Имеет ли коррупция этнические корни культурные предпосылки казахстан

Обновлено: 25.06.2024

Понятие коррупции

Термин "коррупция" в переводе с латинского (corruptio) означает подкуп, упадок. Этимология слова "коррупция" восходит к глаголу (corrumpere) - "нарушать, ломать". Как правило, речь идет о нарушении административных положений либо морального или социального кодекса.

Коррупцию в целом можно определить как глобальную проблему человечества, плавно перешедшую с античных времен. Имеются данные, которые свидетельствуют, что страсть к деньгам и связанная с нею коррупция были хорошо знакомы еще древней Спарте.

Коррупция связана не только с пороками общества, несовершенством человеческой природы, низкими моральными качествами. Одни лишь формальные закрепленные в законах отношения между государственны­ми и частными структурами не могут обеспечить полноценное функцио­нирование системы и объективно в любом обществе дополняются нефор­мальными отношениями.

Провоцировать на коррупционные действия государственных служащих может: несовершенство законодательства, бездеятельность контро­лирующих структур, атмосфера попустительства, беспринципность руко­водителей, недостаток в организации и деятельности правоохранитель­ных структур, отсутствие механизма контроля за исполнением принима­емых решений, сложившаяся система взяточничества и иных злоупотреб­лений в сфере государственной власти, связанный с ней порядок обяза­тельного "вознаграждения" чиновников за выполнение ими служебных обязанностей, а также отказ руководителей коммерческих и других орга­низаций от обращения за защитой своих прав и законных интересов в правоохранительные органы.

Все страны, переживающие общественную трансформацию, сталкиваются в большей или меньшей мере с проблемами отсутствия эффектив­ного политического и правового контроля, четкой концепции админист­рирования, что приводит к росту коррупции. Недостаточный контроль или отсутствие возможностей по применению санкций, способствуют зло­употреблению властью со стороны номенклатурных работников и чиновников. Осложняют ситуацию объективные сложности в осуществлении экономических реформ.

Коррупция как угроза национальной безопасности гос-ва.

Коррупция - социальное зло, которое пока не удалось преодолеть ни в одной стране мира. Можно ограничить коррупцию, создать условия для предельно возможной чистоты социальных отношений, от злоупотребления возможностями в корыстных целях и в ущерб обществу. Коррупция известна с глубокой древности. Упоминание об этом явлении встречается в сочинениях по искусству государственного управления, в религиозной и юридической литературе Египта, Индии, Китая, Греции – во всех древних цивилизации.«Коррупция возникает, прежде всего, там, где чиновники имеют широкие полномочия при слабом контроле и подотчетности. Политики, чиновники и судьи контролируют доступ к благам и пользуясь этим положением, могут причинить населению и предприятиям дополнительные расходы.

Можно выделить две основных причины неудач противодействия коррупции.

Первая причина — это отсутствие действительной политической воли.
Коррупция носит тотальный характер и пронизывает все сферы человеческой жизни. Она стала привычным явлением, нормой жизни, а ряд экспертов придерживается позиции, что коррупция — это вообще единственный на сегодня реальный способ управления. Поэтому перед нами встает самый главный и самый сложный вопрос — как можно заставить власть принимать эффективные меры по борьбе с коррупцией, если она сама коррумпирована?

Вторая причина заключается в том, что большинство современных отечественных разработок по противодействию коррупции касается лишь отдельных направлений, аспектов, сфер такой борьбы, причем, как правило, в отрыве от решения проблем оздоровления экономики в целом. Ни одну из представленных сегодня классификаций проявлений коррупции, включая законодательство и практику его применения, нельзя признать отвечающей потребностям высокоэффективного противодействия этому явлению.

Законодательство о борьбе с коррупцией

Законодательство о борьбе с коррупцией основывается на Конституции Республики Беларусь и включает в себя настоящий Закон и иные акты законодательства Республики Беларусь, а также международные договоры Республики Беларусь.

Ответственность за правонарушения, создающие условия для коррупции, и коррупционные правонарушения устанавливается Кодексом Республики Беларусь об административных правонарушениях, Уголовным кодексом Республики Беларусь и иными законодательными актами Республики Беларусь.

Способы борьбы с коррупцией

С момента, когда коррупция стала тормозить развитие не только отдельных стран, но и всей мировой экономики (примерно с 1980-х гг), вышли на первый план и стали серьезно разрабатываться способы и подходы борьбы с этим явлением. При этом цели, которых стремились добиться, были разными – от стремления ускорить рост экономики до стремления восстановить социальную справедливость. Среди наиболее часто используемых способов борьбы с коррупцией можно отметить реформы законодательства, которые включают в себя как ужесточение наказаний, так и меры для уменьшения количества ситуаций, предполагающих возникновение коррупции (например, снижение налогов или меньшее количество проверок). Безусловно, одни государственные реформы без поддержки общества не будут эффективны. Следовательно, чтобы достичь реальных успехов в борьбе с коррупцией, необходимо добиться увеличения зависимости государства от граждан. Для этого требуется проводить долгосрочные реформы по сокращению бюрократического аппарата, создавать независимые институты для расследования обвинений в коррупции, а также повышать саму этическую культуру госслужащих. Кроме того, одним из эффективных методов борьбы с коррупцией является полное (или частичное снижение) выгоды от не выполнения своих прямых должностных обязанностей, а так же повышение оплаты или вознаграждения за их успешное выполнение. Эксперты отмечают так же необходимость общественного контроля за выявлением случаев взяточничества в институтах государственной власти, освещение случаев раскрытия дел, связанных с коррупцией должностных лиц, а так же принятие общегосударственных программ, направленных на борьбу с этим явлением. Кроме того, очень важно поддерживать общую атмосферу нетерпимости к коррупции среди населения. В тех органах государственной власти, которые имеют распределительные функции (скажем, распределение земельных участков или контрактов), следует ввести аукционный способ распределения. Таким образом, можно существенно снизить интерес чиновников к объекту распределения. Опыт борьбы с коррупцией в других странах говорит о том, что существенным способом борьбы есть конфискация имущества у лица, которого осудили за этот вид преступления, а так же заснятие депутатской неприкосновенности. Способов много, однако, эксперты склоняются к мысли. Что на сегодняшний день пока нет стопроцентный методов борьбы с коррупцией.

Причины коррупции

В современной экономической науке принято отмечать множественность причин коррупции, выделяя экономические, институциональные и социально-культурные факторы.

Экономические причины коррупции – это, прежде всего, низкие заработные платы государственных служащих, а также их высокие полномочия влиять на деятельность фирм и граждан. Коррупция расцветает всюду, где у чиновников есть широкие полномочия распоряжаться какими-либо дефицитными благами. Особенно это заметно в развивающихся и в переходных странах, но проявляется и в развитых странах. Например, в США отмечено много проявлений коррупции при реализации программы льготного предоставления жилья нуждающимся семьям.

Институциональными причинами коррупции считаются высокий уровень закрытости в работе государственных ведомств, громоздкая система отчетности, отсутствие прозрачности в системе законотворчества, слабая кадровая политика государства, допускающая распространение синекур и возможности продвижения по службе вне зависимости от действительных результатов работы служащих.

В тех странах, где действуют все три группы факторов (это, прежде всего, развивающиеся и постсоциалистические страны), коррупция наиболее высока. Напротив, в странах западноевропейской цивилизации эти факторы выражены гораздо слабее, поэтому и коррупция там более умеренная.

Исторические предпосылки возникновения коррупции

Понятие коррупции

Термин "коррупция" в переводе с латинского (corruptio) означает подкуп, упадок. Этимология слова "коррупция" восходит к глаголу (corrumpere) - "нарушать, ломать". Как правило, речь идет о нарушении административных положений либо морального или социального кодекса.

Коррупцию в целом можно определить как глобальную проблему человечества, плавно перешедшую с античных времен. Имеются данные, которые свидетельствуют, что страсть к деньгам и связанная с нею коррупция были хорошо знакомы еще древней Спарте.

Коррупция связана не только с пороками общества, несовершенством человеческой природы, низкими моральными качествами. Одни лишь формальные закрепленные в законах отношения между государственны­ми и частными структурами не могут обеспечить полноценное функцио­нирование системы и объективно в любом обществе дополняются нефор­мальными отношениями.

Провоцировать на коррупционные действия государственных служащих может: несовершенство законодательства, бездеятельность контро­лирующих структур, атмосфера попустительства, беспринципность руко­водителей, недостаток в организации и деятельности правоохранитель­ных структур, отсутствие механизма контроля за исполнением принима­емых решений, сложившаяся система взяточничества и иных злоупотреб­лений в сфере государственной власти, связанный с ней порядок обяза­тельного "вознаграждения" чиновников за выполнение ими служебных обязанностей, а также отказ руководителей коммерческих и других орга­низаций от обращения за защитой своих прав и законных интересов в правоохранительные органы.

Все страны, переживающие общественную трансформацию, сталкиваются в большей или меньшей мере с проблемами отсутствия эффектив­ного политического и правового контроля, четкой концепции админист­рирования, что приводит к росту коррупции. Недостаточный контроль или отсутствие возможностей по применению санкций, способствуют зло­употреблению властью со стороны номенклатурных работников и чиновников. Осложняют ситуацию объективные сложности в осуществлении экономических реформ.


Transparency International подсчитывает индекс восприятия коррупции (CPI) и глобальный рейтинг стран последние 25 лет. В 2019 году Казахстан занял 113 место из 180 стран в рейтинге TI.

Почему большинство странмира справляется с задачей по искоренению коррупции лучше, чем Казахстан?

Через какие каналы коррупция влияет на общество и что нужно с этим делать?

Каким образом коррупция может замедлять экономический рост?

Как она влияет на состояние экологии и неравенства в обществе?

Как Казахстану эффективно уменьшить уровень коррупции в стране?

Причины коррупции

Коррумпированность страны – это результат совокупности различных экономических, политических, социальных, культурных и исторических факторов.

Известный американский эксперт в области политической коррупции Сьюзан Роуз-Акерман в своих исследованиях выделяет четыре сценария развития коррупции.

Первый — государство распределяет ограниченные ресурсы, в следствие чего взятки помогают рынку прийти к равновесию.

Второй — государственные служащие не получают достаточных стимулов в виде зарплаты и бонусов, возникает среда для коррупции; взятки становятся этими дополнительными стимулами.

Третий — желание людей и компаний уменьшить затраты в виде налогов, тарифов и прочего, и,в этом случае, взятки помогают уменьшить затраты.

Четвертый — система взяток позволяет преступникам получать разрешение на ведение незаконной деятельности.

Давайте посчитаем. Как коррупция влияет на экономический рост

Существует множество исследований причинно-следственной связи между уровнем коррупции и темпами экономического роста.

Известно, что некоторое количество коррупции даже позитивно влияет на экономические процессы. (Например, когда граждане, подкупая чиновников, уклоняются от выполнения неразумных законов, – прим.ред.). Вероятно, существует некий порог уровня коррупции.

Однако ряд недавних исследований показывает, что рост экономики находится в обратной зависимости от уровня коррупции.

В 2015 году Международный Валютный Фонд (МВФ) посчитал, что глобальный объем ущерба от взяток составляет $1,5 — 2 триллиона. Это около 2% от мирового ВВП.

Общий урон от коррупции, несомненно, выше.

По официальным данным (отчет за 2018 год) ежегодный ущерб от коррупции в Казахстане оценивается в сумму более чем 1,6 трлн тенге, или $3,8 млрд. Это чуть больше 2% ВВП страны.

К 2019 году, по данным агентства по делам госслужбы и противодействию коррупции, коррупционные преступления за 3 года нанесли ущерб экономике Казахстана в размере 40 млрд тенге, что составило около 0,03% от ВВП.

Нечестная конкуренция

В экономической теории свободные рынки считаются самыми эффективными в распределении благ в обществе. Нарушение механизмов рыночной конкуренции внутри страны может сказываться на деятельности экономики в целом.

Коррупция может вносить деструктивное влияние в работу рынков. В частности, фокус частных фирм смещается с эффективного производства на выгодное положение за счёт коррупции. Проще говоря, зачем обновлять качество производства, если проще сконцентрироваться на поддержании хороших отношений с бюрократами и обеспечить контракты на несколько лет.

Зачастую эффективные компании, которые занимаются или готовы заниматься инновациями, а не приобретением привилегий, не проходят через сито коррупции. Например, компания Apple со своим IPhone смогла завоевать рынок только в условиях свободной экономики США. А в условиях Казахстана, даже господдержка не помогла заводу по производству планшетных компьютеров заработать в полную мощность.

Таким образом, нечестная конкуренция и дисфункция рынков снижает качество работ и замедляет экономическое развитие. Страдает общество, а предприятия вынуждены закрываться из-за созданных барьеров.

Инвестиционный климат: неопределенность и риски

Принято считать, что прямые внешние инвестиции являются одним из двигателей экономического развития. Привлечение иностранного капитала в страну уже долгое время является одной из важных повесток внешней политики современного Казахстана.

Коррупция создаёт климат, в котором иностранным инвесторам приходится выделять отдельный бюджет для удовлетворения потребностей чиновников.

В качестве примера можно привести случаи когда компании-автопроизводители пытались наладить сборку автомобилей в Казахстане, чтобы поставить на местный рынок доступные автомобили. Как результат влияния коррупции на инвестиционный климат мы получили экономику, в которой стоимость автомобилей на порядок выше чем на ближайших рынках России или Китая.

Ресурсное проклятие и международные суды

Высокие коррупционные риски создают благоприятную почву для некоторых иностранных государств, которые пытаются использовать эти неформальные рычаги в своих целях. Один из примеров, это китайские кредиты для развития дорожной инфраструктуры Казахстана. Коррупционная схема проста – Казахстан берет кредит у Китая на строительство дорог и в силу непрозрачности тендерных процедур, подряды на строительство дорог получают компании, учредителями которых являются бизнесмены из Китая.

Движимые личными краткосрочными выгодами, правящие элиты склонны подписывать невыгодные для своего народа контракты.

В этом ряду — выдача в долгосрочную аренду стратегических объектов, земли, морских портов и аэродромов, неоправданно большие суммы сделок и процентов. Это происходит, из-за отсутствия свободных СМИ и отчетности перед народом.

Таким образом, коррупционность режимов и элит может компрометировать суверенитет государства. Это еще один механизм, через который коррупция создает благоприятные условия для нечестной конкуренции не только для внутренних игроков, но и для внешних инвесторов.

Напомним одно из последних громких дел, где молдавские олигархи Анатол и Габриел Стати обвиняют Казахстан в незаконном захвате собственности и требуют выплату компенсаций в размере $500 млн от правительства. Чтобы было понятно как это влияет на госбюджет Казахстана приведем следующие цифры – в 2019 году правительство Казахстана потратило 15,9 млрд тенге на оплату услуг иностранных юридических фирм для защиты своих интересов в международных судах и арбитражах.

Куда идут государственные расходы

Нет однозначного понимания того, как уровень коррупции влияет на государственные расходы. Но ясно, что он может быть причиной изменения структуры государственных расходов и их низкой эффективности.

В странах с большим уровнем коррупции бюрократы отдают предпочтение не эффективным проектам, а прибыльным. Таким образом, государственные расходы смещаются в сторону энергетического сектора, обслуживания госаппарата и поддержания общественного порядка, обороноспособности и культуры. Здравоохранение, образование и область социальной защиты финансируются скромнее. По этой причине казахстанский госаппарат с большей готовностью финансирует проекты проведения в Казахстане ЭКСПО, Азиады и так далее, чем проекты по повышению качества образования или здравоохранения.

Одно из объяснений заключается в величине проектов, соответственно, размеров взяток, которые можно из них выручить. При этом, сферы обороны, национальной безопасности и энергосектора традиционно менее прозрачны. Это подразумевает меньший контроль над сделками.

Коснулся ли этот тренд нашей страны? Судите сами. В 2019 годуна образование было выделено 3,6% от ВВП. Расходы на медицину составляют около 3% от ВВП, что ниже 5%, рекомендованных Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ).

Коррупция в квазигосударственном секторе

Напомним, что субъектами квазигосударственного сектора являются компании, в которых государство принимает участие или является их акционером.

Важность квазигосударственного сектора в Казахстане намного выше, чем в странах Организации Экономического Сотрудничества (ОЭСР). Чрезмерное участие государства в экономике, в частности, в таких сферах как разведка и добыча природных ресурсов, может негативно сказываться на обществе. Надежность финансовых потоков из бюджета уменьшают стимулы для инноваций и развития в частном секторе, которые бы поощрялись в условиях рыночной конкуренции. Сама конкурентность среды нарушается при участии государственных компаний и монополий.

Одним из признаков присутствия коррупции в этом секторе является отсутствие прозрачности в процессах поощрения топ-управленцев квазигосударственных корпораций. В частных корпорациях такие процессы не могут быть непрозрачными из-за надзора заинтересованных лиц — акционеров, и поэтому в ежегодных отчетах крупных частных компаний, вознаграждения топ-менеджмента расписываются очень детально.

К концу 2019 года, агентство по противодействию коррупции выявило 132 коррупционных преступления, связанных с хищениями, злоупотреблением должностными полномочиями, а также взятками при осуществлении закупок и госпрограмм.

Учитывая, что оборот квазигосударственного сектора может достигать 60% от ВВП Казахстана, он является очень привлекательным пирогом для коррупционеров..

Неформальный сектор в Казахстане

Традиционное теневой экономикой называют финансовые потоки не облагаемые налогами. Среднемировой показатель теневой экономики составляет 31,9%.

В 2018 году размер теневой экономики в Казахстане составлял около 30%.

В 2019 году мы смогли снизить размер неформального сектора на четверть, и он составил 23,6% от ВВП.

Для сравнения, самый низкий размер теневой экономики в Австрии — 8,9%, и в Швейцарии – 7,2%. Несмотря на то, что размер теневой экономики у нас ниже среднемирового уровня в целом, можно считать, что доля неформальной деятельности в Казахстане ещё довольно высока.

Одной из мотивацией для искоренения коррупции и вместе с ней и уменьшения теневого сектора экономики, могут быть дополнительные поступления в бюджет в качестве налогов. Так, если считать, что Казахстан может сократить размер теневой экономики ещё наполовину, и мы сможем потенциально получать 16,8% (количество налогов к ВВП в 2018 году) в форме налогов от 12% ВВП, то это может вылиться в $3,4 млрд или 1,5 трлн тенге.

С другой стороны, участники теневой части экономики не обладают такой же социальной защищенностью по сравнению с участниками формальной экономики. Уязвимость их положения кроется в том, что участники теневой экономики не могут защищать свои права в официальных институтах — судах и правоохранительных органах. Наемные работники же, обычно ввиду отсутствия контрактов, не могут быть защищены Трудовым кодексом. Вдобавок к этому, они не имеют возможности стабильно копить себе на пенсию, получать отпускных или декретных выплат.

Кроме несобранных налогов, тандем коррупции и теневой экономики подрывают авторитет государства в глазах общества, что еще сильнее ухудшает эффективность работы госаппарата. Недоверие граждан к проводимым реформам, а также нежелание людей сотрудничать с государственными органами может привести к их неэффективной реализации. Чтобы убедиться в этом достаточно просмотреть ленту новостей региональных СМИ, когда довольно часто люди пытаются остановить реализацию какого-либо проекта, даже не пытаюсь услышать чиновников. Почему? Потому что нет доверия к органам власти.

Одновременно влияя на государственные доходы и расходы, коррупция наносит ущерб по эффективности работы государства как распределителя благ. Пониженная эффективность государственного аппарата, в свою очередь, может замедлять экономический рост как напрямую через неоптимальное расходование, так и косвенно, оказывая негативное влияние на развитие человеческого капитала.

Стоит отметить, что к теневой экономике относятся случаи экспорта природных ресурсов по заниженным ценам с целью дальнейшей продажи посреднической компанией по рыночной цене, или преступные махинации в финансовом секторе, и противозаконные и контрабандные производства.

Коррупция и человеческий капитал

Другим важным фактором экономического роста является человеческий капитал. Коррупция имеет отрицательное влияние на развитие человеческого капитала посредством двух каналов:

— из-за упущений в сфере образования,

— из-за нарушения эффективности распределения таланта в экономике.

Развитие человеческого капитала является залогом для экономического роста — более образованные и обученные работники и работницы будут показывать соответственно более высокую производительность труда. Более того, из-за продолжительного недостатка финансирования ухудшается общее состояние сферы образования. Низкие заработные платы учителей ведут к увеличению коррупционности внутри учебных заведений.

Кроме этого, низкое качество образования вынуждает граждан получать образование за границей — около 10% всех студентов в 2020 году. При средней стоимости обучения в казахстанском вузе в 400 тыс. тенге, Казахстан недополучает 22 млрд тенге ежегодно от этих студентов.

Самое эффективное распределение таланта в экономике происходит в условиях свободных рынков или при корректном вмешательстве со стороны регуляторов при провалах рынка. При оптимальном распределении таланта в экономике, люди занимают те позиции в обществе, в которых они имеют сравнительное преимущество. Это относится и к частному сектору, так и к государственному.

В условиях коррупции, возможность извлекать дополнительную ренту за счет нечестных практик, создает дополнительные стимулы для работы в государственном аппарате. Теперь, при наличии таких стимулов, госслужба привлекает не тех, кто более для неё подходит, а тех, кому интересна дополнительная прибыль, и кто сможет лучше вжиться в климат, где политическая лояльность может быть важнее, чем профессиональные навыки. Это напрямую влияет на качество работы государственного аппарата, так как он теперь обслуживается менее компетентными кадрами.

Коррупция и экология

Многие исследования показывают, что рост коррупции ведет к усугублению экологических проблем. Коррупция может влиять на загрязнение как напрямую, так и косвенно, замедляя развитие экономики.

Так, одним из каналов загрязнения являются прямые иностранные инвестиции (ПИИ).

В условиях высокого уровня коррупции, ПИИ ведут к менее строгим стандартам охраны окружающей среды.

Практика показала, что в условиях высокой коррупции стандарты в энергетическом секторе по окружающей среде бывают менее строгими. Под низкими стандартами имеются в виду завышенные пороговые уровни выбросов вредных веществ, слабый мониторинг активности предприятий, а также низкие штрафы за нарушение законов в сфере охраны окружающей среды. Крупным корпорациям дешевле заплатить штрафы за загрязнение природы, чем привести производство в соответствие с нормами.

Кроме того, согласно исследованиям западных ученых Пэра Фредрикссона и Якоба Свенссона, политическая стабильность может играть отрицательную роль и приводить к большим загрязнениям при высоком уровне коррупции в стране. То есть, если страной стабильно и долго правит элита, которая поощряет нечестные практики в производстве, это может привести к систематическому ухудшению экологической ситуации.

В целом, в основе отрицательного влияния коррупции на экологическую обстановку в отдельном регионе лежит сдвиг интересов власти. В Казахстане есть множество примеров того, как непродуманные политики или коррупция ведут к экологическим бедствиям и, как следствие, вреду для населения.

Коррупция и бедность

Наличие коррупции и неформальной экономики может помогать бедным слоям населения выживать, уклоняясь от налогов, обходя строгое регулирование, на соответствие которому нужны дополнительные затраты.

С другой стороны, высокая доля неформального сектора приводят к систематическим проблемам, когда государство не уделяет должного внимания социальной сфере и развитию человеческого капитала. Постепенный рост теневой экономики, ослабление институтов власти и хроническое недофинансирование социальной сферы может привести к тому, что общество станет сильно зависимо от коррупции и теневой экономики. Это особенно чревато последствиями для стран, в которых наблюдается сильное неравенство в обществе.

Ситуация бедных слоев общества, оставленных на грани выживания, вряд ли будет улучшаться в условиях высокой коррупции. Для улучшения их положения, государство должно проводить комплексную политику через социальные программы и образование. Такие программы служат социальными лифтами, которые могут помочь людям вырваться из бедности. К сожалению, недостаток финансирования для развития человеческого капитала и рост недоверия к государству, частично обусловленные высоким уровнем коррупции, могут привести к дальнейшей маргинализации в обществе.

Если наше общество решится работать на снижение уровня коррупции в стране, нам стоит вводить такие изменения, которые не поставят под угрозу положение уязвимых слоев населения.

Рекомендации экспертов

Таким образом, эксперты пришли к выводу, что уровень коррупциив нашей стране влияет на все аспекты нашей жизни — от экономического благосостояния граждан и здоровья наших детей до качества воды и воздуха в наших городах.

В условиях высокой коррупции есть несколько механизмов, которые за короткие сроки помогут вывести страну на новый уровень.

— опубликование деклараций государственных служащих, работников квазигосударственного сектора, руководителей бюджетных организаций, должностных лиц, выполняющих государственные функции для обеспечения гражданского контроля;

— обеспечение публичного обсуждения крупных международных инвестиционных контрактов;

— внедрение комплаенс служб в организации квазигосударственного сектора и крупного бизнеса;

— поощрения бизнеса за введение комплаенс служб путем налоговых преференций;

— обеспечение полноценной защиты свидетелей коррупционных преступлений.

Помогите нам рассказывать правду

Наши журналисты не боятся добывать правду, чтобы показывать ее вам. В стране, где власти постоянно хотят что-то запретить, в том числе - запретить говорить правду, должны быть издания, которые продолжают заниматься настоящей журналистикой.

Мы хотим зависеть только от вас — тех, кто хочет знать правду, тех, кто не боится быть свободным. Помогите нам рассказать вам правду.

Пожалуйста, поддержите нас своим вкладом в независимую журналистику!

Это просто сделать – перейдите вот сюда

Можно поддержать нас и через KASPI GOLD, отправив свою сумму на номер 8 777 761 02 61

Читайте также: