Классный руководитель как раздает поручения

Обновлено: 18.05.2024

По поручению президента с 1 сентября все классные руководители в стране начинают получать федеральную выплату - не менее 5 тысяч рублей. На эту меру поддержки правительством будет ежегодно выделяться 73,5 миллиарда рублей. А получать ее станут более 800 тысяч педагогов по всей стране.

За месяцы вынужденной удаленки страна поняла, как много значит хороший учитель. Фото: Gettyimages

Что важно? Размер выплаты не будет зависеть от количества детей в классе. При ведении классного руководства в двух и более классах педагог получит ее в двойном размере, сообщили в министерстве просвещения. Более того в день зарплаты педагог будет получать две суммы: зарплату и федеральную надбавку, которая будет идти отдельной строкой. Так учителя смогут видеть: региональные и местные выплаты не были снижены или отменены.

Пять с плюсом

- Такой огромной нагрузки, как у классных руководителей, пожалуй, нет больше ни у кого. И нагрузка не только учебная, но и психологическая, моральная. У классного руководителя в разы больше бумажной работы, чем у учителя-предметника, - рассказал "РГ" учитель года России-2018 учитель обществознания из Грозного Алихан Динаев. - Классные руководители еще и настоящие "цезари", и пахари, которые умеют одновременно решать множество разнообразных проблем.

По его словам, классный руководитель в курсе всех школьных и семейных событий в жизни детей, он на постоянной связи с родителями. А еще организует мероприятия, следит за состоянием кабинетов.

Фото: Istock

- Я задумался, с какими вопросами обращался за последний год к классным руководителям моих учеников. "Почему этот мальчик прогуливает? А у этой девочки резко снизились оценки - что случилось? Мне кажется, что этого юношу в классе все обижают. Пришлите мне номер родителей Руслана. А часто ли благодарил или говорил, что у них замечательные дети? Самим детям часто, наверное, на каждом уроке, а вот классному руководителю… - рассуждает Алихан Динаев. - В общем, это непростая, иногда даже суровая и всегда сверхответственная работа. Поэтому федеральная надбавка в пять тысяч рублей - своевременное и необходимое решение. Эта сумма позволит увеличить зарплату на 10-20%. Мне бы очень хотелось, чтобы субъекты РФ по примеру Москвы (и не только) устанавливали достойные региональные надбавки для классных руководителей. В идеале сумма этих надбавок и суммарная зарплата педагога должна быть такой, чтобы он мог при желании полностью посвятить себя этой сложной воспитательной и организаторской работе, получая высокую зарплату.

Гражданин растет за партой

С 1 сентября начала действовать еще одна важная норма: в школах появятся новые программы воспитания учеников. Министерство просвещения уже разработало удобную "шпаргалку", которая работает по принципу конструктора: здесь и социальные школьные проекты, и дискуссионные площадки, и спортивные праздники. А еще - театры, музеи, выставки, совместные мероприятия с родителями. Ну и, конечно, особая роль у классных руководителей: классные часы, поддержка ребенка в трудных ситуациях.

- Развитие воспитания в школах станет одним из лейтмотивов нового учебного года, - рассказал министр просвещения Сергей Кравцов. - Это не дополнительная нагрузка, а систематизация той работы, которую уже ведут образовательные учреждения. Важно то, на каких ценностях мы будем воспитывать подрастающее поколение.

- В предыдущие годы сложилась некая иллюзия, что эти два процесса - воспитание и обучение - как-то отделены друг от друга. А на самом деле разорвать их невозможно. Потому что человека воспитывает абсолютно все. Даже запах в школьных коридорах, - рассказал "РГ" директор московской школы № 548 "Царицыно" народный учитель России Ефим Рачевский. - В школе сегодня становится интересно. Куча разных дел, "активностей". Можно провести классный час в музее? Да. В походе? Да. Школе нужен человек, который обладает общей культурой, умеет слушать и говорить, способен жить в диалоге с детьми. А они уже совершенно другие. В информационных технологиях могут дать фору многим взрослым. Меня поражает их логика, свободное общение с любыми интерфейсами, способность выдавать неожиданные решения, незашоренность взгляда.

Мастер покажет класс

В рамках нацпроекта "Образование" во всех регионах открываются центры непрерывного повышения и оценки профессионального мастерства педагогов.

Фото: iStock

Первый в России центр был открыт в прошлом учебном году на базе Коломенского государственного социально-гуманитарного университета. Мастер-классы, воркшопы и тренинги для учителей здесь проходят в стиле хай-тек. Футуристичные аудитории-трансформеры с современной начинкой: от цифровых микроскопов до серьезной соревновательной робототехники. А еще тематические модули "Как решать конфликты в школе", "Как работать с жалобами родителей", "Программирование", "Проектная работа со школьниками". Здесь учитель может познакомиться с самыми эффективными педагогическими новинками и методиками. Обсудить с коллегами наболевшие проблемы и острые школьные вопросы.

Сейчас таких центров уже десятки по стране. А всего к 2024 году их должно быть 340. При этом не менее 50% учителей должны быть вовлечены в национальную систему профессионального роста.

Земский учитель

В новом учебном году во всех регионах начинаются выплаты по программе "Земский учитель". Она позволит педагогам, которые решат приехать на работу в малые города и села, получить миллион рублей. А на Дальнем Востоке - 2 миллиона. Из федерального бюджета под это выделяется более 1,6 млрд рублей, и уже в сентябре участники программы начинают работать в своих новых школах. К примеру, в Калининградской области - 18 земских учителей, в том числе по математике, географии, информатике, биологии, химии, технологии, иностранным языкам. В сельские школы Дагестана в этом году работать отправились 140 земских учителей. В Кемеровской области для участия в программе отобрано 39 человек. В Томской области - 19 человек. В Курганской области - 23 учителя. Планируется, что за три года участие в программе "Земский учитель" примут более 4 тысяч учителей.


И снова о классном руководстве. Критерии для поручения обязанностей и кому могут отказать

В Областную организацию Профсоюза поступило несколько запросов, связанных с классным руководством. Членов Профсоюза интересовало следующее. Какими нормативными документами должен руководствоваться руководитель школы при назначении классного руководителя? Могут ли быть какие-то предпочтения, критерии? Вправе ли руководитель школы отказать педагогу в назначении классным руководителем?

Разъяснение дает юридическая служба Областной организации. Выполнение обязанностей по классному руководству осуществляется посредством установления данного условия в трудовом договоре. Если трудовой договор заключен, то это производится путем заключения между сторонами трудовых отношений дополнительного соглашения к трудовому договору. Деятельность по классному руководству возлагается на педагогического работника общеобразовательной организации с его письменного согласия приказом общеобразовательной организации. Кроме того, в данном дополнительном соглашении указывается размер доплаты за данную работу.

Критерии для поручения обязанностей классного руководителя следующие:

- занятие должности педагогического работника;

- письменное согласие работника.

Отказ в выполнении обязанностей классного руководителя (если желание их выполнять исходит от педагога) должен быть обоснованным и не связанным с межличностными отношениями между конкретным педагогом и руководителем образовательной организации. При этом для того, для того, чтобы отменить выполнение обязанностей классного руководителя в середине учебного года и поручить эти обязанности другому педагогу, необходимо наличие объективных оснований (т.е. основания не должны носить субъективный характер), которые свидетельствуют о ненадлежащем исполнении их педагогическим работником, который выполнял данные обязанности до настоящего времени. Для снятия неопределенности с этим вопросом Ростовская областная организация Профсоюза рекомендует закреплять соответствующие положения в коллективном договоре общеобразовательной организации.

Согласно п. 2.3 Приказа Минобрнауки России от 11.05.2016 N 536 "Об утверждении Особенностей режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и иных работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность" другая часть педагогической работы, определяемая с учётом должностных обязанностей, предусмотренных квалификационными характеристиками по должностям, занимаемым работниками, ведущими преподавательскую работу, а также дополнительных видов работ, непосредственно связанных с образовательной деятельностью, выполняемых с их письменного согласия за дополнительную оплату, регулируется трудовым договором (дополнительным соглашением к трудовому договору), где указывается:

- выполнение с письменного согласия дополнительных видов работ, непосредственно связанных с образовательной деятельностью, на условиях дополнительной оплаты (классное руководство; проверка письменных работ; заведование учебными кабинетами, лабораториями, мастерскими, учебно-опытными участками; руководство методическими объединениями; другие дополнительные виды работ с указанием в трудовом договоре их содержания, срока выполнения и размера оплаты).

1. педагогические работники могут осуществлять классное руководство с выплатой соответствующего денежного вознаграждения не более чем в двух классах. При этом деятельность педагогического работника по классному руководству и в одном, и во втором классе осуществляется только с его письменного согласияс установлением денежного вознаграждения в размере 5000 рублей за каждый из двух классов (п. 3 Письма);

2. выплата денежного вознаграждения за классное руководство в размере 5 000 рублей выплачивается дополнительно к выплате (доплате) за классное руководство, установленное по состоянию на 31 августа 2020 года из бюджета субъекта РФ, снижение размера которой не допускается. При этом рекомендуется установить порядок такой выплаты из бюджета субъекта РФ, который не должен зависеть от количества обучающихся в классе. Одновременно рекомендуется при этом не допускать ухудшения ранее установленных условий оплаты труда, снижения размеров индексации заработной платы, отмены либо уменьшения размеров надбавок, коэффициентов, стимулирующих выплат, установленных указанным категориям работников из региональных бюджетов (п. 5 Письма).

3. Согласно п. 6 Письма денежное вознаграждение за классное руководство является составной частью заработной платы педагогического работника, в связи с этим оно:

- выплачивается педагогическим работникам одновременно с выплатой заработной платы;

- учитывается при определении налоговой базы по налогу на доходы физических лиц, как и другие доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной форме;

- учитывается при определении отчислений по единому социальному налогу, страховым взносам на обязательное пенсионное страхование и страховым взносам по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

4. В соответствии с п. 7 Письма деятельность, по классному руководству возлагается на педагогического работника общеобразовательной организации с его письменного согласия приказом общеобразовательной организации. Осуществление педагогическими работникам классного руководства с выплатой денежного вознаграждения в размере 5000 рублей за каждый класс, а также с дополнительной выплатой (доплатой) из средств бюджета субъекта РФ относится к существенным условиям трудового договора педагогического работника. При надлежащем осуществлении классного руководства каких-либо изменений в трудовой договор без согласия педагогического работника не допускается.При регулировании вопросов, связанных с классным руководством, рекомендуется руководствоваться тем же порядком, что и при распределении учебной нагрузки на новый учебный год, закрепляя соответствующие положения в коллективном договоре общеобразовательной организации.Так, применительно к порядку, установленному при распределении учебной нагрузки на новый учебный год, в коллективном договоре могут быть предусмотрены следующие положения, связанные с осуществлением педагогическими работниками классного руководства в классах:

- недопущение в течение учебного года и в каникулярный период изменений размеров выплат педагогическим работникам за классное руководство или отмена классного руководства в конкретном классе по инициативе работодателя при надлежащем осуществлении классного руководства, за исключением случаев сокращения количества классов;

- преемственность осуществления классного руководства в классах на следующий учебный год;

- определение кандидатур педагогических работников, которые в следующем учебном году будут осуществлять классное руководство в классах одновременно с распределением учебной нагрузки по окончании учебного года с тем, чтобы каждый педагогический работник знал, в каком классе в новом учебном году он будет осуществлять классное руководство;

- временное замещение длительно отсутствующего по болезни и другим причинам педагогического работника, осуществляющего классное руководство, другим педагогическим работником с установлением ему соответствующих выплат за классное руководство пропорционально времени замещения;

- возможность отмены выплат за классное руководство за неисполнение или ненадлежащее исполнение педагогическим работником по его вине работы по классному руководству.

5. При недостаточном количестве педагогических работников или при отсутствии желания у отдельных из них осуществлять классное руководство на одного педагогического работника с его письменного согласия может быть возложено классное руководство в двух классах. Классное руководство может быть также возложено на одного педагогического работника в двух классах временно в связи с заменой длительно отсутствующего другого педагогического работника по болезни или другим причинам. В случае необходимости классное руководство может также осуществляться учителями из числа руководителей и других работников общеобразовательной организации, ведущих учебные занятия в данном классе (п. 8 Письма).

6. Периоды осенних, зимних, весенних и летних каникул, установленные для обучающихся общеобразовательных организаций, а также периоды отмены (приостановки) для обучающихся занятий по санитарно-эпидемиологическим, климатическим и другим основаниям, не совпадающие с ежегодными основными удлиненными оплачиваемыми и ежегодными дополнительными оплачиваемыми отпусками педагогических работников, являются для работников рабочим временем. За время работы в указанные периоды оплата труда педагогических работников производится из расчета заработной платы, установленной при тарификации, предшествующей началу каникул или периоду отмены (приостановки) для обучающихся занятий по указанным выше причинам с учетом денежного вознаграждения в размере 5000 рублей и других выплат за классное руководство.


Я, Куликова Татьяна Ивановна, вот уже 26-ой год работаю в школе. За эти годы прошла по многим ступеням работы с классным коллективом. Это годы моего становления как классного руководителя.

С чего начинается воспитание?

В соответствии с этим я, как классный руководитель представляю себе свою деятельность:

Я как наставник детей, стимулирующий их самопознание и самовоспитание, развитие в них качеств самоактуализирующейся личности, вооружаю их знаниями и умениями из области методики самовоспитания. Увлекаю их за собой свои собственным примером.

Я как носитель культуры своего народа, включаю детей в разнообразные виды деятельности: художественную, общественную, интеллектуально-познавательную, ценностно-ориентирующую, трудовую, физкультурную, игровую, деятельность свободного общения. И все с позиций ИСТИНЫ, ДОБРА, КРАСОТЫ. Этому способствует приобщение детей к истории своей страны и своей малой Родины, литературе, театру, музыке, живописи, путешествиям, физкультуре и спорту, играм, ремеслу. Я – как посредник между детьми и Культурой. Я – как носитель идеи борьбы с бездуховностью, с засильем псевдокультуры.

Я как организатор и участник коллективной творческой деятельности детей. Я раздаю поручения, и организую детское самоуправление, и провожу совместную личностно-ориентированную коллективную творческую деятельность.

Классный руководитель - это педагог, который вводит ребенка в мир культуры, общение, взаимоотношений, идущий рядом с ребенком, когда тот, входя в сложный мир, вынужден разрешать проблемы личной жизни, нуждаясь в помощи.

Полную информацию смотрите в файле.

Содержимое разработки

Сколько написано в мире статей

И сколько прочитано лекций умных

О том, как воспитывать нам детей,

Пытливых и добрых, смешных и шумных.

Советы несутся со всех сторон:

Пишут ученые, и писатели,

И методисты, и воспитатели.

Иные из кожи аж лезут вон.

Пишут о строгости и о такте,

Что благо, а что для учебы враг.

Твердят, что воспитывать надо так-то,

А вот по-иному нельзя никак!

Тысячи мнений простых и сложных,

Как разные курсы для корабля,

О том, что любить надо осторожно

И мудрости вдалбливать детям должно

С первых шагов, ну почти с нуля.

Я, Куликова Татьяна Ивановна, вот уже 26-ой год работаю в школе. За эти годы прошла по многим ступеням работы с классным коллективом. Это годы моего становления как классного руководителя.

С чего начинается воспитание?

В соответствии с этим я, как классный руководитель представляю себе свою деятельность:

Я как наставник детей, стимулирующий их самопознание и самовоспитание, развитие в них качеств самоактуализирующейся личности, вооружаю их знаниями и умениями из области методики самовоспитания. Увлекаю их за собой свои собственным примером.

Я как носитель культуры своего народа, включаю детей в разнообразные виды деятельности: художественную, общественную, интеллектуально-познавательную, ценностно-ориентирующую, трудовую, физкультурную, игровую, деятельность свободного общения. И все с позиций ИСТИНЫ, ДОБРА, КРАСОТЫ. Этому способствует приобщение детей к истории своей страны и своей малой Родины, литературе, театру, музыке, живописи, путешествиям, физкультуре и спорту, играм, ремеслу. Я – как посредник между детьми и Культурой. Я – как носитель идеи борьбы с бездуховностью, с засильем псевдокультуры.

Я как организатор и участник коллективной творческой деятельности детей. Я раздаю поручения, и организую детское самоуправление, и провожу совместную личностно-ориентированную коллективную творческую деятельность.

Классный руководитель - это педагог, который вводит ребенка в мир культуры, общение, взаимоотношений, идущий рядом с ребенком, когда тот, входя в сложный мир, вынужден разрешать проблемы личной жизни, нуждаясь в помощи.

Основная цель деятельности классного руководителя – содействие развитию личности, реализации ее творческих способностей через коллективную деятельность. Воспитательная система развития классного коллектива представляет собой способ организации жизни и воспитания членов классного сообщества с целью создания благоприятных условий для их развития.

Воспитание успешно, если оно системно.

Моя система воспитания начинается с того, что я сначала четко представляю себе, чего же я хочу добиться от детей на данном этапе вре­мени, какими я хочу увидеть их в конце года, что я могу изменить и чего ни в коем случае не должна делать. То есть я на основе анализа за про­шлый год, с учетом позитива и негатива в своей работе за прошедший пе­риод определяю воспитательные задачи.

К настоящему моменту познавательные и учебные мотивации детей сформированы. В целом, класс серьезно относится к учебной деятельности, с большим интересом изучает все предметы. В классе 1 отличник и 8 хорошистов. Большинство учащихся участвует в интеллектуальных состязаниях, проводимых в школе. Весь классный коллектив вовлечен во внешкольную интеллектуальную деятельность – занят дополнительным образованием.

Каждый, кто вкладывает душу в работу с классом, знает по опыту, что без сплоченного коллектива невозможно не только успешно решать педагогические задачи, но и просто совместно проживать все радости и горести, которые неизбежны в школьной жизни. Одним из средств сплочения коллектива в единое целое самоуправление. Командиром класса (КК) является Башкиров Сергей, а его заместителем – Матосян

Взаимодействие внутри класса происходит по следующей схеме:

В классе организована работа следующих секторов:

• КУЛЬТМАССОВЫЙ: организация перемен; помощь в подготовке и проведении классных вечеров, праздников, конкурсов; выпуск поздравительных и развлекательных газет; поздравление ветеранов;

Духовно-нравственные качества личности учащихся в классе на высоком уровне. Коллектив очень эмоциональный, ему присуще чувство сопереживания, доброжелательности. Волевые качества учащихся развиты. Дети умеют взаимодействовать и сотрудничать с педагогами и одноклассниками.

Дети очень активные, эрудированные, творчески настроенные при любом расположении духа, заинтересованные в получении знаний, хотя иногда и позволяют себе лениться.

Между тем, начав общаться с ребятами более тесно, я пришла к выводу, что каждый учащийся моего класса – это личность. Личности разные, иногда своеобразные, со своими интересами и внутренним миром, со своим принятием или неприятием всех моих начинаний, со своей позицией и взглядами на все, что происходит вокруг. И я поняла, что моя задача – сделать так, чтобы каждый из моих воспитанников состоялся как личность творческая, смело и свободно мыслящего человека, обладающего высокой культурой, широкими и глубокими, постоянно обновляющимися и развивающимися знаниями. Главной целью воспитательной работы в классе стало создание условий для саморазвития и самореализации личности каждого ребенка, его успешной социализации в обществе.

Исходя из данной цели, определились основные направления воспитательной работы:

Планируя воспитательную работу с классным коллективом, определила те направления воспитательной системы, руководствуясь которыми я строила свою работу с детьми. В своей воспитательной работе выделяю следующие направления:

Духовно-нравственное

Формы работы: классные часы, экскурсии, беседы, встречи с интересными людьми, конференции, конкурсы, концерты.

В классе проводится работа по приобщению детей к духовно-нравственным ценностям, традициям, формированию у них основных нравственных правил и идеалов, понятий добра и зла. Ежегодно класс участвует в мероприятиях “Строка, оборванная пулей”; является организатором ежегодного поэтического часа, посвящённого А.С. Пушкину Нет, я не Байрон…” (к юбилею М.Ю. Лермонтова),

Такие классные часы способствуют развитию у детей интереса к истории своей страны и малой родины.

Учащиеся принимают участие в различных конкурсах, концертах. Все мероприятия направлены на воспитание у детей отзывчивости, ответственности, милосердия.

Эколого-краеведческое

Формы работы: экскурсии, поездки, беседы, тематические классные часы, встречи с интересными людьми, конференции, конкурсы, поисковая работа; творческие дела, трудовые десанты.

Одним из важных направлений в моей работе считаю эколого-краеведческое направление. Проводится работа по воспитанию любви к малой Родине, формированию позиции: кто уничтожает природные ценности – тот безнравственный человек. Большое значение уделяю воспитанию у детей бережного отношения к природе. Ежегодно учащиеся принимают участие в различных акциях: “Птичья столовая”, “Помним о ветеранах” (благоустройство аллеи Победы)

Гражданско-патриотическое

Формы работы: экскурсии, беседы, классные часы, просмотр фильмов, встречи с интересными людьми, патриотические акции, военно-спортивные игры, конкурсы, торжественные линейки.

Работая в этом направлении, стараюсь воспитывать в детях любовь к Родине, к традициям и истории своей страны. Поэтому в классе проводятся уроки Мужества, приуроченные к знаменательным датам

Например, “Мы будем помнить”, “Строки, опалённые войной”, “Сталинградская битва”.

Ежегодно ребята участвуют в спортивно-конкурсной программе “А ну-ка, мальчики!” Прошли классные часы “Я гражданин и патриот своей страны”, “Мои права и обязанности” др. Все это формирует у учащихся устойчивые жизненные позиции, сознательное отношение к своему долгу перед защитниками Отечества, перед своей страной.

Художественно-эстетическое

Формы работы: посещение музеев, выставок, классные часы; конкурсы.

Физкультурно-оздоровительное

Формы работы: походы, спортивные мероприятия, уроки здоровья, соревнования, утренняя гимнастика, физкультминутки на уроках, работа спортивных кружков и секций.

Очень важная роль в нашем классе отводится укреплению здоровья учащихся и развитию физической силы и ловкости. Мой класс участвует во всех спортивных мероприятиях и соревнованиях, которые проводятся в школе. Ребята посещают спортивные кружки и секции, вместе с родителями организуем походы по родному краю. В классе есть свои спортсмены, которые регулярно принимают участие в районных мероприятиях – это…. Участие в спортивных мероприятиях помогает сплочению коллектива, осознанию своих возможностей, выработке терпения, настойчивости, достижения цели.



Для реализации сплочения класса использовались различные формы работы с учащимися.



Для меня как педагога, классного руководителя очень важно, какие взаимоотношения рождаются в процессе деятельности. Поэтому занимаюсь мониторингом воспитанности, анализирую и диагностирую межличностные отношения и по необходимости оказываю помощь сама и при­влекаю специалистов-психологов к этой работе.

Для изучения личности каждого моего воспитанника, я применяла целый ряд эмпирических методов, позволяющих получить информацию о личности школьников и уровня их знаний, эмоциональном состоянии, интересах, мотивах деятельности и т.д. Это наблюдение, беседа, опросники, анкеты, тесты. Основной формой индивидуальной работы с учащимися является психолого-педагогическая диагностика, с которой я начинаю работу в новом коллективе и пользуюсь её результатами в дальнейшем.

Эффективность воспитания ребенка сильно зависит от того, насколько тесно взаимодействуют школа и семья. В основе сотруднического взаимодействия семьи и классного руководителя должны лежать принципы взаимного доверия и уважения, поддержки и помощи, терпения и терпимости по отношению друг к другу.

Свою работу с пятым классом я начала с изучения семей учеников класса, составления социальной карты класса. В программе воспитательной работы с классом отдельное место отвожу работе с родителями – состав родительского комитета, план работы, протоколы заседаний, учет посещаемости родителями собраний.

Применяю разные педагогические приемы изучения семьи:



Эффективность воспитания детей в семье в значительной степени зависит от педагогической грамотности родителей, поэтому значительное место отводится психолого-педагогическому просвещению родителей. С этой целью проводятся занятия родительского открытые уроки для родителей, тематические собрания с привлечением психолога, медицинского работника, совместные родительские и ученические собрания с приглашением учителей–предметников.

Работа с родителями направлена на сотрудничество с семьей в интересах ребенка, формирование общих подходов к воспитанию, совместное изучение личности ребенка, организацию помощи в обучении и развитии обучающегося.

По моим наблюдениям, совместная деятельность классного руководителя и родителей становится более активной, благодаря использованию разнообразных форм работы.



Основной формой работы с родителями является проведение родительских собраний. Я столкнулась с проблемой привлечения родителей на собрания. О данной проблеме твердят почти все классные руководители, работающие в среднем звене. Со временем я выработала правила организации родительских собраний:

Правило первое. Тема родительского собрания всегда актуальна для родителей. Тема собрания обычно появляется сама собой.

Правило второе. Родительское собрание должно проводиться в удобное для родителей время. Для осуществления данного правила я провожу опрос перед мероприятием об удобном времени проведения.

Правило третье. План проведения родительского собрания должен быть им известен. Данное правила является психологически необходимым, так как пребывание в школе зачастую вызывает стресс.

Правило четвертое. Общение классного руководителя и родителей должно быть тактичным и выдержанным.

Правило пятое. Родительское собрание не должно навешивать ярлыков.

Правило шестое. Родительское собрание должно быть педагогически полезным и хорошо подготовленным. Я не могу позволить себе прийти на урок неподготовленной, так и родительское собрание должно быть ярким, эмоционально насыщенном, оно должно иметь позитивный отклик родителя.

Есть много способов привлечь родителей в школу, но, мне кажется, самый эффективный из них – это доброе отношение к детям и уважение их родителей.

Я часто представляю, какими будут мои дети - это будут САМОстоятельные и САМОдеятельные личности, понявшие свою САМОценность, которые достигли САМОопределения и САМОутверждения путем САМОразвития и САМОреализации.

Важно не упустить в воспитании детей стремление делать, добрые дела бескорыстно, не за вознаграждение, а лишь за самоудовольствие от­того, что твой труд принес пользу членам твоей семьи, твоей школе, твоему родному поселку, стране, всему миру.

Может, кто-то возразит, что с высокими идеалами сегодня не вы­жить, но я считаю, что без высоких идеалов станешь лишь потребителем. Чтобы стать личностью, надо помнить о нравственных традициях, сло­жившихся на Руси. Воспитание на Руси всегда было первичным, оно являло суть образования, а душа признавалась объектом педагогического влияния. Конечной целью воспитания было спасение души, так как гуманизм на генном уровне был заложен в русском народе.

Нет лёгких путей в воспитании, а трудности, разочарование, тяжелые минуты в нашей работе нужно пережить. Пережить! Не прочитать о таких минутах, а пережить самому! Пережить, перечувствовать, перестрадать – и вынести из этого горнила ту истинную любовь к детям, которую уже ничто не поколеблет. Иначе воспитатель пропал. Если он не любит детей, каждый урок для него, каждая встреча с ребёнком – мука.

Отыскивая золотые крупинки во всем историческом про­странстве жизни и, главное, в современности, надо помочь каждому ре­бенку обрести не только веру, но и уверенность в себе. Без этого, даже если он вырастет здоровым и сильным, он не будет соответствовать высокому назначению человека. Ведь именно это поколение должно стать той силой, которая построит новую процветающую Россию.

Воспитатель не может быть равнодушным человеком, ведь он общается не с предметом, а с настоящим чудом природы. И это чудо нужно вскормить теплотой своего сердца, богатством своей души. Чуткое сердце ребенка не приемлет лжи, любая неискренность будет обнаружена, и его внутренний мир закроется от допустившего ошибку воспитателя.

И надо помнить, что воспитание - это объективная реальность, которая была, есть и будет, пока существуют дети. Школа – самая удивительная лаборатория, потому что в ней создаётся будущее. И задача классного руководителя (а значит, и моя задача) – видеть себя в детях, жить жизнью детей, помогать им становиться взрослыми, и всегда помнить, что мир должен быть основан на любви, добре, милосердии, взаимопонимании.


-75%


Я, Куликова Татьяна Ивановна, вот уже 26-ой год работаю в школе. За эти годы прошла по многим ступеням работы с классным коллективом. Это годы моего становления как классного руководителя.

С чего начинается воспитание?

В соответствии с этим я, как классный руководитель представляю себе свою деятельность:

Я как наставник детей, стимулирующий их самопознание и самовоспитание, развитие в них качеств самоактуализирующейся личности, вооружаю их знаниями и умениями из области методики самовоспитания. Увлекаю их за собой свои собственным примером.

Я как носитель культуры своего народа, включаю детей в разнообразные виды деятельности: художественную, общественную, интеллектуально-познавательную, ценностно-ориентирующую, трудовую, физкультурную, игровую, деятельность свободного общения. И все с позиций ИСТИНЫ, ДОБРА, КРАСОТЫ. Этому способствует приобщение детей к истории своей страны и своей малой Родины, литературе, театру, музыке, живописи, путешествиям, физкультуре и спорту, играм, ремеслу. Я – как посредник между детьми и Культурой. Я – как носитель идеи борьбы с бездуховностью, с засильем псевдокультуры.

Я как организатор и участник коллективной творческой деятельности детей. Я раздаю поручения, и организую детское самоуправление, и провожу совместную личностно-ориентированную коллективную творческую деятельность.

Классный руководитель - это педагог, который вводит ребенка в мир культуры, общение, взаимоотношений, идущий рядом с ребенком, когда тот, входя в сложный мир, вынужден разрешать проблемы личной жизни, нуждаясь в помощи.

Полную информацию смотрите в файле.

Содержимое разработки

Сколько написано в мире статей

И сколько прочитано лекций умных

О том, как воспитывать нам детей,

Пытливых и добрых, смешных и шумных.

Советы несутся со всех сторон:

Пишут ученые, и писатели,

И методисты, и воспитатели.

Иные из кожи аж лезут вон.

Пишут о строгости и о такте,

Что благо, а что для учебы враг.

Твердят, что воспитывать надо так-то,

А вот по-иному нельзя никак!

Тысячи мнений простых и сложных,

Как разные курсы для корабля,

О том, что любить надо осторожно

И мудрости вдалбливать детям должно

С первых шагов, ну почти с нуля.

Я, Куликова Татьяна Ивановна, вот уже 26-ой год работаю в школе. За эти годы прошла по многим ступеням работы с классным коллективом. Это годы моего становления как классного руководителя.

С чего начинается воспитание?

В соответствии с этим я, как классный руководитель представляю себе свою деятельность:

Я как наставник детей, стимулирующий их самопознание и самовоспитание, развитие в них качеств самоактуализирующейся личности, вооружаю их знаниями и умениями из области методики самовоспитания. Увлекаю их за собой свои собственным примером.

Я как носитель культуры своего народа, включаю детей в разнообразные виды деятельности: художественную, общественную, интеллектуально-познавательную, ценностно-ориентирующую, трудовую, физкультурную, игровую, деятельность свободного общения. И все с позиций ИСТИНЫ, ДОБРА, КРАСОТЫ. Этому способствует приобщение детей к истории своей страны и своей малой Родины, литературе, театру, музыке, живописи, путешествиям, физкультуре и спорту, играм, ремеслу. Я – как посредник между детьми и Культурой. Я – как носитель идеи борьбы с бездуховностью, с засильем псевдокультуры.

Я как организатор и участник коллективной творческой деятельности детей. Я раздаю поручения, и организую детское самоуправление, и провожу совместную личностно-ориентированную коллективную творческую деятельность.

Классный руководитель - это педагог, который вводит ребенка в мир культуры, общение, взаимоотношений, идущий рядом с ребенком, когда тот, входя в сложный мир, вынужден разрешать проблемы личной жизни, нуждаясь в помощи.

Основная цель деятельности классного руководителя – содействие развитию личности, реализации ее творческих способностей через коллективную деятельность. Воспитательная система развития классного коллектива представляет собой способ организации жизни и воспитания членов классного сообщества с целью создания благоприятных условий для их развития.

Воспитание успешно, если оно системно.

Моя система воспитания начинается с того, что я сначала четко представляю себе, чего же я хочу добиться от детей на данном этапе вре­мени, какими я хочу увидеть их в конце года, что я могу изменить и чего ни в коем случае не должна делать. То есть я на основе анализа за про­шлый год, с учетом позитива и негатива в своей работе за прошедший пе­риод определяю воспитательные задачи.

К настоящему моменту познавательные и учебные мотивации детей сформированы. В целом, класс серьезно относится к учебной деятельности, с большим интересом изучает все предметы. В классе 1 отличник и 8 хорошистов. Большинство учащихся участвует в интеллектуальных состязаниях, проводимых в школе. Весь классный коллектив вовлечен во внешкольную интеллектуальную деятельность – занят дополнительным образованием.

Каждый, кто вкладывает душу в работу с классом, знает по опыту, что без сплоченного коллектива невозможно не только успешно решать педагогические задачи, но и просто совместно проживать все радости и горести, которые неизбежны в школьной жизни. Одним из средств сплочения коллектива в единое целое самоуправление. Командиром класса (КК) является Башкиров Сергей, а его заместителем – Матосян

Взаимодействие внутри класса происходит по следующей схеме:

В классе организована работа следующих секторов:

• КУЛЬТМАССОВЫЙ: организация перемен; помощь в подготовке и проведении классных вечеров, праздников, конкурсов; выпуск поздравительных и развлекательных газет; поздравление ветеранов;

Духовно-нравственные качества личности учащихся в классе на высоком уровне. Коллектив очень эмоциональный, ему присуще чувство сопереживания, доброжелательности. Волевые качества учащихся развиты. Дети умеют взаимодействовать и сотрудничать с педагогами и одноклассниками.

Дети очень активные, эрудированные, творчески настроенные при любом расположении духа, заинтересованные в получении знаний, хотя иногда и позволяют себе лениться.

Между тем, начав общаться с ребятами более тесно, я пришла к выводу, что каждый учащийся моего класса – это личность. Личности разные, иногда своеобразные, со своими интересами и внутренним миром, со своим принятием или неприятием всех моих начинаний, со своей позицией и взглядами на все, что происходит вокруг. И я поняла, что моя задача – сделать так, чтобы каждый из моих воспитанников состоялся как личность творческая, смело и свободно мыслящего человека, обладающего высокой культурой, широкими и глубокими, постоянно обновляющимися и развивающимися знаниями. Главной целью воспитательной работы в классе стало создание условий для саморазвития и самореализации личности каждого ребенка, его успешной социализации в обществе.

Исходя из данной цели, определились основные направления воспитательной работы:

Планируя воспитательную работу с классным коллективом, определила те направления воспитательной системы, руководствуясь которыми я строила свою работу с детьми. В своей воспитательной работе выделяю следующие направления:

Духовно-нравственное

Формы работы: классные часы, экскурсии, беседы, встречи с интересными людьми, конференции, конкурсы, концерты.

В классе проводится работа по приобщению детей к духовно-нравственным ценностям, традициям, формированию у них основных нравственных правил и идеалов, понятий добра и зла. Ежегодно класс участвует в мероприятиях “Строка, оборванная пулей”; является организатором ежегодного поэтического часа, посвящённого А.С. Пушкину Нет, я не Байрон…” (к юбилею М.Ю. Лермонтова),

Такие классные часы способствуют развитию у детей интереса к истории своей страны и малой родины.

Учащиеся принимают участие в различных конкурсах, концертах. Все мероприятия направлены на воспитание у детей отзывчивости, ответственности, милосердия.

Эколого-краеведческое

Формы работы: экскурсии, поездки, беседы, тематические классные часы, встречи с интересными людьми, конференции, конкурсы, поисковая работа; творческие дела, трудовые десанты.

Одним из важных направлений в моей работе считаю эколого-краеведческое направление. Проводится работа по воспитанию любви к малой Родине, формированию позиции: кто уничтожает природные ценности – тот безнравственный человек. Большое значение уделяю воспитанию у детей бережного отношения к природе. Ежегодно учащиеся принимают участие в различных акциях: “Птичья столовая”, “Помним о ветеранах” (благоустройство аллеи Победы)

Гражданско-патриотическое

Формы работы: экскурсии, беседы, классные часы, просмотр фильмов, встречи с интересными людьми, патриотические акции, военно-спортивные игры, конкурсы, торжественные линейки.

Работая в этом направлении, стараюсь воспитывать в детях любовь к Родине, к традициям и истории своей страны. Поэтому в классе проводятся уроки Мужества, приуроченные к знаменательным датам

Например, “Мы будем помнить”, “Строки, опалённые войной”, “Сталинградская битва”.

Ежегодно ребята участвуют в спортивно-конкурсной программе “А ну-ка, мальчики!” Прошли классные часы “Я гражданин и патриот своей страны”, “Мои права и обязанности” др. Все это формирует у учащихся устойчивые жизненные позиции, сознательное отношение к своему долгу перед защитниками Отечества, перед своей страной.

Художественно-эстетическое

Формы работы: посещение музеев, выставок, классные часы; конкурсы.

Физкультурно-оздоровительное

Формы работы: походы, спортивные мероприятия, уроки здоровья, соревнования, утренняя гимнастика, физкультминутки на уроках, работа спортивных кружков и секций.

Очень важная роль в нашем классе отводится укреплению здоровья учащихся и развитию физической силы и ловкости. Мой класс участвует во всех спортивных мероприятиях и соревнованиях, которые проводятся в школе. Ребята посещают спортивные кружки и секции, вместе с родителями организуем походы по родному краю. В классе есть свои спортсмены, которые регулярно принимают участие в районных мероприятиях – это…. Участие в спортивных мероприятиях помогает сплочению коллектива, осознанию своих возможностей, выработке терпения, настойчивости, достижения цели.



Для реализации сплочения класса использовались различные формы работы с учащимися.



Для меня как педагога, классного руководителя очень важно, какие взаимоотношения рождаются в процессе деятельности. Поэтому занимаюсь мониторингом воспитанности, анализирую и диагностирую межличностные отношения и по необходимости оказываю помощь сама и при­влекаю специалистов-психологов к этой работе.

Для изучения личности каждого моего воспитанника, я применяла целый ряд эмпирических методов, позволяющих получить информацию о личности школьников и уровня их знаний, эмоциональном состоянии, интересах, мотивах деятельности и т.д. Это наблюдение, беседа, опросники, анкеты, тесты. Основной формой индивидуальной работы с учащимися является психолого-педагогическая диагностика, с которой я начинаю работу в новом коллективе и пользуюсь её результатами в дальнейшем.

Эффективность воспитания ребенка сильно зависит от того, насколько тесно взаимодействуют школа и семья. В основе сотруднического взаимодействия семьи и классного руководителя должны лежать принципы взаимного доверия и уважения, поддержки и помощи, терпения и терпимости по отношению друг к другу.

Свою работу с пятым классом я начала с изучения семей учеников класса, составления социальной карты класса. В программе воспитательной работы с классом отдельное место отвожу работе с родителями – состав родительского комитета, план работы, протоколы заседаний, учет посещаемости родителями собраний.

Применяю разные педагогические приемы изучения семьи:



Эффективность воспитания детей в семье в значительной степени зависит от педагогической грамотности родителей, поэтому значительное место отводится психолого-педагогическому просвещению родителей. С этой целью проводятся занятия родительского открытые уроки для родителей, тематические собрания с привлечением психолога, медицинского работника, совместные родительские и ученические собрания с приглашением учителей–предметников.

Работа с родителями направлена на сотрудничество с семьей в интересах ребенка, формирование общих подходов к воспитанию, совместное изучение личности ребенка, организацию помощи в обучении и развитии обучающегося.

По моим наблюдениям, совместная деятельность классного руководителя и родителей становится более активной, благодаря использованию разнообразных форм работы.



Основной формой работы с родителями является проведение родительских собраний. Я столкнулась с проблемой привлечения родителей на собрания. О данной проблеме твердят почти все классные руководители, работающие в среднем звене. Со временем я выработала правила организации родительских собраний:

Правило первое. Тема родительского собрания всегда актуальна для родителей. Тема собрания обычно появляется сама собой.

Правило второе. Родительское собрание должно проводиться в удобное для родителей время. Для осуществления данного правила я провожу опрос перед мероприятием об удобном времени проведения.

Правило третье. План проведения родительского собрания должен быть им известен. Данное правила является психологически необходимым, так как пребывание в школе зачастую вызывает стресс.

Правило четвертое. Общение классного руководителя и родителей должно быть тактичным и выдержанным.

Правило пятое. Родительское собрание не должно навешивать ярлыков.

Правило шестое. Родительское собрание должно быть педагогически полезным и хорошо подготовленным. Я не могу позволить себе прийти на урок неподготовленной, так и родительское собрание должно быть ярким, эмоционально насыщенном, оно должно иметь позитивный отклик родителя.

Есть много способов привлечь родителей в школу, но, мне кажется, самый эффективный из них – это доброе отношение к детям и уважение их родителей.

Я часто представляю, какими будут мои дети - это будут САМОстоятельные и САМОдеятельные личности, понявшие свою САМОценность, которые достигли САМОопределения и САМОутверждения путем САМОразвития и САМОреализации.

Важно не упустить в воспитании детей стремление делать, добрые дела бескорыстно, не за вознаграждение, а лишь за самоудовольствие от­того, что твой труд принес пользу членам твоей семьи, твоей школе, твоему родному поселку, стране, всему миру.

Может, кто-то возразит, что с высокими идеалами сегодня не вы­жить, но я считаю, что без высоких идеалов станешь лишь потребителем. Чтобы стать личностью, надо помнить о нравственных традициях, сло­жившихся на Руси. Воспитание на Руси всегда было первичным, оно являло суть образования, а душа признавалась объектом педагогического влияния. Конечной целью воспитания было спасение души, так как гуманизм на генном уровне был заложен в русском народе.

Нет лёгких путей в воспитании, а трудности, разочарование, тяжелые минуты в нашей работе нужно пережить. Пережить! Не прочитать о таких минутах, а пережить самому! Пережить, перечувствовать, перестрадать – и вынести из этого горнила ту истинную любовь к детям, которую уже ничто не поколеблет. Иначе воспитатель пропал. Если он не любит детей, каждый урок для него, каждая встреча с ребёнком – мука.

Отыскивая золотые крупинки во всем историческом про­странстве жизни и, главное, в современности, надо помочь каждому ре­бенку обрести не только веру, но и уверенность в себе. Без этого, даже если он вырастет здоровым и сильным, он не будет соответствовать высокому назначению человека. Ведь именно это поколение должно стать той силой, которая построит новую процветающую Россию.

Воспитатель не может быть равнодушным человеком, ведь он общается не с предметом, а с настоящим чудом природы. И это чудо нужно вскормить теплотой своего сердца, богатством своей души. Чуткое сердце ребенка не приемлет лжи, любая неискренность будет обнаружена, и его внутренний мир закроется от допустившего ошибку воспитателя.

И надо помнить, что воспитание - это объективная реальность, которая была, есть и будет, пока существуют дети. Школа – самая удивительная лаборатория, потому что в ней создаётся будущее. И задача классного руководителя (а значит, и моя задача) – видеть себя в детях, жить жизнью детей, помогать им становиться взрослыми, и всегда помнить, что мир должен быть основан на любви, добре, милосердии, взаимопонимании.


-80%

Читайте также: