Какую информацию обязана публиковать кредитная организация

Обновлено: 30.06.2024

Банковская тайна – это юридическая концепция, разработанная для защиты информации об обращения финансовых средств. Используется она при проведении операций сотрудниками банка.

Каждая коммерческая кредитная организация, а также Банк России, должны сохранять полную конфиденциальность при хранении личной информации своих клиентов либо держать эти сведения в ограниченном доступе.

Содержание:

Банковская тайна

Специфика деятельности кредитных организаций такова, что отношения их с клиентами строятся на доверии. Пользователи доверяют кредитным учреждениям банкам свои деньги и, кроме того, документально оформленные сведения о своем финансовом положении.

Разглашение этих данных может негативно сказаться на престиже клиента, а иногда даже иметь более серьезные последствия.

Согласно Конституции Российской Федерации, все граждане страны имеют право на неприкосновенность частной жизни, в том числе сведений о финансовом состоянии. Именно эта часть конфиденциальных данных и охраняется банковской тайной.

Начиная с 2015 года банковская тайна регламентируется ст. 26 Федерального Закона РФ.

По сути банковская тайна – это специфический режим информации, к которой имеет доступ кредитная организация при осуществлении банковских операций. Кроме того, означенные сведения могут стать известны и инстанциям, проверяющим деятельность банка или взаимодействующим с ним.

Кто обязан соблюдать банковскую тайну

Коммерческие банки РФ обязаны хранить в тайне сведения о клиентах и их документах или строго ограничивать распространение такой информации.

Обязанность соблюдения банковской тайны помимо банков, возлагается на:

  • любые организации, занимающиеся кредитованием;
  • аудиторские центры;
  • системы, осуществляющие финансовые расчеты и переводы, а также операторы платежных систем;
  • расчетно-клиринговые и операционные организации; , принимающие страховые платежи от физических лиц, и операторы по приему платежей (платежные агенты и субагенты);
  • страховые компании.

Банки и юридические лица, виновные в распространении банковской тайны или ненадлежащем хранении конфиденциальных сведений о клиентах, по закону несут административную, финансовую, а в ряде случаев и уголовную ответственность.

Если результатом распространения информации стало ухудшение репутации клиента, виновники также могут быть наказаны.

Субъект банковской тайны

Главные субъекты права на банковскую тайну – это ее непосредственные хозяева и лица, использующие данные клиентов.

К хозяевам банковской тайны относятся физические и юридические лица, ставшие клиентами банка либо иной кредитной организации и доверяющие им конфиденциальные сведения о себе, а также их наследники. Владельцам принадлежит исключительное право на использование личной информации по собственному усмотрению.

Помимо физических лиц, владеть информацией могут кредитные организации, банки и иные субъекты, которым в ходе их деятельности поступают данные, имеющие статус банковской тайны. Основой для защиты конфиденциальной информации, переданной клиентом кредитному учреждению, является договора между сторонами.

Используют данные лица, получившие доступ к банковской тайне в ходе исполнения служебных обязанностей или на иных законных основаниях.

Сведения, которые относятся к банковской тайне

Банки и другие кредитные учреждения обязуются не разглашать данные, полученные от клиентов в процессе их обслуживания.

К таким сведениям относятся:

  • категория и реквизиты счета или вклада;
  • операции, произведенные по банковскому счету (депозиту);
  • сумма, находящаяся на счету;
  • паспортные данные физического лица;
  • банковские реквизиты юридического лица;
  • условия заключенных кредитных договоров;
  • объем доходов клиента и его частная собственность;
  • прочая информация о клиенте (дата и место рождения, гражданство, IP-адрес, номер телефона и т. д.).

Все перечисленные сведения не могут передаваться посторонним лицам или распространяться через средства массовой информации.

Что не является банковской тайной

Существует целый ряд сведений, которые не относятся к банковской тайне и не подлежат строгому сохранению. Это:

  • учредительная документация и Устав юридического лица;
  • документы, подтверждающие право на предпринимательство;
  • отчеты о финансовой деятельности юридических лиц;
  • данные, необходимые для контролирования уплаты налогов и других обязательных расчетов;
  • документы, подтверждающие платежеспособность клиента;
  • данные о внутренней структуре организации, компании;
  • документы, подтверждающие уплату налогов;
  • информация о совершенных правонарушениях.

Кто имеет доступ к банковской тайне

Доступ к конфиденциальным сведениям имеют лишь строго обозначенные структуры, относящиеся к списку субъектов – пользователей банковской тайны.

Прежде всего это банки и другие кредитные компании (в том числе зарубежные, ведущие деятельность в РФ), Центробанк России, регулирующий и контролирующий банковскую деятельность.

Также в список пользователей входят государственные органы, которым закон в определенных случаях предоставляет право на ознакомление с конфиденциальной информацией.

К ним относятся:

  1. Судебные органы.
  2. Налоговая и таможенная службы.
  3. Орган валютного контроля, находящийся под юрисдикцией Президента РФ.
  4. Счетная палата Российской Федерации.
  5. Судебные приставы.
  6. Пенсионный фонд РФ.
  7. Государственные или частные нотариусы.
  8. Полиция (если уголовное дело возбуждено и находится в стадии производства).
  9. Зарубежные консульства.
  10. Органы, которые относятся к системе, противодействующей отмыванию преступных доходов и финансированию терроризма. .

Порядок и объем раскрытия информации определяется не только федеральным законодательством, но и самими банками. Для предоставления доступа к банковской тайне требуется постановление судебного органа, санкция прокурора и другие задокументированные предписания.

Ответственность

Ответственность за разглашение банковской тайны возлагается лишь на лиц, обязанных ее соблюдать. Законом предусмотрено несколько видов ответственности:

  1. Гражданская. В данном случае кредитная организация, допустившая факт разглашения, обязана возместить клиенту его ущерб. При этом клиент обязан доказать, что именно распространение сотрудниками банка конфиденциальных сведений явилось причиной понесенных убытков. Гражданского Кодекса РФ. Сначала клиентом подается претензия банку. В случае отказа клиент вправе подать иск в судебный орган. Такой порядок действий крайне важен, ибо в процессе судебных слушаний клиент должен будет подтвердить, что пытался урегулировать конфликт в досудебном порядке, но безрезультатно.
  2. Административная. Чтобы привлечь сотрудников кредитного учреждения к данной форме ответственности, клиенту требуется написать заявление в прокуратуру или полицию.
  3. Уголовная. Лицо, виновное в распространении банковской тайны, привлекается к уголовной ответственности лишь в крайних случаях. Речь идет о получении секретной информации путем угроз, шантажа или подкупа и другими преступными методами. Также уголовная ответственность применяется, если результатом нарушения стал серьезный материальный ущерб, либо имели место иные тяжкие последствия. Причем целью распространения тайны должны быть корыстные намерения. Для возбуждения уголовного дела требуется написать заявление в полицию.

Таким образом, форма ответственности напрямую зависит от степени причиненного клиенту вреда. Почти всегда дело ограничивается возмещением ущерба. Сложность состоит в том, чтобы доказать реальность убытков и их объем.

Для этого придется собрать и предоставить соответствующие документы. Но если все подтверждающие бумаги на руках, можно с полным правом отправляться в банк, а затем в судебный орган, и требовать свою законную компенсацию.

Сколько хранится банковская тайна

Закон гласит, что субъект вправе отозвать соглашение на обработку банком своих персональных данных, и банк обязан прекратить обработку в течение тридцати дней. Исключение составляют некоторые ситуации, оговоренные законодательством.

Хранение личной информации о клиенте должно производиться в пределах срока, необходимого для осуществления целей обработки данных. Когда эти цели достигнуты, информация подлежит ликвидации либо обезличиванию.

При этом организации, ведущие банковскую деятельность, обязаны сохранять сведения, относящиеся к банковской тайне, в течение пяти лет со дня прекращения взаимодействия с клиентом. В случаях, оговоренных законом, эта информация и документы предоставляются уполномоченным органам по их запросам.

Отмена банковской тайны

27 января 2021 года Госдумой были приняты поправки к ст. 86 Налогового кодекса РФ, согласно которым налоговые органы получили доступ к информации о клиентах, относящейся к банковской тайне. Речь идет не только о юридических, но и о физических лицах.

Какие произошли изменения?

  1. Банки обязаны предоставлять налоговым органам по первому требованию копии документов клиентов (паспортов, договоров, доверенностей) и образцы их подписей.
  2. На запрос ФНС банки обязаны отвечать в трехдневный срок, а сохранять конфиденциальную информацию – в течение пяти лет.

По утверждению Минфина, эти нюансы необходимы для осуществления налогового контроля и исполнение РФ своих международных налоговых обязательств.

Анастасия Кривельская-Ершова

Окончила МГУ им. М.В. Ломоносова по специальности журналистика. Несколько лет проработала автором в ведущих финансовых изданиях - ПРАЙМ, ТАСС и других известных в РФ компаниях.

Кто обязан соблюдать банковскую тайну

Рассматривается понятие банковской тайны, кто из внешних органов может запрашивать и получать такую информацию от коммерческих банков и от Банка России.

Что такое банковская тайна?

Банковская тайна – это общее определение того, что любой коммерческий банк и Банк России должны сохранять в ограниченном доступе или с соблюдением полной конфиденциальности.

Определённая информация о клиентах, их документы, а также сведения, связанные с клиентами, которые становятся известны банку в ходе его регулярной коммерческой деятельности (для Банка России – в ходе исполнения ним своих контрольно-регулирующих функций), подлежит неразглашению, нераспространению или весьма ограничена в этом, согласно законодательным актам.

Кроме банков, под обязательность соблюдения банковской тайны подпадают:

электронные платежные системы

  • Все другие кредитные организации небанковской формы;
  • Аудиторские компании;
  • Операторы платёжных систем, сами платёжные системы;
  • Операционные центры, платёжные клиринговые центры;
  • Банковские платёжные агенты и субагенты;
  • Организации, оказывающие услуги страхования.

За распространение либо ненадлежащую сохранность банковской тайны, банки и лица, указанные выше, могут быть привлечены к административной, уголовной и финансовой ответственностям.

В ряде случаев также предусмотрена ответственность за ухудшение репутации клиентов из-за разглашения банковской тайны.

Кто и почему имеет доступ к банковской тайне

Доступ к сведениям, составляющим банковскую тайну, имеют:

открытая банковская ячейка

  • Суды любой юрисдикции;
  • Налоговые и таможенные органы;
  • Орган валютного контроля, уполномоченный Президентом РФ;
  • Счетная палата РФ;
  • Фонд соцстраха РФ;
  • Пенсионный Фонд РФ;
  • Органы исполнения судебных решений (судебные приставы);
  • Милиция, как следственный орган, при наличии постановления о предварительном следствии по находящимся в производстве делам, при обязательном наличии согласия руководителя такого следственного органа;
  • Нотариальные конторы;
  • Консульские учреждения иностранных государств;
  • Орган по противодействую отмывания преступных доходов и противодействующий финансированию терроризма;
  • Единое бюро кредитных историй РФ;

Другие должностные лица, за которыми законодательно закреплено право запроса и получения сведения, составляющих банковскую тайну (согласно их отраслевого законодательства);

  • Материнские (управляющие) компании организаций, в случае их не нахождения на территории Российской Федерации (им могут передаваться сведения, содержащие банковскую тайну, за исключением сведений, являющихся государственной тайной).

Упомянутые органы имеют право запрашивать и получать следующую информацию:

Чем регламентируется банковская тайна. Изменения 2015 года

Статья 26 Федерального Закона РФ определяет:

  • Все основные понятия банковской тайны и её составляющие части;
  • Круг организаций и учреждений, которые обязаны соблюдать требования о сохранности банковской тайны;
  • Органы, имеющие право на получение сведений, составляющих банковскую тайну, с определением того, какая её часть может быть получена каждым конкретным органом в каждом конкретном случае;
  • Ответственность за разглашение банковской тайны.

Отдельно также определены требования к перечню сведений, которые может передавать Банк России регулирующим и надзорным организациям РФ и других стран, центральным банкам других стран, кредитно-финансовым холдингам, банковским объединениям, кредитным организациям, за исключением сведений, составляющих государственную тайну.

В прошлом, 2014 году, было принято два законодательных акта, которые вносят изменения в статью 26 упомянутого Федерального закона:

  • Федеральный закон от 28.06.2014 № 189-ФЗ, в редакции от 22 декабря 2014 (вступает в силу с 01.03.2015 года);
  • Федеральной закон от 22.12.2014 № 432-ФЗ (вступает в силу с 01.03.2015 года).

Наши комментарии по изменениям к банковской тайне

Статья 26 Федерального закона № 189-ФЗ

Федеральный закон № 189-ФЗ внёс такие изменения к статье 26: были исключены слова "с их согласия" в части 16 статьи 26.

Фактически это означает, что ранее сведения о субъектах тайны, их операциях и счетах могли передаваться в Единое бюро кредитных историй только с разрешения самих субъектов тайны.

бюро кредитных историй

Такое положение вещей не могло устраивать коммерческие банки, кредитные организации и создателей Единого бюро кредитных историй, ведь его наполнения реально не происходило.

Да и какая должна быть система, когда у каждого субъекта тайны необходимо было запрашивать его согласие на такую передачу?

Скорее всего, все банковские и кредитные организации должны были дополнять анкеты и договора с клиентами пунктом о согласии последних на передачу сведений о них в Единое бюро кредитных историй.

При этом, система могла заработать только для новых клиентов.

И то – спустя какое-то время, необходимое для проведения банками подготовительной работы, что обычно занимает месяцы.

Текущими изменениями Федеральный закон № 189-ФЗ исключил необходимость выполнения такой работы и сделал систему единой для всех клиентов, как для уже существующих, так и всех новых автоматически, упростив жизнь кредитным операторам.

С другой стороны, банки и кредитные учреждения не обязаны передавать никакие сведения в Единое бюро кредитных историй, поскольку нет законодательных актов, накладывающих такое обязательство.

Надеемся, что это будет следующим логичным шагом в построении реально действующего бюро кредитных историй, из которого со временем можно будет получить не только достоверную, но и полную информацию.

Статья 26 часть 29 Федерального закона № 189-ФЗ

кризис 2014

Суть изменений можно выразить в том, что новая редакция направлена на лучшее урегулирование деятельности по повышению финансово-операционной устойчивости кредитных и банковских организаций.

Её необходимость, как следует понимать, была обусловлена началом периода кризиса в 2014 году и, как следствие, требованием банков дать им возможность вывести свою устойчивость на новый уровень.

Это изменение формулировки позволяет кредитным учреждениям передавать сведения, составляющие банковскую тайну, во внешние органы (включая материнские компании) в ходе процесса по разработке и внедрению шагов по улучшению краткосрочной и долгосрочной ликвидности, сокращению издержек и финансовому оздоровлению, на период кризиса.

Статья 26 часть 31 Федерального закона № 189-ФЗ

Этим же Федеральным Законом вносятся аналогичные изменения к части 31 статьи 26, только уже для Банка России.

Статья 26 часть 32 Федерального закона № 189-ФЗ

Этим же Федеральным Законом вносится новая часть 32 статьи 26, которая гласит, что Банк России может передавать сведения согласно части 31, при условии, что получающие такие сведения органы (в т.ч. других государств):

банк России

  • будут соблюдать такую же или более высокую защиту данных сведений, как и Банк России;
  • не передавать их правоохранительным органам без письменного согласия на это Банка России;
  • не использовать их иначе, кроме как для исполнения своих прямых функций, без письменного согласия на это Банка России.

Такое дополнение призвано повысить защищённость Банка России от запросов надзорных, регуляторных, кредитно-финансовых и правоохранительных органов, за счёт создания дополнительных требований, которые таки органы теперь будут обязаны соблюдать, чтобы получить сведения от Банка России.

Кроме того, дальнейшая судьба передаваемой информации теперь также будет зависеть от Банка России, который может разрешить или запретить использование информации различными инстанциями, если они отличны от тех, кто изначально такую информацию получал.

Читайте также: