Когда был создан совет при президенте российской федерации по борьбе коррупцией

Обновлено: 30.06.2024

В целях создания системы противодействия коррупции в Российской Федерации и устранения причин, ее порождающих, постановляю:

1. Образовать Совет при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции (далее - Совет).

Председателем Совета является Президент Российской Федерации.

2. Установить, что:

а) основными задачами Совета являются:

подготовка предложений Президенту Российской Федерации, касающихся выработки и реализации государственной политики в области противодействия коррупции;

координация деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления муниципальных образований по реализации государственной политики в области противодействия коррупции;

контроль за реализацией мероприятий, предусмотренных Национальным планом противодействия коррупции;

б) Совет для решения возложенных на него основных задач:

запрашивает и получает в установленном порядке необходимые материалы от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации;

приглашает на свои заседания представителей федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и общественных объединений.

3. Члены Совета принимают участие в его работе на общественных началах.

Заседание Совета ведет председатель Совета.

Решения Совета оформляются протоколом.

Для реализации решений Совета могут издаваться указы, распоряжения и даваться поручения Президента Российской Федерации.

4. (Утратил силу - Указ Президента Российской Федерации от 28.07.2012 № 1060)

5. Образовать для решения текущих вопросов деятельности Совета президиум Совета при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции.

В состав президиума Совета входят председатель президиума Совета, его заместитель, ответственный секретарь и члены президиума Совета. (Дополнен - Указ Президента Российской Федерации от 14.02.2014 № 80)

Председателем президиума Совета является Руководитель Администрации Президента Российской Федерации.

6. (Утратил силу - Указ Президента Российской Федерации от 28.07.2012 № 1060)

7. Установить, что:

а) президиум Совета:

формирует повестку дня заседаний Совета;

рассматривает вопросы, связанные с реализацией решений Совета;

создает рабочие группы (комиссии) по отдельным вопросам из числа членов Совета, а также из числа представителей иных государственных органов, представителей общественных объединений и организаций, экспертов, ученых и специалистов;

рассматривает вопросы, касающиеся соблюдения требований к служебному (должностному) поведению лиц, замещающих: государственные должности Российской Федерации, названные в подпункте "а" пункта 1 Положения о проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение государственных должностей Российской Федерации, и лицами, замещающими государственные должности Российской Федерации, и соблюдения ограничений лицами, замещающими государственные должности Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 21 сентября 2009 г. № 1066; должности федеральной государственной службы, назначение на которые и освобождение от которых осуществляются Президентом Российской Федерации и Правительством Российской Федерации; должности руководителей и заместителей руководителей Аппарата Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, аппарата Центральной избирательной комиссии Российской Федерации и аппарата Счетной палаты Российской Федерации, а также вопросы, касающиеся урегулирования конфликта интересов; (Дополнен - Указ Президента Российской Федерации от 01.07.2010 № 821)

по решению Президента Российской Федерации или Руководителя Администрации Президента Российской Федерации рассматривает вопросы, касающиеся соблюдения требований к служебному (должностному) поведению лиц, замещающих любые должности, осуществление полномочий по которым влечет за собой обязанность представлять сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также вопросы, касающиеся урегулирования конфликта интересов; (Дополнен - Указ Президента Российской Федерации от 02.04.2013 № 309)

рассматривает заявления лиц, замещающих должности атаманов Всероссийского казачьего общества и войсковых казачьих обществ, внесенных в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации, о невозможности по объективным причинам представить сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей; (Дополнен - Указ Президента Российской Федерации от 09.10.2017 № 472; в редакции Указа Президента Российской Федерации от 17.05.2021 № 285)

рассматривает заявления лица, замещающего должность главного финансового уполномоченного, о невозможности по объективным причинам представить сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей; (Дополнен - Указ Президента Российской Федерации от 13.05.2019 № 217)

б) заседание президиума Совета ведет председатель президиума Совета либо заместитель председателя президиума Совета; (В редакции Указа Президента Российской Федерации от 14.02.2014 № 80)

в) для реализации решений президиума Совета могут даваться поручения Президента Российской Федерации;

г) решения президиума Совета оформляются протоколами.

8. Установить, что председатель президиума Совета:

а) формирует повестку дня заседаний президиума Совета;

б) определяет направления деятельности созданных президиумом Совета рабочих групп (комиссий), а также утверждает их руководителей;

в) организует обеспечение деятельности Совета, решает организационные и иные вопросы, связанные с привлечением для осуществления информационно-аналитических и экспертных работ представителей общественных объединений, научных и иных организаций, а также ученых и специалистов;

г) докладывает Совету о ходе реализации мероприятий, предусмотренных Национальным планом противодействия коррупции, и иных мероприятий в соответствии с решениями Совета.

9. Председателю президиума Совета в месячный срок представить проект Национального плана противодействия коррупции.

10. Признать утратившими силу:

Указ Президента Российской Федерации от 3 февраля 2007 г. № 129 "Об образовании межведомственной рабочей группы для подготовки предложений по реализации в законодательстве Российской Федерации положений Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции от 31 октября 2003 г. и Конвенции Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию от 27 января 1999 г." (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, № 6, ст. 731);

Указ Президента Российской Федерации от 11 августа 2007 г. № 1068 "О продлении срока деятельности межведомственной рабочей группы для подготовки предложений по реализации в законодательстве Российской Федерации положений Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции от 31 октября 2003 г. и Конвенции Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию от 27 января 1999 г." (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, № 34, ст. 4210).

11. Настоящий Указ вступает в силу со дня его подписания.

Президент Российской Федерации Д.Медведев

Москва, Кремль19 мая 2008 года№ 815

УТВЕРЖДЕНУказом ПрезидентаРоссийской Федерацииот 19 мая 2008 г.№ 815

СОСТАВ Совета при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции

(Утратил силу - Указ Президента Российской Федерации от 28.07.2012 № 1060)

УТВЕРЖДЕНУказом ПрезидентаРоссийской Федерацииот 19 мая 2008 г.№ 815

СОСТАВ президиума Совета при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции

(Утратил силу - Указ Президента Российской Федерации от 28.07.2012 № 1060)

ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

(с изменениями на 25 октября 2021 года)

Документ с изменениями, внесенными:

1. Утвердить прилагаемые:

2. Признать утратившими силу:

3. Настоящий Указ вступает в силу со дня его подписания.

13 февраля 2020 года

УТВЕРЖДЕН
Указом Президента
Российской Федерации
от 13 февраля 2020 года N 117

Состав Совета при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции

(с изменениями на 25 октября 2021 года)

Президент Российской Федерации (председатель Совета)

Председатель Следственного комитета Российской Федерации

директор ФСБ России

помощник Президента Российской Федерации - начальник Государственно-правового управления Президента Российской Федерации

Руководитель Администрации Президента Российской Федерации

Заместитель Председателя Правительства Российской Федерации - Руководитель Аппарата Правительства Российской Федерации

Председатель Конституционного Суда Российской Федерации (по согласованию)

президент Торгово-промышленной палаты Российской Федерации, член центрального штаба Общероссийского общественного движения "НАРОДНЫЙ ФРОНТ "ЗА РОССИЮ" (по согласованию)

Министр внутренних дел Российской Федерации

Министр труда и социальной защиты Российской Федерации

Генеральный прокурор Российской Федерации (по согласованию)

Председатель Счетной палаты Российской Федерации (по согласованию)

Председатель Верховного Суда Российской Федерации (по согласованию)

помощника Президента Российской Федерации

секретарь Общественной палаты Российской Федерации (по согласованию)

президент частного образовательного учреждения высшего образования "Курский институт менеджмента, экономики и бизнеса" (по согласованию)
(Позиция в редакции, введенной в действие Указом Президента Российской Федерации от 25 октября 2021 года N 602)

помощник Президента Российской Федерации

председатель Комитета Государственной Думы по безопасности и противодействию коррупции (по согласованию)

заместитель председателя Уральского отделения Российской академии наук по научно-организационной работе, академик Российской академии наук (по согласованию)

Мэр Москвы (по согласованию)

начальник Управления Президента Российской Федерации по вопросам государственной службы и кадров

директор федерального государственного научно-исследовательского учреждения "Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации", академик Российской академии наук

начальник Управления Президента Российской Федерации по вопросам противодействия коррупции

Министр юстиции Российской Федерации

помощник Президента Российской Федерации - начальник Контрольного управления Президента Российской Федерации

вице-президент федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования "Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики" (по согласованию)

первый заместитель Председателя Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации (по согласованию)
(Дополнительно включен в состав Совета Указом Президента Российской Федерации от 13 ноября 2020 года N 699)

УТВЕРЖДЕН
Указом Президента
Российской Федерации
от 13 февраля 2020 года N 117

Состав президиума Совета при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции

(с изменениями на 25 октября 2021 года)

Руководитель Администрации Президента Российской Федерации (председатель президиума Совета)

начальник Управления Президента Российской Федерации по вопросам противодействия коррупции (ответственный секретарь президиума Совета)

Председатель Следственного комитета Российской Федерации

директор ФСБ России

помощник Президента Российской Федерации - начальник Государственно-правового управления Президента Российской Федерации

Заместитель Председателя Правительства Российской Федерации - Руководитель Аппарата Правительства Российской Федерации

В апреле исполняется 20 лет указу Бориса Ельцина, положившему начало борьбе новой России с коррупцией. Юбилей страна встречает новыми достижениями — подготовкой еще одного законопроекта по борьбе с коррупцией, рекордной суммой средней взятки и отсутствием расследований по коррупции в высших эшелонах власти

В апреле 1992 года президент Борис Ельцин издал указ "О борьбе с коррупцией в системе государственной службы", прямо запрещающий государственным чиновникам заниматься коммерческой деятельностью и ставший одним из самых неисполняемых нормативных актов современной России.

В 1993 году в Верховном Совете готовился закон "О борьбе с коррупцией" , но он так и не был принят. В 1995 и 1997 годах новые варианты закона принимались Госдумой и Советом Федерации, но отклонялись президентом как противоречащие Конституции и вносящие "дисбаланс в систему российского законодательства". В сентябре 1998 года уже Госдума отклонила президентский законопроект о борьбе с коррупцией. В ноябре 2001 года группа депутатов внесла в Госдуму законопроект "О противодействии коррупции" , который смог преодолеть лишь первое чтение.

В марте 1997 года постановлением Госдумы создана первая постоянная парламентская антикоррупционная комиссия . Подобные комиссии создавались и Думами следующих созывов, вплоть до 2011 года, и занимались в основном антикоррупционной экспертизой законопроектов.


Фото: Юрий Мартьянов, Коммерсантъ

В мае 1997 года принят указ президента N 484 , обязывающий чиновников ежегодно предоставлять декларации о доходах и имуществе.

В августе 2002 года Владимир Путин подписал указ "Об утверждении общих принципов служебного поведения государственных служащих" , предписывающий им исключать действия, связанные с влиянием каких-либо личных, имущественных и иных интересов, на исполнение обязанностей.

В ноябре 2003 года создан Совет при президенте РФ по борьбе с коррупцией . Особой активности он не проявлял и в феврале 2007 года был упразднен.

В 2006 году Госдума ратифицировала международные антикоррупционные документы — Конвенцию ООН против коррупции и Конвенцию Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию. Однако в документе ООН Россия отказалась признать статью 20 — о введении уголовной ответственности за "незаконное обогащение" чиновников.

19 мая 2008 года Дмитрий Медведев указом N 815 сформировал новый президентский совет по противодействию коррупции . Позже президиум совета получил полномочия по контролю за соблюдением требований к должностному поведению чиновников.


Фото: Александр Миридонов, Коммерсантъ

31 июля 2008 года президент утвердил подготовленный советом Национальный план противодействия коррупции, предусматривающий принятие необходимых законов и другие антикоррупционные меры. Он обновляется каждые два года. В декабре 2008 года Госдума приняла закон "О противодействии коррупции" , впервые дающий определение этому явлению, обязывающий декларировать доходы членов семей чиновников и устранять конфликты интересов, включая двухлетний запрет на переход в бизнес в профильной сфере. Одновременно внесены антикоррупционные поправки в ряд действующих законов.

18 мая 2009 года президент подписал пять указов, уточняющих порядок предоставления сведений о доходах и имуществе чиновников . В них определяется список подотчетных должностей, объем информации, способы ее обнародования.

В апреле 2010 года в была утверждена Национальная стратегия противодействия коррупции .

20 апреля 2011 года Госдума одобрила инициированные президентом изменения в Уголовный кодекс , вводящие кратные штрафы за дачу и получение взятки, а также за посредничество.

21 ноября 2011 года приняты поправки в ряд законов "в связи с совершенствованием госуправления в области противодействия коррупции" . Они позволяют увольнять чиновников в связи с "утратой доверия" в случае непринятия мер по урегулированию конфликта интересов, за непредоставление деклараций о доходах или предоставление недостоверных данных, за предпринимательскую деятельность и т.п.

1 февраля 2012 года Россия ратифицировала Конвенцию ОЭСР о подкупе иностранных должностных лиц .

В марте 2012 года президент Медведев сообщил о подготовке законопроекта, вводящего контроль за расходами госслужащих .

Высокая оценка

Детали

Как менялось место России в рейтингах Transparency International

С 1995 года международная организация Transparency International составляет рейтинг стран, отражающий оценку уровня восприятия коррупции аналитиками, предпринимателями и обычными людьми. Индекс восприятия коррупции (ИВК) представляет собой оценку от 0 (максимальный уровень коррупции) до 10 (отсутствие коррупции). Россия фигурирует в этом рейтинге с 1996 года и стабильно занимает низкие места (что означает высокий уровень коррупции в стране).

Transparency International также регулярно проводит исследование "Барометр мировой коррупции", в котором отражается мнение граждан о том, какие государственные или общественные институты наиболее подвержены влиянию коррупции. Оценка дается в баллах от 1 (отсутствие влияния коррупции) до 5 (наивысшая коррумпированность). Для РФ эти показатели выглядят следующим образом.

Прямая речь

Что говорили президенты России о борьбе с коррупцией

Борис Ельцин

"Моя задача — покончить с положением, когда государственная служба становится источником обогащения. Правда, хочу сразу предупредить — не будем питать иллюзий. Окончательную победу над коррупцией нам скоро праздновать не придется. Сужу об этом и по опыту других стран. Коррупция — как сорняк. Как ни пропалывай, все равно вылезет".

16 мая 1997 года в радиообращении к россиянам

Владимир Путин

"Как вы знаете, власть в России неоднократно и громко заявляла о необходимости борьбы с коррупцией, разрабатывались целые программы, делались отдельные, достаточно жесткие шаги, но прямо нужно сказать: большого эффекта они, к сожалению, не дали".

12 января 2004 года на заседании Совета при президенте по борьбе с коррупцией

13 мая 2006 года на встрече с журналистами ВГТРК

Дмитрий Медведев

"Коррупция действительно может быть продолжением борьбы с коррупцией. Вполне возможная вещь: деньги можно получать от всего, в том числе и от борьбы, и очень немаленькие деньги. Недопустима кампанейщина: можем "взорвать" и бизнес, и государственную службу, и всю страну. С точки зрения проведения кампаний у нас всегда все было "хорошо". Мы это делать умели и любили".

2 июля 2008 года на заседании Совета законодателей по противодействию коррупции

"Мы все-таки впервые за весь современный период истории нашей страны создали новую нормативную базу для борьбы с коррупцией. Я помню, сколько шли эти разговоры в 90-е годы, в нынешнем десятилетии: давайте примем такой закон, давайте примем сякой закон, посмотрим, как это будет выглядеть, исполним конвенции международные. И сейчас я считаю, что мы создали нормальную правовую базу. Это не означает, что она идеальная, но она современная".

15 марта 2009 года в беседе с руководителем дирекции информационных программ Первого канала Кириллом Клейменовым

"Масштабная и системная борьба с коррупцией только началась, и мы будем ее вести решительно, системно и последовательно".

22 декабря 2011 года в Послании Федеральному собранию

Усредненное данное

цифры

Количественные оценки российского взяточничества неполны и неоднородны

Общий объем коррупционного рынка России

2001 год: 1340 млрд руб.

2005 год: 8892 млрд руб.

Средний размер коммерческого подкупа

2001 год: 291 тыс. руб

2005 год: 3,8 млн руб.

Средний размер бытовой взятки

2001 год: 1817 руб.

2005 год: 2780 руб.

Средний размер взятки/коммерческого подкупа

2008 год: 9000 руб.

2009 год: 23 тыс. руб.

2010 год: 61 тыс. руб.

2011 год: 236 тыс. руб.

Взятое стало явным

Динамика

Выявленное количество фактов взяточничества

Источник: Росстат, МВД

Громкие дела о коррупции в России

Хроника

Несмотря на периодически выдвигаемые обвинения в коррупции, дела против крупных чиновников не всегда доходят до суда

16 апреля 1993 года вице-президент России Александр Руцкой доложил в Верховном Совете, что собрал "11 чемоданов компромата" на высших чиновников. На основе его обвинений Генпрокуратура начала расследование причастности вице-премьера Владимира Шумейко к хищению 14,5 млн долларов при поставках детского питания и передаче иностранной фирме помещений в Монако стоимостью 29,5 млн французских франков. Господин Шумейко допрашивался по делу как свидетель. 21 октября того же года новый генпрокурор РФ Алексей Казанник закрыл уголовное дело, после чего Владимир Шумейко выиграл иск к Руцкому о защите чести и достоинства.

В июле 1997 года Генпрокуратура начала расследование хищения 231 млн долларов, выделенных МАПО МиГ из госбюджета. Свидетелем по делу проходил бывший замминистра финансов Андрей Вавилов . К 2000 году дело развалилось, не дойдя до суда, но в 2006 году Генпрокуратура его возобновила. В 2007 году Верховный суд признал наличие в действиях Андрея Вавилова признаков мошенничества и злоупотребления полномочиями, однако в июле 2008 года дело прекратили в связи с истечением срока давности.

3 февраля 1999 года сотрудниками следственного комитета МВД задержан бывший министр юстиции Валентин Ковалев , которому предъявили обвинения в хищении 1,3 млрд неденоминированных рублей из Фонда общественной защиты гражданских прав и в неоднократном получении взяток деньгами, квартирами и земельными участками. 3 октября 2001 года Мосгорсуд приговорил его к 9 годам лишения свободы условно.

8 октября 1998 года Генпрокуратура возбудила дело о злоупотреблениях при реконструкции Кремля и других гособъектов. Расследование также начала прокуратура Швейцарии, утверждавшая, что получившие выгодные подряды фирмы Mabetex и Merkata платили за это семье президента Бориса Ельцина и управделами президента Павлу Бородину . 8 декабря 2000 года Генпрокуратура закрыла дело за отсутствием состава преступления. 17 января 2001 года ставший госсекретарем Союзного государства РФ и Белоруссии Павел Бородин арестован в США по запросу Швейцарии. Проведя два месяца в тюрьмах США и Швейцарии, он был выпущен под залог более 3 млн долларов. 4 марта 2002 года швейцарская прокуратура закрыла дело, оштрафовав господина Бородина на 180 тысяч долларов.

В марте 2006 года 14 из 31 депутата городской думы Твери во главе с ее председателем Виктором Почтаревым были предъявлены обвинения в получении взяток на сумму 4,3 млн рублей от компаний "Тверские коммунальные системы" (за разрешение повысить тарифы ЖКХ) и "Лазурьстрой" (за уменьшение размера вмененного налога на доходы) и других преступлениях. В ноябре — декабре 2007 года облсуд приговорил 13 депутатов к срокам от 2,5 до 7,5 года колонии, один был оправдан.

15 августа 2011 года Следственный комитет РФ возбудил уголовное дело в отношении отправленного в отставку губернатора Тульской области Вячеслава Дудки . Он подозревается в получении в 2010 году взятки в размере 40 млн рублей за выделение ЗАО "Корпорация ГРИНН" земельного участка под строительство гипермаркета. С 6 сентября экс-чиновник находится под домашним арестом, где знакомится с материалами дела.

Темур Козаев

Темур Козаев

Вы не поверите, но в стране, где одни дают взятки, а другие их берут, борьбой со взяточничеством профессионально занимаются сразу несколько силовых ведомств. Считаем вместе. Главное управление экономической безопасности и противодействия коррупции МВД – раз. Управление процессуального контроля в сфере противодействия коррупции Следственного комитета – два. Органы ФСБ в соответствии с федеральным законодательством тоже осуществляют оперативно-разыскные мероприятия по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию фактов коррупции – три. Это собственно силовики. Далее – Счётная палата. Её аудиторы наделены полномочиями выявлять факты коррупции в органах власти. При этом палата – парламентский орган финансового контроля. Это значит, что и депутаты Госдумы не остаются в стороне от антикоррупционных разбирательств. Думаете, всё? Как бы не так. Есть ещё ведомственные структуры, в служебные функции которых также входит война с мздоимством. К примеру, в рамках Федеральной таможенной службы действует собственное управление по противодействию коррупции. Но и это не всё. Существует несколько общественных организаций, часть из которых, что примечательно, была создана по представлениям первых лиц государства. Национальный антикоррупционный совет Российской Федерации, Агентство по борьбе с коррупцией в Российской Федерации, Национальный антикоррупционный комитет, Общественный антикоррупционный комитет – имя им легион. Наконец, есть Совет при президенте России по противодействию коррупции – в него входят руководители силовых ведомств и представители всех ветвей власти. Казалось бы, коррупция в нашей стране должна была пасть от одного только перечисления тех, в чьи обязанности вменяется эту самую коррупцию искоренять. Но не тут-то было.

Борьбу со взятками доверили спецу по кадрам

В нашей стране с начала текущего года размер ущерба, причинённого в результате коррупционных преступлений, превысил 10 млрд рублей. Это не просто астрономическая сумма. Это материальное подтверждение того прискорбного факта, что громоздкая антикоррупционная система Российской Федерации давно и безнадёжно буксует. Да, взяточников, бывает, ловят за руку. Иногда даже высокопоставленных взяточников. Но число таких случаев обратно пропорционально потраченным усилиям правоохранителей. При этом в России, как и прежде, всяк подъячий любит калач горячий. В общем, не подмажешь – не поедешь.

Итак, известно, что управление возглавил Олег Плохой, ранее служивший в структуре президентской администрации, ведающей кадровыми вопросами. Выбор отнюдь не случаен: как правило, кадровики всё обо всех знают – работа такая. На новой должности Олег Плохой, как ожидается, в первую очередь наладит проверку деклараций о доходах, расходах и имуществе бонз федерального значения. Возможно, именно Плохой станет предпоследней инстанцией, утверждающей те или иные высокие назначения. Согласитесь, кому как не профессиональному кадровику заниматься такой работой? Впрочем, ходили слухи, что антикоррупционное управление могут вверить заботам помощника президента Евгения Школова. Человека, с которым Владимир Путин в своё время делил один кабинет. Но, опять же по слухам, кандидатура Школова устраивала далеко не всех в президентском окружении. Мол, уж слишком он принципиален и напорист. Может и дров наломать.

Сезон охоты на столичных коррупционеров

Утверждать, что президентское управление возьмёт под контроль все антикоррупционные расследования силовых ведомств, было бы по меньшей мере наивно. Только представьте себе, какой понадобится штат специалистов и какой умопомрачительный бюджет! На самом деле всё выглядит гораздо скромнее: по словам руководителя администрации президента Сергея Иванова, увеличения штатной численности и фонда зарплаты в связи с созданием нового, 21-го, управления в структуре администрации не потребуется.

Переход на ручное управление

Надо признать, что исторический опыт нашей страны красноречиво свидетельствует: взяточничество у нас неискоренимо, но лишь до тех пор, пока за дело не берётся первое лицо государства. Царь Алексей Михайлович, прозванный Тишайшим, долгое время взирал на лихоимство своих бояр из, так сказать, правительства Бориса Морозова сквозь пальцы. До тех самых пор, как на Москве учинился знаменитый Соляной бунт. Пришлось вмешаться. В итоге на плаху легли два высокопоставленных коррупционера – главы Земского и Пушкарского приказов Леонтий Плещеев и Пётр Траханиотов. Впрочем, первого палачу обезглавить не дали – Плещеева растерзала толпа. Не спасла лихоимцев даже особая приближённость к премьеру Морозову, которого царь, от греха, удалил в монастырь.

Кирилл Кабанов, председатель Национального антикоррупционного комитета:

– На мой взгляд, создание управления – взвешенное своевременное решение. Фактически, создав управление по вопросам противодействия коррупции, в администрации президента расширили функции находившегося раньше в управлении кадров департамента. Лишней эта структура не будет, потому что администрация президента на сегодняшний момент отвечает в том числе и за формирование кадровой политики высших органов власти. Но если раньше департамент ограничивался лишь проверкой деклараций и анализом, то сейчас появилась необходимость в единой координирующей структуре. Управление не ставит задачей борьбу с коррупционерами, его задача – анализировать ситуацию и не допускать коррупционеров во властные органы.

Александр Хинштейн, заместитель председателя Комитета ГД

по безопасности и противодействию коррупции:

– Создание управления, несомненно, пойдёт на пользу борьбе с коррупцией. Оно должно стать боевым отрядом президента, и его работники, как 28 панфиловцев, должны закрыть коррупционерам путь в органы государственной власти. Что касается штрафов за коррупцию, то они не должны исключать уголовного наказания. Если уж мы пока не восстановили практику конфискации имущества, то хотя бы эти штрафы должны компенсировать ущерб, нанесённый коррумпированным чиновником. Другое дело, что размер штрафа должен быть адекватен размеру ущерба бюджету.

Михаил Делягин, директор Института проблем глобализации:

Читайте также: