Какую роль играет теория государства и права в повышении правовой культуры

Обновлено: 02.07.2024

Роль правовой культуры в формировании правового государства

Идея правового государства заключается в том, что верховенство закона превыше всего по отношению ко всему обществу, к государству, ко всем слоям населения, к личности. Другими словами, это государство, в котором господствует право или другими словами нормативно-правовой акт. Базовыми принципами правового государства являются:

  • главенство закона и права над всей общественной жизнью, в том числе и над органами власти (принцип законности);
  • признание и гарантирование прав и свобод человека и гражданина;
  • разделение государственно власти на три уровня по горизонтали;
  • разграничение полномочий между органами власти различных уровней;
  • стабильность законности и правопорядка в стране и т.д.

Однако на пути построения социально справедливого государства постоянно встает вопрос: каким образом можно этого достигнуть в обществе, где присутствует правовой нигилизм, недостаточно развита правовая культура? Как представляется, формирование правового государства возможно лишь там, где правовая культура и правовое сознание гражданского общества достигли своего совершенства. Отсутствие того и другого в значительной степени затрудняет формирование правового государства, а преждевременное его провозглашение, как это сделано в Конституции РФ, носит характер профанации, рассчитанной на юридическую безграмотность населения.

Любая культура, будь то художественная или религиозная — это, прежде всего, цивилизованный образ жизнедеятельности, структура и система интеллектуальных, духовных, психологических и нравственных ценностей индивида, социальных групп и общества в целом.

Специфика правовой культуры заключается в особой форме жизнедеятельности государства и всех государственных служащих, а также всех субъектов права.

Правовая культура зависит не только от знания законов, безусловного и правильного их применения субъектами государственной власти, но и от нравственности, от уровня экономического развития общества, от материального благосостояния народа. Правовая культура — это особая ценность общества. Другими словами, правовая культура — это не просто то или иное отношение к правовой действительности (правосознание), но прежде всего уважительное отношение к праву. Правовой процесс без правовой культуры не могут существовать друг без друга, ибо они взаимосвязаны между собой. Знания и глубокое понимание роли государства и права в жизни общества, готовность следовать этим знаниям, сообразование своего повседневного поведения с действующим правом, уважение к накопленным правовым ценностям — все это характеристики именно правовой культуры 3 Каминская В. И., Ратинов А. Р. Правосознание как элемент правовой культуры // Правовая культура и вопросы правового воспитания. М., 1994. . Очень часто под правовой культурой понимают уровень правосознания, т.е. знание людьми права, их отношение к закону, суду. Правосознание — это внутренний, индивидуальный регулятор правового поведения, который может характеризоваться как положительно, так и отрицательно, все зависит от обстоятельств, в которых развивается индивид. Как форма или область сознания, правосознание отражает правовую действительность в форме юридических знаний и оценочных отношений к праву и практике его реализации, правовых установок и ценностных ориентаций, регулирующих поведение, деятельность людей в юридически значимых ситуациях. Правосознание определяется социально-экономическими условиями жизни общества, его культурно-правовыми, демократическими или авторитарными традициями, т.е. на все это влияет как правовой режим, установленный в государстве.

Но на самом деле правовая культура — нечто большее, чем правосознание. Она предполагает достаточно высокий уровень правового сознания. Правовая культура опирается на правосознание, однако не сводится к нему, а также к идейно-теоретическим и психологическим элементам правосознания. Она включает в себя юридически значимое поведение субъектов правоотношений. Поэтому можно утверждать, что не каждому человеку, обладающему правосознанием, присуща правовая культура. Лицо, обладающее правовой культурой, характеризуется определенным уровнем знания действующих норм; ему свойственно уважительное отношение к праву и оно строит свое поведение в соответствии с теми положительными оценками права, которые выносит.

Таким образом, правовая культура — это единство правовых знаний, оценок и поведения. Иметь правовую культуру — значит не только самому выполнять требования юридических норм, но и добиваться того, чтобы и другие субъекты следовали им.

Иначе говоря, почти половина опрошенных не ощущают себя активным субъектом правовых отношений. Характерно, что причину такого положения они видят не в недостатках действующего законодательства.

Анализируя некоторые моменты этого опроса, можно отметить, что большинство граждан Российской Федерации не до конца осознают, как важна правовая культура в России.

Чтобы поднять уровень правовой культуры, следует установить рациональный путь становления правосознания личности, помогающий осознать социальную ценность права, понять смысл действующих законов и их личную значимость. В этом случае, даже сталкиваясь с негативными явлениями в правовой сфере, граждане будут воспринимать их не как норму жизни, а как противоречащие праву и требующие устранения.

Таким образом, в процесс правового образования происходит становление позитивного, развитого, целостного правосознания, являющегося ядром правовой культуры личности, побуждая ее к правомерным действиям и поступкам.

Правовое образование гражданина современной России должно опираться на становлении правовой культуры граждан демократического общества. Также необходимо расширить и усовершенствовать систему учебных заведений, ведущих подготовку профессиональных юристов. Речь идет и о среднее специальных, и о высших учебных заведениях и факультетах. Наряду с этим важно осуществлять правовое образование в учебных заведениях неюридического профиля. Особое место должно занять правовое образование и просвещение государственных служащих, от которых в значительной мере зависит реальное обеспечение прав и свобод человека. Такая систематическая юридически-воспитательная работа тем более необходима для России, что в массовом, а нередко и в профессиональном правосознании все еще широко распространены стереотипы нигилистического отношения к праву и государству.

Тем самым, анализируя вышесказанное, нельзя утверждать, что правовая культура не влияет прямо на правовое государство. Следовательно, чем выше уровень правовой культуры, тем быстрее государство станет правовым. В своем заключении еще раз отметим слова М. Монтеля о том, что достоинство государства зависит, в конечном счете, от достоинства образующих его личностей.

Занимая в системе юридических дисциплин базовое мес­то, теория государства и права дает студентам знания наи­более общих закономерностей государственно-правовой жизни общества, закладывает фундамент общей юридичес­кой культуры, юридического мышления, формирует науч­ную базу юридического мировоззрения. Она дает обучаемым первичные представления об основных понятиях государ­ства и права, без которых невозможно усвоение конкретных знаний отраслевых и других юридических дисциплин. Таким образом, эта наука непосредственно участвует в формиро­вании профессиональных качеств будущих специалистов.

Изучение теории государства и права позволяет обучае­мым с подлинно научных позиций давать правильную оцен­ку сложным государственно-правовым явлениям обществен­ной жизни, вскрывать их действительную сущность, пони­мать их социальное назначение, место и роль в политичес­кой системе общества. Овладевшие знаниями общей теории государства и права, юристы могут плодотворно содейство­вать решению разнообразных вопросов государственного и правового строительства.

Современная практическая юриспруденция связана со всеми отраслями знания потому, что научная деятельность и результаты ее практического воплощения в реальные общественные отношения приобретают форму правоотношений, охраняемых государством.

Взаимосвязь и влияние теории государства и права с другими науками

Теория государства и права как общественная наука

Государство изучается не только теорией государства и права, но и другими общественными науками. Деятельность государства не сводится только к правотвор­честву, но и включает в себя экономическое, культурное строительство, управление и т.д.

Как область юриспруденции теорию государства и права можно рассматривать как политико-юридическую науку.

Говоря о месте и роли теории государства и права в системеобщественных наук, необходимо отметить взаи­мовлияние ее и философии, социологии, политологии и др.

Теория государства и права тесно связана и взаимодействует с фило­софией и такими социальными науками как политология, социология, экономическая теория и др.

По отношению к отраслевым наукам теория государ­ства и права выступает как обобщающая. Она изучает наиболее общие закономерности развития и функциони­рования государства и права, в то время как отраслевые науки направлены на исследование общественных отно­шений в рамках соответствующих отраслей права.

Теория государства и права исследует общие для всех отраслевых наук проблемы, выполняет методологическую функцию, при этом формирует свои выводы в тесной связи с отраслевыми науками, исходит из фактического материала, содержащегося в них.

Отраслевые юридические науки руководствуются разработанными теорией государства и права положениями о сущности, типе, форме, функции государства и права, нормы права, юридической обязанности и ответственности.

Взаимодействие теории государства и права с приклад­ными наукамиосуществляется через отраслевые науки.

Являясь фундаментальной отраслью правоведения и теоретической основой для всех юридических наук, теория государства и права взаимосвязана и взаимодействует с другими юридическими науками.

Теория государства и права не только оказывает влияние на отрасле­вые юридические науки, но, и в свою очередь, подвергается определенному влиянию с их стороны благодаря разработке и накоплению отраслевыми юридическими науками огромного эмпирического материала, который используется теорией государства и права при определении ею общих кате­горий и понятий, а также при выработке общей методологии.

С философией. Философия имеет своим предметом общие законы бытия. Она рассматривает место государственно-правовых явлений в развитии общества в целом, служит теоретической базой и методологическим ориентиром для всех юридических наук. Наиболее близко к философии стоят философия права и аналитическая юриспруденция.

Теория государства и права широко использует, философ­ские законы и закономерности, категории и всеобщие понятия: "отношение", "функция", "прогресс", "свобода", "развитие", "эво­люция", "связь", "целое" и др.

С помощью философии вырабатываются мировоззренческие позиции теории государства и права, а теория государства и права дает конкретный мате­риал для философских обобщений.

Основываясь на положениях, разработанных филосо­фией, теория государства и права рассматривает наибо­лее общие закономерности функционирования и развития таких социальных явлений, как право и государство.

Философские категории - причина и следствие; необ­ходимость и случайность; общее, особенное, единичное; сущность и форма; базис и надстройка; материальные и идеологические отношения и т. п. - являются отправ­ными, исходными знаниями, которые в теории государства и права конкретизируются применительно к государствен­но-правовым явлениям.

С философией права. Теория государства и права занимается выявлением и изучением общих закономерностей развития государства и права, а фило­софия права имеет дело с процессом познания и объяснения сути правовой материи, с про­цессом изучения и философского объяснения правового бытия.

С экономической теорией, которая позволяет рассмотреть развитие и функционирование государства и права в связи с изменениями в материальных условиях жизни общества.

Теория государства и права рассматривает экономические условия жизни людей, раскрывает их воздействие на экономику посредством права. В любой цивилизации или общественно-экономической формации экономика опреде­ляет политику, характер и тип государства и права. Проведение государственно-правовых изменений предполагает одновременное пре­образование в экономической сфере и наоборот.

С политологией. Теория государства и права изучает политическое место каждого государства и политики в нем права, а политология использует положения и выводы теории государства и права по вопросам понимания политической власти и государства, функций и механизма государства, форм государственного правления, законности и правопорядка и т.д.

С социологией — наукой о социальных институтах. Теория государства и права опирается в своем развитии на общую социологическую теорию и методологию, изучающую общие и частные закономер­ности функционирования всего общества и развития от­дельных сфер жизни. Государство и право — это социальные институты, но социология оставляет в стороне некоторые собственно юридические аспекты (относящиеся к правовым формам организации государственной власти, правовым методам регулирования общественных отношений и т.п.). Существует специальная область знания — социология права. Наиболее тесная связь теории государства и права с политологией, которая относит государство и право к совокупности политических институтов, изучает политические партии, политический процесс, политическую жизнь в целом.

С социальной психологией. От социально-политической активности или пассивности населения, целенаправленности и исторического оптимизма народа и многого другого зависит жизнеспособность, стабильность и эффективность существующего государства и права. Социально-психологические факторы, предопределяющие собой то или иное состояние общества, имеют для теории государства и права прикладное, теоретическое, политико-практическое значение для понимания сути государства и права, проведения четкого различия между демократическим и псевдодемократическим государством.

С этикой. Реализация правовых норм обеспечивается в необходимых случаях специальным государственным аппаратом, соблюдение норм морали контролируется общественным мнением, поддерживается мерами духовного воздействия, а их нарушения пресекаются с помощью общественного порицания.

Теория государства и права и историко-правовые на­уки имеют как много общего, так и ряд различий. Общ­ее состоит в том, что они рассматривают государство и право в целом, но историко-правовые науки изучают процесс развития государства и права в хронологическом порядке, теория государства и права логически обобщает эти процессы, исследует сущность государства и права, закономерности их функционирования.

Теория государства и права используются знания основных исторических событий и процессов развития государства и права в хронологическом порядке, а история государства и права в процессе познания исторических явлений и событий использует выводы тео­рии государства и права, касающиеся форм правления и форм государственного устройства, госу­дарственного режима, аппарата государства, системы права и источников права, понятия и содержания рецепции права и др.

С историей, которая исследует различные типы цивилизаций в условиях конкретного времени и пространства. Во взаимосвязи с историей находятся такие юридические дисциплины, как история государства и права зарубежных стран, история политических и правовых взглядов и др. История, как правило, не дает обобщающих выводов, не формулирует общие закономерности общественного развития.

Общее теории государства и права и историко-правовых на­ук состоит в том, что они рассматривают государство и право в целом, но историко-правовые науки изучают процесс развития государства и права в хронологическом порядке, теория государства и права логически обобщает эти процессы, исследует сущность государства и права, закономерности их функционирования.

С сравнительным правоведением. Сравнительное право рас­сматривается как составная часть теории государства и права, у них общий понятийный аппарат ("право", "система права", "норма права", "правовые тради­ции", "правовая культура", "правосознание" и пр.), общие цели и предмет, обе науки действуют в одной и той же сфере - правовой, пользуются общими, выработанными в рамках теории государства и права понятиями.

4. Место теории государства и права в системе юридичес­ких наук

Теория государства и права занимается общими и специфи­ческими законами функционирования и развития государ­ства и права, а отраслевые и специальные юридические науки за­нимаются исследованием какой-либо одной области, на­правлением или сферой государственно-правовой жизни.

Общая теория го­сударства и права по отношению к отраслевым и специаль­ным наукам выступает наукой обобщающей, направляющей, имеющей методологическое значение. Она систематизирует выводы отраслевого знания. Эта наука в своих исследова­ниях не имеет таких ограничений в пространстве и времени, как это свойственно отраслевым наукам. Происходит взаимообогащение теории государства и права и других юриди­ческих наук.

Высшая Аттестационная Комиссия России по присужде­нию научных степеней предусматривает десять разделов по классификации юридических наук.

В системе юридических наук теория государства и пра­ва занимает базовую позицию. Она формирует систему знаний о государстве и праве, используемую всеми юри­дическими науками, дает методологическую основу, ана­лизирует и систематизирует достижения прочих наук.

Именно в теории государства и права создается энцик­лопедия права - система терминов и понятий, необходи­мых любой юридической науке.

Юридические науки имеют свою собственную структуру, организованную по предмету изучения. В систему юридичес­ких наук входят:

1. Общетеоретические и историчес­кие (фундаментальные) науки: теория и история государства и права, история политических и правовых взглядов.

2. Отрас­левые юридические науки: конституционное право, государ­ственное право, гражданское, уголовное, трудовое, семей­ное, земельное, финансовое, административное, торговое, налоговое и т.п., а также гражданско-процессуальное, уго­ловно-процессуальное право.

3. Науки, изучающие международные отношения: междуна­родное публичное право, международное частное право, морское, космическое право и т.д.

4. Науки, изучающие орга­низацию, порядок деятельности государственных органов: организация суда и прокуратуры, организация и деятель­ность мест заключения и др.

5. Прикладные юридические науки: криминалистика, судебная медицина, судебная пси­хиатрия, судебная статистика.

Существуют и иные классификации, например, особо выделяется римское право. Появились новые отрасли права, обусловленные новой общественной практикой (космичес­кое, атомное, компьютерное, коммерческое, биржевое, бан­ковское право и др.).

В программы российских учебных заведений включаются такие науки, как философия права, социология права и др., которые выходят за рамки теории государства и права, а тем более специальных юридических наук.

Как всякая наука, теория государства и права имеет свои категории, свою структуру учебного курса.

Категории - это наи­более общие понятия, составляющие структуру отрасли науки. Категории теории государства и права составляют основу для всех областей государствоведения и правоведения. Они представ­ляют собой наиболее объемные понятия, составляющие сложный понятийный аппарат, касающийся самых суще­ственных явлений государственно-правовой действительно­сти: государственная власть, формы государства, формы государственного прав­ления, политический режим, государственный аппарат, политическая система, функции государства, правоотношения, нормы права, реализация права, правовые системы, формы права, правопорядок, законность, право­сознание и др.

Категории образуют структурно-логическую систему курса теории государства и права, которая отражается в программах и учебниках.

Правовая культура является элементом духовной культуры, проявляясь в материализованных оптимизированных элементах. Таким образом, правовая культура представляет собой явление, ядром данного явления является право. При этом право характеризуется законодательной, правоприменительной и иной деятельностью.

В узком смысле под правовой культурой понимается система нормативных отношений, которая основана на взаимодействии социума. В широком смысле ее следует рассматривать в качестве тех знаний, которые возникают в процессе труда и общения, а также реализации прав на материальные и духовные блага.

Правовая культура вытекает из конституционных принципов, например, принципа равенства всех перед законом, принципа справедливости и иных. Такая позиция имеет место в теоретическом плане. Однако на практике всё обстоит несколько иначе.

Факторы, оказывающие влияние на роль правовой культуры

Правовая культура вытекает из следующих факторов:

  • общий уровень правосознания общества, то есть взгляды и отношения общества к праву;
  • вопросы действия и роли органов государственной власти, а также их влияние на общество;
  • актуальные вопросы уровня и качества применения юридической техники в правотворчестве;
  • определение общего правового порядка общества.

Так, по мнению Ю.С. Завьялова, роль правовой культуры определяется нормами Конституции По данной теме мы уже выполнили курсовую работу Функции Конституции подробнее Российской Федерации По данной теме мы уже выполнили реферат Государственность России. подробнее , которая определяет основные положения конституционного строя, закрепляет права и свободы человека и гражданина, является основополагающим правовым актом. Важную роль, по его мнению, занимает Конституционный Суд РФ По данной теме мы уже выполнили реферат Конституционный Суд РФ подробнее , который может признать любой нормативно-правовой акт не соответствующим нормам Конституции РФ По данной теме мы уже выполнили курсовую работу КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО подробнее , а, соответственно, незаконным, что повлияет и на правоотношения в данной сфере.

Готовые работы на аналогичную тему

Влияние правовой культуры на общество также тесно связано с явлением правового нигилизма. Многие люди не доверяют праву, а также органам государственной власти и местного самоуправления, что сильно понижает уровень правовой культуры. Правовой нигилизм укоренился в сознании многих людей, данные люди предпочитают жить по нормам традиций и обычаев.

В России вышеуказанное явление связано с тем, что имеется множество законов, однако далеко не все они применяются должным образом. Многие нормы правовые имеют недостаточно проработанную юридическую конструкцию, кроме того, имеются пробелы в праве, то есть не урегулированные области. Это является результатом правового идеализма, когда люди верили в во власть и вправо, однако это не привело ни к чему хорошему, что привело к утрате доверия.

На сегодняшний день уровень правового нигилизма крайне велик, о чем говорит и статистика:

  • растёт детская жестокость и беспричинное насилие;
  • появилась тенденция снимать сцены насилия на цифровые носители, размещать их в социальных сетях в качестве развлекательных роликов;
  • растёт популярность неформальной в течение, например, готов, эмо и других.

Несмотря на то, что сегодня активно пропагандируется свобода личности, данное явление негативно влияет на общество. Это связано с системой образования и воспитания детей, которые впоследствии станут костяком общества. Для того, чтобы воспитать достойных граждан, требуется пропаганда определённых эстетических ценностей и прав. Практика показывает, что большинство граждан достаточно необразовано в правовом плане.

Подобный вывод говорит о том, что граждане имеют низкий уровень правового образования, что не позволяет им адекватно оценивать правовую обстановку в государстве, принимать правильные выводы. Многие из них не смогут решить проблемы и конфликты законным способом, что также влияет на уровень правовой культуры и правосознания.

Указанные данные указывают на особую роль правовой культуры, в том числе и в Российской Федерации, где сейчас государственный орган и бросает все усилия на формирование правового государства с демократическим уклоном. С одной стороны, данная модель является идеальной. С другой стороны, это именно те положения, которым мы должны стремиться.

Читайте также: