Классный час как научиться быть ответственными за свои поступки 9 класс

Обновлено: 30.06.2024

Ø создание условий, способствующих развитию взаимопонимания, сотрудничества семьи и школы.

ü построение системы непрерывного психолого-педагогического диалога с семьей о проблемах развития, обучения и воспитания личности ребенка;

ü организация эффективного сотрудничества с родителями (законными представителями);

ü повышение мотивации родителей учиться родительству,

ü содействие развитию навыков родительского самообразования, ключевых компетенций родителей;

ü повышение социально-педагогической, психологической, правовой культуры родителей;

ü пропаганда позитивных образов семьи, отца, матери, родного дома,

ü содействие воспитанию истинных граждан своей страны, настоящих тружеников, ответственных членов семьи.

Почистить зубы без помощи родителя — самостоятельность. Вспомнить об этом без напоминаний и честно почистить (а не имитировать чистку) — ответственность. Важно понимать, что

одно с другим не приходит одновременно. Не зря иногда можно услышать про ребёнка: может, но не хочет.

Самостоятельность развивается раньше, а ответственность формируется на её основе. Уже дошкольник может проявлять самостоятельность: сам одеваться, убирать игрушки. Формирование ответственности — одно из центральных приобретений подросткового возраста.

Также важно помнить, что самостоятельность развивать проще, чем ответственность. Она опирается на набор навыков, которые приобретает и развивает ребёнок. Ответственность — более сложная материя. Готовность и способность принимать решения, выполнять обещания, прогнозировать последствия, анализировать опыт и не повторять ошибок — сложные задачи, с которыми далеко не каждый взрослый справляется успешно.

Почему важно разделять самостоятельность и ответственность и не путать их

То, что ребёнок умеет делать уборку, знает, как ухаживать за животным, может приготовить себе еду, сделать уроки, дойти до школы, работать на компьютере, ещё не значит, что он сделает уроки вовремя, будет убираться каждое воскресенье, гулять с животным, приготовит себе завтрак сам. Может — не значит должен.

Без шишек не обойтись. Прежде чем возмущаться по поводу очередной неуспешной попытки ребёнка сделать что-то самостоятельно, вспомните себя, вспомните, сколько раз вы сами ошибались, становясь самостоятельными. Не придуман до сих пор такой волшебный способ научиться чему-то без непосредственной практики. А где практика, там и первые ошибки — опыт, который служит фундаментом для будущих умений.

Если вы решили сделать ребёнка чуточку самостоятельнее, будьте готовы выделить некоторое время на наработку этого. Хотя это может привнести дискомфорт — уроки не сделаны, в школу опоздал, комната не убрана.

Правила для воспитания ответственности

1. Ответственность должна быть по силам ребёнка

2. Поддержка, а не критика

берут, несут, принимают, ребёнок тоже это ощущает. Радости это ему доставляет мало, а порция критики ему вряд ли поможет.

3. Личный пример

Чтобы научить ребёнка выполнять договоренности, держать слово, отвечать за свои поступки, любому взрослому нужно соответствовать требованиям, предъявляемым сыну или дочери. В противном случае дети видят двойные стандарты, когда мама регулярно опаздывает к окончанию занятий, но ребёнка за задержку строго отчитывает.

Одна из самых непростых задач, которая неизбежно ложится на плечи родителей, — способность меняться вместе с ребёнком. Он растёт, говорит и думает по-другому каждый год, он меняется. И родитель тоже. И в этой постоянной динамике важно успеть уловить тот момент, когда ребёнок хочет и может начать что-то делать сам, способен принять на себя ответственность.

4. Дайте свободу выбора

5.Разрешите ребенку делать ошибки

6.Доверяйте делать покупки

У подростков может быть свое видение некоторых вещей или отношение к событиям. Поощряйте его высказывать свои мысли, даже если они расходятся с вашими. Что ты думаешь о наших новых соседях? Тебе нравится новая прическа Кати? Ты слышал про тот случай? Как думаешь, что там случилось на самом деле? Поощряйте ребенка высказывать свое мнение, а если с ним не согласны, то дискутируйте, как со взрослым человеком, без насмешек.

Не факт, что на начальном этапе новых взаимоотношений ваш ребенок тут же начнет проявлять самостоятельность и

инициативу. Но если вы не будет отступать от намеченных действий ежедневно, и при этом будете доброжелательны (в конце концов, это вы его таким воспитали), то такое отношение постепенно войдет в привычку. Со временем подросток научится сам принимать решения и станет более ответственным.

Задачи:

- Помочь учащимся понять, почему так важно уметь отвечать за свои поступки.

- Содействовать формированию у детей умений анализировать свои поступки и черты характера, прогнозировать последствия своих действий.

- Способствовать развитию у школьников чувства ответственности

Содержимое разработки

Классный час

Тема: Поступок и ответственность

- Помочь учащимся понять, почему так важно уметь отвечать за свои поступки.

- Содействовать формированию у детей умений анализировать свои поступки и черты характера, прогнозировать последствия своих действий.

- Способствовать развитию у школьников чувства ответственности.

- Убедить учеников в том, что человек, умеющий отвечать за свои поступки, достоин уважения.

- Воспитывать стремление совершать добрые дела и красивые поступки.

- Способствовать развитию мышления, внимания, речи, культуры диалога.

Ход классного часа

- Здравствуйте, ребята! Я снова рада видеть вас. Мне приятно, что вы добром расположении духа. Возьмитесь за руки, почувствуйте теплоту рук друг друга, улыбнитесь друг другу.

Небо ясное над нами,

Твердь земная под ногами,

Мир дороги открывает,

Солнце свет нам посылает,

Солнце поднимается,

Сердце открывается,

Согревается земля,

С ней и я!

- У меня хорошее настроение, которое хочу передать вам. Я жду от нашей встречи только хорошее.

-Ребята, вы слышали когда-нибудь это произведение? Если слышали, то где, кто вам его читал? Оно понравилось вам?

- Как вы оцениваете действие главного героя? Какой он?

-Как можно назвать одним словом, что совершил парень?

- Как вы думаете, о чём бы я хотела с вами поговорить?

- Сегодня, я бы хотела поговорить с вами о поступках и ответственности людей, которые совершают их.

- Прежде чем мы найдём ответ на этот вопрос, я бы хотела у вас спросить, как вы понимаете слово поступок? Что это такое?

( Поступок -это совершенное кем-нибудь действие с определённой целью, намерениями и последствиями; - решительное активное действие в сложных обстоятельствах)

- А вы совершали когда-нибудь поступки? Расскажите о них.

Учитель по ходу беседы на доску вывешивает таблички с надписями хороших поступков.

- Посмотрите, ребята, сколько хороших дел мы делаем и можем делать каждый день.

- Спасибо. Молодцы. Мы поговорили о поступках, которые несут в себе всё больше положительное действие, которые несут в себе добро.

- А какие ещё бывают поступки?

Давайте ещё раз обратимся к словарю и посмотрим, как можно назвать плохие поступки.

(Проступок – это поступок, нарушающий правила поведения, провинность)

- А вы совершали такие проступки?

- Приведите примеры проступков.

- По каким признакам можно определить поступок хороший или нет? (Хороший поступок добрый, приносит пользу людям. Проступок приносит неприятности, горе и огорчение людям)

- Каждый человек совершает разные поступки. За хорошие нас благодарят и любят, а что мы получаем за плохие поступки?

- Для чего вас ругают и наказывают? (Нас наказывают, ругают

Чтобы мы не совершали впредь таких поступков)

- Правильно, за плохие поступки нам приходится отвечать, то есть нести ответственность!

- Как вы понимаете, что такое ответственность?

- Ответственность – это умение осознавать, что ты делаешь и как ты делаешь, что будет после твоего действия.

- Ребята, о каком поступке говорится в этом произведении?

- Почему? Ведь ребята ничего не делали? (Ничего не делать, когда кому-то плохо это тоже плохой поступок).

В ситуации бездействия человек несёт ответственность не меньше, чем при совершении плохих поступков.

- Всегда ли поступки и ответственность ходят рядом?

Ответ на этот вопрос люди нашли давно.

Ваша задача, найти части пословиц и составить целое предложение. Подумайте над смыслом этих пословиц.

Заварил кашу – расхлёбывай.

На добрый привет – добрый ответ.

Семь раз отмерь – один раз отрежь.

- Давайте вместе составим правила ответственности и помогут нам наши пословицы.

За свои поступки надо отвечать.

За добрые поступки добром отплатят

Прежде чем совершить поступок, подумай!

Закончить классный час я хочу словами Валентины Осеевой, обращёнными к вам, к детям:

Цель: способствовать формированию у детей положительных черт характера, чувства ответственности за свои поступки.

Оборудование: анкета, ситуации для обсуждения, материал для оформления коллажа.

Форма проведения: дискуссионный клуб.

Цель: способствовать формированию у детей положительных черт характера, чувства ответственности за свои поступки.

Оборудование: анкета, ситуации для обсуждения, материал для оформления коллажа.

Форма проведения: дискуссионный клуб.

-Как вы понимаете смысл пословицы?

-Как же избежать ошибок в жизни?

-Что хуже бездействие или ошибка?

-Какие в жизни могут быть ошибки? (Поправимые и непоправимые).

- Назовите примеры из жизни поправимых ошибок. (Двойка по самостоятельной работе, опоздал в музыкальную школу, разбил стакан, потерял кошелек и т. д.)

-Что можно отнести к непоправимым ошибкам? Почему?

(Потеря здоровья, смерть и т. д.)

- О какой ошибке вам труднее будет вспоминать и говорить? Почему?

1. Добрый человек - это тот, который

2. Злой человек - это тот, который

3. Честный человек - это тот, который

4. Правдивый человек - это тот, который

5. Жестокий человек - это тот, который

6. Грубый человек - это тот, который

7. Подлый человек - это тот, который

8. Преступник - это тот, который

9. Вежливый человек - это тот, который

10. Эгоист - это тот, который

Б). Из приведенных ниже слов выберите те слова, которые лучше всего характеризуют вас. Добрый, красивый, умный, симпатичный, открытый, добросердечный, мягкий, податливый, грубый, злой, жестокий, уравновешенный, непоседливый, тихий, крикливый, неугомонный, жадный, скрытный, ласковый, любознательный, любопытный, откровенный, правдивый, требовательный, агрессивный эгоистичный, безответственный.

Анкетирование учащихсяСчитаешь ли ты себя культурным человеком? Если да, то отметь в этом списке те действия, которые ты считаешь приличными, знаком "+", те действия, которые ты считаешь неприличными, знаком " - "

1) громко кричать;

3) перебивать в разговоре другого человека;

4) списывать из чужой тетради во время контрольной;

5) задавать неуместные вопросы;

12) навязываться в друзья;

13) проявлять подлость;

14) заниматься вымогательством;

15) не обращать внимания, если над кем-то издеваются;

16) молчать, если кто-то совершил подлость или преступление;

17) приставать к людям с расспросами, проявлять неуместное любопытство;

18) завидовать кому-то;

19) жаловаться на кого бы то ни было;

20) быть равнодушным к чужой беде.

Ситуации для дискуссии:Ситуация 1

На остановке стоит семья. Подъезжает автобус, родители спешат подойти поближе к транспорту. В это время подходит старушка и спрашивает, как ей попасть на какую-то улицу. Сын начинает объяснять. Родители нетерпеливо его зовут, он продолжает объяснять. В это время автобус уходит, и родители начинают вдвоем ругать своего сына.

Ребенок приводит в дом своих друзей, но родители бесцеремонно выставляют их за дверь. Когда ребенок начинает выяснять, почему они это сделали, родители заявляют, что в дом нужно приводить только тех детей, которых они считают ему ровней для дружбы.

Ребенок замечен во многих неблаговидных поступках. Об этом родителям говорят и взрослые, и дети. Родители отвергают все обвинения в адрес своего ребенка. Когда удается доказать правдивость всех фактов, родители начинают обвинять школу, учителей, друзей ребенка.

Подведение итогов:Итак, можно сделать вывод:

-ошибки бывают полезны, если вы на них учитесь;

-вы должны сами отвечать за свои ошибки;

- вы всегда можете пробовать, главное - действовать;

-у вас всегда есть выход из ситуации;

- у вас есть выбор.

Посмотрите также:

Наверх Бесплатные презентации по различным предметам, 2016—2019
Все права на материалы, находящиеся на сайте, принадлежат их авторам. Все презентации были собраны из открытых источников.

Как научиться быть ответственным за свои поступки?, слайд 1

* «Этика - это безгранично расширенная ответственность по отношению ко всему живущему." А. Швейцер * "Резкость, грубость, неотесанность - это пороки, от которых иной раз не свободны даже умные люди." Ж. Пабрюйер

Слайд 2

Как научиться быть ответственным за свои поступки?, слайд 2

Слайд 3

Как научиться быть ответственным за свои поступки?, слайд 3

Повестка:
Выступление педагога-психолога Решетниковой Елены Викторовны. 2. О подготовке к промежуточной аттестации 3. Наши проблемы. 4. Разное.

Слайд 4

Как научиться быть ответственным за свои поступки?, слайд 4

Слайд 5

Как научиться быть ответственным за свои поступки?, слайд 5

Если наши дети, взрослея:
Стремятся к независимости Не слушаются взрослых Начинаются проблемы с учёбой Внезапно меняется настроение: от безоблачно-весёлого до грустного и даже агрессивного Дети чувствуют усталость, появляется потребность в дневном сне Предпочитают Вашему обществу общение с друзьями Спорят, отвергают Ваши советы Появляются секреты, тайны от родителей Экспериментируют с внешностью (тату, пирсинг, экстравагантность в одежде и причёске)

Слайд 6

Как научиться быть ответственным за свои поступки?, слайд 6

Слайд 7

Как научиться быть ответственным за свои поступки?, слайд 7

Успешность периода взросления
Рождается в семье младенец – вся семья рядом: счастливые мать и отец, бабушки и дедушки, родственники и друзья. И всё внимание – ЕМУ, дорогому, любимому существу.

Слайд 8

Как научиться быть ответственным за свои поступки?, слайд 8

Когда рождается личность
Часто рядом не бывает НИКОГО… У нас, взрослых, свои проблемы, заботы, трудности… Нам некогда, спешим, работаем, устаём… И внезапно понимаем, что потеряли взаимопонимание с собственным ребенком.

Слайд 9

Как научиться быть ответственным за свои поступки?, слайд 9

Слайд 10

Как научиться быть ответственным за свои поступки?, слайд 10

Возрастные особенности подросткового периода.
Ведущая деятельность – общение со сверстниками и участие в социально одобряемой деятельности. Учебная деятельность уходит на второй план.

Слайд 11

Как научиться быть ответственным за свои поступки?, слайд 11

Слайд 12

Как научиться быть ответственным за свои поступки?, слайд 12

Слайд 13

Как научиться быть ответственным за свои поступки?, слайд 13

Мотивация и ценности
Возникает мотивационный кризис: Учёба отступает на второй план и становится одной из житейских обязанностей. С другой стороны, для подростка характерны стремление к самовыражению, самореализации, самовоспитанию. Если подростку скучно и тоскливо, если он ничем не интересуется, кроме игр в Интернете – это признак неблагополучного прохождения данного возрастного периода.

Слайд 14

Как научиться быть ответственным за свои поступки?, слайд 14

Слайд 15

Как научиться быть ответственным за свои поступки?, слайд 15

Как подросток решает свои проблемы
Конструктивные способы: - Достижение цели собственными силами, обращение за помощью к другим, юмор, самовоспитание.

Слайд 16

Как научиться быть ответственным за свои поступки?, слайд 16

Поведение подростка:
Стремление к независимости. Образование подростковых групп с определённым стилем поведения, системой взаимоотношений, со своим лидером. Появление хобби. Первая любовь, сексуальное влечение. Оппозиционное, протестное поведение, Реакция компенсации – стремление восполнить свою несостоятельность успехами в другой области (плохие оценки по математике, но зато выигрывает в спортивных соревнованиях). Реакция гиперкомпенсации – стремление добиться успеха в той области, где подросток чувствует себя несостоятельным (стеснительный – активно участвует в конкурсах, физически слабый – стремится в спортивную секцию).

Слайд 17

Как научиться быть ответственным за свои поступки?, слайд 17

Как подросток решает свои проблемы
Деструктивные способы: Психологическая защита: уход от проблемы, уход в себя, эмоциональные срывы, агрессия, бродяжничество, противоправное поведение.

Слайд 18

Как научиться быть ответственным за свои поступки?, слайд 18

Причины противоправного поведения
Авторитарный или попустительский стиль семейного воспитания. Физическая или психологическая жестокость в семье, культ силы, жестокие компьютерные игры Недостаточное положительное влияние отца. Конфликты между родителями. Острая психологическая травма (смерть, насилие, развод, болезнь близких). Противоречивые требования к ребёнку, несогласованность требований со стороны родителей (лебедь, щука и рак). Потворствование ребёнку в исполнении желаний, избалованность. Алкоголизм, наркомания, криминальная или маргинальная семья.

Слайд 19

Как научиться быть ответственным за свои поступки?, слайд 19

Деформации личности подростка
Акцентуации характера Неврозы Недостаточный самоконтроль Неразвитость высших чувств (ответственность, совесть, привязанность, чувство долга) психопатология

Слайд 20

Как научиться быть ответственным за свои поступки?, слайд 20

Слайд 21

Как научиться быть ответственным за свои поступки?, слайд 21

Слайд 22

Как научиться быть ответственным за свои поступки?, слайд 22

Слайд 23

Как научиться быть ответственным за свои поступки?, слайд 23

Как наладить общение с подростком
Битьё, крики и ругань НЕ решат проблем с поведением и учёбой. Всё это обучает наших детей действовать точно так же, они подражают поведению взрослых. Правила, ограничения и запреты обязательно должны быть в жизни ребёнка. Правил, ограничений и запретов не должно быть много и они должны быть гибкими.

Слайд 24

Как научиться быть ответственным за свои поступки?, слайд 24

Правила бесконфликтной дисциплины
Зелёная зона поведения: Здесь то, что разрешается делать подростку по его собственному усмотрению и желанию (с кем дружить, когда садиться за уроки, в какие игры играть, в какой кружок записаться…)

Слайд 25

Как научиться быть ответственным за свои поступки?, слайд 25

Правила бесконфликтной дисциплины
Желтая зона поведения: Это действия ребёнка в рамках относительной свободы, то, что он может решать сам, при условии выполнения определённых правил и границ (где гулять, когда ложиться спать…)

Слайд 26

Как научиться быть ответственным за свои поступки?, слайд 26

Правила бесконфликтной дисциплины
Оранжевая зона поведения: Это действия ребёнка, которые, НЕ приветствуются, но допускаются в силу определённых обстоятельств (не спать во время встречи Нового года, агрессивное поведение при самозащите…)

Слайд 27

Как научиться быть ответственным за свои поступки?, слайд 27

Слайд 28

Как научиться быть ответственным за свои поступки?, слайд 28

Правила бесконфликтной дисциплины
* Родительские требования не должны вступать в противоречие с важнейшими потребностями ребёнка(например, немотивированное ограничение контакта со сверстниками идёт вразрез с ведущей деятельностью этого периода и приводит к реакции протеста) * Правила, ограничения и запреты должны быть согласованы между взрослыми. * Тон, которым провозглашается запрет, должен быть скорее дружественно-разъяснительнвым, чем повелительным * Наказывать ребёнка лучше, лишая его хорошего, чем делая ему плохое (запрет на компьютерные игры, отмена праздника, поездки, просмотра телевизора…)

Слайд 29

Как научиться быть ответственным за свои поступки?, слайд 29

Слайд 30

Как научиться быть ответственным за свои поступки?, слайд 30

Слайд 31

Как научиться быть ответственным за свои поступки?, слайд 31

ПОСТУПОК И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
Если Вы хотите видеть своего ребёнка стройным и спортивным – начинайте с совместного активного отдыха.

Слайд 32

Как научиться быть ответственным за свои поступки?, слайд 32

ПОСТУПОК И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
По причине того, что в подростковом возрасте личность незрелая, коммуникативные навыки ещё формируются, наши дети любопытны и склонны к риску, то их поступки отличаются импульсивностью и необдуманностью. Если развитие личности идёт с нарушениями, подкрепляется семейными неурядицами и конфликтами - это может привести к противоправному поведению (воровство, драки, наркотики). У таких детей недостаточно сформирована способность устанавливать причинно-следственные связи между событиями, контролировать своё поведение. Тогда необходима помощь специалиста.

Слайд 33

Как научиться быть ответственным за свои поступки?, слайд 33

Семья, семейные ценности, традиции, способы общения между членами семьи накладывают свой отпечаток на растущую личность. Любовь, забота, уважение, взаимопомощь, сочувствие, безопасность – вот основа, опираясь на которую наши дети благополучно взрослеют.

Читайте также: