Акмеологическая служба как форма обеспечения личностно профессионального развития человека

Обновлено: 19.05.2024

Определение организационных ограничений для данной конкретной консультативной встречи.

Выяснение первичной формулировки запроса на консультирование.

Формальное выделение, отграничение одной из проблем клиента.

Активное слушание клиента. Локализация запроса.

Констатация и конкретизация отдельной локализованной проблемы А.

Логический блок, символизирующий выбор из двух альтернатив в развитии консультативного процесса. Выбор совершается клиентом.

Моделирование образа желаемой будущей ситуации О, где бы отсутствовала проблема А.

Определение степени влияния проблемы А на ситуацию О (Возможны инсайты, связанные с тем, что для достижения ситуации О совсем не обязательно решать проблему А в полном объеме).

Констатация особенностей образа желаемой будущей ситуации О, выявленных при обсуждении проблемы А (Это могут быть взаимосвязи с другими проблемами, побочные эффекты, нежелательные последствия, вызванные решением проблемы А).

Коррекция образа желаемого будущего состояния клиента и его деятельности О с учетом предыдущих шагов.

Выбор направления дальнейшей консультативной работы. Если О противоречит общей картине образа желаемого будущего, плодит побочные затруднения, то от решения проблемы А отказываются (шаг 28), в ином случае переходят к следующему выбору (шаг 13).

Влияет на интегральный образ желаемого будущего О, могут ли быть такие случаи, когда подобного влияния нет, не возникает ли такое положение, когда проблема А существует, досаждает клиенту сама по себе, вне зависимости от желаемого результата О. При детальном рассмотрении может оказаться, что проблема А не является препятствием на пути достижения О. В этом случае весьма вероятно, что клиент неосознанно использует свое раздражение на проблему А как способ эмоциональной разрядки либо как самооправдание своей реальной бездеятельности, когда важные дела подменяются неотложными. Если А реально не влияет на О, то от ее решения отказываются (шаг 28). В ином случае переходят к шагу 14.

Конкретизация субъективных ограничений долженствования, существующих у клиента.Здесь консультант в диалоге с клиентом выявляет те управленческие, служебные ситуации, в которых клиент ведет себя строго определенным, раз и навсегда избранным для себя образом. Как правило, про такие ситуации клиент говорит: "Я должен, я обязан, я не могу себе позволить не делать этого. ". Поскольку в тех служебных ситуациях, где клиент субъективно ограничивает себя необходимостью действовать строго определенным образом, он лишает себя возможности анализа других вариантов поведения и прогнозирования иных последствий своей измененной, нестандартной, лишенной ограничений долженствования деятельностной активности. Методами парадоксальной интенции, диалогической интерпретации, проективного рассказа консультант помогает клиенту начать моделировать управленческие ситуации, где поведение клиента было бы нестандартным. Здесь же в диалоге с клиентом прогнозируются возможные последствия выхода за рамки ограничений долженствования.

Клиент делает выбор из альтернатив своего управленческого поведения, появившихся на 14-м шаге. Если новый вариант служебных действий выбран, консультант переходит к 17-му шагу. Если нет - к шагу 16.

Конкретизация субъективного восприятия внутренних запретов и ограничений клиента. Работа консультанта в диалоге с клиентом ведется теми же методами, что и на шаге 14. Однако здесь в фокусе консультативного процесса оказываются не те ситуации, где клиент внутренне предопределен обязательно сделать нечто конкретное, а обратные им. Моделируются и анализируются служебные ситуации, провоцирующие клиента на такие действия, которые он не может себе позволить. Консультант вместе с клиентом выявляют, проясняют все возможные прогнозы развития такой ситуации, в случае преодоления клиентом своих субъективных ограничений. Здесь от консультанта требуется способность создавать клиенту возможности для "прочувствования", образного постижения моделируемых ситуаций и их предполагаемого развития.

Конкретизация нового способа решения проблемы, возникшего в результате предыдущих шагов (К).

Наращивание ключевых факторов успеха (К).

Клиент в диалоге с консультантом выбирает, достаточны ли те нестандартные для него варианты действования в проблемной ситуации А, выявленные на предыдущих шагах, или нет. Если есть необходимость детальнее сосредоточиться на долженствованиях и ограничениях, то консультативный процесс возвращается к шагу 17. Если нет, то - переход к следующему шагу.

Осознание клиентом субъективного восприятия причинно-следственных связей между различными компонентами проблемы А.

Выбор консультантом дальнейших действий в связи с возникшими/не возникшими изменениями восприятия клиентом причинно-следственных связей между различными компонентами проблемы А. Если изменения возникли - переход к шагу 17. Если нет - к следующему шагу.

Перед тем, как начинать новый цикл разработки проблем клиента, консультанту полезно проверить, не вышел ли процесс консультирования за рамки организационных ограничений, определенных в начале встречи.

Анализ проблемы А по параметрам ее важности и неотложности для клиента. Если проблема терпит отлагательства и является не самой важной для клиента, проводится анализ того, почему именно эта проблема тревожит клиента. Затем - переход к шагу 28. В ином случае процесс переходит к следующему шагу.

Моделируется развитие служебной ситуации при нерешенной проблеме А. Анализируются и прогнозируются все возможные последствия. На эмоциональном и когнитивном уровне создается образ предполагаемых трудностей ("проблемного месива"), возникающих как следствие нерешенной проблемы А.

Локализация отдельных частных затруднений в общем поле предполагаемых проблем, выявленных на предыдущем шаге.

Вариант выхода из алгоритма при нерешенной проблеме А. Обоснованный отказ от решения первоначально выявленной проблемы А, поскольку ее разрешение либо неактуально, либо порождает новые, более серьезные трудности.

Перед выходом на новый цикл разработки проблем клиента консультант проверяет, не вышел ли процесс за рамки организационных ограничений.

Вариант выхода из алгоритма в связи с тем, что решение проблемы А найдено.

Предложенный вариант развернутого сеанса индивидуального психологического консультирования позволяет легко обнаруживать место иных психотехник, не вошедших в алгоритм, в общем ансамбле средств и методов работы консультанта.

Бондаренко А.Ф. Психологическая помощь: теория и практика (учебное пособие для студентов старших курсов психологических факультетов и отделений университетов). М., 2000

Деркач А.А. Марасанов Г.И . Психолого-акмеологическое консультирование управленческих кадров. М.: Изд-во РАГС, 1996.

Нельсон-Джоунс Р. Теория и практика консультирования. СПб.: Изд-во "Питер", 2000

© Марасанов Г.И., 2002

4. Акметехнологическое обеспечение личностно-профессионального развития человека акмеологической службой

1. Акмеологическая служба как форма обеспечения личностно-профессионального развития человека.

2. Структура целей и задач акмеологической службы.

3. Направления деятельности и функции акмеологической службы.

4. Технологическое оснащение акмеологической службы.

5. Акмеолог как субъект деятельности в акмеологической службе.

Ключевые слова: акметехнологическое обеспечение личностно-профессионального развития, акмеологическая служба, акмеологический подход, личностно-профессиональное развитие, субъектно-профессиональная структура, успешность профессиональной деятельности, акмеолог.

– акметехнологическое обеспечение личностно-профессионального развития – система средств воздействия на развитие человека, функционирующая в параметрах целевого, технологического и результирующего компонентов процесса развития личности как субъекта профессиональной деятельности;

– акмеологическая служба – структура, обеспечивающая с помощью различных средств успешность профессиональной деятельности и развития ее субъекта за счет актуализации личностного потенциала, сохранения и пополнения резервных возможностей субъекта деятельности в единстве с активизацией потенциала среды, направленного на создание психологически комфортных условий деятельности;

– акмеологический подход – основополагающий принцип целостного интегративного исследования личности в единстве с внутренними и внешними факторами ее развития: наследственностью, социальной средой, деятельностью, социальной субъектностью, предполагающий рассмотрение акмеологических механизмов, закономерностей, траекторий движения личности к вершинам своего развития;

– акмеолог – специалист психологического профиля подготовки, реализующий себя в деятельности по акмеологическому обеспечению личностного и профессионального развития человека; субъект деятельности акмеологической службы;

– личностно-профессионалъное развитие – количественное, качественное и структурное изменение психологических характеристик личности, связанных с выполнением ею различных действий в процессе профессиональной деятельности;

– субъектно-профессиональная структура – совокупность взаимосвязанных компонентов личности профессионала, обеспечивающих сохранение целостности, тождественности профессии и субъектности в ней личности при различных внешних и внутренних изменениях;

– успешность профессиональной деятельности – качественная характеристика деятельности специалиста в аспекте соответствия социально значимых результатов его профессиональной деятельности степени личной удовлетворенности ее процессом и результатами.

Акмеологическая служба как форма обеспечения личностно-профессионалыюго развития человека

Акмеологическая служба входит в качестве составной части в систему акметехнологического обеспечения личностно-профессионального развития человека. Представляет собой особым образом организованную и структурированную совокупность средств, направленных на развитие личности как субъекта профессиональной деятельности.

Правовая основа деятельности акмеологической службы обеспечивается Кодексом законов о труде РФ, федеральными законами и законодательными актами того ведомства, в котором создана и функционирует данная акмеологическая служба (например, в системе образования – Законом РФ "Об образовании" и т. п.), уставом учреждения, организации, в структуре которых находится служба, а также всеми их нормативными документами, и, наконец, Положением о акмеологической службе.

Акмеологическая служба может быть создана на различных уровнях функционирования ведомства: федеральном (в рамках деятельности различных структур федерального управления); региональном (в структуре учреждений регионального уровня); муниципальном (при самих муниципалитетах или их функциональных подразделениях); и первичном (непосредственно в учреждениях и организациях).

Акмеологическая служба, таким образом, может быть рассмотрена как структура, обеспечивающая с помощью различных средств успешность профессиональной деятельности и развития ее субъекта за счет актуализации личностного потенциала, сохранения и пополнения резервных возможностей субъекта деятельности в единстве с активизацией потенциала среды, направленного на создание психологически комфортных условий деятельности.

Структура целей и задач акмеологической службы

Основная цель службы: акмеологическое обеспечение личностно-профессионального развития человека.

Опосредованной целью службы является создание психологически комфортных условий для достижения успеха в профессиональной деятельности, а, следовательно, вытекающий из этого более широкий социальный контекст – социокультурное преобразование среды жизнедеятельности человека.

Более частными целями акмеологической службы являются:

– оказание психолого-акмеологической поддержки в личностно-профессиональном развитии;

– психологизация и педагогизация среды как фактора успешности профессиональной деятельности специалиста;

– психолого-акмеологическое обеспечение системы подбора, расстановки, аттестации и повышения квалификации кадров.

Цели акмеологической службы конкретизируются в ее задачах, к которым относятся:

– определение психологического содержания деятельности специалистов применительно к конкретной профессиональной области.

– изучение условий и факторов среды, влиящих на успешность профессиональной деятельности (рассмотрение среды возможно в широком и узком смысле этого понятия применительно к деятельности специалиста);

– исследование процесса и результатов успешности профессиональной деятельности госслужащего (по объективному и субъективному критерию: экспертное оценивание соответствия выполняемых функциональных обязанностей должностным и личностным особенностям специалиста, выявление проблемного психологического поля);

– определение особенностей личностно-профессионального развития конкретного специалиста, его личностно-профессионального профиля;

– выявление резервных возможностей личности в целях активизации личностно-профессионального потенциала;

– технологическое обеспечение личностно-профессионального развития;

– разработка акмеограмм и составление на их основе программ личностно-профессионального самосовершенствования;

– проведение мониторинга личностно-профессионального развития кадров;

– анализ получаемых данных, их теоретическое осмысление с целью выявления закономерностей движения личности к "акме", ступени "акме" и зоны ближайшего и отдаленного развития.

Направления деятельности и функции акмеологической службы

Основы деятельности акмеологической службы базируются на трех компонентах: научном, прикладном и собственно-процессуальном.

Первый состоит в разработке теоретических и методических основ развития личности в процессе профессиональной деятельности на уровне психолого-акмеологического знания, моделировании успешной профессиональной деятельности специалиста в зависимости от специфики профессиональной деятельности, ее психологического содержания.

Второй компонент связан с отбором, разработкой технологий изучения и развития личности в процессе деятельности, составлением программ, рекомендаций личностно-профессионального развития специалиста, его профессиональной карьеры.

Третий заключается в реализации всех перечисленных выше функций и направлений деятельности в практике работы службы.

Акмеологическое обеспечение личностно-профессионального развития специалистов в рамках службы предполагает реализацию в ее работе следующих направлений:

– Информационно-аналитического, включающего целевые социологические и социально-психологические исследования факторов и условий, влияющих извне на успешность профессиональной деятельности специалистов; систематическое изучение проблемных ситуаций, сопровождающих профессиональную деятельность специалистов; анализ получаемых данных, их теоретическое осмысление с целью выявления закономерностей движения личности к "акме", ступени "акме" и зоны ближайшего и отдаленного развития.

– Программно-целевого моделирования профессиональной деятельности кадров: разработка и апробация нормативной и прогностический модели профессиональной деятельности; акмеологических закономерностей достижения профессионального мастерства; выявление критериев, показателей и уровней успешности профессиональной деятельности; выработка акмеологически значимых эталонов деятельности (индивидуальной и групповой); разработка и обоснование психологического алгоритма продуктивного решения профессиональных задач в системе работы кадров администрации региона; разработка концепции оптимизации профессиональной деятельности специалистов данного ведомства, структуры, организации, учреждения; создание психологически обоснованной системы профессионально-нормативных требований к существующим на сегодняшний день специальностям и должностям, если таковые отсутствуют; исследование функциональных требований и условий деятельности; выяснение профессионально важных для этих специальностей, квалификации личностно-профессиональных характеристик.

– Мониторинг личностно-профессионального развития специалиста: разработка экспертных процедур психологического анализа и прогнозирования успешности профессиональной деятельности специалистов, оценки их компетентности; отбор и разработка инструментария личностно-профессиональной диагностики; методик прогноза индивидуальной служебной перспективы с учетом личностного потенциала работника; разработка психолого-акмеологических основ подбора, отбора, расстановки и аттестации сотрудников; психолого-акмеологическое обеспечение таких процедур; отслеживание процессов профессиональной адаптации, профессионального роста и создание банка данных о личностно-профессиональном развитии специалистов; разработка научно-практических рекомендаций по проведению психолого-акмеологической экспертизы для различных профессиональных сфер деятельности кадров.

– Акметехнологическое обеспечение личностно-профессионального развития специалистов (психоконсультационная, коррекционная и тренинговая работа): оказание психологической поддержки руководителю в решении его профессиональных и личностных проблем; психологическое обеспечение принятия и реализации управленческих решений; формирование и коррекция имиджа руководителя; проведение акмеологических тренингов по выработке оптимальной стратегии и алгоритма успешной профессиональной деятельности; формирование "команды" руководителя по критериям психологической совместимости; проведение индивидуальных психотерапевтических консультаций, занятий по релаксации и психотерапии с целью гармонизации самооценки и межличностных отношений; отбор, разработка и использование технологий регулирования межличностных отношений; акмеологическое консультирование по результатам комплексного диагностического обследования; разработка акмеограмм и составление совместно с сотрудником на их основе программы личностно-профессио-нального самосовершенствования последнего.

– Кадровое развитие (организационно-методическая работа): определение целесообразности для каждого специалиста того или иного вида обучения и выявление его временных параметров; психолого-акмеологическое обеспечение процесса обучения специалистов непосредственно по месту работы; пропаганда психолого-акмеологических знаний; психопрофилактическая работа.

При обсуждении вопросов связи акмеологии с практикой особое внимание следует уделить необходимости создания акмеологических или психолого-акмеологических служб. Психолого-акмеологические службы призваны стать важным связующим звеном между психологической и акмеологической наукой и практикой. Именно они в первую очередь должны продемонстрировать возможности акмеологии в эффективном решении актуальных практических задач. Именно в них должны находить практическое воплощение многие психологические и акмеологические идеи.

В настоящее время акмеологами разработаны научные и организационные основы создания и функционирования психолого-акмеологических служб различного уровня2.

В короткие сроки были разработаны типовые структуры психологических служб, их статус, характер деятельности, определен спектр решаемых задач, практика внедрения психологических знаний и наработок 2.

Психологи стали осуществлять следующее:

♦ помогать работе кадровых подразделений;

♦ разрабатывать планы социального развития,

♦ заниматься вопросами повышения трудовой мотивации;

♦ организовывать работу по оптимизации психологического климата;

♦ обеспечивать психологическую компенсацию неблагоприятных функциональных состояний, возникающих в процессе деятельности;

♦ проводить психокоррекцию негативных форм социального поведения и пр.

Что же представляет собой современная психолого-акмеологиче-ская служба?

В чем ее отличие от психологической службы?

Каковы ее цели, задачи, функции, организационная структура?

В первую очередь следует отметить, что психологические службы создавались для иной общественно-экономической формации, поэтому ряд их стратегических задач в настоящее время являются неактуальными или они претерпели значительную трансформацию (к примеру, обеспечение деловой репутации заменено на формирование эффективного имиджа). В то же время немало практических задач, в частности связанных с формированием кадрового потенциала организации, остались по сути прежними. К тому же существенно возросла потребность в профессионалах высокого уровня, что обусловило привлечение научного знания к решению задач прогрессивного личност-но-профессионального развития, а это уже знания акмеологические. Появились и новые задачи, требующие привлечения акмеологиче-ского знания, – формирование корпоративных отношений, иаттерна-листского стиля руководства, достижение социального партнерства. Все это привело к необходимости организации психолого-акмеологических служб.

В настоящее время психолого-акмеологическая служба – это структурная система, обеспечивающая с помощью психологических и акмеологических средств продуктивное использование кадрового потенциала организации, успешность профессиональной деятельности и прогрессивное личностно-профессиональное развитие кадров, повышение эффективности работы самой организации, ее развитие и повышение конкурентоспособности.

Была разработана проектная концепция психолого-акмеологической службы в системе государственной службы Российской Федерации К

Данная психолого-акмеологическая служба предусматривает двухуровневую организацию:

♦ на федеральном уровне – администрация Президента РФ, Правительство РФ, федеральные ведомства;

♦ на региональном уровне – администрации регионов.

Создание психолого-акмеологических служб рекомендовано и на муниципальном уровне.

Главной целью такой службы является психолого-акмеологическое сопровождение деятельности государственной службы на уровне системного обеспечения развития ее кадрового потенциала, которое находится в поле решения стратегической проблемы гуманистически направленного социокультурного преобразования среды жизнедеятельности человека.

Частными целями являются:

♦ психолого-акмеологическое обеспечение кадровой работы;

♦ психолого-акмеологическая оптимизация работы, профессиональных взаимодействий и отношений государственных служащих;

♦ психолого-акмеологическое сопровождение личностно-профес-сионального развития государственных служащих;

♦ психологическая помощь в формировании деловой репутации и авторитета структур государственной службы.

Отмеченные цели имеют так называемый универсальный характер и могут распространяться и на другие психолого-акмеологические службы, не имеющие отношения к государственной службе.

Правовой основой деятельности психолого-акмеологических служб являются законы Российской Федерации, законодательные акты, уставы учреждений и организаций.

Исходя из целей и задач психолого-акмеологических служб определены и обоснованы следующие основные направления их работы:

Информационно-аналитическое направление работы психолого-акмеологических служб связано со следующим:

♦ со сбором и анализом разноуровневой информации о деятельности и взаимодействиях организации, ее кадровом потенциале (в том числе данных инструментальной и неинструментальной психологической диагностики);

♦ осуществлением различного вида экспертных оценок;

♦ проведением мониторинга (кадрового, рейтингового, психологического пространства и пр.);

♦ осуществлением разработки прогнозов и прогнозных сценариев;

Это ключевое направление, так как получаемая информация используется для работы других направлений психолого-акмеологиче-ской службы.

Организационно-проектировочное направление призвано обеспечить решение ряда актуальных и специфических задач организации. В рамках данного направления осуществляется:

♦ сопровождение кадровой работы (подбор, расстановка, аттестация персонала, формирование резерва на выдвижение, планирование профессиональной карьеры);

♦ формирование корпоративных отношений;

♦ оптимизация морально-психологического климата;

♦ разработка проектов социального развития, преодоления кризисных явлений, эффективного имиджа организации;

♦ планирование и реализация деятельности по связям с общественностью и средствами массовой информации.

Акмеолого-технологическое направление связано со следующей работой:

♦ преодолением психологических затруднений у работников и руководителей организации;

♦ сопровождением их личностно-профессионального роста;

В рамках данного направления осуществляется психологическое и акмеологическое консультирование, применяются акмеологические технологии для развития профессионализма специалистов и руководителей. Работа по данному направлению является преимущественно индивидуальной.

Научно-исследовательское направление призвано осуществлять следующее:

♦ обобщать передовой опыт работы психолого-акмеологических служб и внедрять его в практику;

♦ разрабатывать новые методы, алгоритмы и технологии решения профессиональных задач;

♦ способствовать росту профессионального мастерства специалистов и руководителей самих психолого-акмеологических служб.

В случае необходимости данные направления могут быть дополнены и другими.

Ввиду специфики решаемых задач информация о работе психолого-акмеологических служб может быть как открытой, так и сугубо конфиденциальной. Конфиденциальной считается информация, затрагивающая статус и свободу личности и содержащая следующее:

♦ результаты индивидуальной психологической диагностики;

♦ данные, отражающие сущность и содержание личных психологических проблем и затруднений субъектов деятельности;

♦ любую другую информацию, обнародование которой может нанести ущерб личности и организации.

Степень доступности другой информации о работе психолого-ак-меологических служб определяется руководителем организации или ведомства.

Следует иметь в виду, что результаты работы исихолого-акмео-логических служб имеют хотя и научно обоснованный, но все же рекомендательный характер. Поэтому работа служб не ущемляет интересов должностных лиц и не снимает с них персональной ответственности.

Принимая во внимание миссию и цели психолого-акмеологических служб, характер и содержание решаемых задач, целесообразно, чтобы они были самостоятельными структурными подразделениями, находящимися под непосредственным руководством главы организации или учреждения, ведомства. Данная функциональная независимость обеспечит объективность их работы, а следовательно, и ее результативность. Включение служб в иерархическую структуру организации решительным образом может повлиять на реальное целеполагание их деятельности. Практика показывает, что в этом случае происходит перевес узко корпоративных целей и интересов над стратегическими, что в конечном счете наносит ущерб организации.

Структура психолого-акмеологических служб должна соответствовать их целям и задачам, но при этом и отвечать уровню и ресурсным возможностям организации, хотя в акмеологических исследованиях рекомендованы их типовые структуры. Финансовое и материальное обеспечение работы службы берет на себя организация или ведомство.

Для акмеологических разработок характерно следующее:

♦ определены должностные профессиональные обязанности специалистов таких служб,

♦ определен статус, требования к качеству деятельности специалистов;

С их содержанием можно ознакомиться, обратившись к рекомендованной литературе

Мировой опыт свидетельствует, что создание таких служб способно дать значительный социальный и экономический эффект для организации, значительно превышающий затраты на их работу.

1. Что такое психолого-акмеологическая служба, ее миссия, главные цели и задачи?

2. Каков статус психолого-акмеологической службы, ее место в иерархической структуре организации?

3. Каковы основные направления работы психолого-акмеологической службы?

4. Дайте характеристику видам информации, используемым в работе психолого-акмеологических служб.

Обобщая все, что представлено в данном разделе, подведем итоги вопросов связи акмеологии и практики.

1. Эта связь осуществляется преимущественно через прикладные направления акмеологии, которые в настоящее время находятся в стадии своего становления, поэтому и представленные результаты носят научно-практический, обобщенный описательный характер.

2. В то же время они наглядно свидетельствуют о возможностях прикладной акмеологии. В частности, это проявляется в том, что разработанные акмеологические модели и описания профессиональной компетентности и ее специальных видов обладают свойством универсальности и могут являться методическим эталоном развития компетентности субъектов труда в конкретных профессиональных сферах.

3. Представленная акмеологическая модель профессионализма личности управленческих кадров, осуществляющих деятельность в особых условиях, также обладает свойством универсальности и может применяться как индивидуально, так и в акмеологической обучающей системе развития профессионализма.

4. Разработанные критерии АКМЕ в художественно-творческой деятельности создали необходимые предпосылки для проведения работ на уровне конкретных субъектов.

5. Технологии разработки акмеограмм позволяют решать индивидуально ориентированные задачи.

6. Имеющиеся возможности практической акмеологии позволяют планировать и добиваться новых результатов.

Заключение

Подводя итоги описанию акмеологии как науки, ее нынешнему состоянию, тенденциям и перспективам развития, хотелось бы еще раз подчеркнуть следующее.

♦ Акмеология уверенно заявила о себе и доказала свою перспективность в разработке важнейших научно-практических проблем, в первую очередь связанных с развитием профессионализма, лич-ностно-профессиональным развитием, достижением вершин в профессиональной деятельности.

♦ Акмеологическое знание, акмеологический подход, акмеологи-ческие методы, модели и технологии находят все более широкое применение в практике подготовки кадров высшей квалификации, в разработке индивидуальных программ профессионального роста и саморазвития, в планировании и воплощении профессиональной карьеры.

♦ Акмеологические концепции и, в частности, концепция развития профессионала могут рассматриваться не только как знание обобщающего характера, но и как методологическая установка в решении акмеологических задач. Данные концепции, естественно, будут дорабатываться, уточняться и совершенствоваться, однако их общая архитектоника выглядит достаточно определенно. В этом деле очевидной перспективой является обобщение результатов междисциплинарных и собственно акмеологических исследований по проблеме развития профессионала и профессионализма.

♦ Проведенный анализ исследований значимых условий и факторов развития профессионализма показал, что проделана большая работа по практическому внедрению акмеологических знаний. В то же время необходимо интенсифицировать работу по таким исследованиям:

а) активизации творческого потенциала субъекта развития;

б) нормативной и волевой регуляции поведения и деятельности;

в) закономерностей и динамики формирования новых эталонов профессиональных достижений.

♦ Необходимо продолжить акмеологические исследования теоретико-методологического характера. Накопленные эмпирические факты нуждаются в теоретическом обобщении, тенденции к дифференциации акмеологии также требуют углубленного обоснования теоретического характера. На этих направлениях и будет сконцентрировано внимание акмеологов

♦ Требуют своего продолжения исследования специальных прикладных направлений акмеологии. Для этого уже созданы необходимые теоретико-методологические предпосылки

♦ Остро стоит проблема развития медицинской акмеологии. Профессионал в медицине – каков он? Какими он должен обладать качествами, какая у него должна быть нравственная регуляция поведения, как избежать профессиональной деформации личности, какие траектории развития профессионализма в медицине, какими на сегодняшний день должны быть эталоны профессионализма, как создать условия для личностно-профессионального развития врача? Эти и многие другие акмеологические вопросы требуют скорейшего и обоснованного ответа

♦ Не менее важные вопросы стоят и в политической акмеологии. Что такое профессионализм в политике? Ведь если говорить откровенно, то немалое число нынешних политиков активно стремятся к власти не ради реализации каких-то политических идей, а движимые психологическими акцентуациями, корыстью, стремлением самоутвердиться любой ценой. Акмеология может и должна поставить этому надежный заслон, дав однозначную трактовку и описания профессионализма в политической деятельности

♦ Требует ускоренного развития направление, связанное с разработкой основ юридической акмеопогии. В этой сфере деятельности, а 1акже в работе правоохранительных органов имеется немало тревожащих психологических моментов, связанных с профессиональной деформацией личности, когда происходящие изменения делают деятельность и отношения совсем иными, даже социально негативными

♦ Необходимо расширять и углублять исследования и в других прикладных областях акмеологии – военной, педагогической, инженерной, социальной, развивать новые направления

♦ Настало время приступить к активной разработке проблем АКМЕ в художественно-творческой деятельности Работа предстоит большая и интересная

♦ Перспективами акмеологии как науки является выход за рамки развития профессионализма Достижение АКМЕ возможно ведь не только в профессиональной деятельности Немало выдающихся личностей, оставивших глубокий след в истории и повлиявших на мировоззрение людей, систему их отношений, давших отчетливые нравственные ориентиры и установки, по большому счету профессиональной деятельностью не занимались и профессиональную карьеру не делали. В связи с этим необходимо обращение более пристального внимания к проблемам нравственного совершенствования личности, формирования нравственного авторитета, духовного развития. Это чрезвычайно сложные проблемы, решение которых невозможно без четкого определения мировоззренческой позиции акмеологии, что естественным образом приведет к ее идеологической ориентации

♦ Все вышеперечисленное, безусловно, требует новых акмеологи-ческих исследований проблем индивидуальности человека, которые приблизят акмеологию как науку к тем изначальным идеям, которые были положены в ее основу. Акмеология перестанет быть только наукой о профессионализме, ее предметное и объектное поле, проблематика существенно расширятся. Она приобретет новый научный статус

В статье рассматривается проблема личностно‑профессионального развития студентов. Отмечается, что существует система акмеологических показателей, с помощью которых можно определить уровень профессионализма

ВложениеРазмер
odilova_n.g.docx 22.65 КБ

Предварительный просмотр:

ЛИЧНОСТНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ КАК АКМЕОЛОГИЧЕСКАЯ КАТЕГОРИЯ

Одилова Наира Гулямовна,

ТГПУ им.Низами, Узбекистан, г.Ташкент

Аннотация. В статье рассматривается проблема личностно-профессионального развития студентов . Отмечается, что существует система акмеологических показателей, с помощью которых можно определить уровень профессионализма

Ключевые слова. Зрелость, личностно-профессиональное развитие, профессионализм, акмеологический показатель.

В настоящее время в нашей стране имеет важное значение духовная, социальная и академическая зрелость молодёжи, а также вопрос психологической зрелости и повышение эффективности молодёжных реформ, воплощённые меры в рамках законов “Об основах государственной молодёжной политики в Республике Узбекистан”. Достижение в данных целях положительного результата, прежде всего передача молодому поколению качественных и прочных знаний по основам научных знаний, создание широкого мировоззрения и объём мышления, которые будут приравниваться к мировым стандартам, составляют эффективный процесс обучения в формировании духовно-нравственных качеств. По этому поводу Президент Республики Узбекистан Ш.М.Мирзиёев выразил следующую мысль по воспитанию молодёжи: “Перед нами стоят трудные задачи по воспитанию молодёжи, по подготовке и переподготовке кадров в психологии и других разных областях. “Чем совершеннее воспитание, тем народ будет жить счастливо”, говорят мудрецы. А чтобы воспитание было совершенным, в этом вопросе никак нельзя допустить появление хаоса.” [1]

В процессе обучения в ВУЗе у студентов проявляется академическая зрелость, которая представляет собой интегральное образование личности студента, соединяя в себе совокупность ценностей, характеризующих ее моральную, интеллектуальную, общественную и эстетическую сферы. Академическая зрелость является приоритетной ценностью личности студента, показателем его готовности к профессиональной деятельности.

Достижение профессионализма в акмеологическом понимании связано с развитием волевых качеств (целеустремленности, инициативности, организованности, упорства, настойчивости), интеллектуальных качеств, в совершенствовании и обогащении профессиональных умений, раскрытием творческого потенциала личности. Поэтому профессионализм связан с личностно-профессиональным развитием.

В процессе личностно-профессионального развития происходят следующие структурные изменения личности:

• расширение круга интересов и изменение системы потребностей;

• актуализация мотивов достижения;

• возрастание потребностей в самореализации и саморазвитии.

• увеличение опыта и повышение квалификации;

• развитие и расширение умений и навыков;

• освоение новых алгоритмов решения профессиональных задач;

• повышение креативности деятельности;

• развитие сложных частных способностей;

• развитие профессионально важных качеств, определяемых спецификой деятельности;

• развитие личностно-деловых качеств;

• повышение психологической готовности.

Профессионализм, по мнению Е.А.Климова, это определенный одно- системный строй психики, сознания человека, состоящий из следующих частей, компонентов:

1. Особенности целостной личности (субъект деятельности, личность); взгляд на мир, направленность, отношения к внешнему миру, деятельности, самому себе, особенности самоконтроля, творческий подход, интеллектуальные особенности индивидуальности и другие.

2. Проксизм профессионала (специалиста): моторика, навык, умение двигаться, ориентация на предметную область труда, знания, навыки и движения производства, коммуникабельности, социальной чувствительности, самоуправления, организаторские способности.

3. Профессиональный гнозис: принятие информации (внимание, особенности внимания, сознание и чувство, профессиональные особенности), переработка информации и принятие решений.

4. Память, особенности профессионализма, представление, мышление, воображение.

5. Информативность, знания, опыт, профессиональная культура, область науки теоретических знаний, профессиональные (особенности) знания и другие.

6. Психодинамика сотрудников, психологические трудности, нагрузки данной профессиональной области.

7. Осознание студентами своего возраста, вопросов половой принадлежности, роли физических качеств, профессиональная непригодность, здоровье [2] . Кроме этого, Е.А.Климов выдвинул концепцию индивидуального образа (способа) деятельности. В ней он предлагает следующие формальные признаки индивидуального образа:

а) устойчивая система способов и путей деятельности, эта система обусловлена качествами определенной личности; б) эта система отличается средством успешного приспособления к объективным требованиям. Как пишет Е.А. Климов, все системы отличительных признаков деятельности человека можно понять под индивидуальным способом, но мы осознанно ограничиваем свои обязанности, рассматривая только особенности образа деятельности, обусловленных одним из типологических особенностей нервной системы.

В.А. Бодров рассматривает проблему профессионализма в кругу понятия профессиональной пригодности и выделяет два аспекта (подхода). Первый аспект – существование тех или иных профессионально значимых качеств; второй аспект – значение деятельности в формировании профессиональной пригодности. В.А.Бодров фиксирует предрасположенности именно личностных особенностей к изменениям в процессе профессиональной деятельности. В свою очередь, существуют два подхода в кругу типологических подходов, которые состоят, из следующих направлений, первое: объединяются автором с определенными типами профессиональной среды, второе направление: связано с выделением классификации профессий и соответствующего типа профессионалов. [3]

Существует система акмеологических показателей, с помощью которых можно определить уровень профессионализма. Она включает следующие показатели:

1) продуктивность или эффективность деятельности;

2) уровень квалификации и профессиональной компетентности;

3) оптимальная интенсивность и напряженность труда;

4) точность и надежность деятельности;

6) низкая зависимость от внешних факторов;

7) владение современным содержанием и современными средствами решения профессиональных задач;

8) стабильность высоких показателей деятельности;

9) уровень развития личностно-деловых и профессионально важных качеств;

10) уровень мотивации достижений;

11) возможность развития субъекта труда как личности.

Если деятельность специалиста характеризуется высоким профессионализмом с опорой на данную систему показателей, то считается, что у него высокий акмеологический уровень. Для достижения высокого акмеологического уровня нужно осуществлять комплексное исследование целостности субъекта, который проходит степень зрелости, когда его индивидуальные, личностные и субъективно-деятельностные характеристики изучаются в единстве.

  1. Акмеология: учебник / Под ред. А.А. Деркача. М.: Издательство РАГС, 2006.
  2. Бодалев А.А., Рудкевич Л.А. О субъективных факторах творческой деятельности человека // Педагогика, № 3. 302 с.
  3. Бодров В.А. Психология профессиональной пригодности. М:ПЭР.СЭ. 2001.
  4. Ильин Е.П. Психология взрослости. СПб.: 2012.
  5. Климов Е.А. Образ мира в разнотипных профессиях: Учебное пособие. М: МГУ.1995с. 9-10.
  6. Максимова В.Н. Акмеология: новое качество образования // Завуч, 2004. № 3. – С. 34-37.

[2] Климов Е.А. Образ мира в разнотипных профессиях: учебное пособие. М: МГУ.1995с. 9-10.

Определение организационных ограничений для данной конкретной консультативной встречи.

Выяснение первичной формулировки запроса на консультирование.

Формальное выделение, отграничение одной из проблем клиента.

Активное слушание клиента. Локализация запроса.

Констатация и конкретизация отдельной локализованной проблемы А.

Логический блок, символизирующий выбор из двух альтернатив в развитии консультативного процесса. Выбор совершается клиентом.

Моделирование образа желаемой будущей ситуации О, где бы отсутствовала проблема А.

Определение степени влияния проблемы А на ситуацию О (Возможны инсайты, связанные с тем, что для достижения ситуации О совсем не обязательно решать проблему А в полном объеме).

Констатация особенностей образа желаемой будущей ситуации О, выявленных при обсуждении проблемы А (Это могут быть взаимосвязи с другими проблемами, побочные эффекты, нежелательные последствия, вызванные решением проблемы А).

Коррекция образа желаемого будущего состояния клиента и его деятельности О с учетом предыдущих шагов.

Выбор направления дальнейшей консультативной работы. Если О противоречит общей картине образа желаемого будущего, плодит побочные затруднения, то от решения проблемы А отказываются (шаг 28), в ином случае переходят к следующему выбору (шаг 13).

Влияет на интегральный образ желаемого будущего О, могут ли быть такие случаи, когда подобного влияния нет, не возникает ли такое положение, когда проблема А существует, досаждает клиенту сама по себе, вне зависимости от желаемого результата О. При детальном рассмотрении может оказаться, что проблема А не является препятствием на пути достижения О. В этом случае весьма вероятно, что клиент неосознанно использует свое раздражение на проблему А как способ эмоциональной разрядки либо как самооправдание своей реальной бездеятельности, когда важные дела подменяются неотложными. Если А реально не влияет на О, то от ее решения отказываются (шаг 28). В ином случае переходят к шагу 14.

Конкретизация субъективных ограничений долженствования, существующих у клиента.Здесь консультант в диалоге с клиентом выявляет те управленческие, служебные ситуации, в которых клиент ведет себя строго определенным, раз и навсегда избранным для себя образом. Как правило, про такие ситуации клиент говорит: "Я должен, я обязан, я не могу себе позволить не делать этого. ". Поскольку в тех служебных ситуациях, где клиент субъективно ограничивает себя необходимостью действовать строго определенным образом, он лишает себя возможности анализа других вариантов поведения и прогнозирования иных последствий своей измененной, нестандартной, лишенной ограничений долженствования деятельностной активности. Методами парадоксальной интенции, диалогической интерпретации, проективного рассказа консультант помогает клиенту начать моделировать управленческие ситуации, где поведение клиента было бы нестандартным. Здесь же в диалоге с клиентом прогнозируются возможные последствия выхода за рамки ограничений долженствования.

Клиент делает выбор из альтернатив своего управленческого поведения, появившихся на 14-м шаге. Если новый вариант служебных действий выбран, консультант переходит к 17-му шагу. Если нет - к шагу 16.

Конкретизация субъективного восприятия внутренних запретов и ограничений клиента. Работа консультанта в диалоге с клиентом ведется теми же методами, что и на шаге 14. Однако здесь в фокусе консультативного процесса оказываются не те ситуации, где клиент внутренне предопределен обязательно сделать нечто конкретное, а обратные им. Моделируются и анализируются служебные ситуации, провоцирующие клиента на такие действия, которые он не может себе позволить. Консультант вместе с клиентом выявляют, проясняют все возможные прогнозы развития такой ситуации, в случае преодоления клиентом своих субъективных ограничений. Здесь от консультанта требуется способность создавать клиенту возможности для "прочувствования", образного постижения моделируемых ситуаций и их предполагаемого развития.

Конкретизация нового способа решения проблемы, возникшего в результате предыдущих шагов (К).

Наращивание ключевых факторов успеха (К).

Клиент в диалоге с консультантом выбирает, достаточны ли те нестандартные для него варианты действования в проблемной ситуации А, выявленные на предыдущих шагах, или нет. Если есть необходимость детальнее сосредоточиться на долженствованиях и ограничениях, то консультативный процесс возвращается к шагу 17. Если нет, то - переход к следующему шагу.

Осознание клиентом субъективного восприятия причинно-следственных связей между различными компонентами проблемы А.

Выбор консультантом дальнейших действий в связи с возникшими/не возникшими изменениями восприятия клиентом причинно-следственных связей между различными компонентами проблемы А. Если изменения возникли - переход к шагу 17. Если нет - к следующему шагу.

Перед тем, как начинать новый цикл разработки проблем клиента, консультанту полезно проверить, не вышел ли процесс консультирования за рамки организационных ограничений, определенных в начале встречи.

Анализ проблемы А по параметрам ее важности и неотложности для клиента. Если проблема терпит отлагательства и является не самой важной для клиента, проводится анализ того, почему именно эта проблема тревожит клиента. Затем - переход к шагу 28. В ином случае процесс переходит к следующему шагу.

Моделируется развитие служебной ситуации при нерешенной проблеме А. Анализируются и прогнозируются все возможные последствия. На эмоциональном и когнитивном уровне создается образ предполагаемых трудностей ("проблемного месива"), возникающих как следствие нерешенной проблемы А.

Локализация отдельных частных затруднений в общем поле предполагаемых проблем, выявленных на предыдущем шаге.

Вариант выхода из алгоритма при нерешенной проблеме А. Обоснованный отказ от решения первоначально выявленной проблемы А, поскольку ее разрешение либо неактуально, либо порождает новые, более серьезные трудности.

Перед выходом на новый цикл разработки проблем клиента консультант проверяет, не вышел ли процесс за рамки организационных ограничений.

Вариант выхода из алгоритма в связи с тем, что решение проблемы А найдено.

Предложенный вариант развернутого сеанса индивидуального психологического консультирования позволяет легко обнаруживать место иных психотехник, не вошедших в алгоритм, в общем ансамбле средств и методов работы консультанта.

Бондаренко А.Ф. Психологическая помощь: теория и практика (учебное пособие для студентов старших курсов психологических факультетов и отделений университетов). М., 2000

Деркач А.А. Марасанов Г.И . Психолого-акмеологическое консультирование управленческих кадров. М.: Изд-во РАГС, 1996.

Нельсон-Джоунс Р. Теория и практика консультирования. СПб.: Изд-во "Питер", 2000

© Марасанов Г.И., 2002

4. Акметехнологическое обеспечение личностно-профессионального развития человека акмеологической службой

1. Акмеологическая служба как форма обеспечения личностно-профессионального развития человека.

2. Структура целей и задач акмеологической службы.

3. Направления деятельности и функции акмеологической службы.

4. Технологическое оснащение акмеологической службы.

5. Акмеолог как субъект деятельности в акмеологической службе.

Ключевые слова: акметехнологическое обеспечение личностно-профессионального развития, акмеологическая служба, акмеологический подход, личностно-профессиональное развитие, субъектно-профессиональная структура, успешность профессиональной деятельности, акмеолог.

– акметехнологическое обеспечение личностно-профессионального развития – система средств воздействия на развитие человека, функционирующая в параметрах целевого, технологического и результирующего компонентов процесса развития личности как субъекта профессиональной деятельности;

– акмеологическая служба – структура, обеспечивающая с помощью различных средств успешность профессиональной деятельности и развития ее субъекта за счет актуализации личностного потенциала, сохранения и пополнения резервных возможностей субъекта деятельности в единстве с активизацией потенциала среды, направленного на создание психологически комфортных условий деятельности;

– акмеологический подход – основополагающий принцип целостного интегративного исследования личности в единстве с внутренними и внешними факторами ее развития: наследственностью, социальной средой, деятельностью, социальной субъектностью, предполагающий рассмотрение акмеологических механизмов, закономерностей, траекторий движения личности к вершинам своего развития;

– акмеолог – специалист психологического профиля подготовки, реализующий себя в деятельности по акмеологическому обеспечению личностного и профессионального развития человека; субъект деятельности акмеологической службы;

– личностно-профессионалъное развитие – количественное, качественное и структурное изменение психологических характеристик личности, связанных с выполнением ею различных действий в процессе профессиональной деятельности;

– субъектно-профессиональная структура – совокупность взаимосвязанных компонентов личности профессионала, обеспечивающих сохранение целостности, тождественности профессии и субъектности в ней личности при различных внешних и внутренних изменениях;

– успешность профессиональной деятельности – качественная характеристика деятельности специалиста в аспекте соответствия социально значимых результатов его профессиональной деятельности степени личной удовлетворенности ее процессом и результатами.

Акмеологическая служба как форма обеспечения личностно-профессионалыюго развития человека

Акмеологическая служба входит в качестве составной части в систему акметехнологического обеспечения личностно-профессионального развития человека. Представляет собой особым образом организованную и структурированную совокупность средств, направленных на развитие личности как субъекта профессиональной деятельности.

Правовая основа деятельности акмеологической службы обеспечивается Кодексом законов о труде РФ, федеральными законами и законодательными актами того ведомства, в котором создана и функционирует данная акмеологическая служба (например, в системе образования – Законом РФ "Об образовании" и т. п.), уставом учреждения, организации, в структуре которых находится служба, а также всеми их нормативными документами, и, наконец, Положением о акмеологической службе.

Акмеологическая служба может быть создана на различных уровнях функционирования ведомства: федеральном (в рамках деятельности различных структур федерального управления); региональном (в структуре учреждений регионального уровня); муниципальном (при самих муниципалитетах или их функциональных подразделениях); и первичном (непосредственно в учреждениях и организациях).

Акмеологическая служба, таким образом, может быть рассмотрена как структура, обеспечивающая с помощью различных средств успешность профессиональной деятельности и развития ее субъекта за счет актуализации личностного потенциала, сохранения и пополнения резервных возможностей субъекта деятельности в единстве с активизацией потенциала среды, направленного на создание психологически комфортных условий деятельности.

Структура целей и задач акмеологической службы

Основная цель службы: акмеологическое обеспечение личностно-профессионального развития человека.

Опосредованной целью службы является создание психологически комфортных условий для достижения успеха в профессиональной деятельности, а, следовательно, вытекающий из этого более широкий социальный контекст – социокультурное преобразование среды жизнедеятельности человека.

Более частными целями акмеологической службы являются:

– оказание психолого-акмеологической поддержки в личностно-профессиональном развитии;

– психологизация и педагогизация среды как фактора успешности профессиональной деятельности специалиста;

– психолого-акмеологическое обеспечение системы подбора, расстановки, аттестации и повышения квалификации кадров.

Цели акмеологической службы конкретизируются в ее задачах, к которым относятся:

– определение психологического содержания деятельности специалистов применительно к конкретной профессиональной области.

– изучение условий и факторов среды, влиящих на успешность профессиональной деятельности (рассмотрение среды возможно в широком и узком смысле этого понятия применительно к деятельности специалиста);

– исследование процесса и результатов успешности профессиональной деятельности госслужащего (по объективному и субъективному критерию: экспертное оценивание соответствия выполняемых функциональных обязанностей должностным и личностным особенностям специалиста, выявление проблемного психологического поля);

– определение особенностей личностно-профессионального развития конкретного специалиста, его личностно-профессионального профиля;

– выявление резервных возможностей личности в целях активизации личностно-профессионального потенциала;

– технологическое обеспечение личностно-профессионального развития;

– разработка акмеограмм и составление на их основе программ личностно-профессионального самосовершенствования;

– проведение мониторинга личностно-профессионального развития кадров;

– анализ получаемых данных, их теоретическое осмысление с целью выявления закономерностей движения личности к "акме", ступени "акме" и зоны ближайшего и отдаленного развития.

Направления деятельности и функции акмеологической службы

Основы деятельности акмеологической службы базируются на трех компонентах: научном, прикладном и собственно-процессуальном.

Первый состоит в разработке теоретических и методических основ развития личности в процессе профессиональной деятельности на уровне психолого-акмеологического знания, моделировании успешной профессиональной деятельности специалиста в зависимости от специфики профессиональной деятельности, ее психологического содержания.

Второй компонент связан с отбором, разработкой технологий изучения и развития личности в процессе деятельности, составлением программ, рекомендаций личностно-профессионального развития специалиста, его профессиональной карьеры.

Третий заключается в реализации всех перечисленных выше функций и направлений деятельности в практике работы службы.

Акмеологическое обеспечение личностно-профессионального развития специалистов в рамках службы предполагает реализацию в ее работе следующих направлений:

– Информационно-аналитического, включающего целевые социологические и социально-психологические исследования факторов и условий, влияющих извне на успешность профессиональной деятельности специалистов; систематическое изучение проблемных ситуаций, сопровождающих профессиональную деятельность специалистов; анализ получаемых данных, их теоретическое осмысление с целью выявления закономерностей движения личности к "акме", ступени "акме" и зоны ближайшего и отдаленного развития.

– Программно-целевого моделирования профессиональной деятельности кадров: разработка и апробация нормативной и прогностический модели профессиональной деятельности; акмеологических закономерностей достижения профессионального мастерства; выявление критериев, показателей и уровней успешности профессиональной деятельности; выработка акмеологически значимых эталонов деятельности (индивидуальной и групповой); разработка и обоснование психологического алгоритма продуктивного решения профессиональных задач в системе работы кадров администрации региона; разработка концепции оптимизации профессиональной деятельности специалистов данного ведомства, структуры, организации, учреждения; создание психологически обоснованной системы профессионально-нормативных требований к существующим на сегодняшний день специальностям и должностям, если таковые отсутствуют; исследование функциональных требований и условий деятельности; выяснение профессионально важных для этих специальностей, квалификации личностно-профессиональных характеристик.

– Мониторинг личностно-профессионального развития специалиста: разработка экспертных процедур психологического анализа и прогнозирования успешности профессиональной деятельности специалистов, оценки их компетентности; отбор и разработка инструментария личностно-профессиональной диагностики; методик прогноза индивидуальной служебной перспективы с учетом личностного потенциала работника; разработка психолого-акмеологических основ подбора, отбора, расстановки и аттестации сотрудников; психолого-акмеологическое обеспечение таких процедур; отслеживание процессов профессиональной адаптации, профессионального роста и создание банка данных о личностно-профессиональном развитии специалистов; разработка научно-практических рекомендаций по проведению психолого-акмеологической экспертизы для различных профессиональных сфер деятельности кадров.

– Акметехнологическое обеспечение личностно-профессионального развития специалистов (психоконсультационная, коррекционная и тренинговая работа): оказание психологической поддержки руководителю в решении его профессиональных и личностных проблем; психологическое обеспечение принятия и реализации управленческих решений; формирование и коррекция имиджа руководителя; проведение акмеологических тренингов по выработке оптимальной стратегии и алгоритма успешной профессиональной деятельности; формирование "команды" руководителя по критериям психологической совместимости; проведение индивидуальных психотерапевтических консультаций, занятий по релаксации и психотерапии с целью гармонизации самооценки и межличностных отношений; отбор, разработка и использование технологий регулирования межличностных отношений; акмеологическое консультирование по результатам комплексного диагностического обследования; разработка акмеограмм и составление совместно с сотрудником на их основе программы личностно-профессио-нального самосовершенствования последнего.

– Кадровое развитие (организационно-методическая работа): определение целесообразности для каждого специалиста того или иного вида обучения и выявление его временных параметров; психолого-акмеологическое обеспечение процесса обучения специалистов непосредственно по месту работы; пропаганда психолого-акмеологических знаний; психопрофилактическая работа.

Читайте также: