Какую подсистему т парсонс считал ответственной за обеспечение единства общества

Обновлено: 17.05.2024

Структурно-функциональный анализ – принцип исследования социальных явлений и процессов как системы, в которой каждый элемент структуры имеет определенное назначение (функцию). Функция в социологии – роль, которую выполняет определённый социальный институт или процесс по отношению к целому (напр., функция государства, семьи и т.д. в обществе).

Основным аспектом его теории является построение общества на основе социального равновесия или порядка, который в свою очередь будет поддерживаться на основе выделенных Парсонсом социальных систем. Парсонс в своей работе рассматривает разделение общества посоциальным системам, но также показывает принадлежность индивида к этим системам.

Схема AGIL. Четыре функциональных императива, характерных для всех систем действия: Adaptation, Goal attainment, Intergation, Latency.

Функция – совокупность действий, направленных на удовлетворение потребности системы. Существует набор четырех функций, необходимых для всех систем:

Адаптация – система должна справляться с носящими случайных характер требованиями внешней среды. Должна адаптироваться к внешней среде и приспособлять к своим потребностям.

Целедостижение – система должна уметь определять свои первичные цели и достигать их

Интеграция – система должна уметь координировать взаимоотношения своих элементов + управлять отношениями A, G, L.

Латентность – поддержание ценностного образца, то есть система должна питать, поддерживать и возобновлять как мотивацию индивидов, так и культурные образцы, создающие и поддерживающие мотивацию.

Поведенческий организм – система действия, которая выполняет функцию адаптации.

Система личности – целедостижение.

Социальная система – интеграция (контроль системных элементов).

Система культуры – функция поддержания ценностного образца (снабжает агентов нормами и ценностями, мотивирующими их к действию).

Главное в социальной системе – общество. В нем четыре функциональные подсистемы:

- экономика – функция адаптации и внешняя среда через труд, производство и распределение

- политика – упорядочивание путем преследования общественных целей и мобилизации для этого агентов и ресурсов

- система попечения – семья, школа и т.д. отсюда – латентная функция – передает агентам культурные образцы (нормы, ценности) и обеспечивает их усвоение.

- социентальное общество – интеграция .

Наиболее важная из структур социальной системы – система культуры, так как она связывает различные элементы социальной системы. Знания, символы, понятия, институалированные образцы передаются через общение и социализацию.

Общество, по Парсонсу, – это сложная система социальных элементов, находящихся в состоянии активного взаимодействия. Взаимодействие социальных элементов направляется системой ценностей. Само развитие общества носит, по Парсонсу, эволюционный характер и описывается с помощью категорий дифференциации и интеграции . Парсонс различает три типа общества:

- примитивный, в котором дифференциация выражена незначительно;

- промежуточный, связанный с появлением письменности, социального расслоения, выделения культуры в самостоятельную область человеческой деятельности;

- современный, характерной чертой которого является отделение правовой системы от религиозной, формирование административной бюрократии, рыночной экономики и демократической избирательной системы.

«Ядром общества как системы является структурированный нормативный порядок, посредством которого организуется коллективная жизнь популяции. Как порядок, он содержит ценности, дифференцированные и патикуляризированные нормы и правила, причем все должно соотноситься с культурой для того, чтобы быть значимым и легитимным. Он задает понимание членства, которое проводит различие между людьми, принадлежащими к обществу и не принадлежащими к нему.

Т. Парсонс рассматривал общество как бесконечное взаимодействие множества индивидов (в чем прослеживается влияние идей М. Вебера),

Ориентация действия имеет два направления:

  • Мотивационная – познавательная (потребность в знании ситуации и ее объектов в отношении друг к другу), катектическая (положительные/ отрицательные установки по отношению к объектам), оценочная (выбор единственного курса действий из множества возможных).
  • Ценностная – познавательная (логика, наблюдение, на основе культурных норм), оценка эмоциональной значимости (тоже на основе норм), моральная (высший апелляционный суд – как действовать)

2. Социальный порядок в обществе

Социализация и социальный контроль – главные механизмы, позволяющие социальной системе сохранять равновесие = социальный порядок. Парсонса интересует система в целом, а не отдельные ее акторы.

Любая система стремится к равновесию, поскольку ей присуще согласие элементов; она всегда воздействует на отклонения так, чтобы скорректировать их и вернуться в равновесное состояние; система преодолевает любые дисфункции, а каждый элемент вкладывает нечто в поддержание её устойчивости.

У Парсонса элементом, упорядочивающим взаимодействующие части, стала структура (неподвижное единство находящихся в постоянном движении социальных действий). Структура понимается как система социальных норм и статусов (или нормативный порядок).

Нормативный порядок включает: социальный порядок и социальные нормы (неизменные правила, которыми руководствуются большие массы людей в силу приданного нормам легитимного статуса).

Он выделял три общих условия социального порядка и интеграции общества:

3) эффективное воздействие права на социальный порядок обеспечивается, в свою очередь, рядом условий

К таким условиям эффективности права он относил то, что:

1) в обществе необходимо наличие в достаточной степени непротиворечивых норм, определяющих социальные ожидания и требования для индивидов и групп (неопределенность в системе экспектаций – главный источник отклонений);

Таким образом, реализация правом своей социальной роли осуществляется различными взаимодействиями в социальной системе, включая процессы институционализации, интернализации права индивидами и легитимации предписаний права со стороны общества, социальных групп и отдельных личностей.

Функционалисты рассматривают общество как систему взаимодействующих частей, каждая из которых оказывает влияние на функционирование целого. В результате нормального функционирования различных частей образуется единое, устойчивое общество. Характерные черты структурного функционализма:

рассматривает общество как устойчивое, единое целое;

устойчивость общественных систем обеспечивается внутренним механизмом контроля (суд, правоохранительные органы);

дисфункции (нарушения) преодолеваются сами по себе или устраняются обществом;

изменения носят постепенный (не революционный) характер;

социальная интеграция основана на признании большинством общества единой системы ценностей.

Понятие структурно-функционального анализа употребляется в двух значениях: как название социологической школы (основатель Т. Парсонс) и метод исследования, в соответствии с которым изменения элемента системы рассматриваются в связи с изменениями всей системы.

Наиболее ярким представителем структурного функционализма является американский социолог Толкотт Парсонс (1902-1979), который предпринял попытку создать всеобщую универсальную систему. В основу существования социальной системы он положил понятие равновесия. Условием выживания и самосохранения социальной системы служит равновесие (общества в целом или отдельного индивида). Нарушение равновесия означает дестабилизацию или гибель социальной системы.

Рассматривая общество как систему, он считает, что любая социальная система должна соответствовать четырем основным функциональным требованиям.

адаптация – приспособление к окружающей среде. Чтобы существовать, система должна обладать определенной степенью контроля над своей средой. Особое значение для общества имеет экономическая среда, которая должна обеспечивать людям необходимый минимум материальных благ.

целеполагание – формулирование целей и мобилизация ресурсов для их достижения. Все общества устанавливают цели, на которые направляется социальная активность;

интеграция – поддержание внутреннего единства и упорядоченности, пресечение возможных отклонений. Главный институт, координирующий части социальной системы, – это право. С помощью правовых норм упорядочиваются отношения между индивидами и институтами, что уменьшает возможность возникновения конфликта;

латентность (поддержание образца) – обеспечение внутренней стабильности, сохранения и поддержания основных ценностей общества посредством социальных институтов семьи, школы, церкви.

По мнению Парсонса общество объединяют: общность ценностей людей и взаимное соблюдение правил социального поведения.

Одно из основных понятий Парсонса – понятие социального действия, которое он продолжил разрабатывать, основываясь на теории М. Вебера. Социальное действие можно охарактеризовать как любое поведение индивида или группы, имеющее значение для других индивидов и групп социальной общности или общества в целом. Основные составляющие элементы социального действия:

деятель (индивид, группа) обладает активностью и может проанализировать ситуацию, поставить перед собой цель;

ситуация определяется факторами, актуальными для субъекта в момент совершения действия;

ориентация на ожидания друг друга.

Особенность социального действия заключается в том, что оно:

символично (наличие механизмов регуляции действия, как язык, традиции, ценности и т.д.);

нормативно (поведение индивида зависит от принятых в данном обществе правил и норм);

Таким образом, структура социального действия определяется:

системой норм и ценностей, которая соотносит цель с ситуацией, ограничивая выбор средств;

принятием индивидуальных решений о путях достижения целей;

существующими средствами и условиями.

Модель системы социального действия Парсонса включает три подсистемы:

социальную – система действий одного или нескольких индивидов (деятелей) обеспечивающая интеграцию действий индивида;

культурную – содержит общие образцы действий, принципы выбора целей, ценностей, знаний и др.;

личностную - система, состоящая из действий индивидуального деятеля, в соответствии с потребностями и организацией целей и ценностей.

Развитие общества, по мнению Т. Парсонса, носит эволюционный характер, в процессе которого происходит дифференциация (неизбежно возникающая и прогрессивно нарастающая неоднородность внутри системы) и интеграция (рост целостности системы благодаря появлению и упрочению новых взаимодополняющих связей и координации между частями).

На основе этого Парсонс выделил три типа общества:

примитивный (в них дифференциация выражена незначительно);

промежуточный (связан с появлением письменности, социального расслоения, выделения культуры в самостоятельную область человеческой деятельности);

современный (характерной чертой является отделение правовой системы от религиозной, формирование административной бюрократии, рыночной экономики и демократической избирательной системы).

2.8.2. Теория обмена Дж. Хоманса

Автор теории обмена (теория действия) - американский социолог Джордж Хоманс (1910-1989), который видил задачу эмпирической социальной науки в описании и объяснении связи между явлениями. Описание связи между явлениями возможно благодаря обобщению наблюдаемых связей и отношений. Такие обобщения, указывающие на предполагаемые закономерности, называют гипотезами. Объяснить связи между явлениями, по мнению Хоманса, можно только психологически. Поэтому центральной категорией его социологии является социальное действие. Понять закономерности социального действия – значит решить главную задачу социологии. Социальное действие, по Хомансу, – это процесс обмена, который строится по принципу рациональности: его участники стремятся к получению наибольшей выгоды при минимальных затратах.

Он объясняет механизм социального действия на основе пяти гипотез:

гипотеза успеха : действие, которое вознаграждается, имеет тенденцию к повторению. Если при повторении действие не вознаграждается, оно не воспроизводится.

гипотеза стимула : если в определенной ситуации определенное действие имело успех, то оно будет повторяться в сходных ситуациях.

гипотеза ценности : чем ценнее вознаграждение, тем выше вероятность повторения действия.

гипотеза лишения-насыщения : чем чаще индивид получал вознаграждение, тем быстрее развивается привыкание (насыщение).

гипотеза фрустрации-агрессии : не получив ожидаемую награду, человек возмущается. В состоянии негодования набольшей ценностью личности является агрессивное поведение.

С помощью этих гипотез Хоманс объясняет все происходящие социальные процессы: социальную стратификацию, политическую борьбу и др.

2.8.3. Феноменологическая социология А. Шюца

Феноменологическое направление в социологии (А. Шюц, П. Бергер, Т. Лукман) основывается на том, что восприятие мира и конкретных фактов зависит от того, как человек интерпретирует, определяет для себя те или иные события. Истолкование ситуации определяется системой ценностей индивида, которую он усвоил в процессе социализации, от его жизненного опыта.

По мнению австрийского социолога Альфреда Шюца (1899-1959), разница ценностных и смысловых значений зависит от принадлежности индивида к той или иной культуре, социальному слою, профессиональной группе. Таким образом, социальные нормы очень вариативны.

Недавно мне прислали для размещения на сайте эссе о социологе Т. Парсонсе и его теории социального порядка. Хотя материал и не совсем о мотивации, само по себе эссе мне показалось довольно познавательным. Поэтому решил поделиться с вами.

Толкотт Парсонс, безусловно, один из самых крупных и интересных социологов-теоретиков XX века.

Огромное значение этого известного ученого для мировой социологии заключается в том, что он осуществил преемственность в развитии социологической теории. Используя работы социологов-классиков (более всего Макса Вебера и Эмиля Дюркгейма), проникнувшись их идеями, он ассимилировал в свои работы богатейший потенциал их теоретических разработок.

Нельзя не назвать концепций В. Парето и А. Маршалла, когда речь идет о системном подходе к обществу и его структурам. Серьезное влияние оказала на взгляды ученого, касающиеся социокультурного развития общества, британская социальная антропология, прежде всего творчество двух ее наиболее известных представителей — Б. Малиновского и А. Радклифф-Брауна.

«Интеллектуальная история последних лет, — пишет Т. Парсонс, — делает, как мне кажется, неизбежным следующий вывод: отношение между марксистским типом мышления и типом мышления, представленным сторонниками теории действия, стоящими на рубеже двадцатого столетия, имеет характер стадиальной последовательности в определенном процессе развития

Для полного осознания теории Парсонса следует ввести некоторые определения и понятия, подразумеваемые создателем теории:

  1. Структурно-функциональный анализ — принцип исследования социальных явлений и процессов как системы, в которой каждый элемент структуры имеет определенное назначение.
  2. Социальное действие — это нечто ограниченное временем и пространством, как бы клетка, ячейка или даже точка, оказывающаяся, однако, центром, в котором пересекаются все взаимодействия таких крупных структур, как общество, личность и культура.
  3. Система — понимается некоторое целое со всеми входящими в него элементами и связями между ними.
  4. Структура — это схема устойчивых элементов этого целого, это не все целое, а только его схема, устойчиво сохраняющаяся во времени.

Теория социального действия — пример развития чистой теории, причем носящий достаточно абстрактный характер.

Когда у Парсонса однажды спросили, почему он занимается такой общей и абстрактной теорией, он полушутя ответил, что к тому времени, когда ему нужно было заниматься изучением общества, все частные области социологической теории были уже разобраны, и ему ничего не оставалось делать, как заинтересоваться общей теорией.

По словам самого Парсонса: «Богом Спенсера была Эволюция, называемая также прогрессом. Спенсер был одним из самых последовательных приверженцев этого божества, хотя далеко не единственным его почитателем.

Вместе со многими другими социальными мыслителями он верил, что человек приближается к вершине долгого линейного процесса, непрерывно и неуклонно идущего из глубины веков, от времен возникновения первобытного человека. Более того, Спенсер верил, что к этому наивысшему пункту уже подходит индустриальное общество современной ему Западной Европы.

Концепция теории действия и социального порядка

Социальный порядок в обществе

Он предлагает два способа достижения согласия в обществе:

При осуществлении сделки заинтересованные стороны составляют контракт на основе нормативных правил. С точки зрения Парсонса, страха перед санкциями за нарушения правил недостаточно, чтобы заставить людей следовать им неукоснительно. Главную роль здесь играют моральные обязательства.

Поэтому правила, регулирующие коммерческие сделки, должны вытекать из общепризнанных ценностей, которые указывают, что является правильным, должным. Следовательно, порядок в экономической системе основывается на общем согласии относительно коммерческой морали. Сфера бизнеса, как и любая другая составляющая деятельности общества, с необходимостью является и сферой морали.

Консенсус в отношении ценностей — фундаментальный интегративный принцип в обществе. Из общепризнанных ценностей следуют общие цели, которые определяют направление действий в конкретных ситуациях.

Например, в западном обществе работники конкретной фабрики разделяют цель эффективного производства, которая вытекает из общего взгляда на экономическую продуктивность. Общая цель становится побудительным мотивом для сотрудничества.

Средствами воплощения ценностей и целей в действия являются роли. Любой социальный институт предполагает наличие комбинации ролей, содержание которых можно выразить с помощью норм, определяющих права и обязанности применительно к каждой конкретной роли.

Нормы стандартизируют и упорядочивают ролевое поведение, делая его предсказуемым, что создает основу социального порядка.

Исходя из того, что консенсус представляет собой важнейшую социальную ценность, Парсонс видит главную задачу социологии в анализе институционализации образцов ценностных ориентации в социальной системе.

Социальные системы

Парсонс полагал, что ни одна социальная система, будь то общество или индивид, не могут выжить, если не решены ее основные проблемы:

  • приспособление к окружающей среде (адаптация);
  • формулирование целей и мобилизация ресурсов для их достижения (целеполагание);
  • поддержание внутреннего единства и упорядоченности, пресечение возможных отклонений (интеграция);
  • обеспечение внутренней стабильности, равновесия, самотождественности системы (латентность — поддержание образца).

В связи с этим ученый выделяет самостоятельные системы, которые, в свою очередь, призваны решить эти проблемы.

Биологические функции дыхания, пищеварения, движения и обработки информации являются основаниями дифференцированных систем органов, каждый из которых специализирован применительно к потребности тех или иных отношений между организмом и его окружающей средой.

Ученый использует этот принцип для построения своего анализа социальных систем.

Итак, он выделял три системы:

  1. Духовная система общества.
  2. Экономическая система общества.
  3. Политическая система общества.

Эти системы различаются по функциям, но главенствующую роль он отдавал духовной системе, так как именно она ориентирована на поддержание устоявшегося образа жизни, воспитания, развития общественного сознания, на разрешение конфликтов.

Социальное действие

Социальное действие, по мнению Парсонса, выполняет в жизни человека определенные функции, обеспечивающие его существование как биосоциального существа.

Среди этих функций можно выделить четыре в зависимости от тех подсистем жизни индивида, в которых они осуществляются:

  1. на биологическом уровне выполняется адаптационная функция социального действия;
  2. в подсистеме усвоения ценностей и норм социальное действие выполняет личностную функцию;
  3. совокупность социальных ролей и статусов обеспечивается социальной функцией;
  4. на уровне усвоения целей и идеалов осуществляется культурная функция.

Таким образом, социальное действие можно охарактеризовать как любое поведение индивида или группы, имеющее значение для других индивидов и групп социальной общности или общества в целом.

Причем действие выражает характер и содержание отношений между людьми и социальными группами, которые, являясь постоянными носителями качественно различных видов деятельности, различаются по социальным позициям (статусам) и ролям.

Основные элементы социального действия: ситуация, условия деятельности, деятель, цели, нормы, правила поведения, способы достижения целей. Все эти элементы включены в систему и каждый выполняет свою функцию.

Социальное действие должно быть целенаправленно и обладает субъективным значением. Ситуацией могут быть разнообразные физические, культурные, социальные факторы, которые актуальны на данный момент.

Тот, кто действует должен владеть знанием условий, в которых реализуется цель, предметов, с которыми он имеет дело; чувствовать потребность в достижении целей и эмоционально реагировать на свою деятельность.

Окончательно структуру социального действия определяют:

  • система норм и ценностей, которая в общих чертах соотносит цель с ситуацией, ограничивая выбор средств, задавая диапазон, набор возможного и невозможного.
  • принятие индивидуальных решений о путях достижения целей.

В определенном смысле всякое действие является действием индивидов. В то же время и организм, и культурная система включают в себя существенные элементы, которые не могут быть исследованы на индивидуальном уровне.

Заключение

Из сказанного можно сделать вывод, что социология, с точки зрения Толкотта Парсонса, главное внимание уделяет субъективной составляющей социальной деятельности.

Социолог считает ведущей формой социальной деятельности – коллективистскую; отказывается от трактовки общественных явлений по аналогии с законами природы; не признает универсальных законов общественного развития; не стремится проектировать переустройство обществ на основе открытых законов.

Парсонс в своей научной работе, на мой взгляд, описал и изучил фундаментальное теоретическое построение, объясняющее наиболее общие социальные процессы.

Исследовав общество на макросоциологическом уровне, он представлял общество как систему и изменение элемента этой системы рассматривается как изменение системы в целом.

Ученый считал основной задачей социологии — дать рекомендации по стабилизации общества, т.е. по поддержанию равновесия.

Равновесие поддерживается социальными системами, которые в свою очередь содержат социальные институты. Социальные институты непосредственно связаны с деятельностью индивида.

Таким образом, четко можно увидеть структурно-функциональный анализ, который явился основным базисом теории Толкотта Парсонса.

На основе анализа конкретных индивидуальных действий и взаимодействий индивидов Парсонс построил формализованную модель общей системы социального действия, включающей подсистемы, находящиеся во взаимоотношениях взаимного обмена.

Общая система имеет след.структуру:

1. Культурная подсистема – структурированная, упорядоченная система символов, служащих ориентирами для агентов, образцами в социальной системе. Эта символическая система, служащая для обеспечения социального взаимодействия.

Трактовал культуру как главную силу, которая связывает элементы системы действия. Культура служит посредником при взаимодействии акторов и объединяет систему личности с социальной системой. Она становится элементом других систем, но также существует отдельно в форме социального запаса знаний, символов и понятий.

2. Социальная подсистема – состоит из множества индивидов, взаимодействующих друг с другом в ситуации, имеющей физический аспект и аспект внешней среды. Эти акторы мотивированы согласно тенденции к оптимизации удовольствия, и их отношение к обстоятельствам определяется и осуществляется в соответствии с системой коллективных символов, которые структурирует культура. Социальные системы следует рассматривать как совокупность социальных действий людей.

3. Подсистема личности – мотивационная структура индивида, организованная система ориентации и мотивации по отношению к действию индивидуального агента. Основной элемент личности – потребностные диспозиции – важнейший элемент мотивации к действию.

Потребностные диспозиции – есть побуждения(энергия, которая делает действие возможным), формируемые социальным окружением. Они побуждают агентов к принятию или отрицанию объектов внешней среды или к поиску новых объектов, если доступные недостаточно удовлетворяют потребностным диспозициям.

4. Поведенческие организмы – индивидуальная психофизическая конституция человека, включая инстинкты и биологические побуждения, влияющие на конкретные социальные действия. Биологический организм рассматривается как видовой тип, который является источником энергии для остальных систем.

Различие между этими системами действия является аналитическим: каждая из них имеет свой организационный фокус. Например, орг.фокусомсоц.системы является взаимодействие между двумя или более индивидами, которое выходит за рамки отдельной личности.

Каждая из подсистем включает в себя еще четыре подсистемы. Подсистемами общества как разновидности социальной системы (подсистемы) являются политическая подсистема, подсистема социализации, экономика и социетальноесообщество.

Различные подсистемы связаны посредством обмена символической информацией. Символ рассматривается в свете того, для чего он служит. Каждая из подсистем располагает обобщенным средством обмена. Например, деньги в области экономики; политическая власть, влияние и ценностные пристрастия.

Механизмы, котрые поддерживают тенденцию системы к упорядоченности, наз-ся функциями сохранения структуры. Любая система должна выполнять четыре функции сохранения собственной структуры, поэтому, каждая из подсистем выполняет конкретную функцию. Функции: адаптации, достижение цели, интеграции и поддержание образца (латентность).

Социальная система – интегративная функция – координация элементов системы

Культурная система – функция сохранения и воспроизводства образца. Культурные коды поддерживают латентные структуры социальных отношений.

Личностная система – целедостижение – исполнитель процессов действия, а, значит, воплощения культурных принципов и предписаний.

Поведенческий организм – адаптация – в нем заложены условия, с котоыми должно сообразовываться действие, а также основные механизмы взаимодействия с физической средой.

Поможем написать любую работу на аналогичную тему

Общая система социального действия Т. У Парсонса, ее подсистемы и их функции.

Общая система социального действия Т. У Парсонса, ее подсистемы и их функции.

Общая система социального действия Т. У Парсонса, ее подсистемы и их функции.

Функционалисты рассматривают общество как систему взаимодействующих частей, каждая из которых оказывает влияние на функционирование целого. В результате нормального функционирования различных частей образуется единое, устойчивое общество. Характерные черты структурного функционализма:

рассматривает общество как устойчивое, единое целое;

устойчивость общественных систем обеспечивается внутренним механизмом контроля (суд, правоохранительные органы);

дисфункции (нарушения) преодолеваются сами по себе или устраняются обществом;

изменения носят постепенный (не революционный) характер;

социальная интеграция основана на признании большинством общества единой системы ценностей.

Понятие структурно-функционального анализа употребляется в двух значениях: как название социологической школы (основатель Т. Парсонс) и метод исследования, в соответствии с которым изменения элемента системы рассматриваются в связи с изменениями всей системы.

Наиболее ярким представителем структурного функционализма является американский социолог Толкотт Парсонс (1902-1979), который предпринял попытку создать всеобщую универсальную систему. В основу существования социальной системы он положил понятие равновесия. Условием выживания и самосохранения социальной системы служит равновесие (общества в целом или отдельного индивида). Нарушение равновесия означает дестабилизацию или гибель социальной системы.

Рассматривая общество как систему, он считает, что любая социальная система должна соответствовать четырем основным функциональным требованиям.

адаптация – приспособление к окружающей среде. Чтобы существовать, система должна обладать определенной степенью контроля над своей средой. Особое значение для общества имеет экономическая среда, которая должна обеспечивать людям необходимый минимум материальных благ.

целеполагание – формулирование целей и мобилизация ресурсов для их достижения. Все общества устанавливают цели, на которые направляется социальная активность;

интеграция – поддержание внутреннего единства и упорядоченности, пресечение возможных отклонений. Главный институт, координирующий части социальной системы, – это право. С помощью правовых норм упорядочиваются отношения между индивидами и институтами, что уменьшает возможность возникновения конфликта;

латентность (поддержание образца) – обеспечение внутренней стабильности, сохранения и поддержания основных ценностей общества посредством социальных институтов семьи, школы, церкви.

По мнению Парсонса общество объединяют: общность ценностей людей и взаимное соблюдение правил социального поведения.

Одно из основных понятий Парсонса – понятие социального действия, которое он продолжил разрабатывать, основываясь на теории М. Вебера. Социальное действие можно охарактеризовать как любое поведение индивида или группы, имеющее значение для других индивидов и групп социальной общности или общества в целом. Основные составляющие элементы социального действия:

деятель (индивид, группа) обладает активностью и может проанализировать ситуацию, поставить перед собой цель;

ситуация определяется факторами, актуальными для субъекта в момент совершения действия;

ориентация на ожидания друг друга.

Особенность социального действия заключается в том, что оно:

символично (наличие механизмов регуляции действия, как язык, традиции, ценности и т.д.);

нормативно (поведение индивида зависит от принятых в данном обществе правил и норм);

Таким образом, структура социального действия определяется:

системой норм и ценностей, которая соотносит цель с ситуацией, ограничивая выбор средств;

принятием индивидуальных решений о путях достижения целей;

существующими средствами и условиями.

Модель системы социального действия Парсонса включает три подсистемы:

социальную – система действий одного или нескольких индивидов (деятелей) обеспечивающая интеграцию действий индивида;

культурную – содержит общие образцы действий, принципы выбора целей, ценностей, знаний и др.;

личностную - система, состоящая из действий индивидуального деятеля, в соответствии с потребностями и организацией целей и ценностей.

Развитие общества, по мнению Т. Парсонса, носит эволюционный характер, в процессе которого происходит дифференциация (неизбежно возникающая и прогрессивно нарастающая неоднородность внутри системы) и интеграция (рост целостности системы благодаря появлению и упрочению новых взаимодополняющих связей и координации между частями).

На основе этого Парсонс выделил три типа общества:

примитивный (в них дифференциация выражена незначительно);

промежуточный (связан с появлением письменности, социального расслоения, выделения культуры в самостоятельную область человеческой деятельности);

современный (характерной чертой является отделение правовой системы от религиозной, формирование административной бюрократии, рыночной экономики и демократической избирательной системы).

2.8.2. Теория обмена Дж. Хоманса

Автор теории обмена (теория действия) - американский социолог Джордж Хоманс (1910-1989), который видил задачу эмпирической социальной науки в описании и объяснении связи между явлениями. Описание связи между явлениями возможно благодаря обобщению наблюдаемых связей и отношений. Такие обобщения, указывающие на предполагаемые закономерности, называют гипотезами. Объяснить связи между явлениями, по мнению Хоманса, можно только психологически. Поэтому центральной категорией его социологии является социальное действие. Понять закономерности социального действия – значит решить главную задачу социологии. Социальное действие, по Хомансу, – это процесс обмена, который строится по принципу рациональности: его участники стремятся к получению наибольшей выгоды при минимальных затратах.

Он объясняет механизм социального действия на основе пяти гипотез:

гипотеза успеха : действие, которое вознаграждается, имеет тенденцию к повторению. Если при повторении действие не вознаграждается, оно не воспроизводится.

гипотеза стимула : если в определенной ситуации определенное действие имело успех, то оно будет повторяться в сходных ситуациях.

гипотеза ценности : чем ценнее вознаграждение, тем выше вероятность повторения действия.

гипотеза лишения-насыщения : чем чаще индивид получал вознаграждение, тем быстрее развивается привыкание (насыщение).

гипотеза фрустрации-агрессии : не получив ожидаемую награду, человек возмущается. В состоянии негодования набольшей ценностью личности является агрессивное поведение.

С помощью этих гипотез Хоманс объясняет все происходящие социальные процессы: социальную стратификацию, политическую борьбу и др.

2.8.3. Феноменологическая социология А. Шюца

Феноменологическое направление в социологии (А. Шюц, П. Бергер, Т. Лукман) основывается на том, что восприятие мира и конкретных фактов зависит от того, как человек интерпретирует, определяет для себя те или иные события. Истолкование ситуации определяется системой ценностей индивида, которую он усвоил в процессе социализации, от его жизненного опыта.

По мнению австрийского социолога Альфреда Шюца (1899-1959), разница ценностных и смысловых значений зависит от принадлежности индивида к той или иной культуре, социальному слою, профессиональной группе. Таким образом, социальные нормы очень вариативны.

Читайте также: