Какую роль играло преторское право как источник права

Обновлено: 14.05.2024

Определим роль эдиктов магистратов как источника римского права, а также установим их особенности.

Одной из специфичных форм правообразования в римском праве были эдикты магистратов.

Впоследствии эдикт приобрел специальное значение программного объявления, которое по сложившейся практике производили в письменной форме республиканские магистры при вступлении ими в должность.

В собственных эдиктах, которые были обязательны для издававших их магистратов, они устанавливали, какие правила будут в основе их деятельности и освещали иные важные вопросы.

Эдикт, который содержал своеобразную годовую программу деятельности магистрата, назывался постоянным. Он отличался от разовых объявлений по отдельным случайным вопросам.

Формально эдикт как источник римского права являлся обязательным лишь для того магистрата, который издал его. Соответственно, действовал он только тот год, в течение которого магистрат обладал властными полномочиями.

Однако в реальности пункты эдикта, ставшие удачным выражением интересов господствующего класса, воспроизводились и в эдикте вновь избранного магистрата, т.е. приобретали своеобразную устойчивость.

Новые потребности общества реализовывались, в том числе и при помощи эдиктов магистратов, в особенности преторского эдикта.

Организуя гражданский процесс, претор стал отказывать в иске, когда согласно букве цивильного права должна была предоставляться защита, и наоборот.

Подобным образом решались трудности, которые возникали из-за несоответствия старых норм цивильного права новым принципам устройства общественных отношений. Праву придавался прогрессивный характер, хотя формально не устранялись исконные нормы, имевшие популярность у консервативных римлян.

Претор и другие магистраты, которые издавали эдикты, не имели права отменять или изменять законы, издавать новые законы и иные источники права.

Однако как руководитель судебной деятельности претор имел возможность придать норме цивилизованного права практическое значение или, наоборот, лишить силы определенное положение данного источника.

Правотворческая деятельность судебных магистратов находилась в процессе постоянного развития. Поначалу претор не подвергал сомнению авторитет и силу цивильного права и способствовал его реализации, подкрепляя своими исками общественные отношения, урегулированные нормами цивильного права. По мнению юриста Папиниана, претор в подобных случаях помогал применению цивильного права.

Впоследствии претор произвел следующий шаг: при помощи своего эдикта как источника римского права он устранял пробелы цивильного права. В дальнейшем эдикт претора стал включать пункты, направленные на изменение и исправление цивильного права. Претор не обладал правом на отмену норм цивильного права.

Таким образом, преторский эдикт, формально не отменяя норм цивильного права, указывал способы признания новых отношений, и поэтому являлся формой правообразования. Предоставляя средства защиты вопреки положениям цивильного права, преторский эдикт формировал новые нормы права.

Юрист Марциан называл преторское право живым голосом цивильного права и его источником, поскольку преторский эдикт быстро реагировал на новые запросы жизни и удовлетворял их.

В результате подобной правотворческой деятельности преторов, курульных эдилов, правителей провинций наряду с исконным гражданским правом сформировалась новая система норм, которая получила название преторское право, поскольку наибольшее значение в данной правотворческой деятельности приобрел именно преторский эдикт.

Нормы преторского права, которые переходили из одного эдикта в другой эдикт, приобретали значение обычного права и воспринимались как цивильное право.

Эдикты правителей провинций в большей степени заимствовали содержание из преторского эдикта. Правотворчество претора и остальных судебных магистратов не могло удержать свое значение по мере усиления власти императоров, которые стремились поставить под контроль и деятельность судебных инстанций. Помимо этого основные категории необходимых исков были уже установлены.

С этого момента правотворческая деятельность претора и других магистратов завершилась, а своеобразное противостояние цивильного и преторского права ушло в прошлое. Подобное сближение происходило и в отношении обычая и практики путем издания соответствующих императорских распоряжений.

Формально различие двух систем (цивильного и преторского права) имело место вплоть до Юстиниана (VI век нашей эры).

На новом этапе истории римского права его характерным источником становятся эдикты преторов, на базе которых наряду с цивильным правом (по-прежнему уважаемым, но все менее применяемым) вырастают новые, и совершенно самостоятельные правовые системы:"преторское право"и "право народов". Обе эти системы были результатом правотвор-ческой деятельности преторов. Таким образом, в Риме возникла сложная (по сути дела — тройная) система источников права. Вступая в должность, претор обнародовал свой эдикт, где содержались юридические формулы, с помощью которых он намеревался поддерживать порядок и вершить суд.Эти формулы существенно отклонялись от норм цивильного права, хотя формально претор должен был действовать в его рамках. Положения, которые содержались в эдиктах, сами не имели силу закона, но были обязательнными, поскольку поддерживались преторской властью. Сам претор был обязан следовать своему эдикту, срок которого истекал через год. Приходящий ему на смену претор, как правило, лишь несколько изменял эдикт своего предшественника, внося в него новые положения и отбрасывая устаревшие. Но поскольку основная часть эдикта сохранялась, преторское право, наряду с гибкостью и приспособляемостью, характеризовалось определенной преемственностью и стабильностью.

Особую роль в развитии права в классический период сыграли эдикты претора перегринов, должность которого учреждена в 242 году до н.э. Последний регулировал отношения между римскими гражданами и иностранцами(перегринами), а поэтому вообще не был связан нормами права. В своем правотворчестве он обладал большой свободой усмотрения, мог в своих правоположениях ссылаться на "справедливость" или на "естественный разум". Созданное преторами перегринов "право народов" было не международным, а внутригосударственным, т. е. римским правом, его наиболее развитой и совершенной частью.

С установлением империи постепенно изменилось и полажение императоров в ипреторов в политической системе Рима. Формально преторы сохраняли право на издание эдикта, но их активное правотворчество приходило в противоречие с растущим самовластием императоров. Поэтому уже в первые века нашей эры преторы взяли за правило полностью копировать эдикт своего предшественника. Таким образом, содержание эдикта становилось неизменным, и он не порождал новых норм права. В связи с этим император Андриан решил кодифицировать преторское право, поручив эту работу известному юристу Юлиану (между 125 и 138 гг. н.э.). Составленный последним эдикт (известный как эдикт Юли-
ана) был официально одобрен сенатус-консультом и получил название "вечного эдикта". Он стал обязательным для всех последующих магистратов. С этого времени преторский эдикт по сути дела застывает и перестает быть источником новых правовых норм.

Уже в первые годы империи падает значение народных собраний, которые к концу I в. н.э. крайне редко принимали новые законы, а затем вообще лишились этого права. При императорах вновь выросло значение сенатус-консультов, которые в предшествующий период (в эпоху республики) не обладали правовой силой. В первой I в. н.э. сенатус-консульты обычно не имели санкций, но они приобретали обязательную силу благодаря эдикту претора. Но Адриан вновь вернул сенату законодательную власть, и сенатус-консульты стали выступать в качестве закона. Роль их как источника права возросла, поскольку они составлялись от имени принцепса и часто назывались по его имени.

Постепенно укреплялась и расширялась и самостоятельная законодательная власть императоров. Первоначально императорские законы (конституции) рассматривались как результат делегации власти со стороны народных собраний, но во II в. н.э. юристы обосновали положение, согласно которому римский народ передал свою законадательную власть императорам. К этому времени законодательство императоров превращается в важнейший источник права. Законы императоров в отличие от многих актов магистратов действовали на всей территории римского государства, а не были ограничены пределами города или отдаленной провинции.

45. Закон Петелия в Риме в сравнении с реформой Солона в Афинах.

У 326 або 313 році за законом Петелія—Лапірія встановлено, що боржник відповідає перед кредитором тільки майном, а не тілом. Цим актом у Римі ліквідувалися боргова кабала й рабство співгромадян

46. Законодательство римских императоров классического периода – важный источник права ( эдикты, рескрипты, дектеы, мандаты).

Акты императорской власти (конституции) делились на следующие основные, виды:

1) Эдикты — общие положения, основанные на власти "империум", а поэтому юридически обязательные только при жизни данного императора. Но уже со II в. н.э. они начинают соблюдаться и его преемниками.

2) Рескрипты — ответы или советы императора отдельным лицам или магистратам, запрашивающим консулътации по правовым вопросам.

3) Декреты — решения, вынесенные императором в судебных делах, на основе которых сложилась самостоятельная императорская юриспруденциях.

4) Мандаты — инструкции, адресованные правителям провинций, которые в ряде случаев содержали также нормы гражданского или уголовного права, которые применялись и к перегринам.

Первоначально конституции императоров вопросов публичного порядка (организации администрации, преступлений и т, п.), но постепенно они все более и более охватывали все сферы правового регулирования. Многие выработанные в императорскую эпоху формы правовых актов оказали впоследствии большое влияние на законодательную технику средневековых монархий.




В эпоху принципата круг юристов становится шире.Многие из них, например Ульпиан, Гай и другие, были уже не римлянами, а выходцами из восточных провинций.Юристы этого времени играли более активную роль в развитии юридической доктрины и практики, были подлинными творцами классического римского права. Важное значение приобретает преподавательская деятельность юристов. В I — начале II в. н.э. возникают две основные школы права: сабиньянцы (основатель Капитон)и прокулъянцы (ос-Лабеон), которые вели преподавание права и давали разную трактовку некоторых (правда, второстепен-ных) правовых институтов. Наиболее известными представителями первых были Сабин и Юлиан, а вторых — Прокул и Цельз.

Римские юристы составляли многочисленные труды. Одни из них предназначались для учебных целей, другие практического использования.

Большой популярностью пользовались комментарии цивильного права и преторского права, а также дигесты, которые представляли собой наиболее значительные произведения по различным правовым вопросам, с попытками синтеза цивильного и преторского права. В дигестах обычно использовались выдержки из более ранних работ

Важное место среди работ римских юристов занимали институции, систематически излагавшие римское право в учебных целях. Наибольшую известность приобрели Институции Гая (143 год н.э.), которые давали сжатое и логически построенное изложение обширного правового материала.

ИнституцииГая в основном посвящены разбору гражданского(цивильного) права, но включают ряд добавлений по преторскому эдикту. От институций других римских юристов, они отличаются большей полнотой и четкостью изложений. В них дается стройное и логичное деление гражданского права: "Все право, которым мы пользуемся, относится или к лицам, или к вещам, или к искам" (1.8).Хотя многие исследователи не считают систему, использованную Гаем, оригинальной, она была значительным шагом в понимании права. Здесь впервые материальное право отделено от процесса, а индивидуальные права —от средств их защиты.

Несмотря на трехчленную классификацию самого правового материала, Институции Гая разделены на 4 книги; о лицах, о вещах, об обязательствах, об исках. Эта система, получившая впоследствии название институционной, оказала большое влияние на последующую историю права. Но даже самые блестящие и эрудированные юристы эпохи не были склонны к отвлеченным рассуждениям и к простому теоретизированию. Они стреми-с помощью дедукции и иных логических методов решать отдельные, хотя бы и сложные, правовые казусы. Именно поэтому они даже в своих сочинениях избегали абстрактных конструкций, обобщений и определений. По словам Яволена Приска, "всякое определение в гражданском праве опасно: редко бывает, чтобы оно не могло быть опровергнуто". В связи с этим в римской классической юриспруденции не встречаются определения таких ключевых для цивильного и:-'преторского права понятий, как иск, собственность, договор, сервитуты и т, п. Но зато в ней имеются многочисленные блестящие образцы конкретных жизненных и подлежащих судебному решению правовых проблем.

С установлением в Риме императорского правления активизируется практическая деятельность юристов –дача правовых консультаций. Эти консультации (так называемые"ответы") оказывали большое влияние на судей, которые часто следовали мнению авторитетных юристов.

Император Август предпринял попытку несколько унифицировать деятельность юристов, разрешив только определенном их 'кругу давать ответы, имеющие официальное значение .Эти юристы должны были записывать свои ответы (консультации), ставить свою печать, чтобы тем самым засвидетельствовать легальность правового источника. Данная система закреплена при императоре Адриане, который подтвердил установившейся порядок, согласно которому только мнение определенных юристов имело правовую, т. е, обязательную силу. Если таковые юристы по какому-либо вопросу приходили к общему согласию, судья "обязан был с ним считаться при вынесения решения.

Укрепление авторитета римской юриспруденции как источник права во II — III вв. н.э. способствовал тот факт,что императоры стали нередко приближать видных юристов к своей особе, назначать их на ключевые государственные посты (префекты претория и т. п.). Так, при императоре Септимии Севере государственную карьеру сделал Папиан(был убит затем по приказу Каракаллы), при Александре Севере — Павел и Ульпиан и т. д.

На обязанности римских магистратов — особенно высших консулов, а затем преторов, лежала общая забота об охране внутреннего гражданского мира и порядка. Для выполнения этой обязанности им была дана почти неограниченная административная власть (imperium) со всеми ее аттрибутами.

В случаях, когда закон оставлял пробелы, когда то или иное частное лицо терпело какой-нибудь ущерб в своих интересах и не имело возможности добиться удовлетворения путем обыкновенного гражданского иска, оно могло обратиться к магистрату с просьбой помочь ему своей властью. Магистрат производил расследование и, если находил просьбу, жалобу просителя заслуживающей внимания, удовлетворял ее. При этом консул, а позднее претор, формально опирался на свое imperium, материально же на свою обязанность и свое право охранять гражданский мир и порядок. Что такое порядок и непорядок, это было предоставлено его свободному суждению, и во всех случаях подобного рода он своим вмешательством устранял известное положение вещей, как некоторый общественный непорядок. Таким путем появились в Риме интердикты, то есть консульские или преторские приказы в их древнейшем и простейшем виде, а вместе с тем зародилось консульское и преторское вмешательство в область гражданских отношений.

Преторы, как и другие магистраты, имели право издавать эдикты, то есть постановления, касающиеся вопросов и компетенции и обязательные на время их должностного года.

Процесс такого взаимодействия

захватывал различные институты права. В некоторых областях права на почве

преторского эдикта сложились целые новые институты. Так, рядом с dominium ex

iure Quiritium (квиритской собственностью) возникла так называемая бонитарная (in

bonis esse), наряду с цивильным наследником (heres) стал преторский

владелец наследства (bonorum possessor ). В других институтах

благодаря преторскому эдикту преобразовывалось содержание институтов

Обычай и закон как источники Римского права.

В законодательстве Юстиниана все право делится на 2 основные группы — писаное и неписаное право. Неписаное — самое древнее право. Обычное право состояла из нескольких элементов:

1) сам обычай — обычай самих квиритов

2) юридические обычай

3) бытовые обычай

Бытовые обычай применялись каждый день и не имели правовую силу.

Чтобы являться юридическим обычаем, нужно было обладать некоторыми признаками:

1) Данное правило поведения часто применяется на практике при конкретных жизненных обстоятельствах

2) это правило поведения не имеет автора

3) данное правило поведения должно прижиться в обществе на протяжении 1 поколения (70 лет)

4) данное правило применяется на определенной территорий.

5) данное правило должно быть признано властью

6) данное правило носит императивный характер- его должны исполнять все.

Обычай — устное правило поведения, часто применяемое на практике, передающееся из поколения в поколение, носящее императивный характер. Обычное право стало включать в себя: практику жрецов, магитратов, преторов. На всех этапах развития Римского права обычай признавались его источником.

В классический период силу закона приобрели сенатусконсульты. (сенат рекомендует — сенат советует)

В постклассический период силу закона приобретают уже Конституций (распоряжения монарха) — носили императивную форму.

Было несколько видов:

1) Эдикты ( распоряжения или судебное предложение)

2) Мандат ( инструкций для чиновников)

3) Рескрипт ( ответы на вопросы)

4) Декрет ( решения императора по судебному делу)

К 6 в — основной закон — эдикты императора.

Эдикты магистратов и преторов. Их роль в развитии Римского права.

Магистрат — должностное лицо в демократической республике. Избирался путем голосования. Безмозмездная должнсть. Каждый из кандидатов предлагал свою программу. Эта программа получала название ЭДИКТ. Первоначальное эдикты провозглашались устно, потом — пиьменно. Магистрат избирался на 1 год.

Различались 2 вида эдиктов:

1) годовой (как программа) — был обязателен для того М., который его провозгласил

2) разовый — Магистрат Создавал выполняя свой должностные обязанности по какому либо конректному делу. Был обязателен для тех, в отношений кого издан.

В 367г днэ была учреждена должность ПРЕТОРА. Ему принадлежала юрисдикция в Риме - право организаций суда, процесса по конкретному делу.

В 242г днэ — учреждена должность ПРОВИНЦИАЛЬНОГО ПРЕТОРА и КУРУЛЬНОГО ЭДИЛА. ( рассматривали споры римских граждан на рынках)

Когда претора вступал на должность, римляне собирались на форуме. В своем эдикте претор оглашал виды исков, с которыми римляне могли обращатся к нему, порядок судебного разбирательства.

Со в временем преторы начали изменять свои эдикты. Тогда было принято решение, чтобы эдикт носил постоянный характер. Встал вопрос о провозглашений ВЕЧНОГО ЭДИКТА (разработал Юлиан). Далее никто из преторов не мог менять его.

На обязанности римских магистратов — особенно высших консулов, а затем преторов, лежала общая забота об охране внутреннего гражданского мира и порядка. Для выполнения этой обязанности им была дана почти неограниченная административная власть (imperium) со всеми ее аттрибутами.

В случаях, когда закон оставлял пробелы, когда то или иное частное лицо терпело какой-нибудь ущерб в своих интересах и не имело возможности добиться удовлетворения путем обыкновенного гражданского иска, оно могло обратиться к магистрату с просьбой помочь ему своей властью. Магистрат производил расследование и, если находил просьбу, жалобу просителя заслуживающей внимания, удовлетворял ее. При этом консул, а позднее претор, формально опирался на свое imperium, материально же на свою обязанность и свое право охранять гражданский мир и порядок. Что такое порядок и непорядок, это было предоставлено его свободному суждению, и во всех случаях подобного рода он своим вмешательством устранял известное положение вещей, как некоторый общественный непорядок. Таким путем появились в Риме интердикты, то есть консульские или преторские приказы в их древнейшем и простейшем виде, а вместе с тем зародилось консульское и преторское вмешательство в область гражданских отношений.

Преторы, как и другие магистраты, имели право издавать эдикты, то есть постановления, касающиеся вопросов и компетенции и обязательные на время их должностного года.

Процесс такого взаимодействия

захватывал различные институты права. В некоторых областях права на почве

преторского эдикта сложились целые новые институты. Так, рядом с dominium ex

iure Quiritium (квиритской собственностью) возникла так называемая бонитарная (in

bonis esse), наряду с цивильным наследником (heres) стал преторский

владелец наследства (bonorum possessor ). В других институтах

благодаря преторскому эдикту преобразовывалось содержание институтов

Обычай и закон как источники Римского права.

В законодательстве Юстиниана все право делится на 2 основные группы — писаное и неписаное право. Неписаное — самое древнее право. Обычное право состояла из нескольких элементов:

1) сам обычай — обычай самих квиритов

2) юридические обычай

3) бытовые обычай

Бытовые обычай применялись каждый день и не имели правовую силу.

Чтобы являться юридическим обычаем, нужно было обладать некоторыми признаками:

1) Данное правило поведения часто применяется на практике при конкретных жизненных обстоятельствах

2) это правило поведения не имеет автора

3) данное правило поведения должно прижиться в обществе на протяжении 1 поколения (70 лет)

4) данное правило применяется на определенной территорий.

5) данное правило должно быть признано властью

6) данное правило носит императивный характер- его должны исполнять все.

Обычай — устное правило поведения, часто применяемое на практике, передающееся из поколения в поколение, носящее императивный характер. Обычное право стало включать в себя: практику жрецов, магитратов, преторов. На всех этапах развития Римского права обычай признавались его источником.

В классический период силу закона приобрели сенатусконсульты. (сенат рекомендует — сенат советует)

В постклассический период силу закона приобретают уже Конституций (распоряжения монарха) — носили императивную форму.

Было несколько видов:

1) Эдикты ( распоряжения или судебное предложение)

2) Мандат ( инструкций для чиновников)

3) Рескрипт ( ответы на вопросы)

4) Декрет ( решения императора по судебному делу)

К 6 в — основной закон — эдикты императора.

Эдикты магистратов и преторов. Их роль в развитии Римского права.

Магистрат — должностное лицо в демократической республике. Избирался путем голосования. Безмозмездная должнсть. Каждый из кандидатов предлагал свою программу. Эта программа получала название ЭДИКТ. Первоначальное эдикты провозглашались устно, потом — пиьменно. Магистрат избирался на 1 год.

Различались 2 вида эдиктов:

1) годовой (как программа) — был обязателен для того М., который его провозгласил

2) разовый — Магистрат Создавал выполняя свой должностные обязанности по какому либо конректному делу. Был обязателен для тех, в отношений кого издан.

В 367г днэ была учреждена должность ПРЕТОРА. Ему принадлежала юрисдикция в Риме - право организаций суда, процесса по конкретному делу.

В 242г днэ — учреждена должность ПРОВИНЦИАЛЬНОГО ПРЕТОРА и КУРУЛЬНОГО ЭДИЛА. ( рассматривали споры римских граждан на рынках)

Когда претора вступал на должность, римляне собирались на форуме. В своем эдикте претор оглашал виды исков, с которыми римляне могли обращатся к нему, порядок судебного разбирательства.

Со в временем преторы начали изменять свои эдикты. Тогда было принято решение, чтобы эдикт носил постоянный характер. Встал вопрос о провозглашений ВЕЧНОГО ЭДИКТА (разработал Юлиан). Далее никто из преторов не мог менять его.

Читайте также: