Предоставляют ли практику в колледже морском

Обновлено: 02.07.2024

Алексей Павлюк, курсант 5-го курса, факультет судовой энергетики:

Моя практика прошла на высшем уровне. Экипаж на судне очень ответственный, сразу видно, что мастера своего дела. Когда у меня возникали вопросы, всегда доброжелательно и отзывчиво отвечали, касались ли они электромеханики, или просто, когда интересовался для себя. Пытались, что называется, разложить все по полочкам. Взаимодействие с экипажем было очень хорошим. У меня был куратор – электромеханик, который давал мне задания, исходя из моих навыков. Поначалу они были самые простые – например, чистка и замена контактов, в дальнейшем – измерения специальным оборудованием, замена подшипников в электродвигателях, обеспечение изоляции электромоторов, замена аккумуляторных батарей, которых на судне немало. Постепенно на мои плечи был возложен целый ряд интересных задач. Так как судно ледового класса, то на нем имеется достаточно много систем обогрева, требующих надлежащего обслуживания. Эксплуатационные условия работы газовоза таковы, что периодически в места расположения электрооборудования попадает морская вода, снег и дождь, и своевременно необходимо найти эти места и устранить влагу.

Узнал много новых контрольно-измерительных приборов. Допустим, измеритель вибрации подшипников электродвигателей. Это специальный высокоточный прибор, который на экране выводит всю необходимую информацию. А раньше это была банальная отвертка, приложенная к уху электромеханика. Также я узнал о работе электронного гигрометра – прибора для измерения влажности.

С развитием электродвижения специалисты-электромеханики на флоте становятся очень востребованы. Раньше мне не приходилось сталкиваться с винторулевыми колонками – азиподами, а теперь работа электромеханика непосредственно с ними связана, а это достаточно сложный и ответственный процесс, который необходимо хорошо понимать, чтобы избежать возможных негативных последствий. Мы работаем с электрическим током, который невидим. А любое соприкосновение с электричеством, как известно, может быть губительно. Поэтому электромеханик должен обладать большим багажом знаний и массой профессиональных навыков.

Условия жизни на судне были отличные. Самое главное, был очень хороший повар! Два спортзала: один для фитнеса, другой – силовой. Всем экипажем дружно занимались физкультурой. Постоянно устраивали соревнования по настольному теннису между машинной и палубной командами. Конечно, мы, механики, всегда проигрывали, так как у нас времени мало было тренироваться (смеется. – Прим. ред.). Районом плавания был Север – а это очень самобытный регион, это арктические льды, моржи и белые медведи. Когда я впервые открыл иллюминатор и увидел белого медведя, был сильно впечатлен! Это так интересно, ты видишь, как животные плавают в воде, слышишь, что они издают звуки – общаются между собой. Редко кому доводится увидеть такое. Единственный минус – ветра и постоянные холода. С непривычки первое время трудно спать, когда танкер идет сквозь льды – судно постоянно вибрирует. После вахты хочешь отдохнуть, но от вибрации не убежишь, надо с этим жить. Очень большая ответственность во льдах возлагается на судоводителей. Запомнилась команда капитана, когда судно встало во льдах. Его было слышно в машинном отделении! Ничего опасного не было – судно сдает назад. Но с механической точки зрения у нас падало давление в системе охлаждения главных двигателей – постоянно продували кингстоны, забивались битым льдом, и второй механик безвылазно сидел в ЦПУ, переключая клапаны. Я понял, что если бы у него были волосы, то они бы в этот момент стояли дыбом.

Главное, чему я научился, – профессионально перебирать механическое оборудование. Это когда разобрал, перебрал, собрал, и не осталось запчастей. Раньше бывало, что и гайки оставались. А еще научился грамотному поэтапному выполнению работ – например, особенностям эксплуатации котлов, их запуску и остановке, водоподготовке, проведению химического анализа воды. Без грязной работы тоже не обходилось: обслуживание станции обработки сточных вод – весьма интересная задача. Знаете, для механика очень приятно, когда ты что-то собрал, и это работает. Моя профессия – это моя самореализация.

Ильяс Мехдиев, курсант 5-го курса, факультет навигации и связи:

Было непривычно видеть ремонт судна: это стрессовое состояние для экипажа. Но зато я воочию увидел весь наш пароход (как зачастую танкер называют моряки. – Прим. ред.), все его системы и механизмы. Посмотрел, как работают судовые механизмы, обратил внимание и на отношение людей к работе. Рядом с нами стоял фактически наш систершип (судно такого же проекта. – Прим. ред.). По истечении месяца ему сделали отвратительный, на мой взгляд, ремонт – покрасили до ватерлинии. Видимо, у того судовладельца не было средств на большее. Можно было сравнить их пароход после ремонта и наш до ремонта – вид был похожий. Наш выглядел так, как будто только что сошел со стапелей верфи.

Мою практику курировал старший помощник капитана, рассказывал и показывал судовые системы и механизмы. Приятно, что в рейсе пригодились мои знания английского, общался с суперинтендантами, участвовал в грузовых операциях. Вот только на швартовки не пускали – по СМСу (система управления безопасностью) не положено. Регулярно находился на мостике, ставил точки на навигационных картах, общался с лоцманами, функционировал как экстра-третий помощник капитана. Старпом обучал грузовым операциям, второй помощник ГМССБ, passage plan, различным навигационным моментам, третий помощник показывал, как готовить и оформлять документацию, делать ежемесячные обходы.

Из практики я извлек несколько полезных вещей. Во-первых, понял, что труд моряка – это тяжелая работа. На танкерах работать сложнее, чем на сухогрузах, на погрузку-выгрузку дается всего 20 часов, а за это время надо еще принять бункер, провизию, пройти инспекцию. Очень много работы с документацией, отдельная история – подготовка к веттингу. Готовиться очень тяжело, зато какое облегчение у всей команды, когда он проходит, и экипаж получает всего одно-два незначительных замечания, словами не передать! Во-вторых, я убедился, что мне безумно нравится эта профессия, что очень хочу работать в ней, расти профессионально, и я увидел, что команда также заинтересована во мне как в специалисте.

Анатолий Лебедев, доцент кафедры электродвижения и автоматики судов, к.т.н., куратор группы целевой подготовки СКФ:

Пять советов старших курсантов будущим морякам

1. Главное – стремиться к своей цели.

2. Курсантам-судоводителям серьезно относиться к изучению английского языка, навигации и астрономии. Это три ключевых предмета, которые позволят определяться в море и свободно общаться с другими.

3. Уделять внимание саморазвитию, расширять полученные в академии знания, читать дополнительную литературу.

За последние годы сложился такой стереотип — учебные заведения сильно оторвались от реальных предприятий и компаний, кадры для которых они готовят. Работодатели не понимают, почему выпускники приходят с почти нулевым представлением о реальных аспектах своей профессии. Преподаватели сокрушаются по поводу нежелания компаний брать учащихся на практику. В общем, сплошное непонимание.


— Давайте начнем с общего для всех учебных заведений вопроса. У нас система образования непрерывно реформируется, вводятся новые образовательные стандарты. Как это все отражается на вас? Можете вкратце рассказать, что было, что стало, с чем приходится сталкиваться?

— Образовательные стандарты действительно периодически меняются, причем быстрее, чем нам бы хотелось. Мы не успеваем за ними поспевать, потому что постоянно нужно проводить соответствующий апгрейд этих стандартов, вносить какие-то изменения, добавлять свои темы. Этот процесс никогда не останавливается.

Предыдущий образовательный стандарт вышел два года назад, мы сегодня перешли на него уже практически полностью, даже аккредитацию получили в этом году. И тем не менее ждем в сентябре обновление — будем работать над новыми рабочими программами.

Но это еще полбеды. Куда серьезнее то, что сегодня у нас образовательные стандарты входят в противоречия с профессиональными стандартами. Так что, видимо, им еще предстоит трансформироваться, для того чтобы полностью быть адаптированными под профстандарт.

— В чем вы видите главный зазор между образовательным и профстандартом?


— У нас с этим вопросом попроще, чем во многих других учебных заведениях. Мы готовим курсантов по международной конвенции, и, для того чтобы получить рабочий диплом, выпускник должен еще за время учебы набрать определенный плавательный ценз. Для судоводителей или судомехаников — это 12 месяцев, для матросов — поменьше, 6 месяцев. Но без такой практики он просто не получит рабочий диплом. А практика, в свою очередь, обеспечит ему ту квалификацию, с которой он может работать на судне — не важно, российском или иностранном.

— А на каких курсах начинается практика и где она проходит?

— Практика у нас начинается со второго курса. У нас есть так называемая береговая практика, она же — производственная, проходит на судостроительных заводах, на судоремонтных заводах, в компаниях, которые занимаются оборудованием судов. А с третьего курса идет уже плавательская практика. Сегодня мы имеем возможность отправлять туда ребят на своем учебном судне "Юный Балтиец". Там они получают первичную практику матроса и моториста, после чего уже могут занимать штатные должности на судах.

— Сколько лет уже "Юный Балтиец" полностью в вашем распоряжении находится?


— Мы сажаем на борт всех наших курсантов, которые имеют допуск к работе в море. В каждом рейсе на "Балтийце" выходят в море по 35 курсантов, так что за навигацию в итоге проходит практику больше ста человек. Экипаж при этом состоит из 15 человек.

— Штатный экипаж пришел к вам вместе с судном?

— Нет, он уже менялся неоднократно. Костяк мы стараемся сейчас стабилизировать, чтобы экипаж был более-менее постоянный. Но, тем не менее, капитан, например, новый. Предыдущий сейчас у нас работает в учебно-тренажерном центре, он в статусе подменного капитана. Мы создаем мобильную систему, мало ли что бывает!

— Помимо "Юного Балтийца", на каких еще судах курсанты проходят практику?


— Вы знаете, если раньше все это основывалось на личных связях, то сегодня ситуация поменялась. Сегодня судовладельцы делают ставку на молодежь. Компании стараются менять свой кадровый состав, заменяя возрастной кадровый состав на молодых специалистов. Уже не мы идем к работодателю, а он идет к нам. Так что теперь переговоры становятся более актуальными и не такими напряженными, как десять лет назад.

Раньше, я помню, были такие случаи, когда компании просили у нас деньги за то, чтобы наши курсанты проходили у них практику. Сегодня мы направляем курсантов, и они получают там зарплату — и как кадеты, и как штатные работники, если имеют соответствующие сертификаты.

— То есть схема, когда на конкретном судне курсант проходит практику, а потом приходит после выпуска туда же, работает?

— Да, конечно. Но здесь многое зависит от того, как курсант себя зарекомендовал, какие отношения у него в коллективе сложились. Хотя, как правило, у нас нет отрицательных отзывов. Ситуации, конечно, бывают разные, тем не менее, ребята приходят с хорошими отзывами, с хорошими оценками по практике, и владельцы уже заинтересованы в них, стараются их взять на дальнейшую работу.

— Какова в целом картина по выпускникам? Какой процент трудоустроен и куда идут?


— В первую очередь, это работа со всеми учебными заведениями по распределению студентов. Дальше — мониторинг ситуации в течение полугода. Причем, в ближайшее время этот срок мы намерены увеличить до одного года. Мы собираем все статистические данные, обобщаем со статистикой работодателей, проводим общие с ними семинары и конференции, - это обширная работа. По инициативе городского Комитета по образованию на базе нашего колледжа создан центр по трудоустройству, так как наше учебное заведение признано одним из ведущих учебных заведений Санкт-Петербурга.

— То есть с выпускниками вы обратную связь поддерживаете, встречаетесь с ними?

— Конечно. У нас нередко проходят встречи выпускников, мы всегда их приглашаем на любые наши мероприятия. И если нам нужна какая-то помощь от них, то они идут навстречу и с удовольствием ее оказывают. Более того, в самом учебном заведении работает много наших бывших выпускников. После получения высшего образования, работы на каких-то должностях, вплоть до руководителей предприятий, нередко они возвращаются к нам.

— Много ли таких? И как вообще ситуация со штатами на сегодня?

— Сегодня у нас вакантных должностей нет. Есть текучка среди преподавательского состава, совсем без этого никак, но она крайне незначительная. А вот наших выпускников среди мастеров производственного обучения, инструкторов и преподавателей примерно процентов 20-25. И это большая цифра, я считаю.


— Сегодня 450 человек. Курсантов — 1600, и это только на очном отделении. Еще есть заочное отделение, тренажерный комплекс, где у нас занимаются до семи тысяч человек в год. Мы являемся крупным учебным заведением, и оно обладает самой современной материально-технической базой, которая создавалась в течение нескольких лет усилиями всего коллектива и при поддержке Комитета по образованию Санкт-Петербурга. Сегодня, я бы сказал, у нас одна из лучших площадок для подготовки плавсостава не только в городе, но и во всей России.

— Расскажите подробнее, что в эту базу входит. Вы упомянули тренажерный комплекс.

— Да, у нас, пожалуй, самый современный в стране учебно-тренажерный комплекс. Чего стоит только ходовой мостик — таких в России всего два! Он введен в строй буквально несколько месяцев назад. Это огромный мостик на самой современной элементной базе, последняя версия. На этом тренажере будет проходить подготовка специалистов для арктического региона — это нефтедобывающие, газодобывающие вышки; это работа во льдах; это работа в порту Сабетта с теми судами, которые будут туда заходить; это работа по новому Полярному кодексу.

Вообще, сегодня все взоры устремлены на Арктику, и мы тоже очень активно развиваем эту тему, причем подходим к ней системно. Сегодня на базе колледжа создается целый навигационный комплекс по этому направлению.

Второй этаж главного учебного корпуса представляет из себя виртуальное судно — там несколько мостиков, на которых мы можем одновременно тренировать до восьми экипажей сразу. Помимо этого, у нас очень мощный учебно-тренажерный комплекс по борьбе за живучесть судна, где моряки проходят переподготовку по выживанию на море — это отработка ситуаций пожара на судне, покидание судна, пробоины и так далее.

У нас есть также мощные тренажеры, которые установлены в машинных отделениях — вплоть до живого двигателя, который можно заводить, запускать, как настоящую машину. И помимо этого, много различных инноваций, которые мы применяем в образовании. У нас только персональных компьютеров в учебном заведении более тысячи, это о чем-то уже говорит!

— А кто поставлял комплекс?


— Знаете, у нас такая специфика образовательного процесса, что мы принимаем только жителей Санкт-Петербурга и области. Иногородних у нас очень мало.

Надо сказать, что ситуация со средними учебными заведениями в корне изменилась за последние годы. Сегодня в некоторые из них труднее попасть, чем в вуз. Наверное, у людей менталитет уже поменялся. Это раньше было — только высшее образование и больше ничего. А сегодня многие поняли, что главное — иметь хорошую профессию. После наших учебных заведений ребята получают качественную, хорошо оплачиваемую профессию, которая им дает какие-то определенные жизненные перспективы. Это и зарплата, это и место на заводе или на каком-то предприятии. Поэтому сегодня очень многие отдают предпочтение средним учебным заведениям, в частности нашему колледжу.

В МТК, в принципе, никогда не стояло проблемы недобора. А последнее время наши выпускники стали очень востребованы. На наши базовые специальности — судоводитель, судомеханик — конкурс каждый год по два, по два с половиной человека на место. А на специальность "Организация перевозок" доходит и до четырех человек!

Официальная цифра приема у нас — 475 человек. Но вообще набираем даже больше — свыше 500 человек.

— А как качество знаний, с которыми приходит ребята?


— Мотивация у курсантов, особенно первого-второго курса, осознанная?

— Наверное, не у всех. Потому что кого-то приводят родители, кому-то понравилась хорошая картинка в интернете, кто-то приходит сюда на День открытых дверей, видит всю эту обстановку и ему хочется здесь обучаться. Но надо сказать, что, как правило, ко второму курсу уже четко определяется тот контингент, который пойдет дальше. Есть отчисления ребят и с первого курса, а есть и после первой морской практики. Приходит парень и говорит: нет, это не мое, я не могу работать в море, лучше пойду, пока есть возможность, переучусь на другого специалиста.

Но в основном, те ребята, которые у нас учатся на старших курсах, уже прекрасно понимают, кем они хотят быть, и мотивации у них предостаточно.

— Вы упомянули о том, что на флоте у судовладельцев назрела потребность в обновлении плавсостава. Раз есть такой запрос рынка, не стоит ли задача расширить этот набор, открыть новые специальности?

— Для того чтобы расширить набор, должны быть созданы условия. Сегодня наши площадки не позволяют нам расширяться, нужны дополнительные здания, дополнительная материальная база. По загрузке у нас все рассчитано на 1440 человек обучающихся. Мы можем взять на 15% больше, что и делаем. Это максимальная на сегодня цифра, которую мы в состоянии осилить.


— Конечно, мы очень тесно работаем с администрацией города. У нас при колледже создан ресурсный центр по направлению "Морское дело" для работы с клубами юных моряков, морскими классами, для организации этих классов в школах, для оказания методической помощи, оказания им практической помощи, для того чтобы они могли создать у себя, при желании, в школах дополнительное образование по этому направлению.

В последнее время поступает много предложений, о том, чтобы мы оказали содействие, помощь в организации или сопровождении вышеупомянутых направлений. Мы всегда откликаемся. В летнее время у нас на нашей шлюпочной базе существует центр, куда могут приходить школьники, заниматься греблей на ялах. Там постоянно работают наши инструкторы. На плаву шесть ялов, которые используются сегодня не только для курсантов колледжа, но и для тех школ и классов, а также клубов юных моряков, которые хотят там заниматься. Бывает, даже берем учащихся этих морских клубов и классов на рейс на судно "Юный Балтиец". Специально для них предлагаем две недели, сажаем этих детей на борт и проводим с ними практику.


— Я могу отвечать только за свой колледж. Мы городское учебное заведение, подчиняемся непосредственно Санкт-Петербургу, Комитет по образованию — наш учредитель. Поэтому я считаю, что сегодня особых проблем нет, все решается. Вот если бы мы относились к ведению Министерства транспорта, разговор был бы другой. А так — финансирования вполне хватает, деньги выделяются. Пусть не всегда в том количестве, в каком бы хотелось для реализации крупных проектов, но, тем не менее, они есть. Если обращаемся к вице-губернатору, нас всегда слышат, делают какие-то ответные шаги.

Да, конечно, есть куда развиваться. И, как вы правильно заметили, это в первую очередь касается расширения нашей материально-технической базы, приобретения новых площадок, корпусов. Спрос рождает предложение, и в перспективе мы должны будем эти растущие запросы судовладельцев на качественных специалистов удовлетворить.




Невозможность набрать нужное число месяцев практики означает потерю кадров для национальной судоходной отрасли. К сожалению, эта проблема, о которой неоднократно заявлял Российский профсоюз моряков, остаётся актуальной для отечественной судоходной отрасли. Если текущая ситуация сохранится, то Россия может потерять свое место на рынке труда.

Максим поступил в Морской технический колледж в Санкт-Петербурге не после 11 класса, а после 9-го. К концу второго курса ему, как и многим курсантам, ещё не исполнилось 18 лет. Согласно российскому законодательству, на предприятиях водного транспорта не могут работать лица моложе 18 лет. Однако брать на практику можно, хоть это и хлопотно для судовладельца – нужно контролировать прохождение практики и отвечать за него, как за несовершеннолетнего. В таких случаях, как рассказывает Ольга Лукина, приходится хитрить и идти под удобные флаги.

В вузе с практикой полегче, чем в техникуме. Во-первых, ко второму курсу ребята уже старше 18 лет, во-вторых, из вузов судовладельцы могут набрать себе будущий офицерский состав. Поэтому у них есть хоть какая-то есть заинтересованность в том, чтобы нынешние студенты проходили практику на их судах.

С проблемами в прохождении плавпрактики сталкиваются курсанты не только в Петербурге, но и в других регионах России.

В других регионах курсанты могут обратиться в пароходства, чтобы попасть на действующие суда – то же Дальневосточное морское пароходство (FESCO), Северное морское пароходство, Мурманское морское пароходство.

– В советское время всё было государственным, включая распределение и обучение студентов. Человек жил в общежитии на полном государственном обеспечении. Если он учился на механика, то выходил из училища с дипломом механика 3-го разряда. Когда он выпускался, все документы у него были на руках – иди, работай, хочешь – на флот механиком, хочешь – оставайся и работай на берегу. Сейчас государство от этого устранилось, а учёба без практики ничего не значит, – ностальгирует Ольга Лукина по старой школе.

Итак, государство от проблемы самоустранилось, а курсантам, тем временем, не хватает мест, предлагаемых для практики судовладельцами, и УПС. Более того, учебный план часто не совпадает со сроками практики, что неудобно и курсанту, и судовладельцу. Возможно, помогла бы госпрограмма, направленная на обеспечение всех курсантов необходимым объёмом плавпрактики. Но, во-первых, такая программа требует очень подробного обсуждения со стороны всех заинтересованных сторон – судовладельцев, вузов, профсоюза, министерств; а во-вторых, чиновники просто воротят нос от очевидной проблемы.

РПСМ неоднократно пытался донести до госструктур необходимость оптимизировать систему. На VII cъезде Федерации профсоюзов работников морского транспорта (куда входит РПСМ), проходившем в начале года, была принята резолюция, где говорится, что проводимое реформирование морского образования не отвечает интересам ни моряков, ни судовладельцев, ни государства. Россия утрачивает статус кузницы кадров плавсостава, качество подготовки снижается, а необоснованные требования к морякам возрастают. Одной из наиболее актуальных остаётся проблема прохождения плавательной практики. Причинами являются как малое число учебных судов, так и несогласованность учебных программ с потребностями судовладельцев, готовых привлекать учащихся для прохождения практики. Это приводит к тому, что выпускники не могут трудоустроиться, вынуждены занимать рядовые должности и получать затем рабочие дипломы с прохождением дополнительной подготовки.

– Тогда фрегат Малыгину дали, а вот мы до сих пор бьёмся с министерствами за увеличение количества учебных судов. Бьём в набат, а нас не слышат, – сетует Александр Бодня. – Отсутствие УПС у вузов не позволяет сделать морское обучение комплексным. Вуз должен выпускать специалистов, а сегодняшние курсанты зачастую выходят только с учебным дипломом на руках, а его недостаточно, чтобы пойти работать и занять должность на флоте. Теория должна подтверждаться практикой, иначе что это за морское образование?

Александр Бодня считает, что госпрограмма нужна, поскольку отлаженную советскую систему подготовки плавсостава ликвидировали, а взамен ничего не предложили. Но для этого необходимо, чтобы участники судоходной отрасли услышали друг друга, а ответственные за морское образование министерства не слышат ни судовладельцев, ни профсоюз. В итоге в России постепенно снижается число высокопрофессиональных моряков, а судоходные компании отдают предпочтение более квалифицированным работникам из других стран.

Остаётся надеяться, что те, кто радеют за национальные традиции мореплавания, всё же будут услышаны, и подготовка новых морских кадров не откатится на уровень трёхсотлетней давности.


Студенты и преподаватели Хабаровского техникума водного транспорта рассказали, чем полезна плавательная практика, и как она помогает посмотреть на выбранную профессию с нового ракурса. Ежегодно от учебного заведения на практику к будущему работодателю отправляется порядка 100 ребят, сообщает ИА AmurMedia.

— Мы единственное учебное заведение, которое на сегодняшний день удовлетворяет потребности отрасли водного транспорта. В техникуме обучается порядка 400 человек, выпуск составляет 86 человек. На практику ежегодно мы отправляем от 80 до 100 человек. Благодаря этому предприятия водного транспорта и выживают в период навигации. Нужно понимать, что средний возраст сотрудников этих предприятий сейчас 52-53 года. И работодатели начинают понимать, что завтра работать будет попросту некому, ввиду специфики работы на водном транспорте, — рассказывает зам директора техникума по учебно-производственной работе Ольга Поджюнайте.

— У нас множество положительных примеров сотрудничества с такими предприятиями как "Амурское пароходство", "Хабаровский речной торговый порт", ФБУ "Администрация Амурводпуть". Данные предприятия в меру своих сил и возможностей стараются нам каким-либо образом помочь и при этом привлечь к себе студентов в качестве практикантов и потенциальных будущих сотрудников. Как пример можно привести ФБУ "Администрация Амурводпуть". Дефицит в кадрах на данном предприятии в прошлую навигацию составлял порядка 50%, как вы понимаете, это очень много. К ним было устроено на практику 20 наших студентов из 50 человек штата. Представители предприятия пошли по очень грамотному административному пути — ведущие специалисты предприятия, вместе с руководителем привлекались к преподаванию профессиональных дисциплин, участвовали в заседаниях экзаменационных комиссий и во время учебного года присмотрели себе тех студентов, которые их наиболее заинтересовали, пригласили их к себе на практику и тем самым решили кадровую потребность предприятия.

Ольга Анатольевна рассказала корр. ИА AmurMedia и о других изменениях, произошедших в области подготовки специалистов водного транспорта в текущем учебном году:

— На сегодняшний день существует такое понятие, как дипломирование специалистов – для того, чтобы сотрудника допустили к работе на судне, ему необходимо сдать экзамен в независимой организации. В текущем году процедура этого экзамена была серьезно ужесточена, введено, к примеру, компьютерное тестирование. Нововведения позволили нам выявить определенные недочеты в существующей программе обучения и изменить ее в лучшую сторону, помимо прочего мы ввели подобную процедуру тестирования тесты при проведении экзаменов в техникуме. Дипломирование важно не только для студентов, сотрудников предприятий оно тоже заставляет поволноваться – многие приходят в ХТВТ и проходят пробное тестирование на нашей базе. По направлению предприятий, многие сотрудники проходят заочное обучение, курсы повышения квалификации, получают дополнительное профессиональное образование в стенах нашего техникума. Мы проводим множество совместных мероприятий: открытие навигации, которое в этом году состоится 29 апреля, торжественные собрания, приуроченные к памятным датам, и многое другое. Я не могу сказать, что руководители и сотрудники отдела кадров предприятий кадров гости нашего учебного заведения, они уже полноправные участники образовательного процесса.

Отдельно Ольга Поджюнайте остановилась на таком направлении подготовки, как "операционная деятельность в логистике". В учебном заведении учится довольно много девушек, которые избрали именно эту специальность. Согласно прогноза Министерства экономического развития Хабаровского края, в 2017-2018 г., благодаря созданию ТОРов, потребность в операционных логистах составит порядка 140 человек.

Как раз будущим логистом является студентка 2-го курса "Хабаровского техникума водного транспорта" Татьяна.

Она обучается по специальности "Операционная деятельность в логистике":

— На самом деле об этом учебном заведении узнала через свою сестру, которая тоже здесь обучается. У нас это, можно сказать, семейное – моя тетя была коком на судне и именно от нее все мы первый раз услышали о ХТВТ, пришли сюда учиться и нисколько впоследствии не пожалели. По окончании техникума я собираюсь пойти в ХГУЭП, продолжить обучение по выбранной специальности, потому что, на мой взгляд, она очень интересная и перспективная — устроиться на работу можно будет практически в любую организацию, а с такой базой, которую дают здесь, и такой квалификацией и подавно проблемы не составит.

Студентка 2-го курса

Студентка 2-го курса "Хабаровского техникума водного транспорта" Татьяна. Фото: Евгений Никитенко, корр. ИА AmurMedia

Интересно, что Татьяна, хоть и обучается в учебном заведении, напрямую связанном с водным транспортом, свою будущую карьеру собирается связать с железнодорожными перевозками.

— Я бы связала свою будущую жизнь с логистикой, и несмотря на то, что я обучаюсь в техникуме водного транспорта, хотелось бы заняться деятельностью, связанной с железнодорожными перевозками – так как вся моя семья задействована именно в этой области.

Об обучении в техникуме девушка отозвалась следующим образом:

— Мне нравится обучение в ХТВТ хотя бы тем, что у нас есть множество возможностей для самореализации, занятий научной деятельностью. Не так давно я принимала участие в научной конференции, где представляла свое исследование по маркетингу, рассказывала ребятам, почему мы покупаем. Провела ряд социологических исследований среди своих сверстников и приятно было понимать, что когда я представляла итоги своих трудов, ребятам было интересно. Я считаю, что подобные мероприятия очень полезны для нас, студентов, но хотела бы, чтобы на них приглашали и представителей научного сообщества, которые могли бы давать нам, участникам, дополнительные рекомендации.

В нюансы прохождения производственной практики корр. ИА AmurMedia посвятил и руководитель практики по судовождению на ВВП Евгений Агеев:

Руководитель практики по судовождению на ВВП Евгений Агеев

Руководитель практики по судовождению на ВВП Евгений Агеев. Фото: Евгений Никитенко, корр. ИА AmurMedia

— В этом году на производственную практику у нас выходит четыре группы и на преддипломную практику – еще три. Общая численность студентов около ста человек. Есть ребята, которые проходят практику повторно – это студенты по специальности "Судовождение", а есть те, кто идет на первичную плавательную практику. Практика по водным специальностям проходит на наших базовых предприятиях: в основном ребята устраиваются в "Амурское пароходство", "Хабаровский речной торговый порт" и "Администрацию Хабаровского района внутренних водных путей". Хотелось бы отметить, что все наши базовые предприятия по итогам плавательной практики награждают лучших студентов памятными призами, денежными премиями и благодарственными письмами. Но самая главная возможность – это то, что капитаны судов берут зарекомендовавших себя ребят на вторую плавательную практику уже не в качестве практикантов, а на штатных должностях. В этом случае ребята вполне официально получают зарплату в размере от 20 до 50 тысяч рублей. Студенты бывают разные, есть те, кто отлынивает, но большинство идет в наше учебное заведение целенаправленно, многие сразу строят планы на дальнейшую карьеру. Поэтому для того, чтобы проявить себя во время прохождения практики, необходимо быть любознательным, хорошо знать свой функционал и добросовестно исполнять возложенные обязанности. Ребята говорят, что плавательная практика дает им большой багаж знаний, они начинают по-другому смотреть на специальность – познают ее не в теории, а уже изнутри.

Многие студенты отмечают, что плавательная практика помогает заново открыть для себя выбранную профессию.

— Практика – это замечательная проверка на прочность. К сожалению, не все готовы для работы на флоте, которая сложна не только в физическом, но и в психологическом плане. Поэтому после практики ребята уже могут взвесить все "за" и "против". Практика занимает достаточно много времени – ребята, выходя на нее, сначала готовят теплоход к открытию навигации и вплоть до ее окончания выполняют возложенные на них функции. 29 апреля будет проведена торжественная церемония открытия навигации, на ней три наших студента будут отмечены "Администрацией Амурского бассейна" за успешное прохождение практики в прошлом году.

Также Евгений Агеев обратил внимание на то, что в этом году изменились некоторые правила плавания:

— Этот год отличается от предыдущих тем, что немного поменялись правила плавания, Николаевский порт стал морским портом и были введены новые документы, в том числе и для практикантов – это сертификаты БЖС (борьбы за живучесть судна). Поэтому все наши крупные предприятия проводят дополнительное обучение своих сотрудников и наших ребят в учебном центре г. Благовещенск , для получения необходимых документов.

Своими впечатлениями о практике и о будущей специальности делится студент-третьекурскник , обучающийся по специальности "судовождение" Владислав. После окончания второго курса, он проходил производственную практику в ОАО "Амурское пароходство" на судне "Капитан Залога".

Студент 3-го курса

Студент 3-го курса "Хабаровского техникума водного транспорта" Владислав. Фото: Евгений Никитенко, корр. ИА AmurMedia

— За время навигации побывал во многих местах от верхнего до нижнего Амура, в Китае, в Николаевском районе и во многих поселениях, расположенных по берегам реки. Занимался различными работами от перевозки леса до транспортировки руды. Действительно многому научился за время практики. Что касается смены отношения к специальности, то да, есть такое. Когда ты сидишь за партой и тебе все объясняют в теории – это одно, но когда ты приходишь на рабочее место и все видишь своими глазами, то ощущения иные совершенно. Практика довольно сильно меняет отношение к профессии, ты видишь то, чем предстоит заниматься всю жизнь, пропитываешься командным духом. Я только утвердился в желании продолжать обучение по выбранной специальности, ведь мне всегда нравились моря и реки и все связанное с ними, и когда я вышел в первый рейс, я буквально влюбился во всю окружающую нас природу и все больше и больше убеждался в верности избранного мной пути.

— По истечению первой навигации я, видимо, зарекомендовал себя, и капитан пригласил прийти к ним на следующий год. Теперь я приду на то же самое судно не на практику, а на работу – на должность ответственного рулевого. Это официальная должность в штате, со своими обязанностями, — говорит Владислав. — А на вопрос, почему я выбрал именно специальность "Судовождение", можно ответить следующим образом. На самом деле мой отец больше половины жизни был капитаном на флоте, и когда встал вопрос о выборе моей профессии, я даже особо не раздумывал, можно сказать, ноги сами пришли на порог ХТВТ.

Это отличный техникум и учиться здесь интересно. Если вам интересен флот, то прямая дорога сюда – здесь хорошее обучение, нужные профессии, и здесь реально интересно, а главное — в техникуме водного транспорта вам дадут дорогу в будущее.

Читайте также: