Каноническое право католической церкви как первая правовая система западной европы

Обновлено: 07.07.2024

Структура римской церкви:

Во главе римский папа (пожизненно), которого выбирал Конклав. Он созывал Соборы (съезды духовенства). Он издавал нормативные акты (буллы), был высшей судебной инстанцией, короновал королей и императоров (папские вассалы), использовал в борьбе с монархами интердикт, отлучал монархов от церкви, освобождал поданных от присяги королю. Ему подчинялись: Монашеский орден /(подчинялись ему и осуществляли различные функции церкви), Военно-рыцарские ордены (в/с римского папы), Монастыри – аббатства и приорства (назначались римским папой).Также были: папские курия, коллегии кардиналов, канцлеры, судебные учреждения.

Источники канонического права:

1. Священное писание (включающий в себя Ветхий и Новый заветы с теми изъятиями, которые были установлены католическим богословием).

2. Произведения отцов церкви (Василия Великого, Григория Богослова, св. Августина). Ими были установлены основные обряды и догматы церкви, правила использования священнической и епископской должности, критерии церковных таинств).

3. Постановления церковных соборов. Ими были установлены важнейшие правила в вероучении, оценке еретических учений и отступлений от церковного канона.

4. Римское право (все нормы и кодексы которого были заимствованы в практике церковных судов.

5. Апостольские конституции – сборник правил, предписанный первым апостолам, составленный 14 века.

6. Папские постановления – декреталии. (Первые декреталии появились в 14 веке)

7. Codex canonum Ecclesiaromani появилсяв империи Каролингов в 8 веке и стал первым опытом систематизации церковного права западной церкви, его составление приписано римскому монаху Дионисию Малому.

8. Собрания документов – Collectio (подготовленные видным испанским философом, епископом Исидором Сивильским в 7 веке).

9. В 12 веке были составлены авторитетные сборники ранних канонических законов (в них были включены извлечения из псевдоисидорийских декреталии, в том числе и из Дарственной Константина).

12. В конце 12 века Бернард из Павии дополнил Декрет еще одним сбоником декреталиев.

13. В 1234 г. были систематизированы декреталии папы Григория IX;

-папы Бонифация VIII (начало 14 века);

-свод Клементинов (после 1317 г.)

15. Дополнение к Декрету Грациана сделано около 1500 года (собрание декреталиев начиная с папы Иоаннв XXII – Extravangantae);

16. Свод канонического права (Corpus juros canonici) такое офицальное название получил единый сборник со всеми дополнения вместе с Декретом Грациана с 1583 года.

Суды канонического права основывались на более сложной судебной процедуре, чем обычные феодальные суды. Отличия в особенности проявились к XII в., когда в каноническом праве стали заметны традиции римского права, переработанные и обновленные соответственно новым церковным требованиям. К основным судопроизводственным порядкам варварских времен и феодального суда церковь относиласьнеприязнено.
Строгий формализм в судебной процедуре был взаимосвязан с вообще новым подходом канонического права к смыслу судопроизводства. Суд должен был не установить правоту одной стороны и осудить другую, суд должен был выяснить истину по делу, может быть, даже в частичное или полное нарушение интересов того, кто возбудил обвинение или жалобу. Были разработаны некоторые правила разграничения доказательств (не относящихся к делу, неясных или неопределенных, свидетельствующих то, что порождает неясность, противоречащих природе и потому бесполезных). Излишне формальные и жесткие требования к природе доказательств были затруднением в возбуждении уголовныхпреследований.
По решению IV Латеранского собора в особые обязанности церковных властей впредь входила борьба с проявлениями разного рода ереси.

Церковная судебная процедура оказала значительное влияние и на светские суды в Европе. Излишне жесткое и своеобразное отношение канонического права к процессуальным доказательствам стало, однако, причиной для распространения в юстиции излишнего затягивания разбора дел, начала практики многомесячных и многолетних тяжб.

Брачно-семейное право:

Христианскими канонами были заложены принципы всех семейных отношений христианского мира, включая и чисто юридические стороны.
Брак в каноническом праве понимался и как соглашение между супругами (здесь проявилось прямое влияние позднего римского права), и как, главное, таинство священного содержания. То, что брак считался договором (contractus), предопределяло взаимные права и обязанности супругов. То, что он был таинством, предполагало его неотменимость; в результате брачного сожительства создавался особого рода кровно-родственный союз супругов, и разорвать его было не во власти людей.

Для заключения канонического брака важнейшим моментом считалось выражение взаимного согласия на брач­ный союз. Совершали брак сами брачующиеся (ими могли быть мужчины с 16 лет, женщины – с 14 лет).

Каноническое право католической церкви ( латынь : ИУС canonicum [1] ) является система из законов и правовых принципов и претворяются в жизнь с помощью иерархических власти в Католической Церкви регулировать свою внешнюю организацию и правительство и порядок и направлять деятельность Католики к миссии Церкви. [2] Это была первая современная западная правовая система [3] и старейшая непрерывно действующая правовая система на Западе, [4] [5] в то время как уникальные традиции восточного канонического правауправлять 23 восточно-католическими церквями sui iuris .

Позитивные церковные законы, прямо или косвенно основанные на неизменном божественном законе или естественном законе , получают формальную силу в случае универсальных законов из провозглашения их верховным законодателем - верховным понтификом , который обладает всей совокупностью законодательной, исполнительной и судебной власти в своем человек, [6] или Коллегией епископовдействуя в общении с Папой, в то время как определенные законы получают формальную власть от принятия законодателем, находящимся ниже высшего законодателя, будь то рядовой или делегированный законодателем. Фактический предметный материал канонов не просто доктринальный или моральный по своей природе, но всеохватывающий человеческое состояние. В нем есть все обычные элементы зрелой правовой системы: [7] законы, суды, юристы, судьи [7], полностью сформулированный правовой кодекс для Латинской церкви [8], а также кодекс для восточно-католических церквей , [ 8] принципы юридической интерпретации , [9] и принудительные штрафы. [10] Ему не хватает гражданско-правовой силы в большинстве светских юрисдикций. Тех, кто разбирается в каноническом праве и является профессором канонического права, называют канонистами [11] [12] (или, в просторечии, каноническими юристами [11] [13] ). Каноническое право как священная наука называется канонистикой .

Юриспруденция канонического права является комплекс правовых принципов и традиций в рамках которого каноническое право осуществляет свою деятельность, в то время как философия, теология, и фундаментальная теория канонического права являются областями философской, богословской и юридической науки , посвященные обеспечивая теоретическую основу для канона закон как правовая система и как истинный закон.

Содержание

Другие термины иногда используется синонимично с IUS canonicum включают IUS крестца , IUS ecclesiasticum , IUS Divinum и ЮС pontificium , [16] , а также sacri Canones [17] (священные каноны).

Примеры церковного позитивного права постятся во время литургического сезона из Четыредесятницы и религиозных деятелей (монахов, монахинь и т.д.) , требующих разрешения от начальства , чтобы издать книгу. [18] [20]

Историю латинского канонического права можно разделить на четыре периода: ius antiquum , ius novum , ius novissimum и Codex Iuris Canonici . [24] В отношении Кодекса историю можно разделить на ius vetus (все законы до Кодекса 1917 года) и ius novum (закон кодекса или ius codicis ). [24]

Закон Восточный канон из восточных католических церквей , которые разработали несколько различных дисциплин и практик, прошли свой собственный процесс кодификации, в результате чего в Кодекс Canonum Ecclesiarum Orientalium обнародованного в 1990 году Папой Иоанном Павлом II . [25]

Святой Раймонд Пеньяфорский (1175–1275), испанский доминиканский священник, является покровителем канонистов [26] [4] из-за его важного вклада в каноническое право в кодификации Decretales Gregorii IX . Среди других святых покровителей - святой Иво Шартрский и иезуитский святой Роберт Беллармин . [ необходима цитата ]

В первом тысячелетии в Римской Церкви , каноны различных экуменических и местных советов были дополнены декреталиями этого папа ; они были собраны в коллекции.

Каноническое право сильно выросло с 1140 до 1234 года. После этого оно замедлилось, за исключением законов местных советов (область канонического права, нуждающаяся в стипендии) и дополнений светских законов. [33] В 1234 году Папа Григорий IX обнародовал первый официальный сборник канонов, названный Decretalia Gregorii Noni или Liber Extra . За этим последовали Liber Sextus (1298 г.) Бонифация VIII , Clementines (1317 г.) Климента V , Extravagantes Joannis XXII и Extravagantes Communes , все из которых следовали той же структуре, что и Liber Extra.. Все эти собрания вместе с Decretum Gratiani вместе именуются Corpus Iuris Canonici . После завершения Corpus Iuris Canonici последующее папское законодательство было опубликовано в периодических томах под названием Bullaria .

В тринадцатом веке Римская церковь начала собирать и систематизировать свое каноническое право, которое после тысячелетия развития превратилось в сложную и трудную систему толкования и перекрестных ссылок. Официальными собраниями были Liber Extra (1234 г.) Папы Григория IX , Liber Sextus (1298 г.) Бонифация VIII и Клементины (1317 г.), подготовленные для Климента V, но опубликованные Иоанном XXII . Они были адресованы университетам папскими письмами в начале каждого сборника, и эти тексты стали учебниками для начинающих канонических юристов. В 1582 году был составлен сборник Decretum, Extra, Sext, Clementines иExtravagantes (то есть декреталии пап от Папы Иоанна XXII до Папы Сикста IV ).

Четвертый период канонической истории - это период наших дней, начало которому положило обнародование Кодекса канонического права 1917 года [24] 27 мая 1917 года [35].

В последующие десятилетия некоторые части Кодекса 1917 года были отретушированы, особенно при Папе Пии XII . В 1959 году Папа Иоанн XXIII объявил вместе с намерением созвать Второй Ватиканский собор , что Кодекс 1917 года будет полностью пересмотрен. [37] [38] В 1963 году комиссия, назначенная для выполнения этой задачи, решила отложить реализацию проекта до завершения работы совета. После закрытия Второго Вселенского Собора Ватикана (II Ватикан) в 1965 году стало очевидно, что Кодекс необходимо будет пересмотреть в свете документов и теологии Второго Ватикана. Когда работа наконец началась, потребовалось почти два десятилетия изучения и обсуждения проектов различных разделов, прежде чемПапа Иоанн Павел II мог обнародовать пересмотренную редакцию, которая вступила в силу 27 ноября 1983 г. [39] и была обнародована апостольской конституцией Sacrae Disciplinae Leges от 25 января 1983 г., содержащей каноны 1752 г. [40], в настоящее время имеет обязательную силу. о Латинской церкви .

Эта кодификация называется Кодексом канонического права 1983 года, чтобы отличить его от Кодекса 1917 года . Как и предыдущая кодификация, это относится к католикам Латинской церкви. [41]

Закон Восточного канона закона 23 католической суи IURIS Церквей на Восточно - католической традиции. Восточное каноническое право включает в себя как общую традицию для всех восточных католических церквей, в настоящее время в основном содержащуюся в Кодексе канонов восточных церквей , так и особый закон, свойственный каждой отдельной, sui iuris конкретной восточной католической церкви. Возникнув на основе канонов отдельных соборов и писаний отцов Восточной церкви, восточное каноническое право развивалось в согласии с византийскими римскими законами , что привело к составлению номоканонов. Восточное каноническое право отличается от латинского канонического права, которое развивалось отдельной строкой в ​​остаткахЗападная Римская империя находилась под прямым влиянием римского понтифика и в настоящее время в основном кодифицирована в Кодексе канонического права 1983 года .

Для восточных католиков два раздела восточного канонического права уже при Папе Пии XII были преобразованы в краткие каноны. Эти части были пересмотрены как часть применения решения Папы Иоанна XXIII провести общий пересмотр церковного канонического права; в результате 1 октября 1991 г. впервые вступил в силу отдельный Кодекс для членов восточно-католических церквей ( Апостольская конституция Sacri Canones от 18 октября 1990 г.). Кодекс канонов Восточных Церквей , как это называется, отличается от латинского 1983 Кодекса канонического права в вопросах, в которых расходятся восточные и латинские традиции, таких как терминология, дисциплина, касающаяся иерархических должностей и отправления таинств.

Институты и практика канонического права развивались параллельно с правовым развитием большей части Европы, и, следовательно, как современное гражданское право, так и общее право [43] [44] [45] несут влияние канонического права.

Со времен Этельберта [скажем, с 600 года] английское право находилось под таким влиянием римского права, что вошло в традиции католической церкви. [46]

Первичные канонические источники права являются 1983 Кодексом канонического права , [18] [54] Кодекс канонов Восточных Церквей , [54] и Pastor Bonus . [55] Другие источники включают апостольские конституции , motibus propriis , частный закон и - с одобрения компетентного законодателя - обычаи . Для того, чтобы он имел юридическую силу, необходимо обнародовать закон . [56] Более поздний и противоположный закон отменяет более ранний закон.

Канонисты сформулировали правила толкования закона для судейского (не законодательного) толкования канонических законов . Подлинное толкование - это официальное толкование закона, изданное законодателем и имеющее силу закона. [57]

Хотя канонический законоведческий теория в целом следует принципам аристотелизма - томистский правовой философии , [4] Фома Аквинский никогда явно не обсуждает место канонического права в его трактате о законе [58] Тем не менее, сам Аквинат был под влиянием канонического права. [59] В то время как многие канонисты применяют томистское определение закона ( lex ) к каноническому праву без возражений, некоторые авторы оспаривают применимость томистского определения к каноническому праву, утверждая, что его применение приведет к обеднению экклезиологии и разрушению самого сверхъестественного конца канонического права. . [60]

В соответствии с Кодексом канонического права 1983 года все студенты семинарии обязаны проходить курсы канонического права. [67] Некоторые церковные должностные лица должны иметь докторскую степень ( JCD ) или, по крайней мере, лицензию ( JCL ) по каноническому праву для выполнения своих функций: судебные викарии; [68] судей; [69] поборники справедливости; [70] защитники облигации ; [70] канонических защитников. [71] Кроме того, генеральные и епископские викарии должны быть врачами или, по крайней мере, иметь лицензию на каноническое право или богословие. [72] Обычно епископы должны иметь ученую степень (докторскую или, по крайней мере, лицензионную) в области Священных Писаний, теологии или канонического права. [73]

Каноническое (церковное) право возникает вместе с христианской церковью, но оформление получает не сразу. В течение VI−Х вв. оформляются общая богословская доктрина христианской церкви, а также распорядок службы и нормы обшей церковной дисциплины. В этот период каноны (нормы, правила, образцы) отождествляются с постановлениями соборов и синодов (собраний епископов), с декретами и решениями отдельных епископов, а также с текстами о наказаниях в Библии.

В 1075−1122 гг. происходит важная внутрицерковная реформа, инициированная папой Григорием VII, в результате которой была разработана особая церковная система права, названная новым правом (ius novum), а также новым католическим правом.

Таким образом, каноническое право – это право, содержащееся в церковных канонах – законах, изданных духовной властью и санкционированных властью светской. Моментом зарождения канонического права можно считать издание сборника правил Никейского собора 325 г. при веротерпимом императоре Константине. Время наивысшего расцвета канонического права – средневековье, хотя это право существует в ограниченных пределах и в наши дни.

В новом римско-католическом праве ощутимо влияние римского права (понятия, нормы – особенно в вопросах собственности, наследования и договоров) и права обычного (в центре его стояли вопросы защиты чести, соблюдения клятвы, возмездия, примирения и коллективной ответственности). В каноническое право вошли также многие библейские примеры и метафоры, ставшие составной частью отдельных канонов.

Каноническое право традиционно регулирует правоотношения, связанные с особым субъектным составом – таковы гражданско-правовые, процессуальные, уголовно-правовые отношения с участием духовных лиц. Юрисдикции судов канонического права подлежали и религиозные преступления (ересь, магия, колдовство, осквернение предметов религиозного культа и пр.). Далее следовали преступления, связанные с грехом (кровосмешение, внебрачное сожительство, лжесвидетельство), которые также входили в компетенцию судов канонического права. Отдельной областью регулирования была сама церковная власть (власть назначать на церковные должности, процедуры улаживания споров между священниками, дисциплинарные санкции и др.). Особый разряд регулирований распространялся на взаимоотношения церковной и светской властей. Преступления общего вида также зачастую входили к область церковной юрисдикции (в качестве наказаний применялся фиксированный перечень покаяний, налагаемых за разные преступления, включая убийство и лжесвидетельство). Кроме того, в Средние века все правоотношения в брачно-семейной сфере регулировались каноническим правом. К ним относились установление брачного возраста, порядок заключения брака, недопустимость разводов, имущественные правоотношения супругов, определение препятствий для заключения брака, определение законнорожденности детей, расторжение брачных уз.

Источниками канонического права являются:

- Библия (особенно Новый Завет);

- каноны вселенских церковных соборов (только на одном вселенском соборе средневековья – Латеранском в 1215г. – было принято 70 канонов);

- постановления поместных соборов Западной Европы;

Наиболее важным источником канонического права является Свод канонического права (Corpus juris canonici), название которого утвердилось с XVI в. (1582 г., понтификат Григория XIII) применительно к полному собранию всех известных в то время источников канонического права. Центральной частью Свода является уже упоминавшийся декрет Грациана, который содержит учение о лицах и источниках канонического права, а также основы церковной юрисдикции и обрядности. В Свод вошли также важнейшие папские постановления начиная с XII в. и каноны вселенских соборов XII−XIII вв. Позднее (в XVII в.) к Своду по инициативе Папы Римского Павла V (1605−1621) был приобщен краткий и очень содержательный учебник канонического права – Институции Лансело (1563).

Свод канонического права выдержал множество изданий. И в наши дни он остается основным источником не только западноевропейского церковного права, но и таких самостоятельных отраслей права, как международное, конституционное, гражданское, уголовное, процессуальное – особенно в Италии, Польше, Франции, Германии.

Согласно третьему канону IV Латеранского вселенского собора (1215) и дополнившему его постановлению Тулузского поместного собора (1229) инквизиторы возбуждали обвинение в ереси по доносам или показаниям подследственных. Официально доносчиками могли быть девушки и юноши соответственно с 12 и 14 лет, но широко привлекались и свидетельства малолетних. Имена таких лиц хранились в тайне: их знал только инквизитор. С XIV в. в помощь инквизиторам церковь назначала юристов-экспертов (квалификаторов) из числа духовных лиц. В ходе следствия присутствовали прокурор, понятые, врач; могли быть приглашены нотариус и палач.

Читайте также: