Имеет ли право батюшка жениться

Обновлено: 30.06.2024

Впрочем, этот эпизод заимствован из гностических коптских "Деяний Петра". Что лишний раз поражает: насколько же православная традиция была равнодушна к памяти апостолов, что житийный материал о них спустя столетия ей пришлось брать у своих же врагов - гностиков.

Сегодня же мы видим ровно противоположное: епископ не имеет права быть семейным человеком.
Но ведь слова апостола Павла никто не мог отменить. Переворот совершался постепенно.
В четвертом веке мы еще встречаем женатых епископов. Таковым, например, был отец св. Григория Богослова.

В начале V века в Египте Синезий Птолемаидский прожил достойную жизнь в качестве языческого философа. Но жители родного города в 411 году избрали его своим епископом, а патриарх Феофил Александрийский утвердил избрание этого некрещеного человека епископом. Синезий, как мог, отпирался. Один из его аргументов - "Итак, у меня есть жена, которую мне дали Бог, закон и святая рука Феофила. Говорю всем и всех призываю в свидетели: я никогда с ней не расстанусь и не буду жить с ней тайно, как прелюбодей. Первое противно благочестию, второе — законам; но я желаю иметь от нее много прекрасных детей" (Письмо 76 (105). Брату).
Феофил не стал спорить и рукоположил женатого человека во епископы (правда новых детей у него не появилось, а имеющие трое в том же году умерли).

Римский папа Лев I в том же пятом веке рекомендовал епископу Рустику, «чтобы принявший священный сан не расходился со своей женой, но в то же время жил так, как будто бы ее не имел вовсе, чтобы супружество из плотского переходило в духовное. Таким образом, фактически брак как бы расторгался, но супружеская любовь оставалась в полной силе.

Но безбрачие и монашество все же совсем не одно и то же. Безбрачный священник или епископ отказывается от семьи, чтобы всецело быть с людьми. А путь монаха состоит в радикальном уходе из мира людей.

2 правило 8 Вселенского Собора (он же - Большой Софийский, он же Фотиевский, он же Третий Константинопольский собора 879 года) утверждает, что епископ, принявшщий монашество, более не может участвовать в иерархических событиях (кого-то рукополагать или поставлять на должность):

"Хотя доныне некоторые архиереи, низшедшие в монашеский образ, усиливались пребывати в высоком служении архиерейства, и таковыя действия оставляемы были без внимания: но сей святый и вселенский собор, ограничивая такое недосмотрение, и возвращая сие вне порядка допущенное действие к церковным уставам, определил: аще который епископ, или кто иный архиерейскаго сана, восхощет в снити в монашеское житие, и стати на место покаяния: таковый впредь уже да не взыскует употребления архиерейскаго достоинства. Ибо обеты монашествующих содержат в себе долг повиновения и ученичества, а не учительства, или начальствования: они обещаются не иных пасти, но пасомыми быти. Того ради, как выше речено, постановляем: да никто из находящихся в сословии архиереев и пастырей не низводит сам себе на место пасомых и кающихся. Аще же кто дерзнет сотворити сие, после провозглашения и приведения в известность произносимаго ныне определения: таковый, сам себя устранив от архиерейскаго места, да не возвращается к прежнему достоинству, которое самим делом отложил" (см.в Алфавитной синтагме 2,707).

"По церковным правилам, если епископ, возведенный не из монахов, пожелал принять иночество, то он должен оставить свое архиерейское служение и место: Принявший монашество обязан начинать свое воспитание в этой жизни с ученичества и строгого подчинения воле своих руководителей в ней. Для возведенного в епископы это было бы несовместимо с достоинством его сана и с его обязанностями. Но для монаха, удостоенного епископской степени, как для лица, уже воспитанного ученичеством и послушанием, эти последние обязанности считаются уже завершенными. Однако, с их прекращением сохраняются другие обеты иночества, совместимые с епископством (целомудрие, нестяжательность, воздержание и т. п.)" (прот. Василий Певцов. Лекции по Церковному Праву Спб. 1914).

В начале 12 века Николай Музалон был назначен архиепископом Кипра. Примерно в 1110 году, в связи с грубым вымогательством у сборщиков налогов, он был смещён, и в течение последующих 37 лет возглавлял столичный монастырь Святых Космы и Дамиана. Наконец, в декабре 1147 император Мануил I предложил ему занять патриарший престол вместо смещенного им патриарха Космы II.
Среди архиереев возникли вопросы и споры: законно ли патриарх занимает кафедру, если он сам уже отказывался от архиерейской власти и принял монашество? Он епископ или монах? С отказом от кафедры не отрекся ли он и от епископского достоинства?

При этом стоит отметить, что во времена 8 Вселенского собора не было различий малой и большой схимы.

"Но случалось, что жена уже после совершения над мужем епископской хиротонии отказывалась оставить его. В этом случае супруга принудительным образом была заключаема в монастырь. Так рассудил подобный случай архиепископ болгарский Димитрий Хоматин вследствие запроса к нему со стороны Константина Кавасилы" (Суворов Н. О церковных наказаниях. Спб., 1876, с. 79; До архиерейства Дмитрий был в Константинополе хартофилаксом, т.е. главой патриаршего суда).

Согласитесь, непросто после слов ап. Павла о том, что супруги должны уклоняться друг от друга лишь по взаимному согласию, что епископ должен быть мужем одной жены, и из древнего правила, отлучающего от Церкви тех, кто гнушается браком, придти к выводу о том, что жену епископа надо застригать в монахини даже против ее воли. И, конечно, все это "на пользу христианского народа".

Мне тут интересно искусство толкования - как из прежде принятого правила книжники приходят к желаемым ими, но ровно противоположным выводам. И как легко преступили заповедь, в иных случаях объявляемую нерушимой - "что Бог сочетал, то человек да не разлучит". Византия-с.

Итак, для эпохи собственно вселенских соборов было характерно достаточно осторожное отношение к увлечению монашеством. Еще и речи не было о том, что только монах и может быть епископом. Скорее наоборот.

Но постепенно, по мере коррупции церковной жизни, и в народе, и в императорском дворе, отношение к этому меняются, и появляется представление о том, что лучше бы в патриархи и в епископы импортировать людей, совсем чужих для столичной политики… Монах все-таки посторонний – он не связан с придворными кланами, аристократическими и бизнес-кругами, ипподромными партиями и так далее. У него нет обязательств перед этим миром, в том числе перед своими родственниками.
Эта его монашеская свобода может оказаться драгоценным качеством, если сделать его епископом или патриархом. И вот императоры все чаще и чаще начинают призывать к епископству и патриаршеству отшельников.

Постепенно майнстрим берет свое, и хотя нет ни одного канона, который повелевал бы прежде епископства принимать монашеский постриг или который запрещал бы не-монаху становиться епископом, практика такова уже несколько столетий.

Как православные священники выбирают себе жен

ВЫБОР НУЖНО СДЕЛАТЬ ДО 30 ЛЕТ

- Правда ли, что православный священнослужитель может жениться только один раз в жизни?

- Если у католиков целибат (то есть безбрачие) - явление обязательное, то у православных это, скорее, редкое исключение из правил. Ведь священники - обычные люди, которые постоянно находятся среди прихожан, общаются, в том числе и с молодыми женщинами. Чтобы оградить их от искушения, церковь благословила брак. Это было закреплено на Первом Никейском Вселенском соборе еще в 325 году. Священнослужитель должен для себя решить: либо избрать монашеский путь, либо жениться. Но сделать это он должен до 30 лет - к этому возрасту, по существующим церковным канонам, принимают сан. То есть времени вполне достаточно. Сначала нужно создать семью, то есть малую церковь, а затем уже приниматься за создание своего прихода.

- Какими обязательными качествами должна обладать претендентка на руку и сердце?

- Прежде всего девушка должна быть православной и обязательно девицей. И для священника, вступающего в брак, эта женщина должна быть первой и единственной в жизни. Понятно, что женщина с ребенком, разводная либо вдова не может стать женой священника. А что касается профессии, то здесь каких-либо четких ограничений не существует. Претендентка не должна быть стриптизершей, торговать водкой и сигаретами. Проще говоря, невеста никак не должна компрометировать будущего мужа.

В старинных церковных правилах оговаривалось, что невеста священника не должна быть актрисой, однако в те далекие времена профессия актрисы приравнивалась к проституции. Сейчас профессия актера весьма уважаема, поэтому такого запрета не существует.

- Кто по специальности матушки ваших знакомых священников?

- Среди них есть врач, медсестра, учитель, повар. Моя жена - юрист. Некоторые матушки работают по специальности, но в основном занимаются воспитанием детей и ведут домашнее хозяйство, поскольку семьи священников, как правило, многодетные.

ЖЕНИТЬСЯ ПОВТОРНО ЗАПРЕЩЕНО

- А если матушка, скажем, не оправдала надежд и ведет себя недостойно, как должен поступить священник? Может ли расторгнуть неудавшийся брак и жениться вторично?

- А если такой одинокий священник вдруг по-настоящему полюбит женщину, как ему быть?

- В таком случае придется выбирать: либо служение Богу, либо новая семья. Если выбирает второй брак, то лишается священного сана. Недавно один монах оставил монашество, женился и переквалифицировался на работника банковской сферы.

- Бытует мнение, что лучшая жена для священника - девушка из семьи священнослужителя.

- В дореволюционной России были своего рода поставщики невест для священников - епархиальные женские училища (епархиалки), где учились дочери священнослужителей. Чаще всего они действительно становились матушками. Но сейчас таких традиций не существует. Я глубоко убежден, что крепким будет только брак по любви.

- Где же можно встретить подходящую кандидатуру? Среди своей паствы во время службы?

- Я, например, встретил свою будущую невесту на свадьбе у общих друзей. Ситуации в жизни бывают самые разные.

МАШИНА, ИНТЕРНЕТ, БРЮКИ - ПОЖАЛУЙСТА

- В какой одежде должна ходить матушка? Обязательно носить длинное платье и платок?

- Но какие-то сложности испытывает обычная мирская девушка, выйдя замуж за священника?

- Она приобретает публичность, которую далеко не все переносят спокойно. Например, когда матушка приходит на церковную службу в приход своего мужа, ей вряд ли удастся спокойно помолиться и уйти. На нее сразу устремляются взоры прихожан. Люди начинают живо обсуждать: в чем она одета, какая прическа, обувь, как выглядят ее дети. Подходят, начинают о чем-то спрашивать, что-то рассказывать, о чем-то просить. Поэтому если семья священника живет в крупном городе, а приход находится где-то в районе, матушки предпочитают посещать церковь именно в городе, где их мало кто знает. Так спокойнее и комфортнее. То же касается и совместного отдыха. Например, мы с женой можем спокойно отдыхать только на море или в малолюдном месте.

- Как проводите досуг? Посещение ночных клубов и дискотек исключено?

- В такие места не ходит ни один нормальный христианин, не говоря уже о священнослужителях. Священник с женой могут ходить на театральные спектакли, посмотреть в кинотеатре хороший фильм. Есть рестораны, где по вечерам звучит фортепиано. При наличии средств было бы интересно провести там вечер и послушать хорошую музыку. Иными словами, наша жизнь не сильно отличается от жизни обычного христианина, но мы несем большую ответственность за каждое сказанное слово, каждый сделанный шаг и поступок.

Читайте также: