Категорический императив государство должно быть правовым с разделением властей кто сказал

Обновлено: 07.07.2024

Родоначальник немецкой классической философии Иммануил Кант (1724-1804 гг.) в систематизированной форме обосновал политическую доктрину либерализма. Кант считал либерализм учением единственно со­ответствующим разуму, и пытался подвести под него философско- этическую основу.

Канта по праву называют философом свободы. Квинт­эссенцией этики Канта является учение о том, что человек - существо не

В этих императивах заключена кантовская идея естествен­ного права, под властью которого должны быть поставлены каждое госу­дарство и издаваемые им законы.

Самым ценным и существенным во всей кантовской теории является принцип, согласно которому каждое лицо обладает совершенным достоин­ством, абсолютной ценностью; личность не есть орудие осуществления ка­ких бы то ни было планов, даже благороднейших планов общего блага. Человек - субъект нравственного сознания, в корне отличный от окру- д жающей природы, - в своем поведении должен руководствоваться веле­

ниями нравственного закона. Закон этот априорен, не подвержен влиянию никаких внешних обстоятельств и потому безусловен. 115

115 Мамут Л. С. Политические и правовые учения в Германии в конце XVIII - начале XIX в. HИстория политических и правовых учений. M., 1995. С. 400.

постулат морального сознания, он никак и ниоткуда не выводится. Катего­рический императив имеет две формулы.

Первый постулат: поступай так, чтобы всегда иметь перед собой человечество как цель и никогда не относись к человечеству как к средст­ву.

Этот постулат лежит в основе концепции всемирной истории Канта. Всемирная история представляется Канту историей прогресса человече­ского рода. Кант, как и французские просветители, исходит из идеи про­гресса. Он доказывает идею прогресса через идею всемирной истории. Субъектом прогрессивного развития выступает человечество в целом. Прогресс осуществляется как поступательное развитие человеческого рода вплоть до достижения цели всемирной истории - наисовершеннейшего го­сударственного устройства.

В своей концепции всемирной истории Кант исходит из идеи свобо­ды как сущности и как явления. Все человеческие поступки подчинены не­ким общим законам природы и имеют определенные закономерности. И данные закономерности выявляются во всемирной истории, в процессе по­ступательного движения, развития всего человеческого рода. Все природ- ные задатки человека раскрываются в ходе всемирной истории, и каждое новое достижение, все открытия, задатки просвещения передаются от по­коления к поколению. История предстает как история просвещенного ра­зума в ходе исторического совершенствования разума и развития природ­ных задатков человека. По Канту, человек есть не только разумное, но и деятельное существо. Деятельностное начало человеку дано от природы, так как от природы у него есть свобода воли.

По природе своей человек, с одной стороны, - существо, склонное к общению с себе подобными, с другой - человек склонен к изоляции от об- щества. Отсюда следует, в человеке коренятся не только доброе начало, но и радикально злое (эгоистичное по Гоббсу). В силу зависти, эгоизма и т. д. человек преодолевает лень и пытается занять свое положение в обществе; ближние ему отвратительны, но он в них нуждается. Развитие честолюбия,

корыстолюбия, зависти является первым шагом от грубости к культуре. Радикально злое в человеке приводит в конечном счете к прогрессу в куль­туре. Значит, всемирная история становится прогрессом культуры. К этому прогрессу ведут антиномии, присущие человеческой личности.

Каждый человек думает, что он уникален, исключителен и может нарушить категорический императив. Таким образом, человек нуждается в принуждении, т. е. в господине, который бы усмирял тех, кто не желает соблюдать свободу других. Этот господин должен быть справедлив, но он φι тоже человек и ему присущи антиномии, поэтому надо стремиться к наи­

совершеннейшему государственному устройству. Но сама эта цель - ни­что, а стремление к ней - все.

Теорию прогресса Кант пытается доказать иначе, чем просветители, которые рассматривали прогресс как налично данное, а не в исторической перспективе.

Второй постулат: поступай так, чтобы максима твоей воли могла бы быть в то же время принципом всеобщего законодательства. Эта фор­мула лежит в основе учения Канта о праве и государстве. Кант утверждает, что каждое лицо обладает совершенным достоинством, абсолютной цен­ностью; нельзя лгать, покончить жизнь самоубийством, нужно уважать собственность.

Главную цель Кант видит в том, чтобы поднять, возвысить право из мерзости окружающего его бесправия. Он считает, что необходимо возвы­сить право над государством. А государство, по Канту, - это прежде всего орган защиты прав личности. Личность может потребовать от государства того же, что и государство от личности. Здесь, как мы видим, Кант разви­вает идею взаимной ответственности государства и личности. В целях ох- раны индивидуальных прав личности он обосновывает и развивает также идею правовой государственности.

Принцип приоритетности неотчуждаемых прав личности и положе­ние о необходимости их законодательного закрепления (в юридическом

законодательстве) вытекают из всей этико-правовой концепции Канта. Притом эти принципы служат как бы критерием легитимности всех юри­дических актов, вытекающих из воли законодателя. Обоснование своих положений Кант строит на двух категорических (безусловных) императи­вах (веления или запреты). 116

Важное значение Кант придавал проблеме правопонимания и тому, насколько верно ее надо сформулировать.

«Вопрос о том, - писал он, - что такое право, представляет для юриста такие же трудности, какие для логи- φι ки представляет вопрос, что такое истина. Конечно, он может ответить, что

Кант связывает право с правомочием принуждать. Он утверждает, что «все неправое препятствует свободе, сообразной со всеобщим законом, принуждение же препятствует свободе или оказывает ей сопротивление. Следовательно, когда определенное проявление свободы само оказывается

« 116 Кант И. Соч. В 6 т. Т. 4 (1). С. 260.

117 Кант И. Метафизические начала учения о праве // Кант И. Крити ка практического разума. СПб., 1995. С. 285.

118 Там же. С. 286.

Как же согласовать этот главный принцип права с категорическим императивом? Кант различает право в широком и в узком смыслах слова, e «Строгим правом (правом в узком смысле слова) можно назвать лишь со­

вершенно внешнее право.

Кант разграничивает моральное и легальное поведение; право с объ­ективной стороны и право с субъективной стороны, связывая нравствен­ность и право, так как в основе права заложен нравственный принцип кате­горического императива. Но мир права и мир морали нельзя смешивать,

так как они автономны. Моральным можно назвать такое поведение, кото­рое продиктовано внутренним осознанием долга. Правовое же поведение основано на выполнении предписаний закона, независимо от внутренних мотивов субъекта.

Право с объективной стороны заключается в подчинении всех обще­му моральному закону, а право с субъективной стороны характеризуется тем, что каждый должен согласовывать свой произвол (свободу) со свобо­дой (произволом) каждого другого человека.

Ф Кант различает три правовые категории: первая - естественное пра­

во, т. е. совокупность нравственных норм, или принципы, продиктованные практическим разумом; вторая - положительное право, основанное на воле законодателя, которое должно соответствовать естественному праву, т. е. требованиям категорического императива, и плюс сила принуждения; тре­тья - справедливость, т. е. совокупность притязаний индивида, не обеспе­ченных принуждением. 121

122 Там же. С. 291-292.

Право Кант разделяет на частное и публичное. Говоря об их соотно­шении, он выступает сторонником отграничения гражданского общества от государства.

Кант различает право на вещь и вещное право: «Право на вещь - это право частного пользования вещью, которой я владею (первоначально или в силу установления) совместно со всеми другими. Под словами вещное

Под собственностью(dominium) Кант подразумевает «внешний предмет, который по своей субстанции есть чье-то свое, кому неотъемлемо принадлежат все права на эту вещь (как акциденции присущи субстанции), которой собственник Qjominus)может распоряжаться по своему усмотре­нию Qus disponendi de re sua)s> nι

В числе других прав в системе частного права Кант выделяет брач­ное право, родительское право, право хозяина дома, наследственное право и др.

Кант считает, что частное право соответствует естественному со­стоянию, а гражданскому состоянию Qstatus civil is)общества, подчиняю-

• 126 Там же. С. 310-311.

127 Там же. С. 318.

128 Там же. С. 329.

129 Там же. С. 324.

Публичное право регулирует отношения лиц как граждан. По Канту, главным в этих отношениях является право народа участвовать в принятии конституции.

гают свободой, равенством и независимостью воли отдельных индивидов, а значит, соблюдены требования категорического императива. 132

Кант представляет государство как соединение множества людей под властью правового закона. Наилучшим государством он считает рес­публику как правовой союз (а не как форму правления). Он ведет речь о правовом государстве как о республике в духе еще цицероновской тради­ции. Главная задача государства, где суверенитет принадлежит народу, за­ключается, по Канту, в том, чтобы охранять и гарантировать права и сво- * боды граждан.

Идея народного суверенитета у Канта вытекает из договорной тео­рии происхождения государства. Государство, по Канту, создается через

государства вытекает из всей его концепции о праве и государстве.

133 Кант И. Метафизические начала учения о праве // Кант И. Крити­ка практического разума. СПб., 1995. С. 355.

общественный договор. Главное условие общественного договора состоит в том, чтобы властные органы государства никогда не заставляли человека быть ведомым, не принуждали его к каким-либо поступкам или опекали, так как все люди обладают автономной волей. Государство не должно спо­собствовать развитию у граждан иждивенческих настроений. Таким обра­зом, Кант категорически против патриархального и патерналистского го­сударства. Там, где есть подобные настроения, нет права. Кант утверждает, что это - самая чудовищная деспотия.

Государство, утверждает Кант, должно строиться на основе взаим­ной ответственности личности и государства. Государство и гражданин - равные субъекты права. Деятельность государства, по Канту, основана на правовых законах, а эти законы, в свою очередь, должны соответствовать правовым принципам, суть которых составляют естественные права чело­века. Для более совершенной организации государственной власти в целях

Кант утверждает, что «все три власти в государстве, во-первых, ко- ординированы между собой наподобие моральных лиц (potestates coordi- natae),т. е. одна дополняет другую для совершенства (complementum ad Sufficientiam')государственного устройства; но, во-вторых, они также и подчинены друг другу (Subordinatae)таким образом, что одна из них не может узурпировать функции другой, которой она помогает, а имеет свой собственный принцип, т. е. хотя она повелевает в качестве отдельного ли­ца, однако при наличии воли вышестоящего лица; в-третьих, путем объе-

137 Там же. С. 382.

У Канта разделение властей представлено иначе, чем у Монтескье. Ес­ли Монтескье разделение властей основывает на системе сдержек и проти­вовесов, то Кант считает законодательную власть верховной; она создает исполнительную власть, а последняя назначает судей. Кант предусматри­вает и создание суда присяжных. В основе его теории разделения властей лежит принцип субординации и согласования.

«Итак, - говорит Кант, - таковы три различные власти (potestas Ieg- islatoria, executoria, iudiciarid),благодаря которым государство (Civitas)об­ладает автономией, т. е. само себя создает и поддерживает в соответствии с законами свободы. - В объединении этих трех видов власти заключается благо государства (salus reipublicae suprema lex est y )∙,под благом государст­ва подразумевается не благополучие граждан и их счастье - ведь счастье (как утверждает и Руссо) может в конце концов оказаться гораздо более приятным и желанным в естественном состоянии или даже при деспотиче-

138 Там же. С. 357.

139 Там же. С. 358.

ском правлении: под благом государства подразумевается высшая степень согласованности государственного устройства с правовыми принципами, стремиться к которой обязывает нас разум через некий категорический им- nepamuβ>>. uλ Отметим, что именно благополучие и счастье граждан - вот основная цель и стремление государства. А это достигается, по Канту, че­рез правовую организацию государства с разделением властей.

В республике (правовом союзе) с разделением властей сочетаются закон, свобода и принуждение. В анархии есть свобода, но нет закона и принуждения. В монархии есть закон и принуждение, но нет свободы.

Формам правления как таковым Кант не придает особого значения. Главное, считает он, - это методы властвования, т. е. политический режим, а не форма правления. Говоря о политическом режиме, Кант уделяет вни­мание соотношению исполнительной и законодательной власти. Если они объединены в одном лице, то тогда наступит деспотия. Наилучшей формой государства (как формы правления) он считает конституционную монар­хию, т. е. монархию, опирающуюся на конституцию.

Либеральные традиции учения И. Канта о правах и свободах челове­ка и гражданина, его идеи о правовом государстве и правовом законе игра­ли и продолжают играть огромную роль в философии права и в практике Ф государственно-правовой организации общества. В конституциях боль­

шинства стран нашли отражение такие основные принципы правовой го­сударственности, как верховенство права, неотчуждаемость естественных прав и свобод, разделение властей, взаимная ответственность личности и государств. Особое значение имеют эти ценности для государств, выбрав­ших демократический путь развития.

«Естественному праву в состоянии гражданского устройства (т. е. тому праву, которое можно для такого устройства вывести из априорных принципов), - отмечает Кант, - не могут нанести ущерб статутарные зако- e, ны гражданского устройства и, таким образом, остается в силе правовой

Исследуя причины возникновения гражданского общества, Кант приходит к следующему выводу: в естественном состоянии каждый инди­вид не в состоянии обеспечить в полной мере свои права, ибо по природе люди все разные. И первое, что «человек обязан решить, если он не хочет отречься от всех правовых понятий, - это следующее основоположение: надо выйти из естественного состояния, в котором каждый поступает по

147 Там же. С. 291.

149 Там же. С. 306.

Верховенство законодательной власти у Канта не означает, что она может поступиться принципами права. Значит, правовые акты, издаваемые законодательной властью, должны соответствовать правовым принципам: свободе, равенству и справедливости как неотъемлемо присущим личности атрибутам.

Все поднятые в западной философии права теоретические вопросы своеобразно преломляются и осмысливаются классиками русской теории и философии права с учетом достижений европейской правовой мысли и на­циональных традиций.

Иммануил Кант

Иммануил Кант (1724-1804 гг.) - родоначальник классической немецкой философии и основоположник одного из крупнейших направлений в современной теории права - был профессором Кенигсбергского университета. Учение Канта сложилось в начале 70-х гг. XVIII в. в ходе предпринятого им критического пересмотра предшествующей философии. Свои социально-политические взгляды он первоначально изложил в цикле небольших статей, куда вошли работы "Идея всеобщей истории во всемирно-гражданском плане" и "К вечному миру", а затем обобщил в трактате "Метафизика нравов" (1797 г.).

Кант осознавал, как важна проблема правопонимания, и насколько важно ее сформулировать. "Вопрос о том, что такое право, представляет для юриста такие же трудности, какие для логики, представляет вопрос, что такое истина. Конечно, он может ответить, что согласуется с правом, т.е. с тем, что предписывают или предписывали закона данного места и данное время. Но когда ставится вопрос, справедливо ли то, что предписывают законы, когда от него требуется общий критерий, по которому можно было бы распознать справедливое и несправедливое, - с этим он никогда не справится, если только он не ставит на время в стороне эти эмпирические начала и не поищет источника суждений в одном лишь разуме". Здесь разум, по Канту, есть способность (и воля) создавать принципы и правила морального поведения, содержащая их в себе в качестве внутреннего априорного суждения.

Истинное призвание права - надежно гарантировать морали то социальное пространство, в котором она могла бы нормально проявлять себя, в котором она могла бы беспрепятственно реализовывать свободы индивида. В этом суть идеи Канта о моральной обоснованности права и его моральной основе.

Осуществление права требует того, что бы оно было общеобязательным. Всеобщая обязательность права достигается принудительно силой (соблюдение индивидуумом правовой нормы, воспрепятствование его нарушения, восстановления нарушенного). Без принудительной силы право не способно осуществлять свои функции и категорический императив в качестве всеобщего закона лишиться своей безусловности. Снабдить право принудительной силой способно только государство - исконный и первичный носитель принуждения.
Государственность вызывает к жизни и ее бытие и оправдывает требования категорического императива.

Государство - объединение множества людей, подчиненных правовыми законами, его необходимость обусловлена не с практическими, чувственно осязаемыми индивидуальными, групповыми и общими потребностями членов общества, а с категориями, всецело принадлежащими рассудочному, умопостигаемому миру. На государстве нет бремени забот о материальной обеспеченности граждан, об удовлетворении их социальных и культурных нужд, об их трубе, здоровье, образовании и т.д. Под благом государства не следует понимать "благо граждан и их счастье". Под благом государства следует понимать состояние наибольшей согласованности конституции с принципами права, к чему нас обязывает и стремится разум при помощи категорического императива. Выдвижение и защита Кантом тезиса о том, что благо и назначение государства в совершенном праве, в максимальном соответствии устройства и режима государства принципам права, дали основание считать Канта одним из главных основателей идей правового государства.

Кант многократно подчеркивал насущную необходимость для государства опираться на право, ориентироваться в своей деятельности на него, согласовывать все свои действия. Государство, которое уклоняется от соблюдения прав и свобод, не обеспечивает охраны позитивных законов, рискует потерять доверие и уважение своих граждан. Люди будут сознательно находиться в оппозиции к государству.

Анализируя происхождение государства, Кант определяет его начало как естественное состояние, лишенное всякой гарантии законности. Нравственный долг, чувство уважения к естественному праву побуждают людей оставить это состояние и перейти к гражданскому обществу. Переход к последнему не носит характер случайности. Акт, посредством которого изолированные индивиды образуют народ и государство, есть договор.

Кантовское толкование природы этого договора тесно сопряжено с идеями об автономии воли, об индивидах, как моральных субъектах и т.п. Главное условие заключаемого договора - обязательство любой создаваемой организации внешнего принуждения (монархической ли государственности, политически объединившегося ли народа) признавать в каждом индивиде лицо, которое без всякого принуждения осознает долг "не делать другого средством для достижения своих целей" и способно данный долг исполнить.

"Общественный договор" по Канту, заключают между собой морально развитые люди. Поэтому государственной власти запрещается обращаться с ними как с существами, которые не ведают морального закона, и не могут сами правильно выбрать линию поведения. Согласно общественному договору, заключаемому в целях взаимной выгоды и в соответствии с категорическим (моральным) императивом, все отдельные лица, составляющие народ, отказываются от своей внешней свободы, чтобы тотчас же снова обрести ее, однако уже как членов государства. От свободы беспорядочной, необузданной переходят к свободе подлинной во всем ее объеме в правовом состоянии. Свобода в рамках правового состояния предусматривает в первую очередь свободу критики.

Идею разделения властей Кант трактует как идею равновесия властей. Законодательная власть, - принадлежащая только суверенной "коллективной воле народа". Исполнительная власть - сосредоточена у законного правителя и подчинена законодательной верховной власти. Судебная власть - назначена властью исполнительной. Субординация и согласие трех ветвей власти способны предотвратить деспотизм и гарантировать благоденствие государства.

Классификация форм правления: Формы правления, по числу законодательствующих лиц: Автократия (абсолютизм). Аристократия. Демократия.

Центр тяжести проблемы устройства государства лежит непосредственно в способах и методах управления народа. С этой позиции Кант разделяет следующие формы управления. Республиканская - основана на отделении исполнительной власти от законодательной. Деспотическая - основана на слиянии исполнительной власти и законодательной.

По Канту: самодержавная форма власти, вполне может быть республиканской (поскольку в ней четко разделены законодательная и исполнительная власть), а демократия чрезвычайно подвержена трансформации в деспотизм и совместима с ним.

Кант считал реально достижимым строем государства конституционную монархию.

Государь, правитель наделяется только правами. Кант оспаривает право народа наказывать главу государства, если даже тот нарушает свой долг перед государством. Осуждается также право на восстание и опускается только легальное и в некотором смысле пассивное сопротивление существующей власти. Форма борьбы за право - неповиновение.

Все политически изменения Кант предлагает путем плавных реформ сверху, но не в коем случае не путем открытой вооруженной борьбы. Таким образом, Кант является типичным ранним идеологом социального реформизма.

Кант против захватнической, грабительской войны, резко осуждает подготовку к войне.
Он выдвигает проект установления "вечного мира", путем создания всеохватывающей федерации самостоятельных равноправных государств, построенных по республиканскому принципу. По его мнению, создание такого космополитического союза в будущем неминуемо. Предпосылкой тому должны явиться просвещение и воспитание народов, благоразумие и добрая воля правителя, коммерческие потребности наций.


‒Правила умения: что нужно делать, чтобы достигнуть поставленной цели.

Советы благоразумия: средства достижения собственного счастья.

‒Закон нравственности: определение формы поступка независимого от его содержания. [2]

Первые два принципа можно отнести к принципам личного счастья, поэтому их нельзя отнести ко всеобщему закону, ведь суждения о счастье у каждого человека зависит от его опыта, а значит не могут быть априорными. Третий принцип, в виду того, что не зависит от опыта, ведь он определяет общую форму поведения, может считаться априорным, следовательно, может обладать статусом всеобщего. Кант называет этот принцип долгом для всех наделенных разумом существ, так как следование ему не зависит от желания человека, и выполняется он по нравственному принуждению в согласовании с волей. Кроме того, он подмечает, что человек, сделав это принцип своим наивысшим правилом, стремится к подлинному счастью разумных существ, а счастье это заключено во всеобщем благе в мире.

Все это изложенное в предыдущем абзаце наталкивает на мысль, что для осуществления возможностей соблюдения императивного долга необходима одна важная вещь — свобода. Свобода в широчайшем смысле, всеобщая свобода, постоянное стремление к ней, делают доступным универсальное человеческое счастье. [5] Ибо только абсолютно свободный человек способен подчинить волю необходимой максиме.

Анализируя вышеизложенное, можно заметить, что общий принцип этики Канта базируется на формализации, а именно, категорический императив ни в коей мере не описывать модель поведения для каждой ситуации, не дает советов, как поступать в том или ином конкретном случае, но является идеальной обобщенной моделью, описывающей поведение в абсолютно любой ситуации. Если смотреть на мир реально, ничего идеального и совершенного не существует, а значит и этика Канта не может быть названа абсолютно универсальной. Как минимум потому, что упускает из внимания роль личность совсем. Принцип всеобщей морали в том виде, в котором его формулирует Кант осуществим только при одном условии — все люди в мире будут одинаково наделены способностями и возможностями. Однако очевидно, что это совсем не так и не может быть (по крайней мере сейчас) в принципе.

Исходя из данных примеров, можно заключить, что категорический императив Канта, несмотря на его красоту, простоту и всеобщность, все же, не может быть назван универсальным нравственным законом в абсолютном смысле, ибо даже в малейшем смысле не учитывает важность личности. Рассматривать универсальную этику без участия отдельных индивидов и без учета их особенностей, подобно попытке построить коммунизм по теории К.Маркса и Ф.Энгельса при помощи революций — обречено на провал (иллюстрацию этого мы наблюдали в 20 веке). Роль каждой отдельной личности необычайно важно, ведь первично существует индивид, и лишь затем из их множества получается общность. Именно отдельными личностями и ограничивается применение этого всеобщего закона

Категорический императив Канта — лучшее формальное представление об универсальной морали, которое видело человечество, и вряд ли в будущем кто-то преуспеет больше в вопросе формализации этики. Золотого правила нравственности можно и необходимо придерживаться как в повседневной жизни, так и в эпохальном масштабе. На мой взгляд, это и вправду поможет человечеству приблизиться к достижению всеобщего счастья — свободе. Но ввиду сложности этого мира и его нежелании подстраиваться под универсальные законы, а также значительным влиянием отдельных личностей, как и многие идеалистические теории, абсолютная осуществимость Кантовской в глобальном смысле представляется мне утопичной.

Основные термины (генерируются автоматически): категорический императив, всеобщее счастье, принцип, Кант, категорический императив Канта, личность, мир, отдельная личность, практический разум, этика Канта.


Вывод: Правовое государство – государство, а) высшей целью является обеспечение прав человека и гражданина; б) государственная власть ограничена правом. в) где признаются, соблюдаются и защищаются права человека

2. Развитие теории правового государства Личность Характеристика правового государства Платон Государство возможно только там, где господствует справедливый закон Аристотель Поддерживал точку зрения Платона Цицерон Право должно быть выше власти Дж. Локк Верховенство юридических законов (провозглашаются юридические законы, признаются естественные, неотчуждаемые права человека, о которых мы поговорим на следующих занятиях, осуществляется разделение властей) Ш. Монтескье Принцип разделения властей (как вы думаете, как разделял власть Монтескье ) – законодательная, исполнительная, судебная И. Кант Категорический императив (абсолютно обязательное требование) – государство должно быть правовым, с разделением властей С. А. Котляревский Будущее страны – господство права

2. Развитие теории правового государства

Характеристика правового государства

Государство возможно только там, где господствует справедливый закон

Поддерживал точку зрения Платона

Право должно быть выше власти

Верховенство юридических законов (провозглашаются юридические законы, признаются естественные, неотчуждаемые права человека, о которых мы поговорим на следующих занятиях, осуществляется разделение властей)

Ш. Монтескье

Принцип разделения властей (как вы думаете, как разделял власть Монтескье ) – законодательная, исполнительная, судебная

Категорический императив (абсолютно обязательное требование) – государство должно быть правовым, с разделением властей

С. А. Котляревский

Будущее страны – господство права

Русский правовед Б.А. Кистяковский

Как вы понимаете эти положения? Какую проблему

общественной жизни пытались разрешить философы?

3. Признаки правового государства: Верховенство права ст.19 Незыблемость прав и свобод человека ст 15 Разделение властей. глава 1 ст. 10 , 11 ; глава 5

3. Признаки правового государства:

  • Незыблемость прав и свобод человека ст 15

Верховенство права

Ни один государственный орган, ни одно должностное лицо, никакой коллектив лиц, никакие государственные и общественные организации, ни один человек не освобождается от обязанности подчиняться закону

Незыблемость прав и свобод человека Этот принцип определяет сущность правового государства. Права человека – главный естественный ограничитель государственной власти

Незыблемость прав и свобод человека

Разделение властей

  • - это политико-правовая теория, согласно которая государственная власть должна быть разделена между независимыми друг от друга, но при необходимости контролирующими друг друга ветвями

Разделение властей

Разделение властей Законодательная Судебная Исполнительная Правительство РФ Конституционный суд Парламент: Федеральное Собрание Суды общей юрисдикции Совет Федерации Арбитражный суд Государственная дума

Разделение властей

Парламент: Федеральное Собрание

Суды общей юрисдикции


Тест Основным признаком правового государства является: А) верховенство исполнительной власти Б)верховенство законодательной власти В)разделение властей Г)верховенство судебной власти

  • Основным признаком правового государства является:

А) верховенство исполнительной власти

Б)верховенство законодательной власти

Г)верховенство судебной власти

2. Основными ветвями власти являются А) законодательная, исполнительная, судебная Б) административная, финансовая, экономическая В) федеральная, региональная, местная Г) консервативная, либеральная, социалистическая

2. Основными ветвями власти являются

А) законодательная, исполнительная, судебная

Б) административная, финансовая, экономическая

В) федеральная, региональная, местная

Г) консервативная, либеральная, социалистическая

3. Какой из указанных признаков характеризует правовое государство А) отсутствие цензуры Б) административно-командная плановая экономика В) введение всеобщей трудовой повинности Г) ограничение въезда и выезда из страны

3. Какой из указанных признаков характеризует правовое государство

А) отсутствие цензуры

Б) административно-командная плановая экономика

В) введение всеобщей трудовой повинности

Г) ограничение въезда и выезда из страны

4. Выберите признак, характеризующий любое государство А) многообразие политических партий Б) равенство всех граждан перед законом В) разделение и независимость властей Г)принятие законов и сбор налогов

4. Выберите признак, характеризующий любое государство

А) многообразие политических партий

Б) равенство всех граждан перед законом

В) разделение и независимость властей

Г)принятие законов и сбор налогов

Проверь себя! 1. В 2. А 3. А 4. Г

Проверь себя!

Российская Федерация является правовым государством?

Российская Федерация является правовым государством?

Домашнее задание


-75%

Читайте также: