Кас это что за должность

Обновлено: 04.07.2024

1. Настоящий Кодекс регулирует порядок осуществления административного судопроизводства при рассмотрении и разрешении Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции, мировыми судьями (далее также - суды) административных дел о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, а также других административных дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений и связанных с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью осуществления государственных или иных публичных полномочий.

2. Суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела:

1) об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части;

1.1) об оспаривании актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами;

2) об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих;

2.1) о присуждении компенсации за нарушение условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении;

3) об оспаривании решений, действий (бездействия) некоммерческих организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, в том числе саморегулируемых организаций;

4) об оспаривании решений, действий (бездействия) квалификационных коллегий судей;

5) об оспаривании решений, действий (бездействия) Высшей экзаменационной комиссии по приему квалификационного экзамена на должность судьи и экзаменационных комиссий субъектов Российской Федерации по приему квалификационного экзамена на должность судьи (далее также - экзаменационные комиссии);

6) о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации;

7) о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, или права на исполнение судебного акта суда общей юрисдикции в разумный срок.

3. Суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела, связанные с осуществлением обязательного судебного контроля за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, прав организаций при реализации отдельных административных властных требований к физическим лицам и организациям, в том числе административные дела:

1) о приостановлении деятельности или ликвидации политической партии, ее регионального отделения или иного структурного подразделения, другого общественного объединения, религиозной и иной некоммерческой организации, а также о запрете деятельности общественного объединения или религиозной организации, не являющихся юридическими лицами, об исключении сведений о некоммерческой организации из государственного реестра;

2) о прекращении деятельности средств массовой информации;

2.1) об ограничении доступа к аудиовизуальному сервису;

2.2) о признании информации, размещенной в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети "Интернет", информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено;

2.3) о признании информационных материалов экстремистскими;

3) о взыскании денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций с физических лиц (далее - административные дела о взыскании обязательных платежей и санкций);

4) о помещении иностранного гражданина или лица без гражданства, подлежащих депортации или передаче Российской Федерацией иностранному государству в соответствии с международным договором Российской Федерации о реадмиссии, либо принимаемых Российской Федерацией иностранного гражданина или лица без гражданства, переданных иностранным государством Российской Федерации в соответствии с международным договором Российской Федерации о реадмиссии, но не имеющих законных оснований для пребывания (проживания) в Российской Федерации (далее - иностранный гражданин, подлежащий депортации или реадмиссии), в предназначенное для этого специальное учреждение, предусмотренное федеральным законом, регулирующим правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации (далее - специальное учреждение), и о продлении срока пребывания иностранного гражданина в специальном учреждении (далее - административные дела о временном помещении иностранного гражданина, подлежащего депортации или реадмиссии, в специальное учреждение и о продлении срока пребывания иностранного гражданина, подлежащего депортации или реадмиссии, в специальном учреждении);

5) об установлении, о продлении, досрочном прекращении административного надзора, а также о частичной отмене или дополнении ранее установленных поднадзорному лицу административных ограничений (далее также - административные дела об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы);

6) о госпитализации гражданина в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, в недобровольном порядке, о продлении срока госпитализации гражданина в недобровольном порядке или о психиатрическом освидетельствовании гражданина в недобровольном порядке;

7) о госпитализации гражданина в медицинскую противотуберкулезную организацию в недобровольном порядке;

8) иные административные дела о госпитализации гражданина в медицинскую организацию непсихиатрического профиля в недобровольном порядке;

9) о защите интересов несовершеннолетнего или лица, признанного в установленном порядке недееспособным, в случае отказа законного представителя от медицинского вмешательства, необходимого для спасения жизни.

3.1. Заявления о вынесении судебного приказа по требованиям о взыскании обязательных платежей и санкций рассматриваются в порядке, установленном настоящим Кодексом.

4. Не подлежат рассмотрению в порядке, установленном настоящим Кодексом, дела, возникающие из публичных правоотношений и отнесенные федеральным законом к компетенции Конституционного Суда Российской Федерации, конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации, арбитражных судов или подлежащие рассмотрению в ином судебном (процессуальном) порядке в Верховном Суде Российской Федерации, судах общей юрисдикции.

5. Положения настоящего Кодекса не распространяются на производство по делам об административных правонарушениях, а также на производство по делам об обращении взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.

Комментарии к ст. 1 КАС РФ

Текст комментария: "КОММЕНТАРИЙ К КОДЕКСУ АДМИНИСТРАТИВНОГО СУДОПРОИЗВОДСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ 8 МАРТА 2015 Г. № 21-ФЗ" (ПОСТАТЕЙНЫЙ), 2-Е ИЗДАНИЕ, ДОПОЛНЕННОЕ И ПЕРЕРАБОТАННОЕ

Статья 1 КАС РФ определяет предмет регулирования и сферу действия данного Кодекса. Аналогичных положений не содержит ни один из кодифицированных процессуальных законодательных актов - ГПК РФ, АПК РФ, УПК РФ или КоАП РФ. Несколько подобное регулирование устанавливает ст. 1 "Осуществление правосудия арбитражными судами" АПК РФ, согласно которой правосудие в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности осуществляется арбитражными судами в России, образованными в соответствии с Конституцией РФ и федеральным конституционным законом, путем разрешения экономических споров и рассмотрения иных дел, отнесенных к их компетенции данным Кодексом и другими федеральными законами, по правилам, установленным законодательством о судопроизводстве в арбитражных судах.

В ч. 1 ст. 1 КАС РФ, определяющей предмет регулирования данного Кодекса, названы две категории административных дел, рассматриваемых и разрешаемых ВС России, судами общей юрисдикции, мировыми судьями в порядке, предусмотренном данным Кодексом: возникающие из административных и иных публичных правоотношений административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, и административные дела, возникающие из административных и иных публичных правоотношений и связанные с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью осуществления государственных или иных публичных полномочий. Положения ч. ч. 2 и 3 ст. 1 КАС РФ перечисляют отдельные виды административных дел двух названных категорий.

Ранее в рамках подобной регламентации в ст. 245 "Дела, возникающие из публичных правоотношений" ГПК РФ (в ред. Федерального закона от 21 июля 2014 г. N 232-ФЗ ) устанавливалось, что суд рассматривает дела, возникающие из публичных правоотношений:

- по заявлениям граждан, организаций, прокурора об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части, если рассмотрение этих заявлений не отнесено федеральным законом к компетенции иных судов;

- по заявлениям об оспаривании решений и действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих;

- по заявлениям о защите избирательных прав или права на участие в референдуме граждан РФ;

- по заявлениям о помещении иностранного гражданина или лица без гражданства, подлежащих депортации или передаче Россией иностранному государству в соответствии с международным договором РФ о реадмиссии, либо принимаемого Россией иностранного гражданина или лица без гражданства, переданных иностранным государством России в соответствии с международным договором РФ о реадмиссии, но не имеющих законных оснований для пребывания (проживания) в России, в предназначенное для этого специальное учреждение, предусмотренное Федеральным законом "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации";

- по заявлениям об установлении, о продлении, досрочном прекращении административного надзора, а также о частичной отмене или дополнении ранее установленных поднадзорному лицу административных ограничений;

- иные дела, возникающие из публичных правоотношений и отнесенные федеральным законом к ведению суда.

Как разъяснено в п. 1 Постановления Пленума ВС России 2016 г. N 36, исходя из закрепленного частью 2 ст. 46 Конституции РФ права на обжалование решений и действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц и в соответствии со ст. 1 КАС РФ суды общей юрисдикции, ВС России рассматривают и разрешают подведомственные им дела, возникающие из административных и иных публичных правоотношений:

- о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций (ч. ч. 1 и 2 ст. 1 КАС РФ);

- связанные с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью реализации государственных и иных публичных полномочий, в т.ч. административные дела, связанные с осуществлением обязательного судебного контроля за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, прав организаций при реализации отдельных административных властных требований к физическим лицам и организациям (ч. ч. 1 и 3 ст. 1 КАС РФ).

Там же разъяснено, что к административным делам, рассматриваемым по правилам КАС РФ, относятся дела, возникающие из правоотношений, не основанных на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников, в рамках которых один из участников правоотношений реализует административные и иные публично-властные полномочия по исполнению и применению законов и подзаконных актов по отношению к другому участнику.

Пункт 2 Постановления Пленума ВС России 2016 г. N 36 содержит следующие разъяснения:

- согласно п. 2 ч. 2 ст. 1 КАС РФ в порядке, предусмотренном данным Кодексом, суды рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов;

- под иными государственными органами понимаются, в частности, ЦИК России, другие избирательные комиссии, Счетная палата РФ;

- согласно п. 3 ч. 2 ст. 1 КАС РФ в порядке, предусмотренном названным кодексом, суды рассматривают и разрешают административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) некоммерческих организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, в т.ч. саморегулируемых организаций субъектов профессиональной деятельности, если оспариваемые решения, действия (бездействие) являются результатом осуществления (неосуществления) указанных полномочий. В то же время не подлежат рассмотрению по правилам КАС РФ не связанные с реализацией публичных полномочий дела по внутри корпоративным спорам, возникающим между адвокатами и адвокатскими палатами, нотариусами и нотариальными палатами, медиаторами и постоянно действующим коллегиальным органом управления саморегулируемой организации медиаторов, а также между членами и органами управления иных саморегулируемых организаций, которые подлежат разрешению в исковом порядке;

- дела об оспаривании решений, действий (бездействия) саморегулируемых организаций субъектов предпринимательской деятельности рассматриваются в порядке, предусмотренном АПК РФ.

Часть 3.1 ст. 1 КАС РФ указывает, что заявления о вынесении судебного приказа по требованиям о взыскании обязательных платежей и санкций рассматриваются в порядке, установленном данным Кодексом. Эта часть введена с 6 мая 2016 г. Федеральным законом от 5 апреля 2016 г. N 103-ФЗ , принятым в части установления упрощенной формы производства по делам о взыскании обязательных платежей и санкций. Указанным Законом в КАС РФ включена глава 11.1, регламентирующая производство по административным делам о вынесении судебного приказа, а также статья 17.1, указывающая, что в этом порядке мировой судья рассматривает заявления о вынесении судебного приказа по требованиям о взыскании обязательных платежей и санкций.

В ч. 4 ст. 1 КАС РФ указано, что установленный данным Кодексом порядок рассмотрения дел не касается дел, возникающих из публичных правоотношений и отнесенных федеральным законом к компетенции КС России, конституционных (уставных) судов субъектов РФ, арбитражных судов или подлежащих рассмотрению в ином судебном (процессуальном) порядке в ВС России, судах общей юрисдикции. При рассмотрении таких дел подлежат применению:

- при рассмотрении дел КС России - Конституция РФ (ст. 125) и Федеральный конституционный закон от 21 июля 1994 г. N 1-ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации" ;

СЗ РФ. 1994. N 13. Ст. 1447.

- при рассмотрении дел конституционным (уставным) судом субъекта РФ - закон субъекта РФ, устанавливающий порядок рассмотрения вопросов, отнесенных к компетенции данного суда (ч. 3 ст. 27 Закона 1996 г. о судебной системе);

- при рассмотрении дел арбитражным судом - АПК РФ, в т.ч. разд. III "Производство в арбитражном суде первой инстанции по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений" данного Кодекса;

- при рассмотрении дел ВС России, судом общей юрисдикции - ГПК РФ, УПК РФ, КоАП РФ.

В пункте 1 Постановления Пленума ВС России 2016 г. N 36 разъяснено следующее:

- по смыслу ч. 4 ст. 1 КАС РФ и ч. 2 ст. 1 ГПК РФ, а также с учетом того, что гражданские права и обязанности возникают, в частности, из актов государственных органов и органов местного самоуправления (ст. 8 части первой ГК РФ), споры о признании таких актов недействительными (незаконными), если их исполнение привело к возникновению, изменению или прекращению гражданских прав и обязанностей, не подлежат рассмотрению в порядке, предусмотренном КАС РФ;

- например, не подлежат рассмотрению по правилам КАС РФ служебные споры, в т.ч. дела, связанные с доступом и прохождением различных видов государственной службы, муниципальной службы, а также дела, связанные с назначением и выплатой пенсий, реализацией гражданами социальных прав, дела, связанные с предоставлением жилья по договору социального найма, договору найма жилищного фонда социального использования, договору найма специализированного жилищного фонда;

- не подлежат рассмотрению в порядке, предусмотренном КАС РФ, экономические споры и другие дела, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и отнесены законом к компетенции арбитражных судов (§ 1 гл. 4 АПК РФ).

Часть 5 ст. 1 КАС РФ исключает из сферы действия данного Кодекса (за исключением случаев, предусмотренных данным Кодексом) производство по делам об административных правонарушениях, а также производство по делам об обращении взыскания на средства бюджетов бюджетной системы РФ. Оговорка о том, что КАС РФ могут быть предусмотрены исключения, включена в данную часть Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 303-ФЗ , которым статья 353 КАС РФ дополнена частью 3.1, регламентирующей направление судом исполнительного листа по решению о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок. Соответственно, эта норма и подразумевается под такими исключениями.

Порядок производства по делам об административных правонарушениях, в т.ч. установление мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях, в соответствии с ч. 1 ст. 1.1 и п. 4 ч. 1 ст. 1.3 КоАП РФ регулируется данным Кодексом. Рассмотрение дел об административных правонарушениях, связанных с осуществлением предпринимательской или иной экономической деятельности юридическим лицом или лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, регламентировано положениями гл. 25 АПК РФ, в т.ч. рассмотрение дел о привлечении к административной ответственности (§ 1) и рассмотрение дел об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности (§ 2).

Обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы РФ регламентировано положениями гл. 24.1 "Исполнение судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации" БК РФ (глава введена Федеральным законом от 27 декабря 2005 г. N 197-ФЗ ).

СЗ РФ. 2006. N 1. Ст. 8.

Задайте вопрос юристу:

КОДЕКС АДМИНИСТРАТИВНОГО СУДОПРОИЗВОДСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

(с изменениями на 15 июля 2021 года)
(редакция, действующая с 1 декабря 2021 года),

Документ с изменениями, внесенными:

В настоящем документе учтено:

Положения настоящего Кодекса (в редакции Федерального закона от 23 июня 2016 года N 220-ФЗ) применяются при наличии технической возможности в суде - см. часть 4 статьи 12 Федерального закона от 23 июня 2016 года N 220-ФЗ.

Принят
Государственной Думой
20 февраля 2015 года

Одобрен
Советом Федерации
25 февраля 2015 года

Раздел I

Глава 1. Основные положения

Статья 1. Предмет регулирования настоящего Кодекса

1. Настоящий Кодекс регулирует порядок осуществления административного судопроизводства при рассмотрении и разрешении Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции, мировыми судьями (далее также - суды) административных дел о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, а также других административных дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений и связанных с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью осуществления государственных или иных публичных полномочий.

(Часть в редакции, введенной в действие с 6 мая 2016 года Федеральным законом от 5 апреля 2016 года N 103-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)

2. Суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела:

1) об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части;

1_1) об оспаривании актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами;

2) об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих;

2_1) о присуждении компенсации за нарушение условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении;

(Пункт дополнительно включен с 28 января 2020 года Федеральным законом от 27 декабря 2019 года N 494-ФЗ)

3) об оспаривании решений, действий (бездействия) некоммерческих организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, в том числе саморегулируемых организаций;

4) об оспаривании решений, действий (бездействия) квалификационных коллегий судей;

5) об оспаривании решений, действий (бездействия) Высшей экзаменационной комиссии по приему квалификационного экзамена на должность судьи и экзаменационных комиссий субъектов Российской Федерации по приему квалификационного экзамена на должность судьи (далее также - экзаменационные комиссии);

6) о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации;

7) о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, или права на исполнение судебного акта суда общей юрисдикции в разумный срок.

3. Суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела, связанные с осуществлением обязательного судебного контроля за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, прав организаций при реализации отдельных административных властных требований к физическим лицам и организациям, в том числе административные дела:

1) о приостановлении деятельности или ликвидации политической партии, ее регионального отделения или иного структурного подразделения, другого общественного объединения, религиозной и иной некоммерческой организации, а также о запрете деятельности общественного объединения или религиозной организации, не являющихся юридическими лицами, об исключении сведений о некоммерческой организации из государственного реестра;

2) о прекращении деятельности средств массовой информации;

2_1) об ограничении доступа к аудиовизуальному сервису;

(Пункт дополнительно включен с 1 июля 2017 года Федеральным законом от 1 мая 2017 года N 87-ФЗ)

2_2) о признании информации, размещенной в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети "Интернет", информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено;

(Пункт дополнительно включен с 1 октября 2019 года Федеральным законом от 28 ноября 2018 года N 451-ФЗ)

2_3) о признании информационных материалов экстремистскими;

(Пункт дополнительно включен с 1 октября 2019 года Федеральным законом от 28 ноября 2018 года N 451-ФЗ)

3) о взыскании денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций с физических лиц (далее - административные дела о взыскании обязательных платежей и санкций);

4) о помещении иностранного гражданина или лица без гражданства, подлежащих депортации или передаче Российской Федерацией иностранному государству в соответствии с международным договором Российской Федерации о реадмиссии, либо принимаемых Российской Федерацией иностранного гражданина или лица без гражданства, переданных иностранным государством Российской Федерации в соответствии с международным договором Российской Федерации о реадмиссии, но не имеющих законных оснований для пребывания (проживания) в Российской Федерации (далее - иностранный гражданин, подлежащий депортации или реадмиссии), в предназначенное для этого специальное учреждение, предусмотренное федеральным законом, регулирующим правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации (далее - специальное учреждение), и о продлении срока пребывания иностранного гражданина в специальном учреждении (далее - административные дела о временном помещении иностранного гражданина, подлежащего депортации или реадмиссии, в специальное учреждение и о продлении срока пребывания иностранного гражданина, подлежащего депортации или реадмиссии, в специальном учреждении);

5) об установлении, о продлении, досрочном прекращении административного надзора, а также о частичной отмене или дополнении ранее установленных поднадзорному лицу административных ограничений (далее также - административные дела об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы);

6) о госпитализации гражданина в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, в недобровольном порядке, о продлении срока госпитализации гражданина в недобровольном порядке или о психиатрическом освидетельствовании гражданина в недобровольном порядке;

7) о госпитализации гражданина в медицинскую противотуберкулезную организацию в недобровольном порядке;

8) иные административные дела о госпитализации гражданина в медицинскую организацию непсихиатрического профиля в недобровольном порядке;

9) о защите интересов несовершеннолетнего или лица, признанного в установленном порядке недееспособным, в случае отказа законного представителя от медицинского вмешательства, необходимого для спасения жизни.

3_1. Заявления о вынесении судебного приказа по требованиям о взыскании обязательных платежей и санкций рассматриваются в порядке, установленном настоящим Кодексом.

(Часть дополнительно включена с 6 мая 2016 года Федеральным законом от 5 апреля 2016 года N 103-ФЗ)

4. Не подлежат рассмотрению в порядке, установленном настоящим Кодексом, дела, возникающие из публичных правоотношений и отнесенные федеральным законом к компетенции Конституционного Суда Российской Федерации, конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации, арбитражных судов или подлежащие рассмотрению в ином судебном (процессуальном) порядке в Верховном Суде Российской Федерации, судах общей юрисдикции.

5. Положения настоящего Кодекса не распространяются на производство по делам об административных правонарушениях, а также на производство по делам об обращении взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.

(Часть в редакции, введенной в действие с 4 июля 2016 года Федеральным законом от 3 июля 2016 года N 303-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)

Статья 2. Законодательство об административном судопроизводстве

2. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила административного судопроизводства, чем предусмотренные настоящим Кодексом, применяются правила международного договора. Не допускается применение правил международных договоров Российской Федерации в их истолковании, противоречащем Конституции Российской Федерации. Такое противоречие может быть установлено в порядке, определенном федеральным конституционным законом.

3. Предусмотренные настоящим Кодексом общие правила административного судопроизводства в судах первой, апелляционной, кассационной и надзорной инстанций применяются ко всем категориям административных дел с учетом особенностей производства по отдельным категориям административных дел, установленных настоящим Кодексом.

4. В случае отсутствия нормы процессуального права, регулирующей отношения, возникшие в ходе административного судопроизводства, суд применяет норму, регулирующую сходные отношения (аналогия закона), а при отсутствии такой нормы действует исходя из принципов осуществления правосудия в Российской Федерации (аналогия права).

5. Административное судопроизводство осуществляется в соответствии с теми нормами процессуального права, которые действуют во время рассмотрения и разрешения административного дела, совершения отдельного процессуального действия.

Статья 3. Задачи административного судопроизводства

Задачами административного судопроизводства являются:

1) обеспечение доступности правосудия в сфере административных и иных публичных правоотношений;

2) защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений;

3) правильное и своевременное рассмотрение и разрешение административных дел;

4) укрепление законности и предупреждение нарушений в сфере административных и иных публичных правоотношений.

5) мирное урегулирование споров, возникающих из административных и иных публичных правоотношений.

(Пункт дополнительно включен с 25 октября 2019 года Федеральным законом от 26 июля 2019 года N 197-ФЗ)

Статья 4. Право на обращение в суд с административным исковым заявлением

1. Каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

2. Принуждение к отказу от права на обращение в суд является недопустимым.

3. Если для определенной категории административных дел федеральным законом установлен обязательный досудебный порядок урегулирования административного или иного публичного спора, обращение в суд возможно после соблюдения такого порядка.

3_1. Стороны вправе после обращения в суд использовать примирительные процедуры для урегулирования спора, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.

(Часть дополнительно включена с 25 октября 2019 года Федеральным законом от 26 июля 2019 года N 197-ФЗ)

4. Иностранные граждане, лица без гражданства, иностранные и международные организации (далее также - иностранные лица) имеют право обращаться в суды за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов в сфере административных и иных публичных правоотношений, основанных на властном подчинении одной стороны другой. Иностранные лица пользуются процессуальными правами и выполняют процессуальные обязанности наравне с российскими гражданами и организациями, за исключением случаев, прямо предусмотренных настоящим Кодексом. Правительством Российской Федерации могут быть установлены ответные ограничения в отношении иностранных лиц тех государств, в судах которых допускаются ограничения процессуальных прав российских граждан и организаций.

Статья 5. Административная процессуальная правоспособность и административная процессуальная дееспособность, административная процессуальная правосубъектность

1. Способность иметь процессуальные права и нести процессуальные обязанности в административном судопроизводстве (административная процессуальная правоспособность) признается в равной мере за всеми гражданами, органами государственной власти, иными государственными органами, органами местного самоуправления, их должностными лицами, общественными объединениями, религиозными и иными организациями, в том числе некоммерческими, а также общественными объединениями и религиозными организациями, не являющимися юридическими лицами, если они согласно настоящему Кодексу и другим федеральным законам обладают правом на судебную защиту своих прав, свобод и законных интересов в публичной сфере.

15 сентября 2015 года - это знаменательная дата для российской судебной системы. Именно в этот день вступит в силу новый Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации, который существенно меняет порядок обжалования нормативных и законодательных актов в судебном порядке. При этом, он никак не влияет на ситуацию с делами об административных правонарушениях - хотя многие, наверное, уже успели подумать обратное.

Можно сказать, что до 15 сентября 2015 года в российской судебной системе имелся довольно ощутимый пробел. В ней, по сути, отсутствовали правила обжалования законодательных актов и действий чиновников и должностных лиц. Эти вопросы частично регулировались Гражданским процессуальным кодексом РФ, а частично Арбитражным процессуальным кодексом РФ. До сих пор порядок обжалования в "государственных спорах" мало отличался от порядка общего производства. Никаких особых условий не существовало. С принятием Кодекса административного судопроизводства РФ (КАС РФ) такие условия появились. Так что же внесет новый кодекс в судебную систему РФ? Какие перемены ожидают всех нас совсем скоро?

Основные положения КАС РФ и подсудность споров

Кодекс административного судопроизводства — это нормативный акт, который вводит новый порядок рассмотрения судебных дел, вытекающих из административных и других публичных правоотношений. Документ разрабатывали два года, вносили в него множество поправок и постоянно переносили его рассмотрение в Госдуме РФ. Первое чтение Кодекса в российском парламенте состоялось еще в мае 2013 года. Зато потом его приняли в сразу двух чтениях буквально за несколько заседаний - второе чтение КАС РФ прошел 18 февраля 2015 года, а третье и окончательное - 20 февраля 2015 года. Инициатором создания КАС РФ является Президент России Владимир Путин. По его поручению была начата разработка нового Кодекса и именно он внес его на рассмотрение Госдумы РФ. Президент подписал Кодекс административного производства 8 марта 2015 года.

Материал по теме

Госдума приняла Кодекс административного судопроизводства РФ в третьем чтении

Если говорить о том, какие именно категории споров попадают под юрисдикцию КАС РФ, то можно сказать, что теперь только по его правилам организации, граждане и общественные объединения могут обжаловать любые решения и действия органов власти всех уровней и отдельных чиновников, которые нарушают их права. Кроме того, только в соответствии с требованиями КАС будут оспариваться законы и другие нормативные акты. А также, новому Кодексу подконтрольны споры о результатах и случаях фальсификаций на выборах. Кстати сказать, все вопросы, связанные с выборами, которые пройдут в единый день голосования 13 сентября 2015 года, уже будут рассматриваться по правилам нового Кодекса, поскольку он имеет обратную силу.

Как поясняют эксперты в области права, выведение административных дел из-под юрисдикции ГПК РФ должно положительно отразится на судопроизводстве.

Отдельно следует отметить, что под юрисдикцию КАС РФ не попадают дела об административных правонарушениях, которые регулирует Кодекс РФ об административных правонарушениях. Порядок рассмотрения этих дел не изменяется, и об этом отдельно упомянуто в самом новом Кодексе.

Споры, подведомственные КоАП РФ, будут как и раньше рассматриваться судами общей юрисдикции. Отдельной ветви федеральных судов специально под КАС создаваться не будет. Однако, административное производство все равно станет отдельной ветвью судопроизводства, и теперь будет соответствовать требованиям Конституции РФ. Ведь Основной закон изначально требовал такого выделения.

Таким образом, начиная с 15 сентября все дела, которые уже находятся в производстве судов, но попадают под действие КАС РФ, будут рассматриваться в новом порядке. В частности, по этим правилам будут рассматриваться все споры о кадастровой стоимости объектов недвижимости, об оспаривании постановлений и решений, принятых всеми государственными службами, в частности Роспотребнадзором, а так же споры об отмене несправедливых решений о выделении земельных участков гражданам и организациям.

Без профессионального юриста - ни шагу

В соответствии с новыми требованиями, все споры, которые попадают под юрисдикцию КАС РФ суды должны рассматривать только с участием в процессе представителя истца, имеющего высшее юридическое образование. И это требование означает, что, если у самого истца такого образования нет, то он не сможет самостоятельно защищать свои интересы в суде.

Для участия в судебном процессе свое образование придется подтверждать соответствующими документами, как того требует статья 55 КАС РФ. Иначе, представитель не будет допущен к заседаниям. - точно так же, как может быть не допущен и сам заявитель. При этом подтверждение документов потребуется даже в том случае, когда представитель имеет официальный статус адвоката, и его полномочия закреплены соответствующим удостоверением.

Такие требования существенно усложняют порядок обращения в суд по общественным делам для простых граждан. Если в текущих условиях любой гражданин может оспорить закон или постановление государственного органа самостоятельно, не привлекая к делу профессиональных юристов в качестве представителей, то теперь ему придется оплачивать такие услуги. Кроме того, общественные организации, которые зачастую не имели в штате адвокатов, но зато имели большой практический опыт в судах, также не смогут инициировать судебное разбирательство, не наняв перед этим юриста.

Из этого можно сделать вывод, что количество таких споров, особенно в первое время после ведения КАС РФ в действие, должно существенно сократиться. А вот как это отразится на их качественных показателях - большой вопрос.

СМС-повестка из суда

Насколько такая позиция оправдана, покажет только судебная практика по применению КАС. Однако уже сейчас можно сказать, что новый Кодекс все же расширяет возможности на этапе подачи исков. В частности, появилась возможность подавать коллективные административные иски об оспаривании законодательных и нормативных актов, а также о нарушении прав избирателей.

Проигрывать станет дорого

Коллективные иски, предусмотренные КАС РФ, хороши еще и тем, что они позволяют разделить финансовое бремя в случае неудачи. Ведь в новом Кодексе прописан принцип "проигравшая сторона полностью оплачивает судебные издержки выигравшей стороны", а это значит, что придется возмещать не только государственную пошлину, но и стоимость всех экспертиз, затрат на доставку в суд свидетелей и доказательств, а также оплату услуг профессионального адвоката.

Вероятно, когда законодатели принимали такие нормы, они в первую очередь думали о возмещении издержек граждан и организаций, оспаривающих действия чиновников. Поскольку судебный процесс с обязательным участием профессионального юриста стоит дорого, то и издержек у простого гражданина или организации также будет не мало. Но беда в том, что в суде можно не только выиграть, но и проиграть. Таким образом, отстаивание своих и чужих прав может обойтись гражданам и бизнесу слишком дорого.

А ведь под юрисдикцию КАС РФ попадают споры по поводу незаконного строительства или нарушения порядка использования водных ресурсов. Это значит, что желая отстоять свое право на чистый воздух и воду гражданин изначально рискует получить многотысячный долг перед государством. Конечно, КАС РФ обязывает судей принимать решения о возмещении расходов на судебный процесс в "разумных пределах". Однако как именно определять такие пределы Кодекс не разъясняет. Поэтому все финансовые вопросы оказываются в руках самого судьи, принимающего решение.

Как это будет?

А вот что принесет КАС РФ тем, чьи интересы он призван защищать - пока скрыто густым туманом. Но хочется верить, что два года трудов законодателей не пройдут зря, и требования Конституции РФ об обязательном административном судопроизводстве будут соблюдены не только на бумаге.

Юристы давно обсуждают особенности, которыми обладает административно-процессуальный Кодекс РФ. Из-за этого появился отдельный документ, посвящённый производству в этом направлении. До 2015 года такие дела не выделялись в отдельное направление. После этой даты рассмотрение предполагает исключительно кассационный порядок. Есть и другие особенности, которые надо учитывать.

Административно-процессуальный Кодекс: что это такое? Сфера применения

Административно-процессуальный кодекс РФ

Кодекс административного судопроизводства был принят 20 февраля 2015 года Госдумой

Административно-процессуальным Кодексом называют специальный документ, регулирующий работу таких учреждений и специалистов:

Сам Кодекс применяют при рассмотрении дел, связанных с нарушением прав и свобод конкретных людей либо организаций. Существует исчерпывающий список вопросов, которые допускают рассмотрение в этом порядке.

Это касается таких явлений:

  • Оспаривание решений государственных органов, органов власти.
  • Жалобы на решения экзаменационных комиссий, действия судей.
  • Нарушения в избирательных правах граждан.
  • Приостановление деятельности политических партий.
  • Прекращение работы средств массовой информации, если это необходимо.

Согласно административно-процессуальному Кодексу отдельного рассмотрения заслуживает целый блок вопросов, связанных с госпитализацией граждан. Речь идёт о таких факторах, как:

  1. Помещение в психиатрическую клинику человека, который представляет опасность для себя и окружающих.
  2. Принудительное лечение больных туберкулёзом.
  3. Вопрос о медицинском вмешательстве при лечении несовершеннолетних.

Заявления о взыскании принудительных платежей тоже могут рассматриваться согласно административно-процессуальному Кодексу.

Какими особенностями обладает документ

Документ обладает следующими характеристиками:

  • Описание системы с материальными нормами. Речь об общем перечне с правонарушениями, особенностях наказаний на практике, общих положениях, принципах ответственности. Процессуальные нормы тоже описывают отдельно, здесь же приводят описание дел, связанных с административными правонарушениями.
  • Универсальность действующих норм и положений.
  • Закрепление ответственности в равной степени для физических и юридических лиц. Не делают исключений и для органов местного самоуправления.
  • Регламентация любой ответственности за любые административные правонарушения.

Арбитражные суды тоже привлекаются к рассмотрению таких дел. Отдельно описывается возможность привлечения к ответственности физических лиц, когда они достигают возраста 16 лет.

Законодательство об административном судопроизводстве

Административное судопроизводство

Данный законопроект призван защищать права и свободы граждан

Есть определённые условия и требования, при выполнении которых спор между сторонами становится административным.

Такие споры появляются при следующих обстоятельствах:

  1. При связи с работой физических и юридических лиц, наделённых властными полномочиями.
  2. Субъектные права граждан нарушены.
  3. При осуществлении прав сталкиваются с помехами.

Условие для обращения в суд – создание препятствий при реализации законных прав.

Суд должен определить, чья позиция соответствует закону, основана на текущих положениях. Таким образом, проверяют саму деятельность административного органа.

Подача исков допустима для любых лиц, которым интересен спор, его разрешение. Если только сами истцы не имеют высшего юридического образования – участие представителей интересов обязательно.

По каждому из направлений Кодекс отдельно описывает дела, процесс рассмотрения.

Задачи и принципы

Кодекс опирается на некоторые принципы, как и другие подобные виды бумаг:

  • Независимость судей.
  • При судебном заседании стороны равны.
  • Принятие судебных актов, рассмотрение дел только согласно закону.
  • Открытый, гласный процесс.
  • Состязательность сторон.

Граждане часто не стремятся обращаться в суд, поскольку считают процесс слишком долгим и сложным. Это ошибочное утверждение. В самом Кодексе закрепляются вполне разумные сроки, на протяжении которых рассматривают заявления. Заседания проводятся быстро, на много дней процесс не растягивается.

У административного производства выделяют несколько задач:

  1. Работа с административными, иными публичными правонарушениями, чтобы укрепить законность, предупредить правонарушения.
  2. Своевременные, грамотные решения по делам, спорам.
  3. Защита любых интересов и прав у граждан, организаций.
  4. Доступность правосудия по отношению к нарушению.

Приведённые задачи отличаются программно-целевым назначением.

Законность и справедливость при рассмотрении, разрешении административных дел

Понятие административного судопроизводства

Соблюдение такого принципа обеспечивается несколькими способами:

  • Соблюдение всех положений Кодекса.
  • Правильное толкование дела, соответствующее обстоятельствам, максимально точное.
  • Существующие нормативы применяют точно, правильно.
  • Получение судебной защиты путём восстановления нарушенных прав и свобод.

По заявлению одной из сторон допустима ситуация, когда вводятся меры предварительной защиты. Суд не наделён правом для самостоятельной установки таких мер.

О сроках исполнения производства

Главное – правильно подготовить документы, подать административный иск согласно всем требованиям действующего законодательства. Тогда одно из следующих решений выносят по итогам разбирательства:

  1. Возвращение иска заявителю. Решение принимают, если не соблюдают досудебный порядок урегулирования споров, нарушают правила подсудности, и так далее.
  2. Оставление искового заявления без движения.

Важно соблюдать сроки для исправления недостатков, которые устанавливаются судьями. Иначе иск считают не поданным, его возвращают отправителю. Заявление принимают к производству, когда текущие недостатки устранены. После этого сроки начинают течь заново.

Обязательно оформление мотивированных определений в данном случае. Здесь опираются на нормы, установленные статьёй 128 КАС РФ. В частном порядке граждане имеют право обжаловать такие определения, повторно подавать административные иски запрещают.

  1. Принятие иска к производству, подготовка дела для разбирательства.

Если всё в порядке, подобные решения принимают максимум через три дня после поступления, изучения всех документов. Ответчику после этого для ознакомления направляют копии документации, связанной с делом.

С момента поступления заявления в суд должно пройти не более 2 месяцев, прежде чем по делу об административном правонарушении примут окончательное решение. До 3 месяцев растягивается срок в случае, когда дело рассматривает Верховный суд. Председатель суда может продлевать время не более, чем на 3 месяца. Сам истец не сохраняет право подавать ходатайства с просьбой ускорить производство.

Как работают с Кодексом административного судопроизводства

Кодекс административного судопроизводства

I инстанцией являются мировые судьи, потом межрайонные суды

КАС говорит о том, что обращение к судебным инстанциям – стандартная процедура, если возникают проблемы с представителями управленческой сферы.

Такой порядок решения судебного спора наделён преимуществами. Одно из главных – в том, что друг от друга остаются независимыми исполнительная власть и судебная система.

Благодаря этому всегда проще отменять или исправлять акты, внесённые представителями власти. Законность полномочий рассматривается, оценивается в ходе заседания отдельно.

При производстве опираются на те нормы, которые сохраняют свою силу в момент рассмотрения дела. Новый Кодекс вступал силу несколькими этапами, начиная с 2015-ого года.

Во многом в КАС повторяются нормы, которые уже были в старых версиях ГПК РФ. Особенно это касается общих принципов судопроизводства. Но имеются и определённые новшества.

Права и обязанности лиц, участвующих в деле

Есть общие права и обязанности для всех лиц, которые стали участниками при рассмотрении того или иного дела:

Допускается снятие копий с материалов, но для этого потребуется оформить отдельное ходатайство. Фотографические копии, сделанные с помощью телефонов, планшетов, фотоаппаратов – выбор большей части граждан. Ограничения при подаче ходатайств практически отсутствуют.

При отсутствии специальной техники допустимо создавать рукописные выписки. Можно изучать материалы в ходе судебных заседаний, если заранее устно попросить об этом судью.

  • Заявления об отводах путём составления соответствующих документов.

Распространённая причина отвода – личная заинтересованность в процессе, либо наличие близких родственников среди участников. Оптимальная форма – письменная.

  • Представление доказательств суду, участие в их изучении.
  • Истребование доказательств.
  • Непосредственное участие в процессе, с направлением вопросов любому из присутствующих участников. При этом можно давать любые пояснения как в устной, так и в письменной форме. Отзыв на иск, встречный иск и возражения – документы, право на подачу которых сохраняют у ответчика.
  • Подача жалоб на решения, вынесенные судом. Бывают апелляционными или общими, в зависимости от особенностей рассмотрения текущего дела

Есть и другие обязанности, но они заслуживают детального рассмотрения.

Подведомственность споров по административным правонарушениям

Подведомственность

Подведомственность относят к характеристикам дел, в силу которых они подлежат рассмотрению той или иной инстанции. Распределение процессов между различными инстанциями в результате – чёткое, целесообразное. Определение правил подведомственности только в законе – важный признак, о котором необходимо помнить.

Чтобы было проще разобраться – можно привести примеры. Арбитражные суда занимаются рассмотрением споров, содержащих следующие компоненты.

  1. От федеральных органов власти оспаривают нормативно-правовые акты.
  2. Представители сферы предпринимательства, других направлений – если задеты права, законные интересы. , если закон не относит дело к компетенции другого органа.
  3. Обращение к физическим, юридическим лицам с целью взыскания штрафов, других платежей обязательного характера.
  4. Другие дела из публичных, административных правонарушений.

Для рассмотрения таких дел занимаются созданием Конституционных, уставных судов:

  • Соответствие законов субъектов РФ.
  • Законность нормативно-правовых актов и практического аспекта.
  • Изучение действий органов местного самоуправления.

Статья 29 АПК РФ подробнее всего рассказывает о подведомственности той или иной инстанции.

Бывает также подсудность по территориальному или видовому признаку, в зависимости от того, по каким адресам находятся участники, какие именно дела требуют рассмотрения.

Гласность и открытость судебного разбирательства

В судах любой инстанции процедура рассмотрения дела должна оставаться открытой. Это правило – и есть основа, формирующая принцип гласности. В рамках заседания слушания тоже должны оставаться открытыми. Законодательство выделяет лишь несколько обстоятельств, при которых допускается сделать исключение из правил.

Принцип гласности включает норму, согласно которой любое лицо имеет право присутствовать на заседании, если на то есть причины. При этом ограничения по возрасту для участников не накладывают. Ранее российское законодательство допускало присутствие на делах только для лиц, достигших возраста 16-ти лет. Теперь в рамках обучения даже школьники получили такое право.

Подача ходатайств о рассмотрении дела на закрытом заседании

Рассмотрение дела

Для принятия решения конкретного спора суд руководствуется законом, который регулирует эти отношения

Обычно такие ходатайства подают, чтобы обеспечить право на неприкосновенность частной жизни. Такие основания – не безусловные.

Важно указать характер информации, связанной с жизнью того или иного лица. Обязательно описывают последствия негативного характера, связанные с разглашением подобных сведений.

Когда исковое заявление принято – судебное дело принимают к производству.

Судья на таких этапах выносит первые определения, в которых обязательно указывает:

  1. Документы и доказательства, предоставляемые по делу.
  2. Круг доказывания по делу.

Лицо, подавшее заявление, должно аргументировать, почему заседание должно быть именно закрытым. Ходатайство разрешают подавать в любой момент после принятия дела к рассмотрению. Устные оглашения требований разрешены, но письменные признаны эффективными. Устный вариант рассматривают, только если есть серьёзные аргументы.

Публикация актов, вынесенных арбитражным судом

На официальных сайтах суды обязаны размещать следующие разновидности документов:

  1. Результаты обжалования.
  2. Сведения об обжаловании актов.
  3. Тексты вынесенных судебных актов.

На сайте все тексты публикуют в полном объёме, но из этого правила есть некоторые исключения. Важно учитывать право на неприкосновенность семейной, частной жизни. То же касается защиты достоинства, репутации. Поэтому нельзя публиковать персональные данные тех, кто принимает участие в деле.

Видео об административном судопроизводстве:

Для истцов важно соблюдать все требования закона, когда они оформляют исковое заявление. Если спор обязательно урегулировать с досудебным порядком – об этом не забывают. У истцов в административном судопроизводстве есть и специальные права.

Например, изменение предмета иска, оформление просьб по материальным вопросам. Одно из прав сторон – договариваться миром. Защита интересов налажена и для ответчиков. Главное – чтобы каждая сторона знала как можно больше о доступных инструментах для скорейшего разрешения спора.

Заметили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам.

Читайте также: