Кодификация юстиниана как источник римского права

Обновлено: 02.07.2024

В эпоху империи законодательная власть сконцентрировалась в руках императора, поэтому его эдикты или решения приобретали характер закона. Со второй половины III в. юридическая литература бедна и количественно и качественно.

Как правило, это были компилятивные работы. Некоторые из них сохранились. Так в 1821 г. в Ватиканской библиотеке были найдены компиляции из сочинений Папиниана, Павла и Ульпиана, из императорских эдиктов сохранились указы императора Диоклетиана. Эти фрагменты получили название Ватиканских фрагментов. К этому же времени (кон. IV - нач. V вв) относится сборник, содержащий Моисеев закон с выдержками из сочинения римских юристов и императорских указов. К концу V - начала VI вв. относится сборник практических советов и решений, составленный на основе высказываний Павла и других юристов. К концу V в. относится сборник под названием Римско-сирийской законной книги. В ней собраны императорские указы (по преимуществу восточных императоров) и некоторые сочинения классических юристов. В их сборнике отразилось влияние сирийского или греческого права. Оно имело распространение в Азии даже после издания кодекса Юстиниана. [15]

Однако, поскольку судьям трудно было разобраться в массе существующей юридической литературы, императоры стали издавать указы, направленные на систематизацию ее и облегчение пользования ею. Прежде всего, известны два указа Константина (321 и 327 гг.), нацеливавшие судей на необходимость использования сочинений Папиниана и Павла. В 426 г. был принят Феодосием II и Валентином III закон о цитировании (lex Allegatoria). Этот закон придавал юридическую силу сочинениям пяти юристов - Папиниана, Павла, Ульпиана, Модестина и Гая. Кроме того, разрешалось принимать во внимание также сочинения тех юристов, на которых ссылаются эти пять перечисленных выше.

Трудности возникали в практике судей и в случаях использования императорских указов, которые также не были систематизированы, а между тем их число росло с каждым годом все больше.

Древнейшая попытка такой систематизации была предпринята Папирием Юстом в правлении марка Аврелия. Этот сборник состоял из 20 книг, но он уже устарел ко времени правления императора Диоклетиана, поэтому неким Грегорианом был составлен новый сборник, получивший название Кодекс Грегориана. В нем были собраны и систематизированы указы императоров от 196 до 295 гг. Кодекс состоял из 14 книг, книги делились на титулы, внутри которых установления были приведены в подлинном тексте и в хронологической последовательности. В нач. IV в. появился новый кодекс, получивший название Кодекс Гермогениана и состоявший из одной книги.

Все эти издания подготовили почву для появления официальных правительственных кодексов. Так, в 428 г. Феодосий II назначил комиссию из 8 человек, которая собрала вместе все постановления Константина и кодексы Грегориана и Гермогениана, что было необходимо для обучения юристов. Для практической деятельности предписывалось комиссии составить сборник императорских постановлений, вышедших после издания кодекса Гермогениана. Новые постановления, появившиеся после издания этого кодекса, назывались novellae leges. [16]

После распада Римской империи на Западную и Восточную и завоевания западной половины германскими племенами действие Римского права в Западной части Римской империи не прекратилось. Оно функционировало в среде римского населения, и даже германские короли заботились о создании сборников Римского права для судопроизводства. Так, в 506 г. появились т. н. lex romana Wisigothorum (извлечение из трех вышеназванных кодексов, из Институций Гая, высказываний Павла и т.д.). Этот сборник был предназначен для римских подданных Вестготского королевства и издан Аларихом II. Аналогичный сборник был издан в конце V в. Теодорихом для Остготского королевства. И, наконец, подобный же сборник был издан в нач. VI в. для Бургундского королевства королем Лундобадом.

Вся отмеченная выше юридическая литература свидетельствовала о наметившейся тенденции к кодификации Римского права, тем более, что этого требовали и изменившиеся общественно-политические отношения.

Такая попытка была уже предпринята Феодосием II, но осталась до конца не осуществленной. Выполнение этого плана осуществлено Юстинианом и ближайшим его помощником юристом Трибонианом.

Юстиниан задумал пересмотреть все прежние кодексы, удалить из них все устаревшие, а все действующие объединить в одном сборнике. С этой целью Юстиниан в 528 г. составил комиссию из 10 человек, среди которых находился и Трибониан. В 529 г. комиссия выпустила кодекс Юстиниана, заменивший три прежних кодекса. Такую же систематизацию Юстициан решил осуществить и в отношении древнего права, т.е. необходимо было всю имеющуюся огромную литературу пересмотреть, устранить разночтения, расположить в систематическом порядке. В 530 г. Юстиниан поручил Трибониану составить комиссию и осуществить этот план. Трибониан отобрал 15 юристов и к 533 г. вся титаническая работа была выполнена. Появился огромный свод, получивший название Дигесты. Для ученых целей под руководством Трибониана был составлен официальный элементарный курс гражданского права, получивший название Институции. Но пока составляли Дигесты и Институции, появились новые законодательства, что потребовало пересмотреть кодекс Юстиниана и в 534 г. он был опубликован в новой редакции. Выходившие после этого указы получили название новелл.

Все указанные части кодификации Юстиниана должны были составить единый корпус. Однако это произошло лишь в Средние века, когда возродилось учение Римского права (начиная с XII в) и весь свод Юстиниана стал называться Corpus Iuris Civilis.

Рассмотрим отдельно части, составляющие этот свод.

Институции. Источником для их создания послужили Институции Гая. Это было элементарное руководство для учебных целей. Оно состояло из 4-х книг, каждая из которых делилась на титулы с особым заглавием. Каждый титул в современных изданиях делится на параграфы.

Дигесты - это собрание цитат из сочинений юристов, расположенных в систематическом порядке. Всего цитируется 39 юристов и использовано до 2000 сочинений.

Все это собрание разделено на 50 книг. Каждая из них делилась на титулы с особым заглавием. Внутри каждого титула цитаты располагаются в известном порядке. Каждая цитата начинается с указания автора и сочинения, из которого она взята. Дигесты представляют собой нечто вроде свода законов.

Кодекс - третья часть Корпуса Юстиниана - представляет собрание императорских постановлений. Оно состоит из 12 книг, каждая из которых делится на титулы с особым заглавием. Книга I содержит постановления, касающиеся церковного права, деятельности различных императорских чиновников; 2-8 книги касаются гражданского права; книга 9 - уголовного права; книги 10-12 содержат положения о государственном управлении. Внутри каждого титула расположены отдельные установления в хронологическом порядке. В каждом установлении отмечается имя издавшего его императора и имя того, кому оно было адресовано.

Новеллы составляют четвертую часть законодательства Юстиниана. Сборник содержал 168 новелл на греческом языке. Издание каждой из частей Кодекса началось с 1529 г. В 1583 появилось полное издание свода Юстиниана, выполненное Дионисием Готофрелом. В этом издании впервые встречается общее название Corpus Iuris Civilis.

Лучшим изданием свода гражданского права Юстиниана является трехтомник, включающий Институции, Кодекс и Новеллы:

Corpus Iuris Civilis. Vol.I. Institutiones. Ed. Kruger P. Berolini, 1905.

Corpus Iuris Civilis. Vol.2. Codex repetitae praelectionis. Ed. Kruger P. Berolini, 1905.

Corpus Iuris Civilis. Vol.3. Novellae Constitutiones. Ed. Schoell R., Kroll G. Berolini, 1954.

Наиболее важным памятником в кодификации Юстиниана являются Дигесты, сохранившие наибольший объем классических юридических текстов. Это был монументальный труд в 50 книгах.1-я книга посвящена общим вопросам права; 2-46 - частному праву; 49 - апелляциям, фискальному и военному праву; 50-я административному праву, юридическим дефинициям и правилам.

Единственной прекрасно сохранившейся рукописью Дигест является Litera Florentina (VI в). Фундаментальное издание Дигест осуществил Т. Моммзен: Digesta Iustiniani Augusti (Mommsen Th) Vol.1-2. Berolini 1866-1870.

Полное собрание Дигест в переводе на русский язык подготовлено и издано редакционной коллегией Центра изучения Римского права Института всеобщей истории РАН и юридического факультета МГУ под руководством д. юр. н. проф. Е.А. Суханова в 2001-2005 гг. [17]

1. Древнейший период (4–3 вв. до н.э.) римское право этого периода характеризуется полисной замкнутостью, неразвитостью и сакральным характером основных институтов.

2. Классический период (середина 3 – конец 3 в.до н.э.) в течении этого периода римское право постепенно освобождается от остатков патриархальности и религиозности и превращается в светскую юридическую систему, характеризующуюся высшей ступенью разработанности не только рабовладельческих, но и иных человеческих отношений.

3. Постклассический период (4–6 вв.) изменения в римском праве данного периода связаны с его систематизацией и постепенным приспособлении к формирующимся феодальным отношениям.

Рецепция римского права. Историческое значение римского права и его роль на современном этапе развития российского права.

Исторические системы римского частного права.

Цивильное (кривитское) право. Совокупность норм обычного права, применяемых только к римским гражданам.

Преторское право. Создавалось деятельностью судебных магистратов – преторов, которые своими эдиктами и формулами дополняли и исправляли правовое регулирование.

Естественное право. Требования морали основываются на нравственном сознании. Право собственности основывается на естественном праве. Естественные права носят надгосударственный, общечеловеческий характер.

Право народов. Имущественное право, созданное судебной практикой в спорах между перегринами(иностранцами),а также римскими гражданами по вопросам торговли и взаимного вступления в брак.

Право справедливости. Введенный в обиход практикой юристов принцип справедливости, который предполагал справедливость как равенство субъектов вне зависимости от социального положения в области прав перед законом, снижавшим остроту и тяжесть цивильного права.

Основные институты римского частного права.

- правовой статус лица в Древнем Риме;

- правовое положение субъектов в имущественных отношениях;

- вопросы защиты частных прав;

Понятие и виды источников римского права.

Источники римского права — формы закрепления и выражения правовых норм, имеющие общеобязательное значение и включающие способы, формы образования норм права и условия жизни общества.

Виды источников римского права:

— плебисциты — акты собрания плебеев без сенаторов. Отличие плебисцитов от обычных законов — плебесциты принимались народным собранием без предварительного обсуждения в сенате по инициативе плебейских трибунов. Закон Гортензия 287 г. до н. э.придал плебисцитам силу законов;

Надписи на дереве, камне, бронзе

Законы XII Таблиц

Corpus juris oivilis—кодификация императора Юстиниана

Произведения римских юристов

Папирусы

Кодификации римского права. Кодификация Юстиниана.

Кодификация – это процесс систематизации основных источников РП в период империи.

Наиболее глобальной была кодификация, проводимая уже после падения Западной римской империи византийским императором Юстинианом и воплощённая в Кодексе Юстиниана, который в средние века получил название – Свод цивильного (гражданского) права. Кодекс Юстиниана состоял из следующих частей:

- Институции – элементарные учебники римского права.

- Дигесты (Пандекты) – сборник сочинений римских юристов;

- Кодекс – собрание императорских конституций;

- Новеллы – собрание новейших императорских конституций (Конституций Юстиниана).

Кодекс Юстиниана содержал в себе не только нормы частного, но и нормы публичного права, а также то, что ныне называется общей теорией права. Так, в ряде текстов даётся понятие права, определение науки права, правосудия, говорится о разделении права на публичное и частное, на цивильное и право народов. Кодификация Юстиниана носила не только технический характер–юристы не ограничивались лишь извлечением цитат из сочинений юристов, но сокращали текст, устраняя устаревшие места. Так, были упразднены уже не применявшаяся классификация вещей на манципируемые и неманицпируемые, а также упоминания об обряде манципации.

Юстиниан смотрел на Дигесты как на законодательный сборник, официальный акт, в силу чего запретил юристам писать комментарии к ним. Институции, имея целью обучение начинающих юристов, тем не менее получили официальный характер. Состояли Институции из 4 книг, 3 разделов (лица, вещи, иски). Новеллы, включавшие 168 конституций Юстиниана дошли до нас на греческом языке и относятся, главным образом, к публичному и церковному праву, хотя есть и нормы частного права (о браке и наследовании).

© 2014-2021 — Студопедия.Нет — Информационный студенческий ресурс. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав (0.004)

систематическое изложение византийского права 6 в., предпринятое по приказу императора Юстиниана. Известна под названием Свода цивильного права — Corpus juris civilis. Впервые К. Ю. была напечатана под этим названием в 1583. Цель К. Ю. заключалась в стремлении примирить старое римское право, послужившее для неё основным источником, с потребностями медленно совершающейся феодализации Византийской империи, в необходимости учесть некоторые правовые институты, сложившиеся в её восточных провинциях, устранить архаизмы, включить в правовой оборот Византии законодательство императоров, последовавшее за изданием кодекса Феодосия (См. Кодекс Феодосия), судебную практику и пр. Кодификационные работы велись в 529—534 немногочисленной комиссией во главе с известным юристом Трибонианом.

К. Ю. состоит из трёх частей: Институций (См. Институции), Дигест (См. Дигесты) и Кодекса Юстиниана (См. Кодекс Юстиниана).

Дополнения и изменения, внесённые в К. Ю. в 535—565 императорскими конституциями, получили названия новелл, которые дают толкование обнаруженным неясностям, дополняют или изменяют действующее право. От новелл следует отличать интерполяции — всякие неоговорённые изменения текста, внесённые в Дигесты.

Законодательство Юстиниана действовало в течение всего существования Византии. Эклога 726 внесла только более или менее важные изменения в К. Ю., так же как и Прохирон 879. С ещё большим вниманием к К. Ю. отнёсся император Лев VI: изданные при нём Василики представляли собой (по основному содержанию) новую систематизацию норм и институтов, составляющих К. Ю.

К. Ю. послужила главным источником изучения римского права и римской юридической литературы, на её основе была проведена Рецепция римского права в странах феодальной Европы.

Лит.: Перетерский И. С., Дигесты Юстиниана, М., 1956: Азаревич Д., История византийского права, т. 1, Ярославль, 1876: Римское частное право, под ред. И. Б. Новицкого и И. С. Перетерского, М., 1947.

Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия . 1969—1978 .

Полезное

Смотреть что такое "Кодификация Юстиниана" в других словарях:

КОДИФИКАЦИЯ ЮСТИНИАНА — (Corpus juris civilis Корпус гражданского права) систематическое изложение византийского права 6 в. Включает Институции, Дигесты и Кодекс Юстиниана. Основа кодификации Юстиниана римское право, переработанное с учетом новых экономических… … Большой Энциклопедический словарь

КОДИФИКАЦИЯ ЮСТИНИАНА — см. Свод Юстиниана … Юридический словарь

Кодификация Юстиниана — (Corpus juris civilis Свод цивильного права), систематическое изложение византийского права VI в. Включает Институции, Дигесты и Кодекс Юстиниана. Основа Кодификации Юстиниана римское право, переработанное с учётом новых экономических условий.… … Энциклопедический словарь

Кодификация Юстиниана — (Свод Юстиниана) систематическое изложение римского и византийского права VI в., предпринятое по приказу византийского императора Юстиниана. Изначально С.Ю. включал три части: официальный учебник римского частного права (Институции); сборник… … Большой юридический словарь

КОДИФИКАЦИЯ ЮСТИНИАНА — систематическое изложение византийского права VI в., предпринятое по приказу императора Юстиниана. Известна под названием Свода цивильного права Corpus juris civilis. Впервые К. Ю. была напечатана под этим названием в 1583 г. Цель К. Ю.… … Энциклопедический словарь экономики и права

КОДИФИКАЦИЯ ЮСТИНИАНА — см. Свод Юстиниана … Энциклопедия юриста

кодификация Юстиниана — см. Свод Юстиниана … Большой юридический словарь

СВОД ЮСТИНИАНА (Кодификация Юстиниана) — систематическое изложение римского и византийского права VI в., предпринятое по приказу византийского императора Юстиниана. Изначально С. Ю. включал три части: официальный учебник римского частного права (Институции); сборник извлечений из… … Юридический словарь

ЮСТИНИАНА КОДЕКС — КОДЕКС ЮСТИНИАНА; КОДИФИКАЦИЯ ЮСТИНИАНА … Юридическая энциклопедия

ЮСТИНИАНА КОДИФИКАЦИЯ — (см. КОДИФИКАЦИЯ ЮСТИНИАНА) … Энциклопедический словарь экономики и права

В юстиниановскую эпоху политика в области законодательства сводилась к цели восстановления единства Римской империи. Задачей ставились из двух потоков памятников прошлого – императорских законов и работ классических юристов – создать свод законов, пригодных для применения в новых экономических и политических условиях.

Кодификация Юстиниана отличается от предыдущих большим размахом, более высокой творческой силой. В ней обнаруживается более широкая основа источников и более обильное их использование, а также тщательная обработка избранных текстов.

Обширные кодификационные работы, которые велись под непосредственным руководством самого императора, снискавшего себе славу самого великого законодателя всех времен и народов, начались с составления Кодекса Юстиниана. Подготовка Кодекса была поручена созданной в

феврале 528 года комиссии, состоявшей из десяти высших должностных лиц и юристов, среди которых особенно выделялись Трибониан и Феофил. Комиссия была уполномочена, использовав ранее изданные частные и официальные сборники, а именно: Кодексы Грегориана и Гермогениана, Кодекс Феодосия, собрать воедино императорские конституции, устранить имеющиеся в них противоречия, исключить устаревшие законодательные положения. Кодекс Юстиниана,

первая редакция которого не сохранилась, был составлен с поразительной быстротой и издан 7 апреля 529 года. Не вошедшие в него законодательные акты отныне подлежали отмене.

Поспешность в составлении Кодекса была причиной многих его недостатков (противоречий, устарелых положений), которые стали особенно очевидными в связи с составлением других частей кодификации Юстиниана. Целый ряд нововведений, содержавшихся в законодательстве Юстиниана, особенно в сборнике "50 решений" (отмена различий между гражданским правом и "правом народов", между квиритской и бонитарной собственностью и т.

д. ), делали необходимой разработку новой редакции Кодекса Юстиниана. Эта работа была поручена в начале 534 года комиссии из 5 юристов под руководством Трибониана. Переработанный вариант Кодекса (именно в этом виде он и сохранился) был опубликован 16 ноября 534 года, а 29 декабря того же года был наделен силой закона.

По примеру Законов XII таблиц Кодекс Юстиниана был разделен на 12 книг. В книге 1 рассматриваются вопросы церковного права и христианской теологии, книги 2 - 8 посвящены

различным вопросам частного права, в книгах 9 - 12 затрагиваются различные стороны публичного права (административное управление, преступления и наказания и т. д. ). Каждая книга распадается на титулы, а последние - на фрагменты. В рамках отдельных титулов императорские конституции расположены в хронологическом порядке; древнейшая из использованных в Кодексе - Конституция Адриана 117 года, самая поздняя - Конституция Юстиниана от 4 ноября 534 года. Фрагменты, содержащие текст отдельных конституций, включают сведения об издавшем их императоре, о лице, кому они адресованы, о дате и месте их издания. Составителем Кодекса было разрешено вносить существенные изменения в цитируемые законодательные положения (редактировать, сокращать и т. д. ), о чем свидетельствуют сравнения с соответствующими текстами конституций по Кодексу Феодосия.

Важнейшую часть кодификации императора Юстиниана, выделявшуюся по богатству использованного правового материала, составляют дигесты, или пандекты. Последний термин позаимствован из греческого языка, что означает "содержащий в себе все".

По замыслу Юстиниана, изложенному в специальной Конституции от 12 декабря 530 года, его дигесты должны были стать всеобъемлющим сборником, охватывающим правовое наследие классической эпохи. Подготовка дигест была поручена специальной комиссии под руководством Трибониана, в которую вошли помимо видных чиновников и практиков известные профессора константинопольской (Феофил, Грациан) и бейрутской (Дорофей и Анатолий) правовых

Составители дигест (позднее они стали называться компиляторами) были наделены широкими полномочиями по отбору и сокращению текстов классических юристов

("древних юристов"), по устранению в них противоречий, повторений и устаревших положений, по внесению в них иных изменений с учетом императорских конституций. В процессе работы над дигестами комиссия просмотрела и использовала 2 тыс. сочинений, обработала 3 млн. строчек. В случае возникновения спорных вопросов она обращалась за разъяснениями к Юстиниану, который издавал соответствующие конституции, составившие "50 решений". Дигесты, учитывая масштабность использованного в них материала, были подготовлены исключительно за короткий срок, опубликованы 16 декабря 533 года специальной Конституцией. Дигесты представляют собой уникальный правовой памятник, насчитывающий около 150 тыс. строк, включающий более 9 тыс. текстов, взятых из книг римских юристов, живших с I в. до н. э. по IV в. н. э. Более других в Дигестах цитируются Ульпиан, Павел, Папиниан, Юлиан, Помпоний, Модестин. Так, тексты Ульпиана составляют 1/3, Павла - 1/6, Папиниана - 1/18 часть. Структурно Дигесты делятся на семь частей (в самом тексте такой рубрики нет) и на 50 книг, которые в свою очередь (кроме

книг 30-32 о легатах и фидеикомиссах) расчленяются на титулы, имеющие названия. Титулы состоят из фрагментов, число и размеры которых неодинаковы. Каждый фрагмент содержит в себе текст из сочинения какого-нибудь юриста, Фрагмент приводится с указанием автора и названия

работы, откуда почерпнута цитата. Содержание Дигест весьма широко и разнообразно. В

них рассматриваются некоторые общие вопросы правосудия и права, обосновывается деление права на публичное и частное, дается очерк возникновения и развития римского права, излагается понимание закона и т. д. Сравнительно немного места отведено публичному праву, главным образом в последних книгах (47-50) где говорится о преступлениях и наказаниях, о процессе, правах фиска, городском управлении, военном пекулии и т.

п. Представлены здесь и вопросы, относящиеся к сфере международного права: ведение войны, прием и отправка посольств, статус иностранцев и т. д. Наиболее полно в Дигестах представлено частное право. Особенно много внимания в них уделено наследованию (по закону и завещанию), брачным отношениям, вещному

праву, различным видам договоров. Здесь отразились многие новые тенденции, характерные для постклассического римского права: слияние преторского и цивильного права и устранение многих формальностей последнего (например, деления вещей на манципируемые и неманципируемые),

смягчение отцовской власти, стирание различий между легатами и фидеикомиссами и т. д.

В стремлении приспособить римскую классическую юриспруденцию к византийской

действительности в VI в. комментаторы нередко искажали первоначальный текст, включали новые положения, причем делая это от имени цитируемого автора (интерполяции). Вероятно, целый ряд изменений в классических текстах был осуществлен не непосредственно компиляторами, а

составителями копий работ, которыми они пользовались и в которые ранее на полях рукописи и между строчками были внесены уже вставки и исправления. Выделение интерполяций и глоссем, позволяющее различать классическое и постклассическое право, составляет одно из наиболее

важных направлений в современной романистике.

Дигесты написаны на латыни, но многие термины, а иногда и целые извлечения (из Марциана, Папиниана и Модестина) даны по-гречески. Придав Дигестам силу закона, Юстиниан запретил их комментирование, а также ссылки на старые законы и сочинения юристов.

Первоначальный текст Дигест Юстиниана не сохранился. Наиболее древняя и полная копия (флорентийская рукопись) относится к VI или VII вв. Сохранился также ряд копий Дигест Юстиниана, составленных в XI-XII вв. , но в них были допущены значительные сокращения, а также значительные искажения текста (так называемые "вульгата").

Своеобразной частью кодификации Юстиниана являются Институции - элементарный учебник права, обращенный императором к "юношеству, любящему законы".

Для составления Институций по указанию Юстиниана в 530 году была составлена специальная комиссия из Трибониана (председатель) и профессоров права Феофила и Дорофея. Последние и являются фактическими авторами Институций Юстиниана, поскольку Трибониан в это время был занят подготовкой Дигест. Институции были изданы 21 ноября 533 года и в том же году (одновременно с публикацией Дигест) получили силу императорского закона, стали применяться как официальный источник права. В основу Институций Юстиниана были положены сочинения Гая (Институции и "Повседневные дела"), а также Институции Флорентина, Марциана, Ульпиана и Павла. Определенное влияние на них оказали дигесты, а также ряд императорских конституций. Институции Юстиниана, хотя и в меньшей степени, чем Дигесты, отразили черты постклассического (позднеримского, византийского) права. Многие устаревшие правовые институты были из них исключены (например вышедшие из употребления формы брака,

легисакционный и формулярный процесс и т. п. ). С другой стороны, был включен ряд новых положений, относящихся к юридическому лицу, конкубинату, колонату и т. п. Некоторые вопросы в Институциях Юстиниана разработаны подробнее, чем в Институциях Гая, в частности получила дальнейшее развитие классификация вещных прав, расширен круг оснований возникновения обязательств (добавлены квазиделикты). Как и Институции Гая, Институции Юстиниана состоят

Здесь же говорится о завещаниях и легатах. В третью книгу включены титулы, относящиеся к правам на вещи, наследственному и обязательственному праву, а именно, наследованию без завещания, степени когнатского родства и т. п. В этой же книге излагаются общие положения об обязательствах и обстоятельно освещаются отдельные виды договоров. В отличие от Институций Гая обязательства из деликтов включены в четвертую книгу, где особенно подробно рассмотрен закон Аквилия о возмещении вреда. Далее разбираются вопросы защиты прав (разные виды исков и интердиктов). В заключительной части Институций Юстиниана добавлены два титула, где перечислены обязанности людей и разные виды преступлений, особенно разработанные в императорском законодательстве (оскорбление величества, прелюбодеяние, отцеубийство, подлоги и т. д. ). Система исков захватывала третью и четвёртую книгу до 17-го отдела. Конец четвёртой книги посвящён публичному праву.

Как исторический источник Институции Юстиниана имеют меньшую ценность, чем Дигесты и Кодекс Юстиниана, но они обладают и несомненными достоинствами - систематическим, сжатым и четким изложением правового материала по широкому кругу вопросов. Подлинный текст Институций Юстиниана не сохранился, наиболее древняя копия относится к IX веку.

Кодификация Юстиниана подвела своеобразную черту под многовековым развитием римского права, представляя собой концентрированный итог всей его предшествующей истории. Поэтому Свод законов Юстиниана хотя и отразил некоторые постклассические и чисто византийские черты,

является в своей основе источником римского права.

В 535-555 гг. указанные выше три сборника римского права были дополнены сборниками конституций (новелл) самого Юстиниана, в которых в большей степени отразились уже особенности не римского права, а византийского общества и права. Однако эти сборники были составлены частными лицами и не имели официального характера. Наиболее крупный из них включал 168 новелл, из которых 153 принадлежат Юстиниану. Значительно позднее (в средние

века) сборники новелл Юстиниана стали включаться в Corpus juris civilis в качестве его четвертой книги.

Таким образом, появившееся к 534 г. окончательное собрание является основным источником для изучения римского права. В XII в. оно получило название Corpus juris civilis – свод гражданского права. Оно состоит из четырёх частей:

1. Institutiones (4 книги).

2. Digesta (Pandectae) (7 частей и 50 книг, 432 титула и 9123 фрагмента).

3. Codex (12 книг, представляющих свод императорских указов от Адриана до Юстиниана).

4. Novellae (168 новых законов, изданных Юстинианом после второй редакции кодекса).

Читайте также: