Какую почетную обязанность исполнял благодетель в день праздника правосудия
Обновлено: 16.05.2024
Настоящий художник и писатель всегда на один шаг впереди своего времени и своего общества; поэтому положение настоящего писателя всегда… одно и то же: положение еретика. Е. Замятин
Тревогой за судьбы мира, страны, народа продиктован роман “Мы”, написанный 1920 – 1921 гг., впервые опубликованный в 1924 году Нью-Йорке на английском языке, там же в 1952 г. – на русском. В нашей стране роман увидел свет лишь 1988 г. В журнале “Знамя” № 4, 5. Это роман - антиутопия.
Антиуто пия (англ. dystopia) — направление в художественной литературе и кино, в узком смысле описание тоталитарного государства, в широком смысле — любого общества, в котором возобладали негативные тенденции развития. Назначение утопии состоит прежде всего в том, чтобы указать миру путь к совершенству, задача антиутопии – предупредить мир об опасности.
Но не менее важным в жизни человека является начало, раскрываемое такими терминами, как внутреннее “я”, личность, “субъективный мир человека”, — одним словом, индивидуальное. Роман Замятина содержит предупреждение относительно опасностей, подстерегающих человека социально-технократической эпохи ХХ века. Писатель призывал современников к бдительности: растоптав индивидуальное начало человека (“я”), посредством чрезмерного развития социального начала (“мы”), технократически отделив себя от всей остальной Природы и Космоса, человек скорее деградирует, чем обретает истину существования.
Личности в романе нет. Люди потеряли свое имя, свое “я”, и произошло страшное — они стали. “нумерами”. Есть О-90, Д-503 и другие. Нет людей. И в этом символ обезличенности, полного уничтожения индивидуальности. Жизнь в таком государстве подчинена Часовой Скрижали, предписывающей, когда всем одновременно спать, когда работать или отдыхать.
Стерильный Город и живую природу разделяет Зелёная Стена, за которой люди следуют законам природы, живут, руководствуясь инстинктами и физиологическими потребностями. Там светит ослепляющее солнце, плывут облака, воздух полон всевозможных запахов, земля пружинистая и неровная. Ветер кружит голову и опьяняет оказавшегося за Городом героя. Не случайно Д-503 близок к состоянию безумия.
Горожане не подозревают, что за Зелёной Стеной существует жизнь. Основными образами загородного мира являются деревья: “Как свечки, — в самое небо; как на корявых лапах присевшие к земле пауки; как немые зелёные фонтаны”. В мифах дерево выступает в двух формах — древо жизни и древо познания. Свеча, с которой Д-503 сравнивает дерево, означает связь с Богом, с космосом, иными мирами. Когда же дерево напоминает паука, то это символизирует кровожадность и неутомимость, реализуя идею колеса жизни, центром вращения которого является паук — потенциальный источник смерти.
Велико в романе и значение слова — образа МЕФИ. Для героя произведения это слово — знак болезни Города: “. томительной, медленно поднимающейся температуре инкубационного периода врач всегда предпочтёт сыпь и сорокаградусный жар: тут уж, по крайней мере, ясно, что за болезнь. МЕФИ, высыпавшее сегодня на стенах, — это сыпь. ” Семантика слова МЕФИ в романе нигде не раскрывается, оставить его без объяснения невозможно, так как его появление в Городе спровоцировало болезнь многих горожан. Опираясь на “Энциклопедию символов, знаков, эмблем”, мы выявляем сакральные значения звуков, составляющих это слово: М — наиболее священная буква; в ней заключено мужское и женское начала; Е — символ окна; Ф — означает равновесие мыслей, тела и духа; И — символизирует всеобщее единство, как во времена строительства Вавилонской башни; также обозначает духовную свободу.
Ангел-хранитель = шпион Запись 7-я: “Есть запах ландыша – и есть мерзкий запах белены: и то и другое запах. Были шпионы в древнем государстве – есть шпионы у нас… Но ведь ясно же: там шпион – это белена, тут шпион – ландыш” Помощники Благодетеля = инквизиция Запись 15-я: “…глупцы…. Сравнивали Операционное с древней инквизицией, но это так нелепо, как ставить на одну точку хирурга… и разбойника… один – благодетель, другой – преступник” Любовь = жестокость Запись 21-я: “…я считаю, что самая трудная и высокая любовь – это жестокость” Счастье = несвобода Запись 31-я: “Ведь все желания – мучительны… И ясно: счастье – когда нет уже никаких желаний, нет ни одного” Запись 16-я: “Крылья – чтобы летать, а нам уже некуда: мы – прилетели, мы – нашли” Душа = холера Запись 16-я: “Как: душа? Душа, вы говорите? Черт знает что! Этак мы скоро и до холеры дойдем…” Икона = Скрижаль Бог = Благодетель
Автор уже в 1920 году сумел предсказать глобальные катастрофы XX века. Главный вопрос, который он поставил в своем произведении: выстоит ли человек перед все усиливающимся насилием над его совестью, душой, волей? В конце романа писатель оставляет нам надежду: I-330 не сдается до самого конца, Д-503 прооперирован насильно, О-90 уходит за Зеленую Стену. Счастье без свободы – или свобода без счастья”? - об этом размышляют герои романа Е.Замятина “Мы”.
Создав мир Единого Государства, идеальное общество, основанное на уничтожении человеческой личности, на превращении человека в “нумера”, “цифру”, общество, где подменены нравственные законы: любовь - ненавистью, свобода – рабством, предательство – осознанной необходимостью; государство, где утилизировано все: от искусства до мира чувств и эмоций, а механизация проникла в сферу человеческих отношений, Е.И. Замятин заставляет нас задуматься об опасности, грозящей миру.
Своим романом Замятин решает ряд важнейших общечеловеческих и политических проблем. Главными в романе являются темы свободы и счастья, государства и личности, столкновение индивидуального и коллективного. Замятин показывает, что не может быть благополучным общество, не считающееся с запросами и интересами своих граждан, с их правом на выбор. В окружающей себя действительности писатель увидел тенденцию к всеобщему уравниванию, обесцениванию человеческой личности. Е. Замятин создает пророческую книгу, в которой рисует модель “нежелательного” будущего – антиутопию.
Читайте также: