Какую роль в развитии сюжета играет донос кочубея

Обновлено: 19.05.2024

1. Что можно считать экспозицией?

2. Почему сватовство Мазепы воспринимается родителями Марии как грех? (Мазепа — крестный отец Марии).

3. Как понять слова: «Он может мщением отца

(Постигнуть — здесь в значении настигнуть).

4. Каким образом судьбы героев оказываются в тесной связи с судьбой России?

5. Какой в поэме предстает Россия и эпоха Петра I?

7. Каков общий событийный ряд 1 песни в поэме?

8. Что в повествовании относится к экспозиции? (Экспозиция — события в доме Кочубея).

9. Какую роль в развитии сюжета играет донос Кочубея? (Этот эпизод является завязкой).

Словарная работа: идеальный, честолюбивый, божественное провидение.
ХОД УРОКА

I. Образ Петра Великого.

1. Предстает ли Петр справедливым человеком в истории с доносом Кочубея на Мазепу?

2. Как характеризуют Петра его действия в связи с выступлением против него Карла ХII? Откуда видно, что Петр как полководец со времени поражения под Нарвой прошел большой путь?

В бореньях силы напрягая,

Мужала с гением Петра.
2. И озабоченный войной.

Донос оставя без вниманья,

Сам царь Иуду утешал.
3. Между скалами чутко дремлют

Враги России и Петра.
4. Далече грянуло ура:

Полки увидели Петра.
Учащиеся легко заметят, что в тексте Петр I предстает как государственный деятель, озабоченный делами страны. Петр и Россия в поэме отождествляются.
III. Как следующие цитаты раскрывают масштаб значимости деяний Петра?
1. Тогда-то свыше вдохновенный

Раздался звучный глас Петра:

Царь-патриот совершил вместе с народом национально-исторический подвиг, утвердив Россию в войне со Швецией как великую державу. действуя во имя интересов страны, он остался в памяти ее истории. Большие дела во благо Родины оставят память о себе на века.

Урок 22
РАЗВИТИЕ РЕЧИ.

СОЧИНЕНИЕ «ПЕТР ВЕЛИКИЙ И ЕГО ПРОТИВНИКИ

Учитель может рекомендовать раскрыть следующие тезисы:

Мазепа и Карл ХII — его политические противники, так как от них исходит угроза безопасности государства.

2. Мазепа и Карл ХII действуют, движимые только личными интересами, честолюбием, хищничеством. Их поступки не соответствуют интересам народа, исторической необходимости.

3. Петр I действует во имя интересов мира и единства внутри страны и ее укрепления как великой державы за рубежами.

4. Авторское отношение к героям выражается через сопоставление их характеров с мотивами поступков, используется авторская характеристика, приемы самораскрытия героев (сами герои говорят о себе), языковые средства: торжественность и эмоциональность речи, связанной с темой Петра и России.

Главный герой поэмы - бедный чиновник Евгений. Его внутренний мир замкнут робкими мыслями о деньгах, о его бедственном положении, о свидании с Парашей. Он беден и не имеет ни чинов, ни покровителей. Он совершенно одинок в поэме, даже Параша отсутствует в ней.

Конфликт возникает между Евгением и статуей, памятником, выражающим идею государственности и движения страны вперед. С Евгением в русскую литературу входит не идеальный, не крупный, но все же трагический герой.

Петр I в поэме является воплощением закона государственной необходимости, поэтому он прав, создав город над морем. Этот закон привел к гибели Параши, крушению личной жизни Евгения. Государство проехало колесом своей триумфальной колесницы через живую душу человека. Признание того, что личность несправедливо страдает от подчинения закону государственной необходимости. Евгений бессилен, и потому он страдает и гибнет.

Что был он беден, что

Он должен был себе

И независимость, и честь;

Что мог бы бог ему

Это не противостояние двух людей Евгения и Петра, а противостояние человека и государства, воплощенного в памятнике. Петра I как личности в поэме нет, только во вступлении, а в поэме есть статуя, идея, символ, выражающие бессмертие дел Петра как дела государства в целом.

Тему Петра в «Медном всаднике овевает дух классицизма. Это не влияние ХVIII в. и архаической оды, а идеологический фон, созданный Пушкиным.

В конце поэмы есть еще строчки о Петре:
Ужасен он в окрестной мгле!

Какая дума на челе!

Какая сила в нем сокрыта!

А в сем коне какой огонь!

Куда ты скачешь, гордый конь,

И где опустишь ты копыта?

О мощный властелин судьбы!

Не так ли ты над самой бездной,

На высоте, уздой железной

Из-за усталых, бледных туч

Блеснул над тихою столицей

И не нашел уже следов

Беды вчерашней; багряницей

Уже прикрыто было зло.

В порядок прежний все вошло.

Уже по улицам свободным

С своим бесчувствием холодным

Ходил народ. Чиновный люд,

Покинув свой ночной приют,

На службу шел. Торгаш отважный,

Не унывая, открывал

Невой ограбленный подвал,

Сбираясь свой убыток важный

На ближнем выместить. С дворов

Поэт, любимый небесами,

Уж пел бессмертными стихами

Несчастье невских берегов.
Итак, ничего не изменилось. Устойчивым в буре оказалось не только величие медного кумира, но и пошлая реальность прежнего порядка. Зло не исчезло; оно лишь прикрылось внешним великолепием царской багряницы (багряница — багряный широкий плащ, подбитый горностаем, торжественное облачение владетельных особ 1 ). Бесчувствие чиновничьего механизма, торгашество, спекулирующее даже на народной беде — это реальность бытия государства, построенного Петром.

I ряд — найти эпитеты, описывающие Петербург;

II ряд — найти детали, рисующие этот город;

В каких строчках показано личное отношение Пушкина к Петербургу?

То мореплаватель, то плотник,

Он всеобъемлющей душой

На тропе вечный был работник.

Словарная работа: работа с литературоведческим словарем по повторению средств художественной выразительности.
ХОД УРОКА

Каковы чувства и переживания лирического героя прочитанного наизусть стихотворения?

Учащиеся должны ответить на вопросы:

1. Что такое стихи?

2. Что такое рифма?

Лирический герой — образ поэта в лирике, один из способов раскрытия авторского сознания, художественный двойник автора-поэта, вырастающий из текста произведения 2 .
III. Повторить понятия об эпитетах, метафорах, олицетворении. Работа с литературоведческим словарем в учебнике.

1. Вступление к повести «Медный всадник

2. Найти в словаре определение композиции произведения. Вспомнить элементы композиции сюжета:

а) завязка (изменение исходной ситуации, влекущее за собой возникновение конфликта);

б) развитие действия;

д) обязательные обрамляющие элементы — пролог и эпилог.

Есть ли в композиции сюжета повести обрамляющий элемент? Как он назван А. С. Пушкиным?

1. Найти в первой строфе фольклорные традиции в изображении величия и мощи исторической личности.

3. Найдите лексические и другие средства художественной выразительности, показывающие отношение автора к деятельности Петра как исторически необходимой и направленной на благо государства.

Вознесся пышно, горделиво;

Где прежде финский рыболов.

Бросал в неведомые воды

Работа со словарем. Найти определение конфликта.

В повести рядом с образом великого государственного деятеля возникает образ обыкновенного человека, судьбу которого определяют результаты преобразований Петра I.

Словарная работа: проблема, кумир, историческая необходимость.
ХОД УРОКА

Пушкин противопоставляет Петру, олицетворяющему власть, обыкновенного человека, чья судьба зависит от власти.
II. Как это противопоставление подчеркивается стилистически?

Повествование о Петре I ведется в жанре оды, о Евгении — сниженным слогом, с упоминанием множества бытовых деталей, воссоздающих образ жизни обычного человека в городе, по строенном Петром.
III. Описание наводнения занимает основное место в первой части повести.

1. Внезапно ли оно для Евгения?

2. А теперь сопоставим описание разбушевавшейся стихии с двойной авторской оценкой замысла Петра построить город. Как во вступлении говорится о том, что воля Петра вторгается и изменяет естественное состояние мира?

Наводнение должно пониматься как возмездие природы человеку за учиненное над ней насилие. Это событие служит завязкой действия.

4. Чем отличается его отношение к стихии? Причинила ли она вред ему лично?

Не причинила, потому что Евгений смиренно пережидал бурю. Но по отношению к городу Нева воплощает враждебное начало. Ее удалось укротить на время, но не победить навсегда. Это уже относится к теме Петра I.

Что еще наводит ужас на Евгения после гибели невесты? За что Медный всадник преследует Евгения? Каков символический смысл этой сцены? Какое место в развитии сюжета она занимает? Удалось ли стихии, в свою очередь, уничтожить созданное народом по воле великого человека?

Таким образом, А. С. Пушкин утверждает бессмертие дел Петра как дела народа и государства в целом. Но, выполняя закон исторической необходимости, государство ломает судьбы простых людей, губит их, проявляя по отношению к ним государственный эгоизм. Такова развязка событий, разрешение конфликта.

Расставьте знаки препинания, подчеркните обособленные члены предложения.

Расставьте знаки препинания, подчеркните обособленные члены предложения.

  1. Согласно предписаниям капитана я покинул судно.
  2. Невзирая на теплые и ясные дни в августе уже заметны приметы наступления осени.
  3. Мальчик бежал сломя голову.
  4. День быстро уходил в сумерки едва осветив снега.
  5. Сыновья трудового народа мы народу себя отдадим.
  6. У меня есть сосед молодой хозяин и молодой охотник.
  7. Страж рыбаков и друг их неизменный маяк горит бессменно на посту.
  8. Увлеченный общим порывом Сергей работал на пристани несколько часов подряд.
  9. Море шумело сожженное лунным огнем.
  10. Лунный осенний вечер сырой и холодный.
  11. Молодая ты присела под горячею копной.
  12. Настя ее дочь и единственный родной человек жила в Воронеже.

Предварительный просмотр:

Задание : расставить знаки препинания, графически объяснить их постановку.

  1. Я жил в Москве у моих родителей. Они нанимали дачу около Калужской заставы против Нескучного сада. Погода стояла чудесная; мы переехали из города девятого мая в самый Николин день.
  2. Хороша черника в лесной глуши особенно на кочках. Здесь на этих маленьких зеленых островках растут самые мощные кусты усеянные темными крупными ягодами. И собирать удобно не нужно думать куда поставить ногу чтобы не попортить растение.
  3. Книгами исписанными листами завален огромный стол как сейчас здесь во флигеле Глебова. Висящие на окнах кисейные занавески стоящий на столе графин с домашним квасом все это могло окружать поэта как сейчас окружает композитора.
  4. Сумерки но мы дети все еще на улице.
  5. Он даже снился мне этот рояль.
  6. Да о чем тебе молодцу кручиниться?
  7. Вконец обиженный мальчик побрел домой.
  8. Мам в расшитой кофте с корзинкой ягод в руке вышла на террасу.
  9. Березонька беляночка красавица лесов проснулась спозараночку от птичьих голосов.
  10. Собачка эта по кличке Чибис была прелюбопытнейшим созданием.
  11. Вследствие сильных морозов соревнования по лыжам отменены.
  12. Ввиду приближения экзаменов в течении последнего месяца он занимался с особым усердием.
  13. Он наивно по детски вытер пальцами глаза.
  14. Полянки светлые зеленые веселые точно поющие всеми своими яркими цветами он любил и хотел бы приласкать их как сестер а темно-синее небо звало его к себе и смеялось как мать.
  15. Лермонтов терпеть не мог рисоваться и как пишет один из его современников хорошо знавший его был истинно предан своим друзьям.
  16. Река сжатая с обеих сторон неприступной стеной леса пенилась вздымая валы и стремительно неслась мимо.
  17. Петр нехотя встал с дивана.
  18. Студенты трудились весь день не покладая рук.
  19. Благоухая сохли травы дымясь курились облака.
  20. Как камень упал сокол на землю.
  21. Жители дома все как один высыпали во двор.

Предварительный просмотр:

2.на лиловом небе

2. Укажите вид связи в словосочетании

6. третья ракета

7. мое призвание

10.направо от дороги

3. Выпишите словосочетания, назовите вид связи.

Данилов не стал объяснять Супругову, что он хочет ехать в отпуск до конца войны и что список отпускников доктор Белов составлял вместе с ним.

1. 1.Укажите словосочетания

3.укрыться от мороза

2. Укажите вид связи в словосочетании

2.справа от дороги

3.наедине с книгой

3. Выпишите словосочетания, назовите вид связи.

Еще в детстве сердобольная моя сестра Галя, чтобы утешить меня, придумала шаткую теорию о том, что почти все невысокие люди – талантливы.

Напишите получившееся словосочетание.

Предварительный просмотр:

1 Найдите односоставное предложение

А. Приветствую тебя, пустынный уголок.

Б. Буря мглою небо кроет вихри снежные крутя.

В. Уже не свидимся больше.

Г. Большакову повезло.

2.Найдите односоставное безличное предложение

А. Срочно выполни это поручение!

Б. Сильный ветер раскидал скирды сена.

В. На небе не было еще видно первых звезд

Г. Раненому было значительно лучше.

3.Найдите определенно – личное предложение

А. Грохотало на земле и на небе.

Б. Морщины не сотрешь с лица.

В. Видишь ли вдали тот развесистый дуб?

Г. Тишина. Полоска света.

4.Подчеркните грамматическую основу. Определите вид простого предложения

1.Отыскать эту аллейку оказалось нелегко.

2.Окно закроем, холодом и ветром вагон проветрив.

3.Жаркий день поздней осени.

4.Травою запахло душистою.

5.С некоторых крыш не успели сбросить снег.

6.России суждено сказать новое слово.

7.Не хочется забывать вчерашний длинный день.

8.Пете уже разрешали гулять возле дома.

9.Не спугни очарованья этих тихих вечеров.

10.Его везли из крепости, из Бреста.

5.Укажите сложное предложение с односоставным предложением .

1.Воздух так чист, что видна каждая веточка.

2.А туман до того затопляет окрестность, что хоть лодку бери и плыви к нему.

3.Было тепло и, несмотря на большое количество людей, очень тихо.

4.Ковш Большой Медведицы стоит на крыше дома, что напротив.

1. Найдите неопределенно – личное предложение

А. Не гляди с тоской на дорогу…

Б. В парке было тихо.

В. На снегу были заметны волчьи и заячьи следы.

Г. В юности часто стремятся кому-нибудь подражать.

2. Найдите обобщенно-личное предложение

А. Пашню пашут, так руками не машут.

Б. В городе уцелели все дома.

В. Снявши голову, по волосам не плачут

Г. В дальнем углу – кресло.

3. Найдите безличное предложение

А. Нет, ребята, спать пора.

Б. Снег шершавый, кромка льда.

В. Нужно было разрушить эту страшную таинственность.

Г. Впрочем, в городе и воды – то нет.

4. Подчеркните грамматическую основу. Определите вид простого предложения

1.О жизни думать не устану.

2.Спали коротко, крепко, чутко, много думали, ели мало.

3. Стук сосулек непрочных и веских.

4.Опалило ивушку грозою.

5.Нет ничего счастливей беспричинного счастья.

6. Быть грозе великой.

7. Пронесем сквозь года нашим песням верность!

8.День и ночь на корабле бдительно следят за состоянием погоды.

9.Человеку холодно без песни.

10.Нельзя жить только старой славой.

5. Укажите сложное предложение с односоставным предложением

1.По старым охотам знаю, какими прекрасными могут быть последние деньки осени.

2.В 1901 году, исключительно важном для меня и решившем мою судьбу, перешел на философский факультет.

3.Помню время, когда работа на заводе приостановилась и отец уехал из дому искать счастье.

4.Достойный человек не тот, у кого нет недостатков, а тот, у кого есть достоинства.

Предварительный просмотр:

Бессоюзные сложные предложения. Самостоятельная работа

Задание . Расставить знаки препинания, графически обозначить условия пунктограммы.

Содержание

Кратчайшее содержание поэмы

Начало XVIII века, Россия ведет изнурительную войну со Швецией. Юная Мария, дочь богатого и влиятельного казака Кочубея из Полтавы, влюбляется в пожилого гетмана Мазепу, наместника всей Украины, и сбегает к нему.

Оскорблённый Кочубей решает покарать соблазнителя дочери: он пишет царю Петру донос о том, что Мазепа собирается переметнуться на сторону шведов. Пётр не верит доносу. Кочубея жестоко пытают, заставляя отказаться от своих слов, а затем казнят на глазах у Мазепы. Узнав о смерти отца, Мария исчезает.

Шведский король Карл XII с войском вторгается на территорию Украины. Мазепа с верными казаками переходит на его сторону. В ходе Полтавского сражения полки русского царя разбивают шведов и изменников. Мазепа с Карлом вынуждены бежать. На берегу Днепра Мазепа встречает сошедшую с ума Марию.

Спустя сто лет коварного Мазепу по-прежнему предают анафеме в церквях, Кочубея помнят как достойного человека, а дальнейшая судьба Марии так и осталась неизвестной.

Полный текст и аудиокнига

Целиком послушать исполнение поэмы можно на YouTube.

А как было на самом деле?

Василий Леонтьевич Кочубей был главным писарем и генеральным судьей Запорожского войска. Гетман Иван Мазепа сватался за дочь Кочубея, Матрёну Васильевну, но ему отказали, потому что он был крёстным отцом девушки. В 1704 году 16-летняя Матрёна сама сбежала к гетману. Тот отослал её обратно к родителям, однако девушка предпочла вернуться к 65-летнему возлюбленному.

Мазепа с 1706 года вынашивал планы по отделению Украины от России и сообщил об этом Кочубею. Тот трижды писал в Москву доносы на гетмана. Однако царь Пётр I считал Мазепу надежным соратником и не верил обвинениям. В первый раз доносу Кочубея не дали хода, во второй — сообщили Мазепе. После третьего доноса, переданного царю полковником Иваном Искрой, Кочубея и Искру по приказу Петра I арестовали. Обоих подвергли суровым пыткам, заставили отказаться от своих слов, а 15 июля 1708 года казнили, отрубив головы.

Лишь когда в 1709 году Мазепа действительно перешёл на сторону врага, царь посмертно оправдал Кочубея и вернул его семье конфискованное имущество. Кочубея и Искру с почетом перезахоронили в Киево-Печерской лавре.

Мазепа, примкнув к Карлу XII, не смог переманить на его сторону достаточное число казаков. После разгрома шведского войска под Полтавой король и бывший гетман вынуждены были бежать к туркам. Русские дипломаты пытались добиться выдачи предателя, но не смогли. Мазепа умер в Бендерах на территории Османской империи в 1709 году.

Что стало с Матрёной после казни отца, неизвестно.

Песнь первая

Богат и славен Кочубей.
Его луга необозримы;
Там табуны его коней
Пасутся вольны, нехранимы.

Но Кочубей богат и горд
Не долгогривыми конями,
Не златом, данью крымских орд,
Не родовыми хуторами,
Прекрасной дочерью своей
Гордится старый Кочубей.


Иллюстрация К.И. Рудакова

Тем временем шведский король Карл XII с войском готовится идти на Москву, и по всей Украине слышен ропот: казаки призывают отделиться от России и создать независимое государство. Мазепа считается верным сподвижником Петра и притворяется, что не обращает на эти призывы внимания. На самом же деле он ведет тайные переговоры с Карлом и готов перейти на сторону шведов, чтобы сбросить московское владычество.

Кочубей тем временем на словах мирится с Мазепой, но решает отомстить гетману, опозорившему его дочь. Он пишет на изменника донос в Москву. Кочубея поддерживает друг — бесстрашный полковник Искра. Письмо с доносом, зашитое в шапку, везет царю молодой казак, безответно влюблённый в Марию.

Но русские вельможи передают донос самому Мазепе. Тот делает вид, что страшно оскорблен ложными обвинениями, и требует казнить Искру с Кочубеем за клевету. Пётр I утешает Мазепу и встает на его сторону.

Мария не догадывается, что возлюбленный собирается сделать с ее отцом.

Песнь вторая

Мария расстроена, что Мазепа погружён в свои мысли и забыл о ней. Наверное, он полюбил другую? Гетман, чтобы развеять её подозрения, рассказывает о своих планах. Возлюбленная его поддерживает:

О милый мой,
Ты будешь царь земли родной!
Твоим сединам как пристанет
Корона царская!


Иллюстрация В.А. Серова

Тогда Мазепа спрашивает, кто ей дороже: возлюбленный или отец? Кого она спасла бы от смерти, если бы одному нужно было погибнуть? Девушку пугает этот вопрос, но в итоге она отвечает, что ради любимого готова отдать что угодно.

Ночью в тюремной башне закованный в цепи и измученный пытками Кочубей ждет утра, когда его должны казнить. В темницу заходит Орлик, сподвижник Мазепы. Кочубей просит его уйти: он и так уже сознался в несуществующих грехах и признал свой донос клеветой. Но Орлик требует от Кочубея назвать, где он спрятал клады с ценностями, и угрожает новой пыткой. Пленник отказывается, отвечая:

Так, не ошиблись вы: три клада
В сей жизни были мне отрада.
И первый клад мой честь была,
Клад этот пытка отняла;
Другой был клад невозвратимый
Честь дочери моей любимой.
Я день и ночь над ним дрожал:
Мазепа этот клад украл.
Но сохранил я клад последний,
Мой третий клад: святую месть.
Ее готовлюсь богу снесть.

Кочубея снова отдают палачу; перед казнью его ждет еще одна ночь мучений.

Мазепе тем временем не спится. Он думает, как отреагирует Мария, узнав о казни отца. Заслышав со стороны замка слабый крик, Мазепа в ответ издает воинственный клич, с которым когда-то ходил в бой.

Мария просыпается и видит, что перед ней стоит мать. Жена Кочубея сумела пробраться к дочери и рассказывает, что утром отца собираются казнить. Она умоляет дочь броситься в ноги Мазепе и спасти жизнь отцу. Мария, услышав о грядущей казни, падает на постель без чувств.


Иллюстрация К.И. Рудакова

Утром безвинных Кочубея и Искру казнят на глазах у Мазепы и толпы:

Идут они, взошли. На плаху,
Крестясь, ложится Кочубей.
Как будто в гробе, тьмы людей
Молчат. Топор блеснул с размаху,
И отскочила голова.
Всё поле охнуло. Другая
Катится вслед за ней, мигая.
Зарделась кровию трава —
И сердцем радуясь во злобе
Палач за чуб поймал их обе
И напряженною рукой
Потряс их обе над толпой.

Вернувшись в свои палаты, Мазепа обнаруживает, что Мария исчезла. Он посылает верных людей на розыски, но все они возвращаются ни с чем.

Песнь третья

Мазепа притворяется, что тяжело заболел и лежит при смерти. Но едва армия Карла XII вступает на Украину, гетман поднимается с постели и собирает войска в помощь шведам. Лишь тут Пётр понимает, как был обманут, и оплакивает Кочубея с Искрой.

Утром войска готовятся к Полтавскому сражению. Царь Пётр выходит из шатра и ведет армию в бой.

Толпой любимцев окруженный,
Выходит Петр. Его глаза
Сияют. Лик его ужасен.
Движенья быстры. Он прекрасен,
Он весь, как божия гроза.

И грянул бой, Полтавской бой!
В огне, под градом раскаленным,
Стеной живою отраженным,
Над падшим строем свежий строй
Штыки смыкает. Тяжкой тучей
Отряды конницы летучей,
Браздами, саблями звуча,
Сшибаясь, рубятся с плеча.
Бросая груды тел на груду,
Шары чугунные повсюду
Меж ними прыгают, разят,
Прах роют и в крови шипят.
Швед, русский — колет, рубит, режет.
Бой барабанный, клики, скрежет,
Гром пушек, топот, ржанье, стон,
И смерть и ад со всех сторон.


Луи Каравак. Полтавская Баталия. 1718

Мазепа наблюдает за боем, когда к нему почти прорывается молодой казак, стремящийся убить изменника-гетмана. Казака успевают смертельно ранить из мушкета. Умирая, он шепчет имя Марии; этот тот самый смельчак, что когда-то вез донос Кочубея в Москву.

Военная удача оказывается на стороне русских. Шведская армия разбита:

Но близок, близок миг победы.
Ура! мы ломим; гнутся шведы.
О славный час! о славный вид!
Еще напор — и враг бежит.

Пирует Петр. И горд и ясен
И славы полон взор его,
И царской пир его прекрасен.
При кликах войска своего,
В шатре своем он угощает
Своих вождей, вождей чужих,
И славных пленников ласкает,
И за учителей своих
Заздравный кубок подымает.


Густав Олаф Седерстрём. Карл XII и гетман Мазепа на берегу Днепра

Карл и Мазепа бегут с поля боя. Они проезжают мимо хутора Кочубея, и опальный гетман объезжает его стороной. Ночью беглецы отдыхают на берегу Днепра. Мазепа вдруг видит перед собой Марию:

В безумном бреду Мария рассказывает, что не поверила в смерть отца, зовет Мазепу домой, а потом решает, что обманулась: этот старик не может быть её возлюбленным. С диким смехом она убегает в темноту.


Иллюстрация К.И. Рудакова

Прошло сто лет. Мазепа забыт, лишь раз в год в храмах провозглашают ему анафему — церковное проклятие. О безвинно казнённых Кочубее и Искре напоминают их праведные могилы. А что стало с Марией, никому не известно. Лишь порой слепой певец, исполняя свои песни, говорит о ней мимоходом юным казачкам.

Полтава главные герои характеристика

Главные герои

Мария

  1. Мария Кочубей — главная героиня поэмы, дочь судьи, влюбленная в гетмана. Известно, что в качестве прототипа героини автор выбрал образ Матрены — дочери В. Л. Кочубея.
  2. Петр Великий — российский государь.
  3. Карл XII — король Швеции.

Главный герой поэмы — гетман Иван Мазепа, т. к. все линии сюжета сходятся в одной точке, которой и является его образ.

Роль Мазепы в поэме

Мазепа никогда не показывает окружающим свои внутренние эмоции. Он уже достаточно стар и научен быть осторожным, хитрым и твердым в своих решениях. Он равнодушен ко всему, кроме власти. Его не беспокоит ни свобода, ни Отчизна. И даже когда он горячо клянется Марии в любви, это всего лишь ложные слова.

 герой полтавы

Характеристика Марии

Мария Кочубей является главной героиней произведения. Ее прототипом выступила реальная девушка — дочь судьи Кочубея, которая сбежала с гетманом Мазепой вопреки воле родителей. Отличие образа героини от ее прототипа состоит в том, что настоящую девушку звали Матрена, а героиня получила имя Мария.

 история россии в произведении полтава

Если сравнить пушкинскую и байроновскую Марию, отличия станут очевидны — у Байрона героиня изображена стройной, свежей, с белой пышной грудью, достаточно уверенной в себе и горячей любовницей, а у Пушкина — это наивная и пылкая девушка, которая до последнего не знала о задумке возлюбленного.

Мария в пушкинской поэме наивна донельзя. Ее действия обусловлены исключительно одним чувством — любовью. Хронология основных событий в поэме с ее участием:

  1. Сначала она испытывает привязанность к родному отцу и хочет быть только с ним рядом.
  2. Ее затмевает любовь к мрачному и властному старику Мазепе, который к тому же являлся ее крестным.
  3. Поскольку ее родители были категорически против такого союза, Мария решается на бегство из родного дома, чтобы только быть рядом с любимым.

Мария снова бежит, но в этот раз — из дома Мазепы. Она теряет рассудок, когда, наконец, видит реальность произошедшего. Мария потеряла смысл жизни, который до этого находила в любви.

Российский государь Петр

  1. Для Петра не было неопределенности и неяркости чувств: если он был зол, то зол, а если весел, то весел.
  2. Есть и то, что отделяет Петра от других главных героев повести — им движет и его вдохновляет не месть и не жажда власти, как в случае с Кочубеем и Мазепой.
  3. Главная цель для него — строительство великого и сильного государства.

Петр совершил трагическую ошибку, когда принял решение сообщить о доносе Кочубея, что привело к его гибели. Однако это была именно ошибка, а не преднамеренное преступление. Этот факт не снизил величие образа Петра.

Полтава анализ пушкин

После отказа отца Марии в свадьбе с Мазепой, девушка покидает родные стены и сбегает к любимому. В ответ на это ее родители затевают месть. Однако результатом доноса на Мазепу становится гибель самого Кочубея, так как гетман узнал о его планах. После казни отца Мария лишается рассудка.

Наряду с любовной интригой, явно прослеживаются политические моменты. Мазепа долго и осторожно ведет подготовку к политической измене Петру. Он организовывает тайные встречи со Швецией, Варшавой, Бахчисараем, но в конечном итоге терпит крах в Полтавском сражении. Мазепа является антагонистом Кочубея как герой новеллы (1 и 2 часть) и антагонистом Петра как герой эпоса (3 часть). Однако в обоих случаях Пушкин подчеркнул его энергичный, мстительный и властолюбивый характер.

Видение автора

А. С. Пушкин увидел необходимость в выстраивании параллельных описаний: он подробно охарактеризовал образ Мазепы и Петра перед боем, Мазепы после смерти Кочубея, Петра после победы в Полтавской битве. За счет таких параллельных описаний автор сумел продемонстрировать различие в представленных читателю образах.

Если один одержим властью и воспринимает ее как орудие насилия (Мазепа), то другой использует власть в качестве инструмента для общегосударственного творчества. Мощь Петра подчеркивает силу всей империи, его образ автор связывает с рождающимся светом. В то же время Мазепу Пушкин сравнивает со стихией ночи. И это свидетельствует об одном: Петр — идеальный герой исторического эпоса.

Ученики на основе изученного пишут сочинение, в котором описывают, почему главные герои совершали те или иные поступки или мыслили соответствующим образом.

Читайте также: