, открытых восприятию других культур, способных ценить свободу, уважать человеческое достоинство и индивидуальность, предупреждать конфликты или разрешать их ненасильственными средствами.

СТАТЬЯ 5 - ГОТОВНОСТЬ К ДЕЙСТВИЮ

Мы обязуемся поощрять толерантность и ненасилие, используя для этого программы и учреждения в областях образования, науки, культуры и коммуникации.

СТАТЬЯ 6 - МЕЖДУНАРОДНЫЙ ДЕНЬ, ПОСВЯЩЕННЫЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ

В целях мобилизации общественности, привлечения внимания к опасностям, кроющимся в нетерпимости, и укрепления приверженности и активизации действий в поддержку поощрения толерантности и воспитания в ее духе мы торжественно провозглашаем 16 ноября ежегодно отмечаемым Международным днем, посвященным толерантности.

Ни один здравомыслящий человек не будет танцевать. Цицерон
ещё >>

Европейская медаль толерантности

Международный день толерантности (терпимости) объявлен ЮНЕСКО в ноябре 1995 года. 16 ноября 1995 года государства члены ЮНЕСКО приняли Декларацию принципов терпимости и Программу действий. В 1996 году Генеральная Ассамблея предложила государствам членам ООН ежегодно 16 ноября отмечать Международный день, посвященный терпимости, и приурочивать к нему соответствующие мероприятия, ориентированные как на учебные заведения, так и на широкую общественность.

Декларация принципов терпимости провозглашает, что все люди по своей природе различны, но равны в своих достоинствах и правах.

Согласно документу, терпимость означает уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур мира, форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности. На государственном уровне терпимость требует справедливого и беспристрастного законодательства, соблюдения правопорядка и судебно‑процессуальных и административных норм. Терпимость также требует предоставления каждому человеку возможностей для экономического и социального развития без какой‑либо дискриминации.

Наиболее эффективным средством предупреждения нетерпимости является, согласно декларации, воспитание, которое начинается с обучения людей тому, в чем заключаются их общие права и свободы, чтобы обеспечить осуществление этих прав, и с поощрения стремления к защите прав других.

Принципы толерантности как основные права и свободы закреплены в законных актах и провозглашены в международных декларациях. Базовыми документом являются Всеобщая декларация прав человека, а также Международный пакт о гражданских и политических правах, Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах. В рамках Совета Европы (СЕ) действует Европейская Конвенция о защите прав человека и основных свобод. Недопущение расизма и расовой дискриминации закреплены в Международной конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации, Конвенции о предупреждении преступления геноцида и наказании за него, Декларации о правах лиц, принадлежащих к национальным или этническим, религиозным и языковым меньшинствам и других документах.

В Российской Федерации главный документ для широкого определения толерантности — Конституция. В области расизма и расовой дискриминации основными признаются 136‑я статья Уголовного кодекса (Нарушение равенства прав и свобод человека и гражданина) и 282‑я статья (Ответственность за действия, направленные на возбуждение национальной и расовой вражды, унижение национального достоинства, пропаганду исключительности, превосходства либо неполноценности граждан по признаку их национальной или расовой принадлежности).

7 октября 2008 года в Париже был учрежден Европейский совет по толерантности и примирению (ЕСТП). Основная деятельность ЕСТП посвящена мониторингу ситуации в сфере толерантности в Европе, выработке предложений и рекомендаций национальным правительствам и международным организациям по улучшению межрелигиозных и межэтнических отношений на континенте. Совет является международной организацией, ориентированной на борьбу с ксенофобией, антисемитизмом и расовой дискриминацией в современном мире.

Председателем совета является бывший президент Польши Александр Квасьневский, сопредседателем совета — президент Европейского еврейского конгресса Вячеслав Кантор.

В декабре 2008 года Еврокомиссия приняла решение создать проект закона, который бы защитил принципы уважения и запретил бы любую форму дискриминации, расизма и антисемитизма. Комиссия обязала страны ЕС принять подготовленную в связи с этим законодательную модель в свои юридические системы.

В октябре 2012 года ЕСТП предложил Европейскому парламенту проект модельного рамочного национального закона о развитии толерантности, который определяет основные принципы и понятия толерантности, принципы взаимоотношений между различными социальными группами, в том числе между мигрантами и коренным населением, гарантирует ряд демократических свобод, перечисляет обязанности, необходимые для выполнения правительствами европейских стран, включая обязанности в области образования, регламентирует взаимоотношения со СМИ.

За вклад в дело развития идей толерантности в Европе и борьбы с различными формами нетерпимости ЕСТП была учреждена Европейская медаль толерантности. Первой Золотой медали толерантности был удостоен в 2010 году король Испании Хуан Карлос I.

В октябре 2012 года в Европарламенте золотые медали толерантности были вручены президенту Хорватии Иво Йосиповичу и экс‑президенту Сербии Борису Тадичу за исключительную личную роль в процессе примирения на Западных Балканах.

принимая во внимание соответствующие международные акты, в том числе:
– Международный пакт о гражданских и политических правах,
– Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах,
– Международную конвенцию о ликвидации всех форм расовой дискриминации,
– Конвенцию о предупреждении преступления геноцида и наказании за него,
– Конвенцию о правах ребенка,

– Конвенцию 1951 года о статусе беженцев и Протокол 1967 года, касающийся статуса беженцев, а также региональные правовые акты в этой области,
– Конвенцию о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин,
– Конвенцию против пыток и других жестоких, бесчеловечных и унижающих достоинство видов обращения и наказания,
– Декларацию о ликвидации всех форм нетерпимости и дискриминации на основе религии или убеждений,
– Декларацию о правах лиц, принадлежащих к национальным или этническим, религиозным и языковым меньшинствам,
– Декларацию о мерах по ликвидации международного терроризма,
– Венскую декларацию и Программу действий Всемирной конференции по правам человека,
– Декларацию
и Программу действий, принятые на Всемирной встрече на высшем уровне в интересах социального развития, состоявшейся в Копенгагене,
– Декларацию ЮНЕСКО о расе и расовых предрассудках,
– Конвенцию и Рекомендацию ЮНЕСКО о борьбе с дискриминацией в области образования,
памятуя о целях третьего Десятилетия действий по борьбе против расизма и расовой дискриминации, Десятилетия образования в области прав человека Организации Объединенных Наций и Международного десятилетия коренных народов мира,
учитывая рекомендации региональных конференций, проведенных в соответствии с резолюцией 27 C/5.14 Генеральной конференции ЮНЕСКО в рамках Года Организации Объединенных Наций, посвященного толерантности, а также выводы и рекомендации других конференций и совещаний, организованных государствами – членами по программе Года Организации Объединенных Наций, посвященного толерантности,

испытывая чувство тревоги в связи с участившимися в последнее время актами нетерпимости, насилия, терроризма, ксенофобии, агрессивного национализма, расизма, антисемитизма, отчуждения, маргинализации и дискриминации по отношению к национальным, этническим, религиозным и языковым меньшинствам, беженцам, рабочим-мигрантам, иммигрантам и социально наименее защищенным группам в обществах, а также актами насилия и запугивания в отношении отдельных лиц, осуществляющих свое право на свободу мнений и выражение убеждений, представляющими угрозу делу укрепления мира и демократии на национальном и международном уровнях и являющимися препятствиями на пути развития,

обращая особое внимание на обязанность государств-членов развивать и поощрять уважение прав человека и основных свобод для всех, без различия по признаку расы, пола, языка, национальной принадлежности, религии или состояния здоровья, и бороться с проявлениями нетерпимости,

принимают и торжественно провозглашают настоящую
Декларацию принципов толерантности,

преисполненные решимости сделать все необходимое для утверждения идеалов толерантности в наших обществах, поскольку толерантность является не только важнейшим принципом, но и необходимым условием мира и социально-экономического развития всех народов, мы заявляем следующее:

Статья 1 – Понятие толерантности
1.1. Толерантность означает уважение, принятие и понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности. Ей способствуют знания, открытость, общение и свобода мысли, совести и убеждений. Толерантность – это гармония в многообразии. Это не только моральный долг, но и политическая, и правовая потребность. Толерантность – это добродетель, которая делает возможным достижение мира и способствует замене культуры войны культурой мира.
1.2. Толерантность – это не уступка, снисхождение или потворство. Толерантность – это прежде всего активное отношение, формируемое на основе признания универсальных прав и основных свобод человека. Ни при каких обстоятельствах толерантность не может служить оправданием посягательств на эти основные ценности, толерантность должны проявлять отдельные люди, группы и государства.
1.3. Толерантность – это обязанность способствовать утверждению прав человека, плюрализма (в том числе культурного плюрализма), демократии и правопорядка. Толерантность – это понятие, означающее отказ от догматизма, от абсолютизации истины и утверждающее нормы, установленные в международных правовых актах в области прав человека.
1.4. Проявление толерантности, которое созвучно уважению прав человека, не означает терпимого отношения к социальной несправедливости, отказа от своих или уступки чужим убеждениям. Это означает, что каждый свободен придерживаться своих убеждений и признает такое же право за другими. Это означает признание того, что люди по своей природе различаются по внешнему виду, положению, речи, поведению и ценностям и обладают правом жить в мире и сохранять свою индивидуальность. Это также означает, что взгляды одного человека не могут быть навязаны другим.

Статья 3 – Социальные аспекты
3.1. Толерантность как никогда ранее важна в современном мире. Мы живем в век глобализации экономики и все большей мобильности, быстрого развития коммуникации, интеграции и взаимозависимости, в век крупномасштабных миграций и перемещения населения, урбанизации и преобразования социальных структур. Каждый регион многолик, и поэтому эскалация нетерпимости и конфликтов потенциально угрожает всем частям мира. От такой угрозы нельзя отгородиться национальными границами, ибо она носит глобальный характер.
3.2. Толерантность необходима в отношениях как между отдельными людьми, так и на уровне семьи и общины. В школах и университетах, в рамках неформального образования, дома и на работе необходимо укреплять дух толерантности и формировать отношения открытости, внимания друг к другу и солидарности. Средства коммуникации способны играть конструктивную роль в деле содействия свободному и открытому диалогу и обсуждению, распространения ценностей толерантности и разъяснения опасности проявления безразличия по отношению к набирающим силу группам и идеологиям, проповедующим нетерпимость.
3.3. В Декларации ЮНЕСКО о расе и расовых предрассудках провозглашается, что особые меры должны приниматься в целях обеспечения равенства в достоинстве и правах отдельных лиц и групп людей везде, где это необходимо. В этой связи особое внимание следует уделять социально наименее защищенным группам, находящимся в неблагоприятных социальных или экономических условиях, с тем чтобы предоставить им правовую и социальную защиту, в частности в отношении жилья, занятости и охраны здоровья, обеспечить уважение самобытности их культуры и ценностей и содействовать, в особенности посредством образования, их социальному и профессиональному росту и интеграции.
3.4. В интересах решения этой глобальной задачи необходимы проведение соответствующих научных исследований и налаживание контактов с целью координации деятельности международного сообщества, включая анализ в контексте социальных наук коренных причин этого явления, принятие эффективных контрмер, а также осуществление научных исследований и мониторинга, способствующих выработке политических решений и нормативной деятельности государств-членов.

Статья 4 – Воспитание
4.1. Воспитание является наиболее эффективным средством предупреждения нетерпимости. Воспитание в духе толерантности начинается с обучения людей тому, в чем заключаются их общие права и свободы, дабы обеспечить осуществление этих прав, и с поощрения стремления к защите прав других.
4.2. Воспитание в духе толерантности следует рассматривать в качестве безотлагательного императива; в связи с этим необходимо поощрять методы систематического и рационального обучения толерантности, вскрывающие культурные, социальные, экономические, политические и религиозные источники нетерпимости, лежащие в основе насилия и отчуждения. Политика и программы в области образования должны способствовать улучшению взаимопонимания, укреплению солидарности и терпимости в отношениях как между отдельными людьми, так и между этническими, социальными, культурными, религиозными и языковыми группами, а также нациями.
4.3. Воспитание в духе толерантности должно быть направлено на противодействие влиянию, вызывающему чувство страха и отчуждения по отношению к другим. Оно должно способствовать формированию у молодежи навыков независимого мышления, критического осмысления и выработке суждений, основанных на моральных ценностях.
4.4. Мы заявляем о своей готовности поддерживать и претворять в жизнь программы научных исследований в области социальных наук и воспитания в духе толерантности, прав человека и ненасилия. Это означает необходимость уделять особое внимание вопросам повышения уровня педагогической подготовки, учебных планов, содержания учебников и занятий, совершенствования других учебных материалов, включая новые образовательные технологии, с целью воспитания чутких и ответственных граждан, открытых восприятию других культур, способных ценить свободу, уважать человеческое достоинство и индивидуальность, предупреждать конфликты или разрешать их ненасильственными средствами.

Статья 5 – Готовность к действию
Мы обязуемся поощрять толерантность и ненасилие, используя для этого программы и учреждения в областях образования, науки, культуры и коммуникации.

Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

День 16 ноября в истории

Памятная дата ООН, установленная резолюцией Генеральной Ассамблеи организации в 1996 году.

16 ноября 1995 года на Генеральной конференции ЮНЕСКО была принята Декларация принципов толерантности, в которой глав государств и правительств призывали способствовать терпимости, уважению, диалогу и взаимодействию между различными культурами, цивилизациями и народами.

В Международный день, посвященный терпимости, традиционно проходит церемония вручения премии ЮНЕСКО за распространение идей толерантности и ненасилия (также известна как премия Маданджита Сингха). Она была учреждена в 1995 году по инициативе индийского писателя, дипломата, Посла доброй воли ЮНЕСКО Маданджита Сингха. Премия присуждается раз в два года по рекомендации независимого Международного жюри.

15 лет назад (2006) была учреждена Парламентская Ассамблея Организации Договора о коллективной безопасности (ПА ОДКБ).

ПА ОДКБ состоит из парламентских делегаций Армении, Белоруссии, Казахстана, Киргизии, России и Таджикистана. Возглавляет организацию — Вячеслав Володин.

25 лет назад (1996) в дагестанском городе Каспийске произошел террористический акт.

Взрыв, прогремевший в девятиэтажном панельном доме, повредил всё здание, а одна его секция оказалась полностью разрушенной.

Заказчики и исполнители теракта в Каспийске до сих пор не найдены.

Она была изготовлена в Опытно-конструкторском бюро №1 под руководством Сергея Королева и предназначалась для исследования планеты Венера.

После 3,5 месяцев полёта, 1 марта 1966 года, станция достигла поверхности Венеры, и врезалась в ее поверхность в районе от -20° до +20° по широте и от 60° до 80° восточной долготы.

80 лет назад (1941) при наступлении немецко-фашистской войск на Москву у разъезда Дубосеково совершили свой подвиг 28 бойцов из дивизии генерала Панфилова.

Осенью 1941 года ожесточенные бои уже шли в 100-120 километрах от столицы, крупные танковые группы противника пытались прорваться по Волоколамскому шоссе к Москве. Советским войскам, оборонявшим город, был отдан приказ остановить врага любой ценой.

Среди других соединений Советской Армии в боях за Москву участвовала 316-я стрелковая дивизия под командованием генерал-майора Ивана Панфилова. 16 ноября 1941 года группа истребителей танков дивизии, в которую входили 28 человек во главе с политруком Василием Клочковым, в ходе тяжелейшего 4-часового боя уничтожили 18 фашистских танков из 50. Большинство бойцов отряда погибли, остальные были тяжело ранены.

80 лет назад (1941) в ходе Великой Отечественной войны завершена Донбасско-Ростовская стратегическая оборонительная операция.

Несмотря на большие потери (безвозвратные — 143,3 тысячи человек, санитарные — 17,3 тысячи человек), советским войскам удалось сорвать планы противника на прорыв на Кавказ. Немецко-фашистские войска были вынуждены остановить наступление и перейти к обороне, что впоследствии было использовано советским командованием для перехода в контрнаступление под Ростовом.

16 ноября 1938 года приказом Всесоюзного комитета по физической культуре и спорту самбо было признано одним из видов спорта. Первый чемпионат СССР по новому виду борьбы прошёл в 1939 году, а в 1950-е годы стали проводиться международные соревнования.

В 1966 году самбо официально признано международным видом спорта. В 2018 году Международный олимпийский комитет включило в олимпийские виды спорта.

Сегодня в России самбо — один из наиболее массовых видов спорта. Им занимаются более 200 тысяч россиян, в том числе 60 тысяч юных спортсменов в 589 спортивных школах и клубах.

88 лет назад (1933) был установлены дипломатические отношения между СССР и США.

Дипломатические отношения между Российской империей и США были установлены в ноябре 1809 года. После Октябрьской революции 1917 года Соединенные Штаты отказались признавать правительство Советской России. Дипломатические отношения между двумя странами были прерваны практически на десятилетие.

Импульсом к началу нового диалога между СССР и США послужила заинтересованность американских деловых кругов в торговле с Советским Союзом.

16 ноября 1933 года народный комиссар иностранных дел СССР Максим Литвинов и президент Франклин Рузвельт обменялись нотами об установлении дипломатических отношений между двумя странами.

Первым послом СССР в США был назначен советский дипломат Александр Трояновский, а американским послом в Советском Союзе — Уильям Буллит.

25 декабря 1991 года Россия была признана правопреемницей СССР.

280 лет назад (1741) в ходе Второй Камчатской экспедиции были открыты острова, впоследствии названные Командорскими.

Командорские острова располагаются в юго-западной части Берингова моря и омываются Тихим океаном. Они были открыты 16 ноября 1741 года в ходе Второй Камчатской экспедиции под руководством Алексея Чирикова и капитана-командора Витуса Беринга.

32 года назад (1989) в Чехословакии началась Бархатная революция.

Её началом послужила массовая демонстрация студентов в Праге, которая была разогнана милицией. Были ранены более 100 человек, 143 — арестованы.

На следующий день пражские студенты объявили о забастовке, к которой присоединились и другие вузы страны, а позднее представители интеллигенции и коллективы многих предприятий. Ежедневно в крупных городах Чехословакии стали проходить демонстрации и митинги.

После пяти дней протестов ушли в отставку Политбюро ЦК Коммунистической партии Чехословакии и правительство. 29 ноября 1989 года парламент страны отменил статью Конституции о руководящей роли коммунистической партии. В декабре было сформировано новое правительство, в котором половину мест получила оппозиция. 29 декабря 1989 года президентом Чехословакии был избран Вацлав Гавел.

76 лет назад (1945) была создана Организация Объединенных Наций (ООН) по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО).

Её предшественниками были специальный комитет Лиги наций по вопросам интеллектуального сотрудничества, работавший с 1922 по 1946 год, и Международное бюро просвещения (1925-1968 годы).

Устав ЮНЕСКО был принят на Конференции ООН, которая проходила в Лондоне с 1 по 16 ноября 1945 года. Он вступил в силу 4 ноября 1946 года после его ратификации 20 государствами.

СССР присоединился к ЮНЕСКО в 1954 году, а в 1991 году членский мандат перешел к России.

Основные направления деятельности организации — содействие развитию науки, образования и СМИ, а также сохранение культурного наследия. С 1978 года организация ведёт Список всемирного наследия, в который в настоящий момент входят порядка 1100 объектов из 167 стран-членов Конвенции об охране всемирного культурного и природного наследия.

На сегодняшний день в ЮНЕСКО входят 193 государства-членов и 11 ассоциированных членов. Во многих из них учреждены постоянные представительства ЮНЕСКО, возглавляемые послами, которые осуществляют связь между организацией и их правительствами.


  • Международный пакт о гражданских и политических правах;

  • Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах;

  • Международную конвенцию о ликвидации всех форм расовой дискриминации;

  • Конвенцию о предупреждении преступления геноцида и наказании за него;

  • Конвенцию о правах ребенка;

  • Конвенцию 1951 года о статусе беженцев и Протокол 1967 года, касающийся статуса беженцев, а также региональные правовые акты в этой области;

  • Конвенцию о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин;

  • Конвенцию против пыток и других жестоких, бесчеловечных и унижающих достоинство видов обращения и наказания;

  • Декларацию о ликвидации всех форм нетерпимости и дискриминации на основе религии или убеждений;

  • Декларацию о правах лиц, принадлежащих к национальным или этническим, религиозным и языковым меньшинствам;

  • Декларацию о мерах по ликвидации международного терроризма;

  • Венскую декларацию и Программу действий Всемирной конференции по правам человека;

  • Декларацию и Программу действий, принятые на Всемирной встрече на высшем уровне в интересах социального развития, состоявшейся в Копенгагене;

  • Декларацию ЮНЕСКО о расе и расовых предрассудках;

  • Конвенцию и Рекомендацию ЮНЕСКО о борьбе с дискриминацией в области образования;

учитывая рекомендации региональных конференций, проведенных в соответствии с резолюцией 27 С/5.14 Генеральной конференции ЮНЕСКО в рамках Года Организации Объединенных Наций, посвященного толерантности, а также выводы и рекомендации других конференций и совещаний, организованных государствами-членами по программе Года Организации Объединенных Наций, посвященного толерантности,

испытывая чувство тревоги в связи с участившимися в последнее время актами нетерпимости, насилия, терроризма, ксенофобии, агрессивного национализма, расизма, антисемитизма, отчуждения, маргинализации и дискриминации по отношению к национальным, этническим, религиозным и языковым меньшинствам, беженцам, рабочим-мигрантам, иммигрантам и социально наименее защищенным группам в обществах, а также актами насилия и запугивания в отношении отдельных лиц, осуществляющих свое право на свободу мнений и выражение убеждений, представляющими угрозу делу укрепления мира и демократии на национальном и международном уровнях и являющимися препятствиями на пути развития,

обращая особое внимание на обязанность государств-членов развивать и поощрять уважение прав человека и основных свобод для всех, без различия по признаку расы, пола, языка, национальной принадлежности, религии или состояния здоровья, и бороться с проявлениями нетерпимости, принимают и торжественно провозглашают настоящую Декларацию принципов толерантности,

преисполненные решимости сделать все необходимое для утверждения идеалов толерантности в наших обществах, поскольку толерантность является не только важнейшим принципом, но и необходимым условием мира и социально-экономического развития всех народов, мы заявляет следующее:

^ Статья 1 – Понятие толерантности

1.1. Толерантность означает уважение, принятие и понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности. Ей способствуют знания, открытость, общение и свобода мысли, совести и убеждений. Толерантность – это гармония в многообразии. Это не только моральный долг, но и политическая, и правовая потребность. Толерантность – это добродетель, которая делает возможным достижение мира и способствует замене культуры войны культурой мира.

1.2. Толерантность – это не уступка, снисхождение или потворство. Толерантность – это прежде всего активное отношение, формируемое на основе признания универсальных прав и основных свобод человека. Ни при каких обстоятельствах толерантность не может служить оправданием посягательств на эти основные ценности. Толерантность должны проявлять отдельные люди, группы и государства.

1.3. Толерантность – это обязанность способствовать утверждению прав человека, плюрализма (в том числе культурного плюрализма), демократии и правопорядка. Толерантность – это понятие, означающее отказ от догматизма, от абсолютизации истины и утверждающее нормы, установленные в международных правовых актах в области прав человека.

1.4. Проявление толерантности, которое созвучно уважению прав человека, не означает терпимого отношения к социальной несправедливости, отказа от своих или уступки чужим убеждениям. Это означает, что каждый свободен придерживаться своих убеждений и признает такое же право за другими. Это означает признание того, что люди по своей природе различаются по внешнему виду, положению, речи, поведению и ценностям и обладают правом жить в мире и сохранять свою индивидуальность. Это также означает, что взгляды одного человека не могут быть навязаны другим.

^ Статья 2 – Государственный уровень

2.1, На государственном уровне толерантность требует справедливого и беспристрастного законодательства, соблюдения правопорядка, судебно-процессуальных и административных норм. Толерантность также требует предоставления каждому человеку возможностей для экономического и социального развития без какой-либо дискриминации. Отчуждение и маргинализация могут стать причиной состояния подавленности, враждебности и фанатизма.

2.2. Для того чтобы сделать общество более толерантным, государствам следует ратифицировать существующие международные конвенции о правах человека и, если это необходимо, разработать новое законодательство с целью обеспечения в обществе равноправного подхода и равенства возможностей для всех групп и отдельных людей.

2.3. В интересах международного согласия существенно важно, чтобы отдельные люди, общины и нации признавали и уважали культурный плюрализм человеческого сообщества. Мир невозможен без толерантности, а развитие и демократия невозможны без мира.

Статья 3 – Социальные аспекты

3.1. Толерантность, как никогда ранее, важна в современном мире. Мы живем в век глобализации экономики и все большей мобильности, быстрого развития коммуникации, интеграции и взаимозависимости, в век крупномасштабных миграций и перемещения населения, урбанизации и преобразования социальных структур. Каждый регион многолик, и поэтому эскалация нетерпимости и конфликтов потенциально угрожает всем частям мира. От такой угрозы нельзя отгородиться национальными границами, ибо она носит глобальный характер.

3.2. Толерантность необходима в отношениях как между отдельными людьми, так и на уровне семьи и общины. В школах и университетах, в рамках неформального образования, дома и на работе необходимо укреплять дух толерантности и формировать отношения открытости, внимания друг к другу и солидарности. Средства коммуникации способны играть конструктивную роль в деле содействия свободному и открытому диалогу и обсуждению, распространения ценностей толерантности и разъяснения опасности проявления безразличия по отношению к набирающим силу группам и идеологиям, проповедующим нетерпимость.

3.3. В Декларации ЮНЕСКО о расе и расовых предрассудках провозглашается, что особые меры должны приниматься в целях обеспечения равенства в достоинстве и правах отдельных лиц и групп людей везде, где это необходимо. В этой связи особое внимание следует уделять социально наименее защищенным группам, находящимся в неблагоприятных социальных или экономических условиях, с тем чтобы предоставить им правовую и социальную защиту, в частности в отношении жилья, занятости и охраны здоровья, обеспечить уважение самобытности их культуры и ценностей и содействовать, в особенности посредством образования, их социальному и профессиональному росту и интеграции.

3.4. В интересах решения этой глобальной задачи необходимы проведение соответствующих научных исследований и налаживание контактов с целью координации деятельности международного сообщества, включая анализ в контексте социальных наук коренных причин этого явления, принятие эффективных контрмер, а также осуществление научных исследований и мониторинга, способствующих выработке политических решений и нормативной деятельности государств-членов.

^ Статья 4 – Воспитание

4.1. Воспитание является наиболее эффективным средством предупреждения нетерпимости. Воспитание в духе толерантности начинается с обучения людей тому, в чем заключаются их общие права и свободы, дабы обеспечить осуществление этих прав, и с поощрения стремления к защите прав других.

4.2. Воспитание в духе толерантности следует рассматривать в качестве безотлагательного императива; в связи с этим необходимо поощрять методы систематического и рационального обучения толерантности, вскрывающие культурные, социальные, экономические, политические и религиозные источники нетерпимости, лежащие в основе насилия и отчуждения. Политика и программы в области образования должны способствовать улучшению взаимопонимания, укреплению солидарности и терпимости в отношениях как между отдельными людьми, так и между этническими, социальными, культурными, религиозными и языковыми группами, а также нациями.

4.3. Воспитание в духе толерантности должно быть направлено на противодействие влиянию, вызывающему чувство страха и отчуждения по отношению к другим. Оно должно способствовать формированию у молодежи навыков независимого мышления, критического осмысления и выработки суждений, основанных на моральных ценностях.

4.4. Мы заявляем о своей готовности поддерживать и претворять в жизнь программы научных исследований в области социальных наук и воспитания в духе толерантности, прав человека и ненасилия. Это означает необходимость уделять особое внимание вопросам повышения уровня педагогической подготовки, учебных планов, содержания учебников и занятий, совершенствования других учебных материалов, включая новые образовательные технологии, с целью воспитания чутких и ответственных граждан, открытых восприятию других культур, способных ценить свободу, уважать человеческое достоинство и индивидуальность, предупреждать конфликты или разрешать их ненасильственными средствами.

^ Статья 5 – Готовность к действию

Мы обязуемся поощрять толерантность и ненасилие, используя для этого программы и учреждения в областях образования, науки, культуры и коммуникации.

Читайте также: