Какую литературу можно использовать при ознакомлении детей с родным городом и его историей

Обновлено: 02.07.2024

Базовым этапом формирования у детей любви к Родине следует считать накопление ими социального опыта жизни в своём городе, усвоение принятых норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его культуры. Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине, месту, где родился человек.
В связи с этим огромное значение имеет ознакомление дошкольников с историческим, культурным, национальным, географическим, природно-экологическим своеобразием родного края – города Кумертау Знакомясь с родным городом, его достопримечательностями, ребёнок учится осознавать себя живущим в определённый временной период, в определённых этнокультурных условиях и в то же время приобщается к богатствам национальной и мировой культуры. В этой связи успешность развития ребенка 5 - 7 лет при знакомстве с родным городом станет возможной только при условии их активного взаимодействия с окружающим миром эмоционально-практическим путём, т. е. через игру, предметную деятельность, общение, труд, обучение, разные виды деятельности, свойственные дошкольному возрасту.
Актуальность темы
У каждого счастливого человека есть свой любимый город. Чаще всего любимым городом, поселком, краем является то место, где человек родился или провел много времени, где промчалось детство человека, ведь именно с детством, если оно, конечно же, не было трудным, у большинства людей возникают самые, добрые воспоминания. Сколько бы ни было лет человеку, он всегда помнит какие-то моменты из своего детства, а вместе с ними и места, где они происходили, то есть в любимом городе. Причем этому городу вовсе не обязательно быть столицей или городом-миллионером. Он может быть тихим, заброшенным городком и в то же время являться самым любимым городом, так как с ним связано много приятных впечатлений. У каждого любовь к городу проявляется по-разному. Например, поэты сочиняют стихотворения о любимом городе, композиторы пишут музыку, художники рисунок картины, тем самым прославляя город и увековечивая память о нем на многие годы. Я хочу, чтоб ребятам, город, в котором они живут, стал бы любимым! Этот проект посвящается городу Кумертау - который является Родиной моих воспитанников.
В данном проекте речь пойдёт о значении истории родного города и его влияние на патриотическое воспитание дошкольников. Успешность развития дошкольников при знакомстве с родным городом возможна только при условии активного взаимодействия с окружающим миром эмоционально практическим путём, т. е. через игру, предметную деятельность, общение, труд, обучение, разные виды деятельности, свойственные дошкольному возрасту.

Принцип гуманизации .
Предполагает умение педагога встать на позицию ребёнка, учесть его точку зрения, не игнорировать его чувства и эмоции, видеть в ребёнке полноправного партнёра, а также ориентироваться на высшие общечеловеческие понятия - любовь к семье, родному краю, Отечеству.
Принцип дифференциации.
Заключается в создании оптимальных условий для самореализации каждого ребёнка в процессе освоения знаний о родном городе с учётом возраста, накопленного им опыта, особенностей эмоциональной и познавательной сферы и др.
Принцип интегративности.
Реализуется в сотрудничестве с семьёй, детской центральной детской библиотекой, музеям города и т. п. Содержание краеведческого материала определяется с учётом сочетания всех видов деятельности при знакомстве детей с историко-культурными особенностями города Кумертау
Прогнозируемый результат.
- Обогащенные и систематизированные знания детей об истории города и его культурных ценностях. Сформирован устойчивый интерес к изучению данной проблемы.
- Повышение родительской компетентности по представленной проблеме.
- Участие семей воспитанников в учебно-воспитательном процессе.
- Разработанное методическое и дидактическое сопровождение по данному разделу.
- Реализация проекта позволит повысить детскую, родительскую и педагогическую компетентность в вопросах истории, культуры города Кумертау, поможет сформировать заботливое отношение к родному городу.
Следовательно, данный проект способствует формированию не только познавательного интереса, но и имеет социальное значение.
Реализация проекта
Реализация проекта осуществляется в 3 этапа.
I этап - подготовительный, включает в себя:

анкетирование родителей знаний и представлений о родном городе, его истории, достопримечательностей,

диагностирование детей с целью выявления уровня сформированности знаний и представлений об истории и культуре родного города,

Патриотизм в современных условиях – это, с одной стороны, преданность своему Отечеству, а с другой – сохранение культурной самобытности каждого народа, входящего в состав России. Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач современной педагогики, ведь детство и юность – самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине. Патриотизм – одна из важнейших черт всесторонне развитой личности.

Оглавление

Ознакомление с родным городом и воспитание любви к нему – важнейшая задача патриотического воспитания.
Содержание работы по ознакомлению с родным городом.
Методы и приёмы ознакомления с родным городом.
Анализ педагогического опыта студента на примере одной возрастной группы.
Отражение знаний детей о родном городе в играх, рисунках, рассказах и других видах деятельности.
Педагогические выводы.

Файлы: 1 файл

контрольная.docx

Следует подчеркнуть, что для ребёнка дошкольного возраста характерны кратковременность интересов, неустойчивое внимание, утомляемость. Поэтому неоднократное обращение к одной и той же теме лишь способствует развитию у детей внимания и длительному сохранению интереса к одной теме.

Не менее важным условием нравственно-патриотического воспитания детей является тесная взаимосвязь с родителями. Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребёнка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням. Взаимодействие с родителями способствует бережному отношению и сохранению традиций, семейных связей.

В настоящее время эта работа актуальна и особенно трудна, требует большого терпения, так как в молодых семьях вопросы воспитания патриотизма, гражданственности не считаются важными.

Привлечение семьи к нравственно- патриотическому воспитанию детей требует от воспитателя особого такта, внимания и чуткости к каждому ребёнку.

Большое значение имеют семейные экскурсии по району, городу, посещение с родителями отдельных предприятий и учреждений района и т.д. Итоги таких экскурсий могут быть выражены в фотовыставке, совместном с ребёнком выступлении или снятом фильме. Добровольность участия каждого — обязательное требование и условие данной работы.

Безусловно, всё это приобщает детей к истории страны и своего народа, воспитывает любовь к Родине.

  1. Методы и приёмы ознакомления с родным городом.

Начинать работу по патриотическому воспитанию нужно с создания для детей тёплой, уютной атмосферы. Каждый день ребёнка в детском учреждении должен быть наполнен радостью, улыбками, добрыми друзьями, весёлыми играми. Ведь с воспитания чувства привязанности к родному детскому саду, школе, родной улице, семье начинается формирование того фундамента, на котором будет вырастать чувство любви к своему Отечеству.

В процессе обучения воспитатель использует различные методы и приёмы.

Метод – это способ достижения цели, представляющий собой определённым образом упорядоченную деятельность. Следует отличать методы ведения научных исследований от методов обучения и воспитания.

Методы обучения – это способы работы воспитателя, с помощью которых достигается усвоение детьми знаний, умений и навыков, а также развитие их познавательных способностей.

Приём – это часть метода.

Воспитатель, определяя основной метод обучения, которым он будет пользоваться на занятии, использует разнообразные приёмы для того, чтобы повысить его эффективность. Например, используя беседу как основной метод систематизации знаний детей о родном городе, педагог дополняет это различными приёмами: показом иллюстраций с достопримечательностями, загадыванием загадок, чтением стихотворений.

В основе приёмов ознакомления с родным городом должны присутствовать следующие принципы:

  • принцип личностно-ориентированного общения – индивидуально-личностное формирование и развитие морального облика человека. В процессе обучения дети выступают как активные исследователи окружающего мира вместе с педагогом, а не пассивно перенимают его опыт;
  • принцип наглядности – богатое и разнообразное представление наглядного материала: иллюстрации, фотографии пейзажей, памятников, достопримечательностей и т.д.;
  • принцип занимательности – изучаемый материал должен быть интересным, увлекательным, что формирует у детей желание выполнять предлагаемые виды заданий и стремиться к достижению результата;
  • игровой принцип – усвоение и закрепление полученных знаний в игре (настольные и сюжетно-ролевые игры, тематические сценки, постановки);
  • принцип последовательности – изучение познавательного материала должно проходить последовательно, от простого к сложному, чтобы дети усваивали знания постепенно, в определённой системе.

Основным приёмом при ознакомлении с родным городом, особенно с его историей и достопримечательностями, является составление рассказов для детей. При этом следует учитывать следующее:

Каждый момент ознакомления с родным городом должен быть пронизан воспитанием уважения к человеку – труженику, защитнику города, достойному гражданину.

Работа по ознакомлению с городом должна проводиться систематически, последовательно, на плановой основе, с использованием различных форм (занятия, экскурсии, вечера встреч, посещение музеев и т.д.) по следующим направлениям:

  • изучение истории города, его культурных ценностей, промышленных предприятий, природного окружения, посещения музеев, встречи с интересными людьми и т.д.;
  • составление плана работы на диагностической основе, наработке практического и методического материала.

Создание предметно-развивающей среды:

Работа с детьми:

Работа с родителями:

Проводимая таким образом работа поможет обогатить знание детей о прошлом и настоящем родного города, воспитать чувство любви и гордости за людей, которые в нём живут.

  1. Анализ педагогического опыта студента на примере одной возрастной группы.

Свою работу по ознакомлению детей с родным городом провожу по следующим направлениям: история города, достопримечательности города, символика России и труд взрослых. Поставленные задачи реализую через все виды деятельности: ознакомление с окружающим миром, развитие речи, труд и изодеятельность, игра, работа с родителями. Разработала перспективный план, раскрывающий содержание работы по каждому виду деятельности, используя разнообразные формы работы: занятия, беседы, чтение художественной литературы, составление рассказов по картинкам, экскурсии и пешеходные прогулки, встречи с интересными людьми, сюжетно-ролевые, настольно-печатные и дидактические игры. Использование такого многообразия мероприятий способствует закреплению полученных знаний у детей, благотворно влияет на воспитание патриотических и гражданских чувств, даёт возможность почувствовать детям их причастность к истории и современной жизни города.

  1. Как называется страна, в которой ты живешь?
  2. Как называется город, в котором ты живешь?
  3. Кто основал наш город?
  4. Сколько городу лет?
  5. Как называется улица, на которой находится твоя школа?
  6. На какой улице ты живешь?
  7. Какие еще улицы города Москвы ты знаешь?
  8. Какие достопримечательности ты знаешь в городе Москве?
  9. Каких великих людей, прославивших наш город, ты знаешь (не менее 2-3 имён)?

Результаты опроса показали, что название своей страны и города знают 100% детей. Основателя города знают 70% детей. Сколько городу лет знают 40% опрошенных детей. Улицу, на которой находится школа, знают 70% школьников. Улицу, на которой живут, знают 90% детей. Другие названия улиц назвали 50 % детей. Достопримечательности города назвали 80% детей. Великих людей, прославивших наш город, знают 50% детей.

Таким образом, после проведенного опроса выяснилось, что у большинства опрошенных детей достаточно сформированы знания о родном городе. Данные знания должны оказать положительное влияние в работе по патриотическому воспитанию.

  1. Отражение знаний детей о родном городе в играх, рисунках, рассказах и других видах деятельности.

После проведения опроса детей я наблюдала и проанализировала их деятельность. Анализ игр показал, что родной город не только остался для детей привлекательным объектом познания, его образ наполнился новым содержанием. Усилился интерес к истории, народной культуре, фольклору, к городу, к стране.

В работе с устным народным творчеством дети научились оценивать различные жизненные ситуации, высмеивать недостатки, восхвалять положительные качества людей, сформировалось уважительное отношение к труду. Мы получили представления о национальном женском и мужском костюмах.

Большой интерес у детей вызвали тряпичные куклы, которыми играли бабушки. Простой способ изготовления такой куклы заключается в закручивании двух лоскутков односторонней ткани. Полученную куклу можно нарядить в соответствии с выбранным образом, что проделывали дети с огромным удовольствием и интересом. Занятия с такой куклой для детей – источник эмоциональных переживаний: радости и неизменного удивления. Похоже на фокус – не было ничего, и вдруг появился человечек.

Немкина Елена Владимировна, воспитатель МБДОУ д/с №2 Пермский край, г.Кунгур

«Я узнал, что у меня

Есть огромная родня:

И тропинка, и лесок,

В поле - каждый колосок,

Речка, небо надо мною-

В проекте национальной доктрины образования Российской Федерации подчёркивается, что “система образования призвана обеспечить воспитание патриотов России, граждан правового демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость”.

О важности приобщения ребёнка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отечественному наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живёшь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.

Следует подчеркнуть, что в настоящее время выходит достаточно много методической литературы по данному вопросу. Зачастую в ней освещаются лишь отдельные стороны нравственно-патриотического воспитания детей в конкретных видах деятельности, и нет стройной системы, отражающей всю полноту данного вопроса. Видимо, это закономерно, поскольку чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неотрывности с окружающим миром, и желание сохранять и преумножать богатство своей страны.

Исходя из этого, работа дошкольного учреждения по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста включает целый комплекс задач:

- воспитание у ребёнка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу;

- формирование бережного отношения к природе и всему живому;

- воспитание уважения к труду;

- развитие интереса к русским народным традициям и промыслам;

- формирование элементарных знаний о правах человека;

- расширение представлений о городах России;

- знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн);

- развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;

- формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.

Нравственно-патриотическое воспитание ребёнка - сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств. Чувство Родины. .. Оно начинается у ребёнка с отношения к семье, к самым близким людям - к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе. .. И хотя многие впечатления ещё не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.

Базовым этапом формирования у детей любви к Родине следует считать накопление ими социального опыта жизни в своём городе, усвоение принятых норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его культуры. Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине, месту, где родился человек.

В связи с этим огромное значение имеет ознакомление дошкольников с историческим, культурным, национальным, географическим, природно-экологическим своеобразием родного края - Пермского края. Знакомясь с родным городом, его достопримечательностями, ребёнок учится осознавать себя живущим в определённый временной период, в определённых этнокультурных условиях и в то же время приобщается к богатствам национальной и мировой культуры. В этой связи успешность развития ребенка 5 - 7 лет при знакомстве с родным городом станет возможной только при условии их активного взаимодействия с окружающим миром эмоционально-практическим путём, т. е. через игру, предметную деятельность, общение, труд, обучение, разные виды деятельности, свойственные дошкольному возрасту.

Актуальность темы

У каждого счастливого человека есть свой любимый город. Чаще всего любимым городом, поселком, краем является то место, где человек родился или провел много времени, где промчалось детство человека, ведь именно с детством, если оно, конечно же, не было трудным, у большинства людей возникают самые добрые воспоминания. Сколько бы ни было лет человеку, он всегда помнит какие-то моменты из своего детства, а вместе с ними и места, где они происходили, то есть в любимом городе. Причем этому городу вовсе не обязательно быть столицей или городом-миллионером. Он может быть тихим, заброшенным городком и в то же время являться самым любимым городом, так как с ним связано много приятных впечатлений. У каждого любовь к городу проявляется по-разному. Например, поэты сочиняют стихотворения о любимом городе, композиторы пишут музыку, художники рисунок картины, тем самым прославляя город и увековечивая память о нем на многие годы. Я хочу, чтоб ребятам, город, в котором они живут, стал бы любимым! Этот проект посвящается Кунгуру - городу, который является Родиной моих воспитанников.

В данном проекте речь пойдёт о значении истории родного города и его влияние на патриотическое воспитание дошкольников. Успешность развития дошкольников при знакомстве с родным городом возможна только при условии активного взаимодействия с окружающим миром эмоционально практическим путём, т. е. через игру, предметную деятельность, общение, труд, обучение, разные виды деятельности, свойственные дошкольному возрасту.

Большое значение для познавательного, социально-личностного и нравственного развития детей дошкольного возраста имеет знакомство с родным городом, его достопримечательностями, улицей, на которой проживает ребенок, с известными людьми, которые строили наш город.

Родители имеют недостаточно знаний о своем городе, не уделяют внимание данной проблеме, считая ее неважной, дети не владеют достаточной информацией о родном городе. Не имея достаточного количества знаний, трудно сформировать уважительное отношение к малой Родине.

Следовательно, мы считаем данную проблему актуальной не только для нашего детского сада, но и для общества в целом.

Концептуальные основы проекта.

Освоение этих знаний возможно при целенаправленном систематичном участии в образовательном процессе педагогов, сотрудников ДОУ, родителей воспитанников.

Таким образом, исходя из вышесказанного, мы сформулировали цель, задачи, предполагаемый результат, критерии оценки результативности проекта.

- Осуществление комплексного подхода к воспитанию в духе патриотизма, приобщение дошкольников к истории и культуре родного города, местным достопримечательностям, воспитание любви и привязанности к родному краю.

Задачи проекта:

- Создать условия для восприятия сведений об историческом прошлом и культурном облике родного края;

- Осуществлять ознакомление дошкольников с историческим, культурным, географическим, природно-экологическим своеобразием родного региона;

- Развивать бережное отношение к городу, его достопримечательностям, культурным ценностям, природе;

- Развивать связную речь детей; обогащать и активизировать словарь детей, учить свободно мыслить, фантазировать;

- Воспитывать чувство гордости за своих земляков, эмоционально-ценностное отношение к краю.

Участники проекта

Дети 5-6 лет (старшая группа)

Проект предусматривает активное участие родителей, детей и воспитателей.

Сроки реализации проекта

При выстраивании педагогического процесса по ознакомлению дошкольников с родным городом положены следующие принципы:

Принцип историзма.

Реализуется путём сохранения хронологического порядка описываемых явлений и сводится к двум историческим понятиям: прошлое (давным-давно) и настоящее (в наши дни). С этой целью создан краеведческий минимузей, подобран материал о городе Кунгуре и Пермском крае, включающий как сведения об историческом прошлом, так и современном культурном облике родного края.

Принцип гуманизации .

Предполагает умение педагога встать на позицию ребёнка, учесть его точку зрения, не игнорировать его чувства и эмоции, видеть в ребёнке полноправного партнёра, а также ориентироваться на высшие общечеловеческие понятия - любовь к семье, родному краю, Отечеству.

Принцип дифференциации.

Заключается в создании оптимальных условий для самореализации каждого ребёнка в процессе освоения знаний о родном городе с учётом возраста, накопленного им опыта, особенностей эмоциональной и познавательной сферы и др.

Принцип интегративности.

Реализуется в сотрудничестве с семьёй, детской центральной детской библиотекой, музеями города и т. п. Содержание краеведческого материала определяется с учётом сочетания всех видов деятельности при знакомстве детей с историко-культурными особенностями города Кунгура.

Прогнозируемый результат.

- Обогащенные и систематизированные знания детей об истории города и его культурных ценностях. Сформирован устойчивый интерес к изучению данной проблемы.

- Повышение родительской компетентности по представленной проблеме.

- Участие семей воспитанников в учебно-воспитательном процессе.

- Разработанное методическое и дидактическое сопровождение по данному разделу.

- Реализация проекта позволит повысить детскую, родительскую и педагогическую компетентность в вопросах истории, культуры города Кунгура, поможет сформировать заботливое отношение к родному городу.

Следовательно, данный проект способствует формированию не только познавательного интереса, но и имеет социальное значение.

Реализация проекта

Реализация проекта осуществляется в 3 этапа.

I этап - подготовительный, включает в себя:

  1. анкетирование родителей знаний и представлений о родном городе, его истории, достопримечательностей,
  2. диагностирование детей с целью выявления уровня сформированности знаний и представлений об истории и культуре родного города,

II этап - основной, включает в себя:

  1. Занятия с детьми в соответствии с перспективным планом,
  2. совместные мероприятия с семьями воспитанников,
  3. совместные мероприятия с детьми разного возраста,
  4. экскурсии по городу,
  5. пополнение развивающей среды,
  6. выставки детских работ, семейных коллекций, коллекций сотрудников,

Перспективный план работы по ознакомлению с родным городом детей старшей группы на 2011-2012 учебный год.

Связь с другими видами деятельности

Моя малая Родина

День рождение города

- прослушивание песен о родном городе, чтение стихов,

История возникновения города

Знакомство с гербом города

- знакомство с флагом, гербом и гимном России

- изготовление макета стеллы

Экскурсия по городу

- изготовление макета города,

Они прославили наш город

- беседа о важности труда всех людей

Папа, мама, я - Кунгурская семья (викторина)

- заучивание стихотворений о Кунгуре

Боевая слава города

- изготовление праздничных открыток,

- встреча с ветеранами (прадедушкой одного из детей),

- беседа о подвигах солдат в Великой Отечественной войне

Перспективный план работы по ознакомлению с родным городом детей старшей группы на 2012 -2013 учебный год.

Связь с другими видами деятельности

Наша родина в России

- чтение стихов о Пермском крае,

- рассматривание географической карты

- рассказ об особенностях климата, природы, животного мира

Мой город, дороже которого нет

- прогулки по городу Кунгуре,

- рассказы о достопримечательностях г.Кунгура, о людях разных профессий, которые живут и работают в нашем городе,

- чтение стихов о родном городе, прослушивание песен

Знакомство с государственной символикой.

Герб. Флаг. Гимн России.

- чтение стихов о Родине,

- закрашивание изображения герба Кунгура

Кто такие саамы и где они живут

- посещение Краеведческого музея,

- история проведения соревнований,

- экскурсия по микрорайону,

- знакомство с улицами:

Кунгур - город рыбаков

- рассказ о труде рыбаков,

- чтение стихов, рассказов,

- посещение Краеведческого музея, выставок

III этап - итоговый, включает в себя:

  1. итоговое диагностирование детей,
  2. повторное анкетирование родителей.

Данные мероприятия продемонстрируют количественные и качественные изменения, произошедшие к концу учебного года.

Вывод: Данный проект можно реализовать в условиях большинства дошкольных учреждений. Проект не требует значительных материальных затрат, в его реализацию активно включаются родители воспитанников. Сведения о городе, знаменитых жителях Кунгура доступны и интересны не только детям, но и взрослым.

Автор: Павлова Татьяна Николаевна

Организация: МАДОУ № 28

Населенный пункт: Мурманская область, г. Мончегорск

Детство - каждодневное открытие мира и,

поэтому надо делать так, чтобы оно стало,

прежде всего, познанием человека и Отечества,

их красоты и величия.

Одна из важнейших задач современного общества – нравственное и гражданско-патриотическое воспитание подрастающего поколения. Дошкольное детство – это важнейший период становления человеческой личности. Именно в этот период закладываются нравственные основы будущего гражданина, так как дошкольник отвечает доверием взрослому, ему присуща подражательность, внушаемость, эмоциональная отзывчивость, искренность чувств. Знания, впечатления, пережитые в детстве, остаются с человеком на всю жизнь.

Мир растущего человечка расширяется с каждым днём: дом, в котором он живёт, двор, в котором он играет, детский сад - его второй дом… Всё это неотъемлемая часть его жизни, всё это – Родина.

Воспитание юного патриота и гражданина - это огромная работа, включающая в себя решение целого комплекса задач:

  • воспитание у ребёнка любви и привязанности к семье, родному дому, детскому саду, улице, родному городу;
  • формирование бережного отношения к родной природе и ко всему живому;
  • воспитание уважения к труду других людей;
  • формирование чувства уважения к традициям своего народа;
  • проявления интереса к общественной жизни.

Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой Родине – месту, где родился человек. Расширять круг представлений о родном городе, рассказать, чем он живёт, - значит раздвинуть горизонты познаваемого, заронив в детское сердце искорку любви к Родине. Познавая историю своей малой родины, дети учатся любить родной край, уважать труд людей, живущих рядом. В результате систематической, целенаправленной воспитательной работы у ребёнка сформируются элементы гражданственности и патриотизма.

Содержание работы по ознакомлению детей с родным городом:

Работа по воспитанию любви и привязанности к своему городу требует большой опоры на когнитивную сферу ребенка, на воображение и память.

Четырехлетний ребенок должен знать название своей улицы и той, на которой находится детский сад.

Внимание детей постарше нужно привлечь к объектам, которые расположены на ближайших улицах: школа, кинотеатр, почта, аптека и т.д., рассказать об их назначении, подчеркнуть, что все это создано для удобства людей.

Диапазон объектов, с которыми знакомят старших дошкольников, расширяется – это район и город в целом, его достопримечательности, исторические места и памятники. Детям объясняют, в честь кого они воздвигнуты.

Старший дошкольник должен знать название своего города, своей улицы, прилегающих к ней улиц, а также в честь кого они названы. Ему объясняют, что у каждого человека есть родной дом и город, где он родился и живет. Для этого проводятся экскурсии по городу, на природу, наблюдения за трудом взрослых, где каждый ребёнок начинает осознавать, что труд объединяет людей, требует от них слаженности, взаимопомощи, знания своего дела. И здесь большое значение приобретает знакомство детей с народными промыслами края, народными умельцами.

Взрослые должны рассказать о городе, показывать его. Надо показать ребёнку, что родной город славен своей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, лучшими людьми.

Воспитатель проводит беседы о памятниках, площадях и т.д. Важно, чтобы познавательный материал был понятен детям, вызывал интерес. Дети принимают участие в праздновании дня города. Свои впечатления дети отражают в рисовании, конструировании. Изготовляют подарки к праздникам.

Воспитывая у детей любовь к своему городу, необходимо подвести их к пониманию, что их город – частица Родины, поскольку во всех местах, больших и маленьких, есть много общего:

  • повсюду люди трудятся для всех (учителя учат детей; врачи лечат больных; рабочие делают машины и т.д.);
  • везде соблюдаются традиции: Родина помнит героев, защитивших ее от врагов;
  • повсюду живут люди разных национальностей, совместно трудятся и помогают друг другу;
  • люди берегут и охраняют природу;
  • есть общие профессиональные и общественные праздники и т.д.

Проблема:

У детей с общим недоразвитием речи малый запас слов, связанных с патриотическим воспитанием.

Цель:

Развивать свободное общение детей посредством накопления знаний о родном городе.

Задачи:

  1. Обогащать речь детей путем формирования представлений о городе Мончегорске, его достопримечательностях.
  2. Совершенствовать диалогическую форму речи, используя различные формы работы с детьми.
  3. Воспитывать у детей гордость за родной город, уважение к близким родственникам и жителям города.

Любовь маленького ребёнка-дошкольника к своей маленькой Родине начинается с отношения к самым близким людям – отцу, матери, бабушке, дедушке, с любви к своему дому, к улице, на которой он живет, к детскому саду, и наконец, к городу.

Работу по ознакомлению дошкольников с родным городом провожу по следующим направлениям: история города, достопримечательности города, символика и труд взрослых. Поставленные задачи реализую через все виды деятельности: ознакомление с окружающим, развитие речи, труд и изодеятельность, игра, работа с родителями. Разработала перспективный план, раскрывающий содержание работы по каждому виду деятельности, используя разнообразные формы работы: занятия, беседы, чтение художественной литературы, составление рассказов по картинкам, тематическим альбомам, экскурсии и пешеходные прогулки, встречи с интересными людьми, сюжетно-ролевые, настольно-печатные и дидактические игры. Использование такого многообразия мероприятий способствует закреплению полученных знаний у дошкольников, благотворно влияет на воспитание патриотических и гражданских чувств, даёт возможность почувствовать детям их причастность к истории и современной жизни города, обогащает словарный запас детей по теме.

Родители совместно с детьми принимают активное участие в городских конкурсах, акциях, а также в праздниках и развлечениях.

Вывод:

Благодаря целенаправленной работе по ознакомлению дошкольников с родным городом у детей расширились представления о родном городе, об историческом прошлом нашего края, о достопримечательностях Мончегорска и трудовых буднях жителей города. Расширился словарный запас, дети могут составлять рассказы о любимых местах города, читают стихи, делятся своими впечатлениями.

Читайте также: