Какую модель адаптации по мертону осуществляет личность если разделяет цели данной культуры

Обновлено: 28.06.2024

Один из первых, кто предпринял научный анализ поведения людей в период разложения общественных ценностей, перехода от одной ценностной парадигмы к другой был Р, Мертон (1910), выдающийся американский социолог, который избирался президентом Американской социологической ассоциации, чьи труды прочно вошли в сокровищницу мировой социологической мысли.

Р. Мертон предложил анализ социальной структуры вообще и политической в особенности через призму двух взаимосвязанных переменных: 1) какие цели отстаивает структура и 2) каковы законные, институциональные средства достижения этих целей. Противоречия между целями и средствами, их характер и острота влияют на то, принимают ли люди общественные цели и используют ли они нормативные или незаконные средства для их достижения.

Учитывая различное отношение индивидов к общественным целям и средствам, Р. Мертон выделил пять типов наиболее характерного поведения — конформизм, инновация, ритуализм, ретретизм, мятеж.

Конформизм — признание как официальных политических целей, так и институциональных средств их достижения. Этот тип распространен, когда степень стабильности общества высока, когда имеет место соответствие и культурным целям, и институциональным средствам,

В Америке, например, главная политическая цель — безусловное обеспечение прав и свобод личности, что связано с организацией и мобилизацией ресурсов для достижения коллективами (государством, деловыми компаниями, церквами и т. д.) их целей. При этом власть политических лидеров коллективов весьма зависима от поддержки широких слоев населения. Для американцев характерна всеобщая ориентация поведения на использование институциональных политических средств: избрание законодательной власти от всех штатов, участие в конкуренции за властные полномочия в федеральных и местных органах власти через политические партии, обращение с петициями к правительству, уважение законов и со стороны государства, и со стороны рядовых граждан и т. д.

Инновация как тип политического поведения предполагает значительное акцентирование цели — обретение как можно большего политического капитала, необходимого для руководящей должности, что сопряжено с использованием, хотя и эффективных, но институционально запрещенных средств достижения власти.

Ритуализм предполагает понижение для себя такой цели, как обретение политического капитала. Надо отметить, что многие американцы, будучи гражданственно активны, проявляя готовность отстаивать свои права и свободы, отнюдь не считают для себя нужным непосредственно участвовать во властных структурах. Возможно, во многом такой тип поведения объясняется и тем, что там экономические отношения непосредственно отделены от политики. Поэтому власть политических лидеров сама по себе не гарантирует получение высоких материальных благ.

Вместе с тем ритуалисты принимают эпизодическое участие в политике — голосуют на выборах, участвуют в отдельных политических акциях. Для общества понижение политической активности людей не оборачивается социальной проблемой, ибо в своих действиях они не выходят за рамки ныне одобряемых политических целей и средств.

Как свидетельствуют результаты социологических исследований, безынициативный тип поведения при следовании институциональным нормам стал распространяться среди широких слоев рабочих, инженеров и государственных служащих. Угроза безработицы и увольнения, войдя в нашу жизнь, вопреки ожиданиям радикалов, сковала политическую активность части населения. Ритуал изм характерен и для определенной части работников культуры и науки. Будучи законопослушными и приверженными только институциональным нормам, они ныне вынуждены интенсифицировать свою профессиональную деятельность и жить, не делая ставку на политическую карьеру.

Наконец, надо учитывать и реальные возможности россиян сознательного и активного участия в поли- тинеской жизни по меркам демократического свободного общества. Для этого необходимо обладать рядом социокультурных характеристик, таких, как способность к политической борьбе, рациональной самоорганизации, а также полагаться на себя, свой труд и интеллект и т. п.

При ретритизме как типе поведения люди не приемлют как официальные политические цели, так и средства их достижения. Обычно речь идет о лицах, которые отвержены обществом — бродяги, наркоманы, алкоголики. Такие люди есть и в российском и американском обществе.

Весьма любопытен факт, который не получил достаточно аргументированного объяснения,— понижение интереса молодежи к политике, который отмечается как у нас в стране, так и в Америке.

Мятеж как тип поведения предполагает отказ от господствующих политических целей и средств борьбы за них, но при этом люди ратуют за принципиально иные, официально неодобряемые политические цели и средства их достижения. И не только ратуют, но и активно действуют в этом направлении.

Однако для современной Америки такой тип поведения является скорее исключением. В обществе с общей системой ценностей, единой мотивацией поведения не могут сколь-либо значимо внедряться мятежные формы поведения.

В. отдельные исторические периоды нашей страны такой тип политического поведения был весьма распространен, и сегодня проблема неординарного и экстремистского поведения вызывает серьезное общественное беспокойство.

Чем же обусловлены подобные вспышки политической аномии?

Ретроспективный взгляд на историческое прошлое России свидетельствует, что акты ненормативного политического поведения возрастают тогда, когда на ценностную дезинтеграцию накладывались еше другие факторы, как-то:

Наконец, отметим, что по разным мотивам некоторые российские граждане выражают недоверие всем ветвям власти, не признают легитимность существующих политических структур и потому не верят, что последние способны обеспечить функциональность их гражданских, социальных и политических прав.

Очевидно, нельзя вообще ликвидировать мятежный тип политического поведения. До сих пор ни одной стране мира это не удавалось сделать полностью. Но свести проблемы к минимуму — задача хотя и нелегкая, но реальная. Общий ориентир движения выработала мировая социологическая мысль — система ценностей, адекватная природе человека, позволяющая ему быть свободным, жить для себя, может обеспечить доминирование нормативного поведения вообще и политического, в особенности.

Алдашева А.А. Психологическая адаптация специалистов к условиям деятельности.

Хрусталева Н.С. Психология эмиграции (социально-психологические и личностные про­блемы)

Сущность.Адаптация–процесс и результат внутренних изменений, внешнего активного приспособления и самоизменения индивида к новым условиям существования.Человек осваивает и использует продукты цивилизации,к ним относятся управленческие,экономические,психологические,педагогические технологии и методы освоения социального пространства. Фактически все элементы человеческой культуры участвуют в формировании личности через механизм адаптации, которая является необходимой доминантой социального развития.

При рассмотрении психологической адаптации выделяют два критерия: субъективный - внутренний критерий, проявляющийся в самооценке эмоционального состояния и психологического благополучия и объективный - внешний критерий, проявляющийся в успешности реализации деятельности (эффективность внешнего функционирования в личностном плане, общении, профессиональной деятельности).

4. Как развитие, так и адаптационный процесс стимулируются внутренними конфликтами личности.Преодоление внутри личностного конфликта, его разрешение требует от субъекта формировать не только развивающие (направленные в будущее) жизненные стратегии, но и адаптационные (направленные на настоящее,здесь и сейчас).
5. Развитие личности предполагает хотя бы относительную адаптацию в значимых жизненных сферах.Развитие и адаптация - два взаимосвязанных психических процесса, две взаимодополняющие стороны жизнедеятельности человека. Адаптация-всегда активный процесс реализации своих генетических (биологических) и личностных возможностей, это всегда само актуализация.

Адаптация происходит на трех уровнях: физиологическом, психологическом и социальном. На физиологическом уровне адаптация означает способность организма человека поддерживать свои параметры в пределах, необходимых для нормальной жизнедеятельности при изменении внешних условий (гомеостаз). На психологическом уровне адаптация обеспечивает нормальную работу всех психических структур при воздействии внешних психологических факторов (принятие взвешенных решений, прогнозирование развития событий).

Социальная адаптация обеспечивает приспособление человека к сложившейся социальной среде за счет умения анализировать текущие социальные ситуации, осознания своих возможностей в сложившейся социальной обстановке, умения удерживать своё поведение в соответствии с главными целями деятельности.

ФОРМЫ На основании этого различают следующие формы адаптации: истинную, мнимую, неполную, полную дезадаптацию.

Холостова выделяет две формы социальной адаптации:

Активная, когда индивид стремиться к воздействию на окружающую среду с целью ее изменения;

Пассивная, когда индивид не стремиться к воздействию на нее.

Выделяют две особые формы: девиантную- приспособление к сложившимся социальным условиям с нарушением принятых в обществе ценностей и норм поведения; -патологическую-приспособление к социальной среде за счет использования патологических форм поведения, вызванных функциональными расстройствами психики.

ТИПОЛОГИЯ

Р. Мертон предложил свою классификацию типов девиантного поведения, модели социальной адаптации личности к выработанным в обществе культурным нормам в зависимости от того, признают ли люди господствующие ценности и следуют ли они правилам достижения ценностных благ

Типология моделей адаптации Мертона

Конформизм - единственный тип недевиантного поведения.Личность разделяет цели данной культуры и общества, стремится осуществить их легальными, рекомендуемыми средствами, осуществляет конформную модель (приспособленческую) поведения или адаптации.

Бунт- направлен на активное противостояние и опровержение норм общественной организации, когда общепризнанные цели и средства воспринимаются со стороны личности неоднозначно, превратно. Как отмечает ученый, приводит к Замене старых целей и средств на новые.

Выделяются основные критерии эффективности процесса социальной адаптации, основаны на модели организации этого процесса:

— конкурентоспособность;— уверенность в стабильности социального благополучия;

— успешность трудоустройства;— закрепление на рабочем месте;— стабильность семейных отн;

— уровень профессиональной подготовки;

— степень удовлетвор-ти взаимоотн-ми с окруж людьми;— удовлетвор-сть работой и зарплатой

Специфика адаптации в переходном обществе. Любая переходная социальная система представляет некую структурную целостность, характеризующуюся динамичностью и разнообразием векторов своего развития.

Конечный результат адаптации:

- формирование принципиально новых моделей социального поведения;

- включение в старые стереотипы поведения новых элементов;

- сохранение старых моделей социального поведения.

Способ осознания социальной реальности:

- идеолого-мифологический, опирающийся на игнорирование результатов приобретаемого практического опыта;

- рационально-праксеологический, основывающийся на результатах приобретаемого практического опыта и выстраивание стратегий социального поведения;

- ситуативно-прагматический, ориентирован на результат приобретаемого практического опыта без выстраивания стратегий поведения.

Реакция на изменение социально-экономических условий:

- креативная, направленная на создание новых моделей поведения;

- мобилизационная, связанная с выработкой новых моделей поведения с использованием (мобилизацией) имеющихся социально-экономических ресурсов;

- пассивная, направленная на использование имеющихся социально-экономических ресурсов ранее сложившимися способами;

- негативная, связанная с поиском моделей и ресурсов для противостояния процессу адаптации;

- эскапистская, ориентированная на отказ от использования имеющихся ресурсов в целях адаптации.

Тесты Витте МУИВ - Ответы Эрудит24

Социально-педагогическая диагностика семей и детей группы риска тесты Витте (Ответы онлайн) emuiv МИЭМП
Спасаем от лишнего стресса в сессию, консультации по любым дисциплинам
Тесты, Зачеты и экзамены

Иерархическую пирамиду потребностей разработал:
Выберите один ответ:
3. Фрейд
К. Роджерс
А. Маслоу
Г. Олпорт

Какое из утверждений точнее всего описывает, что такое коэффициент интеллекта?
Выберите один ответ:
характеристика зоны ближайшего развития
характеристика имеющихся познавательных способностей
характеристика врожденных способностей
мера приобретенных интеллектуальных навыков

Установите соответствие между понятием и его сущностью:
с помощью чего распространяется информация
противоправные действия
поступки не соответствующие нормам
несоответствие психофизического статуса ребенка социальной ситуации

Установите последовательность стадий кризиса по ДЖ. Каплан:
мобилизация внешних и внутренних ресурсов
невозможность решить проблему старыми способами
первичный рост напряжения
дезорганизация личности

- это исторически-конкретная система взаимоотношений между супругами, между родителями и детьми, это малая социальная группа, члены которой связаны брачными или родительскими отношениями, общностью быта и взаимной моральной ответственностью, социальная необходимость в которой обусловлена потребностью общества в физическом и духовном воспроизводстве населения.

группа - это малочисленная по своему составу социальная группа, члены которой объединены общими целями и задачами и находятся в непосредственном устойчивом личном контакте друг с другом, что является основой для возникновения как эмоциональных отношений, так и особых групповых ценностей и норм поведения.

Установите соответствие между типом семьи и его характеристикой:
деловым лидером выступает муж, а эмоциональным— жена
жена является бесспорной главой
равно значимыми признаются профессиональные интересы мужа и жены
муж является бесспорной главой

это выходящее за рамки принятых норм поведение.

Установите порядок процесса мотивации:
побуждения (мотив)
поведение (действие)
цель
потребности

Тесты Витте МУИВ - Ответы Эрудит24

Установите порядок потребностей по теории А. Маслоу:
потребность в самореализации
физиологические потребности
потребность в безопасности
потребность в уважении
потребность в аффилиации

В своем классическом варианте семья кратко характеризуется следующим образом: муж — единоличный глава и покровитель семьи, женская покорность — естественный долг супруги. Брак воспринимался как установленное Богом состояние, при котором мужчина и женщина живут совместно, во взаимопонимании, рождая потомство и тем самым избегая блуда.
Чем ограничивается социальная активность женщины в такой семье?
Чем подкрепляется данный семейный стереотип?
О каком типе семьи идет речь в этом случае?
Какие роли закреплены за мужчиной в таком браке?
Кто обладает большими правами в такой семье?

Таблицы Шульте предназначены для исследования объема внимания, а таблицы Шульте-Горбова для исследования:
Выберите один ответ:
переключаемости внимания
устойчивости внимания
концентрации внимания
динамической асимметрии внимания

Что из перечисленного не является девиантным поведением?
Выберите один ответ:
употребление наркотиков
злоупотребление спиртным
выступление против существующего политического режима
футбольное хулиганство

Первые интеллектуальные тесты для детей были разработаны:
Выберите один ответ:
Бине-Симоном
Эббингаузом
Д.Б. Элькониным
И.П. Павловым

Минимальный возраст, начиная с которого может использоваться цветовой тест отношений А.М. Эткинда:
Выберите один ответ:
7-8 лет
3-4 года
5-6 лет
9-10 лет

Совокупность факторов, вызывающих, провоцирующих, усиливающих или поддерживающих отклоняющееся поведение - .

Тесты Витте МУИВ - Ответы Эрудит24

Установите соответствие между типом девиации и их примерами:
нюхание клея
употребление кокаина
лишение себя жизни
частое употребление водки

Установите временную последовательность стадий коррекционной программы девиантного поведения:
осуществление программы
анализ эффективности программы
выбор методов работы
формулировка проблемы
диагностика
разработка программы

Установите последовательность понятий от начала шкалы полноты самореализации:
личность
человек
индивид
индивидуальность

Совокупность требований и ожиданий, которые предъявляет социальная общность к своим членам с целью регуляции деятельности и отношений - это социальная.

Действия конкретной личности, отклоняющееся от установленных в данном обществе и в данное время законов, угрожающие благополучию других людей или социальному порядку и уголовно наказуемые в крайних своих проявлениях называют .

Установите временную последовательность влияния институтов социализации:
трудовой коллектив
детский сад
университет
школа

Установите соответствие между видом коррекции девиантного поведения и его примером:
просмотр комедийного фильма
рисование страха
приведение аргументов в пользу правильного поведения
аутотренинг

Существует несколько концепций девиантного поведения, в которых ученые по-разному определяют причины девиации.

Кто является автором психоанализа?
Выберите один ответ:
Э.Фромм
Э.Толмен
З.Фрейд
К.Юнг

В связи с ускорением процессов изменения окружающей человека природной и социальной среды человек должен приобретать способность быстрой адаптации к новым условиям.
Частая смена коллективов заставляет уделять всё больше внимания процессу социальной адаптации.
Р. Мертон разработал модель социальной адаптации личности к культурным нормам общества. Критериями для этой модели выступили:
отношение личности к ценностям и социальным целям, транслируемым обществом;
способы достижения личностью ценностей и целей общества.

Содержание работы

Введение ………………………………………………………………………..
3
Какие модели социальной адаптации личности вам известны? Какая из них больше всех вам импонирует.
5
Вспомните (изучите) историю Жанны Д'Арк и проанализируйте ее, используя понятия девиантного поведения…………………………………..
7
Заключение …………………………………………………………………….
9
Список использованной литературы…………………………

Файлы: 1 файл

Контр. Социология.docx

Какие модели социальной адаптации личности вам известны? Какая из них больше всех вам импонирует. . .

Вспомните (изучите) историю Жанны Д'Арк и проанализируйте ее, используя понятия девиантного поведения…………………………………..

Список использованной литературы………………………………………….

Процесс достижения известного соответствия человека требованиям социальной среды определяется как процесс социальной адаптации, а нарушение его – как дезадаптация.

В связи с ускорением процессов изменения окружающей человека природной и социальной среды человек должен приобретать способность быстрой адаптации к новым условиям.

Частая смена коллективов заставляет уделять всё больше внимания процессу социальной адаптации.

Р. Мертон разработал модель социальной адаптации личности к культурным нормам общества. Критериями для этой модели выступили:

  • отношение личности к ценностям и социальным целям, транслируемым обществом;
  • способы достижения личностью ценностей и целей общества.

Модель описывает пять типов социальной адаптации, которые мы рассмотрим далее по тексту.

А теперь, что касается дивиантного поведения.

Девиантное поведение — это пов едение, отклоняющееся от общепринятых, социально одобряемых, наиболее распространенных и устоявшихся норм в определенных сообществах в определенный период их развития.

Всему миру, социальному бытию и каждому человеку свойственно отклоняться от оси своего существования, развития. Причина этого отклонения лежит в особенностях взаимосвязи и взаимодействия человека с окружающим миром, социальной средой и самим собой. Возникающее на основе такого свойства разнообразие в психофизическом, социокультурном, духовно-нравственном состоянии людей и их поведении является условием расцвета общества, его совершенствования и осуществления социального развития.

Ниже мы рассмотрим историю Жанны Д'Арк на примере дивиантного поведения.

Задание 1. Какие модели социальной адаптации личности вам известны? Какая из них больше всех вам импонирует?

Социальная адаптация (лат. adaptare - приспособлять) - процесс приспособления, освоения, как правило, активного, личностью или группой новых для нее социальных условий или социальной среды. В современной социологии социальная адаптация в большинстве случаев понимается как такой социальный процесс, в котором и адаптант (личность, социальная группа), и социальная среда являются адаптивно-адаптирующими системами, то есть активно взаимодействуют, оказывают активное воздействие друг на друга в процессе социальной адаптации.

Анализируя содержание понятия социальной адаптации личности, ее сущность, механизмы, влияющие на этот процесс, необходимо отметить следующие ее характерные особенности, которые отчасти раскрывают закономерности, различные уровни этого явления:

  • адаптирование личности к социальной среде является сложным, противоречивым процессом;
  • процесс социализации и социальной адаптации личности является единым явлением;
  • проблему механизмов социальной адаптации личности необходимо рассматривать в контексте трех ее основных процессов: деятельности, общения и самосознания индивидуумов;
  • тесная связь и взаимозависимость адаптации личности от биологических, физиологических, психических свойств индивидуумов и ее социального развития;
  • cистема социальных институтов, в частности органы и организации, занимающиеся проблемами социальной защиты населения, социальные работники, играют важнейшую роль во всей структуре социальной адаптации как упорядоченной системы, призванной снять регрессивные противоречия в развитии личности.

Модели социальной адаптации личности:

Задание 2. Вспомните (изучите) историю Жанны Д'Арк и проанализируйте ее, используя понятия девиантного поведения.

Жанна очень часто слышала голоса святых. И однажды она услышала, что Францию погубит женщина, но спасает женщина. И на самом деле Францию погубила королева Изабелла Баварская (жена психически больного короля Карла VI). Она заставила мужа подписать в 1420 году Труа Договор с Англией. По этому договору Карл VI выдал свою дочь за английского короля, и именно английский король Генрих V провозглашался наследником короля Франции. И еще Изабелла Баварская за солидное вознаграждение заявила, что ее сын, дофин Карл, рожден не только от короля и поэтому имеет право на престол.

Но через год умерли английский король Генрих V и французский король Карл VI. Дофин Карл объявил договор в Труа незаконным и провозгласил себя королем Карлом VII. Через несколько лет возобновилась война за владение Францией между Карлом VII, герцогом Бургундским и англичанами.

Жанна решила пойти к королю, чтобы он дал ей войско для освобождения Франции. Первую победу она одержала под городом Орлеан, за что ее прозвали Орлеанской девой. Жанна выигрывала победы одну за другой. Про Жанну говорили, что она была очень вынослива, могла спать в доспехах, она мало ела, а пила еще меньше.

Короля стали пугать его окружающие, что Жанна отберет власть у него. И тогда король сделал так, чтобы Жанна попала в плен бургундцам, а те продали ее англичанам.

В мае 1431 года Жанна была сожжена на центральной площади города Руана. И король, которому она так много помогла, ничего не сделал для ее спасения.

Значение подвига Жанны Д’Арк в том, что она показала пример патриотизма и помогла королю сплотить французов на борьбу против захватчиков-англичан.

В 1920 году французская церковь канонизировала Жанну Д’Арк.

История свидетельствует, что общество во все времена пыталось подавлять нежелательные формы человеческого поведения. Резкие отклонения от средней нормы, причем – как в положительную, так и отрицательную сторону – грозят нарушению стабильности общества.

В связи с этими трудностями вполне вероятно, что один и тот же поступок может считаться одновременно девиантным и недевиантным. Вызов, брошенный Жанной Д’Арк католической церкви мог рассматриваться как серьезное преступление в эпоху, когда он был совершен, и как великий подвиг вызывающий всеобщее восхищение последующих поколений.

В заключении хотелось бы отметить следующее.

Под социальной адаптацией понимается процесс активного приспособления человека к новым для него социальным условиям жизнедеятельности.

В процессе адаптации человек выступает объектом воздействия социальной среды и активным субъектом, осознающим влияние этой среды.

Человек как активный субъект осваивает и использует в своей жизнедеятельности продукты человеческой цивилизации, к которым относятся управленческие, экономические, психологические, педагогические технологии и методы освоения социального пространства. Фактически все элементы человеческой культуры участвуют в формировании личности через механизм адаптации, которая является неотъемлемой составной частью, необходимой доминантой социального развития

История Жанны Д'Арк свидетельствует, что общество во все времена пыталось подавлять нежелательные формы человеческого поведения. В качестве осуждаемых обществом носителей нежелательного поведения нередко оказывались гении и злодеи, очень ленивые и сверхтрудолюбивые, нищие и богачи. Жанна Д'Арк совершила великий подвиг, вызывающий всеобщее восхищение последующих поколений.

КНИГИ 411631 АВТОРЫ 126095 СЕРИИ 42597 ЖАНРЫ 502 ГОРОДА 1124 ИЗДАТЕЛЬСТВА 16316 ТЕГИ 320450 СТАТЬИ 564

Наоборот, благоприятные условия внешней среды могут снижать вероятность девиаций. Несмотря на существующую связь между физическими условиями и поведением личности, данный фактор выходит за рамки нашего изучения. Кроме того, он может быть признан недостаточно существенным, поскольку действует очень опосредствованно, и люди ведут себя по-разному при одних и тех же (обычных) физических условиях.

Гораздо более важным фактором, действующим на поведение личности, следует признать внешние социальные условия. К ним относятся:

— общественные процессы (социально-экономическая ситуация, государственная политика, традиции, мода, средства массовой информации и др.);

— характеристики социальных групп, в которые включена личность (расовая и классовая принадлежность, этнические установки, субкультура, социальный статус, принадлежность к учебно-профессиональной группе, референтная группа);

— микросоциальная среда (уровень и стиль жизни семьи, психологический климат в семье, личности родителей, характер взаимоотношений в семье, стиль семейного воспитания, друзья, другие значимые люди).

Социальные факторы отклоняющегося поведения

Влияние общественных процессов и социальных групп на поведение людей рассматривается прежде всего в рамках социологического подхода. (Микросоциальные условия чаще выступают предметом психолого-педагогических исследований и будут рассмотрены в следующих разделах.)

Социологические теории рассматривают девиантное поведение в контексте общественных процессов и норм, утвержденных внутри данного общества. Социальные девиации подчиняются социальным закономерностям, они зависят от времени и общества, их можно прогнозировать, в ряде случаев — ими можно управлять.

Наиболее известными представителями данного направления являются О.Конт, Г. де Тард, А. Кетле, Э.Дюркгейм, М.Вебер, Т. Парсонс, Р. Мертон. Родоначальником социологии девиантного поведения по праву считается французский социолог Эмиль Дюркгейм (1858–1917). Исследование проблем преступности в трудах Э.Дюркгейма занимает значительное место, а его анализ самоубийств считается классическим социологическим исследованием [7, 8].

Таким образом, Э.Дюркгейм рассматривал социальные отклонения преимущественно как следствие нормативно-ценностной дезинтеграции общества. Его идеи получили дальнейшее развитие в работах исследователей (в том числе В.Парето, Л.Козера), признающих в качестве ведущих причин девиантного поведения противоречия между классами и различными социальными силами, например новаторскими и консервативными [3, с. 6].

Не все люди (классы) имеют одинаковые условия для достижения успеха, но они могут адаптироваться к возникшему противоречию несколькими путями. В качестве таких путей адаптации Р. Мертон выделил:

конформизм (полное принятие социально одобряемых целей и средств их реализации);

инновацию (принятие целей, отвержение легитимных способов их достижения);

ритуализм (негибкое воспроизведение заданных или привычных средств);

ретризм (пассивный уход от выполнения социальных норм, например в форме наркомании);

мятеж (активный бунт — отрицание социальных норм) [9, с. 11].

Конфликт между целями и средствами их достижения может привести к аномическому напряжению, фрустрации и поиску незаконных способов адаптации. Данное обстоятельство отчасти объясняет относительно высокий уровень преступности среди низших социальных слоев.

Другими объективными факторами социальных девиаций признаются: различия между участниками социального взаимодействия и невыполнение ожиданий (Т. Парсонса); несоответствие между распределением благ и личными качествами людей (П.Сорокин); влияние норм девиантной субкультуры и обучения (Р.Клауорд, Л.Оулин). Так, личность, с раннего детства помещенная в девиантную субкультуру (криминальную, конфликтную или ретристскую), с большой вероятностью будет проявлять соответствующие формы девиантного поведения.

Читайте также: