Кем положено начало философии в европе

Обновлено: 25.06.2024

С ростом феодализма христианство стало доминирующим мировоззрением в Западной Европе.

Первым этапом средневековой христианской философии была патристика (учение 2-8 века, установившее несовместимость религиозной веры с античной философией), на основе которой в 9-12 веке возникла схоластика, утвердившая самостоятельность религиозной догматики.

Развитие материального производства, развитие техники и естественных наук потребовало освобождения науки от религиозного мировоззрения. Первый удар по религиозному мировоззрению нанесли мыслители эпохи Возрождения (конец XIV — начало XVII века) — Коперник, Бруно, Галилей и другие.

Идеи мыслителей эпохи Возрождения получили дальнейшее развитие в философии нового времени (XVII-XVIII вв.). Прогресс экспериментального знания и науки приводит к замене схоластического метода мышления новым методом познания, направленным на реальный мир. Возрождаются и развиваются принципы материализма и элементы диалектики, но в целом материализм продолжает оставаться механистическим и метафизическим.

Вторая половина восемнадцатого века была эпохой резкого усиления кризиса феодализма во Франции, в котором наиболее важную роль сыграли философы-материалисты Ламетри, Дидро, Гельвеций и Гольбах. Характерной чертой французского материализма является абсолютизация роли идей в развитии общества.

Важнейшим этапом в истории западноевропейской философии была немецкая классическая философия (Кант, Фихте, Шеллинг, Гегель), которая развивала идеалистическую диалектику.

Схоластика. Период Средневековья в европейской истории длился почти тысячелетие (от распада Римской империи до эпохи Возрождения). Европейские государства, образовавшиеся после падения Римской империи (5 век, раннее средневековье), характеризуются формированием христианской догматики, зрелое средневековье (с 11 века) — возникновением и утверждением феодализма, который использовал христианское мировоззрение в качестве идеологической основы.

Развитие западноевропейской философии в XV-XVIII веках

Европейская философия семнадцатого и первой трети девятнадцатого века

Философия эпохи Возрождения характеризовалась поиском новых путей, средств и содержания философствования. Этот поиск был реакцией на длительный период гегемонии схоластики. Поэтому развитие эмпирического знания требовало замены схоластического метода новым, непосредственно связанным с реальным миром. Новый зарождающийся способ философского мышления можно определить как философское мышление Нового времени.

С помощью механики мыслители пытались найти ключ к разгадке секретов всей Вселенной. Открытия Ньютона укрепили идеи о механической детерминированности явлений в окружающем нас мире. Во взглядах Ньютона механическая причинность получила глубокое математическое обоснование. Однако, поскольку механика признает движение, она отвергает эволюцию, поэтому мышление ученых и философов того времени было механистическим и в основном метафизическим.

Родоначальником материализма Нового времени был английский философ Ф. Бэкон (1551-1626). Он считал, что философия должна быть прежде всего практической: если она остается спекулятивной, то есть схоластической, то она не истинна. Схоластика, утверждал Бэкон, ткет научную ткань, как паук, уникальную по тонкости нити и работы, но совершенно пустую и ни на что не годную. Бэкону принадлежит создание новой науки — методологии экспериментального естествознания, в которой он видел будущую гарантию власти и господства человека над природой. Только следуя ее законам, мы можем господствовать над природой. Выводы науки должны основываться на фактах и подниматься от них к далеко идущим обобщениям. Экспериментальное знание соответствовало методу индукции, разработанному и введенному Бэконом, который состоял из наблюдения, анализа, сравнения и эксперимента. Но опыт может дать достоверное знание только тогда, когда ум свободен от ложных идолов и призраков. Фантомы рода — это ошибки, которые возникают из-за того, что человек судит о природе по аналогии с жизнью людей; фантомы пещеры возникают из-за ошибок индивидуального характера, которые зависят от воспитания, вкусов и привычек человека; фантомы рынка — это привычка использовать преобладающие идеи и мнения в оценке мира без критического отношения к ним; фантомы театра основаны на слепой вере в авторитет. Бэкон видел истинную взаимосвязь вещей и явлений в определении естественной причинности. Важность философии Бэкона заключается прежде всего в критике спекулятивно-созерцательного подхода к миру, характерного для философии позднего средневековья.

Рене Декарт Если Ф. Бэкон положил начало эмпирическому методу изучения природы, а Гоббс несколько углубил эмпиризм с помощью математики, то французский ученый и философ Рене Декарт (1596-1650), напротив, отвел интеллекту роль простого практического исследования и отдал приоритет разуму.

Бенедикт Спиноза

Рационализм Декарта нашел много продолжателей, среди которых наиболее ярким представителем был голландский философ Бенедикт Спиноза (1632-1667). В своем учении о субстанции, которое преодолело противоречия дуализма Декарта и решительно отвергло идею мысли как особой субстанции, будто бы существующей и проявляющей себя через себя, Спиноза объединил в одной бесконечной субстанции Бога, идеальное и материальное. Он утверждал, что существует единая, не обладающая сознанием субстанция. Эта субстанция не нуждается в других причинах; она сама является причиной самой себя. Абсолютно свободный от качества личности, Бог Спинозы не отделим от природы. Единственный принцип мирового порядка, согласно Спинозе, — это взаимодействие причины и следствия, вытекающее из внутренних законов единой субстанции. Единая субстанция Бог-Природа обладает двумя узнаваемыми атрибутами и неотъемлемыми свойствами — расширением и мыслью. Способность мыслить, хотя и в разной степени, простирается от элементарных вещей до человеческого мозга. Мышление рассматривается Спинозой как своего рода самопознание природы. Это преобразование Спинозой картезианского рационализма, следствием которого стало глубокое убеждение в познаваемости мира и важный вывод: порядок и связь идей такие же, как порядок и связь вещей. Чем шире круг вещей, с которыми человек вступает в контакт, то есть чем активнее субъект, тем совершеннее мысль, считает Спиноза. Совершенство мысли определяется мерой ее соответствия всеобщим законам природы, а адекватно признанные общие формы и законы мира являются истинными правилами мышления. Понять вещь, — значит: увидеть за ее индивидуальностью всеобщий элемент, перейти от единичного способа к сущности. Разум постоянно стремится постичь в природе внутреннюю гармонию причины и следствия; но такая задача достижима только тогда, когда разум не довольствуется непосредственным наблюдением, а исходит из совокупности впечатлений.

В центре внимания Спинозы находится вопрос о свободе. В его понимании необходимость и свобода сливаются по существу. Бог (субстанция) свободен, потому что все, что он совершает, исходит из его собственной необходимости. Природа, и в том числе человек, управляется детерминизмом, то есть необходимостью. Человек, однако, согласно Спинозе, — это модус операнди особого рода. Он характеризуется протяженностью, как и другие тела, но в то же время ему свойственна мысль, то есть разум. Человеческая воля ограничена. Свобода человека заключается в единстве разума и воли, поэтому степень реальной свободы определяется степенью рационального знания. Согласно Спинозе, свобода и необходимость не являются противоположными понятиями, напротив, они взаимообусловлены. Противоположностью необходимости, согласно Спинозе, является не свобода, а произвол.

Немецкая классическая философия

Основателем немецкого классического идеализма был один из самых блестящих умов человечества, Иммануил Кант (1724-1804). Кант известен не только как величайший философ, но и как глубокий и проницательный ученый. Его идея о формировании Солнечной системы из гигантской газовой туманности и сегодня является одной из фундаментальных научных идей в астрономии. Научные открытия Канта вызвали замешательство среди приверженцев метафизического объяснения природы, поскольку они стали первой попыткой применить принципы современного ему естествознания не только к структуре Вселенной, но и к ее происхождению и эволюции.

Кант отводит диалектике большое место в своей эпистемологии: противоречие рассматривается как необходимый момент познания. Для Канта, однако, диалектика субъективна; она является лишь эпистемологическим принципом, поскольку отражает противоречия познания, но не содержание познания. Предметом диалектики, таким образом, в ее отрыве от содержания познания становятся сами логические формы.

Французская философия восемнадцатого века

В XVIII веке развитие философской мысли во Франции происходило под эгидой Просвещения, широкого культурного и идеологического движения. Основные постулаты Просвещения были выражены с классической ясностью, последовательностью и радикализмом. Она развивалась в условиях кризиса феодально-абсолютистской системы, привела к свержению монархии и достигла своего демократического зенита во время якобинской диктатуры. Практически все творческие французские философы были мыслителями эпохи Просвещения. Среди них выделялись Вольтер, Руссо, Дидро, Ламетри, Гельвеций и Гольбах.

Эти философы эпохи Просвещения отстаивали материалистический взгляд на мир в его механистической форме, хотя в работах некоторых из них присутствовали некоторые диалектические элементы, как, например, во взгляде Дидро на эволюцию организмов. По мнению Дидро, природа (материя) является причиной всего, существует сама по себе, будет существовать вечно, потому что она сама является своей причиной. По отношению к человеку материя — это все, что каким-либо образом воздействует на органы чувств; материальные тела состоят из атомов. Одной из главных целей мыслителей эпохи Просвещения была секуляризация государственной власти, то есть отделение церкви от государства. Они предусматривали определенный государственный контроль над деятельностью церквей и сект, чтобы они строго соблюдали гражданские законы и не занимались подстрекательством к религиозному фанатизму и вражде между последователями различных верований. Мыслители эпохи Просвещения мечтали пересоздать человека, освободить его от недостатков, развить в нем положительные стороны и, наконец, окружающую среду, особенно социальную.

Читайте дополнительные лекции:

Помощь студентам в учёбе
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal

Образовательный сайт для студентов и школьников

© Фирмаль Людмила Анатольевна — официальный сайт преподавателя математического факультета Дальневосточного государственного физико-технического института

Читайте также: